Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Влияние социальных трансфертов на уровень доходной обеспеченности домохозяйств и что мы получили в результате монетизации льгот

Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация

Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества

Российская демография и экономическая стратегия

Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация

Т.Ю. Богомолова, В.С. Тапилина
(Опубликовано в журнале "ЭКО" №11, 2004, с. 41-56)

Замысел данной работы состоял в том, чтобы выявить масштабы и глубину территориальной дифференциации бедности населения России и проследить траекторию изменений этой дифференциации в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Информационной базой исследования являются материалы обследований бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) за 1997-2002 годы1, осуществляемые ежеквартально Госкомстатом РФ во всех субъектах Федерации (кроме Чеченской Республики) по выборочному методу и охватывающие около 49 тысяч домашних хозяйств. Важнейшие задачи обследований - определение уровня и структуры индивидуальных расходов и потребления домохозяйств, необходимых для расчетов индексов потребительских цен, показателей для оценки уровня благосостояния населения и данных для обеспечения макроэкономических показателей.

Обширная программа регистрации фактического потребления домашних хозяйств, мониторинговый характер наблюдений, представительность населения практически всех субъектов РФ относятся к числу безусловных достоинств базы ОБДХ.

Традиционно для оценки уровня материального положения индивида или домохозяйства используют денежный доход. В ОБДХ он исчисляется исходя из суммы произведенных денежных расходов и прироста финансовых активов в течение учетного периода обследования. Он представляет собой объем денежных средств, которыми располагали домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений, без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов.

Итоговый показатель материального положения - располагаемые ресурсы - сумма денежных средств, которыми располагали домашние хозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении льгот, полученных как от работодателей, так и из бюджетов всех уровней.

В статье использовались показатели денежного дохода и располагаемых ресурсов, выраженные не в рублях, а в количестве прожиточных минимумов, приходящихся на одного члена домохозяйства. Нормирование доходов - деление величины доходов у жителей различных регионов на величину региональных прожиточных минимумов - позволило, во-первых, выявить в каждом из регионов группу населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума, то есть бедных; во-вторых, хотя бы частично элиминировать территориальные различия в стоимости жизни.

Для анализа динамики показателей бедности использовались данные обследований домашних хозяйств за II квартал каждого года, поскольку они ближе к среднегодовым показателям, чем данные за другие кварталы.

Бедность общества и бедность бедных в России

К числу показателей, отражающих глубину и остроту проблемы бедности в обществе, относятся индекс бедности, индекс дефицита бедности, индекс квадратичного дефицита бедности. Они интерпретируются следующим образом.

Индекс дефицита бедности выражает дефицит бедности в процентном отношении к черте бедности по отношению к численности всего населения, и в этом смысле является характеристикой всей совокупности населения. Индекс квадратичного дефицита бедности более чувствителен к благосостоянию беднейшей части населения, хотя он, как и индекс дефицита бедности, выступает характеристикой всего населения.

Используется также индекс Сена: показатель, который одновременно учитывает распространенность бедности, величину дефицита денежных средств и уровень расслоения бедных2.

Средний дефицит доходов бедных рассчитывается как средняя арифметическая отношения доходов бедных к черте бедности и может интерпретироваться как среднее отклонение доходов от черты бедности, выраженное в процентах. Формула расчета индекса Сена имеет интервал значений от 0 (ни одно домохозяйство или индивид не попали в группу бедных) до 1 (крайний случай бедности и неравенства, когда все домохозяйства или индивиды попали в группу бедных, а доходы группы сконцентрированы в одном домохозяйстве или у одного индивида).

В обобщенном виде данные о бедности населения России по располагаемым ресурсам и денежным доходам приведены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели бедности в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ

Год

Доля бедных

Индекс дефицита бедности

Индекс квадратичного дефицита бедности

Распола-гаемые ресурсы

Денежные доходы

Распола-гаемые ресурсы

Денежные доходы

Распола-гаемые ресурсы

Денежные доходы

1997

0,353

0,456

0,123

0,194

0,06

0,111

1998

0,384

0,459

0,126

0,194

0,061

0,11

1999

0,548

0,628

0,222

0,296

0,117

0,178

2000

0,426

0,509

0,153

0,216

0,075

0,121

2001

0,51

0,594

0,193

0,265

0,097

0,153

2002

0,471

0,548

0,168

0,232

0,082

0,13

Примечание. В табл. 1-9 приведены данные за II квартал каждого года

Наименьшие показатели бедности приходятся на начало 1997-1998 годов, когда доля бедных по величине денежных доходов составляла 45,6-45,9% от численности населения, средний дефицит бедности равнялся 19,4%, а средний квадратичный дефицит бедности составлял 11-11,1%. В дальнейшем начался рост показателей бедности, пик которого пришелся на 1999 год. Резкое обеднение населения говорит о том, что августовский финансово-экономический кризис 1998 года отразился в последующие годы и, прежде всего, в 1999 году.

Стоит также отметить, что при оценке материального положения по располагаемым ресурсам показатели бедности заметно ниже, чем при оценке по величине денежных доходов. В среднем эта разница для показателя "доля бедных" составляет 0,8-1,0 п.п. Существенно меньше размеры дефицита бедности, рассчитываемые по располагаемым ресурсам.

Наиболее зримо успехи государства в борьбе с бедностью отражает показатель доли бедных в населении. Заметим, что даже если доля бедных в обществе заметно не уменьшается - это не означает, что государство ничего не делает в этом направлении. В силу различий свойств индексов бедности, их динамика может служить критерием оценки социальных политик разной направленности. Так, более динамичное по сравнению с другими показателями сокращение доли бедных может означать, что меры социальной политики были адресованы группе, которая находилась сразу же за чертой бедности и которую можно вывести из этого состояния не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет создания условий для интенсификации собственных усилий в улучшении материального положения. Это могло произойти и за счет улучшения социально-экономической конъюнктуры, выгоды от которой распределяются среди населения достаточно равномерно.

Когда самые высокие темпы уменьшения наблюдаются для индекса дефицита бедности, это означает, что в поле зрения социальной политики находятся все группы бедных. Этот вариант предполагает использование широкого комплекса мер как социальной, так и экономической политики. Он, по сути, является самым дорогостоящим с точки зрения затрат и именно потому подтверждает решимость государства системно бороться с бедностью.

В том случае, когда самые высокие темпы сокращения характерны для индекса квадратичного дефицита бедности, приоритетной для социальной политики является группа крайне бедных. При этом варианте велика роль социальных трансфертов, непосредственной помощи государства (денежной и неденежной) самым бедным.

Динамика индексов бедности в России между 1999 и 2002 годами позволяет констатировать, что меры социальной политики в стране были направлены в первую очередь на беднейшую часть населения. Индекс квадратичного дефицита бедности сократился к 2002 году на 27%, в то время как индекс дефицита бедности - на 21,6%, а доля бедных - на 12,7%. Таким образом, в этот период осуществлялся минималистский вариант борьбы с бедностью - оказывалась помощь людям, находившимся в состоянии крайней бедности (нищеты). Такая помощь обязательна и необходима, но она не предотвращает воспроизводство бедности и практически не уменьшает ее масштабы.

При обсуждении показателей уровня бедности нельзя не остановиться на существенных отличиях оценок уровня бедности, полученных в исследовании, и официальных данных Госкомстата РФ. По данным Госкомстата, в 2002 г. доходы ниже прожиточного минимума в России имели 25% населения3. Эту же цифру в декабре 2003 году озвучил президент РФ, назвав бедность острой социальной проблемой страны, требующей неотложного решения. Именно масштаб бедности 20-25% стал ориентиром для деятельности нового правительства РФ.

Разница приведенных в данной статье показателей доли бедных, а также оценок Госкомстата РФ на основе данных ОБДХ (публикуемых в ежеквартальных сборниках)4 и официальных данных Госкомстата РФ составляла в начале 2000-х годов 2,3-2,7 раза. На наш взгляд, это объясняется тем, что доля бедных в размере 25% является итогом оценки доходов населения, осуществляемой на макроуровне с использованием баланса доходов и расходов. На этом уровне становится очевидным расхождение между легальными, учтенными доходами и суммой расходов, произведенных населением страны. Таким образом, выявляются неучтенные доходы. Это и доходы незаконного происхождения - получаемые за счет нелегальных, запрещенных законом производств, продажи товаров и услуг (алкоголь, наркотики, проституция и пр.), доходы криминального характера (хищения, взятки), а также доходы, присваиваемые предпринимателями за счет ухода от налогов на заработную плату и прибыль, и пр. При макроэкономических расчетах сумма неучтенных доходов распределяется среди всего населения.

Не вызывает сомнения, что значительная часть населения нашей страны так или иначе участвует в деятельности, связанной с получением неучтенных доходов. Вместе с тем высокие доходы от этой деятельности концентрируются лишь в определенных и немногочисленных группах населения (по оценкам экспертов, 25 российских миллиардеров имеют 30% всех доходов населения страны - пятую часть ее валового внутреннего продукта!). Результатом же корректив, вносимых перераспределением неучтенных доходов, является повышение среднего уровня доходов населения и сокращение уровня бедности в стране до 25%.

На наш взгляд, оценки масштабов бедности, получаемые на основе микро- и макроданных, можно рассматривать как верхнюю и нижнюю границы уровня бедности в стране, пессимистическую и оптимистическую оценки, соответственно. Однако для тех, кто действительно беден, не имеет значения, являются они частью 25% или 46% расчетной численности бедного населения. Поэтому решение задачи сокращения доли бедных в 2 раза в предстоящие 2-3 года, поставленной президентом РФ, будет зависеть во многом от того, в какой мере при выборе путей ее решения будут учтены такие параметры, как глубина, острота, воспроизводство и структурный срез бедности.

А теперь обратимся к другому существенному аспекту - бедности бедного населения. Ниже приведены расчеты величины дефицита доходов бедных, отнесенного к численности бедного населения (а не всей совокупности населения), а также показатели, позволяющие оценить масштаб нагрузки на общество, связанной с решением проблемы бедности (таблица 2).

Таблица 2. Средний дефицит ежемесячных денежных доходов бедного населения в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ, % к величине прожиточного минимума

Величина среднего дефицита денежных доходов бедных

1997

1998

1999

2000

2001

2002

% от величины прожиточного минимума

42,6

42,3

47,1

42,5

44,7

42,4

% от величины среднего дохода небедных

19,5

19,4

24,9

20,5

20,8

19,3

Согласно данным ОБДХ, среднему российскому бедному недоставало более 40% денежных средств, чтобы преодолеть черту бедности. Если бы проблема искоренения бедности была возложена на плечи небедных, то средний небедный должен был бы отдавать примерно 20% своих доходов. В соответствии с единой ставкой подоходного налога с физических лиц взимается 13% доходов, причем налоги берутся и с доходов ниже прожиточного минимума. При такой практике получается, что решение проблемы бедности лежит и на самих бедных. Причем, принимая во внимание масштабность группы и относительно большую прозрачность их доходов, можно сказать, что надежными донорами для более бедных выступают, прежде всего, менее бедные, а не относительно богатые.

На фоне высокой концентрации доходов и высокой доли бедных единая ставка подоходного налога с физических лиц выглядит неадекватной ситуации. Возврат к прогрессивному налогообложению сделал бы более реальным решение проблемы бедности или существенно бы ее ослабил.

Региональная дифференциация бедности

Результаты расчетов показателей бедности по группам территорий, входящих в состав федеральных округов, свидетельствуют, что, во-первых, в анализируемый период во всех федеральных округах наблюдался рост масштабов бедности; во-вторых, самый высокий уровень бедности был в российской периферии - восточных (Сибирский и Дальневосточный федеральные округа) и южных (Южный федеральный округ) районах страны (таблица 3).

Таблица 3. Доля бедных по величине денежных душевых доходов среди населения федеральных округов в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ, %

Федеральный округ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Центральный

37,7

37,5

56,9

45,4

52,8

49,1

Северо-Западный

45,2

42,3

63,5

46,4

51,2

46,8

Южный

52,3

54,5

70,3

56,8

69,8

64,5

Приволжский

46,8

47,7

64,1

51,0

60,8

56,5

Уральский

40,7

43,9

61,2

45,4

54,2

53,3

Сибирский

51,3

50,9

65,9

58,7

64,2

58,1

Дальневосточный

54,5

53,1

62,5

56,9

68,3

61,5

Можно видеть, что "вечные" российские диспропорции в развитии западных и восточных регионов страны превратились из административно-территориальных и географических различий в социальные. Вследствие этого Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа являются наиболее проблемными группами регионов как для текущей, так и для перспективной социальной политики в области регулирования доходов, заработной платы, уровня потребления и других показателей уровня жизни.

Что касается коэффициента Джини, характеризующего степень социально-экономического расслоения населения, то во всех федеральных округах его значения довольно высокие, при существенных различиях между округами (таблица 4).

Таблица 4. Неравенство в распределении денежных доходов населения федеральных округов в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ

Федеральный округ

Величина коэффициента Джини

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Центральный

0,381

0,373

0,355

0,337

0,349

0,336

Северо-Западный

0,372

0,359

0,386

0,361

0,362

0,369

Южный

0,379

0,387

0,361

0,401

0,376

0,361

Приволжский

0,392

0,376

0,388

0,372

0,378

0,368

Уральский

0,432

0,423

0,459

0,472

0,465

0,456

Сибирский

0,426

0,395

0,417

0,409

0,426

0,409

Дальневосточный

0,411

0,392

0,406

0,374

0,377

0,362

Уровень неравенства в большинстве федеральных округов (за исключением Уральского), оставаясь в целом довольно высоким, в той или иной мере снизился к 2002 году. Самый высокий уровень неравенства в распределении доходов характерен для населения Уральского и Сибирского федеральных округов. В значительной мере это объясняется тем, что на их территориях находятся полюса как общероссийского неблагополучия (Республика Тыва, Читинская область, Республика Алтай), так и относительного благополучия (Тюменская область, Красноярский край, Иркутская область). Дифференциация в этих двух округах имеет свои особенности: в Уральском федеральном округе высокий уровень неравенства определяется различиями между доходами населения богатых нефте- и газодобывающих районов и всеми остальными, а в Сибирском федеральном округе "водораздел" проходит между бедными национальными автономиями и остальными субъектами Федерации.

В Сибирском федеральном округе концентрируются субъекты Федерации, являющиеся территориями компактного проживания коренных народов Сибири - бурят, тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев. Титульные и аборигенные этносы в этих субъектах Федерации составляют 27-30% населения (за исключением Тувы, где доля тувинцев насчитывает 64%). Они образуют костяк сельского населения, расселенного по всему пространству этих регионов и занятого преимущественно традиционными формами хозяйствования. В настоящее время аборигенные этносы слабо интегрированы в экономику и ориентированы исключительно на автономное жизнеобеспечение. Основой их существования и выживания является возврат к натуральному хозяйству. Судя по статистическим данным, денежные душевые доходы населения на территориях с повышенной концентрацией аборигенных этносов существенно ниже, чем у остальных жителей. Так, в 2002 году в Тюменской области они были в 3-4 раза ниже, чем в среднем на одного жителя области, а по Красноярскому краю - ниже в 2-3 раза5.

В таблице 5 представлены значения синтетического индикатора бедности - индекса Сена.

Таблица 5. Значения индекса Сена и ранги федеральных округов по этому показателю в 1997-2002 годах*

Федеральный округ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Центральный

0,204

-1

0,2

-1

0,341

-1

0,246

-2

0,294

-2

0,261

-2

Северо-Западный

0,245

-3

0,224

-2

0,365

-2

0,243

-1

0,272

-1

0,242

-1

Южный

0,321

-5

0,339

-7

0,454

-7

0,349

-5

0,446

-7

0,402

-7

Приволжский

0,279

-4

0,285

-4

0,416

-5

0,301

-4

0,371

-4

0,332

-4

Уральский

0,236

-2

0,258

-3

0,396

-3

0,266

-3

0,331

-3

0,315

-3

Сибирский

0,329

-6

0,312

-5

0,448

-6

0,373

-7

0,419

-5

0,363

-5

Дальневосточный

0,341

-7

0,329

-6

0,413

-4

0,354

-6

0,429

-6

0,372

-6

* В таблице в скобках указаны ранги в соответствии с величиной индекса Сена по возрастанию проблемы бедности в федеральном округе.

Данные таблицы 5 говорят о том, что положение федеральных округов в иерархии регионов по остроте проблемы бедности имеет относительно устойчивый характер. Фактически неизменными являются группы территорий с наилучшим, средним и наихудшим положением. Наиболее благополучная из этих групп - субъекты Федерации, входящие в состав Центрального и Северо-Западного федеральных округов (сумма рангов по индексу Сена - 9 и 10). Менее благоприятна ситуация в Уральском и Приволжском федеральных округах (сумма рангов Сена - 17 и 25). Самое неблагополучное положение с проблемой бедности наблюдается в Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах (сумма рангов - 34, 35 и 38).

Еще один интересный аспект измерения бедности в обществе - значимость проблемы бедности для какой-либо из социальных групп в масштабах всего общества. Она зависит не только от доли бедных в группе, но и от среднего размера дефицита бедности6 в этой группе и от доли группы в составе населения.

Все эти параметры учитываются в показателе "вклад группы в бедность всего населения", предложенном Дж. Фостером. Он рассчитывается как отношение интенсивности бедности7 определенной группы к интенсивности бедности всего населения, взвешенное на долю группы в численности населения.

Наименьшая интенсивность бедности характерна для населения, проживающего на территории Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов, а наибольшая - для населения Южного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов (таблица 6).

Если соотнести показатели округов, где наблюдалась наибольшая и наименьшая интенсивность бедности, то окажется, что дифференциация округов по интенсивности находится на одном и том же уровне - 2,4-2,6 раз (за исключением послекризисных 1999 и 2000 годов, когда дифференциация упала до 2 раз).

Таблица 6. Динамика интенсивности бедности в федеральных округах РФ в 1997-2002 годах

Федеральный округ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Центральный

0,0532

0,0521

0,1417

0,079

0,1114

0,0903

Северо-Западный

0,0773

0,066

0,1645

0,078

0,0973

0,0791

Южный

0,1255

0,1363

0,2482

0,1448

0,238

0,1974

Приволжский

0,0945

0,1007

0,2

0,1142

0,1684

0,1384

Уральский

0,0696

0,0817

0,1756

0,0863

0,1339

0,121

Сибирский

0,1247

0,1166

0,2208

0,162

0,2003

0,1528

Дальневосточный

0,1352

0,1274

0,19

0,144

0,2192

0,1716

В целом РФ

0,0885

0,089

0,1862

0,11

0,1574

0,1287

Какой бы ни была интенсивность бедности в отдельных округах, численность населения, проживающего на их территории, в значительной мере корректирует их вклад в бедность населения страны в целом (таблица 7). Если бы размер территории не выступал самостоятельным фактором, то вклад округов в бедность населения страны был бы пропорционален доле округа в населении страны.

Таблица 7. Динамика вклада в бедность населения федеральных округов РФ в 1997-2002 годах, %

Федеральный округ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Центральный

15

14,5

19,5

18

17,7

17,7

Северо-Западный

8,6

7,3

8,9

7,0

6,0

6,0

Южный

19,7

21,2

17,3

18,6

21,2

22,1

Приволжский

23,0

24,2

23,8

22,5

23,2

23,5

Уральский

6,7

7,7

8,2

6,7

7,2

7,2

Сибирский

19,7

18,3

17,1

20,8

18,0

17,0

Дальневосточный

7,3

6,8

5,2

6,4

6,7

6,5

В целом РФ

100

100

100

100

100

100

Наименьший вклад в бедность всего населения вносят Северо-Западный, Дальневосточный и Уральский федеральные округа. Вклады Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов меньше их доли в численности населения страны, тогда как вклады в общую бедность Южного, Дальневосточного и Сибирского округов выше этой доли.

Таким образом, федеральные округа дифференцированы по уровню и интенсивности бедности, своему вкладу в бедность населения страны, и социальная политика федерального центра должна проводиться с учетом этих особенностей. Хотелось бы подчеркнуть необходимость комплексного учета всех сторон регионального разреза бедности при формировании принципов социальной политики. Если, например, опираться только на данные о вкладе населения различных округов в бедность населения страны, может показаться целесообразным считать заботу о проблемах населения Дальневосточного округа менее приоритетной, чем Приволжского федерального округа, при том, что масштаб и интенсивность бедности в Дальневосточном выше.

Поселенческая дифференциация бедности

Данные ОБДХ говорят также о существовании глубоких социальных различий в материальном благосостоянии городского и сельского населения. Доля бедных в составе сельского населения в 1997-2002 годов была примерно в 1,5 раза выше, чем среди городского населения (рисунок 1).

Рисунок 1. Доля бедного населения в городе и селе в 1997-2002 гг., по данным ОБДХ, %

Аналогичные контрасты между городом и селом наблюдаются и по другим показателям (таблица 8). Можно видеть, что бедность на селе не только масштабнее (индекс бедности), но значительно глубже (индекс дефицита бедности) и острее (индекс квадратичного дефицита бедности). Интенсивность бедности в селе в течение всего периода была в среднем в три раза выше, чем в городе.

Таблица 8. Показатели бедности городского и сельского населения по величине денежных душевых доходов в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ

Год

Место проживания

Доля бедных

Дефицит бедности

Квадратичный дефицит бедности

Интенсивность бедности

Относительный риск попадания в число бедных

1997

Город

0,395

0,148

0,076

0,0585

-36,5

Село

0,622

0,319

0,206

0,1984

57,5

1998

Город

0,392

0,147

0,076

0,0576

-38,9

Село

0,642

0,322

0,205

0,2067

63,8

1999

Город

0,578

0,249

0,139

0,1439

-24,7

Село

0,768

0,425

0,286

0,3264

32,9

2000

Город

0,45

0,173

0,088

0,0779

-33,0

Село

0,672

0,336

0,212

0,2258

49,3

2001

Город

0,529

0,215

0,113

0,1137

-31,2

Село

0,769

0,404

0,261

0,3107

45,4

2002

Город

0,483

0,182

0,092

0,0879

-33,2

Село

0,723

0,37

0,234

0,2675

49,7

В 1997 году у городского населения риск оказаться в бедности был на 36,5% ([39,5-62,2]/62,2) ниже, чем у сельского. В свою очередь, для сельского населения риск стать бедными был на 57,5% ([62,2-39,5]/39,5) выше, чем для горожан. И в последующие годы вероятность оказаться в числе бедных у сельского населения была также существенно выше.

Для горожан и сельчан характерна разница между величинами располагаемых ресурсов, формирующихся за счет разных источников: натуральных поступлений продуктов питания, займов, использования сбережений, льгот и пособий. Вклад займов, сбережений, льгот и пособий в формирование располагаемых ресурсов в целом не превышает 3-4%. Наиболее же весомый вклад вносит стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Величина этого вклада дифференцирована в экономических и поселенческих группах (таблица 9).

Таблица 9. Доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания в располагаемых ресурсах городского и сельского, бедного и небедного (по величине среднедушевых денежных доходов) населения в 1997-2002 годах, по данным ОБДХ, %

Группа населения

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Городское

Бедные (ниже ПМ)

9,7

9,3

8,3

8,1

8,5

7,5

Небедные

4,3

3,7

3,4

3,5

3,6

3,1

Всего

6,4

5,9

6,2

5,6

6,2

5,2

Сельское

Бедные (ниже ПМ)

34,4

34,0

32,8

30,1

29,3

27,7

Небедные

17,6

16,7

17,5

15,2

14,2

13,6

Всего

28,1

27,7

29,3

25,2

25,8

23,8

Все население

Бедные (ниже ПМ)

18,8

18,5

16,2

15,8

15,7

14,7

Небедные

6,8

6,0

5,7

5,6

5,2

4,8

Всего

12,2

11,7

12,3

10,8

11,5

10,2

В динамике приведенных показателей просматривается положительная тенденция - уменьшение величины вклада стоимости натурального потребления в формирование располагаемых ресурсов, что является отражением роста реальных денежных доходов. Уменьшение вклада прослеживается для городского и сельского, как бедного, так и небедного населения. При этом роль натурального потребления по-прежнему остается высокой в сельской местности. Ресурсы потребления бедного населения на селе почти на 30% зависят от результатов труда в личном подсобном хозяйстве. На наш взгляд, использование для оценки материального положения величины располагаемых ресурсов не очень справедливо по отношению к сельским бедным, которым для обеспечения физического воспроизводства нужно прикладывать значительно больше физических усилий, чем городским.

Высок и уровень дифференциации натурального потребления между бедными и небедными в целом: доля стоимости натурального потребления продуктов питания в располагаемых ресурсах у бедных почти в 3 раза выше. Бедные, таким образом, в целом не надеются на помощь со стороны, а сами прикладывают усилия для решения материальных проблем.

Проведенное исследование показало, что в России конца 1990-х - начала 2000 годов сохранялся высокий уровень бедности. При этом бедность была дифференцирована территориально.

Еще более сильные различия существуют между сельским и городским населением. Вклад сельского населения заметно превышает его долю в численности населения, а проживание в сельской местности является одним из наиболее сильных и устойчивых факторов риска попадания в группу бедных.


1 - Возможность работы с базой данных ОБДХ была предоставлена авторам как стипендиатам конкурса научных работ по изучению бедности в России. Конкурс проводился в конце 2003 г. Всемирным Банком совместно с Министерством труда и социального развития, Госкомстатом России, Министерством экономического развития и торговли и при финансовом содействии Департамента международного развития Великобритании в рамках проекта "Совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в России". Авторы выражают благодарность Всемирному банку за финансовую поддержку работы, его экспертам - за конструктивные советы и замечания, Госкомстату РФ - за организацию обучения, обеспечение методическими материалами и возможность работать с базой данных ОБДХ
2 - Sen A. Inequality rcexamined. № 4. Russel Sage Foundation, 1992. - 207 p.
3 - Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002. М.: Госкомстат РФ, 2003. с.30
4 - См., например: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в I квартале 2002-2003 гг. М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 46-47
5 - Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера. М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 24-25, 29-30
6 - Средний дефицит бедности какой-либо совокупности - это средняя арифметическая отклонения доходов бедных от черты бедности, т.е. сумма отклонений доходов бедных от черты бедности, отнесенная к численности этой совокупности
7 - Интенсивность бедности определяется как произведение индекса распространенности бедности (доли бедных в совокупности) и индекса дефицита бедности в совокупности

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.