Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Миграционная активность населения в современной России

Масштабы и характер миграций из южнокавказских стран в Россию

Современные миграции на Кавказе в контексте процессов этнической концентрации

«Соседские» миграции в России

Нелегальная миграция: результаты социологического исследования в регионах России

Демографический туман и национальные перспективы

"Соседские" миграции в России

Карачурина Л.Б.
(статья под названием "Миграции между регионами-соседями: специфика, объемы, тенденции" полностью опубликована в сборнике: Миграционная ситуация и миграционная политика в современном мире / Материалы международной школы-семинара: Миграция: теория, методы и практика регулирования миграционных процессов (3-22 августа 2003, Смоленск) - Смоленск: Универсум, 2003. с. 81-91)

Одна из главных внутрироссийских миграционных тенденций 90-х годов - существенное снижение миграционной подвижности населения. Именно так миграции отреагировали на фактическое сжатие экономического пространства, неустойчивость и даже кризисность экономики. Не менее существенны и другие тенденции - смена северного и восточного вектора внутрироссийских перемещений на южный и западный, преобразование сущности и содержания отдельных видов миграции. В этих условиях особую - большую, чем раньше значимость - приобрели передвижения между регионами-соседями.

Почему так? Во-первых, перебираться на большие расстояния стало финансово и организационно труднее, чем это было раньше. Во-вторых, как правило, внутри своих государственных границ люди достаточно реалистично оценивают расстояния. И границы между соседними регионами представляются более легко проницаемыми, более "прозрачными". Да и информации у населения о регионах-соседях обычно несоизмеримо больше, чем о более далеких территориях. А это немаловажно для такого субъективного процесса как миграция. В-третьих, люди стали бояться перебираться на большие расстояния. Этому во многом способствовал распад СССР и фактическое прекращение передвижения в бывшие союзные республики, неопределенная статусная ситуация, в которой оказались соотечественники, когда-то уехавшие далеко от дома ("индустриализировать Среднюю Азию и Закавказье"). Все это сделало территориально близкие, "соседские" перемещения более значимыми.

Причем для миграций, в отличие от геополитической теории соседства, согласно которой наиболее хорошие отношения должны складываться не с ближайшими соседями, а с соседями второго порядка1, особенно важны соседи первого порядка. Из 89 российских регионов двух и более ближайших соседей имеют 79 субъектов (таблица 1).

Таблица 1. Группировка субъектов РФ по количеству регионов-соседей первого порядка

Количество регионов-соседей

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество представленных субъектов РФ

3

12

23

21

7

4

6

2

1

Рассчитано автором

Три региона - Мурманская и Камчатская области, а также Приморский край граничат с одним регионом-соседом; еще две области - Сахалинская как островная и Калининградская как эксклавная - не имеют сухопутных соседей. Наконец, три российских региона - Усть-Ордынский Бурятский АО, Агинский Бурятский АО и Республика Адыгея полностью "вписаны" в территорию других субъектов РФ и, равно как два столичных города, имеют по одному региону-соседу.

Для исследования соседских миграционных связей была проанализирована кумулятивная матрица ("шахматка") миграционного прироста за 1996-2001 годы. Такая матрица позволяет оценить не только общий результат миграции для отдельно взятой территории, но и миграцию с другими территориями того же ранга.

Косвенно оценить роль соседских миграций во внутрироссийских перемещениях можно, анализируя для каждого региона долю соседских миграций во внутрироссийском миграционном приросте (таблица 2):

Таблица 2. Удельный вес соседских миграций во внутрироссийском миграционном приросте для отдельных регионов

Субъекты РФ

Количество регионов-соседей

Модульное значение сальдо миграции с другими регионами России, человек

Сальдо миграции за счет регионов-соседей (модульное значение), человек

Доля соседских миграций в сальдо миграции с другими регионами России, %

Белгородская

2

49649

6179

12,4

Ненецкий АО

3

2079

635

30,5

Курганская

3

26164

16675

63,7

Краснодарский край

4

118225

14216

12

Новосибирская

4

46081

11009

23,9

Магаданская

4

41991

2173

5,2

Дагестан

4

44012

10626

24,1

Псковская

4

13388

1634

12,2*

Тыва

5

6088

3805

62,5

Хабаровский край

5

55974

6384

11,4

Тверская

6

34585

12475**

36,1

Московская

7

195366

30362

15,5

Татарстан

8

43582

12769

29,3

Красноярский край

9

75747

12367

16,3

Кировская

10

24127

10073

41,7

Рассчитано автором
* - если рассматривать в качестве соседей кроме прямых первого порядка еще и Калининградскую область - 13,4%
** - вместе с Москвой

Как следует из расчетов, доля соседских миграций во внутрироссийских перемещениях - величина относительно недетерминированная количеством регионов-соседей, но существенно более зависимая от пространственного положения, политического и экономического статуса регионов. Эта доля существенно выше в миграционно непривлекательных для внутрироссийских мигрантов регионах - депрессивных Курганской и Кировской областях, отсталой Тыве. Роль соседских миграций не значительна и на северо-востоке России (всего лишь 5% в Магаданской области). Переселения там, а точнее оттуда, - весьма значительные по объемам в 90-е годы - носят, конечно, не соседский характер. По сути, это переселения "на материк"- на значительные расстояния, в Центр, Черноземье, Поволжье и равнинный Кавказ.
Но уже на юге Дальнего Востока доля соседских миграций существенно выше - сказывается заметная со второй половины 90-х годов внутриокружная миграция южного направления (ведь сальдо миграции Хабаровского края положительно со всеми регионами Дальневосточного федерального округа).

Заслуживают внимания и еще две тенденции: высокая доля соседских миграций в областях, примыкающих к Москве - повсеместно свыше 30% и значительные показатели ближних миграций в республиках Северного Кавказа. Здесь речь фактически идет о переселении русскоязычного (преимущественно) населения из горных республик в Ставропольский и Краснодарский края.

Из 79-ти субъектов РФ, имеющих границы с двумя и более соседями, 9 регионов отдают мигрантов всем без исключения соседям, а 11 принимают мигрантов в обмене со всеми соседями (таблица 3).

Таблица 3. Соседские миграции: регионы-реципиенты и регионы-доноры

Регионы-реципиенты

Регионы-доноры

Новгородская, Московская, Белгородская, Орловская, Нижегородская, Новосибирская области, Краснодарский, Хабаровский края, Татарстан, Хакасия, Ханты-Мансийский АО

Смоленская, Ивановская, Оренбургская, Курганская области, Мордовия, Калмыкия, Ненецкий АО, Эвенкийский АО, Корякский АО

Составлено автором

Получается, что экономически и политически сильные регионы - Московская, Нижегородская области, Татарстан, Хабаровский край выглядят таковыми и на соседском миграционном поле. Впрочем, большинство из перечисленных регионов-реципиентов имеют положительное сальдо миграции в обмене с подавляющим количеством российских регионов, а не только с соседями первого порядка.

Пожалуй, особенно интересным здесь представляется следующее:

  • соперничество в соседских миграциях, выигранное Хакасией у Кемеровской области и Красноярского края, Краснодарским краем у Ставропольского края, Орловской областью у Курской и Липецкой областей;
  • закрепившийся во второй половине 90-х годов миграционный приток в нефтяной и богатый Ханты-Мансийский АО. Значительный переток мигрантов-соседей происходит не только со стороны северных Коми и Ямало-Ненецкого АО, но и с юга Тюменской области, традиционно мощной и промышленно развитой Свердловской области;
  • Белгородская область "замыкает на себя" не только значительную долю мигрантов из ближнего зарубежья, но забирает мигрантов и у ранее безоговорочного центра российского Черноземья - Воронежской области;
  • Башкортостан проигрывает "миграционный спор" своему извечному оппоненту - Татарстану (и не только ему в соседских миграциях), а Хабаровский край, приобретший недавно статус столицы округа, выигрывает у Приморского края;
  • Московской, Нижегородской и Новосибирской областям "спорить" в соседских миграциях особенно не с кем. В непосредственной близости с ними других столь же мощных и развитых регионов нет.

Что касается регионов-доноров в соседских миграциях, то во-первых, к перечисленным в таблице 3 девяти регионам фактически надо прибавить еще Тамбовскую и Ульяновскую области (каждый из этих двух регионов отдает мигрантов всем своим соседям, кроме одного). Во-вторых, как следует из перечня регионов, это в основном миграционно непривлекательные кризисные регионы.

В итоге получается, что в соседских миграционных перемещениях примерно поровну регионов имеют четко определившиеся позиции.

Однако у гораздо большего количества регионов сложились разные по знаку миграционного сальдо контакты с соседями (таблица 4).

Таблица 4. Группировка регионов с разными знаками суммарного сальдо миграции (1996-2001 годы) в обмене с соседними регионами

Знак сальдо в обмене с соседними регионами (+, +-, -)

В основном принимают мигрантов (Условные реципиенты)

“Не определившиеся” (Сальдо миграции с половиной соседей отрицательно с половиной – положительно)

В основном отдают мигрантов (Условные доноры)

18 регионов

21 регион

20 регионов

Абсолютные размеры сальдо миграции в обмене с соседями

Положительное

Отрицательное

Положительное

Отрицательное

Положительное

Отрицательное

15

3

11

10

19

1

Примеры регионов:

Липецкая, Ленинградская, Вологодская, Самарская, Пермская, Свердловская Челябинская, Иркутская, Ставропольский край

Коми-Пермяцкий АО,

Брянская, Воронежская, Псковская, Пензенская, Волгоградская, Томская, Чувашская Р., Удмуртская Р., Красноярский край, Р. Дагестан

Костромская, Рязанская, Владимирская, Ярославская, Астраханская, Кемеровская, Амурская,

Курская, Калужская, Тульская, Тамбовская, Ульяновская, Ростовская, Читинская,

Р. Саха (Якутия)

 

Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО

 

Р. Алтай, Северная Осетия, Таймырский АО

Р. Марий Эл,

 

 

 

 

 

Р. Коми, Р. Башкортостан, Алтайский край, Карачаево-Черкесская Р.

 

Составлено автором

К условным реципиентам были отнесены субъекты РФ, преимущественно принимающие мигрантов и отдающие своих мигрантов лишь одному региону-соседу. Так, Самарская область имеет положительное сальдо миграции в обмене со всеми соседями, кроме Татарстана; Иркутская - со всеми, кроме Красноярского края; Ставропольский край - со всеми, кроме Краснодарского края. Подавляющее большинство регионов в этой группе - достаточно сильные и промышленно развитые российские центры. В условиях современной пространственной поляризации сила притяжения таких регионов проявляется значительно сильнее, чем в 70-80-е годы.

В противоположность им, условные доноры в основном отдают мигрантов большинству из своих соседей: Башкортостан имеет положительное для себя сальдо миграции только с Оренбургской областью, Ростовская область - лишь с Калмыкией, Архангельская область - только с Ненецким АО.

Среди так называемых "не определившихся" регионов интересно положение Чувашской Республики, которая находясь под мощными магнитами с севера (Нижегородская область) и юга (Татарстан) отдает им своих мигрантов, но в свою очередь сама привлекает еще больше мигрантов с запада и юго-запада (Мордовская Республика и Ульяновская область) и востока (Марий Эл). Волгоградская область, привлекая мигрантов с юга и запада (Ростовская, Астраханская области, Калмыкия), отдает их в обмене с северо-восточными соседями (Воронежской и Саратовской областями).

Очевидно, миграция здесь выступает как барометр региональной социально-экономической ситуации.

Приведенный выше список регионов-реципиентов - это по сути и есть локальные региональные центры миграционного притяжения (таблица 3). Их несколько в Центре (3), Поволжье (2) и Сибири (2) и по одному на Северо-Западе, Юге, Урале и Дальнем Востоке. Таким образом получается, что, несмотря на то, что анализ не ставил задачу выделения соседских миграционных центров строго по всем федеральным округам, в каждом из них во второй половине 90-х годов сформировались локальные миграционные центры. По сути к ним надо добавить еще и два столичных города. Впрочем, их очевидная и закономерная миграционная привлекательность не ограничивается только локальным соседским характером.

Анализ кумулятивного миграционного сальдо соседских миграций показывает, что все 7 областей, расположенных вокруг Московской области, исправно "отдают" ей мигрантов. Этот поток наиболее весом со стороны южных соседей - Рязанской и Калужской областей (более чем по 5 тысяч человек за 5 лет). Здесь речь идет о давно сформировавшемся миграционном тренде. Так, еще анализ результатов межрегиональных перемещений населения по переписи 1989 года (по доле местных и неместных уроженцев в численности населения)2 показал, что из 13 самых значимых потоков (мощностью свыше 100 тысяч человек), связанных с Москвой и Московской областью 11 потоков - это соседские миграции (таблица 5).

Причем самые мощные потоки из всех соседствующих с Москвой и областью регионов и в 1989 году были именно с юга и запада - Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской областей. Таким образом, избирательность и направленность миграционных трендов в данном случае не изменилась. Если и раньше из 630 тысяч уроженцев Рязанской области 543 тысячи покинули ее только ради Москвы и Московской области (86%), и сейчас результативность обмена Москвы и области самая впечатляющая именно с ней. Изменения в экономическом положении регионов фактически не повлияли на ранговые места, занимаемые регионами-соседями в обмене с Москвой и областью.

Картина соседских миграций неизменна и в другом. И раньше, и сейчас все "подбрюшные" подмосковные регионы больше связаны миграционными потоками с самой Москвой, а уж затем с Московской областью. Связи Рязанской, Калужской и др. областей с Московской областью в среднем на 28 п.п. меньше, чем их же с Москвой.

Таблица 5. Итоги межрегиональных перемещений населения (по потокам свыше 100 тысяч ныне живущих мигрантов), по переписи населения 1989 года

Откуда

Куда

Мощность потока, тысяч человек

Московская область

Москва

633

Рязанская область

Москва

316

Рязанская область

Московская область

227

Москва

Московская область

199

Тульская область

Москва

186

Смоленская область

Москва

151

Тамбовская область*

Москва

141

Калужская область

Москва

138

Тульская область

Московская область

130

Тамбовская область*

Московская область

121

Тверская область

Москва

107

Тверская область

Московская область

104

Смоленская область

Московская область

101

По данным: Скатерщикова Е.Е. Жизненные миграции как фактор территориальной сплоченности России // География.-1996.-№ 32
* несоседские миграции

Несмотря на де-факто столичный статус Санкт-Петербурга и его области в их соседских миграциях складывается несколько иная ситуация. Во-первых, результативность миграционного обмена Ленинградской области с Новгородской отрицательна для первой. Именно поэтому в перечне регионов-реципиентов в соседских миграциях (таблица 3) фигурирует не Ленинградская, а Новгородская область. Правда, ее суммарный за 5 лет положительный прирост в обмене с Ленинградской областью ничтожно мал, но он положителен и в обмене с Санкт-Петербургом. Это второе отличие соседских миграций Санкт-Петербурга от Москвы.

Для северной столицы и ее области следует отметить и значительно меньшие (почти в 10 раз) значения абсолютных размеров суммарного за 1996-2001 годы сальдо миграции.

Санкт-Петербург, хотя и тоже в несколько уменьшенном виде, повторяет модель Москвы в том, что главным миграционным донором для него является "своя" область (Московская область за эти годы отдала Москве почти 34 тысячи человек, Ленинградская - Санкт-Петербургу - около 25 тысяч мигрантов).

Из всего объема соседских перемещений выделяются 13 потоков с размерами суммарного сальдо, превышающих 5 тысяч человек (таблица 6).

Таблица 6. Самые крупные соседские миграции (по сальдо миграции за 1996-2001 годы)

Откуда

Куда

Размер сальдо, человек

Чеченская Республика

Ставропольский край

23899

Чеченская Республика

Ингушская Республика

19382

Республика Бурятия

Иркутская область

6720

Читинская область

Иркутская область.

6086

Чеченская Республика

Республика Дагестан

5828

Ростовская область

Краснодарский край

5806

Ульяновская область

Самарская область

5763

Курганская область

Челябинская область

5645

Карачаево-Черкесская Республика

Ставропольский край

5603

Рязанская область

Московская область

5506

Курская область

Белгородская область

5297

Калужская область

Московская область

5249

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО

5077

Составлено автором

Кроме двух южных - военных потоков (и поэтому учитываемых статистикой очень ориентировочно, хотя бы потому что в ЧР не ведется учет прибывших), по два потока связаны с прибытием мигрантов в Московскую, Иркутскую области и Ставропольский край.

В отличие от всех внутрироссийских миграций, чей генеральный тренд в последнее время выражен достаточно строго - с севера и востока в центр и на юго-запад - в соседских миграциях преимущественные направления движения мигрантов однозначно не определяются.

Если рассчитать суммарное сальдо миграции регионов, отдающих мигрантов своим соседям по направлениям (север - юг, запад - восток), то получится, что каких бы то ни было четких векторов в соседских миграциях нет (таблица 7).

Таблица 7. Суммарное сальдо миграции по направлениям соседских перемещений мигрантов (тысяч человек)

 

Направления

На запад

На восток

На север

На юг

На юго-запад

На северо-запад

На юго-восток

На северо-восток

Значение сальдо миграции

37,2

31,7

59,5

36,7

22,5

20,3

14,8

18,2

Составлено автором

Сложившийся ныне на внутрироссийском пространстве юго-западный тренд формируется в значительной степени за счет "дальних" миграций с севера европейской части страны и Дальнего Востока. В соседских миграциях эти постколонизационные перемещения роли не играют. Поэтому и создаваемых ими векторов нет. В соседских миграциях население с юга - например, из Тюменской области охотно перемещается на север - в Ханты-Мансийский АО; из более западной Кировской области - на восток в Пермскую область и Коми-Пермяцкий АО и т.д. В соседских - близких миграциях субъективные предпочтения мигрантов ("там живут родственники", "там лучше с работой", "там дешевле жить") играют даже более значимую роль, чем для дальних внутрироссийских миграций.


1 - Объясняли это тем, что с соседями первого порядка происходят извечные "споры на меже", а благодаря дружбе с соседями второго порядка можно оказывать давление на ближайшего соседа уже совместными усилиями.
2 - См. Скатерщикова Е.Е. Жизненные миграции как фактор территориальной сплоченности России // География.-1996.-№ 32.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most