|
Общество и профессиональное образование: количественные
оценки
Суринов А.Е.1
(опубликовано в: Доклад о развитии человеческого потенциала в
Российской Федерации за 2004 год / Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева.
-М.: Весь Мир, 2004, с. 94-95)
Степень развития и качество национальной системы образования
являются одним из главных критериев уровня экономического развития
страны. Отношение общества к этой сфере деятельности может быть
выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем
продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и
составляет 3,6 %, тогда как в США - 4,8 %, во Франции - 5,8, в Италии
- 4,6, в Германии - 4,5, в Канаде - 5,4%. К расходам государства
на содержание учреждений образования следует добавить средства,
которые направляет на эти цели непосредственно население.
Высокая ориентированность россиян на получение образования
сохранилась, несмотря на ухудшение экономической ситуации и условий
жизни в стране, и не допустила развала системы образования, а те
кризисные явления, которые наблюдались в первой половине 1990-х
годов, уже к концу XX века были в основном преодолены. С 1996-1997
годов численность студентов неуклонно повышается: в 2003 году в
средние специальные учебные заведения было принято 0,9 млн. человек,
а в высшие учебные заведения - 1,6 млн. человек. Это самые высокие
показатели за всю историю России. Услуги в области образования за
последние 10 лет стали довольно выгодным бизнесом, в который вовлечены
большие ресурсы. Увеличилось число негосударственных высших учебных
заведений, доля которых в численности студентов достигла 14%, и
на 100 государственных вузов сегодня приходится 60 негосударственных.
Средние специальные и высшие учебные заведения за последние
10 лет существенно изменили отраслевую специализацию выпуска специалистов
и расширили набор образовательных услуг. К 1995 году довольно резко
сократился выпуск специалистов по инженерно-техническим и сельскохозяйственным
профессиям, увеличился выпуск экономистов и специалистов в области
управления, гуманитариев.
В России на протяжении многих лет численность желающих
учиться в вузах, техникумах, колледжах намного больше имеющихся
возможностей удовлетворить эту потребность. Так, конкурс в средних
специальных и высших учебных заведениях в 1995-2003 годах составлял
1,5 и 1,8-1,9 человека на место соответственно. В средних специальных
учебных заведениях самый низкий конкурс в 2002/2003 году наблюдался
по естественнонаучным специальностям и по специальностям в области
сельского и рыбного хозяйства (1,2-1,3 человека на место), а самый
высокий конкурс - по специальностям информатика и вычислительная
техника, разработка полезных ископаемых (1,7-1,8 человека на место).
В высших учебных заведениях минимальный конкурс (1,7 человека на
место) зафиксирован по следующим специальностям: образование, экономика
и управление, эксплуатация транспорта, авиационная и ракетно-космическая
техника, морская техника, междисциплинарные специальности; а самый
высокий по специальностям: геодезия и картография (2,9 человека
на место), химическая технология (2,5).
В последнее время у российских студентов появились более
широкие возможности по обучению в других странах по программам университетского
или эквивалентного ему образования. Так, в 1995 году за рубежом
обучалось 10,1 тысячи россиян (студентов из Греции за границей обучалось
36,6 тысячи человек, из Республики Кореи -61,4 тысячи, из Японии
- 56,7 тысячи, из Мексики - 12,1 тысячи человек). Большинство студентов
из России обучалось в США (4,8 тысячи человек) и Германии (2,7 тысячи
человек).
Россия продолжает оставаться страной, привлекательной
для обучения иностранцев, в основном из стран СНГ, Азии и Африки.
В 2002 году в государственных высших учебных заведениях обучались
свыше 60 тысяч иностранных студентов из стран Балтии и дальнего
зарубежья, в том числе из стран Азии - 33,4 тысячи человек, из Европы
- 5,5 тысячи, из Балтии - 4,2 тысячи, из США и Канады - 2,5 тысячи
человек. Численность студентов из стран СНГ, обучающихся в государственных
вузах России, составила 32,9 тысячи человек, в том числе на дневных
отделениях 23,8 тысячи. Около половины всех студентов из стран СНГ
составляют жители Казахстана, каждый седьмой - из Украины, каждый
двенадцатый - из Белоруссии.
Начиная с 1990 года, ООН ежегодно публикует результаты
расчетов индекса развития человеческого потенциала или индекса человеческого
развития - ИРЧП (human development index). Рассмотрим более детально
влияние уровня образования на величину этого индекса. При расчетах
ИРЧП долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образование
- комбинацией показателей грамотности взрослых и удельного веса
учащихся лиц в общем числе лиц, которые по возрасту должны учиться,
а уровень жизни - через ВВП в расчете на душу населения с поправкой
на паритет покупательной способности национальной валюты по отношению
к доллару США. По данным за 2001 год ИРЧП в России был одним из
самых низких в Европе (за исключением Румынии, Боснии и Герцеговины,
Албании, Молдавии и Украины) из-за крайне короткой продолжительности
жизни и низкого уровня ВВП в расчете на душу, при довольно высоком
индексе образования населения. Уровень образования сегодня в странах
определяется в соответствии с Международной стандартной классификацией
образования (МСКО 1997), где начальная ступень обеспечивает получение
обязательного начального образования, средняя - среднего общего
и профессионально-технического, третья - получение высшего профессионального
и послевузовского образования. По оценкам ЮНЕСКО, в 2001 году Россия
относилась к категории стран мира, в которых доля неграмотных среди
взрослых была ниже 5%, тогда как в Турции она составляла 15%, Китае
- 14, ЮАР - 14, Чили - 15, Мексике -9, Бразилии - 13, а в Индии
-42%. Если сравнивать с США, где индекс образованности при расчетах
ИРЧП выше, чем в России, то отношение учащихся и студентов к численности
населения соответствующего возраста на начальной ступени образования
выше в России (109% против 101%), а получающих образование на средней
и третьей (высшей) ступенях - ниже (83% и 64% в России против 95%
и 73% в США).
При расчетах ИРЧП за 2001 год значение индекса уровня
образования в Португалии оценивалось выше, чем в России, тогда как
7% жителей этой страны в возрасте 15 лет и старше были неграмотными,
а удельный вес студентов, получающих образование третьей степени
в общей численности лиц соответствующего возраста, составил 50%.
В Венгрии и Италии, как и в России, неграмотных было меньше 5% и
индекс уровня образования был таким, как и в России. При этом в
Италии доля лиц, получающих образование третьей степени, составила
50% (2000/2001 учебный год), в Венгрии - 40% (2000/2001 год). Для
Бельгии, Дании и Нидерландов значения индекса уровня образования
при расчетах ИРЧП за 2001 год были наивысшими (0,99), а в третьей
ступени образования обучалось соответственно 58, 59 и 55% населения
соответствующего возраста.
Сопоставление приведенных показателей показывает необходимость
совершенствования методики определения индекса образования при оценках
ИРЧП, который должен принимать во внимание фактор получения образования
за рубежом, а возможно, и его качество. Так, по расчетам специалистов
Программы развития ООН для Болгарии, Узбекистана, Киргизии индекс
образования составляет 0,91, а для Люксембурга, как и для Таджикистана,
- 0,90, хотя очевидно, что доступ к услугам образования у населения
в перечисленных странах неодинаков.
Зависимости уровня образования и материального благосостояния
довольно ярко выражены: чем выше уровень образования, тем выше доходы.
Так, результаты государственных статистических обследований бюджетов
домашних хозяйств свидетельствуют о том, что в 20% наиболее состоятельных
домохозяйств России более половины членов имеет высшее профессиональное
образование. В столицах (Москва и Санкт-Петербург) доля лиц, имеющих
высшее профессиональное образование, почти в два раза больше, чем
в других городских поселениях страны во всех доходных группах обследованных
домашних хозяйств. В числе руководителей органов власти и управления,
учреждений, организаций, предприятий, а также их структурных подразделений
лица, имеющие высшее профессиональное образование, составляют 62%,
в Москве и Санкт-Петербурге - 76%. Среди работодателей 35% имеют
высшее профессиональное образование, и эта доля выше, чем у наемных
работников, самостоятельно занятых и членов производственных кооперативов,
а в столицах удельный вес работодателей с высшим образованием в
общем их числе достигает 55%.
Члены домохозяйств с высокими доходами в большей степени
ориентированы на получении высшего образования: на долю 20% наименее
обеспеченных домохозяйств, имеющих в своем составе студентов, приходится
11,4% от всей численности студентов высших учебных заведений, а
на долю высшей и четвертой квинтили - по 26-27%. Но это неравенство
гораздо менее выражено по сравнению с неравенством по доходам, когда
на долю 20% самого бедного населения приходится 6,3% доходов общества,
а на долю 20% самых богатых - 43,6% доходов. Среди членов беднейших
домохозяйств, в составе которых есть лица в возрасте 17-21 года,
доля студентов вузов составляет 32%, тогда как в наиболее состоятельных
домохозяйствах этот показатель значительно выше - 86%.
Российское общество ощущает потребность в получении
образования, осознает связь уровня образования и положения человека
в обществе, его статуса в занятости. Это подтверждается результатами
обследований потребительских ожиданий населения, которые органы
государственной статистики России проводят с конца 1998 года, ежеквартально
опрашивая по 5 тысяч человек. Стремление населения страны приобретать
услуги образования очевидно - около 30% респондентов имеют такое
желание, но не могут его реализовать. Главная причина - нехватка
денег. При этом среди целей, ради которых население готово делать
сбережения, образование (в том числе детей) занимает первое место
на протяжении всех лет наблюдений; 33-36% респондентов называют
образование одной из главных целей накоплений.
Наиболее полную картину об образованности жителей страны
дают результаты Всероссийской переписи населения 2002 года (см.
таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Уровень образования населения
|
Млн. человек
|
2002 год, в % к 1989 году
|
На 1000 человек
|
1979 год
|
1989 год
|
2002 год
|
1979 год
|
1989 год
|
2002 год
|
Все население в возрасте 15 лет и более
|
107,7
|
113
|
121,3
|
107,3
|
1000
|
1000
|
1000
|
В том числе имеют:
|
Профессиональное образование
|
Высшее (включая послевузовское образование)
|
8,3
|
12,7
|
19,4
|
152,1
|
77
|
113
|
160
|
Неполное высшее
|
1,8
|
1,9
|
3,7
|
194,3
|
17
|
17
|
31
|
Среднее
|
13,6
|
21,7
|
32,9
|
151,7
|
127
|
192
|
272
|
Начальное
|
…1)
|
14,7
|
15,4
|
104,6
|
…
|
130
|
127
|
Общее образование
|
Среднее (полное)
|
22
|
20,3
|
21,3
|
105
|
204
|
179
|
175
|
Основное
|
29,3
|
19,8
|
16,7
|
84,3
|
272
|
175
|
137
|
Начальное
|
19,9
|
14,6
|
9,3
|
64,1
|
185
|
129
|
77
|
1) Сведения об окончивших профессионально-технические
училища не собирались, эти лица учтены в соответствующем базовом
уровне образования: среднем (полном) общем или основном общем
образовании
Таблица 2. Грамотность населения в возрасте 9-49 лет
Год
|
Доля грамотных, в %
|
1897
|
29,6
|
1926
|
60,9
|
1939
|
89,7
|
1959
|
98,5
|
1970
|
99,7
|
1979
|
99,8
|
1989
|
99,8
|
20021)
|
99,8
|
1) Население в возрасте 10-49 лет
При переписи 2002 года, согласно рекомендациям ООН и
ЮНЕСКО, грамотными считались лица, умеющие читать и писать; при
прошлых переписях населения к грамотным относились лица, умеющие
только читать.
Доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более
в 2002 году составляла 0,5%, против 1,9% в 1989 году. Большинство
неграмотных (67%) - это лица в возрасте старше 60 лет.
1 - Заместитель руководителя Федеральной
службы государственной статистики, д.э.н.
|