Rambler's Top100

№ 91 - 92
2 - 15 декабря 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Поколение, которое теряет Россия

Натиск психоактивных веществ

Курить начинают с 10 лет

Более 80% пятнадцатилетних россиян употребляют пиво

Почти половина молодежи знакома с наркотиками

Что, где, почем?

Есть ли лечение и профилактика?

Надо что-то делать

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Филипп Виссон. Демон среди нас. Philippe Visson. Le demon parmi nous (1969) Поколение, которое теряет Россия

Над темой номера работал
Александр Арефьев

Курить начинают с 10 лет

Никотиновая зависимость приводит к серьезным демографическим последствиям: пагубно сказывается на здоровье, ведет к онкологическим, сердечно-сосудистым и к 20 другим серьезнейшим заболеваниям; может отрицательно сказаться на здоровье будущих детей, особенно если курит девушка; значительно усиливает риск приобщения молодежи к потреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля8.

Результаты исследования свидетельствуют, что с 1990 по 2001 годы возраст начинающих курильщиков уменьшился с 15,2 до 10,1 года (табл. 1). Девушки, в среднем, начинают потреблять никотин на 1,5 года позже юношей. Среди 13-летних курит каждый второй (48%), в 16-17 лет - двое из троих (66%), а в 18 лет - трое из четверых (75,5%)9. Среди работающей молодежи (до 23-х лет) курильщиков 81,2%, среди тех, кто не работает и не учится - 83,2%, а среди учащихся намного меньше - 55%.

Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях, где, соответственно, ниже общая культура здоровья (рис. 1).

Рисунок 1. Доля часто курящих в составе молодежи из семей с разным уровнем благосостояния, %

Средняя норма потребления составляет 12 сигарет в день: у юношей - 14, у девушек - 10. Больше курят те, кто и не работает и не учится (15,7 сигарет в день) или уже работает (14,9). У учащихся норма меньше - в среднем 10,5 сигарет. Согласно собственным признаниям, курят часто - 31,7%, не очень часто - 23,5%, редко - 9,1%. Среди юношей курящих 68,6%, среди девушек - 53,9%. Если распространять результаты исследования на генеральную совокупность, получается, что 6,7 из 11 миллионов человек изучаемой возрастной группы с той или иной частотой потребляют никотин.

Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает молодежь, составляет 15 рублей 21 копеек. Таким образом, получается, что подростки и молодые люди 12-22 лет тратят на сигареты в год примерно 700 миллионов долларов. Такого серьезного покупателя табачные компании должным образом ценят, всячески поощряя курение, проводя конкурсы, шоу с разыгрыванием блоков сигарет, предлагая бесплатно насладиться вкусом и ароматом сигарет раскрученных марок. Многозначителен и следующий факт: 60,7% опрошенных курящих покупают в основном импортные сигареты. Однако при этом большая часть российских фабрик с их торговой маркой является собственностью иностранного капитала10. Это отражает тенденцию переориентации иностранных табачных производителей, вытесняемых с западных рынков под давлением местных сторонников здорового образа жизни, на "всеядный" российский рынок. Укажем в этой связи, что, например, в США доля курящих сократилась почти в два раза - до 28% среди мужчин и до 18% среди женщин. Поэтому рост прибыли от производства и продажи сигарет внутри США у крупнейшей американской табачной компании "Philip Morris" за 1990-2000 годы составил всего 16%, в то время как в развивающихся странах (в данном случае в их число входит и Россия) этот показатель за те же 10 лет достиг 256%11. Инвестиции в российскую табачную промышленность быстро окупаются, так как величина акцизного налога в России не поднимается выше 12% (в ряде стран Евросоюза он достигает 57%)12. Не удивительно, что производство и продажа табачных изделий в России постоянно растет. Согласно данным Госкомстата России, индексы физического объема продажи папирос и сигарет (в процентах к предыдущему году) в 2000 г. составлял 116%, в 2001 г. - 120%13, в 2002 году рост продолжался.


8 - Медицинские специалисты в США считают табакокурение разновидностью наркомании и относят к наркомании "злоупотребление алкоголем, никотином, опиатами, кокаином, лекарственными препаратами и привыкание к их чрезмерному употреблению" см. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Роберте Д.Х., Хайман С.Е. Наркология. М., СПб.: БИНОМ-Невский Диалект, 2000. с.6
9 - Здесь и далее за 100% берется только та молодежь, которая проживает в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах. Примеч. ред.
10 - Например, производство популярной "Явы" контролирует англоамериканская компания "British-American Tobacco", она же выпускает "Герцеговину-Флор", "Российские", "Вечерние", "Космос", "Золотое Руно" и другие сорта сигарет; контрольный пакет акций производителя сигарет "Петр I", "Князь", "Беломорканал", "Русский стиль", "Космос", "Невские" и т.д. - у японской "Japan Tabacco Inc."; американская компания "Philip Morris" выпускает сигареты "Оптима", "Союз-Аполлон", "Союз-Аполлон особые" и др.; немецкая "Reemtsma АО" - сигареты с фильтром "Прима люкс", "Прима серебряная", "Максим" и др.; британская "Gallaher Group Pic" выпускает "Московские", "Арбат", "Камею", "Тройку", "Приму" (без фильтра), "Пегас", "Нашу марку", "Столичные" и др. В 2001 году англичане купили московскую табачную фабрику "Дукат" и планируют еще больше расширять производство и поставки сигарет в Россию ввиду ежегодного падения спроса в самой Великобритании
11 - Аргументы и факты. 2000. № 45, 8 ноября
12 - Ведомости. 2001. 24 октября.
13 - Россия в цифрах, 2002 с.259

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most