Rambler's Top100

№ 83 - 84
7 - 20 октября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Что происходит с российским образованием?

Былые достижения и проблемы

Куда продвигалось наше образование в 90-е годы

Проблемы у российской школы – как у американской

Количество растет, а качество оставляет желать лучшего

Какие «сигналы» дает рынок труда?

Реформирование сферы образования – мифы и реальность

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Антонио Манчини. Бедный школьник.  Antonio Mancini.The Poor Schoolboy (1876) Что происходит с российским образованием?

Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ1

Былые достижения и проблемы

Уровень образования населения России - один из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5%2, среднее число лет обучения - почти 11 лет3, численность студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения - 327. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит многие экономически развитые государства. Вместе с тем за последние 15-20 лет в системе российского образования накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно обострились в пореформенный период.

Система образования, сложившаяся в России к началу 90-х годов, охватывала детскими дошкольными учреждениями две трети детей соответствующего возраста, гарантировала всеобщее бесплатное среднее (полное) образование, обеспечивала подготовку специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием также на бесплатной основе. При этом по качеству среднего образования она превосходила большинство стран, а по многим специальностям высшего образования также была выше или соответствовала международным стандартам. Тем не менее, уже тогда советская система образования столкнулась с рядом серьезных проблем, которые все время обострялись.

Все более заметным становилось отставание материально-технической базы советского образования от требований научно-технического прогресса. К началу 90-х годов доля машин и оборудования в основных фондах отрасли не превышала 11%4. Уровень технической оснащенности средних общеобразовательных учреждений составлял в 1990 году лишь около 70% от установленных нормативов5. В это время только 49% городских и 27% сельских средних школ РСФСР имели кабинеты информатики и вычислительной техники.

При уровне квалификации занятых в образовании значительно более высоком, чем в большинстве отраслей экономики, средняя заработная плата в системе образования составляла в 1980 году всего 80% от средней по народному хозяйству, в 1985 году - 79%, в 1991 году - 71%.

Образование было бесплатным для населения и финансировалось государством, но это финансирование велось по "остаточному принципу" и было явно недостаточным. К 1990 году в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственные расходы на образование возросли до 4,8% от ВВП, а в таких странах, как Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция превысили 6% от ВВП. В Российской Федерации (где внутренний валовой продукт в расчете на душу населения был значительно ниже, чем в странах Западной Европы) в 80-е годы соответствующие расходы не превышали 3,8-4% от ВВП, при этом, начиная со второй половины 80-х годов, отмечалась тенденция к снижению этого показателя.

Одной из серьезных проблем советской системы образования в последнее десятилетие существования СССР стала девальвация статуса высшего образования при сложившемся в экономике неэффективном соотношении занятых с разным уровнем профессиональной подготовки. По ряду специальностей наблюдалось "перепроизводство" специалистов с высшим образованием, в результате чего многие из них зачастую выполняли работу, не требующую соответствующего уровня профессиональной подготовки.

Межотраслевая дифференциация заработной платы и перекосы в системе оплаты специалистов с высшим и средним специальным образованием, с одной стороны, и, работников с более низкой профессиональной подготовкой, с другой, приводили к тому, что значительная часть специалистов работала не по специальности, полученной в учебном заведении и быстро увеличивалось число обладателей инженерных дипломов, занятых в качестве рабочих. По данным анкетного опроса работников промышленных предприятий, на 1 января 1988 года работали не по специальности, полученной в учебном заведении, 40% специалистов с высшим и более половины со средним специальным образованием6. Численность специалистов с высшим образованием, работавших в РСФСР рабочими выросла со 126 тысяч в 1980 году до 350 тысяч в 1987 году, т.е. почти в 3 раза7.

Все это свидетельствовало о неэффективном функционировании системы профессионального образования, о необходимости реформирования всей сферы образования.


1 - Использованы материалы статьи: Болдов О.Н., Иванов В.Н., Суворов А.В., Широкова Т.К. "Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы". Проблемы прогнозирования, 2002, №4.
2 - Human Development Report 2001.UNDP.New York, 2001.
3 - Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М., 2002.
4 - Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы. Проблемы прогнозирования, 2002, № 1.
5 - Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг". (проект) - "Народное образование" , 2001, N 1.
6 - Народное хозяйство СССР в 1988 г. - М.,1989. с.53.
7 - Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper N 371. Washington,1997. с.52

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most