Rambler's Top100

№ 139 - 140
15 - 31 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Конфликт цивилизаций

О феноменологической теории роста населения Земли С.П. Капицы

Дискретность и неравномерность процесса глобализации

Грозит ли Западу «смерть»?

Глобализация и бедность

Урбанизация в развивающихся странах

Глобализация и бедность

Т. Киллик
(KILLICK T. Globalisation and the rural poor // Development policy rev. -L.,2001. -Vol. 19, N2. -P. 155-180. Опубликовано в РЖ Страны Азии и Африки №1 2003 с.7-11. Реферирование: Б.В. Лось)

Т. Киллик (Институт изучения мирового развития, Лондон, Великобритания) анализирует влияние глобализации на положение бедняков в развивающихся странах (PC), обращая особое внимание на вопрос, способно ли традиционное, мелкомасштабное сельскохозяйственное производство этих государств использовать потенциальные выгоды от либерализации мировой торговли. Глобализация, которую автор определяет как "растущую взаимозависимость мировой экономики", ведет не только к быстрому росту мировой торговли, но и радикально меняет отношение национальных правительств к экономической политике в пользу рыночно ориентированного развития. Экспорт сельскохозяйственной продукции в мире растет гораздо более быстрыми темпами, чем ее производство. PC все больше вовлекаются в глобальную экономику: так, число таких государств - членов ВТО - выросло с 61 в 1980 году до 110 в 1999 году (с.156).

Рост мирового населения, высокие темпы урбанизации (по прогнозам, в 2020 году в городах во всем мире будет проживать больше людей, чем в деревне) увеличивают общемировые потребности в продовольствии, обедняя одновременно сельскую рабочую силу за счет мужчин молодого возраста, покидающих родную деревню и устремляющихся в города. Структура мирового продовольственного рынка также претерпевает значительные изменения: растут не только потребности индустриальных стран в экзотических фруктах и овощах, но и происходит менее заметная "революция в животноводстве" - потребление мяса в PC растет в три раза быстрее, чем в индустриальном мире, что приводит к необходимости выращивать фуражные культуры в большем объеме. "Все это создает большие возможности для крестьян в развивающихся странах в целом, однако ставит под сомнение благосостояние тех, кто не может адаптироваться к изменениям достаточно быстро. Особенно это касается жителей Африки" (с. 156).

Существуют разные, нередко прямо противоположные мнения относительно влияния глобализации на развитие бедных государств: одни специалисты убеждены, что участие в мировой торговле, расширение доступа к новым идеям, технологиям и т.п. благоприятны для основных масс населения PC, другие утверждают, что это не совсем так или совсем не так. По мнению автора, "глобализация улучшает благосостояние экономически активных бедняков, как мелких фермеров, так и работающих по найму, одновременно оставляя на произвол судьбы тех, кто не способен адекватно реагировать на столь быстрые изменения" (с. 175). Увеличивая неравенство в доходах, глобализация разрушает одновременно традиционные системы социальной поддержки экономически зависимого населения (безработных, инвалидов, пожилых, лишивших попечения родственников, сирот, беженцев, семей, возглавляемых женщинами и детьми, удельный вес которых в этих странах очень высок), не давая ничего взамен.

Хотя теоретически глобализация благоприятствует развитию сельского хозяйства, способствуя его интенсификации и специализации, практически подавляющее большинство мелких фермеров в PC не могут воспользоваться этими преимуществами: безземельный крестьянин или тот, кто имеет лишь небольшой участок малоплодородной земли и сталкивается с постоянным дефицитом воды, не готов к жесткой конкуренции, связанной с выходом на мировые рынки. Большинство крестьян в Африке и Южной Азии не имеют доступа к кредитам, современным технологиям и информации, которые позволили бы им повысить качество продукции в соответствии с рыночными требованиями. Помимо трудностей на микро- (индивидуальном или местном) уровнях существуют также огромные макропроблемы, когда продукция тех или иных стран или регионов в целом не конкурентоспособна на мировых рынках. Если удельный вес стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Тихоокеанского бассейна в мировой торговле вырос за 1983-1998 годы на 85% (с 5,5 до 10,2%), Южной Азии - на 25% (с 0,8 до 1%), то для Ближнего Востока и Северной Африки этот период был гораздо менее успешным - соответствующий показатель уменьшился с 6,8 до 1,9%, (-72%), а для Тропической Африки - с 2,8 до 1,4% (-50%) (с.160).

Анализ показывает, что такие признаки глобализации, как ускорение экономического роста, "открытость" экономики, рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые увеличились с 24 млрд. долларов в 1990 году до 163 млрд. долларов в 1997 году (с. 161), также мало сказываются на положении сельской бедноты. Во-первых, ПИИ концентрируются преимущественно в одном регионе (КНР, ЮВА), а также некоторых наиболее успешных странах Латинской Америки, и, во-вторых, лишь минимальная их часть попадает в сельскохозяйственный сектор. Надежда на то, что участие бедных стран в мировой торговле будет способствовать экспорту продукции, требующей малой квалификации и интенсивных трудовых затрат, не оправдались; полноценное участие в мировой торговле предполагает высококвалифицированный труд и применение современных технологий.

До сих пор, однако, основные биотехнологические исследования и разработки в мире ограничиваются сельскохозяйственным производством в индустриальных странах с умеренным климатом и не ориентируются на условия и проблемы PC. Так, регионы, где существует нехватка пресной воды (почти вся Африка, в частности), не смогли использовать достижения Зеленой революции и оказались исключенными из общемировых процессов повышения производительности сельского хозяйства, т.е. не смогли воспользоваться преимуществами глобализации.

Отвечая на вопрос, способствует ли глобализация выравниванию доходов и общему снижению масштабов бедности в мире, автор пишет, что, несмотря на общее повышение доходов, "глобальное неравенство еще более увеличилось за последнее десятилетие" (с. 164). Основную часть тех, кто оказывается практически вне улучшений или даже теряет в результате прогресса, составляют сельские женщины в PC, уровень образования и квалификации которых ниже, чем у мужчин. Поскольку сельскохозяйственное производство в большинстве PC разделено на коммерческое и натуральное хозяйство по половому признаку, влияние прогресса на мужчин и женщин также различно - кредиты, технические усовершенствования, средства механизации и прочие связанные с ними выгоды и преимущества достаются мужчинам, а на долю женщин остается традиционное сельское хозяйство для продовольственного обеспечения семьи.

Положение усугубляется тем, что сельское хозяйство, жизнь и благосостояние тех, кто там работает, обычно не интересуют правителей PC, стремящихся в большинстве своем к индустриализации и урбанизации. Особенно четко эти тенденции проявляются в Африке и странах Ближнего Востока, однако и в остальных регионах развивающегося мира "сельское хозяйство всегда находится в невыгодном положении" (с. 166). И хотя теоретически структурные реформы, ассоциирующиеся с глобализацией, должны способствовать устранению такого неравенства, неразвитость рыночных механизмов в сельских экономиках препятствует осуществлению этих задач. Многочисленные программы реформирования сельскохозяйственного производства, проводимые на национальных уровнях или под эгидой международных организаций, не увенчались успехом или были свернуты раньше времени из-за своей неэффективности. Изучение ситуации в целом ряде PC показывает, что реформы, оставляющие на периферии глубинные причины существующего неравенства, нередко не только не уменьшают, но и интенсифицируют негативные процессы: надолго беднейших слоев населения, особенно крестьян, достается непропорционально малая доля расходов на социальные нужды, большая часть которых оседает в городах.

Таким образом, "несмотря на огромные потенциальные возможности и выгоды глобализации, существует реальная опасность того, что сельская беднота, не имеющая доступа к образованию и другим факторам, необходимым для достижения успеха в высококонкурентном мире, окажется за рамками позитивного мирового процесса" (с.169). Автор выделяет несколько направлений, способных изменить ситуацию к лучшему:

1) внешние факторы, связанные с повышением цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, что вполне вероятно в результате замедления темпов роста урожайности, увеличения мировых потребностей в продукции животноводства и необходимости выращивать фуражное зерно и другие кормовые культуры; ПИИ должны обязательно направляться в сельскохозяйственный сектор экономики PC;

2) внутренние факторы - создание возможностей для реализации рыночных механизмов, обеспечения доступа к информации и повышение степени интеграции хозяйственных структур PC в мировую экономику параллельно с механизацией сельского хозяйства, развитием транспорта и пр., причем улучшения не должны ограничиваться только коммерческим сектором сельскохозяйственного производства. Особое внимание должно быть уделено сельскому населению, живущему в экологически неблагоприятных регионах с высокой плотностью населения.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most