Rambler's Top100

№ 201 - 202
2 - 22 мая 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Здоровье матерей и новорожденных в Европейском регионе ВОЗ

Труд и здоровье крестьянки

Младенческая смертность в разных образовательных группах в конце 1980-х - начале 1990-х

Женская трудовая миграция

Теория демографического развития: институциональная перспектива

Это ключ от другого замка

Младенческая смертность в разных образовательных группах в конце 1980-х - начале 1990-х1

Андреев Е.М., Кваша Е.А.
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", № 3, 2005)

Демографический кризис 1990-1994 годов всесторонне рассмотрен в научной литературе. Именно в этот период был отмечен небывалый рост смертности, особенно у мужчин, а ожидаемая продолжительность жизни при рождении упала до рекордной для этого периода отметки - 57,6 лет для мужчин и 71,2 для женщин. Одновременно резко снизился и уровень рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости сократился с 2 рождений на 1 женщину в 1989 году до 1,4 рождений в 1994 году (таблица 1). В то же время коэффициент младенческой смертности до 1993 года оставался почти стабильным. В 1993 году по сравнению с 1992 годом он увеличился на 1,9 на 1000 родившихся, что стало предметом специального исследования2.

Таблица 1. Основные характеристики воспроизводства населения России в начале 1990-х

Годы

Коэффициент суммарной рождаемости

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

Коэффициент младенческой смертности на 1000

Мужчины

Женщины

1989

2,007

64,21

74,47

17,8

1990

1,887

63,79

74,27

17,4

1991

1,732

63,46

74,27

17,8

1992

1,552

62,02

73,75

18,0

1993

1,385

58,91

71,88

19,9

1994

1,400

57,59

71,18

18,6

1995

1,344

58,27

71,70

18,1

1996

1,281

59,75

72,49

17,4

Источник: Демографический ежегодник России. 2002. С. 55, 94, 105.

Причины кризиса начала 1990-х стали предметом широкой дискуссии. Согласно одной из точек зрения, и снижение рождаемости, и рост смертности есть прямое последствие экономического и политического кризиса. Сторонники другой, не отрицая внешней составляющей процессов, склонны видеть более универсальные причины и снижения рождаемости, и роста смертности взрослых.

1. Неиспользованные источники информации

Учитывая, как много внимания было уделено кризису разными авторами, мы с большим удивлением обнаружили, что часть статистической информации, которая могла бы пролить свет на ситуацию, использована не была. Речь идет о так называемой Таблице А04 "Распределение родившихся, умерших, браков и разводов в … году по полу, возрастным группам и образованию", которая разрабатывалась государственной статистикой в 1988-1996 годах. С 1997 года разработка прекратилась в целях экономии средств. Начиная с 1999 года, после вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 года №143-ФЗ, такая разработка стала невозможна, так как акты гражданского состояния более не содержат сведений об образовании родившихся и умерших.

Таблица А04 содержит сведения об умерших по уровню образования в возрасте 16 лет и старше и 16-29 лет, об умерших в возрасте до 1 года и о родившихся по образованию матери. Эти данные позволяют, во-первых, рассчитать коэффициенты младенческой смертности в зависимости от уровня образования матери и, во-вторых и третьих, привлекая данные о структуре населения по возрасту и образованию по материалам переписи населения 1989 года и микропереписи 1994 года можно рассчитать стандартизованные индексы рождаемости и смертности3 в зависимости от уровня образования за 1988-1989 и 1993-1994 годы.

Следует учитывать, что при сочетании в одном расчете данных, полученных на основе регистрации родившихся и умерших, с одной стороны, и переписи (микропереписи), с другой, существует опасность неполной сопоставимости данных, полученных из разных источников. Уровень образования одного и того же лица, установленный на основе информации, записанной в акте о смерти, может существенно отличаться от определенного на основе ответа на вопросы предыдущей переписи. Точно также, ответ на вопрос об образовании женщины, полученный при переписи, может отличаться от сведений, полученных при регистрации рождения ребенка.

Подобные трудности возникают и при расчете коэффициентов младенческой смертности в зависимости от образования матери, хотя и число умерших, и число родившихся устанавливается по данным регистрации. По нашим сведениям, практически во всех случаях ранней неонатальной (на первой неделе жизни) смерти, да и в значительном числе других случаев, регистрация смерти и рождения происходит одновременно, что повышает сопоставимость данных. Но примерно треть смертей на первом году жизни регистрируется после регистрации рождения.

Чтобы минимизировать искажения, целесообразно рассматривать более широкие границы образовательных групп. В данной работе мы рассматриваем 4 группы: высшее и незаконченное высшее образование, среднее специальное, среднее общее и неполное среднее, и более низкое образование. При этом необходимо отметить, что в рассматриваемой форме выделяется 6 уровней образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее и начальное и ниже.

Известно, что точность сведений об образовании тем ниже, чем ниже сам уровень образования. Именно поэтому мы были вынуждены сформировать весьма разнородную группу "неполное среднее и более низкое образование", куда входят лица с периодом обучения от 0 до 7 лет. Со второй половины 1950-х, т.е. практически для всех родившихся после Великой Отечественной войны поколений, осуществлялось в России обязательное неполное среднее образование. В силу этого было бы целесообразно рассматривать группы неполное среднее и начальное образование и ниже, раздельно. Но в силу той же причины для представителей последней группы и их близких свойственно завышать уровень образования.

2. Динамика младенческой смертности в зависимости от образования матери в 1988-1996 годах

Рассмотрим динамику младенческой смертности у матерей с различным уровнем образования. Как видно из таблицы 2, общая динамика показателей у матерей с более высоким уровнем образования совпадает: до 1992 г. включительно стагнация показателей, подъем в 1993 году и затем медленное снижение. Рост показателя в 1993 году был тем больше в абсолютном выражении, чем выше его уровень. В группе высшее и незаконченное высшее образование показатель увеличился на 0,6 на 1000 новорожденных или на 5% уровня 1992 года, среднее специальное - на 0,9 на 1000 новорожденных или на 6%. В группе среднее общее образование - на 2,7 умерших на 1000 новорожденных или на 16%.

Таблица 2 Коэффициенты младенческой смертности в России в 1988-1996 годах в зависимости от образования матери

Годы

Все родившиеся

в том числе у матерей с образованием

высшим и незаконченным высшим

средним специальным

средним общим

неполным средним и ниже

1988

18,9

11,8

15,6

17,1

54,2

1989

17,8

11,5

15,1

16,6

46,4

1990

17,4

11,7

15,2

16,6

40,1

1991

17,8

11,8

15,1

16,7

42,5

1992

18,0

11,9

15,2

17,2

40,7

1993

19,9

12,3

16,1

19,4

46,7

1994

18,6

11,1

15,1

18,4

41,7

1995

18,1

10,8

14,8

18,2

38,6

1996

17,4

10,4

14,5

18,0

34,6

Такой же 16% рост зафиксирован в группе неполное среднее и более низкое образование, но там ему соответствовало 6,6 умерших на 1000 новорожденных. Общая динамика младенческой смертности в этой группе заметно отличается от других групп. Скорость снижения младенческой смертности и в 1988-1990, и после 1993 года существенно выше, чем в других группах. Более того, доля родившихся в этой группе постоянно возрастает (таблица 3). Расчеты показывают, что именно снижение младенческой смертности в группе женщин с неполным средним образованием определило снижение младенческой смертности в России. Если бы показатель в этой группе в 1996 году оставался на уровне 1988 года, то коэффициент младенческой смертности во все населении был равен 19,0 на 1000 новорожденных.

Таблица 3. Распределение родившихся в России в 1988-1996 годах в зависимости от образования матери (% от числа родившихся)

Годы

Высшее и незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее общее

Неполное среднее и ниже

1988

14,3

39,2

39,2

7,3

1989

14,7

38,9

38,9

7,4

1990

14,4

39,0

39,0

7,6

1991

14,0

38,9

38,9

8,1

1992

13,7

39,0

39,0

8,4

1993

14,0

38,6

38,6

8,7

1994

14,1

38,4

38,4

9,1

1995

14,3

38,2

38,2

9,3

1996

14,8

37,8

37,8

9,5

В целом же за период с 1988 по 1996 год младенческая смертность детей у женщин с высшим и незаконченным высшим образованием снизилась почти на 12%, у женщин со средним специальным - на 7%, в самой низкой образовательной группе - на 36%, а вот в группе женщин со средним образованием - вырос на 5%.

Мы можем сравнить данные о младенческой смертности по образованию с аналогичными данными для поколения родившихся в России в 1979 году. Они не вполне сопоставимы с обычными показателями младенческой смертности, которые рассчитываются для календарного года, но отличие не велико. В поколении родившихся в 1979 году смерти в возрасте до 1 года происходили в 1979-1980 годах. Общий показатель младенческой смертности составил 21,9 на 1000 родившихся, в том числе у матерей с высшим и незаконченным высшим образованием - 13,3, со средним специальным - 17,1, средним общим - 21,2, неполным средним и ниже 33,0 на 1000 родившихся живыми. Получается, что за 17 лет младенческая смертность снизилась в целом на 20%. Наибольшее снижение (22%) зафиксировано в группе с самой низкой младенческой смертностью: дети матерей с высшим и незаконченным высшим образованием стали умирать на 22% реже, со средним специальным и средним - на 15% реже. А в группе с неполным средним и более низким образованием показатель даже увеличился на 5%. Таким образом, изменение смертности в образовательных группах в период 1979-1988 годов была принципиально другой, чем в 1988-1996 годах.

Как видно из таблицы 4, различия в уровнях младенческой смертности между группами со средним специальным образованием и, особенно, средним общим образованием и группой с высшим и незаконченным высшим образованием в 1988-1996 годах заметно возрастали, а различия с группой неполного среднего образования и ниже - сокращались, как и вообще различия с группами с более высоким образованием. В то же время рост относительного числа рождений в этой группе повышал младенческую смертность. Если бы распределение родившихся по образованию матери оставалась таким же, как в 1988 году, то коэффициент младенческой смертности был бы менее 17 на 1000 родившихся.

Таблица 4. Младенческая смертность в данной образовательной группе матерей в процентах к группе с высшим и незаконченным высшим образованием

Годы

Высшее и незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее общее

Неполное среднее и ниже

Среднее и ниже

1988

100

132

145

458

194

1989

100

131

144

402

185

1990

100

130

142

343

175

1991

100

128

142

362

180

1992

100

128

145

342

180

1993

100

131

158

380

199

1994

100

135

165

374

205

1995

100

137

169

358

206

1996

100

139

173

333

205

Но вернемся к самой массовой группе женщин со средним образованием. Как видно на рисунке 1, в начале периода уровень младенческой смертности в городах в целом совпадал с показателем для этой группы, но к его концу показатели в группе стали выше, чем в среднем в городском населении. Более того, за время наблюдения уровень младенческой смертности в группе женщин со средним образованием в городах почти сравнялся с аналогичным показателем в сельской местности. Таким образом, рост показателя в этой группе в 1988-1989 годов нельзя списать на перераспределение рождений у женщин со средним образованием из городов в сельскую местность.

Рисунок 1. Младенческая смертность в городах и сельской местности

В целом ситуация в самой массовой группе дает основания для беспокойства. В то же время, нельзя не высказать одно весьма естественное предположение. Для всякого кризисного периода характерно снижение качества работы. Вполне возможно, что ухудшилось и качество регистрации данных по образованию и часть смертей детей у женщин с неполным средним образованием оказалось отнесено к группе среднее образование. К сожалению, у нас нет возможности проверить это предположение.

Но даже если рассмотреть женщин со средним образованием и ниже как одну группу, то окажется, что снижение смертности в 1988-1996 годах в этой группе было таким же, как в группе со средним специальным образованием, но уровень был и остался в 1,5 раза выше. Отставание по уровню младенческой смертности от группы женщин с высшим образованием увеличилось с 94% до 105%.

3. Младенческая смертность на фоне других процессов

Расчеты, выполненные на основе переписей населения 1979 и 1989 годов показали, что уровень смертности взрослых в России существенно зависел от уровня образования. Максимальный разрыв наблюдался между группой "высшее и незаконченное высшее образование" и группой "неполное среднее и более низкое образование". В 1989 году разрыв в продолжительности жизни мужчин в интервале возрастов от 20 до 69 лет между этими группами составил 6,2 года, а женщин - 2,4 года. Но даже в благоприятном 1989 году уровень смертности в группе с высшем образованием в России был примерно таким же, как во всем населении для "средней" западной страны4. В 1989 году этот разрыв означал снижение коэффициентов смертности мужчин на 9,2% и женщин на 7,3% с каждым следующим годом обучения.

Когда мы утверждали, что данные таблицы А04 совсем не использовались, имелся в виду анализ уровня младенческой смертности. Но мы уже использовали эти данные, чтобы ответить на вопрос изменились ли образовательные различия в смертности в течение драматического периода 1992-1994 годов или же рост смертности происходил независимо от изменений в образовательном уровне населения? Микроперепись 1994 года, охватившая 5% населения, позволяет сделать некоторые оценки. На основе этих данных были рассчитаны стандартизованные индексы смертности в 1993-1994 годах5. В качестве стандарта использовались показатели смертности всего населения соответствующего пола в 1988-1989 гг. Поскольку в цитированной книге мы ограничились графиком, приведем таблицу полностью (таблица 5). Следует осторожно оценивать показатели в группе "Неполное среднее и ниже", так как несогласованность сведений об образовании, полученных из разных источников, весьма высока.

Таблица 5. Индексы смертности по уровню образования в возрасте 16 лет и старше

 

Все население

в том числе с образованием

высшим и незаконченным высшим

средним специальным

средним общим

неполным средним и ниже

Мужчины

1988-89

1,000

0,616

0,731

1,132

0,467

1993-94

1,572

0,806

1,106

2,033

0,918

Изменение в %

57

31

51

80

96

Женщины

1988-89

1,000

0,688

0,741

1,118

0,158

1993-94

1,303

0,716

0,840

1,571

0,305

Изменение в %

30

4

13

40

92

Как видно из таблицы, рост смертности, как мужчин, так и женщин, был тем выше, чем ниже уровень образования. Обратим внимание на то, что смертность взрослых женщин с высшим и незаконченным высшим образованием практически не увеличилась. Напротив, наибольшее снижение уровня рождаемости произошло в группе женщин с высшим и незаконченным высшим образованием (таблица 6), затем идут женщины со средним специальным и средним общим образованием, а минимальное снижение - в группе с неполным средним и ниже.

Таблица 6. Индексы рождаемости по уровню образования матери

 

Все женщины

в том числе с образованием

высшим и незаконченным высшим

средним специальным

средним общим

неполным средним и ниже

1988-89

1,000

0,963

0,983

1,152

0,63

1993-94

0,661

0,564

0,654

0,759

0,51

Изменение в %

-34

-41

-33

-34

-19

Наконец, рассчитанные на основе таблицы 2 индексы младенческой смертности представлены в таблице 7. И здесь наибольший рост смертности детей в период с 1988-1989 годов по 1993-1994 годы зафиксирован среди детей женщин со средним общим образованием. У женщин с высшим и незаконченным высшим образованием показатель практически не изменился.

Таблица 7. Индексы младенческой смертности по уровню образования матери

 

Все женщины

в том числе с образованием

высшим и незаконченным высшим

средним специальным

средним общим

неполным средним и ниже

1988-89

1,000

0,637

0,837

0,919

2,741

1993-94

1,049

0,639

0,849

1,030

2,408

Изменение в %

5

0

1

12

-12

Анализ материалов микропереписи 1994 года на уровне индивидуальных данных не выявил практически никакой существенной экономически обусловленной дифференциации рождаемости, кроме традиционной небольшой обратной связи между доходом и частотой рождений6. В то же время была обнаружена несомненная связь частоты рождений в 1993 году с такими социокультурными маркерами, как проживание в городах или сельской местности, национальность и желаемое число детей. Причем различия в показателях между группами достаточно существенны. Таким образом, в процессе ее снижения сохранилась значительная социокультурная дифференциация рождаемости, но не возникла дифференциация в зависимости от уровня жизни.

Уровень рождаемости 1993 года практически соответствует мнениям женщин о том, сколько еще детей они намерены родить. Это обстоятельство противоречит гипотезе о том, что снижение рождаемости есть результат отсрочки рождений.

Все приведенные соображения заставляют сомневаться в гипотезе, что экономический кризис есть главная причина снижения уровня рождаемости в России. Хотя, несомненно, он оказал влияние на рождаемость хотя бы тем, что ускорил ее эволюцию.

Можно считать доказанным, что основной причиной драматического повышения уровня смертности взрослых в 1991-1994 годах была антиалкогольная кампания. Это следует из рассмотрения динамики смертности по месяцам года, анализа причин смерти, сравнения смертности в постсоветских странах, прошедших через антиалкогольную кампанию7. Конечно, экономический кризис, общая экономическая и социальная нестабильность усиливали негативные последствия. К последствиям кризиса можно отнести и реванш смертности от причин смерти более свойственных 19 веку, чем второй половине 20 века. В 90-е годы резко возрастала смертность от острых инфекций органов дыхания и гриппа, пневмонии, дифтерии (1993-1995 годы) и туберкулеза. Экономический кризис мог привести и к повышению младенческой смертности.

В упомянутой в начале данной статьи работе8 были представлены компоненты роста младенческой смертности в 1993 году. Увеличение примерно на 0,4-0,5 промилле было результатом расширения признаков жизни новорожденного, которое произошло именно этом году. Рост примерно на 0,3-0,4 промилле был вызван эпидемией гриппа. Это, так сказать, та часть увеличения коэффициента младенческой смертности, которая была снята последующей динамикой. Остальной рост был отнесен автором на изменение структуры рожающего контингента или с действием более долговременных факторов (снижение уровня жизни и ухудшение работы системы здравоохранения). Примерно 0,5-0,6 на 1000 родившихся автор отнес на изменения в структуре рожающего контингента и порядка 0,4 на 1000 на действие других факторов. Следует признать, что мы, скорее всего, переоценили вклад структурного фактора, хотя бы потому, что изменение структуры матерей по образованию объясняет рост смертности только на 0,1 на 1000 новорожденных. Хотя образование - не единственный признак, по которому различается младенческая смертность.

В чем причина различий динамики младенческой смертности в разных образовательных группах? Наиболее благоприятная ситуация в группе женщин с высшим образованием. И это никак не следствие лучшего материального положения. Значительную часть этой группы составляют учителя и врачи, уровень доходов которых всегда был и остается ниже среднего. Более благоприятное развитие событий связано, на наш взгляд с тем, что женщины этой группы лучше и быстрее, чем другие группы, приспособились к меняющимся условиям жизни. Именно поэтому и снижение рождаемости в этой группе было более значительным. Согласитесь, что отложить рождение ребенка в кризисный период было вполне разумным шагом.

Напротив, женщины со средним образованием труднее адаптировались к новым условиям жизни, кроме того, в период кризиса их жизненный уровень также снизился, что в свою очередь не могло не отразиться на здоровье.


1 - Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 03-02-00097а
2 - Андреев Е.М. Младенческая смертность в России. Вопросы статистики. 1995. №5, С. 66-71.
3 - Стандартизованный индекс есть отношение фактического числа родившихся или умерших к расчетному числу при условии, что возрастные интенсивности рождаемости или смертности в данной группе населения были такими же, как в населении, принятом за стандарт.
4 - Неравенство и смертность в России / Под ред. В.М. Школьникова, Е. М. Андреева, Т.М. Малевой. Московский Центр Карнеги. М.: Сигналъ 2000. С. 36-38.
5 - Там же, с. 39-40
6 - Андреев Е.М., Бондарская Г.А. и Харькова Т.Л. Падение рождаемости в России: гипотезы и факты. Вопросы статистики. 1998. №10. С. 82-93.
7 - Андреев Е.М. Возможные причины колебаний продолжительности жизни в России в 90-е годы. Вопросы статистики. 2002 № 11. С. 3-15
8 - Андреев Е.М. Младенческая смертность в России. Вопросы статистики. 1995. № 5, С. 66-71.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.