|
Особенности российской модели потребления некоммерческого
алкоголя1
Г.Г. Заиграев
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования"
№12 2002 год, с. 33-41: http://socis.isras.ru/SocIsArticles/2002_12/Zaigraev.doc)
В результате сравнительного исследования, проведенного
под эгидой Международного центра алкогольной политики среди сельского
населения 7 стран мира (2001 год), выявлялись особенности моделей
потребления некоммерческого алкоголя, то есть напитков домашнего
изготовления. В условиях России к таковым относится главным образом
самогон, по крепости мало отличающийся от водки2. Понять суть обнаруженных
в ходе обследования характеристик самогонопотребления возможно,
на наш взгляд, лишь при более полном учете общей, веками формировавшейся
в стране модели потребления алкоголя, ее специфических особенностей.
Под влиянием различных условий и факторов (природно-климатических,
экономических, социокультурных) в России в отличие от большинства
других стран утвердилась более грубая культура потребления алкоголя,
вследствие чего гораздо более интенсивно проявляются отрицательные
последствия потребления алкоголя, в том числе пьянство и алкогольные
заболевания. Наиболее типичными чертами этой культуры являются преимущественное
потребление крепких спиртных напитков, разовый их прием в больших
дозах, пониженное внимание к закуске, изначальное стремление к сильному
опьянению, наличие множества питейных традиций и обычаев, превращающих
распитие спиртного в неотъемлемый элемент повседневного быта, образа
жизни россиян.
Решающую роль в формировании такой питейной культуры
сыграла алкогольная политика государства, неуклонно, начиная с XV
века, насаждавшая с целью увеличения денежных поступлений в царскую
казну водочную модель потребления. При этом широко использовались,
помимо экономических, также жесткие репрессивные меры по свертыванию
домашнего изготовления легких алкогольных напитков (браги, пива,
медовухи), по утверждению полного господства монополии на производство
хлебного вина, повсеместному распространению так называемых "царских"
кабаков - мест официальной продажи и распития только водки и без
закуски.
С этой же целью в XVIII веке были закрыты на всей территории
России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) предприятия, занимавшиеся
производством пива. В итоге доля водки в структуре потребляемых
алкогольных напитков к началу XX века составила 93%. Последовавшие
затем многие крупные акции государства, но уже под флагом борьбы
с массовым народным пьянством (запреты и жесткие ограничения в производстве
и продаже спиртных напитков) лишь способствовали еще большему огрублению
культуры алкоголепотребления.
Важной особенностью российской модели винопотребления
является - наличие в его структуре значительного удельного веса
самогона. Длительное господство винной монополии, преобладание в
государственной алкогольной политике фискальных интересов, постоянные
провалы декларируемых правительствами намерений уменьшить масштабы
народного пьянства побуждали власти, с одной стороны, к активизации
усилий административного, уголовного характера в расчете на пресечение
домашнего изготовления алкогольных напитков (самогона), с другой
- периодически вводить жесткие ограничения доступности алкоголя
и даже запреты в сфере производства и продажи спиртных напитков,
что при сохранении объективно обусловленного спроса на алкоголь
неизбежно толкало к их изготовлению в домашних условиях. Подобная
алкогольная политика не могла не повлиять отрицательно на питейную
культуру, наполнив ее содержание таким устойчивым элементом, как
массовое потребление самогона. Хотя самогоноварение всегда преследовалось,
меры, применяемые по его ограничению и запрещению, носили то более,
то менее жесткий характер и в зависимости в от этого изготовление
самогона в стране то значительно расширялось, то снова сворачивалось.
Всплеск самогоноварения сменялся спадом, уходом в глубокое подполье,
а затем снова наблюдалось его заметное оживление.
За XX век наша страна пережила 3 большие волны распространенности
самогоноварения (1914-1925, 1985-1988, 1996-2002 годы). Наиболее
массовый характер самогоноварение впервые приобрело после введения
царским правительством в 1914 году временного запрета на продажу
водки. К данной мере правительство прибегло, чтобы предотвратить
пьяные бунты, беспорядки, срыв военной мобилизации в связи с началом
1-ой мировой войны. Однако уже во 2-ой половине 1915 года в стране
сложилась алкогольная ситуация, для которой главными признаками
стали массовое и повсеместное изготовление и потребление самогона,
лака, политуры и других спиртосодержащих веществ, что в свою очередь,
привело к многочисленным алкогольным отравлениям и росту алкогольных
заболеваний. Новая, советская власть фактически продолжила политику
воспрещения производства, продажи спиртных напитков по всей территории
России, что в условиях гражданской войны, неуправляемости в обществе,
а главное, дефицита водки, привело к еще большему распространению
самогоноварения. По данным анкетного опроса, произведенного Госспиртом
летом 1923 года, число крестьянских хозяйств, занимающихся изготовлением
и реализацией самогона, превысило 10 миллионов, или больше 10% всех
хозяйств. Кстати, на изготовление самогона в тот период ежегодно
расходовалось около 2,5 миллионов тонн зерна3.
Перед лицом нарастающих масштабов самогоноварения советское правительство
вынуждено было в октябре 1925 года разрешить производство и широкую
продажу 40° водки.
Однако отрицательные последствия прежних запретов на
продажу спиртных напитков в виде широкого распространения самогоноварения
еще длительное время сохранялись, и значительная часть населения
по-прежнему прибегала к потреблению в основном самогона. Так, в
1927 году потребление винно-водочных изделий в сельской местности,
где проживало в то время более 2/3 населения страны, по данным Центрального
статистического управления РСФСР, составило в год 1,8 литра на душу
населения против 7,5 литра самогона. То есть соотношение водки и
самогона в потреблении алкогольных напитков составляло 1:4,14.
В последующие десятилетия, особенно в годы после 2-ой
мировой войны, домашнее изготовление самогона в определенной мере
сдерживалось жесткими законами (1948 год, 1961 год), предусматривающими
уголовную ответственность за изготовление и хранение крепких напитков
домашней выработки. В частности, предусматривалась ответственность
в виде лишения свободы сроком от 1 до 3 лет с конфискацией имущества.
И тем не менее мер административно-правового, порой очень жесткого
характера, оказалось недостаточно для сведения к минимуму размеров
самогоноварения: по расчетам экспертов, потребление самогона (40°
крепости) в начале 80-х годов составляло не менее 5 литров на душу
населения в год.
Вторая волна, захлестнувшая Россию спиртными напитками
домашней выработки, прокатилась в годы широкомасштабной антиалкогольной
кампании 1985-1988 годов. Мощным толчком для самогоноварения послужило
чрезмерно резкое сокращение объемов производства и продажи винно-водочных
изделий. Их реализация на душу населения в России за эти годы сократилась
с 10,4 до 3,8 литров абсолютного алкоголя или в 2,7 раза, что при
сохранении у населения прежнего спроса на них привело к образованию
огромного дефицита спиртных напитков, а это, в свою очередь, вызвало
массовое распространение самогоноварения, в том числе на территориях,
где раньше данное явление было малозаметным.
О размерах самогоноварения в эти годы можно судить по
следующим статистическим данным: в 1988 году было привлечено к ответственности
за самогоноварение 572 тысячи человек, что в 5,7 раза превышало
показатели 1985 года. (При этом к ответственности, по оценкам экспертов,
привлекалась лишь незначительная часть самогонщиков - всего 15-20%5).
Что касается объемов изготавливаемого самогона, то они составили,
по расчетным показателям Госкомстата СССР, примерно 8 литров на
душу населения или 3,2 литра в пересчете на абсолютный алкоголь.
Особенностью самогонопотребления в этот период явилось
то, что данное явление охватило практически все социальные группы
и слои населения. Социологическое исследование, проведенное под
руководством автора в 1988 году в ряде регионов России, выявило:
в среднем у 68% опрошенных работников сельского хозяйства, у 45%
рабочих промышленных предприятий и у 24% представителей интеллигенции
в их ближайшем окружении часто или периодически употреблялись спиртные
напитки домашней выработки.
Особенности переходного кризисного периода в политическом,
социально-экономическом развитии России (90-е годы) наложили заметный
отпечаток и на характер, размеры изготовления и потребления спиртных
напитков домашней выработки, и на степень его распространенности
среди различных групп населения. Отказ от государственной монополии
на производство и продажу алкогольной продукции (январь 1992 года)
и отмена в связи с этим в 1996 году уголовной и административной
ответственности за изготовление спиртных напитков в домашних условиях
без цели сбыта, с одной стороны, резкое ухудшение условий жизни,
обнищание значительной части населения, особенно сельских жителей,
вынужденных прибегать к изготовлению самогона для удовлетворения
спроса на алкоголь, - с другой, способствовали дальнейшему распространению
самогоноварения. В ходе проведенного Научного-исследовательским
институтом МВД России в 1999 году в 6 регионах страны массового
опроса населения (всего было опрошено около 1600 человек - представителей
разных социальных групп населения) зафиксировано: в среднем каждый
второй опрошенный, а среди сельских жителей каждые трое из четырех
отметили либо наличие на территории их проживания массового самогоноварения,
либо наблюдаемую ныне тенденцию его роста.
Результаты массовых опросов были подтверждены оценкой
ситуации экспертами из числа работников, чьи профессиональные обязанности
непосредственно связаны с решением проблем алкоголизации. Так, большинство
из опрошенных нами экспертов ряда областей России - Брянской, Орловской,
Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Омской (всего 120 человек) -
считает, что в настоящее время в среднем 2/3 жителей села (от 60
до 70%) употребляют в основном самогон.
Однако общая картина с самогоноварением еще не дает
ясного представления о модели потребления самогона, включающей частоту,
интенсивность, условия и мотивы данного вида потребления алкоголя
как в целом среди населения, так и среди людей, различающихся по
полу, возрасту, социальному статусу и т.д. Поэтому другим условием
более правильной оценки распространенной ныне модели потребления
некоммерческого алкоголя является не только обязательный учет сформировавшейся
в прошлом питейной культуры, но и особенностей ее проявления в современных
условиях.
Предварительно отметим, что в силу разных причин объективного
и субъективного плана роль "питейной" культуры, в том
числе его важной составной части - самогонопотребления, в обострении
алкогольной ситуации в России за последние 15-20 лет заметно возросла.
Это подтверждают и результаты проведенного международного сравнительного
изучения моделей потребления некоммерческого алкоголя.
В соответствии с разработанной Международным центром
алкогольной политики (США) программой, объектом сравнительного исследования
выбраны 75 типичных сельских семей, проживающих в 3-х типичных областях
России - Воронежской, Нижегородской и Омской, расположенных в разных
экономических и природно-климатических зонах6. Таким образом, в
ходе исследования впервые в стране была получена социологическая
информация, характеризующая особенности потребления алкоголя среди
сельского населения и прежде всего самогона, его место в бытовой
культуре сельских жителей. Обследование семей состояло из двух этапов.
Вначале все взрослые (старше 16 лет) члены семей были опрошены по
специальной анкете, включающей вопросы относительно пола, возраста,
образования, социального статуса, а также отношения респондентов
к потреблению алкоголя вообще и самогона в частности. Затем каждым
взрослым членом семьи заполнялся специальный бланк для накопления
информации о количестве и видах выпитого алкоголя в фиксированные
промежутки времени (последние четыре дня второй и четвертой недели
каждого месяца) на протяжении четырех месяцев (февраль-май 2001
года). Таким образом, общее количество времени заполнения бланков
составило 32 дня. Заполнение бланков проходило под наблюдением 15
ассистентов, отобранных из числа научных сотрудников органов внутренних
дел, врачей и социальных работников. Каждый ассистент проводил работу
в отдельном населенном пункте с пятью отобранными для исследования
семьями.
Всего обследование охватило 210 человек, в том числе
в возрасте до 30 лет - около 20%; 30-49 лет - 34%; 50-59 лет - 22%,
60 лет и старше - больше 24%. По основному занятию респонденты распределились
следующим образом: работающие - 49,5%, пенсионеры - 33,3%, временно
не работающие - 10,5%, учащиеся - 6,7%. Анализ данных анкетного
опроса и накопленной за 4 месяца первичной информации о структуре,
частоте и объемах потребления спиртного, а также мотивах, поводах,
обстановке распития алкоголя позволил выделить следующие результаты
исследования.
1. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о нарастающем
характере самогоноварения в сельской местности. В структуре алкоголепотребления
среди сельских жителей за последние годы происходят изменения в
сторону заметного увеличения в ней доли самогона. В частности, выяснилось,
что во всех трех областях подавляющее большинство лиц, подвергнутых
обследованию (до 80%), в потреблении алкоголя предпочитают в основном
самогон, от 32 до 48% наряду с самогоном периодически потребляют
водку и 10-15% - вино, брагу и другие домашние напитки. Последующий
анализ данных о количестве потребляемого алкоголя показал, что в
его структуре самогона оказалось в 4,8 раза больше, чем водки. Для
сравнения: в период наиболее массового распространения самогоноварения
в стране (20-е годы XX века) соотношение между самогоном и водкой
в алкоголепотреблении, как уже отмечалось, равнялось 4,1:1. Но если
в тот период массовое изготовление и потребление самогона было следствием
огромного дефицита водки в условиях "сухого" закона 1914-1925
годов, то истоки нынешнего всплеска самогоноварения имеют совсем
иной характер, связаны больше с экономическими и правовыми аспектами
государственной политики в сфере производства и реализации алкогольной
продукции.
Как показали анкетные опросы, при изобилии водки, реализуемой
через розничную торговлю, почти две трети респондентов свое предпочтение
самогону объясняют главным образом тем, что официальная водка слишком
дорога и при нынешнем их бедственном материальном положении у них
часто просто не хватает денег на ее покупку. Выяснилось, что из
данной категории людей от 60 до 70% предпочитают покупать самогон,
цена которого (15-20 рублей за поллитровку), в среднем в 2-2,5 раза
ниже стоимости водки в розничной торговле (40-50 рублей). Остальные
(30-40%) изготавливают самогон сами. В качестве сырья для изготовления
самогона во всех трех областях в подавляющем большинстве случаев
(90-95%) используется сахар. С учетом стоимости сахара (14-15 рублей
за кг) изготовление самогона для его производителя обходится в среднем
в 8-10 рублей за 0,5 литра, что в 4-5 раз дешевле стоимости официально
реализуемой водки.
Чуть менее значительной (55%) оказалась группа респондентов,
увязывающая свое предпочтение самогону с риском возможного отравления
фальсифицированной водкой, что, к сожалению, за последнее время
получило весьма широкое распространение. (Количество смертельных
отравлений алкоголем в стране за последние 10 лет минувшего века
составило свыше 335 тысяч человек). Уверенность респондентов в том,
что изготавливаемый в домашних условиях самогон по качеству лучше,
чем водка, а потому менее опасен для здоровья людей, в какой-то
мере подтвердилось результатами проведенной в ходе исследования
лабораторной проверки его качества. Только 15% проверенного самогона
оказалось с низким качеством, высокой токсичностью. Сразу следует
оговориться, что в целом удовлетворительные показатели качества
самогона относятся к тем напиткам, которые были изготовлены для
личного потребления или для продажи хорошо знакомым. В тех же случаях,
когда самогон изготовляется для сбыта его на общем рынке, т.е. незнакомым
людям, качество его часто бывает низким, разбавленным с целью усиления
его "убойного" воздействия различными вредными примесями
типа димедрола и т.п.
2. Для большинства обследованных характерна повышенная
интенсивность алкоголизации и по частоте потребления и по объемам
потребляемого алкоголя. Наблюдаемая ситуация приближается к состоянию
бытового пьянства или начальной стадии алкоголизма. Анализ данных
о частоте, мотивах и динамике потребления показывает, что алкоголепотребление
в сельской местности в настоящее время носит фактически повседневный,
неупорядоченный характер. Половина обследованных прибегает к алкоголю
не реже 4-х раз в неделю (65% мужчин и 23% женщин), более чем каждый
четвертый (27%) 2-3 раза в неделю, и только каждый пятый - 2-4 раза
в месяц. Особо следует отметить возросшую частоту потребления алкоголя
женщинами - 59% из них прибегают к алкоголю не реже 2-х раз в неделю,
показатель - еще 50-60 лет назад мало характерный для женщин России.
Характерной также оказалась зависимость частоты потребления
спиртного в зависимости от возраста (таблица 1). У лиц старших возрастных
групп частота потребления спиртного заметно выше, чем у людей молодого
возраста. Если среди молодых людей (в возрасте до 30 лет) 4 раза
и чаще потребляют спиртное 28% обследованных, то в возрастной группе
30-49 лет - 60%, а среди лиц старше 50 лет - уже 65%. С возрастом
заметно меняется и отношение людей к различным видам спиртного.
Если частота потребления самогона по мере увеличения возраста заметно
нарастает, то случаи потребления водки, наоборот, значительно уменьшаются.
В группе пожилых людей их в 2 раза меньше, чем в возрастной группе
30-49 лет. В результате, доля самогона в общем потреблении алкоголя
с возрастом увеличивается. Так, в возрастной группе до 30 лет она
превышает долю водки в 2,6 раза, в группе 30-49 лет - в 3,2, а среди
лиц, старше 50 лет - уже в 9 раз.
Таблица 1. Частота потребления спиртного в зависимости
от возраста (в % к исследуемым данной возрастной группы)
Возраст
|
Не чаще одного раза в месяц
|
2-4 раза в месяц
|
2-3 раза в неделю
|
4 раза и больше в неделю
|
Всего
|
До 20 лет
|
–
|
33
|
67
|
–
|
100
|
20–29
|
–
|
28
|
44
|
28
|
100
|
30–49
|
–
|
25
|
15
|
60
|
100
|
50 и старше
|
3,1
|
14,2
|
17,6
|
65,2
|
100
|
Все возрасты
|
2
|
21
|
27
|
50
|
100
|
О том, что потребление алкоголя стало носить более частый,
менее упорядоченный характер, можно судить и по мотивам, побуждающим
людей прибегать к алкоголю. У большинства респондентов потребление
спиртного связано с такими традиционными поводами, как праздники
или знаменательные события в семье (от 74 до 79%), встреча с родными,
близкими (от 50 до 75%), а также по случаю выходных дней (от 29
до 37%). Вместе с тем в качестве поводов для распития спиртного
довольно часто используются совсем незначительные, случайные события,
например, встреча со знакомыми, а от 24% до 39% обследованных пьют
по существу без какого-либо повода - просто захотелось выпить.
Это свидетельствует о том, что распитие спиртного для
многих (для 45% мужчин и 3% женщин) стало привычным делом, неотъемлемым
атрибутом повседневного образа жизни или же отражает уже сформировавшуюся
у них зависимость от алкоголя.
3. Частота потребления спиртного сама по себе
еще не определяет уровень и интенсивность алкоголизации населения,
степень опасности ее последствий для пьющих и для общества в целом.
При утвердившейся в большинстве стран Европы и Северной Америки
питейной культуре регулярное потребление алкоголя малой концентрации
чаще всего не приводит к массовому пьянству и алкоголизму. Алкоголепотребление
чревато более серьезными негативными последствиями в том случае,
если при этом потребляются преимущественно неразбавленные крепкие
спиртные напитки и в большом объеме, что характерно для "питейной"
культуры в России. Наши исследования показали, что сельские жители
потребляют спиртное не только часто, но и много.
Анализ суммарного объема потребления самогона и водки,
зафиксированного в бланках наблюдения всеми 210 участниками обследования
за 4 месяца, позволил составить как общую характеристику алкоголепотребления,
в том числе по каждой области, так и картину потребления по видам
алкогольных напитков (таблица 2). Участники обследования за 8 дней
каждого месяца, т.е. за время наблюдения, потребляли в среднем по
1,6 литра спиртного 40°, в том числе 1363 грамма самогона и 281
грамм водки. С учетом всех 4-х недель и всех дней недели каждым
участником обследования по расчетным показателям ежемесячно потреблялось
спиртного в среднем 3,6 литра, в том числе самогона 3 литра и водки
0,62 литра, или в расчете на год 43,4 литра спиртного, в т.ч. 36,0
литра самогона и 7,4 литра водки.
Таблица 2. Потребление спиртного участниками обследования
за две недели (в граммах в среднем на каждого человека)
Области
|
Всего алкоголя
|
В том числе
|
Самогона
|
Водки
|
В среднем по всем областям
|
1644
|
1363
|
281
|
Воронежская
|
1911
|
1586
|
325
|
Нижегородская
|
1256
|
1032
|
224
|
Омская
|
1768
|
1472
|
296
|
В пересчете на абсолютный алкоголь каждый обследованный
сельский житель потребляет 17,3 литра, в том числе 14,4 литра самогона
и 2,9 литра водки. А с учетом всех возрастных групп, включая детей
и подростков до 18 лет, - соответственно (16 литров а.а., в том
числе самогона - 13,2, водки - 2,7 литра)7. Самыми пьющими (20,1
литра чистого спирта на человека) оказались обследуемые из Воронежской
области (против 18,6 литров в Омской области и 15,0 литров в Нижегородской).
В Воронежской области - производителе сахарной свеклы всегда с давних
времен и в разные периоды алкогольной политики государства изготовление
и потребление самогона имело весьма широкое распространение, и ныне,
среди обследуемых его доля в общем потреблении алкоголя составляет
почти 83%.
Минимальными по объему потребляемого самогона оказались
показатели среди обследуемых Нижегородской области, что можно объяснить
тем, что в области широкое распространение самогоноварения приобрело
сравнительно недавно, особенно в период антиалкогольной кампании
1985-1988 годов, когда оно распространилось на многие территории
страны, ранее мало или почти не занимавшиеся изготовлением самогона.
Описанная ситуация в обследуемых областях свидетельствует о том,
что ранее сложившиеся традиции в изготовлении и потреблении самогона
и ныне выступают в роли значимого фактора широкого распространения
самогоноварения.
Разумеется, не все группы сельского населения в равной
мере столь интенсивно потребляют спиртное. Более детальное изучение
характера отношения этих групп к алкоголю показывает, что уровень
потребления спиртного и особенно самогона значительно различается
в зависимости от пола и социального статуса респондентов. Так, в
группе пенсионеров количество потребляемого самогона превышает потребление
водки: среди мужчин - в 15,4 раза, среди женщин - в 6,1 раза; в
группе рабочих: среди мужчин - в 6,8 раза, среди женщин - в 2,9
раза; в группе служащих: среди мужчин - в 1,5 раз, среди женщин
- наоборот больше потребления водки; в группе временно неработающих:
среди мужчин в 9,1 раза, среди женщин - в 3,6 раза.
4. Весьма специфичными в характеристике модели
алкоголепотребления среди сельского населения являются такие ее
черты, как характер компании, повод, место и время распития спиртных
напитков. Специфика условий жизни, быта и труда жителей российской
деревни, широкая распространенность в сельской местности многочисленных
питейных традиций и обычаев наложили своеобразный отпечаток на характер
и уровень алкоголепотребления здесь. Неразвитость в селах России
сферы общественного питания, отсутствие, как правило, питейных заведений
(кафе, пивных баров и т.п.) в значительной мере предопределили ситуацию,
в которой потребление спиртного, по оценкам респондентов, происходит
в основном либо дома (в 62-71%), либо у знакомых (в 45-60%). И только
в 13-16% случаев распитие спиртного проходило на улице, в общественном
месте. При этом понятие "общественное место" сельскими
жителями обычно воспринимается весьма расширительно, включая помимо
культурно-бытовой сферы и сферу производства. Выяснилось, что чем
старше люди, тем чаще они предпочитают пить спиртное дома и реже
у знакомых. Например, у пенсионеров в 70-80% случаев потребление
алкоголя проходит в домашних условиях. И, наоборот, лица в возрасте
до 30 лет чаще, чем другие распивают спиртное на улице или в общественном
месте. Женщины, почти в 2,5 раза реже, чем мужчины употребляли спиртное
в общественных местах.
Большинство опрошенных (около 2/3) обычно выпивают с друзьями и
знакомыми. Распитие спиртного в одиночку среди жителей села - явление
довольно редкое (от 5% до 13%). Среди пенсионеров этот показатель
равен 14%, а среди работающих - 8%. Женщины в одиночку практически
не пьют (в среднем около 2%). Что касается времени потребления спиртного,
то как выяснилось основная масса респондентов (около 64%) потребляла
спиртное в вечернее время. В то же время весьма значительна (37%)
доля тех, чье потребление спиртного приходится на дневное время.
То, что больше половины пенсионеров (55%) начинает распивать спиртное
в обеденные часы, - явление вполне обычное. Но у многих вызывает
озабоченность, что большинство молодых людей (54%) употребляет алкоголь
в это время, как и то, что значительная часть работающих (41%) также
выпивает в обеденный перерыв.
5. Важным показателем в характеристике модели
потребления самогона является степень распространенности возникающих
при этом проблем. Опасаясь компрометации, больше половины участников
обследования не ответили на вопрос анкеты о наличии у них проблем,
связанных с выпивкой. Подобная неискренность больше относится к
лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Им, как правило, присуща
склонность к переоценке своих способностей на выносливость от приема
больших доз алкоголя. По этой причине многие из них, заполняя анкету,
отрицали факты тяжелого опьянения и возникновения у них в связи
с этим каких-либо проблем. Среди же ответивших на вопросы анкеты
к проблемам, возникающим в связи с неумеренным потреблением спиртного,
почти 2/3 ответивших относят состояние тяжелого похмелья после выпивки;
45% - обострение отношений в семье; 27% - утрату памяти, нарушение
равновесия при ходьбе и получение травм при падении; 15% - скандалы,
драки с другими участниками выпивки; до 10% - проблемы на работе.
Следует признать, что полученные ответы с учетом деликатности
рассматриваемого вопроса, конечно, далеко не полностью и не совсем
адекватно отражают реальную картину. Однако ее можно существенно
дополнить, используя оценки экспертов и данные статистики, что и
было сделано организаторами исследования во всех трех областях.
Так, по криминальной статистике и мнению экспертов из числа сотрудников
правоохранительных органов, от 27 до 30% всех преступлений совершается
в состоянии алкогольного опьянения. По отдельным видам преступлений,
прежде всего тяжким насильственным преступлениям против жизни и
здоровья людей, совершенным в быту, этот показатель намного выше
(от 60 до 65%). При этом на территориях с массовым самогоноварением
показатели "пьяной" преступности в бытовой сфере еще выше
и достигают 70-75%.
Суммируя содержание результатов сравнительного исследования,
а также ранее проведенных нами социологических опросов, можно сделать
следующие наиболее общие выводы по состоянию алкогольной ситуации
в сельской местности.
- В культуре потребления спиртных напитков среди сельского
населения за последние 1,5-2 десятилетия произошли существенные
изменения: а) гораздо более интенсивным и по частоте и по объемам
стало потребление алкоголя; б) оно приобретает все менее контролируемый,
повседневный характер, что обычно порождает повышенные темпы роста
массового пьянства и алкогольных заболеваний; в) возрастает алкоголизация
практически всех групп сельского населения, особенно женщин.
- Среди причин резкого обострения алкогольной ситуации
наряду с социальной дезорганизацией, массовым обнищанием сельского
населения, вызванными непродуманными социально-экономическими
реформами 90-х гг., особое место занимает государственная алкогольная
политика, которая по своей экономической и правовой направленности
действий явно не отвечает интересам стабилизации алкогольной обстановки,
а нередко и способствует ее обострению. Если на предыдущих этапах
исторического развития России алкогольная политика государства
своими мерами объективно формировала наиболее грубую культуру
потребления алкоголя, то нынешняя политика в этой сфере своей
непродуманностью, явным игнорированием интересов физического здоровья
и безопасности людей спровоцировала массовое нелегальное производство
спиртного, вызвала к жизни невиданный ранее наплыв на алкогольный
рынок фальсифицированной, "паленой" водки, а вместе
с этим и многократное увеличение смертельных отравлений от алкоголя.
Все это породило в массовом сознании устойчивые побуждения к изготовлению
спиртных напитков в домашних условиях как альтернативы, обеспечивающей
безопасность их жизни.
- Помимо утраты государством способности эффективно
контролировать качество алкогольной продукции, еще более неблагополучное
воздействие на ситуацию с самогоноварением оказало и оказывает
ценовая и налоговая политика государства в сфере производства
и реализации алкогольной продукции. Чрезмерно высокие цены на
спиртные напитки, реализуемые в розничной торговле, в условиях
резкого ухудшения материальных условий жизни сельского населения,
а также отмена правовых санкций за производство и продажу самогона,
представляют собой наиболее сильный фактор, побуждающий прибегать
к потреблению дешевых напитков, изготавливаемых в домашних условиях.
- В условиях неразвитости или отсутствия в сельской
местности сферы бытовых услуг (заготовка кормов и топлива, вспашка
земельных участков, ремонт жилищ и усадеб, мелкий ремонт по дому
и т.п.), в которых особенно нуждаются люди пожилого, преклонного
возраста, самогон для многих жителей села выступает в качестве
своеобразной валюты, посредством которой они рассчитываются за
многие бытовые услуги, а также удовлетворяют целый ряд других
насущных потребностей (покупка продуктов первой необходимости
и т.п.).
- Фактическое упразднение государственного контроля
за соблюдением правовых норм в сфере изготовления самогона, сведение
на нет за последнее десятилетие профилактико-воспитательной работы
среди населения, не только способствовали росту изготовления и
потребления самогона, но и породили пассивность, нежелание большинства
сельского населения содействовать правоохранительным органам в
выявлении и пресечении кустарного изготовления и сбыта алкогольной
продукции.
- Все большая распространенность потребления самогона
в сельской местности представляет для российского общества вполне
реальную опасность в плане вероятности массового спаивания сельского
населения, его физической деградации, утраты им необходимой трудоспособности.
Подобная ситуация диктует необходимость разработки и реализации
широкой научно обоснованной комплексной программы по сдерживанию
и уменьшению масштабов пьянства и алкоголизма на селе и проведению
иной алкогольной политики государства.
1 - В статье излагается краткое содержание доклада
автора на Международной конференции "Итоги сравнительного исследования
моделей потребления некоммерческого алкоголя" (Москва, 10-11
апреля 2002 г.).
2 - Лабораторный анализ 92 образцов самогона выявил
его среднюю крепость=41,5?
3 - Алкоголизм в современной деревне. М., 1929,
с.31.
4 - Революция и культура. 1930. № 13-14. С.46
5 - Данные статистики органов внутренних дел.
6 - Выбранные на добровольной основе семьи за определенное
материальное вознаграждение представляли исследователям необходимую
информацию.
7 - Среди населения России душевое потребление в
2001 году составило 13-14 литров абсолютного алкоголя.
|