Rambler's Top100

№ 99 - 100
3 - 16 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Пространство российской урбанизации

Иностранные студенты в России

Гендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования

Дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест

Англо-французское двуязычие в современной Канаде

Иностранные студенты в России

Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев

(Полностью материал "Состав иностранных студентов, обучающихся в России" опубликован в книге "Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ)". М., Центр социального прогнозирования. 2002, с. 29-42)

В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации после распада СССР произошли определенные изменения. Они касались мотивов приезда на учебу в Россию иностранных студентов, источников информации о российских вузах, степени удовлетворенности качеством получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским дипломом.

Согласно статистическим данным Минобразования РФ, специализация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, следующая (см. таблицу 1).

Таблица 1. Специальности, по которым обучаются иностранные студенты, стажеры, аспиранты в вузах различных городов (регионов) России, %

Специальности

Вузы

Москвы

Санкт-Петербурга

Других городов Европейской части России

Поволжья и Северного Кавказа

Урала, Сибири и Дальнего Востока

Инженер

25,9

18,9

29,2

2,5

14,1

Врач

3,5

8,1

33,3

42,5

9,4

Культура (библиотечное дело, журналистика, дизайн и т.п.)

4,7

0

1,4

5

0

Менеджер

23,5

8,1

5,6

7,5

9,4

Педагог

1,2

0

1,4

0

0

Аграрий

3,5

5,4

2,8

0

0

Юрист

0

0

2,8

5

9,4

Программист

4,7

2,7

2,8

0

1,6

Экономист

14,1

21,6

6,9

2,5

15,6

Строитель, архитектор

2,4

21,6

0

0

0

Физик, химик, математик

8,2

0

2,8

10

4,7

Гуманитарные специальности

8,3

13,6

11

25

35,8

Итого

100

100

100

100

100

Согласно ведомственной статистике Министерства образования РФ, профессию инженера иностранные студенты предпочитают получать в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Европейской части России; профессии врача они осваивают прежде всего в Европейской части страны. Изучение гуманитарных специальностей осуществляется в основном в региональных вузах, а профессии менеджера, экономиста - наоборот, приобретаются в столичных вузах.

В советский период отечественная высшая школа готовила, и в целом достаточно успешно, иностранные кадры специалистов для развивающихся стран (почти 9/10 иностранных студентов составляли выходцы из Азии, Африки и Латинской Америки), а также для стран Восточной Европы. Однако после распада СССР их число резко уменьшилось (к 1993 году в вузах России осталось всего 32 тысячи студентов из стран т.н. дальнего зарубежья). Одновременно значительно сократилась и численность граждан стран СНГ, начавших свое обучение в советских, ставших затем российскими, вузах и автоматически попавших в категорию иностранных студентов (см. таблицу 2).

Таблица 2. Динамика численного состава студентов из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 1990-е годы, тысяч человек

Страны

Годы

1992/93

1993/94

1994/95

1995/96

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

103,9

66,8

80,8

51,8

58,7

37,6

39,8

27,1

   В том числе из

Азербайджана

5,8

3,2

4

2,3

2,6

1,5

1,7

1

Армении

5,6

2,3

3,6

1,6

2,2

1,3

1,7

1

Белоруссии

9,3

5,3

8

3,9

6

2,8

4,4

1,9

Грузии

11,4

5,4

7,5

4,1

4,9

2,9

3,1

1,7

Казахстана

22

15,1

19

13

14,3

10,4

11,6

8,9

Киргизии

4,8

3,8

3,5

2,9

2,5

2,1

1,7

1,5

Молдавии

2,5

1,6

2,3

1,5

2

1,1

1,5

0,9

Таджикистана

2,6

2

2,1

1,7

1,3

1,1

0,7

0,6

Туркмении

1,9

1,4

1,6

1,2

1

0,7

0,7

0,5

Узбекистана

8,1

6,6

6

5

4,5

3,7

3,2

2,7

Украины

29,9

19,9

23,2

14,6

17,4

10

9,5

6,4

Окончание таблицы 2

Страны

Годы

1997/98

1998/99

1999/2000

2000/2001

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

В т.ч. на дневных отделениях

Всего

30,7

19,4

28,5

18,3

32

18,6

34,5

19,9

   В том числе из

Азербайджана

1

0,5

1

0,4

1

0,4

1,2

0,5

Армении

1,1

0,9

0,9

0,7

0,8

0,7

1

0,6

Белоруссии

3,1

1,1

3,3

0,9

4,2

0,9

3,4

0,9

Грузии

1,4

1

1,2

0,9

0,8

0,7

0,8

0,7

Казахстана

10,7

8,2

11,5

8,7

13,6

10,1

16,7

11,8

Киргизии

1,2

0,9

0,7

0,7

1

0,6

1,2

0,5

Молдавии

1,6

0,6

1,5

0,6

2,6

0,5

1,1

0,5

Таджикистана

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,1

0,4

0,2

Туркмении

0,3

0,3

0,3

0,2

0,3

0,2

0,5

0,4

Узбекистана

2,3

1,8

2,8

1,5

2,8

1,4

3,3

1,1

Украины

4,7

3,9

5

3,5

4,7

3

4,9

2,7

Национально-этнический состав иностранных студентов, обучающихся сегодня в вузах различных городов (регионов) Российской федерации, согласно данным опроса1, следующий (см. таблицу 3).

Таблица 3. Распределение иностранных студентов в 2001 году по российским вузам, расположенным в различных городах (регионах) Российской Федерации, %

Страны, из которых приехали на учебу в российские вузы иностранные студенты

Вузы

Москвы

Санкт-Петербурга

Других городов Европейской части России

Поволжья и Северного Кавказа

Урала, Сибири и Дальнего Востока

Украина

3,5

2,7

4,2

0

3,1

Белоруссия

3,5

2,7

4,2

5

0

Молдавия

2,4

2,7

1,4

0

1,6

Страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия)

3,5

2,7

4,2

2,5

3,1

Бывшие среднеазиатские республики СССР (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан)

4,7

13,5

2,8

5

9,4

Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония)

0

2,7

0

0

0,7

Бывшие социалистические страны Восточной Европы

2,4

5,4

4,2

0

9,4

Страны Западной Европы, США, Канада, Япония

5,9

0

1,4

30

14,1

Страны Ближнего Востока и Северной Африки

4,7

29,7

22,2

5

17,2

Китай

7,1

8,1

11,1

5

18,8

Другие страны Азии

24,7

5,4

4,2

15

18,8

Страны Латинской Америки

4,7

0

0

0

1,3

Страны Африки к югу от Сахары

32,9

24,4

40,1

32,5

2,5

Итого

100

100

100

100

100

Особого внимания заслуживает новая тенденция в изменении национального состава иностранных студентов из стран ближнего зарубежья - на протяжении 90-х годов среди них неуклонно росла доля этнических русских. Это связано с усиливающимся "выдавливанием" русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии, переходом системы образования в бывших советских республиках на национальный язык обучения. Например, в Туркменистане русским выпускникам туркменских школ, которые пожелают в 2002 году поступить в местные вузы (срок обучения в которых - два года, и еще два года - практика на производстве), предстоит, помимо обычных собеседований и экзаменов, ответить и на вопросы по 400-страничной "Рухнаме" (Книги Мудрости), написанной президентом Сапармуратом Ниязовым и изданной только на туркменском языке. А это из русских абитуриентов мало кто сможет сделать, ибо туркменскому языку в школах учат весьма посредственно2. Поэтому не случайно, что более половины абитуриентов из стран СНГ и Балтии поступают в российские вузы с намерением после завершения учебы остаться в России на постоянное жительство. Таким образом, подготовка в России национальных кадров для стран СНГ в действительности превращается в частичный реэкспорт специалистов интеллектуального труда. Кстати, это характерно и для экономически развитых стран. Приглашая по грантам на учебу граждан России, стран СНГ, иных экономически менее развитых государств, страны-реципиенты стремятся в последующем трудоустроить наиболее талантливых иностранных выпускников у себя.

Процесс сокращения количества студентов из стран дальнего зарубежья в российских вузах, достигнув "критической точки" в 1993 году, остановился, и уже с 1994/95 учебного года начался заметный количественный рост приема иностранцев на учебу в Россию. Число иностранных учащихся достигло своего максимума (68901 студент) в 1997 году, после чего, под влиянием финансового кризиса 1998 года, оно стало медленно, но неуклонно снижаться. И лишь в 2001 году количественный рост числа студентов из дальнего зарубежья возобновился (таблица 4).

Таблица 4. Изменение численности иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в российских вузах в 1991-2001 годах

Годы

Численность иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, человек

В % к 1991 г.

1991

39301

100

1992

35137

89,4

1993

32397

82,4

1994

38031

96,8

1995

44441

113,1

1996

56166

142,9

1997

68019

173,1

1998

57645

146,7

1999

56623

144,1

2000

54520

138,7

2001

61426

156,3

Источник: Данные Минобразования России

В последние два года наметилась также тенденция организованного привлечения в российские вузы, преимущественно иностранными посредниками, детей бывших граждан СССР, ныне проживающих в экономически развитых странах. Эту категорию иностранцев отличает от большинства иностранных студентов хорошее знание русского языка, что немаловажно для успешной учебы в российском вузе. По нашему мнению, в ближайшие годы эта тенденция будет усиливаться, в том числе и потому, что обучение в России дешевле, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в российских вузах традиционно лучше подготовка по фундаментальным дисциплинам, а профессию можно "доучить", возвратившись в свои страны, что в итоге обойдется значительно дешевле.

Характерно, что если в начале 90-х годов более половины иностранных студентов были выходцами из стран СНГ и Балтии, то в 2001 году соотношение студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья в российских вузах оказалось в пользу последних: из общего количества иностранных студентов (95957 человек) более 3/5 составляли выходцы из стран дальнего зарубежья и около 2/6 из ближнего (рисунок 1).

Рисунок 1. Региональный состав иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в 2001 году, %
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2001, с. 236.

Как видно на рисунке 1, среди иностранных учащихся доминируют выходцы из стран Азии, Африки и Ближнего Востока (в целом 49,8%), на втором месте по удельному весу - студенты из республик бывшего СССР (37,1%). Представители европейских стран, а также США, Канады, Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии составляют в целом немногим более 10% контингента иностранных учащихся (12,5%).

По данным наших исследований, в составе иностранных граждан, прибывших на учебу в Россию, растет доля выходцев из Китая. Так, если в 1994 году среди иностранных студентов (без учета стран СНГ и Балтии) было 6,2% граждан Китая, то в 2001 году их доля составила не менее 10%. И это не случайно. Китай входит в первую пятерку стран, наиболее активно направляющих своих граждан на учебу за границу. В 2000 году количество китайских юношей и девушек, обучавшихся в зарубежных вузах, превысило 100 тысяч человек3.

Сегодня граждане стран Азии преобладают в составе иностранных студентов, обучающихся в России. Так, если включить в собирательный этнический тип азиатского студента не только выходцев из Китая, Индии, Пакистана, Бангладеш, Вьетнама, Индонезии, Филиппин и т.д., но и граждан среднеазиатских республик СНГ: Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Азербайджана, то уже в 2001 году, согласно данным статистической отчетности, представляемой вузами в Минобразования России, удельный вес азиатской части иностранных студентов достиг примерно 56%4. Каждый пятый иностранный студент был афро-арабского происхождения, а каждый четвертый - европейцем (включая студентов из Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении), либо выходцем из США, Канады, Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.

Национально-этнический состав аспирантов-иностранцев, обучающихся в аспирантурах российских вузов, в целом примерно такой же, как и студентов. Вместе с тем обращает на себя внимание значительно больший удельный вес аспирантов из стран дальнего зарубежья по отношению к аспирантам из ближнего зарубежья. Так, из общего количества иностранцев, обучавшихся в 2001 году в аспирантурах российских вузов за счет средств федерального бюджета (1145 человек), 82,7% (947 человек) прибыли из "дальних" стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы, тогда как аспирантов - граждан СНГ насчитывалось всего 17,3% (198 человек). В общем же составе всех аспирантов, обучавшихся в 2001 году в российских вузах за счет средств федерального бюджета, включая россиян, доля граждан СНГ была очень незначительной (рисунок 2)5.

Рисунок 2. Состав аспирантов, обучавшихся в России в 2001 году за счет средств федерального бюджета, по странам происхождения, %

Это неблагоприятное для представителей стран СНГ соотношение аспирантов в российских вузах по статусу гражданства наблюдается среди той группы аспирантов, которые обучаются по прямым договорам с оплатой физическими и юридическими лицами (иначе говоря, тех, кто платит за свое обучение самостоятельно, либо за которых платят различные организации, в том числе национальные министерства образования). Так, из обучавшихся в 2001 году иностранных аспирантов данной категории (519 человек), представителей стран СНГ насчитывалось всего 10% (52 человека), в то время как граждан иных иностранных государств - 90% (467 человек). В общем составе всех аспирантов данной категории, включая российских граждан, обучающихся на платной основе, доля представителей СНГ в 2001 году была равна 1% (рисунок 3)6.

Рисунок 3. Состав аспирантов, обучающихся в России в 2001 году по прямым договорам с оплатой обучения физическими и юридическими лицами, по странам происхождения

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время соотношение аспирантов из стран дальнего и ближнего зарубежья стало постепенно меняться. Так, среди поступивших в аспирантуру российских вузов в 2001 году для обучения за счет средств федерального бюджета иностранных аспирантов (239 человек), 41% (98 человек) оказались гражданами СНГ, а 59% (141 человек) - выходцами из стран дальнего зарубежья. При этом более половины ставших в 2001 году аспирантами российской аспирантуры граждан СНГ (56 человек) поступили в аспирантуры тех же российских вузов, которые они закончили, в то время как среди аспирантов - граждан стран дальнего зарубежья таких оказалось всего 21% (51 человек)7.

Проведенный в 1999 году специалистами Минобразования России анализ документов иностранных аспирантов и стажеров позволил выявить еще одну тенденцию - около 90% из них являлись выпускниками советских и российских вузов. Причина, по которой российские высшие учебные заведения предпочитают принимать в аспирантуру или на научно-педагогическую стажировку своих иностранных выпускников, считают специалисты Минобразования, заключается в том, что уровень их академической подготовки в целом выше, чем у их соотечественников, окончивших национальные университеты на родине или получивших образование в других зарубежных вузах8.

Как следует из результатов социологического опроса 2001 года, средний возраст иностранных студентов составляет в настоящее время 22,5 года. По сравнению с данными опроса 1994 года, среднестатистический иностранный студент российского вуза "помолодел" на 1 год.

Постепенно меняется и соотношение полов среди иностранных учащихся. Так, если в 1994 году только 2 из каждых 10 опрошенных учащихся были девушками, то в 2001 году девушек уже 3 из каждых 10 учащихся-иностранцев. При этом девушки составляют более половины студентов из Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, западноевропейских стран, в то время как среди приезжающих на учебу из арабских стран Африки, Латинской Америки, стран Закавказья - в основном представители мужского пола.

Базовый уровень образования иностранных граждан, приезжающих на учебу в российские вузы, за последние семь лет качественно не изменился (рисунок 4).

Рисунок 4. Базовый уровень образования прибывших на учебу в российские вузы иностранных граждан в 1994 и 2001 годах

Наиболее высокий уровень базового образования - у граждан стран Западной Европы, США, Канады, Японии (немалая часть из них уже имеет высшее образование, полученное на родине и в других странах, и приезжает в Россию либо за вторым высшим образованием, либо на стажировку или в аспирантуру), а также латиноамериканских и арабских студентов; наиболее низкий базовый уровень - у представителей Черной Африки и среднеазиатских республик СНГ, среди которых встречаются студенты с неполным средним образованием.

Таблица 5. Численность иностранных студентов-госстипендиатов и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов из стран СНГ) в 1991-2000 годах, человек

Годы

Госстипендиаты

Обучающиеся по контракту

1991

36710

2591

1992

31125

4012

1993

25024

7373

1994

18592

19439

1995

13166

31275

1996

8454

47712

1997

5214

62877

1998

5465

52180

1999

6305

50318

2000

5887

48633

2001

7948

53478

Источник: Данные Минобразования РФ.

За последние 10 лет соотношение иностранных студентов-госстипендиатов (т.е. тех, за которых платит национальное или российское Министерство образования) и обучающихся по контракту (т.е. фактически самостоятельно оплачивающих свое обучение в российском вузе) коренным образом изменилось (таблица 5 и рисунок 5).

Рисунок 5. Доля иностранных студентов-госстипендиатов и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов из стран СНГ) в 1991-2000 годах, %


1 - Опрос иностранных студентов, стажеров, аспирантов, проведен Центром социологических исследований Министерства образования РФ в 47 российских вузах в 21 городе Российской Федерации в октябре-ноябре 2001 года.
2 - Разумов К. Русский в Каракумах звучит все глуше, глуше...//"Российская газета". 2002. № 141. 1 августа, с. 7.
3 - "Поиск". 2000. 23 ноября
4 - В США в 2000/2001 учебном году из 550 тысяч иностранных студентов 55% также составляли выходцы из стран Азии, в т.ч. 10,9% или 60 тысяч человек - китайцы, 10% - индийцы, 8,5% - японцы, 8,3% - тайваньцы, 2,1% - индонезийцы, 2% - таиландцы, 2% - турки, 1,4% - малазийцы и т.д. - См.: Opendoors, p. 8.
5 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 8-9.
6 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 11-12.
7 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2001 год, с. 15.
8 - Подготовка специалистов для зарубежных стран в России, с. 44-45.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most