Rambler's Top100

№ 65 - 66
29 апреля - 19 мая 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Легенды и мифы демографии Закавказья

Фонд «Общественное мнение» о национальном вопросе в России

МВД России информирует о состоянии преступности в России в 2001 году

Пограничный режим и миграционная подвижность населения Украины

Пограничный режим и миграционная подвижность населения Украины

Сергей Пирожков

(полностью статья опубликована в книге "Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия, Украина". Сборник научных трудов.
Под общей редакцией С.И. Пирожкова. - Киев, НИПМБ, 2002. -176 с.)

Протяженность границ Украины - 7014 км, из них сухопутных и речных - 5663 км. Доля бывшей внутренней границы (по своей сущности административной, в пределах бывшего СССР) составляет 76,5%.

Анализ десятилетней истории суверенной Украины и стран СНГ свидетельствует, что одна из наиболее неоднородных по этническому и социальному признакам империй оставила в наследство устойчивую систему массовых транснациональных социальных связей, которые были обратной стороной внешней закрытости бывшего СССР. Соседи Украины из бывших советских республик на официальном уровне никогда не выдвигали к ней территориальных претензий. Однако это автоматически не означало их готовности оперативно завершить процесс договорно-правового оформления общих границ в соответствии с международными правовыми нормами. В первую очередь это касается восточных и юго-западных границ Украины с бывшими республиками СССР.

К настоящему времени полностью завершены работы по делимитации, демаркации и государственно-правовому оформлению границы с Польшей, Словакией и Венгрией. Завершены также работы по делимитации государственной границы с Белоруссией и Молдавией. Однако из-за того, что парламенты этих стран не ратифицировали данные договоры, работы по демаркации (обозначению государственной границы на местности) не ведутся. Согласовано прохождение сухопутной границы с Россией. Положительных сдвигов по делимитации морского участка границы с Россией пока еще не наметилось. Россия не признает за Азовским морем и Керченским проливом статуса внутренних вод. Из-за непризнания Румынией договора, которым определялась государственная граница между ней и бывшим Советским Союзом, затруднился переговорный процесс по подписанию договора о государственной границе между Украиной и Румынией.

Завершение формирования государственной границы требует значительных средств. В частности, только в процессе обновления топографических карт при делимитации границы Украины с Белоруссией потребовалось 150 тысяч грн.1 для проведения топографической съемки. Общая же стоимость работ по формированию государственной границы с Белоруссией оценивается в 15 миллионов грн. Показательно, что Верховная Рада Украины ратифицировала договор с Белоруссией о делимитации государственной границы 18 июля 1997 года.

Несмотря на многочисленные совместные заявления о необходимости упрощения погранично-таможенных формальностей и развития добрососедских отношений, большинство стран, прежде всего западных, проводит курс на усиление режима охраны границы с Украиной путем модернизации пограничных переходов, дополнительного развертывания пограничных подразделений, создания оперативной базы данных о нарушителях государственной границы Финансирование обустройства восточной границы Европейского Союза в расширенном составе осуществляется за счет ЕС в целом и наиболее заинтересованных в этом стран-членов ЕС.

Ужесточение пограничного режима западными соседями объясняется не только и не столько внутренними проблемами, вызванными притоком украинцев, сколько требованиями Европейского Союза к будущим новым его членам. В июне 2000 года по инициативе правительств Чехии и Словакии для граждан Украины был введен визовый режим поездок. Вслед за ними визовый режим для украинских граждан ввела Болгария. Польше не удалось оставить в силе свои давние обещания, что после своего вступления в ЕС ее восточная граница будет такой открытой, как и до сих пор 2. Правительство Польши уже приняло решение о введении визового режима для украинских граждан с середины 2003 года. Однако польское правительство обещает сделать все возможное, чтобы визы для украинцев были доступными и дешевыми.

Представители польских неправительственных организаций рекомендуют политикам и администраторам ЕС расширять как количество консульств в Украине, так и количество пограничных переходов с Украиной, визы должны стоить во всех странах-членах ЕС одинаково дешево и при этом быть многоразовыми 3. В то же время (правда, на неофициальном уровне) сохранение определенных льгот для граждан Украины при пересечении польской границы увязывается с требованиями ужесточения пограничного режима с Россией и Белоруссией "Польша не хочет создавать на границе с Украиной какой-то новой стены. Однако мы подвергаемся очень сильному давлению со стороны наших европейских партнеров, чтобы такую стену строить. Причина проста - немцы, французы, англичане боятся, что отсутствие надежной границы между Польшей и Украиной, Польшей и Белоруссией будет служить причиной дестабилизации западноевропейских экономик и обществ. Мы интенсивно защищаемся. Но если Украина не предпримет надлежащих шагов для укрепления своих границ с Россией и Белоруссией, то на польско-украинской границе будет строиться крепкая и мало доступная для проникновения граница между Европейским Союзом и Украиной и Россией. Украина должна выбирать - или строить границу с Россией и Белоруссией, или с Польшей и Европейским Союзом" 4. Близкую к польской позицию по данным вопросам занимает Венгрия.

Визовый режим для украинских граждан, введенный странами-кандидатами в ЕС, в частности Словакией, оказался для них экономически невыгодным 5. Все потери, прежде всего в экономическом плане, они надеются компенсировать в будущем.

Хочется верить в реальность заверений со стороны представителей ЕС о том, что "расширение ЕС предусматривает много положительных аспектов для Украины. Мы будем иметь общие границы, будем иметь больше обменов. Вопросы становления нового барьера урегулируются на ходу. Мы понимаем, что он очень чувствителен для Украины. Смягчения визового режима можно достичь посредством хорошо функционирующей системы выдачи виз. Она должна быть упрощенной, быстрой и недорогой для украинских граждан" 6. Хотя в европейских кругах уже растет понимание политической нецелесообразности изолирования Украины от остальной Европы.

Введение визового режима с Россией и Белоруссией на повестке дня для Украины не стоит. Однако такая возможность уже обсуждается, пока еще гипотетически, в условных расчетах. В частности, гипотезу о введении визового режима по отношению к украинским гражданам в Чехии, Польше, Словакии, Венгрии, Российской Федерации и Белоруссии И.Ф. Гнибиденко использует для расчетов уменьшения числа трудовых мигрантов из Украины 7. Введение визового режима западными соседями Украины обусловлено не существующим статусом украинско-российской границы, как это может на первый взгляд представляться сегодня 8, а их стремлением соответствовать условиям общей политики ЕС по отношению к третьим странам, предъявляемым к государствам, желающим присоединиться к Шенгенским соглашениям.

Позиция Украины состоит в том, чтобы минимизировать нежелательные последствия этих процессов, внедрить такой режим выдачи виз, который бы не создавал каких-либо препятствий. В тактическом плане Министерство иностранных дел Украины пытается достичь с центральноевропейскими странами договоренностей о бесплатном или за минимальную плату оформлении виз отдельным категориям граждан, о либеральной процедуре оформления визовых документов, о безвизовом режиме для владельцев дипломатических и служебных паспортов, безвизовом режиме для граждан, имеющих действительные шенгенские визы 9. Поэтому переход к минимальным тарифам консульского обслуживания граждан Украины (и соответственно - Чехии) после введения визового режима (консульский сбор за оформление виз - 25 долл. США) трактуется как главный результат комплекса политико-дипломатических и информационных мероприятий по синхронизации действий консульских служб обеих стран 10. Несколько большие успехи в реализации данных тактических задач по уменьшению негативных последствий визового режима достигнуты на переговорах со Словакией.

Приграничное сотрудничество, высшей организационной формой которого выступают сегодня еврорегионы, вряд ли может внести весомый вклад в сохранение существующего режима пересечения границы. Еврорегионы, в которых задействована Украина, существенно отличаются от таковых в Западной и Центральной Европе, прежде всего вследствие слабой интегрированности на общегосударственном уровне, неурегулированности правовых отношений между честными органами власти стран-партнеров, недостаточного развития инфраструктуры и т.п.

Пограничный режим и миграционный обмен

На потоках населения, пересекающего границу, отрицательно сказываются поборы со стороны таможенной и пограничной служб, а также сборы и доплаты, устанавливаемые местными органами власти. Согласно результатам общенационального опроса общественного мнения, проведенного Центром мира, конверсии и внешней политики Украины в сотрудничестве с ТОО "Стилос" и УЦЭПИ им. А. Разумкова в сентябре 2001 года, из проблем, связанных с безопасностью государственных границ, к проблемам, которые волнуют, прежде всего, 34% респондентов отнесло коррумпированность среди ряда представителей украинской таможенной и пограничной служб, 3,8% респондентов - коррумпированность среди ряда представителей пограничной и таможенной служб соседних государств 11.

Местные власти по обе стороны украинско-российской границы пытаются использовать ситуацию, внедряя разнообразные платежи и сборы, завышенные транспортные тарифы 12. На основании аналитических данных высшими органами управления Автономной Республики Крым сделан вывод, что от всех сборов, производимых на границе, поступает в бюджет лишь 10-15%. Приезжающих на отдых в Крым на границе ожидают мытарства, длящиеся от 5 до 16 часов 13.

В 2000 году из Украины в соседние страны украинские граждане сделали 13164,7 тысячи выездов. При этом доля выезжавших в соседние страны в общем числе выезжавших за рубеж составляла 92,7%. Динамика данного показателя выявляла тенденцию к росту, правда, с очень низкими темпами роста: в 1991 году его значение было равным 91,6%, в 1998 году - 91,1%, в 1999 году - 91,1%. Из числа выезжавших в соседние страны в 2000 году в Россию выезжало 34,2%, в Польшу - 33,2%. Среди выезжавших в соседние страны украинских граждан относительно высокими были также доли выезжавших в Молдавию, Белоруссию и Венгрию (табл. 1).

Таблица 1. Территориальная структура выезда граждан Украины в соседние страны и въезда граждан соседних стран в Украину в 1997-2000 гг. (%)

 

Удельный вес

граждан Украины, выезжавших в названную страну, в общем объеме выезжавших в соседние страны

граждан названной страны, въезжавших в Украину, в общем объеме въезжавших граждан соседних стран

Страна

1997

1998

1999

2000

1997

1998

1999

2000

Польша

33,6

29,3

34,5

33,6

6,3

3,2

3

2,9

Словакия

5,7

5,4

7,1

3,6

2,1

1,8

1,0

0,7

Венгрия

9,6

11,2

8,1

7,0

5,5

6,5

5,5

4,8

Румыния

0,7

1,0

1.0

0,9

1,6

1,0

0,9

0,9

Молдавия

11,8

13,5

10,9

12,6

18,6

27,6

24,3

27,8

Россия

29,1

22

28,8

34,2

45,7

38,2

47,7

48,3

Белоруссия

9,5

17,6

9,6

8,1

20,2

21,7

17,6

14,6

На общем фоне выезда украинских граждан в соседние страны незначительным был объем выезжающих в Румынию. В общем объеме выезжающих в соседние страны украинских граждан с 1998 года начал уменьшаться удельный вес выезжающих в Белоруссию и Венгрию, с 1999 года - в Словакию. В 1997-1999 годах среди выезжающих в соседние страны украинских граждан удельный вес выезжавших в Польшу был большим, чем - в Россию. Если в целом в 2000 году, по сравнению с 1997 годом, численность выезжавших за рубеж украинских граждан уменьшилась на 3,8%, то выезжавших в соседние страны - на 2%. Особенно ощутимым за годы анализируемого периода было уменьшение численности украинских граждан, выезжавших в Словакию (в 1,61 раза), Венгрию (в 1,39 раза), Белоруссию (в 1,2 раза). В 2000 году, по сравнению с 1997 годом, численность украинских граждан, выезжавших в Румынию, Россию и Молдавию, наоборот, увеличилась. Наибольшими годовыми колебаниями характеризовалась численность украинских граждан, выезжавших в Белоруссию и Россию.

Значения удельного веса въезжавших в Украину граждан соседних стран в общем числе иностранцев, въезжавших в Украину, в 1997-2000 годах (в 1997 году - 91%, в 1998 году - 92%, в 1999 году - 91,7%, в 2000 году - 92,4%) почти такие же, как доли выезжавших в соседние страны в общем объеме выезжавших за рубеж граждан Украины. В 1999-2000 годах, по сравнению с 1997-1998 годами, существенно увеличилась доля граждан соседних государств в общем числе следующих через Украину транзитом иностранцев (с 87,2% до 96,8%). Это привело к тому, что удельный вес въезжавших в Украину граждан соседних государств в общем объеме въезжавших в Украину иностранных граждан без учета транзита несколько снизился в 1999-2000 годах, по сравнению с 1997-1998 годами [далее - также без учета транзита, если это не оговорено особо]. Так, если в 1997 году удельный вес въезжавших в Украину граждан соседних государств в общем объеме въезжавших иностранных граждан составлял 91,6% (в 1998 году - 92%), то в 1999 году - 88,1% (в 2000 году - 89,3%).

Численность въезжавших в Украину в 2000 году граждан соседних государств была равной 6178,6 тысячи. Среди них доминировали граждане России, Молдавии и Белоруссии. На долю граждан этих стран в общем объеме въезжавших в Украину граждан соседних государств в 2000 году приходилось 90,8%. Динамика данного показателя выявляет четко выраженную тенденцию к росту (в 1997 году - 84,4%, в 1998 году - 87,5%, в 1999 году - 89,6%). Почти половина из въезжавших в Украину граждан соседних государств приходилась на граждан России. Общая тенденция к увеличению доли граждан России в общем числе въезжавших в Украину граждан соседних государств прерывалась в 1998 году (в 1998 году, по сравнению с 1997 годом, произошло ее уменьшение в 1,19 раза), что, возможно, было обусловлено финансовым кризисом в обеих странах.

После 1998 года началось снижение удельного веса граждан Белоруссии в общем числе въезжавших в Украину граждан соседних государств. Из стран Центральной Европы в 1997-2000 годах наибольший удельный вес в составе въезжавших в Украину граждан соседних государств приходился на граждан Венгрии (в 2000 году - 4,8%). В 1997 году ведущие позиции в составе въезжавших в Украину граждан соседних государств Центральной Европы занимала Польша. Однако разнонаправленность изменений в 1998 году (по сравнению с 1997 годом) удельного веса граждан Польши и Венгрии привела к двукратному превышению последним первого. В дальнейшем более низкие, по сравнению с Венгрией, темпы снижения доли граждан Польши в составе въезжавших в Украину граждан соседних стран привели к сглаживанию данных различий. Тенденция к снижению в динамике была свойственна также долям въезжавших в Украину граждан Словакии и Румынии в общем числе въезжавших в Украину граждан соседних государств.

В 2000 году, по сравнению с 1997 годом, численность въезжавших в Украину граждан соседних государств уменьшилась в 2,05 раза. Особенно значимым было уменьшение численности въезжавших в Украину граждан Словакии (в 3,98 раза), России (в 2,98 раза), Белоруссии (в 2,72 раза), Польши (в 2,67 раза). Темпы уменьшения численности въезжающих в Украину граждан соседних государств были большими, чем для всех въезжающих в Украину иностранных граждан. Тенденция к снижению численности въезжающих в Украину граждан соседних государств наблюдалась в 1997-1999 годах; в дальнейшем она размылась. Однако динамика въезда в Украину граждан Словакии, Венгрии и Белоруссии характеризовалась тенденцией к снижению в течение всего анализируемого периода (1997-2000 годы).

Численность выезжавших в соседние страны граждан Украины в 2000 году существенно (в 2,13 раза) превышала численность въезжавших в Украину граждан соседних государств. Особенно значимым данное превышение было в "обмене" гражданами с Польшей (в 14,8 раза) и Словакией (в 6,76 раза). Лишь численность въезжавших в Украину граждан Молдавии была большей, чем численность выезжавших в Молдавию граждан Украины. Близкими в 2000 году были численности выезжавших в Белоруссию граждан Украины и въезжавших в Украину граждан Белоруссии. В 1997 году численность въезжавших в Украину граждан Белоруссии, России, Молдавии и Румынии была большей, чем численность выезжавших в эти страны граждан Украины. Тенденция к увеличению различий между численностью выезжающих в соседние государства граждан Украины и количеством въезжающих в Украину граждан соседних государств была выражена очень четко (табл. 2).

Таблица 2. Соотношения численности выезжавших в соседние страны граждан Украины и въезжавших в Украину граждан соседних стран в 1997-2000 годах

Страна

Год

1997

1998

1999

2000

Польша

5,65

9,77

13,46

14,8

Словакия

2,73

3,22

7,79

6,76

Венгрия

1,75

1,83

1,65

1,79

Молдавия

0,72

0,62

0,65

0,73

Россия

0,67

0,68

1,87

2,29

Белоруссия

0,47

0,88

1,08

1,08

Соседние с Украиной страны, всего

1,06

1,16

1,99

2,13

Декларируемая цель выезда граждан Украины за границу во многом обуславливается режимом допуска в страну въезда. В существующей статистической отчетности цели выезда граждан Украины за рубеж и цели въезда иностранцев в Украину объединены в крупные группы. Для их более детального изучения используются, как правило, материалы специальных выборочных социально-демографических обследований. Например, в подсказах анкеты выборочного социологического обследования "Пограничные взаимосвязи населения Украины и Белоруссии" указывались такие цели выезда, как "временная работа с проживанием в Белоруссии на все время работы, временная работа с возвращением на выходные, временная работа с возвращением каждодневно, купить товары, продать товары, торговое посредничество, навестить родственников, навестить друзей, отдых, туризм, производственная командировка, учеба, транзит, другое".

В составе целей выезда граждан Украины в соседние страны в 2000 году доминировали частные (72,4%) поездки. Относительно высокой была также доля выезжавших как туристы и организованные туристы. Доли выезжавших по служебным делам и в качестве обслуживающего персонала среди выезжавших в соседние страны были небольшими (соответственно 5,8% и 4,3%). По сравнению с другими соседними странами, высокий удельный вес выезжавших с частными целями отмечался в составе выезжавших граждан Украины в Румынию, Белоруссию и Венгрию, выезжавших как туристы и организованные туристы - в Словакию и Польшу, по служебным целям - в Словакию, в качестве обслуживающего персонала - в Румынию.

Структура целей выезда граждан Украины в соседние и отдаленные страны различалась существенно. Доля назвавших целями выезда частные в составе выезжавших в соседние страны граждан Украины была в 2,15 раза большей соответствующего показателя структуры выезжавших в отдаленные страны. В структуре целей выезда граждан Украины в отдаленные страны были большими соответствующих показателей структуры выезжавших в соседние страны доли выезжавших в качестве обслуживающего персонала (в 4,79 раза), по служебным целям (в 2,86 раза), как туристы и организованные туристы (в 1,68 раза).

Удельный вес выездов граждан Украины по служебным целям как в соседние, так и в отдаленные страны в 1998 году, по сравнению с 1997 годом, вырос, в последующем наметилась тенденция к его снижению (табл. 3). Довольно устойчивой во все годы анализируемого периода (1997-2000 годы) была тенденция к увеличению доли выезжавших по служебным целям граждан Украины в Словакию. По сравнению с 1997 годом, в 2000 году доля выезжавших граждан Украины по служебным целям в большинство соседних стран уменьшилась. Исключение составляли лишь Россия, Словакия и Польша.

Таблица 3. Структура основных целей выезда граждан Украины в другие страны в 1997-2000 гг. (%)

Цель выезда

Год

Страна

Поль-ша

Слова-кия

Венг-рия

Румы-ния

Молда-вия

Россия

Бело-руссия

Сосед-ние страны

Отдален-ных стран

Служебная

1997

3,4

21,8

13,4

5,7

8,8

0,6

5,2

5,4

15,4

1998

6,6

23,5

6,2

10,3

11,6

9,5

4,0

8,4

20,4

1999

3,6

29,3

3,1

2,1

9,8

5,8

6,6

7,0

15,0

2000

3,4

29,5

3,6

2,6

6,1

6,6

3,9

5,8

16,6

Туризм, организо-ванный туризм

1997

63,1

19,0

15,6

30,6

6,9

0,8

2,2

25,2

34,0

1998

34,2

20,3

17,4

16,2

7,4

11,8

3,3

17,4

28,0

1999

21,7

24,3

5,7

5,3

4,4

11,9

80,0

14,4

27,6

2000

22,2

27,0

7,4

2,6

17,6

16,7

6,2

17,4

29,2

Частная

1997

30,6

57,3

67,9

48,7

77,4

94,6

8,7

65,5

35,2

1998

53,0

53,3

73

65,1

75,8

65,8

91,6

68,0

33,9

1999

71,1

44,1

85,6

89,2

79,9

73,7

82,2

73,3

39,5

2000

1,3

40,5

83,7

87,2

73,5

70,7

85,6

72,4

33,6

В качестве обслужи-вающего персонала

1997

2,9

1,9

3,1

15,0

6,7

3,9

3,9

3,8

15,4

1998

6,2

2,9

3,4

8,4

5,1

12,8

1,1

6,1

17,7

1999

3,6

2,3

5,6

3,4

5,9

8,5

3,2

5,3

17,8

2000

3,1

3,0

5,3

7,6

2,8

5,9

3,9

4,3

20,6

В 1997-1999 годах наблюдалось снижение долей выезжавших как туристы и организованные туристы граждан Украины в составе выезжающих в соседние страны. В 2000 году этот показатель возрос и достиг уровня 1998 года. В 2000 году, по сравнению с 1997 годом, доля выезжавших как туристы и организованные туристы граждан Украины в составе выезжавших в Румынию резко снизилась, а в Россию и Словакию - наоборот, резко возросла. Тенденция изменения долей выезжавших как туристы граждан Украины в составе выезжавших в отдаленные страны была аналогичной той, что наблюдалась в составе выезжавших в соседние страны.

В 2000 году, по сравнению с 1997 годом, доля выезжавших с частными целями в составе выезжавших в соседние страны граждан Украины увеличилась на 10,6%. Увеличение данного показателя произошло за счет такового в составе граждан Украины, выезжавших в Польшу, Румынию и Венгрию. Доли выезжавших с частными целями в составе граждан Украины, выезжавших в Словакию, Россию, Молдавию и Белоруссию, в 2000 году уменьшились по сравнению с 1997 годом. Уменьшение, хотя и небольшое, анализируемого показателя имело место в составе граждан Украины, выезжавших в отдаленные страны.

Динамика выезжавших в качестве обслуживающего персонала в составе выезжавших за границу граждан Украины во многом зависит от объема потока. Существуют некоторые оптимальные значения численности граждан Украины, выезжающих за рубеж с этой целью, вокруг которых колеблются реальные значения. С увеличением объема потока малоизменчивая в динамике численность выезжающих с этой целью задает снижение ее доли в этом потоке.

После резкого повышения в 1998-2000 годах наблюдалось снижение удельного веса выезжавших в качестве обслуживающего персонала в составе граждан Украины, выезжающих в соседние страны. Тенденция к повышению удельного веса выезжавших в качестве обслуживающего персонала в составе граждан Украины, выезжавших в отдаленные страны, сохранялась в течение всего анализируемого периода (1997-2000 годы).

Среди целей въезда граждан соседних государств в Украину также доминировали частные (в 2000 году - 65,6%). Ощутимо большей доля данной цели въезда была в составе въезжавших в Украину граждан Молдавии и Белоруссии. Низким значение этого показателя было у въезжавших в Украину граждан Венгрии. Небольшим оно было и у въезжавших в Украину граждан Словакии.

В составе въезжавших в Украину граждан России также чаще других называлась эта причина, хотя доля назвавших ее была меньше половины. В составе въезжавших в Украину в 2000 году граждан Венгрии и Словакии преобладали въезжавшие по служебным целям. Относительно большим (25,8%) был удельный вес въезжавших по служебным целям в составе въезжавших в Украину граждан России.

В структуре причин въезда граждан Румынии в Украину высокой на фоне других соседних стран была доля въезжавших в качестве обслуживающего персонала. Доля въезжавших в качестве обслуживающего персонала среди въезжавших в Украину граждан отдаленных стран была существенно большей, чем среди въезжавших в Украину граждан соседних стран. Большими, по сравнению с въезжавшими в Украину гражданами соседних стран, в составе въезжавших в Украину граждан отдаленных стран были также доли въезжавших в качестве туристов и организованных туристов и по служебным целям (табл. 4).

Таблица 4. Структура основных целей въезда в Украину иностранцев в
1997-2000 годах (%)

Цель выезда

Год

Страна

Поль-ша

Слова-кия

Венг-рия

Румы-ния

Молда-вия

Россия

Бело-руссия

Сосед-ние страны

Отдален-ных стран

Служебная

1997

14,3

37,8

13,2

15,9

8,9

4,5

1,4

6,6

30,9

1998

14,3

31,2

12,7

6,3

10,2

15,1

7,8

12,1

33,0

1999

13,7

36,1

83,2

4,9

12,4

26,5

6,9

23,1

31,9

2000

12,0

45,3

86,3

4,9

6,0

25,8

5,7

19,6

28,4

Туризм, организо-ванный туризм

1997

49,1

34,0

29,2

11,1

8,2

4,6

2,9

9,8

14,9

1998

42,2

24,9

15,6

2,2

2,5

7,0

2,5

7,0

19,7

1999

21,4

27,4

2,3

2,0

3,4

18,4

5,4

9,6

22,1

2000

15,2

19,3

2,4

2,2

3,3

19,0

5,2

9,3

21,1

Частная

1997

32,1

28,1

53,2

64,3

73,0

71,1

93,5

71,7

34,7

1998

35,8

43,1

69,6

62,7

77,5

69,7

87,7

74,1

26,5

1999

57,7

36,2

12,6

78,1

79,1

51,0

84,3

63,0

24,9

2000

67,4

34,7

8,5

67,4

87,0

46,5

85,5

65,6

30,6

В качестве обслужи-вающего персонала

1997

4,5

0,1

4,4

8,7

9,9

19,8

2,2

4,9

19,5

1998

7,7

0,6

2,1

28,8

9,8

8,2

2,0

6,8

20,8

1999

7,2

0,3

1,9

15,0

5,1

4,1

3,4

4,3

21,1

2000

5,4

0,7

2,8

25,5

3,7

8,7

3,6

5,5

19,9

В 2000 году по сравнению с 1997 годом доля въезжавших по служебным целям в составе въезжавших в Украину граждан соседних стран увеличилась почти в три раза. Особенно значимым было увеличение данного показателя в составе въезжавших в Украину граждан Венгрии, России, Белоруссии. А вот доля въезжавших по служебным целям в составе въезжавших в Украину граждан Румынии уменьшилась в 3,23 раза, Молдавии - в 1,49 раза, Польши - в 1,19 раза.

Снижение данного показателя отмечалось в структуре целей въезда в Украину граждан отдаленных государств. Удельный вес въезжавших в качестве туристов и организованных туристов в составе въезжавших в Украину граждан соседних стран в целом в 1997-2000 годах колебался незначительно. В 1999-2000 годах по сравнению с 1997-1998 годами существенно уменьшились значения анализируемого показателя среди въезжавших в Украину граждан Венгрии, Румынии, Польши, зато возросли его значения в составе въезжавших в Украину граждан России.

Уменьшение въезжавших с частными целями в составе въезжавших в Украину граждан как соседних, так и отдаленных стран в 2000 году, по сравнению с 1997 годом, было незначительным (соответственно в 1,09 и 1,13 раза). В основе данного снижения лежало уменьшение долей въезжавших с частными целями в составе въезжавших в Украину граждан России. Очень большим (в 6,26 раза) было уменьшение доли въезжавших с частными целями в составе въезжавших в Украину граждан Венгрии. Среди въезжавших в Украину граждан Польши, Словакии, Молдавии, Румынии доля въезжавших с частными целями в 2000 году, по сравнению с 1997 годом, увеличилась. Если доля въехавших в качестве обслуживающего персонала среди въезжающих в Украину граждан соседних государств в 2000 году, по сравнению с 1997 годом, уменьшилась (в 2,16 раза), то в составе въезжавших в Украину граждан отдаленных государств - даже несколько возросла (в 1,02 раза).

Среди граждан других стран, прибывших в Украину и выбывших из нее на постоянное или временное (на срок более полутора месяцев) жительство (далее - прибывшие в Украину и выбывшие из Украины), в 2000 году удельный вес граждан соседних стран составлял 63,1%. В составе прибывших в Украину и выбывших из нее граждан соседних государств доминировали граждане России (88,4%); на долю граждан Молдавии приходилось 7,5%, Белоруссии - 3,7%, Румынии - 0,2%.

В Украине сальдо миграции иностранных граждан в целом и граждан соседних стран в частности в общем сальдо миграции иностранных граждан (63,4%) было близким к доле прибывших в Украину граждан соседних стран и выбывших из Украины граждан соседних стран в общем числе прибывших и выбывших иностранных граждан. Сальдо миграции граждан каждой из соседних стран (за исключением Румынии) в Украине было положительным. Наибольший вклад в него внесли Россия и Молдавия. Вклад граждан соседних стран Центральной Европы в увеличение численности населения Украины за счет миграции в 2000 году был очень малым, точнее близким к нулю.

Доля прибывших в Украину и выбывших из нее в соседние страны украинских граждан в общем числе прибывших в Украину и выбывших из Украины граждан Украины была несколько меньшей (на 7,2%) доли прибывших в Украину и выбывших из Украины граждан соседних стран в общем числе прибывших и выбывших граждан других государств. В составе украинских граждан, прибывших в Украину и выбывших из Украины в соседние страны, доля прибывших из России и выбывших в Россию составляла 86,7%, Белоруссию - 6,5%, Молдавию - 5,4%, Венгрию - 0,8%, Польшу - 0,5%.

Отрицательное сальдо миграции граждан Украины сформировалось за счет миграционного обмена как с соседними, так и с отдаленными странами. Удельный вес соседних стран в общем сальдо миграции граждан Украины в 2000 году составлял 31,3%. Практически со всеми соседними странами (за исключением Молдавии) сальдо миграции граждан Украины было отрицательным. Значительно уменьшилась численность проживающих в Украине украинских граждан за счет миграционного обмена с Россией и Белоруссией (17,9 тысячи). За счет миграционного обмена с соседними странами Центральной Европы численность проживающих в Украине украинских граждан уменьшилась на 0,7 тысячи.

Ужесточение режима пересечения границы в ближайшем будущем приведет к уменьшению частоты выездов граждан Украины в соседние страны, что будет ограничивать коммуникационную активность населения. Отсутствуют также веские основания для существенного увеличения поездок граждан соседних стран в Украину. Снижение интенсивности международной миграции населения может выступать одним из последствий отмечаемой в последнее время исследователями (будем надеяться, временной) изоляции Украины от западных соседей. Такие тенденции в динамике международной миграции населения не могут оцениваться иначе, как отрицательно. Их идеологические оправдания под лозунгами "опоры на собственные ресурсы", "самобытного пути развития" и т.п. имеют под собой определенные ситуативные основания, потенциал которых все же по объему не столь велик, чтобы рассматривать его в качестве перспективного и позитивного фактора. Более целесообразным является поиск путей к неуклонному интегрированию Украины в Европу при сохранении традиционно открытых для граждан постсоветских стран границ Украины.


1 - Тороп Н.Н. Геополитические аспекты формирования государственной границы Украины по акватории Азовского моря//Культура народов Причерноморья -2001. - №22 -С. 30
2 - Бахманн К. Украiна, Польща та дебати про майбутне €С чи польський мiст провадить в нiкуди?// I -2001. -N 20. - С 185.
3 - Польськi громадськi органiзацii пiдтримують Украiну//Влада i полiтика -2001. -23-29 бер.
4 - Украiна i Польща пiсля розширення НАТО: 3 мiжнародного семiнару // Полiтика i час - 2000. -№ 3-4. - С 59.
5 - Власенко В. Обiйдемося без вiз?//Урядовий кур'ер. -2001. - 11 KBiT.
6 - Парипа П. Чи станцюе Украiна танго з ЕС i НАТО?//Унiверсум -2001. -№7-10. - С. 56.
7 - Гнибiденко I. Проблеми трудовоi мiграцii в Украiнi та ix вирiшення//Економiка Украiнi -2001. - N4.
8 - Експертнi: оцiнки та громадська думка щодо полiтики кордонiв Украiни//Сприяння реалiзацii ефективноiI полiтики кордонiв Украiни. - К.: Центр миру, конверсii та зовнiшньоi полiтики Украiни, 2001. -С. 32-33.
9 - Мiщенко О. Основнi принципи вiзовоi полiтики Украiни//Кордони Европи - кордони Украiни через спiльнi iнтереси до спiльноi безпеки: Мат. Круг. столу. - К.: Центр миру, конверсii та зовнiшньоi полiтики Украiни, 2001. - С 32-33
10 - Устич С. Вiзовий режим - не перепона…//Урядовий кур'ер -2001. - 24 бер.
11 - Суспiльна оцiнка стану мiжнародних комунiкацiй та полiтики кордонiв Украiни: деталiзованi результати опитувань//Сприяння реалiзацii ефективноi полiтики кордонiв Украiни -К.: Центр миру, конверсii та зовнiшньоi полiтики Украiни, - С. 63.
12 - Пiдлуцький О. Росiйський кордон//Украiна i свiт сьогоднi. -2001. - 24 лют. - 2 бер.
13 - От слов перешли к делу // Голос Крыма - 2001 - 23 февр.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most