|
 |
Российская
эмиграция в Израиль |
 |
Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ
|
Сколько в России евреев и где они живут
Хотя численность евреев, как и всех остальных этнических
групп, в советских переписях фиксировалась, исходя из самоопределения
респондентами своей национальной (этнической) принадлежности, большинство
специалистов разделяют мнение, что данные советских переписей о
численности взрослого еврейского населения отражают ответы, которые
в основном совпадали с "официальной" национальностью,
записанной во внутренних паспортах.
Эта численность соответствует тому, что специалистами
принято определять как "ядро" еврейского населения1. Такое
"ядро" складывается из тех, кто при опросе (переписи)
называют себя евреями, или, в случае, когда это касается детей,
идентифицируются как евреи их родителями; оно не включает тех лиц
еврейского происхождения, которые указывают другую национальность.
Количественно может быть оценена и более широкая категория
- "расширенное" еврейское население; она включает всех
членов домохозяйств, в которых хотя бы одно лицо входит в "ядро"
еврейского населения2. В современной России "расширенное"
еврейское население значительно больше "ядра" еврейского
населения. Однако круг лиц, имеющих право на иммиграцию в Израиль
(алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении, еще шире.
Право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки
- все со своими законными супругами.
Последняя советская перепись была проведена в 1989 году,
так что мы имеем хорошую основу, опираясь на которую можно оценить
сокращение численности еврейского населения в период массовой эмиграции.
Первая постсоветская российская микроперепись, охватившая 5% общей
численности жителей страны по состоянию на 14 февраля 1994 года,
представила новые данные для оценки численности еврейского населения3.
Согласно переписи 1989 года, к началу массовой эмиграции
численность "ядра" еврейского населения в Российской Федерации
составила 570 тысяч человек (включая "татов")4. К 2001
году она снизилась примерно до 275 тысяч (табл. 2). Таким образом,
с 1989 года "ядро" еврейского населения сократилось на
52%. Абсолютная величина снижения численности (около 295 тысяч)
была лишь немногим меньше, чем за три десятилетия между 1959 и 1989
годами (310 тысяч).
Таблица 2. Численность "ядра" еврейского населения*
в России в 1989-2001 годах,
тысяч человек
Год
|
Всего
|
Москва
|
Cанкт-Петербург
|
Другие регионы
|
в т.ч. Еврейская автономная область
|
тысяч человек
|
1989
|
570
|
176
|
107
|
287
|
8,9
|
1994
|
409
|
135
|
61
|
213
|
7,7
|
1999
|
310
|
108
|
42
|
160
|
3
|
2001
|
275
|
...
|
...
|
...
|
...
|
в % к общей численности
|
1989
|
100
|
31
|
19
|
50
|
1,6
|
1994
|
100
|
33
|
15
|
52
|
1,9
|
1999
|
100
|
35
|
13
|
52
|
1
|
2001
|
100
|
...
|
...
|
...
|
...
|
*включая "татов".
Источники: Перепись населения 1989 года; микроперепись
населения 1994 года; оценки автора с использованием данных статистики
естественного движения и миграции населения.
На основе данных переписи 1989 года и микропереписи
1994 года можно получить также сопоставимые оценки численности "расширенного"
еврейского населения России. Согласно этим оценкам, численность
данной категории населения сократилась на 21% за первые пять лет
массовой эмиграции: с 910 тысяч человек в 1989 до 720 тысяч в 1994
году5. Таким образом, "расширенное" еврейское население
уменьшалось медленнее, чем его ядро. По той же оценке, соотношение
численности "расширенного" еврейского населения и численности
"ядра" еврейского населения увеличилось с 1,6 к 1 в 1989
году до 1,8 к 1 в 1994 году.
Основываясь на этой динамике, мы предполагаем, что к
1999-2001 годам соотношение между ними возросло до 1,9 к 1. Исходя
из этого, "расширенное" еврейское население можно приблизительно
оценить в 590 тысяч для 1999 года и 520 тысяч для 2001 года. Общая
численность тех, кто имеет право на эмиграцию из России в Израиль,
конечно, была больше этого количества. Таким образом, по нашей оценке,
за 12 лет массовой эмиграции (между 1989 и 2001 годами) "расширенное"
еврейское население сократилось на 43%.
Масштабы сокращения еврейского населения вследствие
его эмиграции были разными в разных регионах России. Для целей анализа
мы разделили всех евреев страны на три большие группы по месту проживания:
Москва, Санкт-Петербург (Ленинград) и другие регионы (провинция)
в целом за их пределами.
К началу массовой эмиграции наблюдались значительные
социально-экономические различия между евреями этих трех групп.
Судя по когортным данным переписи 1989 года об уровне образования,
большинство евреев Москвы и Ленинграда в возрасте до 40 лет принадлежало
к интеллигенции во втором поколении, что нельзя сказать о провинциальных
евреях. Поэтому мы можем предполагать большую культурную ассимиляцию
тех из них, кто проживал в обеих столицах.
Хотя большая часть евреев во всех частях России была
занята интеллектуальным трудом, между жившими в Москве и всеми остальными
существовали значительные различия в том, в каком секторе экономики
они работали. По данным переписи 1989 года, большинство московских
евреев было занято в непроизводственной сфере (64%), тогда как в
Ленинграде и в провинции - менее половины (47 и 46% соответственно)6
В 1989 году 31% всей численности "ядра" еврейского
населения России приходился на Москву, 19% - на Ленинград, половина
- на провинцию. К 1994 году, по данным микропереписи, территориальное
распределение изменилось: около трети от общего числа жили в Москве,
лишь 15% в Санкт-Петербурге и 52% в провинции. Отмеченные за пять
лет изменения были вызваны первой волной массовой эмиграции, которая
привела к более быстрому падению численности "ядра" в
северной столице (на 43%), чем в Москве (на 23%) или в провинции
(на 26%). В течение следующих пяти лет (с 1994 по 1999 год) снижение
численности было большим в Санкт-Петербурге (на 31%), чем в Москве
(на 20%) или в провинции (на 25%). По нашей оценке, к началу 1999
года доля евреев, живших в Москве, возросла до 35%, а в Санкт-Петербурге
она упала до 13% и, по-прежнему, 52% приходилось на провинцию. Как
видим, в течение всего десятилетия особенно быстро шло сокращение
численности еврейского населения Санкт-Петербурга. Обусловлено это
было, главным образом, более высокой его общей склонностью к эмиграции.
Однако свои особенности были характерны и для эмиграции в Израиль.
1 - См.: DellaPergola S. Modern Jewish Demography
// The Modern Jewish Experience / Ed. J. Wertheimer. N.Y., 1993.
P. 277.
2 - Ibid.
3 - Tolts M. The Interrelationship between Emigration
and the Socio-Demographic Profile of Russian Jewry // Russian Jews
on Three Continents /Ed. N. Lewin-Epstein e.a. L., 1997. P. 151.
4 - В советских переписях часть горских евреев учитывалась
отдельно как "таты". В приводимых оценках численности
еврейского населения мы включаем эту группу.
5 - Тольц М. Миграция российских евреев в 90-е гг.
//Международная миграция населения: Россия и современный мир / Под
ред. В.А. Ионцева. Вып. 4. М., 2000. С. 58.
6 - Более подробную информацию об этих трех группах
еврейского населения России к началу массовой эмиграции см: Tolts
M. The Interrelationship between Emigration and the Socio-Demographic
Profile of Russian Jewry. Pp. 164-171.
|