|
Неопубликованная статья Л.Е. Дарского
Ожидаемое число детей у женщин разных
национальностей и перспективы рождаемости в населении бывшего СССР1
Леонид Дарский
1. Демографический переход и этническая дифференциация рождаемости
в СССР
Советский Союз распался из-за внутренних противоречий,
в том числе противоречий этнодемографических. Эксперимент по ускоренной
конвергенции и слиянию разных народов в единую этническую общность
провалился. Все прежнее видение демографического развития и его
перспектив поставлено под сомнение.
Распад Советского Союза привел к политической суверенизации
его частей, к разрыву многих традиционных экономических и культурных
связей, но для людей границы между бывшими республиками, по большей
части, остаются открытыми. Политическая дезинтеграция страны не
привела к демографической изоляции ее частей и, по-видимому, еще
долго будет сохраняться некоторое единое демографическое пространство.
Гетерогенность населения СССР с демографической точки
зрения, по-видимому, не имела аналогов в современном мире. Огромное
разнообразие природно-климатических условий и культурных традиций
сказывались на демографических показателях настолько существенно,
что подчас показатели для страны в целом полностью утрачивали аналитическую
информативность.
На протяжении всего 20-го века страна находилась в состоянии
демографического перехода и это, естественно, сопровождалось значительной
дифференциацией демографических процессов между социально-экономическими
группами населения. Поэтому этническая дифференциация имела гораздо
большее значение, чем такие признаки дифференцирующие демографические
показатели, как уровень образования, степень урбанизированности
среды, экологические, природно-климатические условия жизни и другие,
которые также чрезвычайно важны для анализа демографической ситуации,
Как показывают многочисленные исследования, этническая
дифференциация характерна для всех демографических процессов. Она
значительно превосходит их дифференциацию по другим признакам, определяет
территориальные различия и влияет на различия по другим признакам
через этнический состав отдельных групп населения. В то же время
социально-культурная дифференциация, например, по уровню образования,
внутри этнически однородного населения выражена слабее и имеет свою
специфику в каждой этнической группе.
Хотя процессы этнической ассимиляции на территории бывшего
СССР шли и идут весьма интенсивно, все же национальности остаются
общностями, которые самовоспроизводятся не только в социокультурном,
но и в демографическом отношении. Поэтому всякая попытка исследовать
и прогнозировать воспроизводство населения бывшего СССР или его
отдельных территорий, игнорируя полиэтничность, не может привести
к успеху.
В 1988-1989 гг. суммарные коэффициенты рождаемости различались
у отдельных национальностей более чем в 2 раза: от 5,3 на одну женщину
у таджичек до менее 2,0 у русских, грузинок и евреек (табл. 1 приложения).
Если сопоставить эти данные с прошлым, то видно, что за последние
20 лет дифференциация медленно снижается, в основном, из-за снижения
уровня рождаемости у народов Средней Азии и Закавказья и незначительных
изменений у европейских народов.
Демографическая эволюция Советского Союза всегда описывалась
в соответствии c идеей конвергенции. Огромное разнообразие демографических
показателей разных народов, населявших страну, упорядочивалось на
основе идеи демографического перехода, который начался у разных
народов в разное время и идет с разной скоростью.
Перспектива неизбежной и скорой вестернизации демографического
поведения всех, в том числе и азиатских народов не вызывала сомнения.
На этом основывались все демографические прогнозы и так считали
большинство исследователей (см., например, В.А.Белова, Г.А.Бондарская,
Л. Е. Дарский, 1988). По мере исследования этого вопроса становится
все более ясно, что недостаточно просто сводить этническую дифференциацию
в процессах воспроизводства населения к упрощенной схеме демографического
перехода, выстроив национальности по степени вовлеченности в этот
процесс или расставив их по стадиям его завершения. Этническое своеобразие
демографического развития не сводится к опережению или отставанию.
Особенно это важно учитывать сейчас, когда социально-экономическое
и политическое будущее государств, образовавшихся на территории
бывшего Союза, весьма неопределенно, и их демографические перспективы
также представляются не столь однозначными как раньше.
По усредненным данным переписей населения 1979 и 1989
гг. и выборочного социально-демографического обследования 1985 года
можно проследить динамику рождаемости длинного ряда поколений женщин
наиболее многочисленных национальностей. Обследование 1985 года
охватило 5% населения бывшего Союза, содержало вопросы не только
о числе рожденных детей, но и о числе детей ожидаемых всего, что
позволяет провести сравнительный анализ не только репродуктивного
поведения, но и репродуктивных установок (табл. 2 Приложения). В
этом ряду до когорт, родившихся в 1939-1944 гг., данные основаны
на ответах о числе рожденных детей, а для когорт более молодых,
сделан досчет на базе ответов на вопрос об общем ожидаемом числе
детей.
Рисунок 1. Рождаемость в поколениях женщин 1934-1938
и 1960-1964 годов рождения
Как видно из таблицы 2 приложения и из графика 1, народы,
населяющие территорию бывшего СССР, достаточно четко разделяются
на две группы. В первую группу входят коренные национальности европейской
части бывшего Союза, у которых закончилась или почти закончилась
фаза интенсивного снижения рождаемости. Во вторую группу входят
народы, у которых сначала шло повышение рождаемости и только потом,
начиная с поколений родившихся в предвоенные годы, началось снижение,
сейчас еще продолжающееся. Если первая группа состоит исключительно
из христианских народов, то вторая состоит в основном из мусульманских.
Единственным исключением являются армяне, у которых снижение рождаемости
началось позже и еще продолжается. Таким образом, граница между
этносами с высокой и с низкой рождаемостью близка к границе между
этносами традиционно мусульманскими и христианскими, хотя и не вполне
с ней совпадает. Она не совпадает также с границей между Европой
и Азией. Хотя географическая граница между ними проходит по Большому
Кавказскому хребту, и Грузия формально находится в Азии, мы рассматриваем
Грузин в группе европейских народов, к которым они близки культурно
и демографически.
Мы считаем, что анализ воспроизводства и прогноз населения этих
двух групп этносов следует проводить отдельно, они требуют разных
гипотез развития в будущем, несмотря на то, что долгое время жили
и развивались в одном государстве.
2.Демографическая ситуация у народов с низкой рождаемостью
Народы России и других европейских республик бывшего
Союза в последние два года переживают социально-экономический и
политический кризис. Этот кризис прервал плавную эволюцию рождаемости
и поставил под сомнение надежду на столь же плавное демографическое
развитие в будущем.
До конца 80-х годов эволюция рождаемости у народов европейской
части страны шла аналогично ее эволюции в западных развитых странах.
Демографический переход был ускорен социально-политическими катаклизмами.
Среднее число детей у замужних женщин снизилось с уровня около трех
на одну женщину у поколения родившихся перед первой мировой войной,
до уровня одного - двух детей в поколениях, родившихся в 1950-е
- 1960-е годы (табл. 2 Приложения). Исключение составляют только
латыши и эстонцы, рождаемость которых за это время не претерпела
значительной эволюции и сохранялась на уровне около двух детей на
одну женщину.
Многодетность как массовое явление у этих народов исчезла.
Женщины, родившие 4-х и более детей среди старших поколений, составляли
свыше 30%. В поколениях родившихся в 60-е годы, только среди грузинок
и молдаванок доля ожидающих четырех или более детей превышала 10%
(Табл. 1).
Уменьшение многодетности не сопровождалось распространением
бездетности: в поколениях родившихся после второй мировой войны
она распространена значительно меньше, чем в довоенных поколениях.
Среди замужних женщин всех национальностей, родившихся в 1960-1964
гг. доля ожидающих остаться бездетными по данным обследования 1985
года меньше 1%, что ниже средних оценок биологического бесплодия
(Табл. 2). Это доказывает крайне низкую популярность бездетного
брака.
Таблица 1. Снижение многодетности в реальных поколениях
женщин
Годы рождения женщины
|
Доля (%) замужних женщин родивших (ожидающих) 4-х и более
детей в поколениях родившихся
|
Рус-ские
|
Укра-инцы
|
Бело-русы
|
Латы-ши
|
Литов-цы
|
Эстон-цы
|
Молда-ване
|
Грузи-ны
|
1909-1913
|
36,2
|
30,7
|
45,3
|
18,6
|
31,8
|
19,0
|
49,0
|
38,0
|
1914-1918
|
28,5
|
25,0
|
38,1
|
16,6
|
29,5
|
18,7
|
49,6
|
33,0
|
1919-1923
|
19,7
|
18,5
|
31,1
|
12,1
|
26,0
|
14,0
|
48,3
|
28,2
|
1924-1928
|
15,2
|
13,9
|
24,4
|
7,9
|
20,8
|
10,6
|
43,2
|
25,8
|
1929-1933
|
11,1
|
12,2
|
19,1
|
7,4
|
16,2
|
9,1
|
38,7
|
21,9
|
1934-1938
|
7,5
|
9,2
|
14,3
|
6,8
|
14,2
|
8,1
|
32,8
|
19,4
|
1939-1944
|
5,3
|
7,2
|
10,2
|
6,3
|
9,9
|
7,4
|
26,1
|
15,2
|
1945-1949
|
3,6
|
5,3
|
6,0
|
6,7
|
7,6
|
6,8
|
20,4
|
13,6
|
1950-1954
|
3,1
|
4,3
|
4,3
|
6,0
|
6,2
|
5,8
|
18,4
|
14,8
|
1955-1959
|
2,1
|
2,7
|
2,8
|
4,7
|
3,9
|
5,8
|
14,3
|
15,5
|
1960-1964
|
1,6
|
1,6
|
1,8
|
2,6
|
2,9
|
4,3
|
9,2
|
16,7
|
Первенца рожают почти все, и намеренная бездетность
не имеет в стране широкого распространения. Однако, как показало
обследование 1985 года, в динамике отчетливо видно сокращение средних
протогенетических интервалов во всех выделенных группах населения
(Darsky 1991). Здесь, по-видимому, сказались и рост доли добрачных
зачатий в результате либерализации сексуальной жизни молодежи, и
улучшение здоровья вступающих в брак, и, возможно, запамятование
при переписях и в обследовании давно рожденных и вскоре умерших
детей. Как и другие характеристики рождаемости, протогенетический
интервал проявляет наибольшую дифференциацию по национальностям,
однако с течением времени эта дифференциация снижается.
Ориентация на однодетность тоже не очень популярна.
Только среди русских, латышей и эстонцев доля однодетных была выше
20% в большинстве поколений, но в поколениях женщин, родившихся
после 1945 года, доля однодетных снижается.
Резко выросла популярность двухдетной семьи. Среди замужних
женщин, родившихся в 1960-1964 году, у женщин всех национальностей,
кроме молдаванок и грузинок, доля ожидающих двух детей превышает
60%. Опрос 1985 показал, что ориентация на двухдетную семью господствует
среди всех народов европейских территорий (Табл. 2).
Неуклонный сдвиг ориентации семей в сторону двухдетной
семьи показывает вся послевоенная динамика рождаемости, которая
плавно переходит в динамику ожиданий (Табл. 3).
Таблица 2. Распределение замужних женщин 1960-1964 годов
рождения по числу ожидаемых детей
Национальность
|
Из 1000 женщин ожидают детей
|
Среднее число детей на 1000 женщин
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4 и более
|
Русские
|
4
|
217
|
640
|
123
|
16
|
194
|
Украинцы
|
2
|
170
|
687
|
125
|
16
|
199
|
Белорусы
|
1
|
163
|
684
|
134
|
18
|
202
|
Молдаване
|
0
|
94
|
532
|
282
|
92
|
242
|
Грузины
|
2
|
26
|
390
|
415
|
167
|
278
|
Литовцы
|
3
|
159
|
660
|
149
|
29
|
205
|
Латыши
|
4
|
128
|
655
|
187
|
26
|
212
|
Эстонцы
|
8
|
101
|
612
|
236
|
43
|
225
|
Некоторыми особенностями обладает рождаемость балтийских
народов. У латышей и эстонцев переход к низкой рождаемости завершился
давно: уже поколения, родившиеся в начале века имели, чаще всего,
одного - двух детей. Контролируемое деторождение давно стало частью
их культуры. У литовцев этот процесс завершился несколько позже,
и в этом они ближе к белорусам, чем к латышам и эстонцам. Но эти
народы прожили под коммунистической диктатурой менее 50 лет и среди
них много людей с западным менталитетом и системой ценностей. У
латышей и эстонцев традиционно тяготение к скандинавской культуре.
Они тоже переживают социально-экономический кризис, и не менее жестокий,
чем остальные народы, но он в большей мере воспринимается как необходимая
цена освобождения; не как кризис крушения, а как кризис перед выздоровлением.
Их рождаемость уже давно балансирует на грани замещения поколений.
Таблица 3. Рост популярности двухдетной семьи среди
европейских народов бывшего СССР
Национальность
|
Доля замужних женщин родивших (ожидающих) двух детей из
1000 вступивших в брак в
|
1945-
1949
|
1950-1954
|
1955-
1959
|
1960-
1964
|
1965-
1969
|
1970-
1974
|
1975-
1979
|
1980-
1984
|
Русские
|
384
|
439
|
489
|
525
|
558
|
601
|
628
|
616
|
Украинцы
|
362
|
437
|
484
|
537
|
572
|
624
|
650
|
667
|
Белорусы
|
289
|
384
|
439
|
509
|
571
|
632
|
670
|
666
|
Молдаване
|
181
|
238
|
273
|
342
|
400
|
420
|
464
|
535
|
Грузины
|
292
|
350
|
387
|
419
|
450
|
458
|
445
|
410
|
Татары
|
143
|
224
|
303
|
401
|
486
|
538
|
584
|
576
|
Евреи
|
447
|
476
|
488
|
485
|
497
|
540
|
575
|
560
|
Литовцы
|
267
|
364
|
419
|
461
|
525
|
562
|
608
|
636
|
Латыши
|
395
|
430
|
429
|
464
|
487
|
488
|
560
|
605
|
Эстонцы
|
360
|
437
|
459
|
492
|
527
|
546
|
588
|
586
|
Несколько особняком стоит рождаемость евреев, которые
живут практически среди всех народов страны, но, прежде всего, сконцентрированы
в крупных городах. Еврейский народ так и не оправился после национальной
катастрофы в период 2-й мировой войны. За 30 лет с 1959 по 1989
численность евреев на территории бывшего Союза уменьшилась на 36%,
она продолжает быстро уменьшаться под влиянием естественной убыли,
ассимиляции и массовой эмиграции (Darsky, Andreev 1991).
Исследование по материалам социально-демографического
обследования 1985 года показало, что уже в конце 70-х начале 80-х
годов среди этих народов свыше 99% замужних женщин контролировали
свое деторождение (Darsky, Schrbov 1990). Динамика реальной рождаемости
практически не отличается от динамики ожиданий у всех народов, кроме
грузин и молдаван. У грузин во всех поколениях, рождаемость которых
прослежена за 20 лет, ожидаемое число детей было выше, чем рожденное
впоследствии. У молдаван наоборот ожидания систематически ниже последующей
рождаемости. У обоих этих народов репродуктивные пожелания и надежды
не всегда превращаются в точные семейные планы, а целенаправленное
и ответственное поведение недостаточно развито. Это отражает не
только более раннюю стадию демографического перехода, но и особенности
национального характера и распределение ролей мужчины и женщины
в семье. Грузинские семьи полностью осознают свое право планировать
свою семью, но у них еще очень сильны традиционные стереотипы маскулинности
и фемининности, решающее слово часто принадлежит мужу, а мы по традиции
опрашиваем только женщин.
У остальных народов регулирование деторождения развито
очень широко. Низкая культура контрацепции компенсируется широкой
распространенностью аборта, который легко доступен и против него
нет никаких моральных препятствий. Как показывают обследования,
доля применяющих какие-либо средства контрацепции относительно высока,
но современные средства используются относительно редко; отсюда
низкая эффективность контрацепции и большое число абортов (Darsky,
Dworak 1992). Это дает основания рассматривать динамику ожиданий
от поколения к поколению как некую основу для прогноза рождаемости
при условии отсутствия в будущем значительных социальных или экономических
потрясений.
Тенденция к принятию двухдетной семьи как образца и
цели отражается в представлениях об идеальной семье. Сопоставление
двух обследований, проведенных с интервалом в 20 лет, показывает,
что представления молодых замужних женщин (18-29 лет) об идеальном
числе детей в семье меняются и концентрируются на двухдетной семье
(Табл. 4). Исключение составляют балтийские народы, среди, которых
равно привлекательна и двухдетная и трехдетная модель.
Таблица 4. Изменение представлений об идеальной семье
по данным двух обследований
Идеальное число детей
|
Доля назвавших идеальным данное число детей (на 1000 опрошенных)
|
Русские
|
Украинцы, белорусы, молдаване
|
Литовцы, латыши, эстонцы
|
1969
|
1989
|
1969
|
1989
|
1969
|
1989
|
0
|
4
|
26
|
8
|
26
|
0
|
15
|
1
|
17
|
89
|
14
|
79
|
18
|
31
|
2
|
490
|
695
|
443
|
731
|
511
|
435
|
3
|
393
|
174
|
438
|
152
|
380
|
451
|
4
|
73
|
8
|
80
|
6
|
76
|
38
|
5 и более
|
23
|
8
|
22
|
6
|
15
|
30
|
Среднее идеальное число детей на 100 женщин
|
260
|
208
|
266
|
205
|
256
|
258
|
Источник: Обследование 1969 года, пересчет данных В.А.Беловой;
обследование 1989 года по данным А.Г.Волкова.
Сопоставление представлений об идеальном числе детей,
ожиданий и реальной рождаемости показывает, что реальное поведение
у русских, украинцев и белорусов достаточно близко к их ожиданиям
и несколько ниже идеалов. В браках, заключенных в 1980-1984 гг.,
среднее ожидаемое число детей намного ниже идеального, а господство
двухдетной модели столь же очевидно. Показатели для периода времени
давали ту же картину до конца 80-х годов и все прогнозы исходили
из все большего распространения двухдетной системы.
Резкое снижение рождаемости началось в 1990 году, и
уменьшение чисел родившихся продолжается уже 2,5 года. Сейчас можно
лишь приближенно оценить динамику показателей, но ясно, что если
такое снижение чисел родившихся будет продолжаться, то к 1995 году
суммарный коэффициент рождаемости будет около 1,5 на Украине и в
Белоруссии, а в России он едва превысит 1,3; к концу века уровень
рождаемости станет еще ниже. Такое развитие событий мы считаем возможным,
но крайне нежелательным. Это означало бы отказ от двухдетной модели
и переход к массовой однодетности при широком распространении бездетности.
Широкое распространение бездетности означает резкое снижение стабильности
и качественное изменение института брака.
Реальность такой динамики определяется практически полной
подконтрольностью процесса деторождения семье. Чем дальше то или
иное население продвинулось по пути демографического перехода, тем
лучше оно научилось управлять деторождением и поставило его под
контроль своих представлений и желаний, тем более чутко оно будет
реагировать на изменение условий жизни. Можно с уверенностью сказать,
что при пессимистическом варианте социально-политического развития,
который предполагает дальнейшее углубление социально-политического
и экономического кризиса, падение жизненного уровня, массовую нищету,
дезинтеграцию страны, утрату опоры на привычные социальные структуры,
воцарение незащищенности индивида в наступающем социально-политическом
и экономическом хаосе, утрату надежд на нормализацию ситуации -
все это может повлечь за собой демографическую катастрофу, сопоставимую
по масштабам с теми, которые претерпела страна в начале 30-х и начале
40-х годов. Уже сейчас различимы признаки такой динамики. Можно
полагать, что имеет место массовый отказ от вторых и третьих детей
или откладывание сроков их рождения до лучших времен, возможно откладывание
браков при их временной замене альтернативными формами отношений.
Если кризис продлится недолго, то возврат к двухдетной
семье весьма вероятен, но если кризисное состояние общества продлится
долго, то вырастет несколько поколений, чья социализация прошла
в этих условиях, и эти поколения воспримут однодетную норму как
функциональный оптимум для семьи. Тогда возврат к прежней системе
станет весьма проблематичным. Важно отметить, что никакие специальные
меры демографической политики в условиях кризисного состояния общества
и экономики не могут привести к поддержанию рождаемости на уровне
двухдетной семьи.
Как альтернативу "катастрофе" можно рассматривать
более или менее быстрое восстановление ситуации 80-х годов. Этот
оптимистический вариант прогноза мало отличаются от широко известных
прогнозов ООН для развитых стран и предполагают более или менее
медленную депопуляцию. Уже в 1988-1989 годах уровень рождаемости
у русских, украинцев, белорусов, литовцев, грузин и евреев не обеспечивал
нормального замещения поколений (Дарский, Андреев 1991). Восстановление
замещения поколений у европейских народов мало вероятно в обозримом
будущем.
3. Демографические перспективы у народов с высокой
рождаемостью
Народы Закавказья и Средней Азии были к концу 1980-х
годов на значительно более ранних стадиях демографического перехода.
Если у армян, азербайджанцев, казахов снижение рождаемости продвинулось
достаточно далеко, то у киргизов, туркмен, узбеков и таджиков оно
только началось. Образ жизни, структура семьи, роль женщины и другие
факторы, имеющие решающее влияние на уровень рождаемости, у них
сильно отличались от европейских. Только у армян снижение рождаемости
началось еще до 2-й мировой войны и продолжалось после короткого
послевоенного подъема. У азербайджанцев и казахов снижение рождаемости
началось лишь в послевоенных поколениях.
Сравнение опросов 1969 и 1989 годов показывает снижение
доли молодежи, которая идеальным считает многодетную семью, но представление
о том, что многодетная семья это наилучший тип семьи еще очень распространены.
Суммарные данные для народов Средней Азии, казахов и азербайджанцев
дают уменьшение среднего идеального числа детей за 20 лет с 5,71
до 4,38, но при этом доля считающих идеальной семью с четырьмя и
более детьми снизилась с 77,7% до 68,3% опрошенных.
Сопоставление ожидаемого числа детей с последующей рождаемостью
в конкретных когортах показывает, что реальное число рождений у
этих народов превосходит ожидаемое, и если бы не недооценка раннего
бесплодия и пониженной плодовитости, то это превышение было бы намного
больше. Уровень рождаемости еще очень высок (табл. 5), а ожидаемое
число детей, скорее всего, будет превышено.
Таблица 5. Распространенность многодетности среди народов
Закавказья и Центральной Азии
Годы рождения женщин
|
Доля замужних женщин родивших (ожидающих) четырех или
более детей из 1000 женщин
|
Узбеки
|
Казахи
|
Азербай-джанцы
|
Армяне
|
Киргизы
|
Таджики
|
Туркмены
|
1909-1913
|
687
|
588
|
712
|
610
|
609
|
776
|
672
|
1914-1918
|
695
|
625
|
708
|
559
|
616
|
795
|
690
|
1919-1923
|
739
|
703
|
678
|
630
|
695
|
802
|
750
|
1924-1928
|
818
|
765
|
731
|
500
|
786
|
840
|
816
|
1929-1933
|
855
|
814
|
759
|
467
|
836
|
874
|
866
|
1934-1938
|
861
|
814
|
718
|
385
|
862
|
883
|
851
|
1939-1944
|
872
|
778
|
676
|
289
|
871
|
886
|
898
|
1945-1949
|
887
|
663
|
617
|
214
|
882
|
911
|
917
|
1950-1954
|
879
|
590
|
552
|
184
|
852
|
898
|
908
|
1955-1959
|
843
|
486
|
455
|
189
|
795
|
865
|
890
|
1960-1964
|
830
|
431
|
403
|
189
|
771
|
851
|
867
|
У народов Средней Азии свыше трех четвертей женщин,
родившихся в начале 60-х годов, собирались иметь четырех детей или
больше. Регулирование деторождения еще не стало нормой культуры
этих народов, вмешательство в естественный процесс зачатия и вынашивания
противоречит традиционной этике. Оно все еще остается чем-то постыдным,
его тщательно скрывают не только от посторонних, но и от членов
семьи. Часты случаи, когда женщины прибегают к мерам контрацепции,
скрывая это от мужа и его родителей. Традиционные нормы не признают
за мужем и женой суверенного права решать, сколько детей иметь и
когда их рожать; молодые супруги часто испытывают гнетущий контроль
со стороны старшего поколения и вынуждены подчиняться традиции даже
тогда, когда не очень этого хотят.
В общественном мнении многодетность часто воспринимается
как национальная традиция и противопоставляется малодетности русских
и других европейских семей живущих рядом. Имеет значение и то, что
часто этническая граница совпадает с границей ислама и что представители
европейских народов являются проводниками чуждой идеологии и влияния
имперского центра. Все это многократно усложняет вестернизацию сознания
и поведения.
Несмотря на длительную политику унификации образа жизни,
народы Средней Азии, казахи и, в некоторой степени, азербайджанцы
сохранили многие черты традиционного семейного быта и отношений.
Так, формальная самостоятельность молодой семьи не означает ее независимости
от родственников по восходящей и боковой линии. Нуклеаризация семьи
не носит полного характера, и авторитет старшего поколения остается
очень высоким, при этом очень развита бытовая и материальная взаимопомощь.
Большое значение имеет соседская община, причем не только в сельской
местности, но и в городах, даже в больших. Благодаря взаимопомощи
родственников, занятость женщин вне дома распространена значительно
реже, чем среди европейских народов, и ее влияние на рождаемость
сравнительно невелико.
При составлении прогнозов для населения Средней Азии
и Казахстана ожидания никогда непосредственно не принимались за
оценки будущей рождаемости, всегда вносились поправки на низкую
культуру регулирования деторождения. Но все же дальнейшее снижение
рождаемости предполагалось, и вопрос был лишь в предполагаемой скорости
процесса. Несмотря на то, что традиционные стереотипы мышления и
поведения меняются медленно и трудно, все же влияние объективных
факторов, средств массовой информации, показывающих другие образцы
семьи, и тесное общение с европейскими семьями делали свое дело.
На социально-экономический и политический кризис, дезинтеграцию
страны и суверенизацию республик народы, находящиеся на ранних стадиях
демографического перехода, отреагировали повышением рождаемости.
Этот рост говорит не просто о замедлении демографического перехода,
а о возврате части семей к прежней практике неконтролируемого деторождения.
Отказ части семей от ограничения деторождения является следствием
усиления в общественном сознании традиционных ценностей ислама,
в частности многодетности, а также результатом отторжения самой
идеи планирования семьи как проявления чуждой и даже враждебной
идеологии. Если учесть, что это происходит на фоне значительной
репатриации европейских семей из Средней Азии и общего ослабления
западного влияния в регионах, то прогнозы более или менее быстрого
снижения рождаемости среди народов Средней Азии следует признать
излишне оптимистичными. Таким образом, надежды на скорое окончание
"демографического взрыва" вряд ли сбудутся. Здесь в виде
реакции на кризис грозит перенаселение с последствиями, быть может,
еще более опасными, чем депопуляция.
Литература
- Белова В.А., Бондарская Г.А., Дарский Л.Е. Современные проблемы
и перспективы рождаемости./ Методология демографического прогноза.
Под ред. А.Г.Волкова. М. Наука. 1988.
- Darsky L., Dworak N. B. Fertility, Contraception and Induced
Abortion in Russia: Some Recent Measures. The Futures Group. Washington.
April 1992.
- Дарский Л., Андреев Е. Воспроизводство населения отдельных национальностей
в СССР. Вестник статистики, 1991, 6, с.3-10.
- Darsky Leonid E. Quantum and Timing of Births in the USSR. In:
W.Lutz, S.Scherboov and A. Volkov, Eds. Demographic Trends and
Patterns in the Soviet Union Before 1991. London, Routledge, 1992,
p. 57-69.
- Leonid Darsrky, Sergei Scherbov. Parity Progression Fertility
Tables for the Nationalities of the USSR. IIASA Working Paper
WP-90-53. September 1990.
Приложение
Таблица 1. Коэффициенты рождаемости наиболее многочисленных
национальностей бывшего СССР В 1988-1989гг.
|
Возраст женщины (лет)
|
TFR
|
15-19
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
Все население
|
48,2
|
191,1
|
130,9
|
70,1
|
29,0
|
7,6
|
0,5
|
2387,7
|
Таджики
|
38,3
|
295,7
|
285,5
|
221,0
|
143,0
|
71,8
|
11,8
|
5343,6
|
Туркмены
|
16,5
|
222,9
|
319,1
|
223,1
|
127,4
|
55,5
|
7,1
|
4863,7
|
Киргизы
|
39,4
|
288,1
|
259,3
|
186,4
|
113,3
|
53,7
|
9,8
|
4758,1
|
Узбеки
|
42,2
|
311,0
|
272,2
|
178,1
|
90,8
|
35,0
|
4,3
|
4671,9
|
Казахи
|
31,0
|
231,5
|
209,6
|
140,9
|
75,9
|
27,2
|
3,1
|
3598,2
|
Азербайджанцы
|
33,9
|
211,9
|
192,8
|
105,6
|
42,4
|
12,3
|
1,2
|
3001,9
|
Молдаване
|
62,4
|
216,7
|
137,4
|
77,7
|
35,0
|
9,3
|
0,4
|
2694,2
|
Немцы
|
70,2
|
227,9
|
127,8
|
69,8
|
30,5
|
9,1
|
0,3
|
2677,3
|
Армяне
|
57,8
|
212,4
|
125,2
|
58,9
|
20,9
|
4,6
|
0,3
|
2400,8
|
Эстонцы
|
44,3
|
185,7
|
133,3
|
69,6
|
29,9
|
6,8
|
0,1
|
2347,9
|
Татары
|
38,5
|
178,6
|
131,9
|
73,0
|
34,0
|
8,3
|
0,3
|
2323,4
|
Латыши
|
41,7
|
180,6
|
124,4
|
67,0
|
29,0
|
6,5
|
0,4
|
2248,2
|
Белорусы
|
42,9
|
185,9
|
113,9
|
53,3
|
20,1
|
4,7
|
0,2
|
2105,0
|
Украинцы
|
56,9
|
177,2
|
103,0
|
49,7
|
18,6
|
4,3
|
0,2
|
2049,1
|
Литовцы
|
3,6
|
165,4
|
115,9
|
58,5
|
24,4
|
5,8
|
0,4
|
2029,7
|
Грузины
|
49,2
|
155,6
|
106,7
|
55,5
|
22,8
|
5,8
|
0,5
|
1980,7
|
Русские
|
51,4
|
160,0
|
99,9
|
49,3
|
21,4
|
4,7
|
0,1
|
1934,1
|
Евреи
|
24,9
|
125,6
|
90,6
|
50,7
|
17,8
|
3,2
|
0,1
|
1564,6
|
Таблица 2. Среднее число рожденных (ожидаемых) детей
у женщин титульных национальностей бывших союзных республик (на
100 женщин)
|
Годы рождения женщин
|
1909-1913
|
1914-1918
|
1919-1923
|
1924-1928
|
1929-1933
|
1934-1938
|
1939-1944
|
1945-1949
|
1950-1954
|
1955-1959
|
1960-1964
|
Русские
|
321
|
281
|
239
|
227
|
214
|
201
|
194
|
194
|
200
|
198
|
194
|
Украинцы
|
290
|
263
|
236
|
224
|
222
|
213
|
210
|
209
|
209
|
206
|
199
|
Белорусы
|
363
|
327
|
292
|
270
|
254
|
238
|
224
|
214
|
211
|
208
|
202
|
Литовцы
|
293
|
281
|
268
|
244
|
234
|
226
|
218
|
219
|
218
|
210
|
205
|
Латыши
|
218
|
211
|
194
|
179
|
179
|
185
|
190
|
207
|
210
|
218
|
212
|
Эстонцы
|
219
|
220
|
205
|
196
|
198
|
200
|
205
|
219
|
222
|
227
|
225
|
Молдаване
|
407
|
408
|
398
|
363
|
338
|
310
|
282
|
271
|
267
|
259
|
242
|
Грузины
|
334
|
312
|
285
|
279
|
269
|
259
|
250
|
258
|
266
|
270
|
278
|
Армяне
|
477
|
435
|
374
|
377
|
356
|
322
|
295
|
285
|
281
|
280
|
281
|
Азербайджанцы
|
545
|
538
|
525
|
555
|
573
|
538
|
488
|
433
|
397
|
357
|
340
|
Казахи
|
484
|
501
|
576
|
628
|
670
|
674
|
601
|
488
|
435
|
381
|
357
|
Киргизы
|
511
|
511
|
597
|
682
|
743
|
788
|
724
|
642
|
587
|
518
|
499
|
Узбеки
|
541
|
552
|
598
|
628
|
705
|
720
|
674
|
631
|
581
|
528
|
513
|
Таджики
|
642
|
698
|
677
|
720
|
760
|
784
|
744
|
707
|
632
|
562
|
531
|
Туркмены
|
543
|
559
|
621
|
686
|
747
|
763
|
728
|
712
|
644
|
600
|
583
|
1 - Доклад, подготовленный для международного семинара
"Population of the former USSR in the 21st century" (29
September - 2 October 1992, Amsterdam, The Netherlands).
|