Rambler's Top100

№ 229 - 230
1 - 22 января 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы

Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)

Смыслы и значения незарегистрированных отношений: разновидности брака или альтернативы ему? (Часть 2)

Брачная и внебрачная рождаемость на Украине в контексте европейского демографического развития

Матримониальные ориентации молодежи в Новгородской области

Позднее материнство и проблемы воспроизводства населения

Опыт семейной политики в странах Европейского Союза: система родительских отпусков

Планирование семьи в странах Азии и Африки

Годовщина оранжевой революции в демографическом ракурсе


Google
Web demoscope.ru

Планирование семьи в странах Азии и Африки

О. Осколкова, А. Кушелева
(Опубликовано в журнале Мировая экономика и международные отношения, №2 2005, с. 84-90)

Азия и Африка - континенты, определяющие численность населения Земли на ближайшую и среднесрочную перспективу. По среднему прогнозу ООН, в 2050 году в мире будет проживать 9322 млн. человек, и доля Азии и Африки вместе взятых достигнет 80%, или четыре пятых населения Земли. Темпы роста и численность у каждого континента имеют свои особенности. Для Азии характерны высокие показатели абсолютного роста численности населения, для Африки - высокие темпы прироста, намного превосходящие азиатские.

Если в Африке в 2001 году ежегодный прирост населения составил 2,4% (в 14 государствах из 56 - 3%, а в четырех - даже более 4%), то в Азии существенно ниже - 1,4% (из 50 государств только в 7, включая республики бывшего СССР)1.

В Африке высокий процент ежегодного прироста населения характерен для ряда относительно многонаселенных стран (более 50 млн. человек), таких, как Республика Конго (3,3%), Нигерия (2,6), Эфиопия (2,4%). Наоборот, в Азии у государств с аналогичной численностью - Китай, Индия, Индонезия (суммарно 2500 млн. человек, или 68% населения континента) - ежегодный прирост ниже: соответственно 0,7, 1,5 и 1,2% (2000 год).

К 2050 году численность населения Азии достигнет 5428 млн. человек (по сравнению с 2000 годом рост составит 48%), Африки - 2000 млн. (рост - 153%). И если в 2000 году численность населения Азии (3672 млн. человек) превышала население Африки (793 млн.) в 4,6 раза, то к 2050 году это превышение сократится до 2,7 раз2.

Отсюда следует вывод: сокращение рождаемости путем планирования семьи в обоих регионах мира - крайне насущная задача, не допускающая долгих временных отсрочек.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, недоразвития инфраструктуры, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения.

И хотя решение этих и многих других задач лежит не только в плоскости демографического развития, демографическая политика и ее важная составная часть - планирование семьи - позволяют добиться постепенного замедления естественного роста численности населения, что облегчит решение перечисленных проблем.

Замедлить рост численности населения возможно: за последние 30-35 лет ряду развивающихся стран это удалось, в частности благодаря развертыванию служб планирования семьи.

Что касается деятельности этих служб и ее результатов, равно как и стремления руководителей государств и общественности проводить политику контроля над рождаемостью, то по этим направлениям между странами Азии и Африки существуют значительные различия. Если в Азии руководство большинства стран соглашается с необходимостью контроля над рождаемостью (хотя не все и не в равной мере) и проводит соответствующую политику, то страны Африки подобной активности, за небольшими исключениями, не проявляют.

Различны и сроки начала проведения такой политики и осознание ее, как настоятельно необходимой для социально-экономического развития.

Различия наблюдаются и в направлении акцентов политики планирования семьи. Если азиатские страны делают упор на сокращение числа рождений и соответственно снижение роста численности населения, то африканские, напротив, - на улучшение репродуктивного здоровья женщин, лечение бесплодия. В целом страны Азии и Африки можно разделить на три группы в зависимости от: 1) отчетливо выраженного стремления осуществлять контроль за рождаемостью; 2) сроков начала мероприятий по планированию семьи; 3) результатов этой политики.

Азиатский континент отличается от африканского большим числом стран, активно включившихся в движение по планированию семьи и приступивших к реализации этих мер раньше по времени. Уже в 50-е годы Индия, Цейлон, Гонконг и Сингапур официально встали на путь планирования семьи. Остальные государства Азии проявили инициативу в 60-е годы.

Первыми африканскими странами, вставшими на путь контроля за рождаемостью в 60-е годы, были только Тунис и Египет. До конца 60-х к ним присоединились Кения, Марокко и Гана. Большинство стран Черной Африки с высокими показателями суммарной рождаемости (на начало 70-х годов более 6 детей на женщину) не торопилось контролировать деторождение. Многие вообще отказывались проводить политику планирования (не раз об этом заявлялось на международных форумах), аргументируя это тем, что у них и так низкие численность и плотность населения, продолжительность жизни, большая доля бесплодных женщин. Они ссылались также и на необходимость иметь много детей из-за высокой детской и младенческой смертности (от 120 до 200 на 1000 рождений в начале 70-х годов)3. Более глубокими причинами были, конечно, традиции многодетной семьи и религиозные убеждения.

Тем не менее, уже в 70-е годы значительная часть африканских стран при участии международных организаций начнет проявлять интерес к службам планирования семьи. Там проводилась большая работа, особенно с женщинами, по формированию отношения к малодетной семье, сохранению ее здоровья и благополучия. Мужчин убеждать было труднее.
Руководство ряда африканских стран желало (и неоднократно заявляло об этом на международных форумах) сначала получить от Запада помощь на социально-медицинское, культурное и экономическое развитие, и только потом распространять и внедрять контрацептивные средства. Подобные требования обоснованны, поскольку здоровье населения (за исключением отдельных стран) действительно находится в критическом состоянии, а репродуктивное здоровье женщин особенно подорвано, что и приводит к бесплодию.

Азия. В целом службы планирования семьи получили здесь наибольшее развитие по сравнению с другими регионами Третьего мира. В число активных проводников программ включились крупнейшие по населению страны Азии (и мира), в первую очередь Китай и Индия.

Другие крупные азиатские государства - Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Иран, Малайзия, Турция, Филиппины, Шри-Ланка - также объявили о намерении проводить политику планирования семьи. Правда, не все стали активно проводить в жизнь свои первоначально заявленные цели. Развитие служб планирования семьи в странах Азии, равно как и желание руководства государств прилагать максимум усилий для сокращения рождаемости, значительно дифференцированно. В самых общих чертах успехи здесь зависели от двух факторов: от напористости властей, стремящихся проводить политику планирования, и отношения к этим планам большинства населения. Именно по причине действия второго фактора усилия не всегда соответствовали результатам.

Активно работали и работают, используя различные методы, службы планирования семьи в Китае, Республике Корея, Индонезии, Шри-Ланке, Малайзии, Таиланде, Индии, Вьетнаме. Турцию, Иран, КНДР, Филиппины, Бангладеш, Бахрейн хотя и следует отнести к числу целеустремленных в решении данных вопросов, но с некоторыми оговорками. Что касается большинства арабских стран, то здесь службы планирования семьи и распространение методов контрацепции не получили развития4. К ним относятся Сирия, Саудовская Аравия и их ближайшие соседи. Во всех странах, где отсутствует контроль над рождаемостью, решающую роль в отказе от него играет ислам, хотя его влияние по странам неодинаково. Например, руководство мусульманской Турции восприняло необходимость планирования семьи, ссылаясь на ту часть Корана, в которой еще 14 веков назад говорилось, что родители несут ответственность за воспитание детей, и не следует заводить их больше, чем можно должным образом вырастить.

Пакистан - крупная по численности населения мусульманская страна (145 млн. человек, 2001 год) довольно рано (1960 год) объявила об участии в движении по контролю за рождаемостью, но в дальнейшем она сильно отстала в проведении мер по планированию семьи, несмотря на значительную финансовую помощь, полученную от ООН. Годовой прирост населения в 2001 году составил здесь 2,8%, в то время как в Индии - 1,7%, Иране - 1,2% (рождаемость 39 на 1000 против 26 в Индии и 18 в Иране)5. Отрицательную роль в этом случае сыграл ислам.

К странам, в которых активность мер сочеталась с позитивными результатами, могут быть отнесены Китай, Сингапур, Республика Корея, Вьетнам и Таиланд. Неплохие результаты у Индонезии и Шри-Ланки; Индия, учитывая усилия, правительства и иностранную помощь, могла бы показать более весомые результаты6.

Что позволяет выделить "передовиков" планирования? Это может быть и показатель рождаемости и суммарный коэффициент фертильности [по-видимому, речь идет об общем коэффициенте рождаемости и коэффициенте суммарной рождаемости. - Демоскоп]. Однако специалисты предпочитают оперировать удельным весом замужних женщин, пользующихся различными видами современной контрацепции. В таком случае в "передовую" пятерку войдут Китай, Республика Корея, Таиланд, Шри-Ланка и Вьетнам, где соответственно 83, 79, 74, 66 и 65% женщин в 90-е годы контролировали свою репродуктивную функцию. Последние места при такой оценке делят ОАЭ, Оман, а также Пакистан, где к контрацептивным средствам прибегают всего от 18 до 27% замужних женщин. В Индии - в одной из передовых стран в области планирования семьи - только 41% женщин предохраняются от беременности с помощью современных контрацептивов.

* * *

Методы предохранения от нежелательной беременности, применяемые в странах Азии, весьма разнообразны. Современные в целом методы занимают ведущее место в Китае, Гонконге, Сингапуре, Таиланде и в обеих Кореях.

Стерилизация - наиболее надежный, практически со 100-процентной гарантией метод - большое распространение получила в Китае, Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Таиланде. Относительно важное место занимает мужская стерилизация.

В Китае и Сингапуре широко распространены внутриматочные спирали. Они были изобретены еще в 20-е годы XX века в Японии, потом забыты и снова возрождены и усовершенствованы во всем мире в 70-е годы. В Китае спиралями пользуются 30% предохраняющихся супружеских пар, что составляет 2/3 мировой численности предпочитающих этот метод. Популярны они также во Вьетнаме, Индонезии, некоторых арабских странах, а также в Монголии и Турции. В Китае и в Республике Корея широко используются кондомы7. Противозачаточные пилюли получили распространение в Таиланде, Индонезии, Сингапуре, Кувейте.

За последние 30 лет наблюдается неуклонный прогресс в разработке новых и улучшении известных контрацептивных средств и методов. В конце XX века распространены имплантанты, такие как Норплант, например в Индонезии.

Поскольку ряд контрацептивов вызывают нежелательные последствия для здоровья у некоторых женщин, многие прекращают пользоваться ими. Поэтому их безопасность и эффективность - важное условие для роста числа участников программ планирования семьи. Однако ученые полагают, что высокого качества и надежности противозачаточных средств удастся достичь не ранее, чем через 10-15 лет. Остается проблемой приобретение развивающимися странами новейших изобретений в этой области в связи с их дороговизной и иногда - трудностями доставки.

Аборт как метод планирования семьи в целом не одобряется как Фондом народонаселения ООН, так и подавляющим большинством стран, а во всех арабских государствах на него просто наложен запрет. Разрешены аборты в странах Восточной Азии: Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР и практически в Индии. С ограничениями они допускаются в Индонезии, Шри-Ланке, Таиланде.

Дебаты по поводу абортов и их связи с практикой контрацепции всегда были бурными в эволюции международных усилий за планирование семьи. Во многих странах, где они были запрещены, женщины страдали от последствий нелегальных абортов. Даже в консервативных религиозных кругах, настроенных на запрет всяких форм предохранения от беременности, священнослужителям, докторам и политическим деятелям приходилось соглашаться на использование "модных контрацептивов", поскольку жизнь убеждала, что планирование семьи может защитить от более серьезной проблемы - опасных для жизни подпольных абортов.

Аборты - проблема, скорее, национальная, нежели международная. Лишь немногие международные организации поддерживают их практику. По поводу статистики абортов и причин их живучести в азиатских и африканских странах данные весьма неполные и недостоверные. В Африке они достоверны только по Тунису, Замбии и ЮАР. В остальных странах - статистика отсутствует вовсе. Максимум удельного веса абортов на 100 беременных приходится на республики бывшего СССР и страны [бывшего] Варшавского Договора. Здесь в 14 из 25 стран этот показатель составляет от 40 до 63%. В Замбии и ЮАР - около 5. В остальных - не менее 17%.

В 10 странах Азии, по которым имеются данные, разница в показателях использования абортов колоссальная. Китай, Гонконг, Республика Корея и Вьетнам производят от 25 до 45 абортов на 100 беременных, в то время как Индия, Турция - около 5.

Одна из трудностей для более широкого распространения контрацептивных средств - их нехватка, особенно если супруги предпочитают только определенный метод. В последние годы контрацептивы стали производиться в самих азиатских странах, часто на предприятиях с участием иностранного, в основном американского, капитала. Организовать такое производство помогают Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), американский Совет по народонаселению, Агентство международного развития (США) и др. Местный частный капитал своими силами создал предприятия по производству менее трудо- и наукоемких резиновых изделий (презервативы, диафрагмы), недорогих противозачаточных таблеток.

Контрацептивные средства бедные слои населения в ряде стран могут получать бесплатно или по низкой цене: в основном пилюли, кондомы, инъекции, а кое-где бесплатно вставляют и внутриматочные спирали (частные медицинские учреждения оказывают все виды услуг по контрацепции платно). В Индонезии, например, бесплатные контрацептивы получают 16% пользователей; остальные эти услуги оплачивают. На Филиппинах около половины пользователей получают противозачаточные средства из государственных источников. Однако потребность в них удовлетворяется не везде: на Филиппинах таковых 20%.

Индия, когда разработала и впервые приняла национальную политику планирования семьи (1951 год), насчитывала 376 млн. жителей, ежегодный прирост населения составлял 1,8%, рождаемость - 44 на 1000, а число детей на одну женщину - около 6. На середину 2001 года население Индии выросло в 2,7 раза, а его численность перешагнула за миллиард и составила 1033 млн. человек.

В 1951 году Индия разработала и начала выполнять первый пятилетний план под руководством выдающегося политического деятеля премьер-министра Дж. Неру. По его мнению, существовавшие высокие темпы роста населения опрокидывали все планы социально-экономического развития страны. Задача планирования семьи была выделена как важная цель укрепления благосостояния населения; развернулась подготовка кадров медицинских работников для ее осуществления. Из способов предохранения от зачатия на первом этапе был предложен "метод ритма", но он не дал ожидаемых результатов.

Во втором пятилетнем плане (1956-1961 годы) ассигнования на планирование семьи были увеличены в 15 раз, по всей стране организовано 4 тысячи клиник, расширено обучение супружеских пар, а главным методом контрацепции официально предложена стерилизация. Тем не менее, за десятилетие население Индии выросло еще на 80 млн. человек. В кампанию по сокращению рождаемости в дальнейшем были вовлечены сельские советы (панчаяты). В 60-70-е годы правительство действовало весьма активно: планированию семьи в социально-экономическом развитии и политике руководства отводилась ключевая роль. На эти программы по четвертому пятилетнему плану было выделено 2% госбюджета, а на все здравоохранение - лишь 3%. Большую помощь оказывал ЮНФПА. Только на стерилизацию мужчин был выделен 1 млн. долларов; соглашавшийся на стерилизацию получал премию, но энтузиазма мужчины не проявляли, напротив, высказывали недовольство.

Среди мероприятий этого периода был и новый закон о брачном возрасте (по нему разрешалось вступать в брак не с 15, а с 18 лет - неслыханное нововведение по индийским традициям). Между тем с 1961 по 1971 г. население Индии выросло еще на 118 млн. человек, его среднегодовой прирост - 2.2% - максимальный за всю историю страны. Правительство и правящая партия Индийский национальный конгресс проиграли выборы 1977 году. Причина провала - слишком жесткая и вместе с тем неудачная кампания по контролю за рождаемостью. Затем последовал резкий спад кампании. Не принес результатов и проведенный в двух штатах Индии на средства ЮНФПА, Мирового банка и ЮНЕСКО "ударный эксперимент". Глубокая бедность, низкая грамотность торпедировали "ударную" кампанию. Только южный штат Керала, более развитый в социально-экономическом отношении, благодаря высокому уровню грамотности женщин, снижению младенческой смертности, успехам служб планирования семьи, выделился на общем фоне резким снижением суммарного коэффициента рождаемости к 1978 году до 2,5 против 5 для всей Индии.

Чтобы как-то переломить давнюю традицию - обязательно родить и вырастить сына, были предложены льготы для семей, у которых родились только две дочери (исходя из установленной нормы - два ребенка на семью). И если женщина не рожает больше детей, ей начисляется определенная сумма, которая накапливается в течение ряда лет к свадьбе дочери.

В начале 90-х годов во главу угла программ планирования семьи было поставлено укрепление репродуктивного здоровья женщин. Этот поворот ожидаемого эффекта не дал, поскольку одновременно попытались сократить применение контрацептивов. В результате к концу века снова вернулись к стерилизации. Что касается других способов, то они очень отличаются в разных штатах, но в целом находят своих приверженцев по всей Индии.

После Китая и Индии, Индонезия занимает 3-е место по численности населения (212 млн. человек) и выделяется довольно успешными результатами в области планирования семьи. Неофициально планирование практиковалось с 1961 года, когда численность населения достигла 97 млн. человек, но правительственную поддержку оно получило только после 1967 года. В 1968 году создан Национальный институт планирования семьи, и вскоре разработан первый пятилетний план, в котором этой проблеме отведено важное место. Подчеркивается, что от сохранения здоровья матери и ребенка зависит благополучие семьи в целом. Признается, что частые роды и большие семьи подрывают здоровье женщины.

Поскольку Индонезия - островное государство, программу планирования семьи было решено проводить децентрализованно, широко привлекая местные органы власти. Одно из поощрений малой семьи нашло отражение в окраске домов: в различные привлекательные цвета окрашивались дома супругов, предохранявшихся от беременности. Дома тех, кто не пользовался контрацептивами, оставались неокрашенными. Число детей на одну женщину снизилось довольно быстро: с 1970 по 1990 год - с 5 до 3 человек, и к 2000 году население страны вместо 250 млн. (по прогнозу) составило 200 млн. человек. Достижения в сокращении рождаемости опережали даже планируемые. Расходы по планированию семьи покрывались как за счет внутреннего бюджета, так и благодаря помощи из-за рубежа: ЮНФПА, фондов Форда, Пасфиндера, Рокфеллера, Международной федерации планирования родительства, Совета по народонаселению (США), а также отдельных стран - Австралии, Японии.

Почему планирование семьи в Индонезии оказалось более успешным, нежели в Индии? Причин несколько. Во-первых, численность населения в 5 раз меньше. Во-вторых, образовательный уровень индонезийских женщин выше индийских, а удельный вес мужей, возражающих против планирования семьи, невелик - всего 16%, что гораздо меньше, чем в Индии. Индонезийские женщины лучше осведомлены о способах контрацепции и знают о них больше. Необходимость, согласно традиции, обязательно родить сына не распространена так, как в Индии. Положительную роль сыграл и тот факт, что планирование семьи в Индонезии сочеталось с программами продовольственной помощи. Возможно, определенную роль сыграла и меньшая плотность населения, что позволяло легче охватить службами планирования семьи отдельные районы.

Шри-Ланка (в прошлом Цейлон) - небольшая страна с населением менее 20 млн. человек (2001 год). До 70-х годов отмечался довольно высокий рост населения и рождаемости (в 60-е годы от 35 до 45 человек на 1000). Официально политика планирования семьи была провозглашена в стране в 1968 году. И ее более успешному проведению способствовало несколько факторов: довольно высокие показатели урбанизации, более высокий уровень образования, в частности женщин, их занятости и более позднее вступление в брак как одно из следствий тех и других процессов. Все это способствовало более успешному вовлечению женщин в кампанию по планированию семьи.

Пятилетний план 1972-1976 годов признал контроль за рождаемостью важным фактором экономического и социального развития, а продолжающийся рост населения - тормозом этого поступательного движения.

Программам планирования семьи в Шри-Ланке противостоит религия - буддизм, выступающий против ограничения деторождения. Однако сила противодействия буддизма оказалась недостаточной, чтобы воспротивиться планированию семьи.

ЮНФПА, ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовав демографическую ситуацию в стране в начале 70-х годов, рекомендовали правительству приступить к программе снижения рождаемости, сопровождая это активной информацией населения об имеющихся контрацептивах и организацией служб по оказанию помощи населению.

В Шри-Ланке большое внимание уделяется здравоохранению, особенно женщин и детей, проведено обучение среднего медицинского персонала методам контрацепции, родовспоможению, распространению информации о контрацептивах, включению в школьные программы демографических знаний. Экономическое положение Шри-Ланки было более благоприятным, чем у ее соседей, благодаря развитию важных статей экспорта: чая, каучука, кокосовых орехов.

В 70-е годы программы планирования семьи имели умеренный успех, однако в 80-90-е были успешнее. В 1993 году удельный вес замужних женщин, пользующихся контрацептивами, достиг 2/3 их общей численности, что дало результаты. Если в 1971 году население насчитывало 12,7 млн. человек, то через 30 лет - 19,5 млн. А в 1995-2000 годах Шри-Ланка имела рекордно низкий прирост населения - всего 1% в год, то есть за вторую половину века он сократился в два с лишним раза и приблизился к уровню США.

Африка. Вовлечение африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи потребовало от международных и национальных организаций гораздо больших усилий, чем в отношении большинства азиатских стран. Только Тунис и Египет, а затем Кения и Марокко проявили к этому интерес, выделяя в комплексе мер в первую очередь охрану здоровья женщин, родовспоможение, половое воспитание и сочетая планирование с экономическим развитием.

Только в 80-е годы заметно усилился контроль над рождаемостью в более чем 10 странах, но процесс идет крайне медленно, за исключением Северной Африки, Кении, Зимбабве, Сенегала. В большинстве стран в 90-е годы применение контрацептивов оставалось на чрезвычайно низком уровне. В среднем по континенту только 31% замужних женщин контролируют свою репродукцию. Примерно 2/5 африканских стран имеют о контрацептивах весьма смутное представление или ничего не знают о них вообще (см. табл. 1).

Таблица 1. Страны Азии и Африки, официально объявившие о мерах по планированию семьи (в хронологическом порядке)

Страна

Годы

Примечания

Гонконг

1950

Неофициально с 1936 года

Индия

1951

 

Цейлон (Шри-Ланка)

1953

 

Сингапур

1959

Первая клиника открыта в 1949 году

Пакистан

1960

 

Индонезия

1961

Правительство поддержало в 1968 году

Республика Корея

1962

По другим данным 1961 г.

Китай

1962

 

Таиланд

1963

 

Египет

1963

 

Маврикий

1964

 

Малайзия

1964

 

Тайвань

1964

 

Турция

1965

 

Тунис

1965

По другим данным 1963 год

Непал

1966

 

Иран

1966

 

Кения

1967

 

Марокко

1967

 

Гана

1969

 

Филиппины

1969

Ассоциация существовала с 1965 года

Нигерия

*

Ограниченные мероприятия

Уганда

*

Меры по охране здоровья матери и ребенка

Танзания

*

Ассоциации по планированию семьи

Судан

*

 

Иордания

*

Планирование семьи проводится в ограниченных масштабах

Ряд африканских стран

*

 

* Дат нет.

Источник: International Journal of Family Planning Perspectives. Wash., 2000. № 2. P. 80, 93, 94.

По подсчетам ООН, только в 14 из 56 государств Африки половина супружеских пар пользуется контрацептивами, в странах южнее Сахары к ним прибегают особенно редко: от 2 до 26%.

Опросы в конце 80-х годов показали, что около половины замужних женщин в Египте, Тунисе не хотели бы больше иметь детей, в странах южнее Сахары таких женщин менее одной четверти8, то есть там программы планирования семьи не работают. С другой стороны, в ряде стран желание женщин пользоваться контрацептивами наталкивается на противодействие мужей - вплоть до развода. Религиозные и социальные нормы не только не признают, но даже проклинают контроль за рождаемостью.

Методы и способы планирования семьи в странах Африки весьма дифференцированы. Как уже говорилось, современные методы наиболее распространены в Алжире, Египте, Марокко, Тунисе и ЮАР. До недавнего времени не пользовавшиеся спросом кондомы стали активно внедряться с конца XX века главным образом как защита от заражения ВИЧ/СПИДом.

Наиболее надежный метод - стерилизация, в Африке применяется очень редко. Примерно 15-20% супружеских пар, главным образом в странах южнее Сахары, предпочитают "метод ритма" и "coitus interruptus". Относительно распространены традиционные малоэффективные способы защиты от зачатия.

Несмотря на то, что практику аборта мировое сообщество призывает свести к минимуму, тем не менее, его делают повсюду, в том числе в африканских странах. Везде, кроме Туниса и ЮАР, аборты запрещены, но нелегально они практикуются. Так, в Тунисе, где хорошо организованы службы планирования семьи, легализованы и аборты. Неудивительно, что в этой стране самая низкая рождаемость (19‰) и самый низкий на континенте ежегодный естественный прирост населения - 1,3%.

Судя по ответам на анкету ООН, во второй половине 90-х годов большинство африканских стран будто бы поддерживали доступность и необходимость использования контрацептивных средств и только несколько стран ответили, что они категорически против любого регулирования рождаемости. Это небольшие по численности населения государства: Габон, Гвинея, Кот д'Ивуар, Ливия и Джибути.

Приведенные данные, однако, не означают, что африканский континент в значительной степени охвачен службами планирования семьи. Поддержка официальными властями контроля за рождаемостью по существу оставлена на усмотрение самого населения, хотя сдвиги за последние два-три десятилетия XX века, конечно, произошли.

Но их мало. Так, суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину за весь ее репродуктивный период) свидетельствует, что снижение роста населения, хотя и идет, но не такими темпами, как намечалось (см. табл. 2).

Таблица 2. Суммарный коэффициент рождаемости в Африке

Годы

Вся Африка

Восточная

Центральная

Северная

Южная

Западная

1970-1975

6,3

6,4

5,8

6,3

5,6

6,6

2000-2005

5,0

5,8

6,3

3,1

3,0

5,6

Источник: Selected World Demographic Indicators by Region, Country and Are, 1970-1975. N.Y., 1976.

Заметный сдвиг произошел только в Северной и Южной Африке. В Центральной число детей на одну женщину в среднем даже возросло.

* * *

Практика планирования семьи в странах Азии и Африки показала, что, во-первых, разъяснительной работы, распространения контрацептивов, других подобных методов явно недостаточно. Знание способов предохранения от зачатия и наличие необходимых средств еще не означают, что супружеские пары будут ими пользоваться и деторождение сократится.
Во-вторых, планирование рождаемости требует междисциплинарного подхода, привлечения специалистов различного профиля, не только медиков и демографов. Необходимо использовать широкий круг социологов, этнографов, экономистов, психологов. Страны очень отличаются по менталитету, традициям, религии, уровню знаний, социально-экономическому развитию. А "производство" детей - вопрос весьма деликатный, и вмешательство в столь интимную сферу требует осторожного подхода и широкого спектра знаний.

В-третьих, международные организации и отдельные страны, которые оказывают помощь в планировании семьи, не должны навязывать свою технологию и организационные формы проведения этих программ. Необходимо внедрять только то, что государства-получатели предпочитают сами. Например, государства Африки предпочитают помощь по охране здоровья населения и борьбу с бесплодием женщин. Эту помощь и нужно им оказывать.

И, наконец, следует иметь в виду, что страны Азии, и особенно Африки, сейчас ощущают нехватку поступления контрацептивов из-за рубежа. Рост их производства на местах не станет панацеей, поскольку потребует высоких затрат, а качество продукции может не соответствовать требованиям.

Дебаты по поводу моральных, медицинских, социальных и экономических факторов, возможно, в перспективе пойдут на убыль. Однако противоречия в мусульманском мире могут вспыхнуть снова, если консервативные или фундаменталистские идеи возьмут верх или если население начнет проявлять озабоченность негативными последствиями низкой рождаемости или нулевого роста населения. Однако не следует терять надежду, что в обозримом будущем регулирование рождаемости путем планирования семьи все-таки станет фактором повседневной жизни среди подавляющего большинства населения стран Азии и Африки.

Там, где программы планирования семьи еще не получили широкого распространения, международной общественности предстоит добиваться политической поддержки их проведения, а самим странам большую часть финансовой ноши взвалить на свои плечи, поскольку помощь международных доноров может сократиться. Поддержка со стороны США в том объеме, в каком она обеспечивалась в 60-80-е годы, проблематична.

Между тем планирование семьи было и остается составной частью трансформации стран Азии и Африки, и большинство людей видят в ней путь к повышению доходов, занятости, образования и других элементов перехода от традиционного общества к современному. Планирование семьи - решающий фактор этих изменений.


1 - См.: 2001 World Population Data Sheet. Wash., 2002. Chart.
2 - См.:: World Population 2000. N.Y., 2001. Chart
3 - См.: 1973 World Population Data Sheet. Wash., 1974. Chart
4 - См.: Johnson S.P. World Population and the United Nations. Cambridge, 1987.
5 - См.: 2001 World Population Data Sheet.
6 - См.: Осколкова О.Б. Планирование семьи в развивающихся странах Азии // Азия и Африка сегодня. 2001. № 3. С. 76-79.
7 - См.: Feyisetan В., Casterline J. Fertility Preference and Contraceptive Change in Developing Countries // International Family Planning Perspectives. 2000. V. 26. № 3.
8 - См.: World Population at the Turn of the Century. N.Y., 1989. P. 50.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.