Rambler's Top100

№ 219 - 220
24 октября - 6 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

Региональные аспекты гендерного равенства

Евросоюз: женщины и работа

Переход от урбанизации к субурбанизации

Особенности социально-экономического развития монопрофильных городов различных типов. Наукограды

Евросоюз: женщины и работа

Георгий Кузнецов1
(Опубликовано в журнале "Человек и труд", №5, 2005, с. 36-40)

Количество женщин на европейском рынке труда постоянно увеличивается. В настоящее время в 15 "старых" странах-членах Евросоюза они составляют 42% общей численности экономически активных граждан, а в 10 "новых", вступивших в ЕС 1 мая 2004 года - 46%. В этой связи закономерным является внимание руководства Евросоюза к проблемам работающих женщин.

Право на гендерное равенство провозглашается в документах, принятых на встречах высших представителей стран-членов ЕС (в Люксембурге в 1997 году, в Лиссабоне в 2000 году и др.). В стратегии Евросоюза в области охраны здоровья и безопасности труда на 2002-2006 годы преодоление соответствующих различий по половому признаку выдвигается в качестве одной из целей. По мнению Еврокомиссии и Европарламента, выступивших со специальными заявлениями в 2002 году и 2004 году, повышение уровня занятости женщин не должно заслонять трудности в этой сфере, которые пока не удается преодолеть.

И тем не менее позицию руководящих органов Европейского союза сегодня можно назвать "гендерно нейтральной": в политике, стратегии, практической деятельности и научных разработках эта проблема фактически игнорируется. Между тем воздействие производственной среды неодинаково сказывается на здоровье мужчин и женщин. Различия их организмов явно недооцениваются. Многие стандарты в области охраны труда и устанавливаются в расчете на мужчин. Наглядная иллюстрация - списки производственных травм и профессиональных заболеваний, составляемые в целях выплаты компенсации при потере трудоспособности в результате несчастных случаев.

На основе анализа нынешнего положения женщин на рынке труда, реализации их продекларированных прав и фактически сохраняющегося неравенства с мужчинами Европейский фонд за улучшение условий жизни и труда (организация ЕС, занимающаяся социальными проблемами) в специальном обзоре "Качество работы и занятость женщин" сформулировал следующий вывод: на протяжении последних четырех десятилетий женщины повысили свою долю в общем балансе занятости и совершили ряд важных прорывов в различных видах работ и отраслях экономики, а также в достижении высокого профессионального и должностного статуса. Вместе с тем, результаты исследований Европейского фонда свидетельствуют о значительной дискриминации по гендерному признаку: в одних профессиях на высоких должностях женщины недопредставлены по отношению к объему их общей занятости, в других - свехпредставлены. Такое положение характерно для структуры занятости в ЕС, причем даже в тех странах, где отдельные представительницы слабого пола приобрели высокий статус.

Этот вывод дополнен следующим заключением: "Рынок труда Европейского союза дискриминирован как по вертикали, так и по горизонтали: женщины сконцентрированы в отдельных секторах экономики, на определенных видах труда с одинаковым статусом работы (горизонтальная дискриминация). Во многих секторах или отраслях они мало представлены в качестве руководителей, управляющих и на высокооплачиваемых позициях и очень широко - на низкооплачиваемых должностях и по контрактам о занятости определенного рода (вертикальная дискриминация)".

Многолетние наблюдения и анализ привели западноевропейских специалистов к двум важным выводам, касающимся состояния рынка занятости: во-первых, уровень участия женщин в трудовой занятости ниже, чем мужчин (это касается женщин любого возраста, но особенно велика разница в возрастной группе от 20 до 40 лет: доля занятых мужчин превышает 90%, женщин - чуть более 70%); во-вторых, у находящихся в сфере труда женщин рабочий день короче, чем у мужчин, в частности, в связи с необходимостью заботиться о детях и доме. Десятичасовой рабочий день при нормальной занятости считается обычным для 20% мужчин, и только для 8% женщин.

Согласно данным статистического ежегодника "Eurostat Yearbook" (2002 год), самый высокий процент женщин, занятых полный и неполный рабочий день в возрасте 25-49 лет, отмечен в Дании в 2000 году (81%). На десятые доли процентного пункта от нее отставала Швеция. Затем достаточно плотной группой с отставанием в 10 п.п. и более шли Финляндия, Португалия, Австрия, Нидерланды и Великобритания. В роли "замыкающих" выступали Греция, Испания и Италия (53%).

Неполный рабочий день (в среднем по странам ЕС) у 32% женщин и 7% мужчин. В одних государствах он распространен гораздо шире, чем в других. Так, по данным веб-сайта Еврокомиссии, в 2000 году по сокращенному графику трудились в Голландии почти 71% общего числа занятых женщин (33% всех занятых в стране), в Великобритании - 45%, в Бельгии - 41%, тогда как в Греции - всего 5%. Короткая рабочая неделя в Нидерландах и Великобритании составляет до 20 часов, в Швеции, Дании и Бельгии - до 34 часов.

Весьма важным показателем, свидетельствующим о социально неравноправном положении женщин, является их работа без постоянного контракта (т.е. под постоянной угрозой увольнения) или по срочному контракту. Первенствует здесь Испания, где на "птичьих правах" трудятся свыше 36% всех занятых женщин. В Финляндии таких примерно 22%, в Португалии - чуть меньше, в Дании, Австрии и Люксембурге - 7-8%.

В возрасте 25-45 лет по постоянным контрактам трудятся четыре пятых всех занятых мужчин, но только половина работающих женщин.

Немалое влияние на положение слабого пола на рынке труда оказывает глобализация. С одной стороны, занятые в транснациональных корпорациях вынуждены трудиться, не считаясь ни со временем, ни с неблагоприятной подчас производственной средой. С другой - глобализация ведет к выталкиванию женщин на работу в сектор так называемой нестандартной занятости. В частности, это происходит, когда крупные корпорации передают производство множеству подрядчиков и субподрядчиков, не считающихся с законами об охране труда. В результате, как отмечалось на 3-м международном конгрессе "Работа и здоровье женщин" (Стокгольм, 2002 год), их занятость оказывается негарантированной, грозящей потерей заработка, нередко приводящей к переходу на работу в качестве прислуги, а то и в сферу "секс-услуг", чтобы содержать себя и семью.

В конце XX века рынок труда охватила волна насилия, причем главной жертвой оказались женщины, вынужденные в силу своих служебных обязанностей общаться с множеством людей разного уровня воспитания, образования и культуры - покупателями в магазинах, клиентами в службах сферы услуг и др. Кроме того, они подвергаются также и сексуальным домогательствам. Во Франции, например, с различными формами унижения и домогательства сталкиваются 17% женщин, что, как правило, ведет к стрессовым и депрессивным состояниям.

В странах, где по традиции в семье мужчина "зарабатывает на хлеб" (Австрия, Германия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Ирландия), доля женщин, работающих полный день, ниже средних показателей. В Скандинавских странах (за исключением Финляндии), где также принято, что кормильцем является мужчина, достаточно распространена работа женщин неполный день.

На выбор женщин влияют не только особенности налоговой системы, характер предлагаемых контрактов, но, например, необходимость ухода за детьми, причем соответствующие условия в странах существенно разнятся.

Наибольшая концентрация работающих женщин наблюдается в общественном секторе, в сфере услуг, образования, медобслуживания, торговли, общественного питания. Мужчины превалируют в строительстве, машиностроении, на транспорте. Отсюда и появилось деление на "мужские" и "женские" профессии. Например, в строительстве заняты 91% мужчин и 9% женщин; в добывающих отраслях - 84% и 16% соответственно; на транспорте -75% и 25%; в машиностроении - 83% и 17%; металлургии - 96% и 4%; в системах образования и здравоохранения - 25% и 75%; в услужении в частных домах - 5% и 95%. В так называемых профессиональных областях (медицина, педагогика, юриспруденция и др.) занятость делится примерно поровну, хотя, например, среди преподавателей физики, химии, математики больше мужчин, тогда как среди преподавателей языка, литературы, биологии, истории - женщин. Доля женщин-законодателей и высших государственных руководителей - 28%, служащих в конторах - 69%, среди рядовых работников торговли - еще больше.

71% руководителей крупных компаний - мужчины, соответственно - 29% женщины. Для мелких фирм это соотношение несколько меняется - доля женщин возрастает до 42%.

Большинство приведенных примеров иллюстрирует проявления горизонтальной дискриминации, а то, что 63% работников имеют в качестве непосредственного начальника мужчину и только 21% - женщину (остальные не имеют начальства), а также то, что в политике, правительственной сфере и руководстве корпорациями женщины представлены относительно слабо, -вертикальной дискриминации. Явно недостаточное представительство женщин на руководящих постах в бизнесе и государственных органах негативно отражается на их возможностях оказывать влияние и добиваться изменения отношения к женщине и полного равенства с мужчиной.

Дискриминация по признаку пола в сфере занятости сказывается на условиях труда и, следовательно, влияет на здоровье. Казалось бы, теоретически те, кто трудится неполный рабочий день, менее подвержены воздействию производственной среды, нежели работающие полный день. Однако известно, что при одинаковом количестве рабочих часов мужчины в целом чаще женщин страдают от несчастных случаев и травм; в ряде отраслей промышленности (например, пищевой и некоторых обрабатывающих) - женщины.

Очевидна необходимость более полного выявления негативных факторов, влияющих на качество условий труда, получения детальной информации о структурах рынка труда и положении на конкретных рабочих местах, негативно воздействующих на здоровье женщин в гораздо большей степени, нежели мужчин.

По данным Национального института производственной жизни Швеции, 23% женщин трудятся "сверх нормальных физических сил".

Статистика свидетельствует, что мужчины в целом чаще оказываются жертвами несчастных случаев на производстве, в том числе - со смертельным исходом.

83% работающих женщин в странах-членах ЕС заняты в сфере услуг. Подобный труд менее тяжел и опасен, нежели в промышленности или строительстве, поэтому, естественно, здесь уровень травматизма и профзаболеваемости невысок. Однако приходится констатировать, что в традиционно женских областях занятости уровень травматизма, в том числе - с летальным исходом, растет. Более того, в 1995 году, когда проводилось массовое обследование, женщины хотя и составляли только 17,8% общего числа страдающих профессиональными и обусловленными производством заболеваниями, количество больных в определенных профессиональных группах было значительно выше "полагавшейся" на их долю "нормы": 45% страдали от аллергии, 61% - от различных инфекций, 55% - от неврологических заболеваний, 48% - от гепатита и столько же - от разных форм дерматита. Как считает профессор Массачусетского университета М. Бонд, - "женщины трудятся в очень высоком ритме на рабочих местах, имеющих низкий социальный статус, получая низкую заработную плату и слабую социальную поддержку. Их труд, как правило, монотонен, и многие страдают от стрессов".

Вывод очевиден: для снижения уровня производственного травматизма во все увеличивающейся армии работающих женщин и обеспечения их прав наряду с мужчинами в оценку профессиональных рисков следует включать "женский фактор", продолжать исследования в области эргономики, стремиться к ограничению вредных воздействий на женский организм, вносить коррективы в законодательство.

В обзоре Европейского фонда за улучшение условий жизни и труда подчеркивается, что вопрос о качестве труда и занятости женщин тесно связан со стоимостью женского труда в нашем обществе. Уровень гендерного неравенства в области заработной платы в Евросоюзе сейчас ниже, чем в минувшие десятилетия. Постепенное утверждение в общественном сознании принципа равенства полов при приеме на работу, обучении, продвижении по службе, в оплате за равный труд (что поддерживается законодательно, с помощью коллективных соглашений и др.) пусть медленно, но все же способствует сокращению имеющихся различий между полами в сфере труда. Но, несмотря на эти важнейшие изменения, женщины по-прежнему сверхпредставлены в низкооплачиваемых категориях и серьезно недопредставлены в высокооплачиваемых категориях работников на рынках труда в Евросоюзе. Существующий ныне разрыв в оплате труда в зависимости от пола, который определяется как разница между средними часовыми ставками, остается в каждой из стран-членов ЕС значащим для рынка труда фактором.

Уровень дохода в зависимости от пола, % от общего числа его получателей

Уровень

женщины

мужчины

Низкий

26

9

Ниже среднего

24

19

Средневысокий

17

22

Высокий

10

22

Нет ответа

23

 

Европейский фонд за улучшение условий жизни и труда. Третий обзор условий труда в Европе, 2000 г.

Специалисты сходятся во мнении, что разница в оплате труда между мужчинами и женщинами обусловлена рядом условий: возрастом, семейным положением, количеством детей, характером и уровнем образования, перерывами в работе, типом контракта, продолжительностью рабочего дня, профессией, статусом, размерами фирмы, числом представителей разных полов. Поэтому, несмотря на то, что работодатели в своей массе стремятся соблюдать принцип равной оплаты за равный труд, перечисленные условия в определенной степени содействуют сохранению потенциально дискриминационных процессов.
Повышение качества работы и занятости женщин является одним из главных вызовов, на которые должна ответить стратегия Европейского союза в области занятости. "Если мы действительно хотим решить проблему здоровья женщин, связанную с производственными заболеваниями, стрессами, добиться полной ликвидации неравенства, нам нельзя ограничиваться отдельными мерами. Мы должны концентрировать внимание на изменении организации труда и широкомасштабной борьбе против различий и неравенства по половому признаку", - прозвучало на конгрессе в Стокгольме, в котором приняли участие свыше 850 представительниц более чем из 70 стран.

Чтобы ликвидировать дискриминацию по половому признаку, по мнению делегатов конгресса, прежде всего следует:

  • добиваться включения в юридическую, социальную и политическую повестку дня вопросов, связанных с положением и здоровьем женщин;
  • рассматривать во взаимной связи проблемы глобального неравенства и другие проблемы женщин;
  • увязывать исследования в области положения женщин с практикой;
  • выявлять и устранять пробелы в знаниях в этой области.

Для достижения поставленных целей необходимы:

  • создание информационных цепей для обмена опытом и знаниями;
  • поддержка женщинами соответствующих решений органов власти всех уровней;
  • разработка стратегии, направленной на предотвращение производственных рисков и опасностей;
  • усилия по улучшению здравоохранения;
  • развитие системного подхода к исследованию гендерных проблем.

1 - Научно-исследовательский институт проблем охраны труда

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.