|
Семьеведение в школе: за и против
Коротко о главном:
- 45% россиян в разной степени осведомлены о появлении в школах
нового курса «Семьеведение».
- Шесть из десяти наших сограждан скорее поддерживают появление
«Семьеведения» в школьной программе (62%) и верят, что новый предмет
будет способствовать формированию у молодежи более ответственного
отношения к семье (63%).
Год семьи в сфере образования
В наступившем учебном году школьная программа в России
пополнилась сразу несколькими новыми дисциплинами. В их числе –
образовательный курс «Семьеведение», преподаваемый ученикам 5-9
классов в рамках «Разговоров о важном» или внеурочной деятельности.
Несмотря на то, что курс стартовал сравнительно недавно, российское
общество демонстрирует о нем неплохую осведомленность, пока преимущественно
фоновую. Согласно сентябрьским данным ВЦИОМ, почти половине россиян
в разной степени известно о том, что подрастающее поколение будут
учить основам семейной жизни (45%): в том числе 28% наслышаны об
этом и только 17% знают. Впервые узнали о появлении «Семьеведения»
в российских школах в ходе опроса 55%, среди мужчин и представителей
старшего поколения 60+ лет таких насчитывается 61% и 60% соответственно.
Лучше других о новом образовательном курсе осведомлены
работники бюджетных организаций (58%), в частности – работники сферы
образования, среди которых уровень информированности достигает максимальных
71%. Впрочем, даже в этой группе пока остаются те, кто слышит об
этом нововведении впервые (29%). А вот наличие детей/внуков школьного
возраста, в отличие от сектора занятости, не отражается на уровне
информированности: родители (бабушки/дедушки) школьников знают о
нем немногим больше «бездетных» (47% и 42% соответственно).
Чем выше уровень образования, тем выше осведомленность:
хорошо знают о появлении новой дисциплины 23% россиян с высшим и
неоконченным высшим образованием (еще 31% - наслышаны), среди окончивших
техникум/школу/ПТУ уровень фокусированной информированности примерно
вдвое ниже – 11-13%.
Наконец, еще одна сравнительно «подкованная» группа
– россиянки. Пять из десяти женщин и только четверо из десяти мужчин
в той или иной степени знают о курсе «Семьеведение» (50% и 39% соответственно).
Новый предмет: аргументы «за»…
Введение нового образовательного курса скорее находит
у россиян поддержку (62%). Причем ее уровень не зависит от степени
осведомленности о новой дисциплине: поддержку декларируют как те,
кто знал/слышал о нем ранее, так и узнавшие о нем впервые в ходе
опроса ВЦИОМ; в обеих группах показатель близок к среднему по выборке
(63% и 61% соответственно).
«Группа поддержки» новой школьной дисциплины состоит
преимущественно из женщин (66% vs. 57% мужчин), россиян со средним
и средним специальным образованием (69% и 66% соответственно), хорошим
и средним материальным положением (67 и 63% соответственно vs. 52%
с плохим).
Отношение к нововведению также обусловлено текущим семейным
положением и возрастом детей/внуков: поддержку чаще декларируют
россияне, имеющие опыт семейной жизни – удачный (67% среди женатых/замужних)
и не очень (60% среди разведенных), а также родители (бабушки/дедушки)
детей школьного возраста (69%).
Согласно рабочей программе курса, его цель - «введение
молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных
ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок».
Россиянам, поддерживающим преподавание «Семьеведения» в школах (доля
группы – 62%), его основным преимуществом видится не поддержка семейных
ценностей (13%, это второй по популярности аргумент «за»), а освоение
новой предметной области, получение школьниками новых знаний о первичной
ячейке общества (31%). К образовательной функции можно также отнести
получение представлений об отношениях между мужчиной и женщиной
(8%) и о ведении домашнего хозяйства (2%).
Каждый восьмой говорит о возможности применять полученные
знания на практике («подготовка к семейной жизни, к созданию семьи
/ к взрослой жизни/ пригодится в жизни» – 12%), а кто-то отмечает
воспитательную функцию нового предмета («воспитание детей» – 7%,
«воспитание патриотизма» – 3%) и даже делится ожиданиями от его
освоения в масштабах страны («будет меньше разводов» - 7%, «повышение
демографии» - 2%). О нужности «Семьеведения» в школах (без уточнения)
сказали еще 6% от числа его сторонников. Каждый пятый не смог назвать
аргументы в поддержку новой дисциплины (19%).
…и аргументы «против»
Не поддерживает появление нового курса в школьной программе
каждый пятый россиянин (21%). Опасения в этой группе связаны преимущественно
с высокой нагрузкой на учеников/учителей, сокращением учебных часов
по другим предметам (29%). Примерно столько же «противников» курса
говорят о его бесполезности в целом (26%). Немало опрошенных в этой
группе придерживаются мнения, что воспитание семейных ценностей
– сфера ответственности семьи, а не государства («это должно воспитываться
в семье» – 15%, «пропаганда / навязывание/ государство не должно
влезать в семью» – 13%). Еще 11% не смогли назвать аргументы «против».
Об отношениях в семье и не только
Несмотря на высокий уровень поддержки, спонтанно назвать
темы, которые было бы важно затронуть на уроках по «Семьеведению»,
для россиян оказалось не так просто, о чем говорит достаточно высокая
доля затруднившихся с ответом – 43%. Судя по содержательным ответам,
имеется общественный запрос на такие темы как отношения в семье
в целом, семейные ценности (15%), отношения родителей и детей, воспитание
уважения к старшим (8%), понятие семьи и ее функции (7%), семейный
бюджет (6%), культура поведения (6%). То есть, те сюжеты, которые
уже входят в рабочую программу курса.
Молодежь 18-34 лет чаще декларирует интерес к финансовой
составляющей семейной жизни (12-13% vs. 3-6% среди россиян постарше),
тогда как представители старшего поколения – к проблеме «отцов и
детей» (11% среди 45+ лет vs. 1-7% среди россиян помладше).
Воспитанию быть!
Преподавание «Семьеведения» скорее будет способствовать
формированию более ответственного отношения к семье у молодых людей
– полагают 63% наших сограждан. Со скепсисом к новому курсу относятся
четверть опрошенных, они придерживаются обратного мнения («скорее
не будет» - 25%).
Оптимизм в этом вопросе присущ родителям (бабушкам/дедушкам)
детей школьного возраста («скорее будет» - 71%), а также тем, кто
сам может подать пример подрастающему поколению – замужним/женатым
россиянам (67% vs. 51% среди холостых/незамужних). А вот недавние
выпускники – молодые люди 18-24 лет, во мнениях разделились: 45%
полагают, что «Семьеведение» скорее будет способствовать формированию
у молодежи более ответственного отношения к семье, 45% - что не
будет.
С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится
предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий
«Разговоры о важном» или внеклассной работы. Скажите, Вы знаете
об этом, что-то слышали или сейчас впервые слышите об этом
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Знаю об этом
|
17
|
13
|
20
|
17
|
17
|
22
|
20
|
11
|
Что-то слышал
|
28
|
26
|
30
|
34
|
29
|
25
|
27
|
29
|
Впервые слышу об этом
|
55
|
61
|
50
|
49
|
54
|
53
|
53
|
60
|
С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится
предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий
«Разговоры о важном» или внеклассной работы. Скажите, Вы знаете
об этом, что-то слышали или сейчас впервые слышите об этом
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети/внуки школьного
возраста?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех
опрошенных)
|
Есть дети/внуки
школьного возраста
(48%)
|
Нет детей/внуков
школьного возраста
(52%)
|
Знаю об этом
|
17
|
20
|
13
|
Что-то слышал
|
28
|
27
|
29
|
Впервые слышу об этом
|
55
|
53
|
58
|
Говоря в целом, Вы скорее поддерживаете или скорее не поддерживаете
введение курса «Семьеведение» в старших классах? (закрытый
вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Каково Ваше семейное положение?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех
опрошенных)
|
Холост / не замужем (21%)
|
Женат / замужем (46%)
|
Живем вместе, но официально не состоим в браке (8%)
|
Живем порознь, но не разведены (1%)
|
Разведен / разведена (11%)
|
Вдовец / вдова (12%)
|
Скорее поддерживаю
|
62
|
46
|
67
|
56
|
47
|
60
|
78
|
Скорее не поддерживаю
|
21
|
32
|
17
|
30
|
34
|
21
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
17
|
22
|
16
|
14
|
19
|
19
|
17
|
А как Вам кажется, какие темы, вопросы важно обсудить с
молодыми людьми в рамках курса «Семьеведения»? (открытый
вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы,
набравшие 2% и более)
Отношения в семье / любовь, забота, поддержка, уважение
|
15
|
Родители и дети / уважение к старшим
|
8
|
Создание семьи / что такое семья / для чего нужна
|
7
|
Бюджет семьи / финансовые вопросы / обеспечение семьи / финансовая
грамотность
|
6
|
Воспитание / как себя вести / культура поведения / отношения
к людям
|
6
|
Воспитание детей / как воспитывать ребенка / любовь к детям
|
5
|
Патриотизм / защита Родины
|
5
|
Сексуальное воспитание / безопасный секс, контрацепция /
ЗППП
|
5
|
Взаимоотношения мужчины и женщины / взаимоотношения полов
/ роли мужчины и женщины
|
4
|
Традиционные/семейные ценности / патриархальные / против
ЛГБТ*
|
4
|
Рождение детей / материнство, отцовство / беременность
|
4
|
Ответственность
|
3
|
Здоровый образ жизни / спорт / вред алкоголя, табака, наркотиков
|
3
|
Психология / психология отношений
|
3
|
Быт / хозяйство / бытовые вопросы / ведение домашнего хозяйства
|
3
|
Нравственность / моральные устои / ценности
|
2
|
История / традиции
|
2
|
Политика, общество
|
2
|
Религия / вера в Бога / регилиозные ценности / христианские
ценности
|
2
|
Трудовое воспитание / профессии / отношение к работе / трудолюбие
|
2
|
Конфликты, проблемы / решение конфликтов / умение искать
компромиссы
|
2
|
Как сохранить семью / крепкая семья / разводы
|
2
|
Нет таких
|
1
|
Другое
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
43
|
Как Вы считаете, введение «Семьеведения» будет или нет
способствовать формированию более ответственного отношения к семье
у молодого поколения? (закрытый вопрос, один ответ, % от
всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Скорее будет
|
63
|
56
|
68
|
45
|
53
|
63
|
63
|
73
|
Скорее не будет
|
25
|
29
|
22
|
45
|
40
|
26
|
21
|
14
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
15
|
10
|
10
|
7
|
11
|
16
|
13
|
Как Вы считаете, введение «Семьеведения» будет или нет
способствовать формированию более ответственного отношения к семье
у молодого поколения? (закрытый вопрос, один ответ, % от
всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети/внуки школьного
возраста?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех
опрошенных)
|
Есть дети/внуки
школьного возраста
(48%)
|
Нет детей/внуков
школьного возраста
(52%)
|
Скорее будет
|
63
|
71
|
55
|
Скорее не будет
|
25
|
18
|
32
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
11
|
13
|
* Внесено в перечень террористических и экстремистских организаций
в Российской Федерации https://fedsfm.ru/documents/terr-list
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
15 сентября 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 2 октября 2024 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semevedenie-v-shkole-za-i-protiv
|