Rambler's Top100

№ 229 - 230
1 - 22 января 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

Виктору Ивановичу Переведенцеву 75 лет

Возвращаясь к столетию Вадима Вячеславовича Покшишевского


Google
Web demoscope.ru

Возвращаясь к столетию Вадима Вячеславовича Покшишевского

Некоторое время назад Демоскоп посвятил одну из страниц рубрики "Профессия - исследователь" памяти замечательного российского/советского географа Вадима Вячеславовича Покшишевского (1905-1984). Уже после этого в редакцию поступили воспоминания о Вадиме Вячеславовиче, написанные хорошо его знавшим Георгием Михайловичем Лаппо. Ниже публикуются эти воспоминания, а также шутливое стихотворение, посвященное В.В. Покшишевскому другим известным географом Владимиром Павловичем Максаковским.

О Вадиме Вячеславовиче Покшишевском

Г.М. Лаппо

Г.М. Лаппо (слева) и В.В. ПокшишевскийВ.В. Покшишевский - классик отечественной социально-экономической географии. Теоретик и полевик. Педагог и популяризатор науки. Организатор науки, почетный член Географического общества, удостоенный его высшей награды - Большой золотой медали (единственный из экономико-географов).

Все это относится к очень интересному человеку, живому, динамичному, с хорошо поставленным чувством юмора. Всегда весело и шумно проходили юбилеи В.В. Читались стихи, звучали остроумные тосты, вспоминались забавные ситуации, в которых оказывался юбиляр.

О выдающемся человеке говорят: "Резко выраженная индивидуальность". И такие люди доказывали это своей деятельностью, стилем жизни, темпераментом. А.Е. Ферсмана за темперамент прозвали "шаровой молнией". Н.Н. Баранский - патриарх советской экономической географии представлялся Зевсом на географическом Олимпе. Ю.Г. Саушкин - превосходный оратор с неподражаемой манерой речи - истинным Орфеем в географии. И.М. Маергойз поражал высоким эмоциональным накалом своих выступлений.

И В.В. Покшишевский был яркой индивидуальностью, но как-то мягко очерченной, что было связано с его исключительной деликатностью, интеллигентностью, отсутствием стремления затмить других.

Обычные дела В.В. делал не обычно, как-то "по-покшишевски". Это проявлялось и в крупных и в малых делах. Мы, как правило, начинаем отзыв на диссертацию уныло-обязательной фразой типа: "Соискатель (имя рек) выполнил полезное исследование на весьма актуальную тему". А вот начало одного из бесчисленных отзывов В.В. как официального оппонента (Н.Я. Ковальская назвала В.В. "повивальной бабкой" докторов и кандидатов наук): "Штудирование диссертации Н. не может не доставить интеллектуального наслаждения".

Оригинальным был В.В. и когда делал дарственные надписи коллегам на своих книгах. В ходу у большинства авторов стандарт: "Дорогому … на добрую память и с пожеланиями творческих успехов". Или что-то другое в подобном роде. Конечно, и так принято. Но я с особым чувством читаю то, что написал мне В.В., вручая свою итоговую книгу "Население и география": "Дорогому Георгию Михайловичу - первому рецензенту (а следовательно, и первому читателю) этой книги от признательного автора - и в знак большой дружбы. В. Покшишевский. 3.03.78." И это еще не все. На этой же страничке: "у каждой науки есть начало, но вовсе нет конца, как у периодической дроби…" А. Чехов ("На пути").

А вот дарственная надпись коллеге на фундаментальной статье В.В. "Очерки по заселению степных и лесостепных районов Русской равнины" (опубликована в 1960 г.): "… для размышления о полевой исторической географии". Парадокс! Историческая география и вдруг …" полевая"! А на самом деле ничего противоречивого здесь нет. Сам в этом убедился, когда в 2001 и 2003 годах совершил поездку вдоль 800-километровой Белгородской черты, посетил города и городища этой оборонительной линии XVI века.

Кстати, В.С. Преображенский в своем содержательном очерке о В.В. (в книге "Я - географ") назвал его одним из тех, кто формировал внедрение экспедиционного метода в советской экономической географии, да и экономической географии вообще.

В.В. был разносторонне талантливым человеком и географом. В.П. Максаковский, с которым у В.В. были теплые дружеские отношения, отмечал такие наиболее сильно выраженные качества Покшишевского: плодовитость, разнообразие, подвижность, своеобразная семейная структура, обязательность. Подвижность выразилась в "межведомственных миграциях" - работе в разных научных организациях - Институте экономики, МГПИ им. Ленина, ВИНИТИ, Институте географии, Институте этнографии. С женой Изабеллой Львовной В.В. представлял высоко работоспособный тандем. Это была удивительно слаженная и замечательно работавшая "семейная ячейка"; И.И. Пархоменко не забыла упомянуть об этом в своем стихотворении, написав: "А у Покша Белка есть". Обязательность В.В. была феноменальна. Он никогда не нарушал данных им обещаний. И отзывы диссертантам, и рукописи своих книг в издательства или туда же рецензии на труды коллег всегда представлялись в срок, а то и досрочно, но никогда с опозданием.

Совершенно необходимо полнее сказать о разнообразии научных интересов В.В. Оно поражает. Работы В.В. посвящены разным направлениям, темам, сюжетам, выполнены в разных жанрах. Научное творчество осуществлено в широчайшем диапазоне - от фундаментальной монографии "Население и география (теоретические очерки)" до небольшой статьи "Изучение географической библиографии в Чикагском университете". Но главное заключалось в том, что это разнообразие ни в коей мере не может считаться разбрасыванием. Обозревая наследие, оставленное нам Вадимом Вячеславовичем, убеждаешься, что вся эта совокупность его трудов распределялась по определенным, можно сказать, стратегическим, направлениям отечественной социально-экономической географии, которые образуют каркас нашей науки. В.В. неустанно трудился над наращиванием узлов у линий этого каркаса.

Трудно сказать, был ли у него давно составленный некий генеральный план развития общественной географии, но результат следует оценивать именно как решение задач научной стратегии. Такое под силу только очень немногим ученым.

В.В. свободно чувствовал себя в нашей безграничной ("от геологии до идеологии") науки, понимал ее возможности и прозорливо видел необходимость "достройки" структуры географии. Это было нужно для повышения потенциала науки, призванной способствовать столь важной в нашей огромной и разнообразной стране географизации практически всех без исключения видов деятельности и особенно управления.

В.В. был одним из основателей советской географии населения. Он отозвался делом на горестный возглас Н.Н. Баранского "Человека забыли !!!" Благодаря трудам В.В. Покшишеского, Р.М. Кабо, С.А. Ковалева, Ю.Г. Саушкина - создателей современной географии населения - география в целом обрела более гармоничное построение, стала целостным триединством "природа - население - хозяйство". Развитие географии населения ускорило становление социальной географии, привело к гуманизации и антропогенизации всей географической науки.

У В.В. было особое чутье на "социальный заказ". Ощущая потребности практики, понимая логику развития науки, он проявился конструктором новых направлений. Его географическое мышление, ярко проявившееся в опубликованных работах, было обращено и на саму географию. Обладая высокой общей культурой, хорошо ориентируясь и в географии, и в смежных с ней науках, В.В. сумел выявить эффективные точки роста, отправные для новых направлений. Сам их развивая, В.В. выступил в своеобразной роли "Вадима-строителя".

В числе этих направлений - география сферы обслуживания, созданная совместными усилиями В.В. и другого замечательного отечественного географа С.А. Ковалева. В.В. заложил основы этногеографии, сотрудничая с С.И. Бруком и другими коллегами в Институте этнографии. В.В. заново в нашей науке сформировал географию миграций, осуществив крупные историко-географические исследования по заселению Сибири, степных и лесостепных районов Русской равнины. Активно участвовал В.В. в создании экономической географии морей и океанов.

Формируя новые направления, В.В. не просто давал ориентир развития, основную идею. Нет, им разрабатывались теоретические основы, предлагалась методика исследований, выполнялись конкретные работы. В результате новое направление обретало плоть и кровь.

И в уже сложившихся разделах общественной географии В.В. заполнял пробелы, разрабатывал темы, которые при всей их важности по разным причинам не привлекали должного внимания. Таковы его работы по микрогеографии городов. В них В.В. сумел преодолеть трудности, вызванные цензурными ограничениями, закрытостью крупномасштабных карт и планов городов, разрабатывая микрогеографическую тематику в историко-географическом русле.

Первый университетский курс по географии городов читался В.В. Покшишевским в МГУ.

Особо хочется сказать о стиле Покшишевского, который проявлялся в исследованиях, научных дискуссиях, в общении с учениками и коллегами. Наблюдения за В.В. в разных ситуациях, прежде всего на работе, порождало мысль о легкости, с которой все ему удавалось. Правда, разум подсказывал, что это не совсем так, что подчас труд отнюдь не был легким. Можно только представить, сколько времени и усилий надо было потратить, чтобы с географических позиций прочесть и осмыслить обширнейшую географическую литературу по истории Сибири или освоению Русской равнины, и на этой основе создать оригинальные работы.

Счастливое сочетание высокой культуры, эрудиции, блестящей памяти определило богатый внутренний мир В.В. и помогало ему быстро и содержательно реагировать на события в науке, быть активным и интересным в дискуссиях и в беседах. В.В. отличали быстрая мысль и неутомимое легкое перо. Характерной чертой Покшишевского была образность. Он часто прибегал к ней, понимая, что образность служит хорошим средством внедрения знания и понимания. Ему принадлежит крылатая фраза о том, что география - это наука, которая заведует территорией. Его отточенные формулировки содержали четкую мысль, выраженную запоминающимися словами и фразами. Вот, например, высказывание, которое в самой общей форме выражает суть современных пространственных процессов урбанизации: "Мерцательное стягивание в агломерации на фоне более общей тенденции к равномерному расселению".

Чем дальше размышляешь о В.В., тем больше вырастает его фигура выдающегося ученого и человека, творца науки. Я обращаюсь к трудам В.В. и часто о нем думаю.

Вспоминается забавный случай, который произошел с В.В. (при моем участии) в 1971 году в Бресте. Делегация советских географов направлялась в Польшу на 1-й польско-советский семинар по урбанизации. Возглавлял ее В.В. Покшишевский. В Бресте, как обычно, поезд имел довольно длительную остановку, необходимую для смены колесных пар. У пассажиров оказывалось свободное время.

В.В. Покшишевский предложил мне прогуляться по городу, на что я с удовольствием согласился. К этому времени у нас установились дружеские отношения, в значительной мере в результате совместной большой работы по подготовке к проведению 2-го Межведомственного совещания по географии населения. В.В. был председателем, а я - ученым секретарем Оргкомитета, что предопределило в течение полутора-двух лет регулярность встреч и частые телефонные разговоры.

Брест, считавшийся одним из древних городов Белоруссии, древностью не поражал. Город, который мы увидели, был построен в начале XIX века рядом с тогда возведенной Брестской крепостью, которая заняла место снесенного Берестья. В.В. обращал внимание на регулярность городского плана, небольшие размеры кварталов, одномасштабность застройки и другие черты, отразившие градостроительную прктику той эпохи, а также то, что город был построен сразу в течение непродолжительного времени. Более чем за столетие казенный характер планировки и застройки смягчился, а уюта прибавилось.

Рассматривая улицы и здания, мы возвращались к вокзалу. Поднявшись на вознесшийся над железнодорожными путями пешеходный мостик, увидели, что у перрона Варшавской стороны поезда не было. "Рано вернулись", не без сожаления заметил В.В. Но оказалось, наоборот, вернулись поздно. Поезд, которым мы должны были ехать, уже ушел. В этот день, на нашу беду, изменилось расписание движения, и стоянка в Бресте была сокращена, о чем проводник не успел нас предупредить.

Польские коллеги, пришедшие на вокзал в Варшаве во главе с профессором К. Дзевоньским, встретили нашу "обезглавленную" делегацию. Правда, через час прибыли в польскую столицу и мы. А семинар, который в основном проходил в уютном Шимбарке - стационаре Института географии ПАН, был весьма успешным. Он установил очень теплую атмосферу взаимного уважения, интереса и внимания. Семинар открыл череду из семи семинаров, растянувшуюся на 18 лет. После Шимбарка были Москва-Ленинград, Торунь-Гданьск, Киев-Львов, Неборув-Лодзь, Тбилиси, Вроцлав-Карпач.

В последнее время вышли замечательные научные сборники, посвященные С.А. Ковалеву, А.Н. Ракитникову, Ю.Г. Саушкину. Подготовлен сборник о Н.Н. Колосовском. В них включаются работы, ставшие библиографической редкостью или вовсе не публиковавшиеся, статьи коллег, библиографические своды. Примечательная черта сборников в том, что они согреты большой любовью и признательностью учеников. Эти сборники позволяют лучше представить значение выдающихся ученых и педагогов в формировании нашей науки. Очень хочется надеяться, что подобный труд будет создан и в память о Вадиме Вячеславовиче Покшишевском.

В.В. Покшишевскому

В.П. Максаковский

Под пальмами Бразилии
Воейкову вослед
Шагает дон Покшилио,
Московский страновед.
Познав в науке суть ее,
Объяв и глубь, и ширь,
Воспел он и Якутию,
И Север, и Сибирь.
Затем, прельщен романтикой,
Им сделав реверанс,
Умчался за Атлантику
В объятиях Эр-Франс.
Зато, скажу без лести я,
Он пишет за троих:
И в сборниках, и в вестниках,
В "Вопросах" и "Известиях"
(И этих, и других),
В томах географических,
В изданьях всей Земли,
В, увы, полумифических
Трудах МГПИ.
Он пишет про миграции,
Про городов градации,
Про их агломерации
С расчетом корреляции,
Про все на свете нации
Без их дискриминации,
Про рейсы авиации
И общества формации,
Людей репатриации,
Про рынки, интеграции,
Инфляции, фуркации -
В порядке эскалации,
И если бы про фации
Еще он написал,
Единства геограции
Никто б не отрицал!

1956

В.П. Максаковский Стихи и песни.
Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. с. 15-16.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.