Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1047 - 1048
15 октября - 28 октября 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Семьеведение в школе: за и против

Половина россиян поддерживают запрет на пропаганду чайлдфри, при этом 74% выступают против введения налога на бездетность

Страх заразиться коронавирусом снизился до уровня боязни гриппа

Поедем – поработаем?

Не только Москва и Санкт-Петербург. В топ-5 лучших городов для карьеры — Екатеринбург, Тюмень и Казань



Google
Web demoscope.ru

Семьеведение в школе: за и против

Коротко о главном:

  • 45% россиян в разной степени осведомлены о появлении в школах нового курса «Семьеведение».
  • Шесть из десяти наших сограждан скорее поддерживают появление «Семьеведения» в школьной программе (62%) и верят, что новый предмет будет способствовать формированию у молодежи более ответственного отношения к семье (63%).

Год семьи в сфере образования

В наступившем учебном году школьная программа в России пополнилась сразу несколькими новыми дисциплинами. В их числе – образовательный курс «Семьеведение», преподаваемый ученикам 5-9 классов в рамках «Разговоров о важном» или внеурочной деятельности. Несмотря на то, что курс стартовал сравнительно недавно, российское общество демонстрирует о нем неплохую осведомленность, пока преимущественно фоновую. Согласно сентябрьским данным ВЦИОМ, почти половине россиян в разной степени известно о том, что подрастающее поколение будут учить основам семейной жизни (45%): в том числе 28% наслышаны об этом и только 17% знают. Впервые узнали о появлении «Семьеведения» в российских школах в ходе опроса 55%, среди мужчин и представителей старшего поколения 60+ лет таких насчитывается 61% и 60% соответственно.

Лучше других о новом образовательном курсе осведомлены работники бюджетных организаций (58%), в частности – работники сферы образования, среди которых уровень информированности достигает максимальных 71%. Впрочем, даже в этой группе пока остаются те, кто слышит об этом нововведении впервые (29%). А вот наличие детей/внуков школьного возраста, в отличие от сектора занятости, не отражается на уровне информированности: родители (бабушки/дедушки) школьников знают о нем немногим больше «бездетных» (47% и 42% соответственно).

Чем выше уровень образования, тем выше осведомленность: хорошо знают о появлении новой дисциплины 23% россиян с высшим и неоконченным высшим образованием (еще 31% - наслышаны), среди окончивших техникум/школу/ПТУ уровень фокусированной информированности примерно вдвое ниже – 11-13%.

Наконец, еще одна сравнительно «подкованная» группа – россиянки. Пять из десяти женщин и только четверо из десяти мужчин в той или иной степени знают о курсе «Семьеведение» (50% и 39% соответственно).

Новый предмет: аргументы «за»…

Введение нового образовательного курса скорее находит у россиян поддержку (62%). Причем ее уровень не зависит от степени осведомленности о новой дисциплине: поддержку декларируют как те, кто знал/слышал о нем ранее, так и узнавшие о нем впервые в ходе опроса ВЦИОМ; в обеих группах показатель близок к среднему по выборке (63% и 61% соответственно).

«Группа поддержки» новой школьной дисциплины состоит преимущественно из женщин (66% vs. 57% мужчин), россиян со средним и средним специальным образованием (69% и 66% соответственно), хорошим и средним материальным положением (67 и 63% соответственно vs. 52% с плохим).

Отношение к нововведению также обусловлено текущим семейным положением и возрастом детей/внуков: поддержку чаще декларируют россияне, имеющие опыт семейной жизни – удачный (67% среди женатых/замужних) и не очень (60% среди разведенных), а также родители (бабушки/дедушки) детей школьного возраста (69%).

Согласно рабочей программе курса, его цель - «введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок». Россиянам, поддерживающим преподавание «Семьеведения» в школах (доля группы – 62%), его основным преимуществом видится не поддержка семейных ценностей (13%, это второй по популярности аргумент «за»), а освоение новой предметной области, получение школьниками новых знаний о первичной ячейке общества (31%). К образовательной функции можно также отнести получение представлений об отношениях между мужчиной и женщиной (8%) и о ведении домашнего хозяйства (2%).

Каждый восьмой говорит о возможности применять полученные знания на практике («подготовка к семейной жизни, к созданию семьи / к взрослой жизни/ пригодится в жизни» – 12%), а кто-то отмечает воспитательную функцию нового предмета («воспитание детей» – 7%, «воспитание патриотизма» – 3%) и даже делится ожиданиями от его освоения в масштабах страны («будет меньше разводов» - 7%, «повышение демографии» - 2%). О нужности «Семьеведения» в школах (без уточнения) сказали еще 6% от числа его сторонников. Каждый пятый не смог назвать аргументы в поддержку новой дисциплины (19%).

…и аргументы «против»

Не поддерживает появление нового курса в школьной программе каждый пятый россиянин (21%). Опасения в этой группе связаны преимущественно с высокой нагрузкой на учеников/учителей, сокращением учебных часов по другим предметам (29%). Примерно столько же «противников» курса говорят о его бесполезности в целом (26%). Немало опрошенных в этой группе придерживаются мнения, что воспитание семейных ценностей – сфера ответственности семьи, а не государства («это должно воспитываться в семье» – 15%, «пропаганда / навязывание/ государство не должно влезать в семью» – 13%). Еще 11% не смогли назвать аргументы «против».

Об отношениях в семье и не только

Несмотря на высокий уровень поддержки, спонтанно назвать темы, которые было бы важно затронуть на уроках по «Семьеведению», для россиян оказалось не так просто, о чем говорит достаточно высокая доля затруднившихся с ответом – 43%. Судя по содержательным ответам, имеется общественный запрос на такие темы как отношения в семье в целом, семейные ценности (15%), отношения родителей и детей, воспитание уважения к старшим (8%), понятие семьи и ее функции (7%), семейный бюджет (6%), культура поведения (6%). То есть, те сюжеты, которые уже входят в рабочую программу курса.

Молодежь 18-34 лет чаще декларирует интерес к финансовой составляющей семейной жизни (12-13% vs. 3-6% среди россиян постарше), тогда как представители старшего поколения – к проблеме «отцов и детей» (11% среди 45+ лет vs. 1-7% среди россиян помладше).

Воспитанию быть!

Преподавание «Семьеведения» скорее будет способствовать формированию более ответственного отношения к семье у молодых людей – полагают 63% наших сограждан. Со скепсисом к новому курсу относятся четверть опрошенных, они придерживаются обратного мнения («скорее не будет» - 25%).

Оптимизм в этом вопросе присущ родителям (бабушкам/дедушкам) детей школьного возраста («скорее будет» - 71%), а также тем, кто сам может подать пример подрастающему поколению – замужним/женатым россиянам (67% vs. 51% среди холостых/незамужних). А вот недавние выпускники – молодые люди 18-24 лет, во мнениях разделились: 45% полагают, что «Семьеведение» скорее будет способствовать формированию у молодежи более ответственного отношения к семье, 45% - что не будет.

С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы. Скажите, Вы знаете об этом, что-то слышали или сейчас впервые слышите об этом (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Знаю об этом

17

13

20

17

17

22

20

11

Что-то слышал

28

26

30

34

29

25

27

29

Впервые слышу об этом

55

61

50

49

54

53

53

60

С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы. Скажите, Вы знаете об этом, что-то слышали или сейчас впервые слышите об этом (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети/внуки школьного возраста?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Есть дети/внуки
школьного возраста
(48%)

Нет детей/внуков
школьного возраста
(52%)

Знаю об этом

17

20

13

Что-то слышал

28

27

29

Впервые слышу об этом

55

53

58

Говоря в целом, Вы скорее поддерживаете или скорее не поддерживаете введение курса «Семьеведение» в старших классах? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Каково Ваше семейное положение?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Холост / не замужем (21%)

Женат / замужем (46%)

Живем вместе, но официально не состоим в браке (8%)

Живем порознь, но не разведены (1%)

Разведен / разведена (11%)

Вдовец / вдова (12%)

Скорее поддерживаю

62

46

67

56

47

60

78

Скорее не поддерживаю

21

32

17

30

34

21

5

Затрудняюсь ответить

17

22

16

14

19

19

17

А как Вам кажется, какие темы, вопросы важно обсудить с молодыми людьми в рамках курса «Семьеведения»? (открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Отношения в семье / любовь, забота, поддержка, уважение

15

Родители и дети / уважение к старшим

8

Создание семьи / что такое семья / для чего нужна

7

Бюджет семьи / финансовые вопросы / обеспечение семьи / финансовая грамотность

6

Воспитание / как себя вести / культура поведения / отношения к людям

6

Воспитание детей / как воспитывать ребенка / любовь к детям

5

Патриотизм / защита Родины

5

Сексуальное воспитание / безопасный секс, контрацепция / ЗППП

5

Взаимоотношения мужчины и женщины / взаимоотношения полов / роли мужчины и женщины

4

Традиционные/семейные ценности / патриархальные / против ЛГБТ*

4

Рождение детей / материнство, отцовство / беременность

4

Ответственность

3

Здоровый образ жизни / спорт / вред алкоголя, табака, наркотиков

3

Психология / психология отношений

3

Быт / хозяйство / бытовые вопросы / ведение домашнего хозяйства

3

Нравственность / моральные устои / ценности

2

История / традиции

2

Политика, общество

2

Религия / вера в Бога / регилиозные ценности / христианские ценности

2

Трудовое воспитание / профессии / отношение к работе / трудолюбие

2

Конфликты, проблемы / решение конфликтов / умение искать компромиссы

2

Как сохранить семью / крепкая семья / разводы

2

Нет таких

1

Другое

6

Затрудняюсь ответить

43

Как Вы считаете, введение «Семьеведения» будет или нет способствовать формированию более ответственного отношения к семье у молодого поколения? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее будет

63

56

68

45

53

63

63

73

Скорее не будет

25

29

22

45

40

26

21

14

Затрудняюсь ответить

12

15

10

10

7

11

16

13

Как Вы считаете, введение «Семьеведения» будет или нет способствовать формированию более ответственного отношения к семье у молодого поколения? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети/внуки школьного возраста?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Есть дети/внуки
школьного возраста
(48%)

Нет детей/внуков
школьного возраста
(52%)

Скорее будет

63

71

55

Скорее не будет

25

18

32

Затрудняюсь ответить

12

11

13

* Внесено в перечень террористических и экстремистских организаций в Российской Федерации https://fedsfm.ru/documents/terr-list

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 15 сентября 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 2 октября 2024 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semevedenie-v-shkole-za-i-protiv


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887