Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Прибыльная миграция

Мигранты и рынки труда крупных российских городов: согласование взаимных интересов

Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России?

Молдавские строители в России: проблемы интеграции в принимающий социум

Миграционные процессы в современном Таджикистане

Прогнозирование внешних миграций населения Украины

Молдавские строители в России: проблемы интеграции в принимающий социум

Валерий Мошняга
(статья подготовлена по основе выступления на Международной конференции "Миграционные процессы, миграционная политика и законодательство в постсоветских странах как отражение произошедших перемен" в г. Суздале в октябре 2005 года)

Международные миграции стали неотъемлемой чертой современного общества. В различных формах современных глобальных миграций задействованы сотни тысяч, миллионы людей различного возраста, расовой, религиозной и этнокультурной принадлежности, профессиональной и образовательной подготовки. Поэтому проблема их интеграции в принимающее общество, толерантности отношений между мигрантами и местным населением приобретает огромное политико-практическое и социокультурное звучание. Ибо, сегодня с проблемами миграции и интеграции мигрантов сталкиваются в той или иной степени практически все страны планеты.

Какие проблемы возникают у молдавских трудовых мигрантов в принимающих государствах, как они интегрируются в инонациональную и культурную действительность, почему интеграция нередко принимает уродливые формы - эти аспекты исследуемой темы явились "красной нитью" осуществленного нами анализа.

В анализе мы исходили из результатов качественного социологического исследования, проведенного нами среди молдавских трудовых мигрантов в апреле-мае 2004 года1. В период пасхальных каникул 2004 года нами было опрошено (углубленное индивидуальное интервью) более 100 респондентов, молдавских трудовых мигрантов-строителей, которые приехали на родину, в Республику Молдова.

Для получения более полной и разносторонней информации в качестве целевой группы были избраны молдавские трудовые мигранты-строители. Эта социальная группа традиционно представлена мужчинами, относится к сфере "мужского труда". Она многочисленна, достаточно репрезентативна по большинству параметров с генеральной совокупностью "молдавские трудовые мигранты как целое". Суть в том, что строители являются единственной социальной группой, достаточно широко представленной как в России2, так и в странах Европейского Союза или в иных регионах планеты.

Благодаря изучению именно этой целевой группы мы получили возможность осуществить сравнительный анализ состояния и проблем, возникающих у молдавских трудовых мигрантов, в том числе и в сфере социальной интеграции в принимающее общество.

Молдавские строители в принимающих европейских странах: социально-демографические характеристики

Строители составляют значительную часть молдавской рабочей силы в России. При этом среди строителей мы фиксируем как тех, кто занят непосредственно на строительстве промышленных и гражданских объектов, так и тех, кто занимается ремонтом домов, дач, квартир для населения России. Отмеченные выше характеристики вполне соотносимы и с этой группой молдавских трудовых мигрантов.

Как свидетельствуют проведенные исследования, основная масса молдавских строителей в России это выходцы из сельской местности и малых городов Республики Молдова (88,5%). Так, жителей Кишинева среди строителей было выявлено только 6 человек (11,5%)3. В то время как среди тех, кто работает в странах "старого зарубежья", доля столичных жителей 27%.

Подавляющее большинство молдавских трудовых мигрантов, работающих в России в строительном комплексе, - мужчины (90,4%). В то же время в строительстве, на ремонте дач, квартир нередко задействованы и женщины (9,6%). Среди молдавских строителей в западноевропейских странах женщин опрос не зафиксировал.

Возрастное распределение среди опрошенных людей выглядит следующим образом: молодые люди до 25 лет4 - 36,5%, от 26 до 40 лет - 28,8%, от 41 до 50 лет - 28,8%, старше 50 лет - 5,8%. По странам Европейского Союза картина несколько иная. От 19 до 25 лет - 25,5%; от 26 до 40 лет - 40,4%; от 41 до 50 лет - 29,8%, старше 50 лет - 2,1%.

По профессионально-квалификационной структуре среди молдавских трудовых мигрантов основную массу составляют не строители, обладающие соответствующей документированной квалификацией, а представители иных профессий, которые, уже находясь на заработках и являясь включенными в производственный процесс на стройке, освоили одну или несколько строительных специальностей. Доля профессиональных дипломированных строителей среди опрошенных невелика: в России - 11,5%; в странах "старого зарубежья" - 17,2%. Среди молдавских строителей за рубежом фиксируются помимо дипломированных строителей и представители еще 21 профессии.

Среди молодежи (19-25 лет), работающей в России, студенты и безработные, не обладающие никакой рабочей специальностью, составляют 89,5%. Среди работающих в странах "старого зарубежья" эти категории молодых работников также достаточно многочисленны - 75,0%.

Среди факторов, вынудивших молдавских граждан выехать на заработки за рубеж, доминируют материальные, финансово-экономические: по России 90,4%, по странам Европейского Союза - 91,5%. Социологические исследования показывают, что этих причин немало. Это низкие заработные платы, недостаточные для нормального проживания и питания их семей; несистематичность, задержки в их выплатах; необходимость оплаты обучения в системе доуниверситетского и университетского образования детей; лечения и покупки лекарств для родных и близких; содержания маленьких детей и престарелых родителей; постройки или завершения строительства собственного дома; приобретения квартиры; предметов долгосрочного пользования; мебели; одежды; оплаты коммунальных услуг; выплат различного рода налогов, в том числе налога за землю для крестьян (землевладельцев) и т.д.
Определенная часть опрошенных, особенно молодые люди возраста "от 19 до 25 лет", объясняя причину своего выезда за рубеж на заработки, называют "стремление быть самостоятельным", "выйти из-под опеки родителей", "желание заработать деньги", "приобрести престижный автомобиль". Но таковых немного - 9,6%. Эти причины в своей основе также в основном имеют материальное происхождение.

По странам "старого зарубежья" мотивация выезда на заработки, сохраняя в основе те же, сходные с "российскими", материальные, финансовые, экономические причины, отличается несколько большей диверсификацией. Респонденты отмечают такие причины как "любовная драма", "любопытство", "желание увидеть мир", "стремление разнообразить жизнь", "поступить как все" и др.

Миграционные стратегии

Определение миграционных стратегий населения предполагает рассмотрение причин, которые вынуждают искать людей выход из создавшегося положения в заработках за кордоном.

Тяжелое материальное положение выступило необходимым, но не достаточным стимулирующим/выталкивающим фактором для выезда на заработки за границу. Помимо этого отметим благоприятный общественный фон, содействующий выработке и реализации миграционных стратегий молдавского населения. Многочисленный слой трудовых мигрантов, его проникновение и пронизывание практически всего молдавского общества, реальное и виртуальное знание положительного (как и отрицательного) опыта разрешения имеющихся социально-экономических, финансовых, материальных и иных проблем с помощью трудовой миграции за рубеж.

На принятие окончательного решения о выезде на заработки за границу оказывают влияние различные ситуативные факторы. Среди них отметим, в порядке значимости: "наличие ближайших или дальних родственников, которые находятся (проживают или работают) в стране приема и которые обещают помочь с трудоустройством" - 31,9% (Россия) и 23,4% ("старое зарубежье"); "наличие друзей, знакомых, которые находятся (проживают или работают) в принимающей стране и которые обещают помочь с трудоустройством" - 40,4% (Россия) и 38,3% ("старое зарубежье"); "обсуждение и принятие решения о поездке на семейном совете" - 25,5% (Россия) и 27,0% ("старое зарубежье"); "информация о наборе (государственная структура, частная фирма, физическое лицо) строителей в Молдове для работы в стране" - 12,8% (Россия) и 8,5% ("старое зарубежье").

При этом, как показывает наше исследование, информация о наборе бригады на стройку в Россию также чаще всего приходит от родственника, односельчанина, знакомого, коллеги по работе. То есть, основным фактором, оказавшим окончательное влияние на принятие решения о поездке за рубеж, выступают неформальные источники, составляющие непосредственное, "ближнее" окружение потенциального трудового мигранта. Более того, чаще всего "ближнее окружение" выступает тем "социальным буфером", который облегчает и смягчает процессы социальной адаптации и начальной интеграции молдавского трудового мигранта в российский социум во всем многообразии его проявлений и проблем. Отметим, что подобная картина наблюдается и в отношении трудовых мигрантов в государствах "старого зарубежья". Государственные структуры практически не представлены на этом "поле влияния".

В отличие от стран "старого зарубежья" реализация миграционных стратегий в отношении выезда на заработки в Российскую Федерацию не составляет большого труда. Для этого достаточно приобретение билета на автобус или поезд, совершающие поездки в страну приема. Беспересадочное сообщение, безвизовый режим, относительная близость основного потребителя молдавских трудовых мигрантов - Москвы (и Московской области), знание русского языка, наличие разветвленной сети друзей, знакомых, родственников, односельчан, молдавской нелегальной трудовой диаспоры, находящейся на заработках в России, знание и понимание российского менталитета, наличие огромного рынка труда и теневого сектора создают благоприятные возможности для беспроблемного проникновения, оперативного (или относительно быстрого) трудоустройства на территории России. Как показывают исследования молдавские трудовые мигранты в подавляющем (абсолютном) большинстве используют для поездок автобусное или железнодорожное сообщение между нашими странами.

В то же время проблема проникновения в страны "старого зарубежья" решается значительно сложнее. Первое необходимое условие - это наличие визы, стоимость которой колеблется от 1500 до 3000 долларов (евро). При этом нередки случаи обмана людей со стороны частных фирм, которые берут деньги для предоставления визы и исчезают, не выполнив своих обязательств перед потенциальным мигрантом. Как показывает практика, это наиболее рискованная часть реализации миграционных стратегий.

Кроме того, в отличие от России, попадание в страны "дальнего зарубежья" выявило более широкий диапазон миграционных стратегий. Наиболее популярная форма - это туристическая поездка за рубеж посредством туристических фирм, часть которых занимается и нелегальным трудоустройством молдавских граждан за кордоном. Таким путем попали за границу 63,8% опрошенных строителей. Нелегально перешли границу и попали в страну приема 12,8%. По рабочей визе приехали в страну - 10,6% респондентов. Воспользовались приглашением из страны "дальнего зарубежья" 6,4%. По паспорту данной страны приехали и трудоустроились 4,3% опрошенных людей.

Естественно, что подобная ситуация нередко влияет на продолжительность нахождения за границей. Как показывают исследования, продолжительность пребывания в России в среднем составляет семь месяцев5. В то время как средняя продолжительность пребывания в странах "старого зарубежья" превышает год.

Интеграция в принимающее общество: состояние и проблемы

Процесс первоначальной социальной адаптации и интеграции молдавского гастарбайтера, в том числе и строителя, в принимающее общество начинается при содействии "ближнего окружения", которое помогает в поисках работы (трудоустройстве) и жилья. Как показали наши исследования, большинство молдавских трудовых мигрантов находят работу посредством своих родственников, знакомых как в Молдове, так и в России. Помощи со стороны государственных структур они не ждут6.

Основными акторами помощи молдавским трудовым мигрантам при поиске работы являются: родственники - 30% (Россия) и 19,1% ("старое зарубежье"), знакомые (соответственно, 33,0% и 34,0%). В стране приема: "сам нашел" - 16,0% и 23,4%; значительно реже фиксируются варианты "объявление", "хозяин квартиры", "посредник на вокзале", "фирма, хозяин", "черный" рынок труда". В Молдове: "негосударственная структура (фирма), частное лицо (бригадир)" - соответственно, 11,0% и 17,0%. Государственные структуры практически не фиксируются в ответах респондентов.

Большое значение для процесса социальной адаптации и интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный - нелегальный) нахождения трудового мигранта в стране-реципиенте. Подавляющее большинство молдавских трудовых мигрантов находится в принимающей стране нелегально. В России таковых - 82,7%. Только меньшинство опрошенных людей, работающих в строительном комплексе, изначально имеет легальный статус нахождения в стране трудовой деятельности - 13,5%. В то же время отметим, что определенная часть трудовых мигрантов сумела изменить на легальный статус своего пребывания в России - 11,5%. То есть, в конечном счете, легальный статус нахождения в России имеет только каждый четвертый трудовой мигрант.

По странам "дальнего зарубежья" этот показатель иной. Изначально нелегальный статус пребывания в стране имели 78,1% опрошенных. В то время как доля изначально легально находящихся в стране составила 29,8%. Однако, отличие стран "старого зарубежья" состоит в том, что возможности изменения статуса в них, и в первую очередь в странах Европейского Союза, неизмеримо выше. Свой статус с нелегального на легальный изменили 42,6%, то есть почти 2/3 нелегалов. Одним из существенных минусов российской политики в области трудовой миграции, ее проигрыш странам Европейского Союза, респонденты видят именно в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики7.

Отметим, что трудовые мигранты предпринимают различные пути для собственной легализации: "фиктивный брак", "приобретение фальшивых регистраций, легализаций", документов, вплоть до получения удостоверения личности сотрудника правоохранительных органов страны пребывания - "милицейских корочек".

Нелегальный статус пребывания в стране ставит трудового мигранта вне общества. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений "трудовой мигрант - принимающее общество" как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности.

Естественно, что нелегальный статус трудового мигранта делает его заложником и рабом работодателя, который в зависимости от своих экономических интересов и нравственных принципов, может как карать, так и миловать трудового мигранта: честно рассчитаться и заплатить заработанное или, наоборот, обмануть, сдать милиции, натравить рэкет и т.д. Естественно, что и находящийся вне общества нелегальный трудовой мигрант ведет себя нередко антиобщественно: ворует, нарушает общественный порядок, включается в различного рода криминальные виды деятельности (наркотики, преступность…)8

Подавляющее большинство молдавских мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности (88,5%). Что нередко выступает еще одним основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт, подписание его является большой редкостью. Об этом заявило только 7,7% опрошенных молдавских строителей. Более того, легальный статус нахождения в стране отнюдь не является достаточным основанием для заключения трудового контракта с работодателем. По странам "дальнего зарубежья" картина иная. Опять же отметим, более благоприятная для трудового мигранта: более половины трудовых мигрантов (53,2%) указывают на наличие трудового контракта. На оформление трудового соглашения посредством устной договоренности указывает 38,5% респондентов.

Подобное состояние отношений между работодателем и иностранным работником сказывается и на других компонентах трудового процесса9. Основная масса опрошенных строителей в России отмечает отсутствие техники безопасности на строительстве, рабочий день "от темна до темна". Наличие техники безопасности отмечают 7,7% респондентов в России. В странах Европейского Союза - таковых 44,7%. Продолжительность рабочего дня также разнится не в пользу России: 8-9 часов - соответственно, 17,3% и 36,2%, больше 12 часов - соответственно, 78,9% и 42,6%. Несомненно, что и сами респонденты заинтересованы в большей продолжительности рабочего дня, работе в выходные дни, так как это дает возможность быстрее выполнить необходимые работы, получить зарплату и т.д.

В этом же контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае полученной производственной травмы или болезни. Основная масса респондентов указывает, что у них не было медицинской страховки. Только 5,8% опрошенных молдавских строителей в Российской Федерации отметил, что у него была медицинская страховка. Это связано как с нелегальным статусом трудового мигранта, так и с экономией работодателя. Возможно, причина и в том, что страховая медицина как всеобъемлющая система в России (как и в Молдове) еще далека от завершения и эффективного функционирования. В то время как в странах "старого зарубежья" и по этому показателю ситуация более благоприятная для трудового мигранта-строителя (44,7%).

Подавляющее большинство трудовых мигрантов стремится лечиться дома, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг. И тем не менее, нередки случаи, связанные с травмой или болезнью, когда респондент был вынужден обратиться за медицинской помощью. Подобная тенденция характерна как для России, так и для "стран старого зарубежья". Люди предпочитают лечиться, обращаться к стоматологу в Молдове, "где за те же деньги можно запломбировать не один, а пять зубов".

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни в зарубежье. Подавляющее большинство опрошенных людей не особенно распространяются об условиях, в которых они проживают. Варианты достаточно стандартные: снимают квартиру (36,5%), проживают в общежитии (9,6%), в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. В то же время отметим, что половина опрошенных людей определяют свои жилищные условия как неудовлетворительные или "так себе", почто столько же людей отказывается называть вид жилья, в котором они проживают.

В странах "старого зарубежья" основная масса респондентов довольна жилищными условиями (72,3%). Это, на наш взгляд, обусловлено как заработной платой, получаемой трудовым мигрантом, уровнем и качеством жилищных услуг в странах Европейского Союза, так и более благоприятными климатическими условиями, что также сказывается на восприятии трудового мигранта. Основной видом жилья у трудовых мигрантов в странах "старого зарубежья" как и у тех, кто работает в России, является съемная квартира (42,6%). В то же время велика доля жилья, предоставляемого трудовому мигранту фирмой (23,4%). Как мы уже отметили, съемные и оплачиваемые фирмой пансионаты оцениваются чаще позитивно в качестве жилищных условий вследствие более высокого уровня услуг и качества жилья.

Важным компонентом жизни трудового мигранта в зарубежье является питание. Как показывают результаты проведенного исследования, люди стремятся сэкономить на собственном питании, привезти как можно больше денег домой, своей семье. Основная масса опрошенных людей питается за свой счет - соответственно, 76,9% и 72,3%. С учетом вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что они питаются в основном в сухомятку, некачественно и несистематически. В то же время встречаются случаи, когда работодатель кормил своих иностранных работников или давал деньги на питание. И в этом отношении цифры ответов по России и странам Европейского Союза практически идентичны.

Основной причиной выезда людей в зарубежье, как мы уже отметили выше, является сложное материальное, финансовое положение. Какова же заработная плата молдавских трудовых мигрантов в зарубежье? Респонденты достаточно откровенны в своих ответах. Суммы заработков в России различны: от 150 до 1000 долларов США. Основная масса молдавских строителей получает в месяц в среднем от 300 до 600 долларов США (65,7%).

В странах "старого зарубежья" заработки выше. Основная масса строителей получает от 700 до 1500 евро в месяц. При этом около 30% указывают на зарплату от 700 до 900 евро и около 36% респондентов - от 1000 до 1500 евро в месяц. Это объясняется более высоким уровнем жизни на Западе. Однако, для трудового мигранта, который откладывает жизнь, радость жизни на "потом", не тратит на жизнь в соответствии с уровнем жизни страны приема, подобная разница выступает в качестве дополнительного стимула для выезда на заработки в страны "старого зарубежья".

Заработки и в России, и в странах Европейского Союза значительно превышают заработки в Молдове. Однако люди признают, что им платят все равно меньше, чем местным жителям, гражданам страны приема. Подобное сравнение сказывается на их удовлетворенности заработком.

Большинство опрошенных людей ушли от ответа на этот вопрос. Однако, среди тех, кто осветил эту сторону заработной платы, преобладают те, кто оценивает свой заработок как "хороший". Тех, кто определяет свою зарплату так "так себе" значительно меньше. Однозначно неудовлетворенных нет.

Это, в общем-то, и понятно. Если человек не доволен своим заработком, то он стремится найти лучший вариант, уйти к другому работодателю. В то же время отметим, что нелегальный статус оказывает влияние на поведение иностранного работника, его требования относительно своих прав, размеров заработка. То есть, фактор нелегала является посредником между работодателем и иностранным работником, в том числе, и в вопросе о размере заработной платы.

Аналогичным образом влияние нелегальности пребывания в стране сказывается и на проблеме выполнения работодателем своих финансовых обязательств в отношении выплаты людям заработанных денег. Случаев, когда нелегальных мигрантов "кинули": не заплатили, сдали полиции/милиции, не заплатили обещанного достаточно. Об этом говорит каждый десятый опрошенный. Практически таков же процент людей, которые слышали о таких явлениях от друзей, знакомых, коллег по работе, земляков и т.д. При этом важно учесть мигрантский информационный "испорченный телефон": люди наслышаны о несправедливостях в этой области, что они ожидают обмана10, готовы к этому и воспринимают соблюдение работодателем своих обязательств как показатель "доброты", "порядочности" патрона.

Свои отношения с работодателем подавляющее большинство опрошенных строителей оценивают как "хорошие": по России - 69,2%, по странам Европейского Союза - 80,9%. Однако, отметим, что многие мигранты отмечают, что непосредственно с работодателем они не встречались. Основные контакты осуществляются с прорабом, посредником, бригадиром, который представляет интересы работодателя. Об этой категории руководителей мнение опрошенных людей нередко более критическое, построенное на использовании дихотомии "хороший" (работодатель, патрон) - "плохой" (прораб, посредник…).

Не оптимистической является ситуация в плане социальных взаимодействий и с местным населением. Только треть опрошенных людей оценивает их как хорошие.

Практически половина трудовых мигрантов-строителей в Российской Федерации не имеют никаких контактов с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины11, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного узнавания мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это, конечно, затрудняет процессы адаптации и интеграции в социум стран приема.

По странам "старого зарубежья" картина следующая: 3/5 молдавских строителей, работающих в странах Европейского Союза, оценивают свои отношения с местным населением как хорошие. Это почти в два раза более высокий показатель, чем в России. При этом, признаются в том, что у них нет никаких отношений с местным населением в пять раз меньше респондентов в странах "старого зарубежья", чем по России. Подобная картина не может не вызывать определенной настороженности в отношении толерантности принимающего общества, его готовности интегрировать мигрантов.

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на интолерантность принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Как показали эмпирические исследования, в определенном смысле подобные опасения имеют под собой объективные основания12. Однако, следует заметить, что надо видеть конкретную ситуацию и страхи, которые чаще всего питаются гипертрофированием реальной ситуации.

Проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах Европейского Союза13.

В то же время имеются сектора в экономике, где конкуренция с местным населением - реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и в силу пониженного социального и профессионального статуса трудовых мигрантов, обусловленного их нелегальным статусом и т.д.). При этом отметим, что и в этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально не желает включаться в силу различных причин в наличный трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому: - в силу их отсутствия.

Более массово представлены контакты с правоохранительными органами стран приема. По России только каждый пятый строитель не имел проблем с представителями правоохранительных органов. Остальные признаются в наличии таких контактов.

Основной причиной подобного социального взаимодействия явилась проблема регистрации. Девять из десяти респондентов, имевших проблемы по вопросам регистрации, разрешили этот вопрос, заплатив штраф или дав взятку представителю милиции. Для каждого двенадцатого респондента этой категории это закончилось депортацией. Каждый двадцатый опрошенный строитель имел возможность "близко познакомиться" с сотрудниками ОМОНа.

Отношения с правоохранительными органами в странах "старого зарубежья" также далеки от идеальных. Нелегальному трудовому мигранту также приходится "прятаться", избегать контактов с работниками полиции, давать взятки, опасаться депортации и т.д. Тем не менее, опрошенные люди указывают, что отношение полиции в странах Европейского Союза более цивилизованное и человечное. В силу того, что доля легальных трудовых мигрантов представлена значительно весомее, чем в России; возможность изменения статуса пребывания в стране более реальна, то, соответственно, и сложностей с правоохранительными органами значительно меньше.

Определенная часть трудовых мигрантов в принимающей стране сталкивается и с криминальными кругами, рэкетом (правда, рассказывать о таких встречах люди не очень хотят). В восприятии данных структур важную роль играет "беспроволочный мигрантский телеграф" ("слышал, что отнимают деньги"; "слышал, что заставляют платить дань" и т.д.). При этом отметим, что с рэкетом трудовой мигрант встречается не только в России и других странах СНГ. Ответы респондентов свидетельствуют, что частенько с подобными структурами люди встречаются и в странах "старого зарубежья", в странах Европейского Союза. При этом в качестве рэкетеров выступают граждане России, Украины, да и самой Молдовы. Вымогательство денег, навязывание "крыши" являются стандартным джентельменским набором, предлагаемым трудовому мигранту.

Отметим также, что контакты с криминальными структурами не всегда имеют только отрицательные последствия. Случается, что криминальные структуры содействуют справедливому ("по понятиям") разрешению споров между нелегальными трудовыми мигрантами и работодателем, который хочет "кинуть" нелегала, не заплатить за выполненную работу.

В то же время контактов с институтами гражданского общества в России практически не наблюдается. Единицы из опрошенных респондентов отметили наличие контактов с представителями профсоюзами, церкви, адвокатом. Это объясняется, в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни со стороны государственных органов принимающей страны, ни со стороны структур гражданского общества. Он рассчитывает только на себя, своих ближних. В этом плане представляет интерес рассказ одного из трудовых мигрантов в западноевропейской стране о том, что они имеют своего, оплачиваемого из их заработков представителя-земляка, которых защищает их социально-экономические интересы перед работодателем.

Интеграция в принимающее общество выражается, в том числе, и в использовании существующих и принимаемых этим обществом государственных и частных способов транспортировки заработанных денег. Опрос показывает, что по России только каждый шестой респондент использует банковские и почтовые способы. Для сравнения молдавские строители, работающие в странах Европейского Союза, других государствах "старого зарубежья", отдают предпочтение банковским трансфертам. Это характерно для каждого второго опрошенного человека в странах Запада.

Работающие в России предпочитают привозить деньги сами (46,2%). Это, на наш взгляд, объясняется помимо всего прочего и тем, что продолжительность трудовых командировок в Россию значительно короче, люди могут чаще беспроблемно выехать из страны и вновь вернуться на заработки, и поехать на праздники, в отпуск на недельку и т.д. Такая возможность в странах Европейского Союза, государствах "старого зарубежья" менее реальна. Только каждый пятый респондент указывает, что он сам привез деньги домой (19,1%).

Несомненно, что на приверженность способам, которые существуют вне принимающего общества, оказывают влияние существующие транспортные возможности, безвизовый режим между Россией и Молдовой. Использовать их в странах "старого зарубежья" сложнее. Хотя, как показывают исследования каналы транспортировки денег посредством водителя маршрутки, через знакомых и друзей, отправляющихся на родину, также достаточно популярны. По России пользуются этими каналами около 60% респондентов, по странам "старого зарубежья" - каждый опрошенный трудовой мигрант.

Важное место в понимании процессов интеграции молдавских трудовых мигрантов в принимающее общество играют планы респондентов на будущее. Более высокие заработки в странах "старого зарубежья" позволяют людям быстрее преодолеть свои финансовые, материальные проблемы, создать определенный запас, резерв денег, благодаря которым можно прервать трудовую деятельность за рубежом, заняться организацией своего бизнеса, решением других проблем. В то время как находящиеся на заработках в России в меньшей степени могут выбрать подобный вариант реализации планов на будущее.

Стоит обратить внимание на то, что каждый пятый респондент, работающий в странах Европейского Союза, не намерен вернуться на родину, строит, реализует или уже реализовал свое стремление остаться на постоянное местожительство в стране приема. По трудовым мигрантам, работающим в Российской Федерации этот показатель вдвое ниже. Это объясняется, как было показано выше действием многих факторов, уменьшающих, в конечном счете, возможности и желания людей интегрироваться в российское общество.

Таблица 1. Трудовые планы на будущее молдавских трудовых мигрантов (в процентах).

Характер отношений

Россия

Старое зарубежье

Буду работать и дальше в этой стране

53,8

31,9

Получу гражданство; останусь там; заберу туда жену, детей; женюсь (женился)

11,5

21,3

Уеду на работу в другую страну

7,7

8,5

Больше не поеду, найду работу дома

17,3

34б0

Открою дома малый бизнес

-

4,3

Нет ответа

9,7

-

Проблемы социальной адаптации и интеграции трудового мигранта в трудовое общество во многом зависят от миграционной политики, проводимой государствами приема. Если государство приема относится к трудовому мигранту как к "шабашнику", видит в нем только временного (сезонного) работника, одномерного человека-функцию; обрекает его на соответствующее социальное поведение, то, естественно, что и трудовой мигрант будет отвечать на такое отношение со стороны государства приема с позиций временщика, не настроенного на интеграцию и сотрудничество с принимающим обществом.

Сегодня по многим параметрам, в том числе и касающимся социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов, работать и жить в странах Европейского Союза значительно выгоднее и привлекательнее, чем в России, других странах СНГ. И, тем не менее, Россия представляет несомненный интерес для молдавских граждан, задействованных в процессы международной трудовой миграции. Более того, она предоставляет сегодня и может предоставить в будущем молдавским трудовым мигрантам ряд более широких (по сравнению с Западом) возможностей трудоустройства, обусловленных безвизовым режимом; большей диверсификацией профессий и сфер деятельности, в том числе на уровне квалифицированной рабочей силы, занятой в сфере интеллектуального труда; признанием дипломов и т.д.

В то же время отметим, что пока со стороны России не видно реальных стремлений изменить существующую ситуацию. В то время как страны Европейского Союза (в первую очередь Италия, Португалия, Испания) вносят коррективы в свою миграционную политику, стремятся отойти от политики силовых, запретительных мер, делают подвижки в сторону интеграции трудовых мигрантов, решения с их помощью стоящих перед государствами приема различных общественно значимых проблем по широкому спектру социального и государственного интереса.


1 - В результате осуществленного качественного социологического исследования было опрошено (методом индивидуального углубленного интервью) около 150 респондентов, которые находились в Республике Молдова в связи с пасхальными праздниками. В результате отбраковки определенной части эмпирического материала, который не нес новой качественной информации по исследуемой проблеме, были проанализированы 100 интервью трудовых мигрантов, работающих в России, Украине, странах Европейского Союза, других странах. Половина (52,5%) опрошенных респондентов являются трудовыми мигрантами в Российской Федерации.
2 - Подавляющее большинство молдавских трудовых мигрантов-строителей занято в России.
3 - Здесь и далее приводимые количественные данные не являются репрезентативными для всей генеральной совокупности молдавских граждан, работающих в сфере строительства за рубежом. Это обусловлено тем, что имеющаяся выборка (выборочная совокупность) достаточно мала и, соответственно, нерепрезентативна. Однако, эти процентные, количественные показатели "работают" в рамках имеющейся выборочной совокупности, позволяют провести сравнения внутри группы опрошенных строителей, позволяют увидеть качественные параметры и основные тенденции исследуемых миграционных феноменов и процессов.
4 - При определении первой возрастной группы мы руководствовались следующими критериями. Определение нижнего предела ("19 лет") было в большей степени ситуативным. При опросе мы не зафиксировали молодых людей моложе 19 лет. Хотя, по рассказам опрошенных с ними работали их младшие братья, сыновья 15-18 лет. Поэтому, в принципе этот параметр может быть интерпретирован как "19 лет и более молодые возраста".
Определение верхнего предела ("25 лет") носит не столько ситуативный, сколько содержательный характер, отражает период начала трансформационных преобразований в Молдове, связанных со становлением независимой государственности и формированием рыночной экономики. Этот параметр важен и "заиграет" при характеристике профессионально-квалификационной структуры трудовых мигрантов-строителей. Суть в том, что с переходом к рыночной экономики роль и значение специальных профессионально-образовательных учреждений (профессионально-технических училищ, техникумов и т.д.) в подготовке квалифицированной рабочей силы в Молдове падает. Государство так же (в силу различных причин) утрачивает к ним интерес, что выражается как в финансировании этих образовательных структур, так и в абсолютном сокращении их численности.
5 - Долгих Е. Трудовые мигранты из Молдовы в России (по данным социологических опросов в поездах Кишинев-Москва-Кишинев). // Трудовая миграция и защита прав гастарбайтеров: практика посткоммунистических стран. - Кишинев, Молд.ГУ, 2002, с.49.
6 - Как отмечает российский исследователь Г. Витковская, "распространенность неформальных связей в процессе организации миграции и трудоустройства в России - обратная сторона слабости официальных структур, обеспечивающих трудовую миграцию" (см.: Витковская Г. Основные результаты исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 гг. // Доклад на международном семинаре "Политика в области трудовой миграции и управление данными". - Республика Молдова, Кишинев, 27-28 сентября 2004 года).
7 - Этот эмпирический вывод, сделанный трудовыми мигрантами, подкрепляет анализ, проведенный российскими специалистами в области миграции, которые утверждают: "Главным недостатком базовых законов выступает их ограничительная направленность, выражающаяся в следующем: условия получения разрешения на временное проживание и вида на жительство неоправданно строги, особенно для тех, кто прибыл в Россию с намерением стать ее постоянным жителем; порядок выдачи разрешений на работу иностранцам сложен и растянут во времени; регистрация иммигрантов представляет собой сложную бюрократическую процедуру; в качестве главной меры борьбы с нелегальной иммиграцией акцент делается на выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации" (см.: Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - Москва, ИЭПП, 2003, с.27-28).
8 - Как показали эмпирические исследования Э. Паина, криминогенность трудовых мигрантов в большей степени миф, чем реальность. Хотя, несомненно, что определенная часть трудовых мигрантов включается в этот вид деятельности. Но процент мигрантов, связанных с криминалитетом, меньше, чем среди местного населения, принимающего общества (см. Паин Э.А. Этнические особенности контрабанды наркотиков: мифы и реальность. // Этнопанорама, 2003, №1-2, с.76-77)
9 - Массовое распространение неофициальных отношений мигрантской занятости является важным трендом, характеризующим состояние трудовой миграции в России. "Это означает, что работодатели привыкают нанимать не местных работников и работать вне правового поля, что обеспечивает им определенную гибкость, дешевую рабочую силу, отсутствие социальных расходов, уход от налогов. В экономическом смысле такая "привычка" означает, что имеет место не просто случайный найм случайного работника, а создается и воспроизводится определенный порядок, обеспечивающий найм именно мигрантов" (Витковская Г. Основные результаты исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 гг. // Доклад на международном семинаре "Политика в области трудовой миграции и управление данными". - Республика Молдова, Кишинев, 27-28 сентября 2004 года).
10 - Отметим, что мигрантской готовностью к обману пытаются воспользоваться в своих корыстных интересах не только нечистоплотные работодатели, но и недобросовестные коллеги трудовых мигрантов, которые также не против погреть руки на тяжкой доле нелегального трудового мигранта, который не будет искать справедливости, а "утрется" и пойдет "дальше не солоно не хлебавши".
11 - Замкнутый характер общины, в который включают себя трудовые мигранты, оказывает влияние на характер взаимодействий и внутри этой общины. Респонденты отмечают, что основные проблемы, с которыми они сталкиваются, чаще всего создаются не местным населением, а своими же соотечественниками, рядом с которыми они работают и живут в зарубежье.
12 - Российские исследователи констатируют, что "эмпирическая проверка гипотезы о том, что "мигранты делают работу, на которую не идут местные жители", показала, что если руководствоваться наблюдениями самих мигрантов, то примерно половина тех рабочих мест, которые заняты мигрантами, являются строго иммигрантскими, то есть "зарезервированы" за мигрантами на долгие годы, а другая половина - это, так называемые, конкурентные сектора, где существует конкуренция с местными работниками" (Витковская Г. Основные результаты исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 гг. // Доклад на международном семинаре "Политика в области трудовой миграции и управление данными". - Республика Молдова, Кишинев, 27-28 сентября 2004 года).
13 - Об этом свидетельствуют исследования западных ученых, которые изучают подобные явления и процессы более продолжительный период времени (см.: Циммерманн К. Путешествия в Шильду. Миграционная политика с экономической точки зрения. // Internationale politik, 1999, №4; Sarris A.H., Zagrofakis S. A Computable General Equiilibrium Assessment of the Illegal Immigration on the Greek Economy. // Journal of Population Economics, 1999, №1; Такудис В. Некоторые соображения о последствиях миграции. // Moldova, Romania, Ucraina: integrarea europeana si migratiunea fortei de munca. - Chisinau, CAPTES, 2000, p.222-227; Мошняга В., Зават Л. Трудовая миграция и политика стран приема. // Население Молдовы и трудовая миграция: состояние и современные формы. - Кишинев, 2000, с.170-182.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.