|
|
Что
происходит с российским образованием? |
|
Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ1
|
Былые достижения и проблемы
Уровень образования населения России - один из немногих
сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического
роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых
стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас
99,5%2, среднее число лет обучения - почти 11 лет3, численность
студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения -
327. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит
многие экономически развитые государства. Вместе с тем за последние
15-20 лет в системе российского образования накопилось множество
проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного
потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно
обострились в пореформенный период.
Система образования, сложившаяся в России к началу 90-х
годов, охватывала детскими дошкольными учреждениями две трети детей
соответствующего возраста, гарантировала всеобщее бесплатное среднее
(полное) образование, обеспечивала подготовку специалистов с начальным,
средним и высшим профессиональным образованием также на бесплатной
основе. При этом по качеству среднего образования она превосходила
большинство стран, а по многим специальностям высшего образования
также была выше или соответствовала международным стандартам. Тем
не менее, уже тогда советская система образования столкнулась с
рядом серьезных проблем, которые все время обострялись.
Все более заметным становилось отставание материально-технической
базы советского образования от требований научно-технического прогресса.
К началу 90-х годов доля машин и оборудования в основных фондах
отрасли не превышала 11%4. Уровень технической оснащенности средних
общеобразовательных учреждений составлял в 1990 году лишь около
70% от установленных нормативов5. В это время только 49% городских
и 27% сельских средних школ РСФСР имели кабинеты информатики и вычислительной
техники.
При уровне квалификации занятых в образовании значительно
более высоком, чем в большинстве отраслей экономики, средняя заработная
плата в системе образования составляла в 1980 году всего 80% от
средней по народному хозяйству, в 1985 году - 79%, в 1991 году -
71%.
Образование было бесплатным для населения и финансировалось
государством, но это финансирование велось по "остаточному
принципу" и было явно недостаточным. К 1990 году в среднем
по странам Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) государственные расходы на образование возросли до 4,8% от
ВВП, а в таких странах, как Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция превысили
6% от ВВП. В Российской Федерации (где внутренний валовой продукт
в расчете на душу населения был значительно ниже, чем в странах
Западной Европы) в 80-е годы соответствующие расходы не превышали
3,8-4% от ВВП, при этом, начиная со второй половины 80-х годов,
отмечалась тенденция к снижению этого показателя.
Одной из серьезных проблем советской системы образования
в последнее десятилетие существования СССР стала девальвация статуса
высшего образования при сложившемся в экономике неэффективном соотношении
занятых с разным уровнем профессиональной подготовки. По ряду специальностей
наблюдалось "перепроизводство" специалистов с высшим образованием,
в результате чего многие из них зачастую выполняли работу, не требующую
соответствующего уровня профессиональной подготовки.
Межотраслевая дифференциация заработной платы и перекосы
в системе оплаты специалистов с высшим и средним специальным образованием,
с одной стороны, и, работников с более низкой профессиональной подготовкой,
с другой, приводили к тому, что значительная часть специалистов
работала не по специальности, полученной в учебном заведении и быстро
увеличивалось число обладателей инженерных дипломов, занятых в качестве
рабочих. По данным анкетного опроса работников промышленных предприятий,
на 1 января 1988 года работали не по специальности, полученной в
учебном заведении, 40% специалистов с высшим и более половины со
средним специальным образованием6. Численность специалистов с высшим
образованием, работавших в РСФСР рабочими выросла со 126 тысяч в
1980 году до 350 тысяч в 1987 году, т.е. почти в 3 раза7.
Все это свидетельствовало о неэффективном функционировании
системы профессионального образования, о необходимости реформирования
всей сферы образования.
1 - Использованы материалы статьи: Болдов О.Н.,
Иванов В.Н., Суворов А.В., Широкова Т.К. "Динамика и структура
сферы образования в России в 90-е годы". Проблемы прогнозирования,
2002, №4.
2 - Human Development Report 2001.UNDP.New York,
2001.
3 - Доклад о развитии человеческого потенциала в
Российской Федерации - 2001. М., 2002.
4 - Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов
А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы. Проблемы
прогнозирования, 2002, № 1.
5 - Федеральная программа "Развитие единой
образовательной информационной среды на 2001-05 гг". (проект)
- "Народное образование" , 2001, N 1.
6 - Народное хозяйство СССР в 1988 г. - М.,1989.
с.53.
7 - Trends in Education Access and Financing during
the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical
Paper N 371. Washington,1997. с.52
|