Rambler's Top100

№ 115 - 116
2 - 15 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Доклад о международной миграции за 2002 год

Диалоги с диаспорой

Иммиграция в США, русская и иная

Политика Китая в отношении внешней миграции

Мусульмане во Франции

Статистика научных кадров в РФ

Политика Китая в отношении внешней миграции

Хоу Вэнъчжу
(Полностью опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока" №6 2002 год, с. 121-140)

Политика экспорта рабочей силы

Экспорт рабочей силы начался в Китае в 1977 году и получил довольно быстрое развитие сравнительно с другими странами, экспортирующими рабочую силу. По данным Министерства труда и социального обеспечения, за период с 1979 по 1988 год среднегодовой рост экспорта рабочей силы в Китае составил 47,1%, в Филиппинах, - 14,9%, в Индонезии - 22,4%, в Таиланде - 30,8%. С конца 1990-х годов по мере ускорения процесса реформ экспорт рабочей силы из Китая значительно возрос.

Несмотря на быстрое увеличение экспорта рабочей силы, его доля в общей численности населения составляет всего 0,08%, тогда как в Индии - 0,2%, в Бангладеш - 0,64%, в Пакистане - 0,8%, в Шри-Ланке - 1,2%, в Республике Корея - 2%, а в Филиппинах - 8%.

Китайские граждане, работающие за рубежом, могут быть подразделены на пять категорий:

  • Работники, занятые за рубежом в соответствии с международными трудовыми контрактами, заключенными между китайским правительством или китайскими фирмами, с одной стороны, и иностранными правительствами, фирмами и физическими лицами - с другой.
  • Работники, занятые за рубежом в соответствии с контрактами на выполнение международных проектов, заключенными между китайскими и иностранными фирмами на основании международных тендеров.
  • Эксперты и квалифицированные рабочие: такие как менеджеры, техники и наставники, работающие в китайских зарубежных фирмах.
  • Работники, нанимаемые иностранцами на китайской территории.
  • Индивидуалы, работающие за рубежом с помощью государственных агентов.

По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС), число контрактов на экспорт рабочей силы выросло в 1990 году до 17397 в 1995 году и до 23191 в 1998 году. Общая стоимость контрактов увеличилась с 0,478 млрд. долларов в 1990 году до 2,007 млрд. долларов в 1995 году и до 2,39 млрд. долларов в 1998 году.

Таблица 1. Китайские граждане, работающие за рубежом по международным трудовым контрактам

Годы

Численность работников

1982

23158

1983

17663

1984

27557

1985

24895

1986

18991

1987

31449

1988

39810

1989

41867

1990

36116

1991

68314

1998

290771

1999 (на конец сентября)

303631

Источники: Хэ Сянкай. Практика международной кооперации в область трудовых услуг. Пекин. 1994. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества, 2001.

По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, число контрактов на выполнение международных проектов увеличилось с 920 в 1990 году до 2322 в 1998 году. Общая стоимость контрактов возросла с 2,125 млрд. долларов в 1990 году до 7,484 млрд. долларов в 1995 году и до 9,243 млрд. долларов в 1998 году. Численность китайских граждан, работающих за рубежом по контрактам на выполнение международных проектов, представлена в таблице 2.

Таблица 2. Китайские граждане, работающие за рубежом по контрактам на выполнение международных проектов

Годы

Численность работников

1982

8470

1983

13056

1984

21910

1985

30640

1986

27403

1987

31300

1988

30024

1989

23591

1990

21823

1991

21523

1998

61077

Источники: Хэ Сянкай. Указ. соч. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества, 2001.

Китайские работники за рубежом заняты в разных отраслях, но больше всего - в строительстве (таблица 3). Подсчитано, что за период с 1986 года по 1990 год китайские граждане, работающие за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы и по контрактам на выполнение международных проектов, заработали 168 млрд. долларов.

Таблица 3. Распределение китайских граждан, работающих за рубежом, по профессиям согласно платежам по контрактам (миллионов долларов)

 

1986

1987

1988

1990

Итого

Инженеры по информатике и компьютерам

23

50

284

642

1121

Медицинские работники

40

170

115

865

1526

Специалисты и техники

325

601

1261

726

3649

Моряки

1411

1720

2829

8833

25885

Работники сельского хозяйства

2767

754

255

974

5177

Повара

505

721

1361

1587

4953

Строительные рабочие

4101

5976

10404

16587

48683

Текстильщики

1247

2476

2778

4218

16527

Работники промышленности стройматериалов

416

3943

1702

1178

11759

Машиностроители

1404

900

1287

3479

7452

Прочие

4776

6771

13609

8276

39947

Итого

17018

24073

35885

47815

167927

Источник: Оценки Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, 1994

Для того чтобы расширить экспорт рабочей силы и укрепить руководство обслуживанием китайских граждан, работающих за рубежом, Госсовет поручил Министерству экономики и торговли ведать кооперацией услуг, оказываемых зарубежным работникам, включая установление связей на правительственном уровне, и уполномочил Министерство труда взять на себя заботу по защите законных прав и интересов работающих за рубежом.

14 ноября 1992 года Министерство труда приняло "Правила по управлению зарубежной занятостью", направленные на использование каналов занятости для работников, заинтересованных в работе за рубежом, на усиление управления обслуживанием работающих за рубежом, на защиту их прав и интересов и предотвращение несанкционированной эмиграции. С этого момента государственные фирмы, занятые экспортом рабочей силы, должны были следовать предписаниям этого документа. Выступая в качестве посредников, эти фирмы взимают плату как с работников, направляющихся за границу, так и с их зарубежных нанимателей. Эти фирмы предоставляют следующие услуги: обеспечение китайских граждан информацией о возможностях трудоустройства за границей, набор китайских работников, желающих работать за рубежом, консультирование работников при заключении контрактов занятости или соглашений с зарубежными нанимателями, предложение китайским работникам профессионального обучения до их отъезда из Китая, оказание помощи работникам при выполнении необходимых процедур до отъезда из Китая и защита законных прав и интересов работающих за границей. Со своей стороны, работающие за рубежом должны депонировать в посреднических фирмах определенную сумму, которая возмещается по их возвращении в Китай.

Контракты или соглашения по трудоустройству заключаются между работниками и посредническими фирмами. Соглашение должно основываться на принципах равенства, свободного волеизъявления и переговоров. Содержание соглашения обычно определяет условия труда, сроки действия1 продолжительность рабочего дня, заработную плату, права и обязанности.

Работающие за рубежом должны соблюдать законные условия занятости, установленные принимающей страной. В период занятости работники обязаны следовать законам принимающего государства. Посреднические фирмы несут ответственность за нарушение названных законов работниками, которых они набрали.

Политика китайского правительства в отношении экспорта рабочей силы различается по видам применительно к квалификации и месту назначения работающих за рубежом.

Виды экспорта рабочей силы

Для расширения экспорта рабочей силы используются и усиливаются традиционные виды экспорта рабочей силы посредством контрактов на выполнение международных проектов. В Китае введена и новая, более автономная, форма экспорта рабочей силы, использующаяся во многих развивающихся странах. Эта форма не связана с контрактами на выполнение проектов. Ее применяют обычно при отправке за рубеж тех, кто занят тяжелым ручным трудом, например в угледобыче, на земляных работах, на очистных сооружениях, в строительстве и прокладке дорог, на погрузке и разгрузке в портах. Эти работы не требуют высокого уровня образования и технических навыков. Китай обладает богатыми трудовыми ресурсами, и у него нет проблем в удовлетворении спроса на рабочую силу зарубежных рынков. Это побуждает китайское правительство заключать с иностранными правительствами двусторонние и многосторонние соглашения на экспорт рабочей силы. Контракты на экспорт рабочей силы заключают также соответствующие китайские фирмы с иностранными нанимателями.

Квалификация работников

Китайское правительство полностью осознает, что экспорт рабочей силы должен удовлетворять спрос международных рынков труда на работников низкой, средней и высокой квалификации. К высококвалифицированным работникам принадлежат инженеры высших разрядов, эксперты, специалисты и ученые. Согласно исследованиям, проведенным Министерством труда и социального обеспечения, в развитых странах существует спрос на программистов: в США не хватает около одного миллиона программистов, в Японии - около 200 тысяч. В программистах нуждаются также Германия и другие европейские страны. К работникам средней квалификации относятся профессионалы и эксперты, например, специалисты по китайской медицине, тренеры по китайским боевым искусствам, мастера по цигуну, специалисты в области сельского хозяйства, артисты и т.п. Экспорт работников более низкой квалификации включает, помимо строителей, также сиделок, санитарных работников, шахтеров и нефтяников.

Место назначения работников

Китайские фирмы поощряют осуществлять организованный экспорт работников во все страны и регионы, испытывающие потребность в работниках. В таблице 8 показано распределение китайских граждан, работающих за рубежом, по различным регионам за период с 1982 года по 1991 год. Перспективы на будущее могли бы включать Россию, чья огромная территория нуждается в развитии. Ей требуются овощеводы, лесорубы, строители, специалисты по китайской медицине. Киргизстану, Казахстану, Таджикистану и Монголии также, весьма вероятно, понадобятся работники из Китая. Как сказано выше, США, Германии, Японии нужны программисты, которых может поставить Китай.

Таблица 4. Региональное распределение китайских граждан, работающих за рубежом, в 1981-1991 годах

 

Ближний Восток

АТР

Африка

Европа

Северная Америка

Южная Америка

Прочие

Итого

1982

28040

1078

1192

402

33

128

31771

1983

24903

2197

3073

347

199

180

30971

1984

37714

4693

5446

406

317

179

1216

49975

1985

38051

5907

7863

470

806

340

2827

56264

1986

27081

7407

9056

503

1146

559

310

47062

1987

36619

12255

10312

1836

2468

589

66

64145

1988

32306

19148

12463

2787

2557

585

1038

70884

1989

12386

25161

11105

6418

3480

765

2140

67066

1990

4230

23671

11997

7341

5473

1026

4192

57939

1991

3375

47923

12536

10610

7025

1366

6972

89837

Итого

251713

85043

85043

31153

23504

5725

18716

365914

Источник: Хэ Сянъкай. Указ. соч.

Общая стоимость контрактов на экспорт рабочей силы и проектных контрактов в 1998 году составила 16 млрд. долларов. Как показано в таблице 5, больше всего контрактов на китайскую рабочую силу заключается с другими азиатскими странами.

Таблица 5. Стоимость контрактов на экспорт рабочей силы (тысяч долларов)

Регион

Итого

Проектные контракты

Контракты на экспорт рабочей силы

Консультации по дизайну

Азия

11773230

9243160

2389600

140470

Африка

2019120

1870640

144140

4340

Европа

489923

238800

246230

4200

Южная Америка

153030

103760

48370

900

Северная Америка

321760

111070

203900

6810

Тихий океан

149630

99690

47900

2040

Прочие

1740280

1496890

151420

91970

Итого

16646280

13164010

3231560

250730

Источник: Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества. 2001

Защита основных прав и интересов своих граждан, работающих за рубежом, составляет важный компонент правительственной политики по экспорту рабочей силы. Правительство требует, чтобы все китайские фирмы, занятые международной кооперацией в сфере труда, соблюдали законы и распорядки Китая и стран, импортирующих рабочую силу, осуществляли свою деятельность в соответствии с заключенными контрактами, защищали законные права и интересы китайских работников и выполняли требования соответствующих департаментов других стран.

Необходимо отметить, что, в соответствии с международными соглашениями, китайское правительство строго запрещает любые формы несанкционированной внешней миграции, включая как незаконную иммиграцию, так и незаконную эмиграцию.

Привлечение иностранных экспертов в Китай

С 1978 года все больше иностранцев с разными целями приезжают в Китай: чтобы реализовать строительные проекты, учиться в университетах и институтах, вести научные исследования или заниматься различным бизнесом. Иностранцы, посещающие Китай, - это персонал, занятый на дипломатической и иной государственной службе, бизнесмены, эксперты, специалисты, исследователи и ученые, студенты, туристы, люди, навещающие родственников и друзей, те, кто ищет работу, и другие.

Число иностранных туристов, посещающих Китай, растет. В 1985 году было 17,83 миллиона посетителей, в 1990 году - 27,46 миллиона, в 1997 году - 57, 59 миллиона. Они представляли разные страны и регионы, но больше всего - Японию, Россию и США (таблица 6).

Таблица 6. Иностранные посетители Китая в 1978-1997 годах (миллионов)

Страна

Число посетителей

Япония

158,2

Россия

81,4

США

61,6

Малайзия

36,1

Сингапур

31,7

Филиппины

27,7

Великобритания

22,8

Германия

18,5

Канада

17,4

Таиланд

16,9

Австралия

15,7

Франция

13,1

Швейцария

3

Новая Зеландия

2,8

Итого

742,8

Источник: ГСУ КНР и Министерство труда и социального обеспечения. 1999. С. 143

Международная организация туризма прогнозирует, что в 2020 году число иностранцев, которые посетят Китай, достигнет 137 миллионов, что составит 8,6% мирового туристического рынка. В XXI веке Китай стремится стать туристической сверхдержавой, страной номер один среди стран, куда стремятся туристы со всего мира. Многие иностранные туристы, посещая Китай, приносят большой валютный доход.

Чтобы стимулировать туризм, некоторым городам и районам, как например Шэньчжэню и Хайнаню, центральное правительство недавно разрешило предоставлять иностранцам ряд льгот. Иностранцы, желающие совершить путешествие в Шэньчжэнь, могут получить пятидневную визу. Те, кто хочет посетить другие места, помимо Шэньчжэня, или продлить свое пребывание могут получить разрешение от Шэньчжэньского городского бюро общественной безопасности. Провинция Хайнань предлагает безвизовый режим для туристов из 21 страны2.

Наряду с туристами правительство стремится привлекать иностранных экспертов на работу в Китай с тем, чтобы ускорить переход к рыночной экономике. Иностранные эксперты рассматриваются как составная часть процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и обороны страны. Нужны высший управленческий персонал, ученые, техники, инженеры и другие высококвалифицированные люди. Долгосрочная стратегия китайского правительства для удовлетворения этой потребности включает посылку студентов и научных работников на учебу за рубеж.

Принципы привлечения иностранных экспертов на работу в Китай сформулированы во "Временных правилах для агентств, организующих работу иностранных экспертов в Китае", принятых 25 августа 1995 года. Соответствующие агентства, включенные в эту программу, несут следующие обязанности:

  • Определяют квалифицированных иностранных экспертов, желающих работать в Китае. Иностранные эксперты должны быть в состоянии обеспечивать технический инструктаж, консультации, профессиональное обучение, чтение лекций и проведение исследований.
  • Помогают иностранным экспертам выдвигать и изучать проекты, проводить маркетинговые исследования, анализировать процессы менеджмента и консультировать лиц, принимающих решения в Китае.
  • Проводят предварительную подготовку экспертов к работе и оказывают им помощь.

Для укрепления административного управления занятостью иностранцев в Китае 22 января 1996 года были приняты "Правила административного управления занятостью иностранцев в Китае". Иностранцы, стремящиеся получить работу в Китае, должны удовлетворять следующим условиям:

  • Быть в возрасте 18 лет и старше.
  • Обладать хорошим здоровьем.
  • Располагать профессиональными знаниями и опытом работы, необходимыми для желаемого трудоустройства.
  • Не иметь криминального прошлого.
  • Иметь четко определенного нанимателя.
  • Иметь действующий паспорт или иные международные проездные документы, его заменяющие.

Получив санкцию правительства, наниматели должны обратиться за разрешением на трудоустройство иностранцев, которых они хотят пригласить. В соответствии с правилами, освобождаются от получения лицензии и разрешения на трудоустройство иностранцы, отвечающие следующим условиям:

  • Те, кто нанимаются непосредственно китайским правительством или китайскими правительственными агентствами и занимают высокие технические должности или обладают особыми знаниями, признанными их отечественными или международными властями или профессиональными ассоциациями, или имеют сертификат иностранного эксперта, выданный китайским Бюро по делам иностранных экспертов.
  • Иностранные рабочие со специальной подготовкой, которые работают на нефтепромыслах в офшорной зоне и не нуждаются для своего трудоустройства в посещении материка и получении "разрешения на работу для иностранного персонала, занятого в Китайской Народной Республике".
  • Иностранцы, которые осуществляют коммерческие развлекательные представления с разрешения Министерства культуры и имеют "разрешение на временные коммерческие представления".

Иностранцы могут быть освобождены от получения лицензии на трудоустройство и обратиться непосредственно после прибытия за разрешением на трудоустройство, представив свои визы занятости и соответствующие документы, если они относятся к одной из следующих категорий:

  • Иностранцы, занятые в Китае в соответствии с соглашениями или договоренностями, достигнутыми между китайским правительством и иностранными правительствами или международными организациями и направленными на реализацию китайско-иностранных проектов сотрудничества и обмена.
  • Иностранцы, занятые в качестве представителей постоянных офисов иностранных предприятий в Китае.

Начиная с 1990-х годов правительство ввело ряд льгот для поощрения использования иностранных экспертов в Китае. В Шанхае недавно были провозглашены следующие установки:

  • Заработная плата, выплачиваемая китайскими нанимателями иностранным экспертам, не должна быть ниже стандартов, устанавливаемых правительством.
  • Правительство гарантирует денежную помощь работающим в Китае иностранным добровольцам.
  • Иностранным экспертам предоставляются льготы при поездках, обмене валюты и покупках товаров.
  • Эксперты, отличившиеся выдающимися достижениями в Китае, награждаются почетными званиями, бонусами, сертификатами и медалями.

Иностранные эксперты привлекаются в Китай по приглашению правительства либо на работу в правительственных проектах, либо в фирмах, имеющих партнерские отношения с зарубежными фирмами и международными организациями, либо по поручению иностранных фирм, имеющих инвестиции в Китае.

Число иностранных экспертов, работающих в Китае после 1993 года, превысило 70 тысяч. Их общая численность за период с 1978 года по 1997 год в 21 раз превзошла общую численность за 30 лет до 1978 года. Иностранные эксперты работают почти во всех сферах: в народном хозяйстве, науке, технике, образовании и культуре.

Наряду с экспертами, китайские наниматели нуждаются также в квалифицированных иностранных рабочих. Однако никаких специальных льгот для квалифицированных и обычных рабочих не предусмотрено, поскольку в Китае нет недостатка в трудовых ресурсах и цена труда в целом невелика.

Необходимо отметить, что в Китае наниматель и иностранный наемный работник в соответствии с законом заключают трудовой контракт на срок не более пяти лет. Такой контракт может быть возобновлен по завершении расчетов. В этом случае наниматель должен за тридцать дней до истечения срока контракта подать просьбу в органы, ведающие управлением труда, о продлении условий занятости и, по получении согласия, пройти необходимые формальности для продления разрешения на занятость. Как указано выше, заработная плата иностранного наемного работника не может быть ниже минимальной зарплаты в данной местности. Продолжительность рабочего дня, отдыха и отпуска, безопасность труда и социальное обеспечение иностранных наемных работников определяются, исходя из соответствующих установок государства.

Политика в отношении незаконной внешней миграции

Выше описанная политика экспорта рабочей силы относится исключительно к тем, кого в плановом порядке набирают или привлекают государственные посреднические фирмы. Отдельные люди могут также своими силами искать работу за рубежом. Однако государство выступает против любого вида и любой формы несанкционированной внешней миграции и проводит курс на строгое наказание и пресечение незаконной внешней миграции. Эта политика включает следующие элементы:

  • У тех, кто нелегально прибывает в Китай или покидает его, используя недействительные паспорта или иные удостоверения, эти документы конфискуются, а сами они, независимо от гражданства, подвергаются уголовному преследованию по соответствующим законам.
  • Те, кто подделывает, изменяет, злоупотребляет, передает, покупает или продает визы и паспорта, подвергаются штрафу и задержанию на срок до 10 дней. Серьезные нарушения преследуются по соответствующим законам.
  • Те, кто получил действенные сертификаты для въезда в Китай или выезда из него, предоставив ложную информацию, фальшивые документы или дав взятку, получают предупреждение или задерживаются на срок до 5 дней. Иностранцам, допустившим серьезные нарушения, может быть предписано покинуть Китай в течение определенного срока. Против китайских граждан и иностранцев, допустивших нарушения, достаточно серьезные, чтобы квалифицироваться как преступления, возбуждается уголовное дело.
  • Китайские граждане, обманывающие государственные органы при запросах на выдачу паспорта, задерживаются на срок до 5 дней или получают запрет на выезд за рубеж на срок от одного года до пяти лет в случае серьезных нарушений.

В целях противодействия незаконной внешней миграции китайское правительство применяет суровые меры к "змеиным головам", планирующим и организующим такого рода деятельность. Эти лица имеют связи с международными синдикатами. В провинции Фуцзянь, где незаконная внешняя миграция свирепствует, местное население тесно сотрудничает с соответствующими органами, особенно - ведающими общественной безопасностью, для обмена информацией.

На китайских пограничных постах представители властей могут воспрепятствовать выезду китайских или иностранных граждан в случае, если они предъявили недействительный документ на выезд, документ, принадлежащий другому лицу, поддельный или измененный документ. Кроме того, китайским или иностранным гражданам запрещено покидать Китай, если против них возбуждено уголовное дело, если им запрещен выезд народным судом в связи с неурегулированным гражданским спором или если они ожидают решения в связи с любым нарушением соответствующего законодательства, которое требует дальнейшего расследования.

Иностранцам въезд в Китай запрещается в следующих случаях: если они высланы китайским правительством, если считается, что по прибытии в Китай они могут участвовать в террористической, насильственной и подрывной деятельности, если считается, что они по прибытии в Китай могут заниматься контрабандой, сбытом наркотиков или проституцией, если они страдают умственными рассройствами, проказой, СПИДом, венерическими заболеваниями, туберкулезом или другими инфекционными болезнями, если они не могут гарантировать оплату своих расходов в период пребывания в Китае и если считается, что они могут быть замешаны в иной деятельности, направленной против национальной безопасности и интересов Китая.

Международные соглашения по социальному обеспечению

Согласно правилам управления социальным обеспечением, принятым Госсоветом и местными властями, начиная с 1997 года и по сей день премии по социальному страхованию выплачиваются только в пределах китайской территории. Однако, как цель и как тенденция, различные профессии и мастерство китайских работников приобретают все больше международное значение, особенно после вступления Китая в ВТО в 2001 году. Сегодня миллионы китайских работников и обычных людей трудятся в других странах или посещают их как туристы. Эта тенденция требует, чтобы блага социального обеспечения действовали и за рубежом или представлялись в других странах. С другой стороны, все больше иностранных работников, экспертов и обычных людей в качестве туристов посещают Китай. Нельзя отрицать, что здесь также есть проблема выплаты денег по социальному обеспечению.

Для защиты прав и интересов международных мигрантов в сфере социального обеспечения перед правительствами стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу, должна быть, очевидно, поставлена проблема глобализации льгот по социальному обеспечению. Китай, без сомнения, стоит сегодня перед этой проблемой. Также несомненно, что китайская политика внешней миграции не может беспрепятственно проводиться без успешного решения этой проблемы. В этой связи китайское правительство рассматривает ее как свою срочную задачу.

По мнению автора, для решения этой неотложной задачи китайское правительство может воспользоваться хорошим примером или, по меньшей мере, иметь его в виду. Широко известно, что государства-члены Европейского Союза, такие, как Германия, Франция, Греция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания и другие, заключили друг с другом и с рядом других стран, в особенности европейских, двусторонние или многосторонние соглашения о социальном обеспечении, стремясь предотвратить возможные невыгоды для международных мигрантов, включая работников, экспертов и туристов. Для Китая, по моему мнению, практическая реализация этой задачи потребует в ближайшем будущем немалого и упорного труда. Например, в Китае должен быть сформулирован и принят надежный закон о социальном обеспечении, который мог бы послужить основой для подписания любых двусторонних и многосторонних соглашений по проблеме социального обеспечения с заинтересованными странами. К сожалению, однако, такого рода законы пока что не разработаны и не введены в практику. Как известно, общий Закон о труде принят только недавно, хотя трудовая регламентация имеет полувековую историю с момента создания Китайской Народной Республики в начале 50-х годов прошлого столетия. Плюс к этому, выплаты по социальному страхованию должны гарантироваться двусторонними соглашениями по социальному обеспечению в случаях болезни, инвалидности, старости, материнства, предоставляться оставшимся в живых иждивенцам, равно как и лицам, пострадавшим от несчастных случаев на работе или от профессиональных заболеваний, но в Китае эти виды социального страхования сегодня далеки от совершенства. Так, ни один из подобных законов о социальном страховании еще не разработан.

Широко признано, что солидное международное соглашение по социальному обеспечению должно базироваться на следующих посылках:

  1. Все лица, охватываемые им, пользуются одинаковым статусом в отношении их прав и интересов в вопросах социального обеспечения
  2. Пребывание в одной стране или контрактующем государстве в целом дает статус, равный с пребыванием в других странах.

Очевидно, что китайская реальность сегодня далека от указанных требований, но, как говорится, ничто не дается без усилий. Китайское правительство и китайский народ уверены, что они сумеют добиться решения упомянутых задач, хотя им и придется пройти еще немалый путь.

В настоящее время китайская политика в отношении внешней миграции включает два компонента: политику по экспорту рабочей силы и политику по привлечению иностранных экспертов. И та, и другая являются составными частями курса Китая на реформы и открытость. Экспорт рабочей силы из Китая до 1978 года был ограничен. Он особенно ускорился в 1990-х годах в связи с интеграцией китайской экономики в мировую экономику. Китай стал экспортировать все больше работников в различные регионы. Китайское правительство поощряет организованный экспорт рабочей силы, осуществляемый уполномоченными фирмами. По данным Министерства труда и социального обеспечения, эти фирмы обеспечили занятость за рубежом в конце 1998 года 60 тысяч работников, а в 1999 году - 100 тысяч. Китайские граждане работают в области сельского хозяйства, швейного дела, строительства и питания более чем в 10 странах и регионах. Вопреки предположениям, что Китай экспортирует рабочую силу, чтобы решить проблему занятости, экспорт рабочей силы ни в коей мере не может служить значительным выходом для страны с населением в 1,3 млрд. человек.

Комментарий

Статья профессора Хоу Вэньчжу, посвященная государственному регулированию экспорта и импорта рабочей силы в Китае, полагаю, привлечет внимание не только специалистов, но и широкой публики. Политика китайского государства в этом вопросе, представляющая жизненно важный интерес для России, трактуется в нашей прессе неоднозначно, и прояснение ее для нашего читателя таким видным исследователем, каким является профессор Хоу Вэньчжу, возможно, будет способствовать формированию более трезвых, лишенных аффектации взглядов.

Особенно важным для России представляется китайский опыт государственного регулирования экспорта рабочей силы. На то есть, по меньшей мере; две причины. Во-первых, известно, какой колоссальный ущерб причинила и продолжает причинять российской экономике, российской науке и образованию неконтролируемая утечка умов. Широко известно и то, что хаотично покидающие страну работники, причем не только умственного, но и физического труда, очень часто вынуждены соглашаться на условия, значительно худшие, чем те, на которые они могли бы рассчитывать, исходя из уровня своих знаний, умений, квалификации. Их законные права и интересы за рубежом практически никак не защищены. В этом отношении было бы весьма полезно как следует проанализировать китайскую практику, в особенности касающуюся деятельности государственных фирм, агентств по экспорту и импорту рабочей силы. Благодаря этой деятельности в выигрыше оказываются как государство, имеющее миллиардные доходы от этого вида экспорта, так и сами работники, получающие оптимальную цену за свой труд и чувствующие за своей спиной поддержку государства. Не остаются в накладе, разумеется, и сами фирмы.

Но, пожалуй, еще более значим для нас второй момент, место, которое отводит китайское государство экспорту рабочей силы в общей стратегии развития страны, во внутренней и внешней политике Китая. Профессор Хоу Вэньчжу предваряет анализ политики Китая в отношении внешней миграции рассмотрением итогов экономического роста страны за период реформ и положения в области занятости. Констатируя определенную напряженность в решении проблем трудоустройства работоспособной части гигантского населения Китая, он вместе с тем считает, что страна в состоянии справиться с этими нелегкими проблемами и делает важный вывод о том, что "Китай никогда не считал экспорт рабочей силы главным путем решения проблем занятости в городских районах". В статье также фиксируется негативное отношение китайского государства к нелегальной эмиграции и характеризуются меры, принимаемые для ее пресечения.

Все это, разумеется, необходимо принимать во внимание. Вместе тем нельзя не видеть и того, что все, сделанное до сих пор в экономической и социальной сфере, пока не способствует уменьшению демографического давления на занятость. Несмотря на очень высокие темпы экономического роста, безработица в городах увеличивается, а в сельских районах нисколько не рассасывается колоссальный избыток рабочей силы.

Безработица в городах, по официальным китайским данным, которые фиксируют лишь зарегистрированных безработных, в конце 2000 года составляла 3,1%, в конце 2001 года - 3,6%, а в первой половине 2002 года - 3,8%. По оценкам Министерства труда и социального обеспечения, к концу 2002 года она может достичь 4,5%3. Но регистрируются далеко не все безработные. Официально публикуемая статистика городской безработицы не учитывает неработающих мужчин старше 50 лет и женщин старше 45 лет, а также сельских жителей, прибывших в город, но не сумевших найти там работу. Не считаются официально безработными т.н. "ся ган" - работники, уволенные с государственных предприятий, но сохраняющие с ними некую формальную связь и получающие определенное пособие. Исследователь из Центра изучения экономики Китая Пекинского университета Чжао Сяо называет регистрируемую безработицу "верхушкой айсберга"4.

Таким образом, реальная безработица в китайском городе существенно выше официально публикуемых данных (по некоторым сообщениям, Государственное управление статистики КНР располагает сведениями о фактической безработице, но они не обнародуются). По мнению специалистов из Института демографии Академии общественных наук Китая, она составляет 5-6%5. Существуют, однако, и еще более высокие оценки. В "Зеленой книге о населении и труде", изданной в 2002 году издательством той же Академии общественных наук Китая, говорится, что фактическая безработица достигла 7%6. Такой вывод был получен т.н. дельфийским методом7 - путем опроса специально отобранных пятидесяти с лишним наиболее известных экспертов по статистике труда и занятости и чиновников соответствующих правительственных ведомств, примерно в равной пропорции. Первые подняли планку реально существующей безработицы еще более высоко - до 8%, тогда как последние оценили ее в 6%. При этом почти три четверти специалистов полагают, что в ближайшие два года этот показатель может увеличиться еще на один-два процентных пункта.

Согласно методике, разработанной специалистами из Института труда и социального обеспечения и основанной на полевых исследованиях в различных районах Китая, показатель безработицы выше 7% означает вхождение в опасную, "красную" зону (следующую за предшествующими относительно благополучными зонами - "светлозеленой", "зеленой", "светложелтой и "желтой"). Пересечение этой черты подает сигнал тревоги в масштабе всей страны и требует принятия экстренных мер для снижения уровня безработицы и поддержки безработных, включая использование страховых фондов, внесение изменений в макроэкономическую политику, снижение ставки рефинансирования для стимулирования инвестиций, еще большую активизацию финансовой политики, увеличение потребления и т.п.8

Угрожающий характер такого уровня реальной безработицы определялся тем же дельфийским методом - путем экспертной оценки предельных масштабов безработицы, которые общество способно вынести. Переход за эту черту резко увеличивает общественное недовольство и факторы социальной нестабильности, стимулирует антиобщественную активность.

Некоторые специалисты считают, что сегодняшняя ситуация с безработицей - не просто угрожающая, но чрезвычайная, которая характерна для последней, "фиолетовой" зоны, начинающейся с уровня в 10%. Эту цифру называет, например, заместитель председателя Научного совета по структурным Реформам Госсовета КНР Ян Цисянь9.

Расчеты известного китайского экономиста, директора Центра исследований Китая Академии наук Китая и университета Цинхуа профессора Ху Аньгана определяют численность реально безработных в китайских городах на 1998 год в 15,4-16 миллионов человек. Плюс к этому 17 миллионов человек остались без работы на волостно-поселковых предприятиях после их закрытия в связи с нерентабельностью, неконкурентоспособностью и серьезным ущербом, наносимым ими окружающей среде. Итого - 32-33 миллиона человек. Избыток рабочей силы в деревне составлял не менее 150-160 миллионов человек10. Соответственно общая численность людей, нуждающихся в трудоустройстве, оценивается в 182-199 миллионов человек, или в 26-28,45% от общей численности занятых в городе и деревне в 1998 году11. Сохранение этой ситуации прогнозируется и на конец текущей 10-й пятилетки12.

Особенно тревожно, что безработными в китайском городе все чаще оказываются молодые люди в возрасте до 35 лет. Как показало исследование, проведенное Институтом труда Министерства труда и социального обеспечения в 62 городах страны, за последние два года численность этой когорты безработных возросла почти на 20%13. За это время удельный вес молодежи в общей численности безработных увеличился с 50 до 60%. Затруднения с устройством на работу испытывают многие молодые люди, в том числе и окончившие высшие учебные заведения. Сегодня работу находят только 70% выпускников высших учебных заведений, тогда как еще недавно без работы не оставался ни один абитуриент.

Для решения проблем трудоустройства не имеющих сегодня работы, рабочих и служащих, увольняемых с государственных предприятий с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности, избыточных сельских работников и, наконец, десятимиллионной армии молодых людей, ежегодно вступающих в рабочий возраст, китайское государство всеми мерами стремится поддерживать высокие темпы экономического роста. Считается, что при годовом росте экономики в 8% создается примерно 8 миллионов новых рабочих мест. Это означает, что в текущей 10-й пятилетке можно будет трудоустроить 40 миллионов человек, как раз столько, сколько планируется высвободить людей из сельского хозяйства. Такой простой расчет не только не оставляет никакой возможности для сокращения существующей городской безработицы, но, напротив, предполагает ее дальнейшее усугубление, поскольку не останется никакой возможности найти работу новому поколению работников, людям, демобилизующимся из армии, увольняемым в ходе сокращения штатов государственных предприятий и организаций. Их численность в общей сложности ежегодно увеличивается на 22-23 миллиона человек.

Повысить еще более темпы экономического роста вряд ли возможно. Во-первых, вследствие четко фиксируемой тенденции падения этих темпов за последние десятилетия, во-вторых, в связи с тем, что "перегрев" экономики неминуемо сопряжен с увеличением инфляции, что также доказано предшествующим опытом Китая, и, в-третьих, и это самое главное, простое наращивание темпов не ведет к адекватным успехам в смягчении безработицы.

Нерешенность проблем трудоустройства исчисляемого десятками миллионов контингента людей ведет к разрастанию нового для Китая слоя городской бедноты, создает угрозу политике реформ и в целом социальной и политической стабильности в стране14. Выход из складывающейся чрезвычайно тяжелой социальной ситуации усматривают в корректировке приоритетов социально-экономического развития и в изменении качества роста.

Весьма авторитетный Центр экономических исследований Государственного комитета по экономике и торговле опубликовал недавно доклад под весьма многозначительным заголовком: "О корректировке макроэкономической политики: от "стимулирования роста" повернуться к "полной занятости". В докладе констатируется, что после принятия курса на реформы и открытость экономический рост неизменно сопровождался обострением проблем занятости. Авторы доклада отмечают, что с уходом в прошлое экономики дефицита рынки страны переполнены избыточными товарами, но в дефиците остается самое главное - рабочие места, или, как они пишут, простая "чашка риса"15.

Как показывают расчеты, в первой половине 1980-х годов, когда среднегодовые темпы экономического роста достигали 10,77%, занятость росла на 3,32% в год. В первой половине 1990-х годов среднегодовые темпы роста экономики увеличились до 11,56%, а прирост занятости упал до 1,23% в год. Во второй половине 1990-х годов темпы экономического роста уменьшились до 8,30%, а занятость увеличивалась только на 0,96% в год16.

В Китае, как и в других странах, стремятся реализовать четыре главных приоритета макроэкономической политики: высокий уровень и высокие темпы экономического роста, высокий уровень занятости и низкий уровень недобровольной безработицы, стабильность цен и уравновешенность платежного баланса страны. На практике, однако, крайне трудно обеспечить одновременное достижение этих целей. Можно лишь попытаться на каждом этапе обеспечить их оптимальное сочетание, меняя в силу необходимости соответствующие акценты. Считается, что по мере созревания в Китае рыночной экономики проблемы сохранения и тем более наращивания темпов экономического роста должны отступать на второй план по сравнению с проблемами снижения безработицы, учитывая, что, как сказано выше, рост сам по себе не обеспечивает необходимое увеличение занятости.

Сегодня предлагается, таким образом, сделать больший упор на использовании главного сравнительного преимущества Китая - наличия огромных резервов дешевой рабочей силы. Это означает, во-первых, дальнейшие сдвиги в соотношении государственного и негосударственных секторов экономики в пользу последних, обеспечивающих более высокую и эффективную занятость, в т.ч. и для тех, кого выталкивает нерентабельный государственный сектор, и, во вторых, всемерное расширение сферы услуг, потенциально способной аккумулировать значительно больше рабочей силы, чем иные сферы17. Одновременно предусматривается значительное укрепление системы социального обеспечения и изменение направленности финансовой политики государства, до сих пор нацеленной, главным образом, на обеспечение высоких темпов экономического роста18.

Специалисты рекомендуют правительству вкладывать деньги преимущественно в трудоемкую экономическую и социальную инфраструктуру, особенно в сельских районах, включая строительство дорог, мостов, систем водоснабжения, электросетей, телекоммуникаций, центров медицинского обслуживания сельского населения, мелиоративных, водоохранных, противопаводковых сооружений. Аналогичные цели и задачи предусматриваются и для городов. Целесообразность инвестиций в тот или иной проект должна оцениваться прежде всего с точки зрения его потенциальных возможностей для привлечения избыточной рабочей силы и создания новых рабочих мест.

Осложнения с трудоустройством многомиллионных масс трудоспособного населения в городе и особенно в деревне, несомненно, оказывают возрастающее давление и на политику китайского государства в отношении внешней миграции. Решение или хотя бы смягчение проблем безработицы внутри страны могло бы уменьшить опасения по поводу возможного ослабления официальных ограничений на экспорт рабочей силы из Китая и, главное, укрепить уверенность в том, что на пути нелегальной миграции стоят надежные преграды. Но, как видно из сказанного, чтобы добиться такого эффекта, китайскому государству предстоит приложить немалые усилия, включающие и корректировку макроэкономического курса.

Перевод с английского и комментарий доктора исторических наук Я.М. БЕРГЕРА


1 - Соглашение действительно с момента подписания обеими сторонами (работником и фирмой) вплоть до окончания срока занятости. Если обе стороны достигают согласия о продлении занятости за месяц до окончания срока соглашения, оно возобновляется, число продлений не лимитируется. Срок действия контракта на трудоустройство обычно не превышает одного года. Посредническая фирма имеет право прекратить действие соглашения, если работник совершил следующее деяние: серьезно нарушил правила или кодекс поведения фирмы или зарубежного нанимателя, серьезно пренебрег обязанностями, был коррумпирован или замешан в иной противоправной деятельности, которая нанесла вред интересам фирмы, был осужден за уголовное преступление или представил посреднической фирме фальсифицированную информацию.
2 - Среди них - Япония, Сингапур, Филиппины, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Россия, Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, Швейцария и Нидерланды. Туристы из этих стран могут без визы посещать остров Хайнань на срок до 15 дней.
3 - Жэньминь жибао. 2002. 11 сентября.
4 - Цаинцзи жибао. 2002. 12 июля.
5 - Чжунго цзинцзи шибао 2002. 10 октября.
6 - Наньфан чжоумо. 2002. 13 июня
7 - Этот метод широко использовался с 40-х годов прошлого века известной американской аналитической компанией "Рэнд корпорейшн".
8 - Цзинцзи цанькао бао. 2002 6 марта.
9 - Чжунго цзинцзи шибао. 2002. 16 сентября.
10 - Ху Аньган. Куажу синь шицзе ды цзуйда тяочжань. Чжунго цзиньжу гао шие цзе-дуань (Самый большой вызов при вступлении в новый век: Китай входит в этап высокой безработицы). Чжунго жэнькоу кэсюэ. Пекин. 1999. N 6.
11 - Го Юнчжун. Данцянь вого шие жэнькоу вэньти ды сяньчжуан, чэньинь фэньси юй дуйцэ (Анализ состояния и факторов, определяющих проблемы безработного населения в Китае, и меры по их решению). Цзяосюэ юй яньцзю. 2002. N 2.
12 - Чжун Мижун. Шуи вэй Чжунгожэнь цзао фань вань (Кто даст китайцу чашку рису9)- Пекин, Чжунго цзинцзи чубаньшэ, 2001, с.17
13 - China daily. 2002. 13 June.
14 - Выборочные социологические исследования показывают, что более 90% "сяган" уволены с убыточных или прекративших работу предприятий. Месячный доход на одного человека в их семьях в 70% случаях не превышает 300 юаней (менее 40 долларов). Более половины уволенных с госпредприятий остаются без работы в течение трех и более лет. Устроиться на новую работу им очень трудно. Их средний возраст - 40 лет, половина из них имеет низкие разряды и никакой профессиональной подготовки. (Жэньминь жибао, 2002, 11 сентября). Согласно опросам, проводимым Институтом макроэкономики среди факторов, дестабилизирующих общество, городские жители в 1998 году на первое место ставили коррупцию, на второе - разрыв в доходах, а на третье - рост численности "сяган", в 1999 году рост безработицы вышел на второе место, непосредственно после коррупции. (Нu An-gang. China's employment problems: analysis and solutions. // World economy and China. Beijing, 2001, № 1).
15 - Чжунго цзинцзи шибао. 2002. 11 сентября.
16 - Лю Хун. Вэйлай 'ши нянь вого ды цзюе синши цзи дуйцэ (Ситуация с занятостью в Китае в предстоящее десятилетие и меры по ее улучшению) // Нанькай цзинцзи яньцзю. - Тяньцзинь. 2000. .N 4. С.43.
17 - По расчетам профессора Университета внешней торговли Цю Чжаосяна, на 1 миллион юаней, вложенных в тяжелую промышленность, создается 400 новых рабочих мест, в легкую промышленность - 700, а в сферу услуг - 1000. Доля сферы услуг в ВНП развитых стран достигает 50-60%, а в Китае - немногим более 30%. (Чжунго цзинцзи шибао, 2002, 16 сентября).
18 - С 1998 г., когда Китай стал проводить активную финансовую политику, по 2001 год включительно эта политика обеспечила создание 4-5 миллионов новых рабочих мест, на что было потрачено 510 млрд. юаней, полученных от реализации государственных облигаций. Другими словами, в расчете на одно рабочее место государственный долг увеличивался на 100-130 тысяч юаней. Если исходить из этого курса на стимулирование экономического роста путем увеличения государственного долга, то для предусмотренного в 10-й пятилетке создания примерно 16 миллионов новых рабочих мест понадобится от 1600 до 2080 млрд. юаней, что было бы непосильной ношей для китайских финансов. (Чжунго цзинцзи шибао, 2002, 11 сентября).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most