Rambler's Top100

№ 75 - 76
12 - 25 августа 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Десятилетие после распада СССР: адекватны ли источники информации о численности населения?

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. Общий обзор

Миграция и заболеваемость туберкулезом в Москве

Новая редакция закона КНР о браке

Коренное население Канады: этносоциальный профиль

Коренное население Канады: этносоциальный профиль

В.И. Соколов
(Полностью статья "Глобализация и аборигенное население Канады" опубликована в журнале "США-Канада. Экономика, политика-культура", 2002, №5, 47-59)

По переписи 1996 года в Канаде насчитывалось немногим более 1,1 миллиона человек аборигенного населения, причем важно отметить, что с момента предыдущей переписи в 1991 года их численность возросла примерно на 100 тысяч 1. Основную массу так называемого зарегистрированного аборигенного населения (около 800 тысяч человек 2) составляют индейцы (69%), метисы (потомки смешанных семей индейцев и европейцев) - их около 26% от всего аборигенного населения - и эскимосы, называемые здесь инуитами (5%). Эти три основные группы аборигенного населения определены конституцией как коренные жители Канады, которых принято здесь, в стране иммигрантов, называть "первыми нациями" (First Nations).

Расселение коренных народов по стране просматривается на основе следующих данных: 17,7% всего коренного населения страны проживает в провинции Британская Колумбия, почти столько же (17,5%) - в Онтарио. Эти две провинции являются местожительством для большинства индейцев. Степные провинции (Манитоба, Альберта и Саскачеван) являются домом для примерно 45% всего коренного населения страны, причем самая большая группа метисов проживает в Альберте и Манитобе. В Квебеке проживает почти 9%, а во всех Атлантических провинциях - 5% аборигенов Канады, почти столько же - на Северо-Западных территориях и в Нунавуте, менее 1% - в Юконе. Хотя именно в последних, представляющих собой по административному делению три федеральные территории, коренные народы составляют значительную, если не основную часть населения (например, в Нунавуте более 85% населения представлены инуитами).

Аборигенное население Канады в лингвистическом плане разделяется на 11 языковых семей, полностью отличающихся друг от друга. Наиболее распространенной языковой группой является алгонкин (Algonquain) - на диалектах этого языка говорят индейцы Кри (Сгее), живущие в прериях Онтарио и в Квебеке, гурон (Huron) из того же Квебека, а также блэкфут (Blackfoot) из южной Альберты, оджибуэй (Ojibway) из Манитобы и Онтарио и малисит (Mahseet) из Нью-Брансуика. Культура, социальная организация (скажем, матриархат в ряде индейских племен), система управления (некоторые племена сохраняют традиционную систему самоуправления, некоторые находятся под федеральным управлением) также серьезно меняются от племени к племени. В 1996 году четверть всего аборигенного населения Канады говорило преимущественно на родном языке, еще 15% использовало родной язык в быту. Наиболее высок уровень использования родного языка у инуитов (75%), среди индейцев и метисов уровень владения родным языком составляет соответственно 35 и 9%. На территории Нунавут местный язык эскимосов инуктикут стал третьим официальным государственным языком.

Средний возраст коренного населения Канады - 25,5 года - ниже, чем средний возраст канадцев (35,4 года), что связано не столько с большим количеством детей в семье, сколько с меньшей продолжительностью жизни коренного населения (лишь 8% коренного населения имеет возраст 55 и более лет, в то время как для других канадцев этот показатель составляет 20%).

В Канаде коренные народы фактически подразделяются на две группы: так называемые статусные индейцы (Status Indians), зарегистрированные в качестве таковых, и имеющие все права и льготы по соответствующему законодательству, и нестатусные индейцы (Non-Status Indians), заявляющие о своем индейском происхождении, но не имеющие достаточных оснований для его формальной регистрации. Так, в провинции Британская Колумбия проживает примерно одинаковое по численности население статусных и нестатусных индейцев, в совокупности составляющее 4% всего населения этой тихоокеанской провинции. Нестатусные индейцы обычно не входят в племена, на них не распространяются права и льготы законодательства о коренных народах (освобождение от налогов, медицинская страховка, субсидии на жилищное строительство и образование) и проживают они преимущественно в городах. Всего же, по данным переписи 1996 года, около 30% аборигенного населения проживает в сельских резервациях, 30% - в крупных городах, 20% - в небольших городах и остальные разбросаны по северным территориям или проживают вне резерваций.

Статусные индейцы формируют племена или общины (bands), которым выделяются финансовые ресурсы и земли, управляемые федеральным правительством. Всего в Канаде сейчас насчитывается немногим более 600 племен, 137 из которых проживает в Британской Колумбии, 26 - на Северо-Западных территориях. Проживают они преимущественно в резервациях 3, формальное число которых сейчас составляет 2370, причем вместе взятые они занимают площадь в 27,5 тысячи км2 (это соответствует по площади лишь трети такой небольшой провинции Канады, как Нью-Брансуик). Но реально заселено менее чем 900 резерваций. Нынешние общины, конечно же, не отражают былое социально-этническое устройство коренных народов Канады. Более того, принятый в 1985 году законодательный акт (известный как Акт С-31) разрешает каждому племени или общине самим формировать список своих членов, что оставляет за рамками государственного регулирования многих аборигенов, утративших связь со своими соплеменниками. Еще совсем недавно племена коренных народов создавались путем раздела или слияния на основе не столько этнических, сколько экономических и административных факторов.

Средний размер резервации в Канаде - 2 тысячи гектаров, однако он варьируется по провинциям (скажем, в той же Британской Колумбии, где находится более 70% резерваций Канады, средний размер составляет только 20 гектаров, а общая их площадь - около 0,4% территории провинции). Причина последнего - в хозяйственной привлекательности богатых лесными ресурсами земель Британской Колумбии. Вот как об этом пишут исследователи С. Оун и Д. Грир из Университета Виктории: "С насаждением европейской формы правления в XIX веке традиционные земли коренного населения отбирались именем Короны, обычно без договора, а аборигенное население концентрировалось в маленьких "резервациях", которые и близко не напоминали территории, некогда обеспечивавшие поддержание их образа жизни. Леса на землях Короны тогда, как и сейчас, покрывали свыше 90% земельного фонда провинции...". Исторически в Канаде использовались два пути построения "взаимоотношений" с коренным населением - создание резерваций и ассимиляция с пришлым населением. В результате социальные проблемы коренного населения оказались наиболее драматичными - самый высокий уровень бедности и безработицы, алкоголизм и наркотики, наибольшая заболеваемость и наименьшая продолжительность жизни. Проведенное в 90-е годы обследование показало, что число инвалидов среди аборигенного населения Канады в возрасте старше 15 лет вдвое больше, чем в среднем по стране. Таким же образом, уровень самоубийств среди подростков у статусных индейцев на рубеже 1980-1990-х годов был в 5 раз выше, чем у остального населения Канады. Доходы аборигенных семей значительно меньше, чем в целом по стране, при этом обращает на себя внимание тот факт, что индейцы, проживающие в резервациях, зарабатывают меньше, чем их соплеменники, живущие вне резерваций. Высок и уровень преступности среди аборигенного населения Канады: в 1997-1998 годы аборигены составляли 17% всех заключенных в стране, тогда как их доля в населении Канады составляет лишь немногим более 2%. Все эти и другие обстоятельства говорят о весьма трудных проблемах, которые приходится решать аборигенному населению Канады в настоящее время. Этническое сознание, как и принадлежность к аборигенам, - пишет канадский исследователь Д. Савчук, - могут не проявляться до тех пор, пока не проявится давление внешних сил или не станет понятно, что надо что-то делать для улучшения сложившейся ситуации".

К пониманию необходимости самоопределения коренного населения путем признания его прав и включения в процесс принятия государственных решений на различных уровнях, к процессу возврата земель аборигенным народам - и поныне являющейся ключевой проблемой отношений к коренным народам - в Канаде пришли далеко не сразу, хотя договорные отношения с коренными народами здесь стали строиться еще до образования конфедерации в 1867 году. 4

Для урегулирования вопросов взаимоотношений с коренными народами в 1880 году правительством было образовано Министерство по делам индейцев, существующее и поныне. Известно об 11 договорах, которые заключались и обновлялись в результате переговорных процессов между правительством и коренными народами, по некоторым из них до сих пор ведутся дополнительные переговоры. Договоры с 1-7 (они значатся в национальном регистре по порядковым номерам) были заключены в период с 1871 по 1877 годы и касались урегулирования вопросов землепользования на территориях бывшей Компании Гудзонова залива (самой крупной компании Канады в колониальный период, разбогатевшей на торговле пушниной) - к западу от озера Верхнего, вплоть до Скалистых гор. Речь шла фактически об уступке индейцами английской короне всех основных прав на пользование земельным фондом. Договоры с 8-11 касались северных территорий Канады, первоначальные переговоры по которым были проведены в период с 1899 по 1921 годы. Все эти договоры определяют взаимные права сторон, в том числе права на получение образования, на охоту и рыболовство, территориальное распределение резерваций, ежегодные выплаты федерального правительства, а также некоторые конкретные льготы и привилегии коренного населения, которые варьируются в зависимости от специфики каждого договора.

Борьба аборигенов Канады за возврат своих исконных земель не прекращалась на протяжении всех последних полутораста лет. Однако практика законодательно-договорного решения этих вопросов имеет относительно недавнюю историю: лишь в 1974 году состоялась формальная передача земель индейцам, проживающим на берегах залива Джеймс в северном Квебеке. К настоящему времени договорной процесс является главным в урегулировании отношений между правительствами разного уровня и аборигенными сообществами. Созданы и некоторые механизмы самоуправления коренного населения страны, в том числе договоры и совместные структуры по использованию природных ресурсов, особые права администрирования поселений коренных жителей, своя система полиции (в резервациях допускается работа только тех полицейских, которые хорошо знакомы с культурой и традициями индейцев), особое налогообложение на землях резерваций, надзорные органы по контролю за соблюдением принятого в этой области законодательства и т.п. Венцом такого государственного подхода можно считать создание в 1999 году территории Нунавут в рамках фактического самоопределения эскимосского (инуитского) населения Канады.

Из других договоров последнего десятилетия можно упомянуть следующие. В 1992 году племя гвичьин (Gwich'in), живущее в дельте реки Маккензи, получило права на владение более 16 тысяч км2, в том числе права на недра на территории более 4 тысяч км2 в пределах Северо-Западных территорий, а также свыше 1,5 тысяч км2 на территории Юкон. При этом за аборигенным населением сохранились права на охоту, рыболовство и собирательство, гарантировалось его участие в работе государственных структур, принимающих хозяйственные решения и обеспечивающих охрану окружающей среды. Двумя годами позже вступил в силу договор между правительством Канады, племенами сахту-дене (Sahtu Dene) и метисами о передаче в собственность этих народов 41,5 км2 земель, в том числе прав на недра в пределах 1,8 км2. Было решено выплатить аборигенным общинам в течение 15 лет 75 миллиона долларов в качестве доли от доходов федерального правительства, получаемых от роялти, которые выплачиваются горнодобывающими компаниями. В 1999 году после пяти лет переговоров был заключен Догрибский договор (Dogrib Claim Treaty), no которому аборигенной общине в долине реки Маккензи выделялось 39 км2 территории и принимались обязательства о выплате ей 90 миллионов долларов от доходов, получаемых от природных ресурсов на этой территории.

Для повышения уровня занятости аборигенного населения в горнодобывающей промышленности, которая является стержневой в экономике тех же Северо-Западных территорий (не считая разведанных к настоящему времени больших запасов нефти и природного газа) здесь была создана специальная Комиссия по обучению аборигенов горному делу (Mine Training Committee), состоящая из представителей бизнеса, правительства и аборигенов.

Немало предстоит еще сделать и в плане развития системы образования, поскольку сохраняется проблема посещаемости школ аборигенным населением, недостаточно быстро осуществляется охват населения средним образованием и т.д. Например, за десять лет с 1988 по 1998 годы число молодых аборигенов, получивших полное по канадским меркам 12-летнее школьное образование, на Северо-Западных территориях возросло всего на 25%. Начальное школьное образование для аборигенного населения здесь ведется на девяти местных языках, в этой связи возникает проблема подготовки учителей, владеющих этими языками, менее успешно сдаются экзамены по английскому языку. В Канаде практически отказались от школ-интернатов, некогда достаточно широко распространенных на канадском Севере 5. Ныне считается, что обучение детей должно происходить без отрыва от традиционной семьи и хозяйства. Это, конечно, существенно увеличивает расходы на образование, однако сохраняет многовековые традиции коренного населения.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения между коренными народами и правительством Канады, является Закон об индейцах (Indian Act) от 1876 года с последующими поправками, последние из которых относятся к 1996 году 6. Закон касается главным образом земельных отношений, но также регулирует общественные структуры, образование, сельское хозяйство, использование недр на территориях коренного населения, ограничения по продаже алкогольных напитков и т.д.

Возросла политическая активность аборигенных общин, в том числе через общественные организации коренных народов. Среди наиболее влиятельных организаций общенационального уровня - Ассамблея коренных народов (Assembly of First Nations), представляющая в канадском политическом спектре интересы индейцев и метисов; Конгресс аборигенных народов (Congress of Aboriginal Peoples), выступающий за права метисов и нестатусных индейцев; свои особые организации имеют инуиты (Inuit Tapirisat of Canada) и женщины - представительницы коренного населения (Native Women's Association of Canada). Немало общественных организаций действует на провинциальном и местном уровнях.


1 - Отметим для сравнения, что во время образования канадской конфедерации в 1867 году число индейцев, основного коренного населения страны, оценивалось в 100-120 тысяч (См. Нiller J. Canada and the Aboriginal Peoples, 1867-1927 Ottawa 1997)
2 - K этому числу следует добавить тех, кто претендует на аборигенное происхождение, однако не имеет достаточных доказательств (См. Canada Year Book, 1997 Ottawa 1997)
3 - Первые резервации на территории страны были образованы еще в 1859 году на острове Леннокс близ реки Морель для индейцев племени микмак. Более ранние резервации представляли собой скорее поселки вокруг христианских миссий.
4 - Формальное признание прав аборигенного населения Канады относится к Королевской декларации 1763 года
5 - Первые школы-интернаты для коренных жителей, называвшиеся в то время "индустриальными школами" (поскольку задача состояла в обучении местного населения различным промышленным ремеслам), были созданы в 1883 году именно на Северо-Западных территориях, а затем быстро и широко распространились по всей территории страны, за исключением Квебека и Приатлантических провинций.
6 - В Канаде, как считают местные специалисты, единый закон об аборигенах позволяет избежать различной трактовки и несистемности в государственной политике в отличие, например, от США, где действует более четырех тысяч различных актов в этой области.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most