|    | 
               
                |  | Вымирают 
                  ли народы Севера? 
 |  |   
                | Над темой номера работалДмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ
 |  Демографический и "недемографической" прирост Если отвлечься от вышеуказанных ошибок, то, имея данные 
              о естественном движении (и миграции) отдельных этнических общностей, 
              можно рассчитывать их численность, подобно тому, как это делается 
              для всего населения15. А, сравнивая такие оценочные расчеты и результаты 
              переписи можно говорить о степени влияния ассимиляционных/этнических 
              процессов на численность того или иного народа. Разницу между естественным 
              (демографическим) приростом и изменениями по переписи можно назвать 
              "недемографической" убылью/приростом. Судя по нашим исследованиям данных четырех переписей 
              населения СССР (1959, 1970, 1979, 1989 годов), численность населения 
              народов Севера определялась во многом, не только, и даже не столько 
              их естественным движением (рождаемостью и смертностью), сколько 
              ассимиляционными процессами. Народы Севера в целом ассимилировались 
              главным образом русскими, а в Якутии - якутами. В 1960-е годы (1959-1969) "ассимиляционные потери" 
              составляли около 12% естественного прироста народов Севера, в 1970-х 
              годах (1970-1978), они составили около 70%, сильно уменьшившегося 
              естественного прироста, а в 1980-х (1979-1988) - снова около 12%16. 
              К тому же усиливалась и культурная, и физическая ассимиляция коренного 
              населения Севера. Одним из показателей культурной ассимиляции может 
              служить рост числа лиц народов Севера, считающих русский язык родным 
              (для эвенков и эвенов Якутии место русского языка занимает якутский). 
              В 1959 году только 15% коренных северян назвали русский язык родным, 
              в 1970 году - 23%, в 1979 году - 29%, а в 1989 году - уже 36%. Соответственно, 
              уменьшается доля аборигенов Севера, называющих родным язык своего 
              народа (с 76% - в 1959 году до 52% - в 1989 году). Что касается 
              физической ассимиляции, достаточно сказать, что среди детей, родившихся 
              у коренных матерей в 1984-2002 годах, почти половина была от отцов 
              другой национальности17; в первой половине 1970-х таких было чуть 
              больше трети18. Казалось бы, если учесть и эту тенденцию и уменьшившийся 
              естественный прирост, численность народов Севера должна уменьшиться 
              или вырасти незначительно, как показала в схожей ситуации 1970-х 
              перепись 1979 года. Но, согласно переписи 2002 года, численность 
              народов Севера увеличилась довольно заметно (табл. 3).  Таблица 3. Изменение численности народов Севера в 1989-2002 
              годах(народы ранжированы по величине "недемографического" прироста)
 
               
                | 
 | Численность населения по переписям населения | Прирост по данным переписи | Естественный прирост по данным текущего учета | Разница |   
                | 1989 | 2002 | 1989-2002 |   
                | Народы Севера- всего | 181517 | 208980 | 27463 | 25938 | 1525 |   
                | в том числе: |   
                | Ханты | 22283 | 28678 | 6395 | 3620 | 2775 |   
                | Манси | 8279 | 11432 | 3153 | 780 | 2373 |   
                | Эвенки | 29901 | 35527 | 5626 | 3687 | 1939 |   
                | Ительмены | 2429 | 3180 | 751 | 52 | 699 |   
                | Селькупы | 3564 | 4249 | 685 | 98 | 587 |   
                | Кеты | 1084 | 1494 | 410 | 145 | 265 |   
                | Саами | 1835 | 1991 | 156 | -81 | 237 |   
                | Юкагиры | 1112 | 1509 | 397 | 174 | 223 |   
                | Ульта (ороки) | 179 | 346 | 167 | 6 | 161 |   
                | Нивхи | 4631 | 5162 | 531 | 380 | 151 |   
                | Тофалары | 722 | 837 | 115 | 58 | 57 |   
                | Энцы | 198 | 237 | 39 | 0 | 39 |   
                | Негидальцы | 587 | 567 | -20 | 15 | -35 |   
                | Нанайцы | 11883 | 12160 | 277 | 354 | -77 |   
                | Алеуты | 644 | 540 | -104 | 18 | -122 |   
                | Эскимосы | 1704 | 1750 | 46 | 169 | -123 |   
                | Орочи | 883 | 686 | -197 | -19 | -178 |   
                | Долганы | 6584 | 7261 | 677 | 1014 | -337 |   
                | Удэгейцы | 1902 | 1657 | -245 | 96 | -341 |   
                | Чуванцы | 1384 | 1087 | -297 | 90 | -387 |   
                | Ульчи | 3173 | 2913 | -260 | 160 | -420 |   
                | Нганасаны | 1262 | 834 | -428 | 58 | -486 |   
                | Коряки | 8942 | 8743 | -199 | 587 | -786 |   
                | Чукчи | 15107 | 15767 | 660 | 1814 | -1154 |   
                | Ненцы | 34190 | 41302 | 7112 | 8849 | -1737 |   
                | Эвены | 17055 | 19071 | 2016 | 3814 | -1798 |  Видно, что в целом численность народов Севера выросла 
              на полторы тысячи человек за счет "недемографических" 
              причин, что составило около 6% всего прироста. Следуя вышеизложенной 
              логике, можно предположить, что на сей раз ассимиляционные процессы 
              поменяли знак, и теперь уже народы Севера ассимилируют другие народы. 
             Администрация на местах называет такой процесс "восстановлением 
              национальности". Но, возможно, большие метисированные группы 
              населения не имеют жесткой этнической привязки и могут изменять 
              ее в зависимости от различных обстоятельств. Термин же "восстановление" 
              предполагает наличие какой-то "базовой", "истинной" 
              национальности, которая была ранее потеряна/искажена/перепутана 
              и только теперь, наконец, "восстановлена". Поскольку такой прирост наблюдался далеко не у всех 
              народов Севера, и "недемографические" рост или убыль у 
              них сильно разнятся, правильно разобраться с современной этнодемографической 
              ситуацией у народов Севера можно, только рассматривая ее по каждому 
              народу и по отдельным территориям расселения с учетом многих социально-экономических 
              и административно-политических обстоятельств. Ведь объединив народы 
              Севера в одну группу и оперируя этим термином, мы нередко забываем, 
              что это очень разные народы, по некоторым демографическим характеристикам 
              различающиеся кардинально. Попытка рассмотреть один аспект демографической ситуации, 
              а именно сравнить для отдельных народов Севера естественный 
              прирост по данным текущего учета за последний межпереписной 
              период с приростом их численности по итогам двух последних 
              переписей населения, 1989 и 2002 года предпринята в табл. 
              3 только по России в целом19, поскольку данные по регионам пока отсутствуют. 
             Среди отдельных народов по величине такого прироста 
              выделяются ханты и манси, суммарный недемографический прирост которых 
              больше, чем по всем народам Севера в целом. Поскольку у этих народов 
              в предыдущем тридцатилетии (от переписи 1959 до переписи 1989) была 
              недемографическая убыль, можно предположить наличие больших групп 
              метисного населения. В условиях, когда в Ханты-Мансийском округе 
              на фоне нефтяного бума многое делается для материальной поддержки 
              коренных народов, возможен рост национального самосознания и увеличение 
              престижности коренной этнической принадлежности. Возможно, также 
              и влияние простой экономической заинтересованности. Схожая ситуация и у российских саами, для которых катализатором 
              подъема национального самосознания могли стать резко выросшие после 
              падения железного занавеса контакты с их зарубежными соплеменниками. 
              И в то же самое время у саами самая низкая среди народов Севера 
              рождаемость и самый низкий естественный прирост, точнее наблюдается 
              естественная убыль населения. А вот "недемографический" рост селькупов так 
              легко не объяснить. Несомненно, есть многочисленные метисные группы, 
              но вызывает сомнение возможность роста самосознания у территориально 
              и этнически разрозненного народа. Также трудно объяснить значительный численный рост ительменов; 
              в качестве гипотезы, можно предположить смену этнической принадлежности 
              у пограничных групп, ранее называвшихся коряками.  Весьма сомнительны и резкие изменения численности кетов 
              - для них, на мой взгляд, нет оснований. Возможно - это очередные 
              ошибки при самой переписи или обработке ее результатов. Огромная "убыль" нганасанов - в большей части 
              прямое следствие того, что при переписи 1989 года их численность 
              была завышена (см. выше). Хотя, в меньшей степени, есть и реальная 
              "недемографическая" убыль.  Что касается эвенков, их "недемографический" 
              рост, по всей видимости, правдоподобно объясняется новой путаницей 
              их с эвенами (учитывая, что их рост почти равен такой же убыли эвенов) 
              или исправлением старой путаницы, а возможно и тем, и другим. Рост таких народов, как ульта (ороки) и энцы, может 
              действительно быть "восстановлением национальности". И 
              те, и другие до переписи 1989 переписывались как другие народы. С 1959 по 1979 всех сахалинских ороков/ульта официально 
              считали орочами и переписывали как орочей, хотя, как знают этнографы, 
              орочи на Сахалине не живут. Перепись 1989 года признала ороков отдельным 
              народом. Однако, наряду с двумя сотнями ороков на Сахалине, тогда 
              переписали и две сотни орочей. Можно думать, что в перепись 2002 
              они действительно "восстановили" свою этническую принадлежность, 
              и этим объясняется и численный рост ороков, и большая численная 
              убыль орочей. Схожая ситуация у энцев. Во время всех переписей их 
              считали частью ненцев, и только в переписи 1989 года - как отдельный 
              народ. Увеличение их численности, невозможное, как и у ороков, с 
              демографической точки зрения, надо полагать, отражает становление 
              национального самосознания этого народа.  А вот "недемографический" рост численности 
              юкагиров - это тенденция, продолжающаяся, судя по данным переписей 
              населения, более сорока лет. Объяснения этому, которые я встретил 
              у этнографов20, можно отнести и к другим народам Севера, однако у 
              них такая тенденция не наблюдалась. У остальных народов Севера, как и при предыдущих переписях, 
              наблюдается "недемографическая" убыль. Среди "убывающих" 
              почти все народы Северо-Востока - чукчи, коряки, чуванцы, эскимосы 
              и алеуты. В литературе, особенно не этнографической, часто встречается 
              утверждение, что коренную национальность выбирают из-за государственных 
              льгот для народов Севера21. Отрицать этого полностью нельзя. Но, 
              спросим непредвзято, а какую национальность должны выбирать дети 
              коренных матерей, воспитанные в коренных семьях, живущие в северных 
              поселках, зачастую даже не помнящие своего биологического некоренного 
              отца? С другой стороны, несмотря на это и на то, что льготы для 
              коренных северян существовали, в той или иной степени, почти весь 
              советский период, в их численности все-таки наблюдалась "недемографическая" 
              убыль. Да и сейчас наблюдается почти у половины народов. Если отвлечься от возможных ошибок, есть все основания 
              полагать, что мы имеем дело с новыми тенденциями этнических процессов 
              у некоторых коренных народов Севера. Ведь раньше никогда не наблюдалось 
              "недемографического" роста сразу у столь многих коренных 
              малочисленных народов Севера22.  Качнулся ли ассимиляционный маятник в другую сторону? 
              Во всяком случае, можно говорить о том, что этнические процессы 
              народов Севера - это не езда по "улице с односторонним движением". Заметим, что результаты переписей населения США, показывают 
              сходные процессы в "расовом" самоопределении американских 
              индейцев. Американские ученые пришли к выводу, что 62% численного 
              прироста индейцев в 1970-х и 35% - в 1980-х тоже были "недемографическими" 
              . Также интересно, что с введением в американской переписи 2000 
              года возможности фиксировать множественную/смешанную расовую принадлежность, 
              на Аляске, кроме 98 тысяч коренных ("Alaska Native or American 
              Indian"; в 1990 их было около 86 тысяч), еще более 20 тысяч 
              человек отнесли себя к смешанной коренной/некоренной расе. Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что этот рост 
              не может быть мерилом демографической ситуации, и ни в коей мере 
              не отражает какого-либо ее улучшения. Корреляция между демографическими 
              параметрами и межпереписным приростом численности у рассматриваемых 
              нами двадцати шести народов Севера мала - менее 0,3 с естественным 
              приростом, еще меньше с показателями рождаемости и смертности. Поэтому 
              демографическую ситуацию у народов Севера следует все же считать 
              кризисной - главным образом из-за необыкновенно высокой, даже на 
              чрезвычайно плохом общероссийском фоне, смертности. Итак с демографической точки зрения вымирание народов 
              Севера в ХХ столетии можно действительно считать "мифом". 
              Вместе с тем, дальнейшее снижение рождаемости вполне может привести 
              к их настоящей депопуляции. Причем их малочисленность делает их 
              наиболее уязвимыми в этом отношении, а ведь перспектива исчезновения 
              сейчас беспокоит и более многочисленные народы. Поэтому народы Севера нуждаются в особых мерах по защите 
              их образа жизни и среды обитания, по охране здоровья. Их численный 
              рост не может служить критерием благополучия и оправданием для непринятия 
              таких мер. 
 15 - К численности по последней переписи прибавлять 
              естественный (разность между числом родившихся и числом умерших) 
              и миграционный (разность между числом приехавших и числом уехавших) 
              прирост.16 - Там же.
 17 - В том числе, правда, и другой коренной национальности.
 18 - О метисации подробнее В.П.Кривоногов. Русскоязычные 
              метисы? //Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997. 
              С.148-161.
 19 - Поскольку мы использовали данные естественного 
              движения населения по районам Крайнего Севера, возможен недоучет 
              по тем народам, большая часть которых живет в "районах проживания", 
              не относящихся к районам Крайнего Севера (нанайцы, удэгейцы, тофы)
 20 - Детей от смешанных браков записывают юкагирами: 
              1.чтобы они не отличались от большинства населения поселка, 2. матери 
              сознательно стараются увеличить число юкагиров, 3. Государство предоставляет 
              малым народностям Севера материальные льготы (Н.Б.Вахтин Языки народов 
              Севера в XX веке. Очерки языкового сдвига. СПб., 2001. С.140)
 21 - Например: "Некоторая стабильность численности 
              объясняется также и существованием льгот для народов Севера, которые 
              способствуют сохранению у народов Севера самосознания, записи метисов 
              в число народов Севера". (Состояние здоровья коренных народов 
              Приамурья. Хабаровск, 1998. С.9). В таких высказываниях, по-моему, 
              незримо присутствует убежденность в обязательной (такой же неизбежной, 
              как "вымирание") ассимиляции малых (читай, нецивилизованных) 
              народов большими.
 22 - Постоянный "недемографический" рост 
              наблюдался, как уже говорилось, у юкагиров. Были случаи такого роста 
              у долган. А наиболее значительным был такой рост у эвенков и эвенов 
              Саха (Якутии) в 1979-89 гг.
 
  
              
             |