Москва стремительно внедряет самые современные
стандарты в столичном здравоохранении
Такого массового обновления всех направлений в медицине
одновременно и комплексно нет ни в одной стране мира
Контекст
Придя на пост мэра Москвы, Сергей Собянин сразу обозначил несколько
долгосрочных стратегических целей развития города. Наша столица
в результате их реализации должна превратиться в ведущий мегаполис
мира по качеству жизни, комфорту, привлекательности.
Естественно, что помимо инфраструктурных, транспортных, жилищных
программ именно социальный блок московского правительства должен
был осуществить самые фундаментальные перемены в нашей жизни. Здравоохранение
Москвы - ядро трансформации всей системы того, что должно стать
основой нового стандарта жизни москвича. Мне как председателю Общественной
палаты Москвы довелось принять участие в многочисленных круглых
столах, обсуждениях, дискуссиях, в которых руководители здравоохранения
и рядовые москвичи уточняли детали и особенности работы по этому
направлению. Это исходно была ключевая установка мэра - перемены
для москвичей, в интересах москвичей, с учетом их потребностей и
мнения.
С тех пор прошли годы. Мне стало интересно, как же реализуются те
многочисленные программы трансформации московского здравоохранения,
как меняется и формируется новый московский стандарт. Ниже я поделюсь
своими впечатлениями о том, что произошло и происходит в столичной
медицине. Лично на меня перемены произвели большое впечатление.
Судите сами. Стандарты нового типа
Все преобразования в столичном здравоохранении нацелены на долговременный
результат, и по многим из них Москва выступает лидером. Как и построенные
в 1960-1970-х годах прошлого века типовые медицинские объекты прослужили
до нашего времени, так и то, что строится в столице сейчас, прослужит
москвичам многие и многие десятилетия.
По сути, Москва сейчас создает медицину будущего, соответствующую
лучшим мировым трендам и стандартам, а зачастую и превосходящую
эти стандарты.
Сегодня Москва не просто строит новые больницы и поликлиники, применяя
современные материалы и решения. Уже на этапе проектировки продумывается
медицинская логистика, растущие потребности населения в объемах
и видах оказываемой помощи, высокотехнологичном оборудовании и многое
другое. На первое место выходят качество, комфорт, удобство как
для пациентов, так и для персонала.
Само содержание стандарта четко структурировано. Если говорить о
поликлиниках, например, то важна доступность, под которой понимается
и стандарт оснащения оборудованием, и стандарт набора врачей-специалистов,
и размещение самых посещаемых кабинетов на нижних этажах.
Технологичность предполагает замену аналогового оборудования цифровым,
а размещение кабинетов врачей и диагностики по одному профилю -
на одном этаже поликлиники. Безусловно, особое внимание уделяется
удобной планировке и доброжелательному отношению к пациентам. Стандарты
многообразны.
Если это центр экстренной помощи - то с вертолетной площадкой на
крыше для доставки ургентных пациентов. Если это операционная, то
гибридная, то есть в которой могут работать одновременно бригады
разных профилей, к тому же еще и цифровая, с возможностями трансляций,
3-D моделированием органов и доступом к радиологическим системам
онлайн.
Если это палата, то с индивидуальными пространствами, обязательной
подводкой кислорода к каждой койке, безбарьерной средой и регулируемой
в разных положениях кроватью.
Сегодня все детские поликлиники Москвы перешли на медицинские карты
исключительно в электронном виде, а некоторые московские стационары
стали полностью "безбумажными". Нет ни растрепанных многостраничных
карт, ни подклеенных к историям болезни результатов анализов, которые
медсестры и врачи пачками носили с собой, а пациент, выписавшись
из стационара, складывал в заветную папку и долго хранил у себя
в комоде… до следующего визита к врачу.
Повсеместно начинают внедрять замещающие стационар технологии. Это
когда пациент, которому необходимо небольшое оперативное вмешательство,
утром приходит, и ему проводят операцию, потом днем наблюдают за
ним, а вечером отпускают домой. И вот такие технологии сегодня занимают
порядка 40% в московской хирургии, притом что пять лет назад их
доля не превышала 7,5%.
Можно построить одну клинику, технологичную и крутую, но это значимо
не повлияет на систему здравоохранения в целом, не повысит доступность
медицинской помощи, ее технологии и комфорт смогут оценить лишь
малая часть пациентов. Москва - огромный мегаполис, и чтобы изменения
были заметными, они должны быть масштабными. Поэтому Москва строит
миллион квадратных метров новой самой передовой медицинской инфраструктуры,
более 200 поликлиник полностью реконструированы, фактически заново
построены, еще порядка 140 зданий будут обновлены. Нигде и никогда
в истории не происходила в столь короткий период такая масштабная
трансформация поликлинической службы.
2 млн квадратных метров новых больниц и поликлиник уже работают
и принимают пациентов. В Москве появляются медицинские хабы - "Коммунарка",
Центр им. Логинова, флагманские центры экстренной помощи и др. За
всем этим стоят не просто новые стены. Четкие алгоритмы лечения,
единые подходы к оснащению, постоянное обучение кадров - все это
основа стандартов, внутреннее содержание которых всеобъемлющее и
богатое. Еще столько же будет обновлено и построено в ближайшие
пять лет. Такой всеобщий подход делает Москву уникальной и формирует
новый технологический уклад медицины. Самодостаточность и безопасность
Москва выстраивает собственную стратегию лекарственной безопасности
и независимости. Казалось бы, можно просто закупать лекарства и
раздавать их льготникам, но это не случай столицы РФ. Москва первая
в стране реализует принципы офсетных контрактов, выступая лидером
по этому направлению. С одной стороны, это гарантии для производителя
в постоянных заказах и загрузке мощностей, а с другой - решение
важной социальной задачи лекарственного обеспечения горожан. Сегодня
в Москве работает больше 200 фармпредприятий, обеспечивая лекарствами
от сердечно-сосудистых, онкологических, неврологических и других
болезней. Опять же, Москва оказывает производителям поддержку в
проведении клинических исследований, тем самым открывая доступ к
инновационным препаратам. Например, первый в мире таргетный отечественный
препарат от болезни Бехтерева (сенипрутуг) проходил исследования,
в том числе и в московских клиниках, и уже зарегистрирован.
Еще один пример. Закупка современного оборудования. Москва впервые
в стране начала закупку тяжелой медицинской техники по принципиально
новой для этой сферы схеме - контрактам жизненного цикла (КЖЦ).
Внедрив технологию КЖЦ, Москва обеспечивает гарантийное обслуживание
техники в течение всего срока эксплуатации. А кто далее будет обслуживать
эту технику, когда частично мы находимся в технологической изоляции?
На это тоже есть ответ у московского здравоохранения. Мэр поддержал
инициативу создания в прошлом году в Сеченовском университете первого
за всю историю вуза курса медицинского инженера и техника. И вот
сейчас эти ребята уже проходят практику в государственных клиниках
Москвы. Цифровые технологии
Когда-то систему ЕМИАС (Единая информационно-аналитическая система)
внедряли для того, чтобы сделать удобным процесс записи к врачу,
уйти от пресловутого "мне только спросить". Сегодня это
единая цифровая платформа, объединяющая сотни медицинских организаций
- от скорой помощи и лабораторий до узкопрофильных клиник и патоморфологических
лабораторий. Кстати, многие пациенты сталкивались с необходимостью
пересмотра онкологических стекол для получения второго мнения. Сегодня
все изображения сканируются и хранятся в цифровом формате. Не надо
забирать и ехать с ними в другую клинику, сдавать на пересмотр для
получения второго мнения. У онкологов Москвы создана единая цифровая
система, когда из разных точек города они могут анализировать изображение,
а пациент не теряет драгоценного времени. Кстати, Москва в таком
масштабе создала эту систему первая в мире. Опять же, работа на
долговременный результат. Полностью обновив парк лабораторного оборудования
в онкоклиниках несколько лет назад, Москва делала это для будущего
развития цифровых технологий и внедрения искусственного интеллекта
- они сейчас уже позволяют врачам в разы сократить время анализа
изображения. Согласитесь, когда время ключевой фактор в успешности
лечения, это принципиально.
То, что искусственный интеллект (ИИ) прочно входит в нашу жизнь
- неизбежный мировой тренд. Москва и тут работает на опережение
и на результат. Заявления о грантовой поддержке ИИ-разработчиков
формируют здоровую конкуренцию за лучшее отечественное технологическое
решение в этой области. Москва может позволить себе выбирать самые
точные системы ИИ-диагностики, постоянно повышая их качество и эффективность.
Проходя очередной этап, московская медицина закладывает основу для
следующих достижений в своем развитии. В контексте ИИ-технологий
- это формирование радиологической базы данных, одной из самых больших
в мире, переход на автономный искусственный интеллект при самых
распространенных исследованиях, снижение рутинной нагрузки на врачей. Ориентация на здоровье, а не на болезнь
Конечно, в центре внимания московской медицины находится человек
со своими потребностями, связанными со здоровьем. Но что дают конкретному
жителю все эти изменения? Стандарты, цифровые технологии и инновации?
Они служат основой для новой парадигмы сохранения здоровья, когда
в столице выстраивается модель, ориентированная на здоровье, а не
на болезнь. Когда акцент смещается с объема оказания услуг на качество
и эффективность лечения, на персонифицированный подход к пациенту.
В чем он выражается?
Врачи получают надежных помощников в виде цифровых технологий и
искусственного интеллекта, рутинные и ручные действия сводятся к
минимуму. Освобождается время на взаимодействие с пациентом, на
те функции, в которых роль врача остается незаменимой. Уже сейчас
активно применяются системы поддержки врачебных решений, постановка
предварительных и окончательных диагнозов на основе данных в электронной
карте пациента, компьютерное зрение и многое другое. Создаются регистры
пациентов по профилям заболеваний, в первую очередь по тем, которые
могут стать причиной потери трудоспособности, приводить к инвалидизации.
Это онкология, ревматические и нефрологические и другие заболевания.
По ряду хронических болезней, таких как сахарный диабет II типа,
сердечно-сосудистые заболевания, болезни легких, язвенная болезнь,
врачи активно взаимодействуют с пациентами, контролируя их состояние,
назначая необходимые исследования, корректируют терапию и образ
жизни. Чем раньше начинается лечение, тем более здоровая и активная
жизнь ждет человека. В дальнейшем такие программы могут быть масштабированы
для проактивного выявления рисков и прогноза возникновения тех или
иных болезней как у детей, так и у взрослых.
Медицина становится удобной, уже сейчас широко внедрены телемедицинские
технологии, когда для того, чтобы решить вопросы со здоровьем, не
надо посещать врача лично. К примеру, пациент, который находится
на наблюдении в центре амбулаторной онкологической помощи Боткинской
больницы, выполнив все контрольные исследования, дома, в привычной
обстановке общается с врачом по видеосвязи, а все результаты получает
в своей электронной карте.
Еще один пример - это эндоскопические центры, которые открыли в
Москве для раннего выявления онкологических заболеваний. Исследования
в них выполняются под мягкой седацией и в комфортных условиях. С
их открытием появилось гораздо больше возможностей выявлять онкологию
органов желудочно-кишечного тракта на нулевой и ранней стадиях.
А при раннем выявлении раньше можно начать лечение и избавить пациента
от операции и химиотерапевтического лечения в дальнейшем. Москва - столица долгожителей
Сегодня в столице создается модель, ориентированная на здоровье,
на качество жизни и благополучие человека. Здоровье - залог успешного
развития разных сфер деятельности государства, включая экономику,
политику, науку, социальную и духовную сферы. Именно поэтому глобальной
целью развития человеческого общества на протяжении всей его истории
является обеспечение здоровой жизни.
Москва уже несколько лет является столицей долгожителей. Ожидаемая
продолжительность жизни с 2000 года в Москве выросла почти на 10
лет и в 2023 году превысила 79 лет. Конечно, добиться таких результатов
удается во многом благодаря доступности своевременной медицинской
помощи и повышению ее качества в столице. Сегодня не редкость, когда
в одной семье живут четыре поколения. Растет число жителей в старших
возрастных группах (с 2015 по 2023 год): 65-69 лет (+33,8%), 70
и старше (+28%). Сегодня в столице проживает более 400 тыс. человек
старше 80 лет и 56 тыс. старше 90, а число жителей, перешагнувших
вековой рубеж, около 1000. Все больше москвичей участвуют в проекте
"Московское долголетие", позволяющем им вести активную
социальную жизнь, общаться, находить новые стимулы в жизни. Экстренная медицина - защита и гарантия для жителей
Вклад в продолжительность жизни вносят разные аспекты. Москва успешно
реализовала задачу профилактики и лечения пациентов с сосудистыми
катастрофами. Для круглосуточной экстренной помощи пациентам с любыми
сердечно-сосудистыми патологиями в городе еще более 10 лет назад
созданы сначала инфарктная, затем инсультная сети. Смертность от
сосудистых катастроф в столице сократилась более чем на 30%. На
сегодняшний день в абсолютном большинстве случаев пациентам с инфарктом
начинают проводить экстренные операции уже спустя 40 минут после
прибытия бригады скорой помощи в стационар. Это мировой стандарт.
Скорая приезжает на экстренный вызов в течение 10-12 минут, что
также является одним из лучших показателей в мире.
Вообще экстренная помощь в Москве сделала невероятный скачок вперед.
Представьте, что благодаря единой цифровой системе врачи приемного
отделения любого многопрофильного стационара столицы теперь в онлайн-режиме
видят, с каким диагнозом и в каком состоянии к ним скоро поступит
пациент. Это значит, они могут сформировать многопрофильные бригады,
доставить, если потребуется, кровь для переливания, то есть подготовить
все к приезду больного или его доставке на вертолете. Кстати, во
время трагедии в "Крокусе" именно так доставляли наиболее
"тяжелых" пациентов в Склиф, Боткинскую больницу, а потом
и обеспечили воздушную транспортировку жителей Москвы из областных
стационаров. Около четырех минут занимает время от посадки вертолета
на крыше центра экстренной помощи до размещения пациента в операционной
или реанимации. За этими минутами стоит продуманная логистика, единые
стандарты диагностики, технологий, действий всего персонала, доведенных
до автоматизма. Пройдя обкатку во флагманских центрах, стандарт
внедряется и в других приемных отделениях многопрофильных больниц.
Куда бы человека ни привезли, качество и подходы к оказанию помощи
будут везде одинаковыми. Раннее выявление потребностей жителей
Московское здравоохранение не ограничивается направлениями, от которых
напрямую зависит сохранение здоровья человека. В московских больницах
работают социальные координаторы, которые помогают пациенту с решением
различных бытовых и житейских проблем. Например, помогают найти
родственников, сообщают о госпитализации, если пациент остался без
телефона, если необходимо - помогают восстановить документы, вызвать
такси, оформить социальное обслуживание и прочее.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда необходимо узнать о
состоянии близкого человека, находящегося в стационаре. Сложно дозвониться,
найти контакт врача, выяснить, как проходит лечение, что делается
и т.д. Москва первая в мире открыла доступ ко всему процессу лечения
в больнице в режиме онлайн. Человек может им воспользоваться или
дать доступ своим близким, чтобы они были в курсе - какие проведены
процедуры, исследования, анализы, консультации врачей. И все эти
данные доступны в мобильном телефоне. Очевидная потребность, но
ее реализация стала возможна благодаря всеобщей и глубокой цифровизации
московского здравоохранения. Представьте, пациент теперь получает
результаты анализов одновременно с врачом, а иногда даже и раньше.
Вообще сервисная составляющая московской медицины, ориентированная
на потребности пациента, постепенно охватывает все больше направлений.
К примеру, в каждой поликлинике и крупнейших взрослых больницах
теперь присутствуют сотрудники МФЦ. Зачем? Освобождая время врачей,
они берут на себя немедицинские функции. Помогают оформить документы,
найти нужный кабинет и многое другое. А в онкослужбе к каждому пациенту,
который столкнулся с этим диагнозом, прикрепляется персональный
помощник. Это немедицинский персонал, но он играет важную роль в
прохождении всего пути диагностики и лечения пациента, напоминает
о визитах, помогает записаться, контролирует план посещений и выполнения
назначений врача. Все это позволяет пациенту чувствовать себя защищенным
и не оставаться один на один с болезнью.
Москва сегодня предвосхищает потребности жителей в вопросах не только
сохранения физического, но и психологического здоровья. Жизнь в
огромном мегаполисе сопряжена со многими стрессами, большими потоками
информации, межличностными взаимоотношениями. Нестабильная ситуация
в мире, неопределенность могут вызывать чувство тревоги, беспокойства,
приводить к депрессивным состояниям, а иногда и психосоматическим
расстройствам. Общество формирует внутренний запрос на качественную
профессиональную психологическую помощь. Москва отвечает и на этот
запрос, организуя центры ментального здоровья, где человек может
получить консультацию психолога, психотерапевта. Важно, что помощь
эта будет оказана профессионально специалистами с профильным образованием.
Такого массового обновления всех направлений в медицине одновременно
и комплексно нет ни в одной стране мира. Такой всеобщий охват -
уникальность Москвы, ведь только так можно кардинально изменить
облик московского здравоохранения и ориентировать его на здоровье,
а не на болезнь.
В заключение не могу не напомнить, как круто руководители московского
здравоохранения работали в годы пандемии. Какой героизм демонстрировали
врачи, с какой скоростью развертывались высокотехнологичные госпитальные
мощности. Именно тогда мне стало ясно, что уровень управления столичной
медициной таков, что не оставляет никаких сомнений в достижимости
всех поставленных мэром Москвы стратегических целей. Удачи!
Константин РЕМЧУКОВ. Независимая газета, 13 июня
2024 года