Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Экспорт образования

Современные тенденции развития экономики, профессионального образования и положения на международном рынке образовательных услуг

Образование и работа репатриантов в Израиле

Репатриант с дипломом: профессиональная дискриминация?

Репатриант с дипломом: в поисках выхода

Лепта вдовиц и девиц

Страна, сбежавшая с холода

Русский крест

Современные тенденции развития экономики, профессионального образования и положения на международном рынке образовательных услуг

Г.М. Епихина, Н.С. Исарова
(Полностью статья опубликована в "Вестнике Российского нового университета", выпуск 2, 2004 серия "Экономика и управление", с. 6-16)

За 90-е годы истекшего столетия ВВП России сократился не менее чем в два раза. По совокупному размеру ВВП Россия сегодня уступает США более чем в 10 раз, Китаю - в 5 раз, Италии и Индии - в 2-3 раза.

Изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе сегодня занимают топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, и главным образом потому, что их продукция - основная в российском экспорте. Другие же стороны реального сектора экономики, главным образом промышленность, а также ряд отраслей непроизводственной сферы находятся пока в состоянии депрессии.

Указанные изменения привели к значительным изменениям в общих показателях экономики, а также в структуре занятости населения.

Так, согласно данным Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике уменьшилась с 73,8 миллиона человек в 1991 году до 64,7 миллиона человек в 2001 году, или на 9,1 миллиона человек (при этом после 1998 года отмечался небольшой прирост).

Данные таблицы 1 показывают, что наибольшие потери трудового потенциала, в том числе высококвалифицированных специалистов, наблюдались в промышленности (7,7 миллиона человек), в строительстве (3,4 миллиона человек), сельском хозяйстве (1,8 миллиона человек), в науке и научном обслуживании (почти 1,5 миллиона человек) и на транспорте (около 0,7 миллиона человек). В целом же указанные отрасли потеряли за рассматриваемый период 15,1 миллиона человек.

Таблица 1. Среднегодовая численность занятых по отраслям экономики
(тысяч человек)

 

1991 год

2001 год

Изменения
(+,-)

Занято в экономике, всего

73848

64710

-9138

   в том числе:

Промышленность

22407

14692

-7715

Сельское хозяйство

9736

7936

-1800

Лесное хозяйство

234

264

30

Строительство

8488

5015

-3473

Транспорт

4876

4115

-761

Связь

874

899

25

Оптовая и розничная торговля, общественное питание

5626

9385

3759

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

3159

3405

246

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4305

4531

226

Образование

6138

5857

-281

Культура и искусство

1135

1160

25

Наука и научное обслуживание

2769

1187

-1582

Финансы, кредит, страхование

439

787

348

Управление

1532

2880

1348

Другие отрасли

2130

2739

-609

Активно увеличивалась численность занятых в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, общественное питание (3,7 миллиона человек), сфера управления (1,3 миллиона человек), финансы, кредит и страхование (0,3 миллиона человек), ЖКХ и бытовое обслуживание (0,2 миллиона человек), здравоохранение и физкультура (0,22 миллиона человек).

Высвобождение из реального сектора экономики 15 миллионов человек привело к значительной потере в отраслях этого сектора высококвалифицированных кадров. Так, в числе высвобожденных работников более 3,5 миллиона человек составили специалисты, имеющие высшее и неполное высшее профессиональное образование.

Усилился отток наиболее квалифицированных кадров в другие страны. Так, за 90-е годы Россию покинули по экспертным оценкам свыше 600 тысяч специалистов высшей квалификации.

По мере увеличения объемов высвобождения рабочей силы возрастает напряженность на рынке труда. Уже в 1998 году уровень безработицы по отношению к экономически активному населению увеличился с 5,2 % в 1992 году до 12,0 % в 1999 году.

<…>

Вместе с тем, рыночные отношения увеличили спрос на такие профессии, как руководители и специалисты в области управления и маркетинга: банковские специалисты, аудиторы, брокеры и дилеры, менеджеры, государственные чиновники "нового поколения" и др.

До 1998 года "бум" спроса на работников умственного труда несколько снизил безработицу среди квалифицированных специалистов. При этом спрос на рабочую силу в сфере управления и образования удовлетворялся не только выпускниками соответствующих высших и средних специальных учебных заведений, и высвобождающимися ИТР.

Летом 1998 года, наряду с прочими экономическим потрясениями, произошел перелом в спросе на рабочую силу со стороны рынка труда для представителей новых рыночных профессий, который затронул уже в большой степени работников умственного труда, чем физического, прежде всего в сфере финансов и внутрифирменного управления. Начали терять работу специалисты в области рекламного и туристического бизнеса, средств массовой информации, торговых и посреднических учреждений и т.д. Впервые за годы реформ в 1998 году увеличилась доля лиц, имеющих профессии в сфере преимущественно умственного труда - с 23,2 % в 1997 году до 26 % в 1998 году.

<…>

Однако, как это ни парадоксально, тяжелое положение в экономике и на рынке труда не сказались столь же разрушительно на подготовке специалистов высшего звена. Более того, несмотря на совершенно недостаточное финансирование, показатели их подготовки не только не снизились, но имели тенденцию к росту.

Если рассмотреть структуру учебных заведений профессионального образования за последние десять лет, то можно увидеть, что наибольший удельный вес среди них имеют начальные профессиональные учреждения, а наименьший - высшие учебные заведения. При этом произошли структурные сдвиги в уровнях профессионального образования: доля учебных заведений начального профессионального образования снизилась на 7%, а доля средних специальных и высших учебных заведений повысилась почти на 4% и 2% соответственно (см. таблицу 2).

Таблица 2. Структура профессиональных учебных заведений в России за период с 1992/93 по 2001/02 учебный год, в %

Учебные заведения профессионального образования

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/
2002

Начального

57,6

56,9

56,1

55,2

54,6

53,8

55,8

52,7

52,3

51,6

Среднего

28,2

26,6

25

25,5

26,2

26,7

28,9

28,9

31

32,1

Высшего

14,2

16,5

18,9

19,3

19,2

19,5

15,3

18,4

16,7

16,3

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Вместе с тем в структуре контингента обучающихся всегда преобладали студенты вузов. Доля студентов высших учебных заведений имеет тенденцию к увеличению (к 2001/02 уч. году она выросла почти на 25%), а доля контингента, обучающегося в средних специальных учебных заведениях и начального профессионального образования имеет тенденцию к уменьшению (к 2001/02 уч. году она снизилась почти на 12% и 13% соответственно). Необходимо отметить, что 16,3% вузов охватывает 65,3% студентов от общего контингента обучающихся во всех профессиональных учебных заведениях (см. таблицу 3).

Таблица 3. Структура контингента, обучающегося в учебных заведениях профессионального образования в России за период с 1992/93 по 2001/02 учебный год, в %

Контингент, обучающийся в учебных заведениях профессиональ-ного образования

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Начального

27,3

27,4

27,3

26,4

18,4

17,9

17,4

16,7

15,3

14,1

Среднего специального

32,1

31,4

30,1

30

21,8

21,6

21,4

21,2

21,1

20,6

Высшего

40,6

41,2

42,6

43,6

59,8

60,5

61,2

62,1

63,6

65,3

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Проведем более подробный анализ количественных изменений по уровням профессионального образования за рассматриваемый период.

Данные, представленные в таблице 4, показывают снижение темпов роста количества студентов в 1993/94 и 1994/95 учебных годах соответственно на 2,5% и на 6,3 %. Достигнув в 1995/96 учебном году уровень 1992/93 учебного года, наблюдается рост количества студентов на 71,2% к 2001/02 учебному году

Таблица 4. Количество студентов средних специальных и высших заведений, приходящихся на 10000 населения

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Количество студентов на 10000 населения

319

311

299

319

336

359

387

426

487

546

Темп роста, в % к 1992/1993

100

97,5

93,7

100

105,3

112,5

121,3

133,5

152,7

171,2

Анализ динамики контингента студентов по уровням профессионального образования показывает, что такая картина сложилась в основном за счет более быстрого роста количества студентов высших учебных заведений (см. расчетные данные, представленные в таблицах 5 и 6).

Таблица 5. Показатели уровня и динамики контингента средних специальных учебных заведений в России

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Количество студентов ССУЗ на 10000 населения

141

134

127

130

134

137

140

147

160

168

Темп роста, в % к 1992/1993

100

95,0

90,1

92,2

95,0

97,2

99,3

104,3

113,5

119,1

Таблица 6. Показатели уровня и динамики контингента высших учебных заведений в России

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Количество студентов ССУЗ на 10000 населения

178

176

172

189

202

222

247

279

327

378

Темп роста, в % к 1992/1993

100

98,9

96,6

106,2

113,5

112,5

121,3

138,8

183,7

212,4

Так, за этот же период динамика числа обучающихся студентов в средних специальных учебных заведениях, приходящихся на 10000 населения, показывает снижение до 1999/2000 учебного года, начиная с которого наблюдается подъем темпов роста (в 2001/2002 прирост составил 19,1%).

Данные таблицы 5 свидетельствуют о небольших снижениях темпов роста числа обучающихся студентов высших учебных заведений, приходящихся на 10000 населения России до 1995/96 учебного года. За десятилетие количество студентов высших учебных заведений в расчете на 10000 человек увеличилось более чем в два раза. Увеличение контингента студентов высших учебных заведений с 1995/96 учебного года можно объяснить ростом количества негосударственных образовательных учреждений.

О численности учащихся учреждений начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации и их динамике можно судить исходя из данных таблицы 7.

Таблица 7. Показатели уровня и динамики контингента обучающихся в заведениях начального профессионального образования

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Численность учащихся, тыс. человек

1773

1742

1699

1689

1670

1667

1676

1694

1679

1649

Количество учащихся на 10000 населения

120

117

115

114

114

114

115

116

116

114

Темп роста, в % к 1992/1993

100

98,2

95,8

95,3

94,2

94,0

94,5

95,5

94,7

93,0

Как показывают данные, идет снижение численности учащихся учреждений начального профессионального образования, при этом среднегодовой темп снижения за рассматриваемые десять лет составил 99,5%.

Вместе с тем в Российской образовательной системе происходили и качественные преобразования.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения (в основном профессиональные лицеи), осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих (почти 24% от общего числа учебных заведений этого уровня).

В системе государственных учреждений среднего профессионального образования появились новые виды учебных заведений - колледжи, в которых ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной и других сферах, требующих высокого уровня знаний. Доля колледжей увеличилась за десятилетие более, чем на 20% и в 2001/02 учебном году достигла почти 40% (см. таблицу 8).

Таблица 8. Удельный вес колледжей в общем числе средних специальных учебных заведений в России за период с 1992/93 по 2001/02 учебный год

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Доля колледжей в общем числе ССУЗ, в %

16,6

23,6

26,4

29,6

31,8

33,8

36,2

37,6

38,2

39,2

В составе высших учебных заведений получили развитие университеты и академии - 50% и 30% от общего числа государственных вузов соответственно.

Как уже отмечалось, на нужды образования и вузовской науки выделяется очень мало средств. Так, если в начале 70-х годов в России тратилось на нужды образования примерно 7% от ВВП, то, как показывают проведенные расчеты, в конце последнего десятилетия доля расходов на эти цели не достигла пяти процентов (в 1997 году - 4,2%, а в 2001 году - 3,15%). В мире на цели государственного финансирования системы образования выделяется более 5% ВВП.

Финансирование образования Российской Федерации из федерального бюджета в последние годы было явно недостаточным. Поэтому значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимися уровня и вида образования, с другой - позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Следует отметить, что большую роль в получении желаемого образования стали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.

Анализ показателей, представленных в таблице 9, говорит о том, что в 2001/02 учебном году число негосударственных вузов достигло 387 с численностью студентов 630 тысяч, что составляет 11,6% от общего контингента студентов вузов.

Количественные и качественные преобразования сети учебных заведений профессионального образования сопровождались преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, не отвечающей структурным сдвигам экономики, развитию региональных рынков труда.

В стране долгое время сохранялось преобладание подготовки специалистов отраслевого инженерного профиля. По сравнению с западными странами в вузах России низка доля студентов, обучающихся по экономическим специальностям. В России их 8%, тогда как в США - 24%, в Японии - 10%, ФРГ - 9%. По расчетам отечественных экспертов, на 10 российских специалистов инженерного профиля приходилось 14 специалистов нетехнического профиля, тогда как в США этот показатель равен 114, в Германии - 39, во Франции - 32.

Таблица 9. Динамика показателей, характеризующих вузы России

Учебный год

1992/ 1993

1993/ 1994

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

Число вузов – всего

 

626

710

762

817

880

914

939

965

1008

   В том числе

Государственные

535

548

553

569

573

578

580

590

607

621

Негосударственные

 

78

157

193

244

302

334

349

358

387

Число студентов, всего, тысяч

 

2613

2645

2791

2965

3248

3598

4073

4742

5427

   В том числе

Государственных

Тысяч человек

2638

2543

2534

2655

2802

3046

3347

3728

4271

4797

В % к итогу

 

97,3

95,8

95,1

94,5

93,8

93

91,5

90,1

88,4

На 100000 населения

184

172

171

180

190

207

228

255

293

331

Негосударственных

Тысяч человек

 

70

111

136

163

202

251

345

471

630

В % к итогу

 

2,7

4,2

4,9

5,5

6,2

7

8,5

9,9

11,6

На 100000 населения

 

5

8

9

11

14

17

24

32

44

Особенно неблагополучной была область подготовки юристов и экономистов. Среди занятых в экономике страны бухгалтеров и экономистов только 30% экономистов и 11% бухгалтеров имели высшее образование.

Анализ отраслевой структуры учебных заведений среднего специального и высшего образования показывает, что за период с 1996 по 2000 год она не претерпела существенных изменений.

В стране сохраняется преобладание учреждений среднего специального образования таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и просвещение (около 73%), на долю которых приходится почти 70% контингента и выпуска специалистов соответствующих отраслевых групп. При этом при сохранившейся доли ссузов в отрасли просвещения произошло уменьшение доли контингента и выпуска специалистов почти на 2% за этот период, а темп снижения составил 2,8% (см. таблицу 10).

Незначительные структурные изменения произошли в такой отраслевой группе, как экономика: ее удельный вес в общем контингенте студентов ссузов всех отраслевых групп увеличился на 1,8% при уменьшении доли выпуска этих специалистов на 2,1% (для всех форм обучения).

Однако следует заметить, что при таких незначительных структурных сдвигах наблюдается рост среднегодовых темпов выпуска специалистов промышленности (104,9%), строительства (109,5%), транспорта (105,0%), связи (101,2%), сельского хозяйства (101,2%), права (113,3%), и снижение темпов роста - в просвещении (99,4%), искусстве и кинематографии (99,8%), экономике (99,5% при росте выпуска специалистов очной формы - 105,7%).

Анализ выпуска специалистов вузов Российской Федерации за этот же период по отраслевым группам показывает, что изменения, заслуживающие внимания, произошли только в экономике (увеличилась на 2,7%) и здравоохранении (уменьшение на 3%), а остальных отраслевых групп они либо не коснулись, либо эти изменения очень незначительные (составляют доли процента). Вместе с тем анализ обобщающих показателей динамики за этот период говорит о высоких среднегодовых темпах роста выпуска специалистов по всем отраслевым группам, кроме здравоохранения (см. таблицу 10). При этом наибольший среднегодовой темп роста наблюдается в таких отраслевых группах, как экономика (185,2%) и право (171,4%), а снижение - только в отрасли здравоохранения (78%).

Таблица 10. Отраслевая структура и динамика выпуска специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях в России, %

Отраслевые группы учебных заведений

Средние специальные учебные заведения

Высшие учебные заведения

удельный вес выпуска специалистов по отраслевым группам

среднегодовой темп роста выпуска специалистов за период 1996-2000гг.

удельный вес выпуска специалистов по отраслевым группам

среднегодовой темп роста выпуска специалистов за период 1996-2000гг.

в 1996г.

в 2000г.

в 1996г.

в 2000г.

Всего

100

100

102,8

100

100

106,7

   в том числе

Промышленность

30,2

33,3

104,9

30,3

30,1

106,7

Строительство

5,5

7,6

109,5

2,7

2,7

106,5

Транспорт

6

6,7

105,0

3,9

4,4

111,4

Связь

1,3

1,2

101,2

0,8

0,7

104,8

Сельское хозяйство

12,4

11,8

101,8

8,1

8,0

106,7

Экономика

14,1

12

99,5

8,1

10,8

113,1

Право

0,5

0,8

113,3

1,2

1,5

111,4

Здравоохранение

12,3

12

101,7

6,8

3,8

95,1

Физкультура и спорт

0,4

0,4

100,0

1,0

1,0

102,5

Просвещение

14,9

12,6

99,4

36,1

36,1

106,7

Искусство и кинематография

2,4

2,1

99,8

1,2

1,1

103,6

Более углубленный анализ подготовки специалистов средними специальными учебными заведениями в разрезе специальностей за 2001/2002 учебный год показал, что принято и обучается более 50%, а выпущено более 65% специалистов пяти групп специальностей (из 33): гуманитарно-социальные, образование, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление.

На остальные 28 групп специальностей приходится менее 50% принятых и обучающихся студентов, а выпущенных - менее 35%. При этом самыми значительными являются такие группы специальностей, как технологические машины и оборудование, строительство и архитектура, сельское и рыбное хозяйство - доля численности принятых, обучающихся и выпущенных специалистов в них колеблется от пяти до восьми процентов.

Анализ распределения студентов вузов Российской Федерации по группам специальностей показывает, что в 2001/2002 учебном году по естественно-научным, гуманитарно-социальным группам специальностей, образованию, здравоохранению, культуре и искусству, экономике и управлению доля принятых, обучающихся и выпущенных специалистов составляет соответственно 63,2%, 65% и 68,7%. На остальные 27 групп специальностей приходится менее 40% контингента студентов (см. таблицу 11).

Таблица 11. Распределение численности студентов государственных вузов по группам специальностей в 2001/2002 учебном году

Группа специальностей

Принято

Обучается

Выпуск в 2001 году

человек

в % к итогу

человек

в % к итогу

человек

в % к итогу

Россия

2136330

100

4483942

100

595290

100

Естественно-научные

113073

5,3

236696

53

39319

6,6

Гуманитарно-социальные

397331

18,6

891993

19,9

122124

20,5

Образование

130814

6,1

296829

6,6

48379

8,1

Здравоохранение

76057

3,6

174871

3,9

23351

3,9

Культура и искусство

53165

2,5

87119

1,9

11577

1,9

Экономика и управление

579999

27,1

1234820

27,5

164939

27,7

Междисциплинарные естественно-технические специальности

75153

3,5

117274

2,6

9794

1,6

Геология и разведка полезных ископаемых

5916

0,3

12345

0,3

1797

0,3

Разработка полезных ископаемых

21861

1,0

40263

0,9

4858

0,8

Энергетика у машиностроение

38083

1,8

77912

1,7

9184

1,5

Металлургия

12235

0,6

25716

0,6

3010

0,5

Машиностроение и металлообработка

43487

2,0

94032

2,1

11745

2,0

Авиационная и ракетная техника

9665

0,4

23898

0,5

3237

0,5

Морская техника

4304

0,2

9875

0,2

944

0,2

Наземные транспортные средства

30215

1,4

64013

1,4

6608

1,1

Технологические машины и оборудование

37423

1,8

79178

1,8

10235

1,7

Электротехника

19521

0,9

44055

1,0

5814

1,0

Приборостроение

12485

0,6

25113

0,6

3204

0,5

Электронная техника, радиотехника, связь

42090

2,0

85687

1,9

10767

1,8

Автоматика и управление

35413

1,7

73461

1,6

9830

1,6,

Информатика и ВТ

54178

2,5

86680

1,9

9928

1,7

Сервис

30038

1,4

55256

1,2

3658

0,6

Эксплуатация транспорта

25706

1,2

62824

1,4

6998

1,2

Химическая технология

22646

1,1

37559

0,8

4799

0,8

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

20278

1,0

36996

0,8

4442

0,7

Технология продовольственных продуктов

25460

1,2

50872

1,1

5789

1,0

Технология товаров широкого потребления

15759

0,7

30528

0,7

4327

0,7

Строительство и архитектура

81908

3,8

166370

3,7

22289

3,7

Геодезия и картография

2938

0,1

4573

0,1

636

0,1

Сельское хозяйство и рыбное хозяйство

79062

3,7

193526

4,3

26092

4,4

Экология и природопользование

19519

0,9

37181

0,8

3900

0,7

Безопасность жизнедеятельности

17773

0,8

23697

4,5

1716

0,3

Управление качеством

2997

0,1

2730

0,1

0

0

Дневное обучение

1325031

62%

2391993

53,3

333774

56,1

Около двух процентов принятых, обучающихся и выпущенных специалистов приходится на такие группы специальностей, как энергетика и машиностроение, машиностроение и металлообработка, технологические машины и оборудование; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; междисциплинарные естественно-технические специальности, и почти 4% - на строительство и архитектуру, сельское и рыбное хозяйство.

<…>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)