Rambler's Top100

№ 165 - 166
16 - 29 августа 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Вымирают ли народы Севера?

«Миф» о вымирании

Так вымирают или нет?

Что показала последняя перепись населения

Демографический и “недемографический” прирост

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Выбирай в туземный совет трудящихся. Не пускай шамана и кулака Вымирают ли народы Севера?1

Над темой номера работал
Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ

"Миф" о вымирании

Среди многочисленных народов России еще с 1920-х годов в особую группу обычно объединяются двадцать шесть так называемых "народов Севера". Эти народы выделяются своей малочисленностью, особым типом традиционного хозяйства, полукочевым или кочевым образом жизни со своим характерным укладом.

Несмотря на небольшую численность (все вместе - в пределах России -209 тысяч человек по переписи 2002 года), эти народы на протяжении веков заселяли и обживали огромные районы Севера Евразии и в настоящее время расселены от арктических тундр Таймыра на севере до предгорий Саян и широколиственных лесов Приморья на юге и от Кольского полуострова на западе до Чукотки на востоке. Область их обитания - около 7 миллионов квадратных километров - две пятых всей территории России, административно они входят в состав 16 краев, областей и республик, а также 7 автономных округов.

Недавно в "Демоскопе", в большом обзоре этнической картины переписи населения было отмечено, что ее результаты кладут "конец мифу о вымирании народов Севера".

Что же это за миф?

В массовом сознании населения CCCР давно уже существовало представление о том, что так называемые "малочисленные народы Севера", аборигены большей части территории страны, находятся на грани исчезновения. Более того, такой прогноз, неумолимый, как смертельный диагноз, висит над этими народами почти два столетия. Еще в XVII веке европоцентристская (а другой тогда не было) наука провозгласила неизбежное вымирание "диких народов" при столкновении с "белой цивилизацией". И хотя эти воззрения давно канули в лету, но зловещее слово "вымирание" крепко пристало к малым народам Севера. Тем более что на основе материалов о крайне высокой смертности, эпидемиях и голодовках, собранных по разным народам Севера на разных территориях и в разные периоды их дореволюционной истории, можно было говорить о сокращении их численности, что как бы подтверждало вывод о "вымирании" этих народов.

Либеральная российская общественность конца XIX - начала XX веков обвиняла в "исчезновении северных туземцев" правительство. Правда, скрупулезные исследователи того времени (Патканов, Майнов и др.) показали, что такое утверждение, как минимум, спорно и нельзя однозначно говорить о вымирании всех народов Севера.

Тезис о неминуемом вымирании народов Севера в царской России был прочно взят на вооружение после революции советскими обществоведами. От "вымирания", согласно общепринятой в то время исторической схеме, коренные северяне были якобы спасены революцией. А потом, "минуя тысячелетия" и феодализм с капитализмом, шагнули прямо в социализм, где и расцвели под мудрым руководством партии. При этом счастливой социалистической жизни советских северян обязательно противопоставлялась тяжелая и мрачная жизнь аборигенов зарубежного Севера, тем более что свидетельств тому хватало в зарубежной же литературе. Как неоспоримое подтверждение счастья и расцвета обычно приводили численный рост народов советского Севера (забывая при этом сообщить о более быстром численном росте "несчастных" зарубежных северян), а обратные случаи объясняли ассимиляционными процессами. Замечу, кстати, что количественный рост считался непременным спутником прогресса.

Со второй половины 1980-х, во время перестройки и в постсоветский период, в СМИ и популярной литературе появились многочисленные заметки, часто самих северян, где рассказывалось о реальной тяжелой и мрачной жизни российских народов Севера. Как и все перестроечные публикации, они были особенно заметны по контрасту с недавними утверждениями о светлой жизни в тайге и тундре. Снова аборигенов Севера называли не иначе, как "вымирающими", но теперь в таком положении обвинялся уже советский режим. Интересно, что пик "обвиняющих" голосов пришелся как раз на самый успешный, с точки зрения роста численности, период в жизни коренных народов.

Хотя сегодня, судя по многочисленным свидетельствам, положение северян по сравнению с концом 1980-х, изменилось не в лучшую сторону, но на фоне общероссийского кризиса слова о вымирании произносятся менее часто и не вызывают большого резонанса.

А что же происходит на самом деле?

Используя данные статистики населения2, попробуем ответить на вопросы:

  1. Что произошло в демографическом отношении за последние пятнадцать-двадцать лет у народов Севера и вымирают ли ("испытывают ли депопуляцию") коренные жители российского севера?
  2. Как можно оценить касающиеся этих народов итоги последней переписи 2002?

1 - Статья подготовлена в рамках проекта "Народы Севера: право на жизнь. Демографическая ситуация". Проект финансируется Фондом Дж. и К. Макартуров, грант #04-8131-000-GSS.
2 - Наши данные отличаются от данных авторов упомянутого обзора. Они ограничились естественным приростом за 6 лет (1995-2000), мы учли весь тринадцатилетний межпереписной период (1989-2002). По их "данным текущего учета" отрицательный прирост наблюдался у 17 народов из 26, по нашим - только у 2 (см. таблицу 3).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)