… о бедности в России
|
Финиш до старта
|
Борьба с бедностью не заинтересовала депутатов
Госдума приняла в первом чтении бюджет-2004. Хотя в
нем проигнорирована одна из главных задач, поставленных в президентском
послании 2003 года: преодоление бедности.
Вне повестки
А нужно ли вообще бороться с бедностью? Августовская сводка Госкомстата
свидетельствует: без каких-либо особых мероприятий только за второй
квартал нынешнего года 4 млн. граждан перестали быть нищими. В начале
2003-го ниже черты бедности находились 37,2 млн. человек, а во втором
квартале - 33,2 млн. Если так пойдет, за пару-тройку лет под "чертой"
никого не останется. Правда, один из ведущих специалистов в области
социальной политики, доктор экономических наук, профессор Людмила
Ржаницына утверждает, что предпосылок для продолжения наметившейся
в последние годы тенденции к подъему уровня жизни беднейших групп
населения не видно.
Профессор обосновывает свой пессимизм цифрами и фактами.
Доля социальных расходов (социальные услуги плюс дотации на оплату
жилищно-коммунальных услуг) в консолидируемом бюджете 2004 года
снижена до 33,8 процента по сравнению с запланированными на 2003
год 34,4 процента. На фоне подорожания "коммуналки" федеральная
поддержка жилищных дотаций, которые должны выплачивать нуждающимся
в регионах, сокращается с 5 до 3 млрд. рублей. Не предполагается
пересматривать детские пособия, которые уже три года держатся на
уровне 70 рублей. Не будут увеличиваться единовременное пособие
на рождение ребенка и ежемесячная оплата полуторагодовалого отпуска
по уходу за малышом (последнее их повышение, соответственно до 4,5
тыс. и 500 рублей, состоялось в январе 2002-го). Не предусмотрена
индексация не облагаемого налогами 300-рублевого вычета "на
детей". Нет ни слова о давно обещанном введении пособий по
нуждаемости для людей с доходами ниже прожиточного минимума.
Самое тревожное, считает Ржаницына, что государство
не намерено бороться с так называемой экономической бедностью. По-прежнему
значительную часть находящихся ниже "черты" будут составлять
работающие люди. Прежде всего - бюджетники. Не предусматривается
рост минимальной заработной платы (с нынешнего октября она достигнет
20 долларов, не дотянув даже до украинской и казахской "минималок").
Не заложены деньги не только на очередной пересмотр ставок и окладов
врачей - учителей, но и на помощь особо "проблемным" регионам
в выплате им увеличивающейся с октября заработной платы. Значит,
опять обострятся проблемы зарплатной задолженности (это, кстати,
предсказывает и глава Счетной палаты Сергей Степашин).
Зарплатные проблемы сочетаются с абсолютно неэффективной
системой обязательного страхования, медицинского и социального,
которое в нормальных странах служит "спасательным кругом"
для человека, попавшего в кризисную ситуацию. Предполагаемое снижение
ставки Единого социального налога без реформирования страхования
еще больше усугубит положение работающих бедных. Другое дело, если
бы для облегчения налогового бремени, которое лежит на работодателях,
часть отчислений в социальные фонды делали сами работники - как
в большинстве развитых стран. Но о таком речь может идти лишь при
условии увеличения зарплат.
Мифы
Конечно, это правда, что расходы на здравоохранение или образование
увеличатся в 2004-м больше, чем на оборону (соответственно, 22,5,
20,6 и 19,4 процента). Вот только абсолютные суммы несопоставимы.
Есть и 16-процентная прибавка на "социальную политику",
но она мало чего стоит, если сопоставить ее с темпами роста потребительских
цен.
33-процентное повышение зарплаты бюджетников в октябре
заранее съедено предыдущей инфляцией (ставки не менялись с декабря
2001 года). В некоторых регионах, кстати, до сих пор расхлебывают
последствия прибавки почти двухлетней давности: задолженность по
зарплате медикам - 498 млн. рублей, учителям - 312 млн. Выступая
перед депутатами, премьер-министр заявил о наличии неких финансовых
резервов, благодаря которым можно будет разруливать возникающие
на местах зарплатные осложнения. Но обещание не обнадеживает. Во
всяком случае, средств, предусмотренных в проекте бюджета (10 млрд.
рублей из 100 млрд., которые должны изыскать регионы) на это явно
не хватит.
И уж совсем напрасно во время обсуждения бюджета в Думе
Михаил Касьянов вспомнил об идее реформирования оплаты труда в бюджетной
сфере и пообещал ее реанимировать. Реформа была отложена в долгий
ящик не оттого, что идея плоха, а потому, что менять единую тарифную
сетку на отраслевые системы не имеет никакого смысла при нынешнем
уровне зарплат: у подавляющего большинства бюджетников они колеблются
вокруг прожиточного минимума.
Гири на ногах
Даже у думских центристов возникли сомнения в достаточности "социальной
направленности" бюджета-2004. Лидер фракции ОВР Вячеслав Володин
поинтересовался у премьера, как именно правительство собирается
бороться с бедностью. Единственным способом решения проблемы Михаил
Касьянов назвал... грядущее удвоение ВВП.
Однако сам по себе рост экономики автоматически не ведет
к улучшению благосостояния граждан. Профессор Ржаницына, например,
предлагает сравнить два показателя: с 1998 по 2003 год российский
ВВП увеличился на 26 процентов, а реальные доходы на душу населения
(доходы, рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные
"на инфляцию") - всего на 8 процентов. Причем наибольшими
темпами растет уровень жизни у наиболее обеспеченных. Между тем
во всем мире давно поняли, что бедность населения - одно из серьезных
препятствий для развития экономики. Впрочем, удвоить ВВП планируется
лишь к 2010 году. Означает ли это, что на выполнение президентского
пожелания искоренить бедность наложен многолетний мораторий?
Еще понятно, если бы речь шла лишь о так называемых
"социально не защищенных" (пенсионерах, инвалидах и т.п.):
терпите, пока государство разбогатеет и сможет оказывать вам более
весомую помощь. Но должен ли многомиллионный отряд педагогов и медиков
- здоровые, высококвалифицированные люди - ставиться в такое же
положение ожидания? Этот вопрос не к проекту бюджета, но в связи
с ним. Почему-то из года в год проблема финансирования социальных
отраслей рассматривается в отрыве от их реформирования. Давно известно,
что государственные деньги в этих отраслях расходуются неэффективно
и такая "черная дыра" проглотит все, сколько ни дай. Но
если обновление образования, по крайней мере, началось, то здравоохранение
уже который год топчется на стадии программ и проектов. Речь даже
не о буксующей реформе обязательного медицинского страхования, а
о кардинальном изменении организации всей системы медицинского обслуживания.
Но когда делят деньги - не до разговоров о системе. А когда деньги
уже поделены - какой смысл?
В общем, нет у власти стимула всерьез думать о "социалке".
Так, обуза для бюджета. И похоже, слишком уж узкий круг людей имел
в виду Михаил Касьянов, призывая депутатов проголосовать за бюджет,
реализация которого увеличит средний класс - группу "самодостаточных
граждан, которые могли бы собственной головой и руками обеспечить
свою семью". Остальные могут расслабиться: с их проблемами
"разобрались" уже на старте бюджетного процесса.
КОММЕНТАРИЙ
Бюджет правильной ориентации
Владислав Резник, депутат Госдумы ("Единство")
Интересы населения учитываются не только в социальных
статьях проекта бюджета-2004. Для специалистов важно, например,
что доля непроцентных расходов несколько возросла - с 88,5 до 89,2
проц., а вот доля налоговой нагрузки в ВВП снижается на 0,6 проц.
В целом можно сказать, что новый бюджет социально ориентирован -
значительная часть средств предусмотрена на развитие образования,
здравоохранения, социальной политики. Отдан приоритет повышению
денежного содержания военнослужащих и заработной платы бюджетникам.
Увеличилась помощь из федерального бюджета регионам - с 258 млрд.
рублей в текущем году до 272 млрд. в будущем году. Центристским
фракциям Госдумы правительство пообещало выделить регионам еще 20
млрд. рублей на заработную плату бюджетникам.
Кто-то подсчитал, что претензии центристских фракций
к правительственному проекту бюджета весят минимум 4 млрд. рублей.
Это без дополнительных выплат заработной платы бюджетникам в регионах
и увеличения гособоронзаказа. Речь идет в основном о поддержке социальной
направленности нового бюджета: о жилье пожарным, льготах донорам,
борьбе с туберкулезом и СПИДом, выделении квартир молодежи, программе
"Ветхое жилье".
При этом правительству приходится решать противоречивые
задачи: с одной стороны, надо снижать налоги, а с другой - нести
социальные расходы и поддерживать на должном уровне оборону и безопасность
страны.
А про зарплаты забыли
Игорь Артемьев, депутат Госдумы ("Яблоко")
Социальный аспект проекта бюджета абсолютно инерционный.
В этом году, например, запланировано повышение зарплат с 1 октября.
В 2004 году ничего такого не предусматривается. В части социальных
выплат из региональных бюджетов ситуация даже ухудшается. Обещанные
компенсации зачастую меньше, чем потери, понесенные регионами в
связи с перераспределением средств в пользу центра. А что касается
таких вопросов, как борьба с крайней нищетой - одна пятая населения
живет у нас на грани физического выживания, - на этот счет не предполагается,
похоже, делать ничего.
Можно было бы, например, за счет сокращения пособий людям, которые
в них не нуждаются, резко увеличить пособия тем, кто сам не в состоянии
зарабатывать себе на жизнь. С самых высоких трибун говорится о том,
что на выполнение всех социальных обязательств государства требуется
7 трлн. рублей. Которых, естественно, нет и в ближайшее время не
будет. Но по нашим подсчетам, на борьбу с бедностью достаточно было
бы и 210 млрд. руб. - это примерно 10 процентов федерального бюджета,
и изыскать их можно. Кроме того, для серьезного изменения ситуации
в течение 2004 года правительство должно внести в Думу соответствующие
законопроекты, которые зададут направление социальной реформы. Интересно,
что у министров подобные идеи встречают понимание, однако лидеры
большинства фракций слишком заняты избирательной кампанией.
Рост благосостояния в разных доходных группах (доля
группы в общей численности населения, в %)
Ежемесячный среднедушевой доход
|
I полугодие 2002 года
|
I полугодие 2003 года
|
менее 1000 рублей
|
9,2
|
4,7
|
1000 — 1500 рублей
|
12,7
|
8,2
|
1500 — 2 тысячи рублей
|
13,2
|
9,9
|
2 — 3 тысячи рублей
|
21,6
|
19,1
|
3 — 4 тысячи рублей
|
14,5
|
15,3
|
4 — 5 тысяч рублей
|
9,4
|
11,2
|
5 — 7 тысяч рублей
|
10,1
|
14
|
свыше 7 тысяч рублей
|
9,7
|
17,6
|
(По данным Госкомстата РФ)
Татьяна СКОРОБОГАТЬКО. "Московские Новости",
23 сентября 2003 года
|