|    | 
               
                |  | Что 
                  происходит с российским образованием? |  |   
                | Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ1 |  Былые достижения и проблемы Уровень образования населения России - один из немногих 
              сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического 
              роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых 
              стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 
              99,5%2, среднее число лет обучения - почти 11 лет3, численность 
              студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения - 
              327. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит 
              многие экономически развитые государства. Вместе с тем за последние 
              15-20 лет в системе российского образования накопилось множество 
              проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного 
              потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно 
              обострились в пореформенный период. Система образования, сложившаяся в России к началу 90-х 
              годов, охватывала детскими дошкольными учреждениями две трети детей 
              соответствующего возраста, гарантировала всеобщее бесплатное среднее 
              (полное) образование, обеспечивала подготовку специалистов с начальным, 
              средним и высшим профессиональным образованием также на бесплатной 
              основе. При этом по качеству среднего образования она превосходила 
              большинство стран, а по многим специальностям высшего образования 
              также была выше или соответствовала международным стандартам. Тем 
              не менее, уже тогда советская система образования столкнулась с 
              рядом серьезных проблем, которые все время обострялись. Все более заметным становилось отставание материально-технической 
              базы советского образования от требований научно-технического прогресса. 
              К началу 90-х годов доля машин и оборудования в основных фондах 
              отрасли не превышала 11%4. Уровень технической оснащенности средних 
              общеобразовательных учреждений составлял в 1990 году лишь около 
              70% от установленных нормативов5. В это время только 49% городских 
              и 27% сельских средних школ РСФСР имели кабинеты информатики и вычислительной 
              техники.  При уровне квалификации занятых в образовании значительно 
              более высоком, чем в большинстве отраслей экономики, средняя заработная 
              плата в системе образования составляла в 1980 году всего 80% от 
              средней по народному хозяйству, в 1985 году - 79%, в 1991 году - 
              71%.  Образование было бесплатным для населения и финансировалось 
              государством, но это финансирование велось по "остаточному 
              принципу" и было явно недостаточным. К 1990 году в среднем 
              по странам Организации экономического сотрудничества и развития 
              (ОЭСР) государственные расходы на образование возросли до 4,8% от 
              ВВП, а в таких странах, как Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция превысили 
              6% от ВВП. В Российской Федерации (где внутренний валовой продукт 
              в расчете на душу населения был значительно ниже, чем в странах 
              Западной Европы) в 80-е годы соответствующие расходы не превышали 
              3,8-4% от ВВП, при этом, начиная со второй половины 80-х годов, 
              отмечалась тенденция к снижению этого показателя.  Одной из серьезных проблем советской системы образования 
              в последнее десятилетие существования СССР стала девальвация статуса 
              высшего образования при сложившемся в экономике неэффективном соотношении 
              занятых с разным уровнем профессиональной подготовки. По ряду специальностей 
              наблюдалось "перепроизводство" специалистов с высшим образованием, 
              в результате чего многие из них зачастую выполняли работу, не требующую 
              соответствующего уровня профессиональной подготовки.  Межотраслевая дифференциация заработной платы и перекосы 
              в системе оплаты специалистов с высшим и средним специальным образованием, 
              с одной стороны, и, работников с более низкой профессиональной подготовкой, 
              с другой, приводили к тому, что значительная часть специалистов 
              работала не по специальности, полученной в учебном заведении и быстро 
              увеличивалось число обладателей инженерных дипломов, занятых в качестве 
              рабочих. По данным анкетного опроса работников промышленных предприятий, 
              на 1 января 1988 года работали не по специальности, полученной в 
              учебном заведении, 40% специалистов с высшим и более половины со 
              средним специальным образованием6. Численность специалистов с высшим 
              образованием, работавших в РСФСР рабочими выросла со 126 тысяч в 
              1980 году до 350 тысяч в 1987 году, т.е. почти в 3 раза7.  Все это свидетельствовало о неэффективном функционировании 
              системы профессионального образования, о необходимости реформирования 
              всей сферы образования.  
  1 - Использованы материалы статьи: Болдов О.Н., 
              Иванов В.Н., Суворов А.В., Широкова Т.К. "Динамика и структура 
              сферы образования в России в 90-е годы". Проблемы прогнозирования, 
              2002, №4.2 - Human Development Report 2001.UNDP.New York, 
              2001.
 3 - Доклад о развитии человеческого потенциала в 
              Российской Федерации - 2001. М., 2002.
 4 - Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов 
              А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы. Проблемы 
              прогнозирования, 2002, № 1.
 5 - Федеральная программа "Развитие единой 
              образовательной информационной среды на 2001-05 гг". (проект) 
              - "Народное образование" , 2001, N 1.
 6 - Народное хозяйство СССР в 1988 г. - М.,1989. 
              с.53.
 7 - Trends in Education Access and Financing during 
              the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical 
              Paper N 371. Washington,1997. с.52
    |