Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Социально-политический и культурный смысл антимиграционизма

Способствует ли миграция росту этнофобий?

О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы)

Контент-анализ прессы Московского мегаполиса об азербайджанской общине

Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы

Нерусское сельское хозяйство

Кого и в чем подозревают россияне

О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы)

В.Н. Титов1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования" №11 2003, с.)

Возрастание масштабов иммиграции в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья порождает проблемы взаимной адаптации как для самих иммигрантов, так и для принимающего их населения. Адаптация, как и любое социальное явление, имеет различные измерения. Весьма важным является экономическое измерение адаптации - нахождение иммигрантами адекватных способов реализации различных хозяйственных мотивов в новой среде. Проблемы экономической адаптации иммигрантов вряд ли могут быть адекватно поняты без обращения к социокультурным и социально-психологическим составляющим адаптационного поведения. В связи с этим нами было предпринято исследование социальных представлений, вырабатываемых и объективируемых в процессе адаптации представителями иммигрантских групп и населением принимающей среды. По нашему мнению эти социальные представления оформляются в виде некоторых стереотипизированных образов, влияющих на степень взаимного доверия и, соответственно, выстраивание определенного типа взаимодействий в хозяйственной сфере.

В научной литературе сформировались два основных теоретических подхода к изучению проблемы экономической адаптации этнических иммигрантов к городской среде. Для одних исследователей понятия "этническая экономика" и "этническое предпринимательство" - отражение реальности как таковой, поскольку существует эмпирически фиксируемая специфика экономического поведения различных групп этнических иммигрантов2. Сторонники противоположной позиции полагают, что и сама этничность, и этническая экономика есть результат ментального конструирования реальности, идеологический инструмент стратификации и противопоставления своих чужим, и наоборот3. На первый взгляд, полемика между представителями двух позиций выглядит достаточно схоластической, как спор между реалистами и номиналистами. Так, например, "реалисты" полагают, что можно легко идентифицировать представителей какой-либо общности по ряду этнообразующих признаков (язык, обычаи и специфические нормы поведения, национальная кухня, приверженность образцам традиционной художественной культуры, стереотипы мышления и т.д.). Представители этнической общности, оказавшись в положении иммигрантов в новой и незнакомой среде обитания, встречая неприятие со стороны "автохтоного" населения, вынуждены обособляться в свои локальные этнические общины и воспроизводить с некоторыми модификациями элементы традиционной социальной культуры и структуры. Относительная замкнутость и закрытость общины тем больше, чем длиннее социально-культурная дистанция (термин Р. Парка)4 между данным этносом и принимающей средой. С целью адаптации к новой среде представители этнических общин либо занимают свободные, либо создают свои специфические ниши в экономическом пространстве принимающей среды. Поэтому профессиональная специфика, стиль и формы осуществления экономической активности, относительная социальная закрытость от принимающей среды - все это может быть обобщено как феномен "этнической экономики".

Сторонники конструктивистской позиции не считают необходимым рассматривать экономическую активность представителей иммигрантских сообществ как проявление "этнической экономики", "этнического предпринимательства". Они предлагают анализировать хозяйственное поведение иммигрантов не через призму этнической культуры, а на основе неких естественных утилитарных мотивов, которые универсальны для всех индивидов независимо от этнической принадлежности. Занимаясь предпринимательской деятельностью, представитель той или иной иммигрантской общности не отличается чем-либо принципиально от других этнических групп, он реализует одинаковую для всех стратегию максимизации выгоды и минимизации издержек только в особо жестких условиях институциональных ограничений среды. Этничность иммигрантов скорее приписывается извне либо со стороны принимающей среды (каналы СМИ, среда повседневного общения), либо со стороны интеллектуальной иммигрантской элиты, стремящейся сохранить свой властный контроль над общиной.

Признавая механизм конструирования этничности и манипулирования этнической идентичностью в определенных ситуациях, всё же невозможно отрицать наличие реальных группообразующих оснований: язык, специфические компоненты социальной культуры, усвоенные представителями этнических групп в ходе предшествующей социализации в стране исхода. Именно интериоризированная культура и язык задают принципы определения социальной реальности, формируют характерные социальные представления, которые нередко приводят к нарушению "взаимности перспектив", различиям в "типизациях" (термины А. Шюца)5 между иммигрантами и населением принимающей среды, создают почву для конфликтных взаимодействий, добровольной или вынужденной сегрегации. Здесь уместно будет напомнить знаменитую теорему У. Томаса: "событие, определяемое как реальное, становится реальным по своим последствиям"6, т.е. если одна социальная группа идентифицирует по ряду оснований представителей другой группы в некоторых оценочных категориях, то она будет выстраивать определенные механизмы взаимодействия, вытекающие из этого определения. Стремление сторонников конструктивистской точки зрения увидеть в понятиях "этнос", "нация", "этническая экономика" и т.п. чистую конструкцию верны только отчасти, так как это объективированные конструкты, позволяющие выстраивать определенные типы вполне реальных практик.

В свете сказанного динамика адаптации этнических мигрантов к условиям мегаполиса, используемые хозяйственные стратегии и экономические практики во многом зависят от характера взаимного восприятия и атрибуции намерений со стороны принимающего сообщества и представителей иммигрантских общин. С нашей точки зрения, если в представлениях населения принимающей среды и представителей иммигрантских общин формируемые социальные образы7 друг друга, имеют безоценочный и эмоционально-нейтральный характер, то социальные взаимодействия между ними значительно упрощаются, становятся достаточно предсказуемыми и бесконфликтными. И наоборот, если во взаимных представлениях проявляются оценочные характеристики, а в обобщенных образах друг друга присутствуют эмоционально насыщенные метафорические черты, то возможности предсказуемого взаимодействия проблематизируются. Для социальных представлений (они входят в обыденное социальное знание, в котором сложным образом переплетаются как когнитивные схемы и понятия, так и метафоры и эмоциональные оценки) характерны именно заинтересованность, оценочная направленность используемых категорий и атрибуций поведения других социальных субъектов. Социальные субъекты стремятся найти мотивы, понять интересы и цели других контрагентов по взаимодействию, чтобы иметь возможность поддерживать ощущение контроля над окружением, минимальную предсказуемость или определенность социальной реальности. При этом поиск мотивов поведения контрагентов в силу "ограниченной рациональности", избирательности восприятия, прошлого опыта социализации и личной заинтересованности социального субъекта ведется с помощью специфических методов: стереотипизации, использования определенных метафорических приемов, приписывания скрытых намерений другим. Для социальных представлений характерно обращение к двум взаимосвязанным стратегиям: "обвинение" и "самооправдание". Обе стратегии работают на подкрепление собственной социальной идентичности за счет принижения идентичности другого. Особенно отчетливо подобные интенции социальных представлений проявляются в сфере межэтнических взаимодействий, в частности, в процессе адаптации мигрантов к новым условиям среды. Результирующим процесса атрибуции мотивов, категоризации и метафоризации идентичности другого является объективация образа, когда приписанное становится реально значимым основанием для установок и принципов взаимодействия с "иным". "Иной" уже перестает быть нейтральным объектом восприятия, а становится символом для выстраивания определенной линии поведения. Процесс взаимного определения мотивов, идентичности осуществляется на основе обыденных эвристик и угадывания имплицитных культурных норм.

Таким образом, формирование относительно определенных правил и норм экономического взаимодействия (институциональной среды) между населением принимающей стороны и этническими мигрантами зависит во многом от характера межкультурной коммуникации и формируемых в этом символическом взаимодействии межгрупповых социальных представлений.

С целью выявления характера взаимного восприятия и оценивания "принимающей" и "входящей" сторонами мы обратились к анализу содержания материалов центральной прессы. Изучая, анализируя эти материалы, мы, прежде всего интересовались следующими вопросами: 1) с помощью каких изобразительных приемов формирует пресса образ представителей иммигрантских этнических общин; 2) в каком социальном контексте описываются мигранты, т.е. какие стороны жизни и экономических практик иммигрантов предпочитает освещать пресса; 3) какие установки могут оформиться и закрепиться у читательской аудитории в отношении этнических иммигрантов под влиянием социального восприятия образа другого.

Для рассмотрения очерченного круга вопросов особый интерес представили материалы таких массовых изданий, как "Московский комсомолец", "Аргументы и факты", "Независимая газета", "Комсомольская правда", "Известия", и других за 1999-2003 годы. Мы исходили из предпосылки о том, что указанные издания в силу их массовости, популярности, социально признанного права на определение реальности оказывают значительное воздействие на формирование социальных представлений читательской аудитории в отношении этнических мигрантов. Как представляется, пресса не столько непосредственно формирует, сколько помогает оформлению уже относительно сложившегося в обыденном сознании образа. До определенной степени она отражает этот образ, делая его более отчетливым. Социальные представления в отношении этнических иммигрантов в социально-психологическом плане направлены на восстановление привычной картины мира, которая оказывается неизбежно нарушенной в условиях массовой иммиграции различных инокультурных групп в течение короткого по историческим меркам периода времени, а также на укрепление собственной социальной идентичности, что часто достигается за счет приемов "обвинения", "стигматизации", принижения вновь прибывающих иммигрантов. Влияя на массовое сознание читателей, пресса способствует кристаллизации определенного этнопсихологического фона, в котором приходится существовать иммигрантам.

В аспекте проблематики исследования нас интересовали прежде всего такие темы, как "взаимоотношения между населением принимающей среды и иммигрантами"; "взаимоотношения между городскими властями и этническими иммигрантами"; "этнические иммигранты и городские рынки"; "криминальная ситуация и этнические иммигранты"; "оценочные суждения в отношении поведения и образа жизни этнических иммигрантов". Кстати именно эти темы чаще рассматриваются в прессе.

Если обратиться к заголовкам прессы, то обращает на себя внимание большое число публикаций, в которых в том или ином виде, прямо или косвенно, с той или иной степенью толерантности представлены материалы, посвященные этническим и национальным сюжетам. Для примера приведем некоторые из наиболее характерных заголовков статей, использовавшихся при анализе:

"Добровольцы под прицелом. Операция "вьетнамский товар" завершилась бескровно" (Московский комсомолец - далее МК, 16.08.2002). "Арбузный блок пост. Зачем Москве нужны азербайджанцы?" (МК, 18.10.2002). "Москва и чужеземцы" (МК, 28.09.2002). "Волжанки заблудились в секс-джунглях. Выходцы из Юго-Восточной Азии оплели Москву сетью "этнических" борделей" (Сегодня, 04.11.2000). "Поход Кавказа на Москву" (АиФ, 14.05.1999). "В Москве растет подпольный китай-город" (Комсомольская правда, 20.08.2002). "Москва кавказская или "только для черных" (Известия, 13.07.1999). "Преступный мир Петербурга имеет свои этнические лица" (Независимая газета, 20.07.2000). "Скрытый рынок. Каждый москвич платит дань Шамилю Басаеву" (МК, 29.08.2001).

Даже из этих отдельных примеров, видно, что проблемам иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья уделяется повышенно эмоциональное внимание. В заголовках звучат разные оценочные интонации от сочувствия бедственному положению беженцев, до презрения по отношению к иммигрантам, оказавшимся в маргинальном положении и опасливой тревоги перед их массовым проникновением в Россию. Практически не встречается нейтральных по форме представления материалов. Таким образом, авторы уже с самого начала задают определенную эмоциональную тональность восприятия и оценивания сюжетов, связанных с этническими проблемами. Подобная подача материала обусловлена тем, что журналисты не являются специалистами в области этнологии и часто не понимают в полном объеме значения используемых терминов и концептов, а также тем, что в "поле" журналистики и других СМИ сложились определенные правила представления материала, диктующие недопущение неэмоциональных, неметафорических, излишне усложненных терминов. Что касается проблемы сосуществования мигрантов и москвичей, то она изначально интерпретируется в большей части публикаций в оппозиционных категориях "мы - они", где "они" - это все те, кто по каким-либо реально наблюдаемым или воображаемым признакам (язык, антропофизический тип, манеры поведения, социально-культурные черты и т.п.) отличается от населения принимающей среды.

Одним из наиболее часто используемых и эффективных приемов формирования социальных представлений читательской аудитории в отношении этнических мигрантов является использование разнообразных статистических показателей. В условиях отсутствия надежных данных официальной статистики журналисты довольно "смело" восполняют дефицит информации собственными сведениями. В статьях приводятся совершенно разные данные о количестве мигрантов, живущих в Москве. Основной акцент делается на стремлении убедить читателей в том, что существует тенденция неуклонного роста представителей иноэтничных групп. При этом источник информации в статьях указывается достаточно неопределенно. Например: "…по неофициальным подсчетам, миллион работающих в России азербайджанцев ежегодно переводят на родину от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов" (Известия, 13.07.1999 г.). "По данным азербайджанской диаспоры, в столице России сейчас проживает 800 тысяч азербайджанцев…даже если эта цифра завышена, то не намного" (Русский дом, февраль 2000). Можно приводить и другие столь же неопределенные, но весьма впечатляющие примеры использования "статистики": "В настоящее время, по словам Черненко (заместитель министра МВД, начальник Федеральной миграционной службы РФ), в России официально зарегистрировано лишь 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное их число в 10-15 раз больше" (Известия, 23.08.2002). Одновременно с примерами, демонстрирующими увеличение масштабов присутствия мигрантов в России, нередко в публикациях звучит тревога по поводу сокращения численности "коренных" москвичей или этнически русских в столице. Основная функция так называемой "статистики", приводимой в публикации прессы в связи с этническими иммигрантами, состоит, на наш взгляд в том, чтобы привести некий формализованный аргумент в пользу идеи о том, что иммигранты представляют все более возрастающую проблему для жителей Москвы и России в целом. Цифры в данном случае стимулируют усиление тревоги, опасений, недоверия и других отрицательных эмоциональных составляющих ментальных установок в отношении этнических мигрантов. Независимо от отношения различных авторов к тем или иным этническим сообществам формируется алармистский образ "врага у ворот". Цифры позволяют в дальнейшем переводить рассуждения в плоскость разговоров о "желтой опасности" или "мусульманской угрозе": "Московские демографы подсчитали, что, если демографическая экспансия коренных жителей Закавказья будет продолжаться на существующем фоне вымирания русских, то с учетом плодовитости южных гостей, уже через полвека одни только азербайджанцы могут составить до трети населения столицы! При существующей выборной системе это даст им неоспоримые преимущества для прохождения во властные структуры не только города, но страны" (Русский дом, февраль, 2000). "Если верить секретной таблице, то встретить в Москве русского через полвека будет также трудно, как сегодня якута в оленьей упряжке, несущейся по Тверской. Скажу больше: наши правнуки будут чтить Коран, рис есть палочками, пить кумыс, вытирать руки о халат, но сморкаться по-прежнему в рукав. Столицу, по прогнозам московских ученых, к 2050 году заселят чеченцы и ингуши" (Комсомольская правда, 20.01.2003).

Рассмотрим вопрос о том, с помощью каких психологических и поведенческих характеристик создается в прессе образ этнического мигранта. Здесь можно выделить два подхода. В первом случае образ иммигранта формируется с помощью характеристик, вызывающих исключительно отрицательные эмоции: страх, отчуждение, неприятие или брезгливость, что независимо от исходной интенции автора работает на создание образа "опасного чужого". При втором подходе авторы при описании жизни этнических иммигрантов стремятся уйти от негативных эмоциональных и этических оценок и встают на позицию сочувствия тем трудностям и проблемам, с которыми сталкиваются персонажи их репортажей в поисках заработка в жестких условия мегаполиса. Приведем примеры первого варианта создания образа этнического иммигранта: автор стремится продемонстрировать, каким образом изменилась картина одного из уголков прежней Москвы под наплывом этнических мигрантов: "Сейчас площадь не узнать... нездешние продавцы торгуют чер-те чем (полагается думать, это овощи и фрукты, выращенные своими руками). И везде, везде стоят кучками кавказские мужчины или сидят на корточках по своему обычаю, и гомонят и каркают воронами, и смотрят нагло и свысока, ощупывают женщин масляными глазами… Жалко Москву, которую отдали на поругание бойкой гвардии жизнеспособных и непотопляемых "гостей с Кавказа". (МК, 26.07.2001). "В России они продолжают в меру сил твердо придерживаться своих обычаев и установок. Смуглые продавщицы около раскинутых под палящим солнцем раскладушек с дешевым товаром на "белых" покупательниц смотрят с еле скрываемой неприязнью - "неверные". Впрочем, это не мешает "верным" торговкам жульничать со сдачей, делая вид, что они не понимают по русски" (Независимая газета, 24.11.1999). Из приведенных негативных характеристик следует логический вывод о принципиальном различии культуры принимающей среды и культур различных иммигрантских сообществ: "Отличаются мигранты не только низким уровнем образования. К примеру, у многих жителей Закавказья и Северного Кавказа (именно эти национальные группы, начиная с 90-х годов, удерживают в Москве пальму первенства по численности мигрантов) имеется масса устойчивых национальных традиций, существенно отличающихся от русских, и поэтому способных повлиять на культурные и социальные традиции столицы" (МК, 19.01.1999).

Противоположный подход к формированию образа мигрантов отличается значительно большей толерантностью и стремлением авторов публикаций понять объективные причины их эмиграции, сочувственно отнестись к проблемам, с которыми сталкиваются представители иммигрантских общин в российских мегаполисах. Как правило, подобная эмпатия встречается у тех авторов, которые в целях сбора более точной информации оказывались в ситуации "включенного наблюдения" и временно становились участниками взаимодействий с представителями этнических сообществ в различных ситуациях: "Каждый год в Москве продавцы арбузами несут потери. Кого-то из них убивают или ранят. Страшнее всего ночью…". Далее в статье описывается, с каким жестоким отношением со стороны скинхедов пришлось столкнуться продавцу арбузов только в одну ночь, когда журналист решил остаться на точке (МК, 18.10.2002). Когда авторы публикаций стремятся занять нейтральную объективистскую позицию, описываемые ими сюжеты, посвященные этническим иммигрантам, приобретают совершенно иную тональность: "…на родине им (азербайджанцам - Т.В.) работы нет - это либо беженцы из Карабаха и его окрестностей, либо выходцы из бедных сельскохозяйственных районов. Приезжают в Москву всем мужским населением села по приглашению богатого соотечественника. Торгуют фруктами на улицах, стоят за прилавками на вещевых рынках. Получают фиксированную зарплату, за которую среднестатистический москвич и пальцем не пошевелит. Очень немногие живут на процент от продаж. Живут, снимая маленькую квартиру на несколько человек, …занимаются обычным "отхожим промыслом", ведя при этом полунищенское (с точки зрения москвича) существование" (Известия, 13 06.1999). В очерке, посвященном различным сторонам хозяйственной жизни афганских иммигрантов в московской гостинице "Севастополь", звучат не просто интонации сопереживания, но и откровенно положительные характеристики: "Афганские грузчики, в аккуратных комбинезонах, все те же представители "культурной прослойки", которым просто не посчастливилось наскрести стартовый капитал, чтобы заняться торговлей. Среди афганских беженцев нет ни бомжей, ни попрошаек, ни опустившихся личностей… И это несмотря на то, что уже десять лет люди существуют в очень сложной правовой ситуации… не покладая рук, не впадая в уныние, наперекор всему они строили здесь свой маленький Афганистан" (Деловая хроника, 19.08.2002, №30). Заметно стремление отдельных авторов проявить симпатию к этническим иммигрантам, однако, даже в их публикациях описание иммигрантских общин строится по принципу реконструкции малопонятного, "экзотичного" образа жизни и культуры неевропейских этносов в литературе по культурной антропологии: "Разница в психологии колоссальная, - говорит администратор-москвич одного из рынков… Он со мной не согласен, но перечить не может - невежливо". Или: "…вьетнамцы с раннего утра караулят первого покупателя. От него, как они считают, зависит весь день. Первому покупателю всегда и скидка, и уважение" (МК, 11.10.2002). "Большинство выходцев с Кавказа в глубине души патриархальные крестьяне. Выжить в горах очень трудно, а в одиночку практически невозможно. Кроме того, жизнь многих народов заключена в невероятно сложные (с европейской точки зрения) нормы поведения, регулирующие едва ли не каждый шаг и каждое слово. В результате выходцы с Кавказа с детства привыкают в дружеской среде жестко регулировать свое поведение, а в среде, которая кажется им враждебной (в Москве, например), стремятся произвести на окружающих благоприятное впечатление" (Известия, 13.07.1999). Можно говорить о некоторой общей тенденции большинства публикаций: при трансляции образа иммигранта читательской аудитории он предстает чем-то "иным", отличающимся по своим культурным атрибутам от культуры и образа жизни населения принимающей среды. Эта "инаковость" может становиться на одном полюсе оценочной шкалы "чужой", "враждебной", а на другом - "незнакомой", "любопытной", "экзотической", но в любом случае представитель иного этноса в описаниях предстает носителем другой социокультурной традиции. Отсюда неизбежно при конструировании образа мигранта возникает дихотомическое противопоставление "мы - они".
Одна из характерных особенностей публикаций, посвященных проблемам этнических мигрантов, состоит в том, что, когда в них речь идет об отдельных представителях общин, то неизбежно при описаниях проявляются индивидуализированные характеристики, благодаря чему журналисты легче проникаются эмпатией по отношению к персонажу статьи. Напротив, когда описывается община как социальное целое или речь идет о проблемах этнической миграции, то авторы практически не выделяют какие-либо индивидуализированные характеристики и предпочитают наделять представителей тех или иных общин обобщенно-типическими и стереотипизированными характеристиками.

Важным для формирования образа этнического мигранта представляет вопрос о том, в каком социальном контексте обычно упоминаются иммигранты в публикациях прессы. Оказалось, все контексты можно объединить в два взаимосвязанных тематических блока: а) этнические иммигранты и неформальная экономика; б) этнические мигранты и криминальная экономика. Рассмотрим подробнее, каким образом авторы различных публикаций описывают и объясняют участие иммигрантов в этих сферах полулегальной или нелегальной экономики.

Первое, что обращает на себя внимание - акцент в публикациях на существовании в Москве специфически этнических секторов или ниш хозяйственной деятельности: "Азербайджанцы подмяли под себя практически все продовольственные рынки Москвы и области. Армяне освоили автосервис. Летучие бригады молдован возводят в Подмосковье коттеджные городки. Украинцы занимаются отделкой и косметическим ремонтом квартир. Грузины преуспели в ресторанном бизнесе и посреднических операциях. Вьетнамцы торгуют дешевой одеждой. Татары подвизаются в нефтяном бизнесе. Таджики работают в Подмосковных коровниках." ("У нас есть свой Тифлис, Шанхай и Кабул" - Известия, 23.01.2002). Таким образом, уже с самого начала задается определенный ракурс восприятия иммигрантов - четкая дифференциация по этническому признаку видов хозяйственной деятельности, что затем позволяет перейти в рассуждениях к монополизации отдельными этносами в Москве определенных сфер деятельности. Прием перехода от нейтрального понятия "дифференциации" к термину, несущему негативные коннотации "монополия", позволяет представить этнических мигрантов в образе "захватчиков".

Акцент в публикациях на неформальной и криминальной сферах экономической деятельности создает определенный ракурс восприятия читательской аудиторией образа этнического мигранта: он начинает прочно ассоциироваться именно с нелегальными сферами экономики. Обычно в публикациях тема неформальной экономики (вещевые рынки, торговля с лотков и т.п.) неразделимо увязывается с криминальной экономикой, что неизбежно влияет на восприятие хозяйственных практик иммигрантов читательской аудиторией как внезаконных. Приведем в связи с этим отрывки из некоторых публикаций: "Пока нерасторопные жители ближайшего Подмосковья, вместо того, чтобы самим обшивать кожей телогрейки, будут отовариваться на ближайших "желтых" рынках, азиатская мафия будет расти и процветать в Москве" ("В Москве растет подпольный китай-город" - Комсомольская правда, 20.08.2002). "Кроме торгового и челночного бизнеса, в Москве вьетнамцы занимаются многим. Например, в подполье шьют куртки "дутыши", организуют притоны, выплавляют золото из деталей, содержащих этот драгоценный металл. У одной из вьетнамских преступных группировок оперативники изъяли 15 кг ртути, 35 кг золотосодержащей азотной кислоты и специальное оборудование для выплавки золота" ("Трамплин для нелегалов" - Московская правда, 5.04.2002).

Рыночная торговля, которую осуществляют представители этнических сообществ, в публикациях обычно преподносится как сугубо этническая по форме организации. Отсюда частые упоминания о "вьетнамских", "китайских", "азербайджанских" или "афганских" рынках. Одним из наиболее часто используемых в публикациях прессы приемов является представление картины того, каким образом поделены рынки и другие сферы экономической деятельности между различными этническими сообществами: "Самые большие владения контролируют азербайджанцы: рынки Бауманский, Лефортовский, Тишинский, Ленинградский, Рижский, Щелковский, Даниловский, Выхинский. Сильны позиции в торговле овощами и фруктами у дагестанцев - они "держат" знаменитый Черемушкинский рынок и торговые ряды "Кузьминки". А остальные преступные группировки (грузинские, армянские, ингушские, славянские) занимаются всем подряд: контролируют торговлю одеждой, продуктами и разным ширпотребом" (Комсомольская правда, 24.10.2001). "Азербайджанцы, например, занимаются только торговлей. Все рынки - их. Армяне как народ более творческий специализируются на производстве поддельных продуктов и товаров. Чай "Липтон", кофе "Моккона", тушенка, консервы, мясные полуфабрикаты, газированная вода, спиртные напитки, стройматериалы, одежда и обувь… процентов пятьдесят того, что продается на оптовых рынках, - подделки, произведенные на армянских подпольных заводиках и мастерских" (МК, 26.07.2001). "Азербайджанские преступные группировки в Москве традиционно занимаются изготовлением, хранением и сбытом наркотиков. Под контролем этих преступников также находится большинство столичных рынков. Еще с конца 1992 года рынки были поделены выходцами из разных районов Азербайджана по родовому признаку… На сегодняшний день в Москве можно выделить несколько самых крупных азербайджанских ОПГ - ленкоранская, мингечаурская, евлахская, закатальская... Кроме крупных, в столице насчитывается примерно 32 мелкие раздробленные преступные азербайджанские группировки (от 20 до 60 человек каждая). Они, как правило, специализируются на разбоях, грабежах, кражах и заказных убийствах. Все группы придерживаются воровских традиций" ("Кавказский акцент. Об азербайджанском криминале в Москве"- АИФ-М, 33, 2000).

Характерной особенностью публикаций, посвященных криминальным группировкам, созданным по этническому признаку, является выделение отличительных методов и приемов ("жестокость", "дисциплина", "родовая иерархия" и т.п.) и специализации в совершении преступлений, что также работает на выделении в образе этнического мигранта непонятных для читателя черт "чужого": "Рядовых исполнителей "чечены", известные своей природной жестокостью, держали в страхе. Для этого, к примеру, иногда они практиковали показательные казни над рядовыми сбытчиками, которые либо сболтнули чего лишнего, либо пытались выйти из дела" ("Преступный мир Петербурга имеет свои этнические лица", - Независимая газета, 20.07.2000). "Члены "пекинской" ветви специализируются на рэкете своих соотечественников… Главное хлебное место московских триад - китайские вещевые рынки. Поэтому здесь существуют свои негласные законы. Даже за сто долларов можно погибнуть страшной мучительной смертью. Каждый торговец знает, что в определенный день и час к нему придет человек и получит причитающееся триаде… Представить полную картину преступности в азиатских общинах трудно: нелегалы предпочитают разбираться, не обращаясь за помощью в российские правоохранительные органы" (Московская правда, 5.04.2002).

Судя по рассмотренным нами статьям, можно сделать вывод о том, что пребывание иммигрантов в России и в Москве имеет исключительно отрицательные последствия для населения принимающей среды: обострение криминогенной ситуации, распространение наркомании, проституции, появление различных эпидемий, конкуренция на рынке труда, невозможность городской инфраструктуры справиться с обслуживанием массового притока мигрантов, вывоз капитала и т.д.. В отдельных публикациях авторы, не ограничиваясь ссылками на конкретные проблемы, переводят описание в плоскость эмоционально-оценочного восприятия и предъявляют свой "список претензий" этническим иммигрантам: "Прежде всего, конечно, бытовые претензии. Как было уже сказано, оскорбительная атмосфера рынков. Хозяйская манера вести себя - будто это ты приходишь к ним, а вовсе не они пришли к нам… хамские взгляды, простота обращения и то, что в килограмм абрикосов непременно положат пяток гнилых. И даже то, что хитрые кавказцы, зная неприязнь москвичей, нанимают русских продавщиц, а сами дежурят у них за спинами, - даже это неприятно… обывателей из российской глубинки чрезвычайно раздражает предпринимательская активность кавказцев… Еще один камень преткновения: служебные отношения. Выходцы с Кавказа выстраивают и понимают их совершенно иначе, чем большинство русских." ("Покорение Кавказом" - МК, 26.07.2001).

Проведенный качественный анализ содержания материалов столичной прессы позволяет условно выделить два преобладающих типа образа этнического мигранта. Первый содержит преимущественно негативно оценочные характеристики - он агрессивен в своем стремлении к успешной адаптации в условиях города, несет в себе угрозу экономическому благосостоянию "коренных" жителей, его культура и социальные отношения не соответствуют нормам, принятым в среде адаптации, его образ жизни замыкается рамками этнической общины, он к стремится к установлению контроля над наиболее благоприятными и выгодными экономическими объектами, его появление в городе влечет за собой различные проблемы: эпидемии, преступность, наркоманию и т.п. Второй тип наделяется более позитивными чертами. Авторы публикаций при создании образа мигранта стараются проникнуться сочувствием его положению, отмечают многочисленные проблемы непонимания, отвержения и агрессии, с которыми приходится сталкиваться иммигранту в ежедневной борьбе за выживание в условиях чуждой и незнакомой среды мегаполиса.

Изучение публикаций в прессе позволяет утверждать, что доминирующим является первый тип образа иммигранта, который, как нам представляется, влияет на оформление этнических стереотипов и социальных представлений читательской аудитории и населения принимающей среды в целом. Это подтверждается также результатами социологических опросов, посвященных исследованию степени выраженности конфликтных установок в отношении этнических мигрантов. Например, в исследовании, проведенном Фондом "Общественное мнение" 16-20 апреля 2002 года по теме "Россияне и национальный вопрос", проводился замер мнений населения в отношении мигрантов8. Приведем некоторые результаты опроса. Так, от 96% в Москве до 91% респондентов в других мегаполисах полагают, что за последние 5-10 лет количество приехавших в их город можно оценить как "много". В Москве 75% опрошенных оценили влияние иммигрантов на положение в городе как негативное, в других мегаполисах число отрицательно оценивших направленность влияния приезжих составило 67%. Позитивно же оценили влияние мигрантов на ситуацию от 9 до 10 % респондентов вне зависимости от типа поселения.

Эти результаты корреспондируют со способом позиционирования представителей различных национальностей в анализируемых материалах прессы. На первом месте по степени негативизма восприятия идут представители народов Кавказа с явным преобладанием азербайджанцев, образ которых в материалах прессы содержит наибольшее число отрицательных коннотаций. Кроме того, явно выделяются по сравнению с жителями России в целом москвичи, которые проявляют наибольший оценочный негативизм в отношении представителей различных иноэтничных сообществ, особенно выходцев из закавказских государств и кавказских республик России.

В анкете также содержался открытый вопрос о причинах, вызывающих отрицательное отношение у респондентов к различным иноэтничным группам. Преобладающее число высказавшихся по этому вопросу москвичей связывают источник неприятия жителями принимающей среды различных мигрантов с особенностями их "вызывающего поведения" (37%). На втором месте идет связь этнических мигрантов с криминалом (11%). Далее следуют такие причины, как монополия на рыночную торговлю (11%), иной менталитет и жизненный уклад (7%). Очевидно, что и в данном случае отмечается определенная связь между теми характеристиками, с помощью которых конструируется в прессе образ этнического мигранта, и "причинами" неприятия респондентами представителей тех или иных иноэтничных сообществ.
Нам представляется, что значительную роль в формировании негативного социально-психологического фона в отношениях к иммигрантам играют не только ситуативные факторы, но и СМИ, которые транслируют с помощью различных приемов (определенные контексты, черты поведения, образа жизни, социально-культурные характеристики и т.п.) аудитории достаточно негативный образ иммигранта. Дискурсы, создаваемые прессой, задают определенное смысловое пространство, в котором читатель может обозначить свою идентичность и обосновать способы взаимодействия с представителями иммигрантских групп. Объективно пресса способствует переводу неприятия иммигрантов с уровня бытовых неоформленных этностереотипов на уровень внешне аргументированно выстроенных обоснований мотивов поведения "иного". Образ иммигранта, создаваемый в прессе независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации "иного", которые легко при необходимости трансформируются в "чужого".

Каким же образом национальная элита реагирует на негативный социально-психологический фон в отношении иммигрантов? Для примера были взяты материалы, помещенные в двух номерах ежемесячной газеты Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России "АЗЕРРОС". В целом реакцию газеты можно обозначить как "защитную". В качестве наиболее характерных способов, используемых национальной элитой для защиты социальной идентичности народов, проживающих в условиях диаспоры, можно отметить следующие:

  • помещение материалов, повествующих о значительном вкладе народа в целом и отдельных его выдающихся представителей в развитие национальной и мировой культур ("В Петербурге у Низами своя история" - АЗЕРРОС, №7, июль 2002);
  • очерки об отдельных политиках, военных, деятелях культуры, науки, способствовавших сближению и взаимопониманию азербайджанской и российской культур ("…И воздадим должное высоким его заслугам. К 200-летию со дня рождения Мирзы казем-Бека"; "Скульптор"; "Маэстро Ниязи" - АЗЕРРОС, №6, июнь, 2002);
  • публицистика о проблемах национальной нетерпимости со стороны отдельных российских политиков или националистических движений ("Национализм и патриотизм" - АЗЕРРОС, №6, июнь, 2002; "Свежие воспоминания о пятом пункте" - АЗЕРРОС, №7, июль 2002 );
  • публикации рассказов, анекдотов и миниатюр, показывающих проблемы и радости обычного человека, что должно продемонстрировать близость исходных представлений и потребностей всех людей вне зависимости от этнической принадлежности ("Горький мед-2" - АЗЕРРОС, №6, июнь, 2002).

В материалах прессы национально-культурных организаций явно обнаруживается стремление вернуть достаточно дискредитированному, стигматизированному столичной прессой образу представителей того или иного народа положительное смысловое наполнение и оправдать его присутствие в столице. Так, московский публицист, азербайджанец по национальности, Ф. Ирзабеков пишет о своих земляках: "…в летней духоте и пыли и в зимней леденящей стуже, чуть ли не по колено в мерзкой осенней жиже занят ты делом тяжелым и многотрудным (а ведь считать его трудом некоторым и в голову не придет!). Делом, требующим от тебя не только постоянной физической нагрузки, но и трезвости - товар и деньги материя серьезная. И смирясь раз и навсегда с тем, что ты не прав всегда уже хотя бы по одному тому, что ты по ту сторону прилавка. И никому не интересно знать о том, что, возможно, еще недавно ты был всеми уважаемым сельским учителем или врачом, а семья многодетная, заработков же на родине вообще никаких. И чтоб не видеть более глаз своих голодных детей, не слышать потаенных вздохов старой больной матери, готов вытерпеть, кажется, все, зажав покрепче в кулак природную вспыльчивость и побои тех, кого именуют в народе маски-шоу, и домогательства недобросовестных милиционеров и наезды рэкетиров в течение бесконечного, почти круглосуточного рабочего дня"9.

Таким образом, можно говорить о том, что в рассмотренных материалах прессы при формировании образа этнического мигранта используются преимущественно такие характеристики, которые, пользуясь выражением И. Гоффмана, подвергают иммигрантов, особенно выходцев из Кавказских государств, Средней и Юго-Восточной Азии, "стигматизации"10. Под стигмой понимаются некоторые очевидные признаки, носители которых исключаются из числа "нормальных" партнеров, с которыми возможно относительно предсказуемое и симметричное взаимодействие. Стигматизация является способом подкрепления позитивной социальной идентичности населения принимающей среды и одновременно социальной маргинализации иммигрантов. Тем самым иммигранты исключаются на субъективном уровне из сферы принятого, устоявшегося в данной среде социального взаимодействия, что делает затруднительным для них поддержание устойчивых хозяйственных практик и отношений с населением принимающей среды. Социально-психологические механизмы "обвинения" и стигматизации, характерные для социальных представлений населения принимающей среды, функционально понижают репутацию и положительный имидж потенциального экономического партнера, создают нормативные барьеры для аккультурации. Чем больше в образе "другого" по социальному взаимодействию содержится негативно оцениваемых метафорических коннотаций и приписанных мотивов действий, тем выше уровень взаимного недоверия, напряжения, опасения. В этом случае "другой" может восприниматься и оцениваться не только как иной, но как "чужой", несущий с собой некие подразумеваемые "угрозы". В результате усиливается взаимное социальное дистанцирование, которое может приводить со стороны принимающей среды к действиям по выборочной или тотальной дискриминации и ограничению в правах различных иммигрантских групп, актам агрессии, а со стороны последних - к замыканию, социальной и пространственной сегрегации в рамках собственных этнических общин, проявлением чего является образование так называемой "этнической экономики", или "этнического предпринимательства".


1 - ТИТОВ Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН
2 - Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт//Полис. 1993. №5. С.79-87; Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? (китайцы и кавказцы в Иркутске). М.: Наталис, 2000; Рязанцев С.В. Cоциально-экономическая адаптация этнических мигрантов//Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России. Материалы XLIV научно-методической конференции "Университетская наука - региону". Ставрополь, 1999. С. 108-114; Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на примере исследования азербайджанской общины в Петербурге) // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 138-155.
3 - Воронков В. Существует ли этническая экономика? - http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik8/8r_voronkov.htm; Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности // Конструирование этничности / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб., 1998; Бредникова О., Паченков О. Этничность "этнической экономики" и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. Т.3. №2. 2002
4 - Park R. Race and Culture. N.Y. The Free Press, L.: Collier-Macmillan Limited, 1950. Р. 256-260.
5 - Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования 1998. №2. С. 129-137; Шюц А. Социальный мир и теория социального действия. // Социология: Реф. журнал. М.: ИНИОН РАН, 1997. №2. С. 57-76
6 - Social Behavior and Personality. W.Thomas' contribution in social theory. N.Y., 1951. P. 81
7 - Под социальным образом мы подразумеваем совокупность взаимосвязанных поведенческих, этических, культурных признаков, с помощью которых описывается и воспринимается в социальных представлениях какая-либо социальная группа.
8 - Фонд "Общественное мнение" о национальном вопросе в России. http://www.demoscope.ru/weekly/2002/065/analit02.php
9 - Ирзабеков Ф. Азербайджанцы в России. - http://zhurnal.lib.ru/i/irzabekow_f_d/azinrash.shtml
10 - Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию, СПб.: Алетейя, 2000. С. 94.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)