Rambler's Top100

№ 131 - 132
20 октября - 2 ноября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

От чего зависит численное соотношение полов?

Эволюционная теория пола

Природа тренируется на мужчинах...

Соотношение полов в некоторых странах мира в начале XXI века

Почему в России так велик разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин

К вопросу о численности населения Армении

Социокультурные и социопсихологические аспекты старения населения в КНР

Социокультурные и социопсихологические аспекты
старения населения в КНР

О.В. Почагина
(Опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока, 2003, №3, с. 65-78)

В Китае, как и во многих других странах, все резче обозначаются проблемы, вызванные особенностями современных социально-демографических процессов. Одна из них - старение населения, иными словами - стабильное увеличение доли пожилых людей в составе населения. В КНР доля граждан старше 65 лет, согласно Всекитайской переписи населения 2000 года составляла 6,96% от общей численности населения (88,11 миллиона человек). Ежегодно численность пожилых людей увеличивается более чем на 3%1.

Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, нежели в какой-либо другой стране, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. Регулирование рождаемости в целях ускорения экономического развития страны породило проблему "наоборот" - в стране стремительно растет группа населения старше 60 лет. Согласно прогнозам демографов, к 2030 году каждый пятый житель Поднебесной перешагнет эту возрастную границу.

Нация, имеющая более 10% населения старше 60 лет, считается в соответствие с документами ООН "стареющей". Китай в XXI веке станет самой старой (по составу населения) страной мира. Такого рода демографическая ситуация в свою очередь порождает непростые экономические, социокультурные и социопсихологичесие проблемы, которые необходимо решать, причем экстренно, уже сейчас, не дожидаясь 2030 года. Впервые в истории человечества сложится столь неблагоприятная для общественного развития возрастная структура населения. В интересах сохранения социальной стабильности и поступательного развития руководство Китая в короткие исторические сроки должно выработать такую систему попечения престарелых, которая могла бы обеспечить достойную жизнь пожилым гражданам.

Политики, ученые и китайская общественность в последние годы все активнее обсуждают проблемы старения общества, ищут пути их решения. Наиболее актуальны, по мнению китайских специалистов, следующие проблемы: 1) снижается уровень жизни пожилых людей в связи с изменением структуры доходов; 2) отсутствует гарантированная медицинская помощь пожилым людям в связи с недостаточными отчислениями предприятий на медицинское обслуживание пенсионеров; 3) старики эксплуатируются собственными детьми, которые подчас жестоко обращаются с ними и даже оставляют на произвол судьбы; 4) многие старики старше 80 лет нуждаются в помощи по ведению хозяйства и самообслуживанию; 5) многим пожилым людям недостает духовной и культурной активности2.

Экономические процессы, отсутствие национальной системы социального обеспечения, недостаточное (до середины 80-х годов) внимание к проблемам старшей возрастной группы населения со стороны политического руководства, неполное осознание проблем пожилых людей обществом, трансформация межпоколенных отношений, противоречие между традиционной системой ценностей (обязательства семьи перед стариками) с реальными социально-экономическими условиями - таковы основные причины обострения проблем, связанных с пожилыми людьми.

Перед государством и обществом встают проблемы не только материального, но морально-этического порядка по отношению к престарелым. Гуманное отношение к старости - это не только пенсионное обеспечение, достойные человека социальные услуги и гарантированное медицинское обслуживание, это и повседневная практическая работа по разрешению медико-социальных, семейно-бытовых, эмоционально-психологических и многих других проблем граждан старших возрастов, которая должна осуществляться на местах различными структурами системы социальной защиты населения совместно с общественными и благотворительными объединениями.

В данной статье особое внимание уделено социокультурным и социо-психологическим аспектам старения населения в КНР3, что очень важно для более полного представления о тенденциях развития ситуации и перспективах решения возникающих в этой связи проблем.
Социокультурные аспекты

Система ухода за стариками в обществе детерминируется уровнем экономического развития, социальной структурой, семейной организацией и культурными традициями. В Китае эта система, ставшая культурной традицией, эффективно функционировала на протяжении более двух тысячелетий. Социальные и экономические изменения второй половины XX века оказали значительное влияние на систему ухода за престарелыми в китайском обществе, подорвали саму основу ее существования, сложившуюся на основе конфуцианской концепции сяо модель взаимоотношений между родителями и детьми, представителями разных поколений - старшими и младшими. Первый удар системе был нанесен "Законом КНР о браке", закрепившим основные принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи в социалистическом Китае: единобрачие, равенство мужчины и женщины, свободный выбор брачного партнера. Трансформировались и взаимоотношения между представителями различных поколений, что было связано с изменениями порядка наследования, счета родства, происшедшими в связи с внедрением в китайское общество идей демократии, равенства представителей различных возрастных групп, социалистических представлений о собственности.

Жесткая демографическая политика, резко ограничившая количество детей в китайских семьях, также нанесла некоторый ущерб системе семейного ухода за родителями, взвалив на плечи единственного ребенка объективно непосильную заботу о собственных родителях и двух парах прародителей (дедушках и бабушках).

В современном Китае традиция уважения и ухода за пожилыми теряет свою культурную основу. Конфуцианская концепция сяо, предполагающая "абсолютное послушание отцу", постепенно заменяется концепциями индивидуального развития и равного диалога представителей разных поколений. "Уважение приходит с возрастом" - это представление еще сохраняется в китайском обществе, но за ним кроется уже несколько иной смысл, нежели раньше.

По мнению профессора Яо Юаня, ослабление системы семейного ухода за пожилыми членами связано с происшедшими структурными изменениями. Традиционная структура системы уважения старших включала три компонента: пожилых членов общества, их детей и общество в целом, между которыми существовали горизонтальная (отец - сын) и вертикальная (семья - общество) связи. В исторических источниках имеются данные, свидетельствующие о жестких наказаниях (ссылка, и даже смертная казнь) некоторых непокорных сыновей. Государство расценивало нарушение семейных порядков как преступление, угрожающее социальным устоям общества. Считалось, что "человек, уважающий родителей и старших, никогда не поднимет восстание против властей".

Таким образом, в традиционном Китае поддержка пожилых являлась одной из основных функций семьи. Родители в полной мере могли рассчитывать на спокойную старость, заботу и уход со стороны детей и внуков. Почитание старших было не только поведенческой нормой в рамках семьи (которую можно соблюдать или игнорировать), но одной из важнейших социальных норм, подкрепленной идеологически и жестко контролируемой государством посредством законов.

В настоящее время уважение старших превратилось из социальной нормы в поведенческий стереотип. Чем это обусловлено? Во-первых, значительно изменилось и китайское общество, и пожилые люди, и их дети, и связи между ними как по горизонтали, так и по вертикали. В целом пожилые люди продолжают пользоваться в китайском обществе уважением, но последнее не является абсолютным требованием, связанным с государственной идеологией, отойдя в сферу морали и этики.

В отношениях престарелых родителей и их взрослых детей в современном Китае все больший акцент делается на материальные аспекты, все меньше внимания уделяется душевному состоянию пожилых людей. В традиционном обществе существовала лишь единственная форма ухода за стариками - в рамках семьи. Сегодня, помимо заботы и помощи, осуществляемой непосредственно детьми, живущими с престарелыми родителями или отдельно от них, появились и другие формы ухода и помощи пожилым - за деньги, по контракту между родителями и детьми, по решению суда, социальными работниками, волонтерами-членами благотворительных организаций. В современном Китае семейная забота о престарелых в большей степени определяется самой семьей, а не обществом. При этом отказ от заботы о престарелых, равнодушие к их проблемам не могут быть объяснены лишь экономическими факторами. Бесспорно, считает Яо Юань, имеет место и девальвация нравственных норм, что не может не вызывать беспокойства4.

Социальные и экономические процессы последних двух десятилетий негативно сказываются на традиционном отношении к старшим. Быстрый экономический рост, ускорение темпов жизни, миграция оказывают значительное влияние на межпоколенные отношения, делая их все более эгалитарными. Молодые люди делают ставку на карьеру и хорошо оплачиваемую работу, быстро усваивают западные ценности в отношении родителей и ответственности перед ними. Отсутствие у старшего поколения собственности, передаваемой по наследству, в определенной мере подорвало власть над детьми.

Трансформация структуры китайской семьи от традиционной модели (родители + сын/сыновья вместе со своими семьями, живущие под одной крышей) к нуклеарной также нанесла определенной ущерб социальной безопасности старшего поколения, изменив отношения между членами семьи и гендерные роли в семье. При практическом отсутствии системы социального страхования более двух третей стариков, особенно в сельской местности, зависят от финансовой поддержки своих взрослых детей. Сейчас престарелые, нуждающиеся в уходе, как в городе, так и на селе в связи с недостаточной развитостью социальных служб могут рассчитывать на помощь детей, других родственников и соседей. Пожилые люди ожидают поддержки от взрослых детей, независимо от их пола. При решении вопроса о месте проживания стариков, требующих ухода, основную роль стали играть жилищные возможности и межличностные отношения.

Плохое обращение со стариками фиксируется медицинскими, социальными службами, средствами массовой информации. Народные суды все чаще рассматривают иски престарелых граждан к своим взрослым детям, отказывающим им в помощи и уходе. Безразличие, невнимание и даже жестокость по отношению к пожилым людям проявляются в различных формах (физическое, психологическое и материальное унижение). Так, например в Тяньцзине, социологическое исследование выявило, что наиболее часто конфликтные ситуации с элементами насилия связаны с жилищными проблемами, выполнением сыновних и дочерних обязательств и повторными браками пожилых родителей5.

Может ли традиция уважения к старшим противостоять уничижению и принижению социальной роли и нравственной ценности старости и пожилых людей в современном китайском обществе?

Нравственные нормы конфуцианства пока еще в определенной мере сдерживают отчуждение детей от престарелых родителей. Согласно конфуцианской традиции, дети должны уважать родителей, заботиться о них в старости, ухаживать за ними в случае болезни, достойно проводить в последний путь, хранить о них память, соблюдая ритуалы культа предков. "Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота - быть уважительными к старшим"6.

Конфуций, разъясняя своим ученикам суть "сыновней почтительности", особо подчеркивал: "...Ныне [некоторые] называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без особого почтения к родителям, то в чем здесь разница?". "Разве можно считать сыновней почтительностью, когда младшие берут на себя заботу о делах, а старшие имеют только вино и пищу"7. Здесь Конфуций, по всей видимости, хотел сказать о внимательном, искреннем, теплом отношении к родителям, делая акцент на духовных аспектах отношений разных поколений. Только такой подход вдыхает жизнь в его концепцию "сыновней почтительности".

Конфуций учил:
- "В обращении с отцом или матерью проявляй мягкость и учтивость. Если видишь, что твои желания им неугодны, все равно проявляй почтительность - не противься их воле. И пускай ты устанешь - не смей роптать".
- "Пока живы отец и мать, далеко не уезжай. А если уехал, постоянно живи в одном месте".
- "Нельзя не помнить о возрасте отца и матери, чтобы, с одной стороны, радоваться, а с другой - тревожиться".
- "При похоронных обрядах лучше скорбеть, чем заботиться о тщательности [исполнения обрядов]"8.

Таковы основные нормы "сыновней почтительности", которые, даже в первом приближении, сложно исполнять в современном модернизирующемся обществе, с его тенденциями индивидуализации, урбанизации, активизации миграционных процессов. Вышеперечисленные нормы сформировались в недрах традиционного общества, базировавшегося на аграрной экономике в условиях нехватки земельных ресурсов и господстве натурального хозяйства. Укрепление отдельной семьи как экономической единицы традиционного общества способствовало формированию патрилинейного порядка наследования и становлению патрилинейного счета родства. Авторитаризм главы семьи культивировал иерархические отношения в семье и родственной группе. Безусловное повиновение в рамках концепции "сыновней почтительности" сводилось в определенной степени к навязыванию воли старших, подавлению воли и отчасти игнорированию интересов младших.

Семью возглавлял "старший", ее женскую часть "старшая", обычно его жена, чаще всего эта пара была старшей по возрасту. "Старшие" распределяли хозяйственные работы между другими членами семьи, руководили их выполнением, распоряжались расходованием семейных запасов, наблюдали за порядком и нравственностью, ведали отправлением семейного культа, связанного с почитанием предков. Члены традиционной семьи были связаны системой прав и обязанностей друг перед другом (ответственностью, помощью, защитой), земельной собственностью, переходившей к сыну только после смерти отца, и культом предков. Старшие в семье пользовались авторитетом и, поскольку они являлись носителями опыта, знаний, навыков хозяйственной деятельности, были собственниками основных средств производства, хранителями нравственных норм и семейных традиций. В традиционной семье стержнем внутрисемейных отношений были отношения отец-сын, все остальные отношения являлись второстепенными, подчиненными.

В современном обществе доминирующим структурным типом является нуклеарная семья (состоящая из супругов и не состоящих в браке детей), а основными отношениями - отношения между супругами. Вместе с изменением структуры китайской семьи в пользу нуклеарных семей растет и пропасть между родителями и детьми в представлениях о жизненных ценностях и образе жизни. Именно поэтому современные молодые супружеские пары стремятся жить отдельно от родителей. Так, количество новобрачных, живущих отдельно от родителей, с 1992 по 1998 год возросло вдвое, достигнув 68%. В Пекине количество семей, состоящих из людей старше 60 лет, составляют 34%, а в Шанхае 36,8% от общего числа семей9.

Семья в Китае в настоящие дни несет основную ответственность за заботу и обеспечение престарелых членов. Изменение гендерных ролей и размывание концепции сяо привели к трансформации традиционных представлений о том, на ком лежит основная ответственность по уходу за стариками. Если раньше основная ответственность и тяжесть ухода за стариками лежали на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, но не обладала значительном весом в семейной иерархии, то в современном Китае образование и занятость молодых женщин приводит к их желанию жить отдельно от родителей мужа, что, естественно, негативно сказывается на качестве и интенсивности их ухода за стариками. Женщинам из однодетных семей в ближайшем будущем придется одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и родителями мужа), что угрожает их возможности делать карьеру, зарабатывать деньги, дабы обеспечить собственную старость10.

В рамках одной расширенной семьи (когда родители проживают вместе с сыном, его женой и детьми) проблемы приготовления пищи, уборки жилища, стирки, общения решаются повседневно как само собой разумеющиеся. В случае раздельно проживания, молодая пара должна выкраивать время для визита к родителям. Как правило, это получается при современном ритме жизни в городах не чаще, чем раз в неделю, а то и реже. Если старики здоровы и сами могут обслуживать себя, то они страдают от недостатка общения, если же заболевают, проблемы ухода становятся острее и не могут быть решены без помощи соседей и муниципальных социальных служб.

Потребность в межпоколенном взаимодействии и взаимопомощи становится все более актуальной в связи с увеличением практически вдвое по сравнению с 1949 годом средней продолжительности жизни китайцев и ростом числа людей преклонного возраста. Вместе с тем социально-экономические процессы конца XX века порождают препятствия для взаимодействия представителей разных поколений. Примечательно, что экономическая и финансовая помощь не всегда является главной для горожан преклонного возраста, большое значение имеет духовное общение и ежедневная помощь в решении бытовых проблем.

Социологический опрос студентов и пожилых людей в Пекине, выявил, что представители различных поколений по-разному понимают концепцию сыновней почтительности и обязательства взрослых детей по отношению к родителям. Для старших возрастных групп характерны высокие ожидания относительно почтительности и уважения со стороны младших по возрасту. Молодежь также положительно оценивает уважительное отношение к старшим, особенно к родителям, однако такие показатели как "повиновение" и "послушание" получили самые низкие коэффициенты, тогда как "уважение" - самый высокий. Забота о престарелых родителях (имеется в виду уход и помощь по дому) и финансовая помощь - так видят свои обязанности молодые люди. Девушки на первое место поставили сохранение связей со старшими. "Уважение старших, но без обязательного повиновения им" - такова новая культурная установка, характеризующая отношение к старшим в современном китайском обществе11.

В XXI веке молодые поколения даже при всем желании (наличие которого находится под вопросом) объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям. Проблема состоит в том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически невозможно при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование своим детям. Все это требует затрат, несоизмеримых с затратами на детей в традиционном обществе. Время и возможности ухаживать за родителями, бабушками и дедушками и общаться с ними сильно ограничено из-за значительно ускорившегося ритма жизни. Ситуация усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей и состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы разделить заботы по уходу за престарелыми родственниками.

Экономические перемены и смягчение ограничений на миграцию расширили возможности трудоустройства сельской молодежи в городах и интенсифицировали миграционные процессы. Молодежь, покидая сельскую местность и перебираясь в города, территориально отделяется от престарелых родителей, что осложняет уход за ними. Часто в этих случаях на плечи дедушек и бабушек помимо забот о собственном существовании ложатся еще и дополнительные заботы о несовершеннолетних внуках.

Родители, как правило, стараются оказать детям материальную и финансовую поддержку в первые годы после их вступления в брак. Эти отношения укрепляют связи между поколениями. В дальнейшем старшее поколение потеряет эту возможность, поскольку уровень доходов молодых будет расти, а доходы пожилых останутся прежними.

Помощь старших родственников по хозяйству, уходу за внуками и их воспитанию часто, особенно в городах, носит ограниченный характер из-за раздельного проживания. Следствием ослабления взаимной помощи и падения интенсивности общения между представителями различных поколений внутри родственной группы явится частичная потеря ощущения взаимозависимости между поколениями, усиление чувства независимости, самостоятельности членов семьи. В результате этих процессов роль семьи в обеспечении ухода и поддержки стариков будет, по всей видимости, неуклонно снижаться.

Социопсихологические аспекты

Говоря о социопсихологических аспектах старения, надо особо подчеркнуть, что сами представления о старости претерпели значительные изменения у современных китайцев, достигших 60 лет. Средняя продолжительность жизни до образования КНР в 1949 году составляла всего 35 лет, в 1996 году - 68 лет для мужчин и 73 года для женщин. Некоторые эксперты считают, что эти показатели достигнут к 2010 году 70 лет и 74 лет соответственно. Многие пожилые люди в Пекине посещают колледжи, одинокие вступают в браки, многие, кому за 60, не считают себя стариками, некоторые даже хотели бы работать.

Следует, однако, отметить, что большинство пожилых людей, вне зависимости от состояния их физического и психического здоровья, сталкиваются с такими социальными проблемами как одиночество, изоляция, скука, связанными с изменением социальной роли.

Адаптация к изменившимся условиям существования (окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, смена темпа и образа жизни, характера общения) представляет серьезную дополнительную нагрузку для психической сферы стареющего человека, вне зависимости от его этнокультурной принадлежности. К этому универсальному обстоятельству добавляется и то, что население КНР последние два десятилетия испытывает воздействие факторов, связанных с реформированием социально-экономической системы и модернизацией общества, которые особенно чувствительны для психологического состояния представителей старших возрастных групп.

Утрата чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне, отсутствие общенациональной системы социального страхования, введение платной медицины, рост расходов на медикаменты, крушение прежних идеалов стали по ряду причин как экономического, так и психологического свойства психотравмирующими факторами для пожилой части китайского населения.

Психика пожилых людей претерпевает изменения, порой весьма существенные. У людей старших возрастных групп часто отмечаются депрессии, чувства страха. В XXI веке КНР, по мнению директора научно-исследовательского института по проблемам психического здоровья при Пекинском университете Юй Сина, предстоит решать серьезную проблему, связанную с ухудшением состояния психического здоровья людей преклонного возраста. По его словам, одной из основных болезней пожилых людей стало слабоумие12.

Обычно слабоумие возникает после 65-70 лет, характеризуется вязкостью мышления, стереотипичностью суждений, повышенным консерватизмом, забывчивостью и пр. До 80-х годов этим психическим расстройством в КНР было поражено от 0,46% до 1,86 населения старших возрастных групп, тогда как в Японии этот показатель составлял около 5%. В середине 90-х ситуация изменилась. В Шанхае (где каждый седьмой житель старше 60 лет) был зафиксирован показатель более 4%, что уже вполне сопоставимо с европейскими данными. Является ли такое резкое увеличение заболеваемости результатом более точных методик исследований или действительно старческое слабоумие распространяется быстрыми темпами в КНР, пока нельзя ответить однозначно. С нашей точки зрения, истина находится где-то посередине: возникновению такого рода психических нарушений в старческом возрасте способствуют психотравмирующие ситуации, которые, бесспорно, имеют место в модернизирующемся обществе. Кроме того, увеличилась доля стариков в обществе, в последнее десятилетие значительно возросло количество и качество исследований психологического состояния населения КНР13. К психическим отклонениям в старческом возрасте в Китае традиционно относятся негативно, что являлось еще одной причиной скрывать заболевание и не обращаться за медицинской помощью.

Чувство страха в значительной мере обусловлено переживаниями, связанными с нарушением традиционной системы норм и этических принципов, разрушением идеалов и привычного образа жизни. Под угрозой оказались ценности, которые имели для представителей старших поколений КНР существенное значение, а в какой-то и мере и их внутренний мир из-за необходимости следовать нормам поведения и образу жизни, кардинально отличающимся от усвоенных ранее. На их судьбу выпало сразу несколько ценностных ломок. Сначала традиционный образ жизни, в котором они были воспитаны, был революционным путем заменен на уравнительно-коммунистический с совершенно чуждым моральным кодексом. Затем началась эпоха открытости и модернизации, зазвучали совершенно другие лозунги и были поставлены иные ценностные ориентиры, соответствующие рыночным отношениям.

Исследование психического здоровья пожилых людей провинции Хунань выявило воздействие социокультурного окружения на распространенность депрессии. Отсутствие гармоничных, с точки зрения традиционных представлений, отношений между членами семьи, нарушение традиционных социокультурных норм являются основными причинами возникновения депрессии у пожилых людей14.

Для людей преклонного возраста в принципе характерны опасения за судьбу своих детей, страх перед нарастающей беспомощностью и увяданием собственного организма, перед болезнями. Эмоциональные переживания в старости вызывает само осознание приближающегося конца жизни и неотвратимости смерти. В традиционной китайской культуре имеется целый пласт философских и религиозных воззрений, касающихся смерти. Смерть не прекращала отношения и взаимодействие между родственниками (родителями и детьми, прародителями и внуками). Более того, погребальные и поминальные ритуалы направлены на сохранение этих отношений. Живые потомки обеспечивают умерших предков пищей, деньгами и вещами, они обязаны поддерживать духов умерших предков (материально и морально) и содержать в порядке их могилы. Могилы предков занимали особое место в культе их почитания.

При выполнении всех этих обязанностей предки даруют потомкам удачу, богатство и продолжение рода. Таким образом сохраняются взаимовыгодные отношения между живыми и умершими, предками и потомками. Считалось, что если потомки не уделяют должного внимания духу и не приносят регулярно подарки и подношения на могилу предка, он прекратит свою помощь потомкам и будет вынужден искать пищу и поддержку в иных местах, превратившись в "голодного духа".

После прихода к власти КПК традиционные погребальные ритуалы и представления, связанные со смертью, подверглись осуждению. Более того, с 1949 года в КНР был взят курс на замену традиционного погребения кремацией. Такие перемены мотивировались как идеологически - отсутствием потустороннего мира и загробной жизни, так и сугубо прагматическими причинами: рубка деревьев на гробы способствует истреблению лесов, дисперсность семейных захоронений сокращает земельный фонд, усиливает эрозию почв. Традиционно длительные поминальные и траурные обряды предписывалось заменять более короткими по времени и менее сложными по характеру церемониями. Так, ношение траурной одежды заменялось нарукавной повязкой или черным и белым платком, который полагалось носить в кармане. Женщины в знак траура могли носить белый цветок в волосах. Подвергся остракизму обычай дорогостоящих поминальных трапез.

Автор концепции модернизации китайского общества, председатель КНР Дэн Сяопин, согласно его воле, был кремирован, а его прах был развеян над морем. Этот вариант современного погребального обряда в модернизированном обществе, по мнению китайского руководства, идеален: гробы могут быть использованы неоднократно, земли для захоронения не требуется, исключаются даже затраты на строительство колумбариев для хранения урн с прахом усопших.

Политика КПК имела успех в городах, где в настоящее время кремируются более 90% умерших горожан. Что касается сельских жителей, то лишь около 20% из них подвергаются кремации15. Стремление КПК изменить тип погребения вызвало в китайском обществе отторжение, что было обусловлено именно традиционными представлениями китайцев о смерти. Кремация, по их мнению, означает, что смерть - это конец, тогда как сохранение костей (при захоронении в земле) воплощает жизненную энергию ци, посредством которой осуществляется связь ушедших и живущих поколений16.

Пожилые люди предпочитают следовать традиции. В городах они сталкиваются с дилеммой быть кремированными или покинуть город и уехать в сельскую местность, дабы быть погребенными после смерти. Сельские жители часто не хотят переселяться в дома престарелых, поскольку боятся, что их участки для погребения или место на кладбище отберут, и жизненный путь закончится кремацией.

Как это ни парадоксально, изменение погребальных обрядов (наиболее консервативных у всех народов мира), свидетельствует о вовлеченности в процесс глобализации социокультурной, в частности обрядовой сферы, включая семейную обрядность жизненного цикла.

В КНР для престарелых людей создаются государственные реабилитационные центры, распространяющие информацию о профилактике заболеваний и оказывающие консультационную и медицинскую помощь, а также досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др. Помимо этого, активно стимулируется участие престарелых в делах общества. Местные сообщества (деревенские, районные, квартальные, уличные) в последние годы на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта.

В 2002 году в КНР насчитывалось более 10 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше 70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек17. Потребность в такого рода заведениях гораздо выше. Как правило, прежде в дома престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием.

Ситуация, когда родители единственного ребенка в возрасте 50-60 лет, после его вступления в брак оставались одни, была редкостью в Китае. Сегодня таких семей много. Более того, появились одинокие люди - после смерти одного из супругов или развода. Проблема одиночества - беспрецедентный социальный феномен для Китая. Сейчас в КНР насчитывается более 120 миллионов людей старше 60 лет, из них 45 миллионов - вдовцы и вдовы. Многие из них, приняв решение вступить в повторный брак, столкнулись с негативной реакцией своих взрослых детей. Неприятие выражается в различных формах - от отказа общаться до вербального и физического насилия и прекращения материальной поддержки родителей. В связи с этим в новую редакцию "Закона о браке" (2001 год) законодателями была включена статья, согласно которой "дети должны уважать право родителей на заключение брака и не должны вмешиваться в повторный брак или жизнь родителей после заключения брака. Обязанность детей содержать родителей не отменяется из-за изменения брачных отношений родителей"18.

В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга. Государство поддерживает повторные браки пожилых людей, поскольку они в определенной мере одновременно решают проблемы одиночества стариков и ухода за ними.

Социальная политика в отношении пожилых граждан

В последнее десятилетие геронтологи, социологи, психологи, выполняя социальный заказ, активизировали усилия по изучению проблем, связанных со старением населения. Значительно расширился диапазон исследований, в сферу внимания попали социокультурные и социопсихологические аспекты. Результаты исследований публикуются в научных журналах и средствах массовой информации, обсуждаются на многочисленных научных конференциях и симпозиумах.

Существуют две основные системы обеспечения и ухода за престарелыми - семейная система, характерная в чистом виде для традиционных обществ, и система социального обеспечения и страхования по старости, свойственная современным экономически развитым государствам. В КНР в настоящее время эти две системы сосуществуют при явном доминировании первой. Система семейного обеспечения и ухода за пожилыми рассматривается учеными как культурное наследие китайской нации, по их мнению, она не исчезнет полностью, хотя ее роль будет постоянно снижаться.

Сменит ли в конечном итоге государственная система социального страхования по старости семейную систему по мере перехода от аграрного к индустриальному обществу? Несмотря на разнообразие точек зрения на перспективы и пути решения проблем, связанных со старением населения, китайские ученые едины в следующем. Поскольку Китай станет "стареющей нацией" гораздо быстрее, чем экономически развитой страной, и имеет традиционную систему семейного ухода за престарелыми, эта система останется основной еще достаточно длительный период времени. Тем не менее, неэффективное функционирование этой системы в новых социально-экономических условиях делает жизненно необходимой выработку национальной социальной системы обеспечения престарелых, что со временем повысит значение последней, обеспечив плавный переход от традиционной к современной модели попечения.

В соответствии с рекомендациями ученых государственные инстанции выработали систему мер для решения проблем и охраны прав граждан старших возрастных групп. "Основой этой системы должно стать семейное содержание и домашний уход за престарелыми, ее опорой - услуги, оказываемые по месту жительства, ее дополнением - работа общественных благотворительных организаций"19. На первом этапе в городах планируется создать систему основного страхования по старости, а в селах придерживаться принципа домашней заботы о престарелых, совершенствовать правила оказания материальной поддержки и. режим "пяти гарантий" (питания, одежды, жилья, медобслуживания, погребения).

Под формированием благоприятной среды для пожилых людей прежде всего имеется в виду обеспечение гарантий прав престарелых, разработка и совершенствование законодательства и политических установок по охране их прав, усиление контроля за исполнением уже имеющихся законов, поддержка престарелых в их желании продолжить свое образование, поощрение их участия в общественной жизни, использование их богатого жизненного опыта и знаний. Планируется также осуществление льготных мер в области налогообложения, предоставления кредитов, аккумулирование средств для развития отраслевого хозяйства для престарелых20.

Совершенствование систем основного страхования старости и основного медицинского страхования для городских рабочих и служащих предусматривает сочетание возможностей единых общественных фондов с личными банковскими счетами граждан и создание в сельской местности, где есть на то условия, системы социального страхования.

Государство, таким образом, не берет курс на переход от традиционной модели семейного ухода к общенациональной системе социального страхования даже в отдаленной перспективе. Это можно объяснить нежеланием правительства на данном этапе взваливать на себя чрезмерные, с его точки зрения, обязательства.

В документах всячески подчеркивается важность идейно-нравственного воспитания молодежи и подростков, соблюдения традиционных норм в отношении старших по возрасту, осознания, что каждый гражданин должен самостоятельно заботиться о своей старости, причем заранее. Признавая необходимость взаимодействия индивидуума и общества, государство подчеркивает, однако, что человек несет главную ответственность за свое обеспечение в старости. Такая установка отражает все возрастающее влияние рыночной экономики. Все предпринимаемые и планируемые меры говорят о том, что несмотря на то, что обязанность взрослых детей содержать своих родителей закреплена в Конституции, в реальной жизни на эти обязательства полагаться не всегда возможно.

Таким образом, государство с одной стороны настаивает на возрождении традиционной системы семейных ценностей, включая уважение к пожилым людям, а с другой - утверждает, что отдельный человек несет основную ответственность за обеспечение себя в старости, что соответствует современным социально-экономическим условиям и возможностям государства. В этом и таится, на наш взгляд, главное противоречие - традиционная система ценностей не может в полной мере функционировать в новых социально-экономических условиях. Необходима иная, отличная от традиционной, концепция уважения людей старшего возраста, не исключающая, однако, традиционные ценности, совместимые с социально-экономическими изменениями, идущими в стране.

***

Анализ социокультурных и социопсихологических проблем, связанных со старением населения КНР, показывает, что они тесно связаны с кардинальными переменами, происходящими в социальной структуре и семейной организации. Указанные процессы активизируют трансформацию культурных традиций, способствует их размыванию. Современное посттрадиционное китайское общество не может жить в строгих рамках традиции, в действие вступает новация. Традиции, сформировавшиеся в иных социально-экономических условиях не могут по совершенно объективным причинам противостоять экономическим тенденциям индустриального общества и процессам глобализации.

Выясняется, что некоторые тенденции трансформации культурных ценностей имеют этнокультурную специфику: общинные формы заботы о престарелых (сельские, уличные комитеты). Другие - идут в русле общемировых тенденций и могут быть отнесены к явлениям глобализации в сфере культуры: изменение обрядовой сферы (кремация, упрощение траурных церемоний, представлений о старости, роль и статус стариков в обществе и др.). Имеет место и своеобразная культурная мимикрия - старые ценности приобретают новые формы (колумбарии и поминание усопших на специальных сайтах в Интернете).

Индустриальная революция, новые информационные технологии, прочно вошедшие в жизнь китайского общества, изменение бытовой культуры, нуклеаризация семей, интенсивные социально-экономические процессы превратили старость в проблему как пожилых людей, так и молодежи. Аналогичным образом ситуация складывается и в других модернизирующихся обществах Азии 21 Справедливости ради, необходимо отметить, что описанные явления пока еще не приобрели общенационального масштаба, наиболее очевидны они в городах и экономически развитых провинциях КНР. Тем не менее, именно они являются индикатором основных тенденций развития китайского общества в XXI веке.

Китайское общество, руководство страны лишь недавно пришли к осознанию того, что традиционная семейная система ухода за пожилыми функционирует в новых социально-экономических условиях неудовлетворительно, а численность пожилых людей и проблемы, связанные с ними, нарастают как снежный ком. В настоящие время представители старших поколений расплачиваются за социальные эксперименты, разрушившие традиционную систему семейного ухода за стариками. Они не успеют воспользоваться преимуществами новой системы социального страхования, поскольку она только лишь начала формироваться в Китае. Усилия, которые начало предпринимать государство, дает определенную надежду на то, что сфера действия социального страхования через 30 лет охватит и сельское население, которое к тому времени перестанет уповать на государство и начнет откладывать деньги на старость.

Современной молодежи не надо прививать сознание о необходимости позаботиться о собственной старости, она уже чувствует на себе жесткость рыночной экономики. Накопление частной собственности, повышение уровня жизни в исторической перспективе неизбежно приведут к тому, что современные молодые люди подойдут к пожилому возрасту в совершенно иных, более благоприятных для них условиях (действующей национальной системы социальной защиты населения и с личными накопительными пенсионными счетами). Таким образом, необеспеченные граждане получат возможность воспользоваться социальными гарантиями, а обеспеченная часть населения будет иметь средства, которые смогут гарантировать ей достойную старость с возможностями оплачивать услуги патронажных сестер по уходу или проживать в комфортабельных домах для престарелых, не завися материально от своего единственного ребенка.

Как долго будет сохраняться острота этой проблемы? Финансовая самостоятельность старших поколений, которая станет реальностью при условии стабильного развития китайского общества через 30-50 лет, другие условия воспитания и жизни нынешних молодых поколений, несколько снимут сегодняшнюю остроту межпоколенных отношений. Появление собственности у родителей и перспектива получить ее в наследство, а следовательно обеспечить себе лучшие стартовые условия в жизни реанимируют уважение к родителям и старшим быстрее, нежели идейно-воспитательная работа, которую планирует развернуть КПК.

Говоря о негативных явлениях, имеющих место в межпоколенных отношениях, нельзя представлять ситуацию таким образом, что современная молодежь совсем не уважает старших. Ситуация не столь однозначна. Бесспорно, старикам сейчас нелегко, но молодежи тоже непросто адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, ей приходится быть гораздо более активной, нежели родителям, чтобы преуспеть в модернизирующемся обществе с рыночной экономикой. Дефицит времени, отличающиеся культурный и образовательный уровни, разные потребности привели к тому, что проявление уважения к родителям в большинстве случаев сводится к оказанию им материальной и финансовой помощи. Снижение уровня духовного и эмоционального общения между разными поколениями связано с тем, что нормы и ценности старших кажутся молодежи архаичными, а их опыт и знания несоответствующими реалиям современной жизни. Стиль жизни молодых людей, ограниченное общение зачастую воспринимается пожилыми как неуважение, поскольку не соответствуют их ожиданиям и представлениям о взаимоотношениях разных поколений.

Растущая безработица среди трудоспособного населения (цифры колеблются от 150-200 миллионов человек), падение доходов у некоторых слоев населения (в связи с реорганизаций государственных предприятий) также негативно сказываются на возможностях молодежи и людей среднего возраста помогать родителям и прародителям. Здесь скорее нужно говорить не о нежелании первых, а об объективных ограничителях. Руководство Китая признает, что порог нищеты в КНР занижен (он составляет 625 юаней /менее 80$/ в год), если его поднять до 825 юаней /100$/ то, по словам, нового премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, за этим порогом окажется втрое больше людей.

Ставка на семью как на основу решения проблем престарелых в будущем, надежды КПК на возрождение традиционной семейной этики, по всей видимости, не дадут ожидаемых результатов, потому что в Китае институт семьи, его структура и функции, претерпели значительные изменения, а морально-нравственные стандарты современного общества далеки от традиционных. Неэффективность в последние годы семейной системы ухода за престарелыми признается китайскими специалистами, более того, они практически единодушно считают, что с развитием рыночной экономики данная тенденция будет набирать силу.

Таким образом, в XXI веке в Китае традиционную семейную систему ухода за престарелыми все-таки должна (это в интересах и общества, и государства) сменить социальная система страхования по старости, дополненная семейным уходом и услугами, оказываемые по месту жительства (муниципальными или деревенскими службами), осуществляемыми на благотворительной и коммерческой основе. Задача эта чрезвычайно сложная, требующая бюджетного финансирования и постоянного жесткого контроля со стороны государства.

Сможет ли китайская духовная традиция аккультурировать новации, привнесенные модернизацией (индивидуализм, эгалитаризм и коммерциализм) и каково будет соотношение традиции и новации в формирующейся системе ухода за пожилыми, покажет время. Тем не менее, эта система в XXI веке, бесспорно, будет обладать определенной этнической спецификой.


1 - Report China's Aging Population Expanding Fast // http //enghsh//peopledaily com.cn/2002/08/15
2 - Жэньминь жибао 1999 24 апреля
3 - Экономические и демографические аспекты проблемы были проанализированы в статье дин Я.М. Бергера "Социальная поддержка пожилых людей в Китае" // "Проблемы Дальнего Востока" 2002 №1-2
4 - Yao Yuan. Weakening Family Support for Elderly in China // Chinese Society and Anthropology, 2001, Vol 34, №1, P 26-34
5 - Wang Laihua, Bai Hongguang Safeguarding the Lives of the Elderly and Their Dependence on the Community // Social Sciences in China. 2000, Spring, P. 123
6 - Л.С. Переломов. Конфуций. "Лунь юй". М., 1998. С. 300
7 - Там же С 308
8 - Там же С 317, 332-333
9 - People's Daily Online 2000 8 Aug
10 - Economist 1998 November 21
11 - Asian Journal of Social Psychology 1999 Aug,Vol2, Issue 2
12 - Синьхуа 2001 8 мая
13 - Dein S., Huline-Dickens S. Cultural Aspects of Aging and Psychopathology // Aging and Mental Health. 1997. May. Vol. 1 P. 115
14 - A. Zhang, L. Yu, etc. Family and Cultural Correlates of Depression among Chinese Elderly // International Journal of Social Psychiatry. 1997. Vol. 3 N3 P. 200
15 - Bezlova A. China: Battle with Tradition Spills into Cyberspace. Traditional Funerals and the Internet // Religioscope. 2002. April 9
16 - Kenworthy E. Homes for Ancestors Establishing New Traditions of Burial Through the Provision of Columbaria in Hong Kong // Chinese voice, P. 2
17 - Синьхуа. 2002. 16 октября
18 - Жэньминь жибао. 2001. 1 мая
19 - См. Материалы пресс-канцелярии Госсовета КНР "Народонаселение и развитие Китая в XXI веке". Пекин. 2000.
20 - Там же
21 - Cultural Aspects of Aging and Psychopathology // Aging and Mental Health. 1997. May. Vol. 1. P. 114

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most