В Госдуме предлагают расширить миграционные полномочия
МВД Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал нижней палате
принять законопроект, наделяющий полицейских полномочиями выдворять
из страны иностранцев за ряд правонарушений без решения судов. Речь
об административных статьях о перевозке наркотиков, употреблении
их или алкоголя в запрещенных местах, а также пропаганде педофилии
и нетрадиционных отношений. Авторы поправок объясняют идею стремлением
к унификации механизмов депортации и выдворения, а также сокращением
затрат на доставку нарушителей в суды. В правительстве РФ против
передачи полномочий не возражают, а опрошенные "Ъ" юристы
напоминают, что административное выдворение влечет пятилетний запрет
на въезд в страну, и опасаются, что исключение судов из этого процесса
может привести к злоупотреблениям.
Проект поправок к КоАП РФ в Госдуму внесли шесть депутатов от разных
фракций, включая первого зампреда фракции ЕР Дмитрия Вяткина, первого
зампреда парламентского комитета по делам СНГ Константина Затулина
и Сергея Леонова (ЛДПР). Суть поправок сводится к наделению сотрудников
органов внутренних дел полномочиями самим принимать решения о выдворении
иностранцев из РФ за некоторые административные правонарушения.
В список депутаты предлагают включить, например, незаконный оборот,
перевозку, потребление и пропаганду наркотиков (ст. 6.8, 6.16.1,
6.9 и 6.13 КоАП РФ), пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений
и педофилии (ст. 6.21 и 6.21 КоАП РФ), миссионерство с нарушением
законодательства о свободе совести и вероисповедания (ч. 5 ст. 5.26
КоАП РФ). Полицейским также предлагается дать полномочия выдворять
иностранцев за употребление алкоголя во дворах, подъездах, парках
и других общественных местах (ст. 20.20) и за нарушения правил поведения
на стадионах (ст. 20.25 КоАП РФ). В некоторых случаях, например
при пропаганде нетрадиционных отношений, в поправках есть оговорка,
что полицейский может применять санкции лишь "при непосредственном
обнаружении признаков правонарушений". Отметим, что во всех
упомянутых статьях КоАП РФ упоминается выдворение из страны как
наказание.
В пояснительной записке идея законопроекта объясняется стремлением
к унификации механизмов депортации и выдворения, а также сокращением
"временных и финансовых затрат" на доставку нарушителей
в суды.
Так, депутаты подчеркивают, что в РФ есть "два дублирующих
друг друга института удаления" иностранцев из РФ. В первом
случае после составления полицейскими административных протоколов
на иностранцев выдворение назначает суд, а само наказание исполняют
приставы. Во втором случае речь идет о "сходной по категориям
лиц" процедуре депортации, которую во внесудебном порядке проводят
органы МВД, поясняется в записке. Авторы законопроекта также ссылаются
на поручение президента РФ Владимира Путина от марта 2020 года о
выработке "единого алгоритма действий по организации высылки"
иностранцев из РФ.
Правительство РФ в своем официальном отзыве на поправки концептуально
не возражает.
Но вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко дает понять, что авторы не
учли, что только суд вправе принимать решение о замене административного
выдворения на другие виды наказаний, предлагая учесть эту норму
в законопроекте.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант называет
депортацию более простой процедурой, которую органы МВД применяют
во внесудебном порядке "в случае отказа лица выехать добровольно
при наступлении определенного юридического факта", например,
окончания законного срока его пребывания в стране. В то время как
при выдворении из РФ за административное правонарушение последнее
должно быть доказано и лишь тогда назначается наказание, "одним
из которых может быть выдворение", рассуждает господин Клювгант.
"Вполне логично, что полномочия устанавливать вину и назначать
столь серьезное наказание закон предоставляет суду",- говорит
он. Адвокат коллегии "Минушкина и партнеры" Айшат Зангиева
говорит, что сейчас дела по выдворениям рассматривают райсуды. Она
ссылается на статистику судебного департамента при ВС РФ, по которой
в 2023 году такой процедуре было подвергнуто 17,9 тыс. иностранцев
в судах первой инстанции. Госпожа Зангиева обращает внимание, что
при выдворении гражданам запрещают въезд в РФ в течение пяти лет,
"что серьезно ограничивает их права".
"Предлагается унифицировать процедуру, но не путем усиления
гарантий прав и свобод человека, а устранением из процедуры суда
и полного превращения ее в административную, то есть полицейскую",
- рассуждает господин Клювгант. Госпожа Зангиева опасается, что
передача полномочий сотрудникам МВД "может привести к злоупотреблению
полномочиями": "Достаточно часто на практике мы сталкиваемся
с ситуацией, когда постановление органа миграции (находится в структуре
МВД. - "Ъ") отменяется судами РФ в связи с серьезными
процессуальными нарушениями".
Александр ВОРОНОВ. Коммерсантъ, 14 июня 2024
года
Нелегалов выводят из обычной жизни
Депутаты одобрили очередные ограничения для незаконных
мигрантов
Госдума во вторник единогласно одобрила в первом чтении два законопроекта,
направленные на борьбу с нелегальной миграцией. Первый из них вводит
новый режим высылки для нелегалов, а второй наделяет полицию полномочиями
выдворять из страны иностранцев за ряд правонарушений без решения
суда. Возражений ни у кого из депутатов эти инициативы не вызвали,
но спровоцировали волну креатива. Чтобы усилить борьбу с нелегальной
миграцией, парламентарии, в частности, предлагали отменить безвизовый
режим с рядом соседних стран, возложить ответственность по выдворению
нелегалов на работодателей и ввести геномную регистрацию иностранцев.
Два законопроекта внесли в Госдуму 27 апреля единороссы Дмитрий
Вяткин и Константин Затулин, а также Сергей Леонов (ЛДПР), Николай
Новичков ("Справедливая Россия - За правду", СРЗП), Казбек
Тайсаев (КПРФ) и Антон Ткачев ("Новые люди").
Первый их них предусматривает новый режим высылки из России людей,
не имеющих законных оснований для пребывания в РФ. Такие мигранты
попадут в реестр контролируемых лиц, вести который будет МВД.
В отношении попавших в этот список будет введен ряд ограничений.
Это, в частности, запреты на регистрацию юридического лица и ИП;
на покупку недвижимости, авто "и других видов техники";
на вождение автомобиля; на заключение брака; на смену места жительства
без разрешения контролирующего органа; на открытие счета в банках
и перевод средств. Мигранты смогут распоряжаться лишь 30 тыс. руб.
в месяц со счета. За несоблюдение этих требований им будет грозить
принудительная депортация.
"Накладываются ограничения на такие вещи, которые позволяют
сейчас иностранным гражданам, которые так или иначе находятся на
нашей территории незаконно, с нарушением, вести вполне себе обычную
жизнь, в принципе скрываясь от государства и от ответственности
за нарушение миграционных правил",- пояснил депутатам суть
нововведений Дмитрий Вяткин, выступая с докладом по законопроекту.
Он также рассказал, что документ вводит ряд требований (к примеру,
уважать традиционные духовно-нравственные ценности и воздерживаться
от финансирования запрещенных организаций), несоблюдение которых
тоже может привести к включению мигранта в реестр. Наконец, проект
сокращает срок пребывания в РФ без виз и патентов со 180 до 90 дней
для воспрепятствования попыткам незаконного трудоустройства.
Вторая инициатива - это поправки к Кодексу об административных правонарушениях
(КоАП), наделяющие сотрудников органов внутренних дел полномочиями
самостоятельно принимать решение о выдворении иностранцев из России
за ряд административных нарушений.
Константин Затулин, выступая от комитета Думы по делам СНГ, объяснил
необходимость таких новаций недостатками миграционной политики и
вызовами времени: "В условиях специальной военной операции
на Украине и отечественной войны с коалицией стран НАТО требуются
жесткие меры, не позволяющие рассматривать Россию как проходной
двор и злоупотреблять ее гостеприимством". При этом он признал,
что предложенные законопроекты "не панацея", и выразил
мнение, что воссоздание органов исполнительной власти, ответственных
за миграционную политику, "неизбежно".
Депутаты активно включились в обсуждение и щедро поделились предложениями
на тему контроля за миграцией. Так, Ольга Алимова (КПРФ) заявила,
что ответственность за мигрантов должны нести пригласившие их работодатели,
поэтому именно на них стоит возложить расходы по выдворению нелегалов.
Дмитрий Вяткин в ответ пояснил, что расходы на "контролируемый
выезд" и сейчас частично ложатся на работодателей и лишь в
крайнем случае - на федеральный бюджет.
Глава комитета по вопросам семьи Нина Останина (КПРФ) спросила,
не обсуждались ли послабления для иностранного гражданина, находящегося
в режиме высылки, в связи с "особыми обстоятельствами"
вроде беременности, рождения ребенка, угрозы жизни и т. д. "Мы
какие-либо исключения не обсуждали. Если попал в режим высылки,
то для него должны быть минимизированы все лазейки для легализации
пребывания на территории нашей страны",- отрезал господин Вяткин,
напомнив, что в апреле Дума приняла в первом чтении законопроект
о противодействии фиктивным бракам россиян с мигрантами. А Константин
Затулин позже подчеркнул, что голосовал против этой инициативы -
единственный из всех депутатов.
Яна Лантратова (СРЗП) подхватила тему фальшивых браков и спросила
авторов, как они относятся к возможности создания комиссии, которая
проверяла бы браки на фиктивность, как это происходит в странах
Евросоюза.
Дмитрий Вяткин посетовал, что любая комиссия - это необходимость
дополнительного финансирования, но согласился продумать, как именно
можно проводить подобную работу.
Михаил Шеремет (ЕР) поинтересовался, почему законопроектом не предусматривается
геномная регистрация мигрантов. "И пусть бы они ее делали за
свой счет", - добавил он. Господин Вяткин отметил, что это
не предмет рассматриваемых законопроектов, но другие предложения
депутаты прорабатывают "с коллегами из правительства".
Олег Нилов (СРЗП) предложил ввести въездной сбор для мигрантов,
на что получил весьма эмоциональный ответ от Константина Затулина.
"Этот закон о том, как выдворить иностранных граждан, которые
нарушили правила пребывания… А если хотите мое личное мнение, я
скажу: давайте сделаем такой порог, чтобы никто не въехал в Российскую
Федерацию под страхом въездных сборов, геномных регистраций и т.
д. И давайте посмотрим, что из этого получится, в том числе и в
нашей экономике",- язвительно подытожил господин Затулин.
Михаил Матвеев (КПРФ) выразил мнение, что никакие меры по борьбе
с нелегальной миграцией не будут работать в отсутствие визового
режима с рядом соседних государств.
Дмитрий Вяткин возразил, что ввести визы не так просто, поскольку
безвизовый режим - это "предмет наших двусторонних соглашений
с этими странами". Но коммуниста это не убедило. "Смотрите,
Турция ввела визовый режим с Таджикистаном сразу после теракта (в
"Крокус Сити Холле".- "Ъ")",- напомнил
он. Тогда слово взял Константин Затулин и терпеливо разъяснил коллеге,
что Турция никогда не введет визы для граждан Узбекистана, Казахстана
и Азербайджана, потому что они "один и тот же народ",
а вот Таджикистан - "в другой части". "У них гастарбайтеры
не нужны в Турции, они сами их поставляют. Поэтому бойтесь эрдоганов,
дары приносящих",- наставительно заключил единоросс.
В свою очередь, вице-спикер Ирина Яровая (ЕР) предложила все имеющиеся
у депутатов предложения направлять в возглавляемую ею рабочую группу
по анализу законодательства в сфере миграционной политики. В итоге
законопроект о режиме высылки поддержал 401 депутат, поправки к
КоАП - 397 парламентариев, против и воздержавшихся не было.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА. Коммерсантъ, 18 июня 2024
года
Госдума одобрила предложение о внесудебном выдворении
мигрантов из России
Депутаты Госдумы одобрили концепцию законопроекта о наделении
полиции правом внесудебного выдворения иностранцев-нарушителей за
пределы РФ. Это должно существенно ускорить процесс депортации и
разгрузить спецприемники. Ключевые новшества - в материале "НИ".
Как усилят контроль за иностранцами?
Текст постановления (проект № 615003-8) с пояснениями депутатов
размещен в думской базе законопроектов. Как следует из документа,
законодатели хотят разрешить полиции принимать решение об административном
выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законопроект о праве полиции на выдворение иностранцев поступил
в Госдуму в апреле этого года, его авторами выступили шесть депутатов
от всех фракций нижней палаты российского парламента во главе с
Дмитрием Вяткиным.
Цель поправок - усилить контроль за поведением иностранцев на территории
РФ и "мотивировать" приезжих вести себя законопослушно,
- отмечают авторы идеи.
Если документ примут, то право на выдворение мигрантов из страны
наряду с судами получат и должностные лица органов внутренних дел.
Таким образом, законодатели усиливают роль полиции в этом процессе.
Концепцию законопроекта уже обрили комитеты Госдумы по безопасности,
по делам СНГ, а также по законодательству и госстроительству.
Как говорится в заключениях, подготовленных профильными комитетами
Госдумы, документ будет мотивировать иностранных граждан легализовать
свой статус. Когда мигранта могут выдворить из страны?
Документ предусматривает несколько сценариев:
- если срок временного пребывания мигранта в РФ истек;
- если временные разрешительные документы на пребывание или вид
на жительство в РФ аннулированы;
- если мигрант совершил противоправное деяние.
Депутаты указали, что проблема с нынешним правовым положением иностранцев
в стране состоит в том, что сейчас законодательство РФ фактически
содержит два дублирующих друг друга института удаления иностранных
граждан с территории государства. Сейчас в этом процессе задействованы
и суды, и МВД и ФССП. Последние занимаются исполнением выдворения:
они приобретают билеты и сопровождают нарушителей до границы.
Как пояснил депутат Госдумы, бывший владимирский губернатор Владимир
Сипягин, поступивший в нижнюю палату парламента законопроект облегчит
сотрудникам МВД задачу по депортации иностранных граждан и лиц без
гражданства.
Сейчас процесс депортации иностранцев нередко растягивается на многие
месяцы: сначала полицейские, выявившие нарушение, составляют административный
протокол, затем суд выносит решение о выдворении. Исполнение же
возложено на судебных приставов.
"А пока идет разбирательство, нарушители сидят в спецприемниках,
на них выделяются деньги. А это в нынешнее время расточительность",
- заявил законодатель.
Передав всю цепочку по выдворению и депортации иностранцев за пределы
РФ полиции, депутаты надеются добиться сокращения "временных
и финансовых затрат, связанных с доставлением иностранных граждан
в суды", а также более "оперативно удалять с территории
Российской Федерации иностранных граждан, нарушивших российское
законодательство".
Если закон примут в окончательной редакции, то он вступит в силу
через 90 дней после дня его официального опубликования. Мигранты под колпаком
Ранее сообщалось, что в отношении ряда мигрантов, чье поведение,
род занятий или биография кажутся властям подозрительными, в России
хотят ввести режим контролируемого пребывания. Этот режим предполагает
существенное ограничение самостоятельности приезжих и усиление их
зависимости от действий российских властей.
Так, иностранцы, подпавшие под этот режим, будут вынуждены вести
образ жизни, сходный с тем, который введен для лиц, недавно освободившихся
из мест заключения.
Они, например, не смогут менять место жительства или пребывания
в стране без разрешения органа внутренних дел. Кроме того, попавшие
под режим контролируемого пребывания иностранцы не смогут выезжать
за пределы региона, в котором они проживают.
В добавление к этому, в отношении таких иностранцев хотят внести
ограничения на управление транспортом, приобретение имущества и
заключение брака. При каждой смене жительства такие иностранцы будут
обязаны информировать полицию о своем новом адресе. Кроме того,
им предписано сообщать в МВД о дате и месте планируемого выезда
из РФ.
Тем, кто нарушит новые нормы, будет грозить депортация.
"Еще одна предлагаемая новелла касается легального срока пребывания
иностранцев в России", - пояснили депутаты.
Благодаря принятию закона этот срок может быть сокращен фактически
вдвое - до 90 дней в год, в то время как сейчас иностранцы могут
находиться в России без визы по 90 дней в течение полугодия, а точнее
- 180 суток.