Rambler's Top100

№ 219 - 220
24 октября - 6 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

Региональные аспекты гендерного равенства

Евросоюз: женщины и работа

Переход от урбанизации к субурбанизации

Особенности социально-экономического развития монопрофильных городов различных типов. Наукограды

Особенности социально-экономического развития монопрофильных городов различных типов. Наукограды

Гривина И.В.
(Полностью опубликовано в книге: Пути активизации социально-экономического развития монопрофильных городов России. Вып. 54. Библиотека местного самоуправления. М., "МОНФ", 2004, с. 94-108)

В настоящее время на территории России, по разным оценкам, насчитывается от 60 до 70 городов и других поселений, в которых в качестве градообразующей базы выступают мощные научные и научно-производственные объекты. Большинство из этих поселений были основаны еще в 30-80-е годы.

Появление наукоградов как специфического сектора научно-технической сферы было обусловлено историческими особенностями развития науки в начале XX века Возникновение новых научных направлений, базирующихся на комплексных исследованиях, значительная сложность экспериментов, научных разработок требовали нетрадиционных подходов к их решению, масштабной исследовательско-экспериментальной испытательной базы, усилий больших коллективов. Многие из научных направлений были связаны с повышенной опасностью, риском для жизни не только непосредственных исполнителей, но и с угрозой для окружающей среды. Исследовательские учреждения крупных городов России имели все меньше территориальных возможностей для расширения спектра работ. Кроме того, в традиционных научных школах зачастую наблюдалось психологическое неприятие новых научных направлений. Все это, наряду с противостоянием мировых политических систем, дало толчок к созданию "выносных" городов, частично или полностью закрытых. В них развивались современные научно-технические комплексы, в которых выполнялись работы, как правило, по всему научно-производственному циклу - от идеи до получения опытного образца (нередко с выпуском серийной продукции), формировалась научная элита, обеспечивавшая решение крупномасштабных проблем прежде всего в сфере оборонных отраслей промышленности.

Предназначение наукоградов определило особенности их создания и функционирования. Они строились вокруг одной или нескольких научных организаций и учреждений, специализирующихся, как правило, в конкретной научно-технической области.

В дальнейшем развитие наукоградов шло различными путями. Одни города науки сохранили свою изначальную моноориентацию, развивая при этом профильную производственную базу. Ныне это - мощные научно-производственные центры, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В других городах деятельность градообразующих объектов привела к развитию новых научно-технических и производственных ответвлений, которые превратились в самостоятельные научно-производственные предприятия, базирующиеся на высоких технологиях. Такие наукограды сейчас представляют собой многоотраслевые научно-технические центры. Надо сказать, что в ряде наукоградов изначально было заложено параллельное развитие нескольких градообразующих объектов. В некоторых городах помимо основной (градообразующей) деятельности создавались предприятия, удовлетворяющие потребности региона, близлежащих крупных промышленных центров. Отдельные муниципальные образования были созданы вокруг высших учебных заведений научно-технического профиля. Таков наукоград Долгопрудный, в котором МФТИ - одно из ведущих учебных заведений по подготовке научных работников и инженеров широкого профиля (в области атомной физики, авиации и др.).

С момента своего возникновения наукограды находились на полном государственном обеспечении. Из госбюджета и других централизованных источников финансировалось не только проведение научных исследований, но и содержание объектов социальной инфраструктуры, находящейся на балансе научно-технических организаций. Все решения по развитию наукоградов, имевших, по сути, ведомственную подчиненность, принимались руководителями научных организаций и учреждений соответствующих министерств. Такая директивная схема развития наукоградов, обусловившая быстрое развитие градообразующих объектов в плановом хозяйстве, в рыночных условиях дала сбой, резкое сокращение государственных вливаний, что привело к негативным последствиям в жизнедеятельности этих городов.

Возникла необходимость в новом законодательном обосновании необходимости государственной поддержки этих поселений, реформирования их научно-производственных комплексов, в связи с чем потребовалось специальное закрепление за поселениями статуса "наукоградов".

В действовавшем до 1997 года российском законодательстве особенности функционирования и организации жизнедеятельности таких муниципальных образований, как наукограды, не были отражены вовсе. В 1997 году статус наукограда был присвоен единственному центру в Российской Федерации, который и выступил с соответствующей инициативой, - городу Обнинску Калужской области1.

В 1999 г. был принят Закон "О статусе наукограда Российской Федерации" (от 07.04.1999 № 70-ФЗ). В соответствии с этим законом статус наукограда присваивается соответствующему городу Указом Президента Российской Федерации. Одновременно со статусом утверждается программа развития муниципального образования как наукограда, приоритетные направления развития его научно-производственного комплекса. Срок действия статуса наукограда установлен в 25 лет.

Помимо Обнинска статус наукоградов получили еще 6 муниципальных образований: гг. Дубна, Реутово, Фрязино, Королев Московской области, рабочий пос. Кольцово Новосибирской области, г. Мичуринск Тамбовской области. Еще значительное число поселений, связанных с научно-производственной деятельностью, претендуют на получение подобного статуса и ведут соответствующую подготовительную работу.

В соответствии со смысловой основой понятия "наукоград" ими должны становиться города, однако по разным источникам на этот статус претендуют от 12 до 20 поселков городского или сельского типа.

Возникают и определенные разночтения в связи со смешанной отраслевой принадлежностью градообразующих предприятий этих поселений. В соответствии с принятым Законом к наукоградам должны быть отнесены муниципальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом. В то же время в целом ряде российских ЗАТО, таких как Саров (Арзамас-16), Снежинск, относимых к наукоградам, градообразующие предприятия выполняют не только научно-исследовательские, но и военно-промышленные функции и ведомственно относятся к Минобороны, Минатому и другим оборонным ведомствам.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе наукограда Российской Федерации" наукоград определяется как муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК). В состав НПК наукограда входят организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

В соответствии с этим законом Правительством Российской Федерации было принято постановление "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" (№ 1072 от 22.09.99).

Согласно принятому постановлению, одним из критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда является условие, при котором весь градообразующий НПК должен быть расположен в границах одного муниципального образования. По-видимому, данный критерий требует дополнительных уточнений, поскольку в ряде наукоградов (например, Протвино, Красноармейск и др.) имеются научные организации, территория которых выходит не только за границы муниципального образования, но и за пределы субъекта Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование; кроме того, установление и изменение границ наукограда осуществляется в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, по действующему законодательству в качестве наукограда не могут быть признаны территории, не имеющие статуса муниципального образования, например, такие как Зеленоград, являющийся районом Москвы.

Другим критерием наделения статусом является роль НПК в городе. НПК должен являться для данного муниципального образования градообразующим и отвечать одному из следующих условий: основные фонды комплекса составляют не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории данного муниципального образования; объем его научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50 % общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования. В состав НПК наукограда могут включаться научные организации и высшие учебные заведения (при условии прохождения ими государственной аккредитации), промышленные предприятия, объем производства наукоемкой продукции которых составляет в течение трех лет не менее 50%. Однако в настоящее время в статистической отчетности понятие "наукоемкость выпускаемой продукции" в явном виде отсутствует. В связи с этим при определении этого критерия целесообразно использовать либо международные рекомендации, либо статистические данные, описывающие состояние инновационной деятельности на конкретном предприятии. Другим критерием могла бы служить структура занятости, например, от всех занятых в экономике Жуковского в НПК занято 46%, В Троицке - 42%, в Обнинске - 28%, однако на федеральном уровне Госкомстата России статистика по наукоградам отсутствует.

Общая численность населения, проживающего в наукоградах, более 3 млн. человек. Только в Московской области их 28 (29 с г. Зеленоградом, являющимся одновременно административным районом г. Москвы). За пределами столичного региона в Центральной России расположено еще 8 таких образований - в Калужской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Нижегородской областях.

Второй район страны по концентрации наукоградов - Урал. Здесь основная их часть расположена в Свердловской и Челябинской областях. В Западной и Восточной Сибири наукограды расположены в основном на юге (в Алтайском, Красноярском краях, Новосибирской, Томской областях). Сведения о распределении наукоградов по территории России и примерной численности населения в них представлены ниже (таблицы 3.3, 3.4).

Таблица 3.3. Распределение наукоградов по регионам России
(получивших статус и потенциальных)

Регионы

Число наукоградов

всего

в том числе:

города

пгт

снп

Академгородки

Центральная Россия

37

27

6

4

-

в т.ч. Московская область

29

21

5

3

-

Европейский Север

5

5

-

-

-

Поволжье

2

2

-

-

-

Урал

9

9

-

-

-

Западная Сибирь

6

2

2

-

2

Восточная Сибирь и Дальний Восток

6

2

-

-

4

ИТОГО:

65

47

8

4

6

Таблица 3.4. Численность населения наукоградов по регионам России2
(получивших статус и потенциальных)*

Регионы

Численность населения наукоградов, тыс. человек

всего

в том числе:

города

пгт

сельские населенные пункты

Центральная Россия

2070

1978.3

67,3

24,4

в т.ч. Московская область

1504,1

1427,7

54,4

22

Европейский Север

181,6

181,6

-

-

Поволжье

236,9

236,9

-

-

Урал

560,5

560,5

-

-

Западная Сибирь

502,6

343,4

28,2

-

Восточная Сибирь и Дальний Восток

164,3

164,3

-

-

ИТОГО:

3584,9

3465

95,5

24,4

* Дата, на которую указана численность населения, не указана, однако в книге в аналогичных таблицах данные приводятся на начало 2001 года

Численность населения городов, претендующих на статус наукограда, варьирует в широких пределах. Примерно половина наукоградов попадает в пределы людности от 20 до 100 тысяч человек. Более 100 тысяч жителей имеют 11 наукоградов, большинство из которых расположено в Московской области. Численность населения трех наукоградов - Бийска, Зеленограда и Дзержинска - превышает 200 тысяч жителей. Самый маленький наукоград со статусом города - Приморск в Ленинградской области, в нем проживает немногим более 6 тысяч человек, самый маленький наукоград России - пгт Орево - 1,5 тысячи жителей.

На занятость населения в наукоградах влияние оказывает также тип поселения - городское/сельское. Несмотря на некоторую формальность постановки подобного вопроса, это весьма важный момент для жизнедеятельности населения в наукоградах: дело в том, что чем меньше поселение и формально ниже его статус, тем меньше потенциальных возможностей у его жителей для поиска работы, перепрофилирования занятости, закрепления молодых специалистов и т.д.

Рассматривая ведомственную отраслевую принадлежность, следует отметить, что на сегодняшний день выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

  • авиаракетостроение и космические исследования;
  • электроника и радиотехника;
  • автоматизация, машино- и приборостроение;
  • химия, химическая физика и создание новых материалов;
  • ядерный комплекс;
  • энергетика;
  • биология и биотехнология.

Наиболее распространены наукограды, НПК которых работает в области авиации и космоса, ядерных исследований, химии и химфизики, а также автоматизации и приборостроения.

Большинство российских наукоградов- комплексные, в них проводятся научные исследования и разработки по широкому спектру направлений. С точки зрения адаптивных возможностей занятости населения по комплексу внешних факторов это делает их менее уязвимыми. Однако среди наукоградов есть и моноспециализированные, которые ориентированы на исследования по одному направлению. Проблемы в социально-трудовой сфере, с которыми они столкнулись в 90-е годы, как правило, еще серьезнее, чем у полиориентированных наукоградов.

Среди общих проблем, оказывающих влияние на занятость населения в наукоградах, следует отметить: острый дефицит подготовленных педагогических кадров для работы в системе народного образования, высокая доля учителей предпенсионного и пенсионного возрастов; дефицит квалифицированных руководящих кадров; недостаточная укомплектованность кадрами лечебно-профилактических учреждений, особенно младшим медицинским персоналом.

Специфическими проблемами наукоградов являются: недостаточное развитие системы доподготовки и переподготовки кадров на предприятиях НПК; дефицит менеджерских кадров и специалистов в области создания новых и развития действующих наукоемких производств; отсутствие специалистов для создания общегородских (в рамках наукоградов) специализированных служб научно-деловых центров.

Эти проблемы имеют глубокие корни. Дело в том, что за десятилетия функционирования и развития наукоградов в них сложились крупные и дееспособные научные, научно-инженерные коллективы, сосредоточены уникальные экспериментальные и испытательные установки и производства В результате были сформированы особые сообщества ученых и разработчиков, составляющих интеллектуальную элиту страны.

В наукоградах исторически сложилась специфическая ситуация в социально-трудовой сфере, соотношениях занятых по отраслям экономики, профессионально-квалификационном составе работающих, демографических, социально-психологических характеристиках населения. Это проявляется в следующем.

В структуре занятого населения преобладают научно-инженерные работники, техники, рабочие высокой квалификации. Конкретные же соотношения между этими категориями различны и зависят от специфики проводимых на градообразующих объектах исследований и стадий научно-производственного процесса. Так, в наукоградах, имеющих и крупные научные центры и связанные с ними высокотехнологичные производства, доля научно-инженерных кадров достигает 40-50% (как, например, в Жуковском, Троицке, Фрязино). В наукоградах, где преобладающими являются чисто исследовательские организации, естественно, особенно велика доля ученых. Так, в гг. Черноголовке, Пущине, где градообразующими являются академические институты, более 50% населения составляют их сотрудники. В таких наукоградах, как Обнинск, Лыткарино, доля научных работников в совокупной структуре кадров 35-40%.

Важной особенностью наукоградов является также высокая концентрация квалифицированных работников близких профессий и узких специальностей, вплоть до уникальных. В рыночных условиях это негативно сказалось на мобильности научно-инженерных кадров, возможностях их профессионального использования в других сферах.

В демографическом плане наукограды в отличие от других небольших городов России - преимущественно молодые города. С момента своего образования они были центрами притяжения творческой молодежи, в их научные организации стремились и направлялись выпускники лучших вузов страны. В результате и сейчас во многих наукоградах научные организации сохранили высокую долю работников в наиболее творчески активном возрасте, а большинство таких городов имеет достаточно перспективную структуру населения. Так, в Дубне, Троицке, Оболенске, Черноголовке, Пущино, других городах средний возраст жителей не превышает 40 лет. Это обстоятельство имеет большое значение в плане пополнения кадровыми ресурсами градообразующих объектов, перспектив их развития, будущего самого наукограда.

Высокий образовательный уровень жителей в таких муниципальных образованиях, имевшаяся возможность максимальной реализации личного творческого потенциала, особая интеллигентная атмосфера способствовали формированию в наукоградах неповторимого социально-психологического климата, особых жизненных установок у жителей, сплочению научно-инженерной общественности. Естественно, что в большей степени это проявляется в территориально обособленных наукоградах, удаленных от мегаполисов и крупных промышленных центров России (например, в Обнинске, Дубне, закрытых городах).

Важной социально-демографической особенностью наукоградов является наличие в них собственной учебной базы по подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующих профилей для градообразующих объектов, созданной на основе факультетов и выносных кафедр ведущих вузов страны. Так, в Протвино при местном ГНЦ ИФВЭ действует учебно-научный центр на базе кафедр МГУ и МИФИ; в Жуковском - факультеты аэродинамики МФТИ и "Стрела" МАИ; в Дубне и во Фрязино -филиалы МИРЭА; на базе НИИ Троицка (ГНЦ ТРИНИТИ, ГНЦ ИЯИ, ИФВД и др.) - кафедры физических факультетов МГУ, МИФИ, МФТИ.

Таким образом, специфика наукоградов имела как положительные, так и отрицательные последствия для жизнедеятельности этих городов.

С одной стороны, были созданы мирового значения НПКы. Их коллективы способны решать масштабные задачи оборонного и народнохозяйственного характера. Эти муниципальные образования при соответствующих условиях можно рассматривать как реально существующие полюса возможного экономического роста российских регионов.

Наукограды стали уникальным явлением в социально-психологическом плане. Большинство жителей этих городов связывают свое будущее только с интеллектуальной сферой, профессиональной научной и инженерной деятельностью.

С другой стороны, в современных рыночных условиях социально-трудовые процессы в наукоградах протекают более остро и носят специфический характер. На первый план здесь выдвигается проблема обеспечения профессиональной занятости высококвалифицированной рабочей силы.

Если в малых городах иного профиля существуют определенные возможности переориентации высвобождаемых работников на базе рабочих мест, связанных, например, с агропромышленным сектором, то для жителей наукоградов такие коренные перемены в специализации малоприемлемы как с точки зрения переориентации специалистов, так и по причине серьезной утраты интеллектуального потенциала.

Критическое положение с профессиональной занятостью в наукоградах ухудшает слабая развитость иных, помимо научно-технической, сфер деятельности, а также существовавший до начала преобразований режим закрытости или полузакрытости многих городов, что ограничивало их международные контакты и научно-техническое сотрудничество.

Реформирование народного хозяйства сказалось на наукоградах как специфической сфере трудовой деятельности самым негативным образом. Многократное сокращение ассигнований из госбюджета (ранее единственного источника финансирования наукоградов), сопровождавшееся свертыванием научных работ, в том числе и по приоритетным направлениям, отсутствие средств на проведение конверсии привели к разрушению материального и кадрового потенциала градообразующих объектов и масштабной "утечке умов" за рубеж или в сферу бизнеса - коммерции. При этом до 75% ученых, выезжающих за границу, - специалисты в возрасте 30-45 лет. Поэтому только количественные оценки потерь российской науки и наукоградов не дают полной картины о масштабах потерь и прогнозах состояния социально-трудовой сферы.

По статистике, больше всего уезжают физики, математики и программисты, а также биологи. Около половины отъезжающих имеет степень кандидата наук, четвертая часть - доктора наук.
Элитная структура населения в наукоградах привела к более глубокому кризису на местных рынках профессионального научно-инженерного труда, так как именно квалифицированные кадры, потерявшие работу или имеющие в плане занятости туманные перспективы, составляют в таких городах преобладающую группу. Вместе с тем трудоустройство их сильно затруднено вследствие слабой развитости иных, помимо градообразующей, сфер деятельности, хронических задержек с финансированием головных объектов, что крайне осложняет условия для диверсификации работ, организационной реструктуризации научных центров, сохранения и создания новых рабочих мест для научно-инженерных работников.

Крайне негативным моментом является также трудоустройство высококвалифицированных специалистов на рабочие места со значительно более низкими квалификационными требованиями к работникам, ведущее к утрате профессионализма.

Общие проблемы сохранения кадрового потенциала науки, обострившиеся по ходу социально-экономических преобразований в России, требуют обоснованных подходов к разработке соответствующей системы мер. В этих целях целесообразно опираться на укрупненную классификацию наукоградов, так как множественность факторов, влияющих на их социально-трудовую сферу, не дает возможности формирования системы однозначных мер. Для этого необходимо провести определенную группировку наукоградов.

Представляется, что при этом могут быть выделены в самостоятельную группу "чистые" наукограды - муниципальные образования, в которых деятельность в сфере науки и научного обслуживания является определяющей.

Примерами "чистых" наукоградов могут быть такие города, как Троицк, Пущино и Оболенск (Московская область), академгородок в Новосибирске. Однако эта группа наукоградов также неоднородна.

Факторами, выявляющими различия между ними, могут быть:

  • моно- или полиструктурность в специализации научных исследований;
  • наличие полного или неполного цикла по линии "фундаментальные исследования - реализуемая продукция";
  • степень внутренней автономности научно-исследовательских объектов в НПК наукограда;
  • удаленность от крупных городов, в том числе с научно-производственными функциями.

В качественно иную группу - смешанного типа, могут быть объединены наукограды, в которых градообразующие научные предприятия имеют собственную мощную производственную и испытательную базы; а также города, в которых крупные центры сферы НИОКР соседствуют с развитыми промышленными объектами, базирующимися на высоких технологиях. К этой группе могут быть отнесены, например, города Подольск, Климовск (Московская область). В них, наряду с крупными научно-производственными объектами, базирующимися на прикладной науке, имеются мощные производственные объекты других отраслей.

Возможно, выделение в отдельную группу наукоградов - ряд закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - Саров, Снежинск и др., в которых осуществляется освоение, испытание, инженерно-техническое обеспечение специфических объектов особого назначения, а система деятельности связана с использованием сложнейших приборов, испытательной техники, работ исследовательского характера, точных измерений. В основном они достаточно удалены от мегаполисов и крупных научно-промышленных центров, но технологически и организационно связаны с рядом научных и научно-производственных объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Новосибирске, Томске. Поэтому проблемы сохранения научно-инженерного потенциала ЗАТО связаны в том числе и с сохранением деловых контактов и научно-технических связей с этими центрами.

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что за 1994-1997 годы показатели безработицы в наукоградах трансформировались в худшую сторону. Если в Московской области в целом уровень безработицы составлял 1,54-2,9%, то в наукоградах Московской области разброс значений доли безработных был вдвое выше. Начиная с 1998 года тенденция изменилась (табл.3.5). Это обстоятельство, по-видимому, связано с улучшением общих экономических показателей и началом разработки и реализации Программ развития наукоградов.

Таблица 3.5 Уровень безработицы в ряде наукоградов Московской области

Годы

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

на 1.01.04

Московская область

1,54

1,87

2,61

2,9

2,8

1,8

1,3

 

Дубна

3,16

4,87

4,48

4,1

4,3

2,5

2,7

1,7

Жуковский

0,25

0,17

0,33

0,4

0,8

0,3

0,8

0,4

Королев

0,61

1,03

1,24

1,6

1,4

1

1,1

0,5

Климовс.к

1,83

3,01

2,65

2,49

-

-

1,1

0,6

Лыткарино

0,86

1,53

3,05

3,3

-

-

0,7

0,5

Протвино

2,62

6,13

6,57

5,3

4,1

2,5

2,6

1

Троицк

0,64

0,52

0,79

0,79

-

-

0,8

0,4

Фрязино

2,96

3,8

5,09

5,5

5,3

3,4

3

1,4

Уровень безработицы рассчитан как отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в % (по данным на конец соответствующего отчетного периода).

Несмотря на некоторое улучшение ситуации как в экономической сфере, так и на рынке труда в наукоградах, удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности безработных по-прежнему очень высок и составляет в отдельных населенных пунктах более 70%.

Кроме того, сохраняется другой весьма негативный момент структура спроса на рабочую силу акцентирована не на высококвалифицированных работниках. Однако на примере таких городов, как Дубна, Обнинск, Троицк и других, можно убедиться, что в них сохраняется особая духовная атмосфера. Она связана с тем, что эти города, созданные вокруг особых научных объектов и имевшие не только бытовую, но и высокоразвитую культурную инфраструктуру, характеризуются весьма сплоченным научно-инженерным сообществом. Такие города являлись и во многом являются и поныне самодостаточными не только для проживания и работы, но и для превращения в высокоразвитые культурные и научные центры. Это является существенным фактором, противостоящим распаду научно-инженерных коллективов в наукоградах.

Но вместе с тем особая "элитная" структура населения наукоградов привела к углублению кризиса на местных рынках труда. Противоречие между возможностями в предоставлении рабочих мест для сокращаемых высококвалифицированных научно-инженерных кадров носит структурный характер.

В последние годы дефицит рабочих мест инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих значительно ниже, чем в других сферах приложения труда. По некоторым оценкам, в ряде городов имеет место уже дефицит претендентов на эти виды работ в связи с неудовлетворительным уровнем заработной платы. Особая демографическая структура населения наукоградов в виде заниженной доли вступающих в трудоспособный возраст усугубляет это положение.

<…>


1 - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий" от 07.11.1997 г. № 1171 и Постановление Правительства РФ "О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов) от 24.01.1998 № 79
2 - Рассматриваемый перечень наукоградов нельзя считать исчерпывающим, поскольку реально число городов и поселков, основная деятельность которых связана с научно-техническим прогрессом, значительно больше, и далеко не обо всех из них пока известно.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.