Rambler's Top100

№ 203 - 204
23 мая - 5 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о ксенофобии и мигрантофобии
"Огонек" о новой миграционной политике
"Маркетинг и консалтинг" и "RBC daily" об общественном мнении в России и Великобритании о мигрантах и миграции
"Профиль" о Ле Пене и его отношении к мигрантам
"Время новостей" о программе "Москва многонациональная"
"Российская газета" о самоидентификации россиян
"Эксперт" о национальных противоречиях в России
"Коммерсантъ-власть" о проекте закона "О казаках"
"Известия" о положении цыган в России
"Известия" об узбеках в России
"RBC daily" о проблемах китайской миграции в России
"Российская газета" о квотах для трудовых мигрантов в России
"Ведомости" о миграции и экономике в России
"Газета" о загранпаспортах и проблемах трудовой миграции
"Новые известия" о политической активности киргизских гастарбайтеров
"Время новостей" и "Tageszeitung" о принудительном труде
"Газета" о беженцах из Узбекистана в Киргизию
"Новые известия" о перспективах миграции русских из Киргизии
"Время новостей" о прекращении российско-туркменского гражданства

"Известия" о проблемах регионального и демографического развития России
"Молодежь Эстонии" о региональных проблемах в Эстонии
"Известия" об уровне жизни в Узбекистане
"Труд" об уровне жизни в России
"Политический журнал" о зарплатах в России
"Время новостей" о браках и разводах в России
"Молодежь Эстонии" о "родительских зарплатах" в Эстонии
"Berliner Zeitung" о "родительных экспедициях" в Корее
"Gazeta.kz" о проблемах репродуктивного здоровья и полового просвещения в Узбекистане и Казахстане
"Профиль" о вреде алкоголизма и умеренного "пития"
"Профиль" об отношении россиян к "сухому закону"
"RBC daily" о реформах врачебной помощи в России
"Зеркало недели" о заболеваемости малярией в мире
"Новые известия" о пропавших без вести в Чечне солдатах
"Труд" о пропавших детях в России
"Время новостей" об отношении будущих пенсионеров к старости
"The Washington Times" о церкви и сексе
"Daily Telegraph" о sexless в Японии
"Известия" об издержках равноправия полов в Норвегии

… о самоидентификации россиян

Кровь, паспорт, вера, расчет

Как россияне должны понимать себя

"Как должна происходить самоидентификация россиян: по крови, по паспорту, по вере, по расчету, по времени?" - этот вопрос обсуждали известные эксперты, собравшиеся в среду на очередное заседание "Никитского клуба". Доклад делал известный критик, автор книги о межнациональных отношениях "Русские плюс..." Лев Аннинский.
- Наш клуб редко касается столь идеологически напряженных вопросов, - объявил тему президент "Никитского клуба" академик Сергей Капица, обратив внимание как на обнаруженные недавними праздниками "пустоты" в толковании истории, так и на сегодняшнюю дезориентацию: "Информации сколько угодно, а понимания нет", в том числе и понимания, кто мы такие.
Лев Аннинский напомнил, как в начале XX века прогрессивное человечество пыталось отменить национальность как "рутину природы" в пользу "всечеловека", государство как сковывающую человека форму - в пользу свободы и экономический уклад страны - в пользу всемирного хозяйства. Похоже, что сбывается только последнее под именем глобализации, все остальное рухнуло. Что делать на развалинах, куда себя девать? К чему сводить государство Российское?
Только к восточным славянам? Побрить голову, свалиться в "нациобесие", скукожив "чистую Россию" до уезда или губернии, потому что ее больше не наберется? Писать отдельные истории Кубани и Сибири? Или быть страной со множеством национальных образований внутри, каждое из которых имеет свою почву? Но где тогда найти общую почву и что это за почва? Сказать, что мы "все из Киева", уже нельзя, раз Киев за границей. Лев Аннинский считает, что самоидентификация - это прежде всего дело личности. "Я сын двух народов - казаков и евреев, говорю о себе "я - русский", следуя Льву Гумилеву, утверждавшему, что главная самоидентификация - культурная. И все зависит от того, как человек сам себя назвал".
Известный культуролог Григорий Померанц напомнил, что нация - недавнее явление, возникшее в эпоху французской революции, и рассказал о том, как идентифицировали себя эльзасские немцы, которые в течение одной жизни были то немцами, то французами и воевали то за Германию, то за Францию. Наша идентификация, конечно же, загадывает нам загадки. Однажды русская женщина, родившаяся на палубе корабля, увозившего ее мать в эмиграцию, воспитанная в европейских приютах и не знавшая родного языка, но твердо называвшая себя русской, столь же твердо к русским отнесла Григория Померанца и его жену, а их коллеге по конференции куда более славянской внешности в этом отказала, отнеся его к советским. Впрочем, советским посчитала того же Померанца коллега из Литвы, когда он подчеркнул, что не одни литовцы сидели в лагерях, но и он, например, тоже. "Но ведь вы были господствующей нацией", - отпарировала та.
Удивительную формулу собственной самоидентификации вывел в конце концов известный культуролог: я понял, что останусь и буду действовать именно в этой культуре, потому что мне за нее бывает стыдно. Процитировал знаменитое высказывание о том, что у нас святого встретить легче, чем честного, стихи славянофила Хомякова о "неправде черной" и "лени мертвой", вспомнил золотых розановских рыбок, плавающих в лужицах грязи, и окончательно определил для себя критерий: чувство стыда как знак собственной страны. "Однажды я был в Израиле, слушал Шарона и поймал себя на мысли, что мне за него не стыдно, хотя стыдиться есть чего".
Известный экономист Николай Шмелев напомнил об актуальности демографических проблем и миграционного притока в Россию: вот когда вопрос об идентичности станет заново и остро.
По мнению Дениса Драгунского, ситуация не выглядит драматичной: национальная идентичность как многослойный пирог начинается с духовной общности, единых модусов переживания, а заканчивается дорогами, почтой, банкоматами, делающими страну, а стало быть, и самосознание единым. При этом общий язык от Смоленска до Владивостока, по мнению Дениса Драгунского, соединяет всех нас достаточно крепко.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский говорил об ущербности русского, по сути крестьянского (по его мнению), сознания и низком уровне доверия, который не дает развернуться эффективному бизнесу и эффективной гражданственности. Он считает, что нам нужна реформа национального сознания. Странам-соседям легко с объединяющими идеями, с иронией подчеркнул он, они не любят Россию и русских, "а нам некого не любить, кроме самих себя". Академик Капица похвалил Кончаловского за афористичность, но обратил внимание на наше уникальное самобичевание и самоуничижение, никогда не перестававшее его удивлять, поскольку детство он провел в Англии, был воспитан по формуле "наше - лучшее" и видел, как эффективно она срабатывает. Он также напомнил об удачном опыте самоидентификации в странах Британского Содружества: их объединяли общий язык и открытость лучших английских университетов для элиты из бывших колоний.

Елена ЯКОВЛЕВА. "Российская газета", 13 мая 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.