Rambler's Top100

№ 99 - 100
3 - 16 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Эхо переписи 

Переписчики подсунули президенту не тот бланк?

Госдума недовольна результатами переписи

Эту бы перепись взять да отменить

Родной язык и злые языки

Эту бы перепись взять да отменить

В одном из телевизионных сюжетов, связанном с уже давно прошедшей переписью населения, был показан Президент Владимир Путин, который давал ответы на вопросы переписчика. И когда прозвучал вопрос о родном языке главы государства, Владимир Путин ответил: русский. Казалось бы, обыкновенная, рядовая ситуация. Но, как оказалось, все далеко не так просто. Поскольку выяснилось, что у остальных россиян их родным языком не интересовались. Почему Госкомстат произвольно изменил формы бланков переписных листов, провел важнейшее государственное мероприятие с нарушением законодательства? Это и послужило поводом для того, чтобы по инициативе депутата Фандаса Сафиуллина пригласить в палату председателя Госкомстата Владимира Соколина и детально разобраться. И надо сказать, что разговор шел на довольно высоких тонах.
- Действительно, следует признать, что мы допустили определенную, я бы сказал бюрократическую неточность, не проследив внимательно, какой из бланков "к" и "д" был опубликован в законодательном сборнике Российской Федерации, - заявил глава Госкомстата Владимир Соколин после того, как довольно подробно рассказал о проведенной в прошлом году переписи населения. По его признанию, это мероприятие не из простых. Прежде всего пришлось мобилизовать на его реализацию свыше 600 тысяч человек. В ходе переписи были охвачены свыше 145 миллионов человек при расчетной величине в 143 миллиона.
- К сожалению, мы пока не можем назвать других цифр. Первые из них, раскрывающие численность населения в регионах, будут в начале апреля, - констатировал глава Госкомстата.
В ходе переписи около семи процентов населения непосредственно не отвечали на вопросы переписчиков, поэтому пришлось получать сведения от близких, родственников, в ЖЭКах, паспортных столах. "Была проведена перепись и в Чечне, - отметил Владимир Соколин. - Она прошла в течение двух дней по специальному графику. В ходе ее не отмечено ни одного криминального случая".
Разъясняя же допущенную оплошность, Владимир Соколин пояснил, что между 29 апреля и 20 мая ряд специалистов при согласовании с Госкомстатом внесли изменение в один из пунктов переписных листов, где шла речь о знании иных языков. Но в дальнейшем никто не удосужился проследить, какой же вариант нужно опубликовать. В итоге появился первоначальный вариант, а не тот, который впоследствии был согласован правительством, Администрацией Президента и специалистами.
Но с таким пространным объяснением прежде всего был не согласен инициатор обсуждения вопроса депутат Фандас Сафиуллин. По его мнению, налицо факт внесения изменений в бланки переписных листов после утверждения их правительством, грубо нарушена одна из статей Закона "О Всероссийской переписи населения".
- Вроде бы и войны в Чечне не было, и 100 тысяч жителей не убили, и сотни тысяч беженцев нет. Поделитесь опытом, как надо вести перепись, чтобы в Чечне было больше населения, чем до военных действий, - попросил главу Госкомстата депутат Юрий Никифоренко.
Объясняя этот феномен, Владимир Соколин напомнил, что еще во время последней советской переписи на территории Чеченской Республики было около миллиона жителей. После распада Союза сюда приехало немало людей из других республик. Ко всему прочему, на протяжении последних лет в Чечне наблюдается самый высокий уровень рождаемости. "Если по стране коэффициент семейственности чуть больше двух человек, то там - 4,5-5 человек", - приводил он объяснения того, почему в Чечне насчитывается более миллиона жителей.
А вот не только депутат, но и этносоциолог Флюра Зиятдинова считает, что еще первоначально методика подготовки документов к переписи не соответствовала научным требованиям. А значит, данные не несут в себе достоверную информацию. Хотя бы потому, что лично она и все члены ее семьи не были переписаны, хотя все они специально никуда не выходили из своей квартиры три дня.
Но руководитель Госкомстата не согласился с такими выводами, заявив, что, хотя переписчики и не общались с депутатом и членами ее семьи, как граждане они попали в статистику. Правда, без данных о национальной принадлежности, образовательного уровня и другого прочего.
Словом, вопросы были довольно острыми. И незыблемой оставалась позиция депутата Фандаса Сафиуллина.
- То, что произошло с переписными листами, можно определить следующим образом: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. То есть так в Уголовном кодексе излагается содержание статьи 286 "Превышение должностных полномочий", - четко рубил фразы парламентарий, считающий, что если всеми органами власти, в том числе и правоохранительными, не будут предприняты меры по расследованию и анализу происшедшего, наказанию виновных, то до основания будет стерт и без того невысокий нравственный порог, препятствующий открытой фальсификации любых итогов. А в принципе, убежден Фандас Сафиуллин, перепись, проведенная с такими, по его мнению, нарушениями должна быть признана недействительной. Но депутатам не под силу принять такое решение. Поэтому, как считает парламентарий, это должен сделать Президент страны.

"Парламентская газета" 23 января 2003 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most