Rambler's Top100

№ 189 - 190
7 - 20 февраля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Опустеют ли аудитории вузов? Попытка опровержения прогноза

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты

Общество и профессиональное образование: количественные оценки

Использование образовательных кредитов за рубежом

Общество и профессиональное образование: количественные оценки

Суринов А.Е.1
(опубликовано в: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. -М.: Весь Мир, 2004, с. 94-95)

Степень развития и качество национальной системы образования являются одним из главных критериев уровня экономического развития страны. Отношение общества к этой сфере деятельности может быть выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тогда как в США - 4,8 %, во Франции - 5,8, в Италии - 4,6, в Германии - 4,5, в Канаде - 5,4%. К расходам государства на содержание учреждений образования следует добавить средства, которые направляет на эти цели непосредственно население.

Высокая ориентированность россиян на получение образования сохранилась, несмотря на ухудшение экономической ситуации и условий жизни в стране, и не допустила развала системы образования, а те кризисные явления, которые наблюдались в первой половине 1990-х годов, уже к концу XX века были в основном преодолены. С 1996-1997 годов численность студентов неуклонно повышается: в 2003 году в средние специальные учебные заведения было принято 0,9 млн. человек, а в высшие учебные заведения - 1,6 млн. человек. Это самые высокие показатели за всю историю России. Услуги в области образования за последние 10 лет стали довольно выгодным бизнесом, в который вовлечены большие ресурсы. Увеличилось число негосударственных высших учебных заведений, доля которых в численности студентов достигла 14%, и на 100 государственных вузов сегодня приходится 60 негосударственных.

Средние специальные и высшие учебные заведения за последние 10 лет существенно изменили отраслевую специализацию выпуска специалистов и расширили набор образовательных услуг. К 1995 году довольно резко сократился выпуск специалистов по инженерно-техническим и сельскохозяйственным профессиям, увеличился выпуск экономистов и специалистов в области управления, гуманитариев.

В России на протяжении многих лет численность желающих учиться в вузах, техникумах, колледжах намного больше имеющихся возможностей удовлетворить эту потребность. Так, конкурс в средних специальных и высших учебных заведениях в 1995-2003 годах составлял 1,5 и 1,8-1,9 человека на место соответственно. В средних специальных учебных заведениях самый низкий конкурс в 2002/2003 году наблюдался по естественнонаучным специальностям и по специальностям в области сельского и рыбного хозяйства (1,2-1,3 человека на место), а самый высокий конкурс - по специальностям информатика и вычислительная техника, разработка полезных ископаемых (1,7-1,8 человека на место). В высших учебных заведениях минимальный конкурс (1,7 человека на место) зафиксирован по следующим специальностям: образование, экономика и управление, эксплуатация транспорта, авиационная и ракетно-космическая техника, морская техника, междисциплинарные специальности; а самый высокий по специальностям: геодезия и картография (2,9 человека на место), химическая технология (2,5).

В последнее время у российских студентов появились более широкие возможности по обучению в других странах по программам университетского или эквивалентного ему образования. Так, в 1995 году за рубежом обучалось 10,1 тысячи россиян (студентов из Греции за границей обучалось 36,6 тысячи человек, из Республики Кореи -61,4 тысячи, из Японии - 56,7 тысячи, из Мексики - 12,1 тысячи человек). Большинство студентов из России обучалось в США (4,8 тысячи человек) и Германии (2,7 тысячи человек).

Россия продолжает оставаться страной, привлекательной для обучения иностранцев, в основном из стран СНГ, Азии и Африки. В 2002 году в государственных высших учебных заведениях обучались свыше 60 тысяч иностранных студентов из стран Балтии и дальнего зарубежья, в том числе из стран Азии - 33,4 тысячи человек, из Европы - 5,5 тысячи, из Балтии - 4,2 тысячи, из США и Канады - 2,5 тысячи человек. Численность студентов из стран СНГ, обучающихся в государственных вузах России, составила 32,9 тысячи человек, в том числе на дневных отделениях 23,8 тысячи. Около половины всех студентов из стран СНГ составляют жители Казахстана, каждый седьмой - из Украины, каждый двенадцатый - из Белоруссии.

Начиная с 1990 года, ООН ежегодно публикует результаты расчетов индекса развития человеческого потенциала или индекса человеческого развития - ИРЧП (human development index). Рассмотрим более детально влияние уровня образования на величину этого индекса. При расчетах ИРЧП долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образование - комбинацией показателей грамотности взрослых и удельного веса учащихся лиц в общем числе лиц, которые по возрасту должны учиться, а уровень жизни - через ВВП в расчете на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности национальной валюты по отношению к доллару США. По данным за 2001 год ИРЧП в России был одним из самых низких в Европе (за исключением Румынии, Боснии и Герцеговины, Албании, Молдавии и Украины) из-за крайне короткой продолжительности жизни и низкого уровня ВВП в расчете на душу, при довольно высоком индексе образования населения. Уровень образования сегодня в странах определяется в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 1997), где начальная ступень обеспечивает получение обязательного начального образования, средняя - среднего общего и профессионально-технического, третья - получение высшего профессионального и послевузовского образования. По оценкам ЮНЕСКО, в 2001 году Россия относилась к категории стран мира, в которых доля неграмотных среди взрослых была ниже 5%, тогда как в Турции она составляла 15%, Китае - 14, ЮАР - 14, Чили - 15, Мексике -9, Бразилии - 13, а в Индии -42%. Если сравнивать с США, где индекс образованности при расчетах ИРЧП выше, чем в России, то отношение учащихся и студентов к численности населения соответствующего возраста на начальной ступени образования выше в России (109% против 101%), а получающих образование на средней и третьей (высшей) ступенях - ниже (83% и 64% в России против 95% и 73% в США).

При расчетах ИРЧП за 2001 год значение индекса уровня образования в Португалии оценивалось выше, чем в России, тогда как 7% жителей этой страны в возрасте 15 лет и старше были неграмотными, а удельный вес студентов, получающих образование третьей степени в общей численности лиц соответствующего возраста, составил 50%. В Венгрии и Италии, как и в России, неграмотных было меньше 5% и индекс уровня образования был таким, как и в России. При этом в Италии доля лиц, получающих образование третьей степени, составила 50% (2000/2001 учебный год), в Венгрии - 40% (2000/2001 год). Для Бельгии, Дании и Нидерландов значения индекса уровня образования при расчетах ИРЧП за 2001 год были наивысшими (0,99), а в третьей ступени образования обучалось соответственно 58, 59 и 55% населения соответствующего возраста.

Сопоставление приведенных показателей показывает необходимость совершенствования методики определения индекса образования при оценках ИРЧП, который должен принимать во внимание фактор получения образования за рубежом, а возможно, и его качество. Так, по расчетам специалистов Программы развития ООН для Болгарии, Узбекистана, Киргизии индекс образования составляет 0,91, а для Люксембурга, как и для Таджикистана, - 0,90, хотя очевидно, что доступ к услугам образования у населения в перечисленных странах неодинаков.

Зависимости уровня образования и материального благосостояния довольно ярко выражены: чем выше уровень образования, тем выше доходы. Так, результаты государственных статистических обследований бюджетов домашних хозяйств свидетельствуют о том, что в 20% наиболее состоятельных домохозяйств России более половины членов имеет высшее профессиональное образование. В столицах (Москва и Санкт-Петербург) доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, почти в два раза больше, чем в других городских поселениях страны во всех доходных группах обследованных домашних хозяйств. В числе руководителей органов власти и управления, учреждений, организаций, предприятий, а также их структурных подразделений лица, имеющие высшее профессиональное образование, составляют 62%, в Москве и Санкт-Петербурге - 76%. Среди работодателей 35% имеют высшее профессиональное образование, и эта доля выше, чем у наемных работников, самостоятельно занятых и членов производственных кооперативов, а в столицах удельный вес работодателей с высшим образованием в общем их числе достигает 55%.

Члены домохозяйств с высокими доходами в большей степени ориентированы на получении высшего образования: на долю 20% наименее обеспеченных домохозяйств, имеющих в своем составе студентов, приходится 11,4% от всей численности студентов высших учебных заведений, а на долю высшей и четвертой квинтили - по 26-27%. Но это неравенство гораздо менее выражено по сравнению с неравенством по доходам, когда на долю 20% самого бедного населения приходится 6,3% доходов общества, а на долю 20% самых богатых - 43,6% доходов. Среди членов беднейших домохозяйств, в составе которых есть лица в возрасте 17-21 года, доля студентов вузов составляет 32%, тогда как в наиболее состоятельных домохозяйствах этот показатель значительно выше - 86%.

Российское общество ощущает потребность в получении образования, осознает связь уровня образования и положения человека в обществе, его статуса в занятости. Это подтверждается результатами обследований потребительских ожиданий населения, которые органы государственной статистики России проводят с конца 1998 года, ежеквартально опрашивая по 5 тысяч человек. Стремление населения страны приобретать услуги образования очевидно - около 30% респондентов имеют такое желание, но не могут его реализовать. Главная причина - нехватка денег. При этом среди целей, ради которых население готово делать сбережения, образование (в том числе детей) занимает первое место на протяжении всех лет наблюдений; 33-36% респондентов называют образование одной из главных целей накоплений.

Наиболее полную картину об образованности жителей страны дают результаты Всероссийской переписи населения 2002 года (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Уровень образования населения

 

Млн. человек

2002 год, в % к 1989 году

На 1000 человек

1979 год

1989 год

2002 год

1979 год

1989 год

2002 год

Все население в возрасте 15 лет и более

107,7

113

121,3

107,3

1000

1000

1000

   В том числе имеют:

Профессиональное образование

Высшее (включая послевузовское образование)

8,3

12,7

19,4

152,1

77

113

160

Неполное высшее

1,8

1,9

3,7

194,3

17

17

31

Среднее

13,6

21,7

32,9

151,7

127

192

272

Начальное

1)

14,7

15,4

104,6

130

127

Общее образование

Среднее (полное)

22

20,3

21,3

105

204

179

175

Основное

29,3

19,8

16,7

84,3

272

175

137

Начальное

19,9

14,6

9,3

64,1

185

129

77

1) Сведения об окончивших профессионально-технические училища не собирались, эти лица учтены в соответствующем базовом уровне образования: среднем (полном) общем или основном общем образовании

Таблица 2. Грамотность населения в возрасте 9-49 лет

Год

Доля грамотных, в %

1897

29,6

1926

60,9

1939

89,7

1959

98,5

1970

99,7

1979

99,8

1989

99,8

20021)

99,8

1) Население в возрасте 10-49 лет

При переписи 2002 года, согласно рекомендациям ООН и ЮНЕСКО, грамотными считались лица, умеющие читать и писать; при прошлых переписях населения к грамотным относились лица, умеющие только читать.

Доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более в 2002 году составляла 0,5%, против 1,9% в 1989 году. Большинство неграмотных (67%) - это лица в возрасте старше 60 лет.


1 - Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики, д.э.н.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)