Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1033 - 1034
28 мая - 10 июня 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Пост-СССР: экономика, занятость и демография

Субурбанизация и будущее российских городов. введение в проблематику

Народонаселение мира в 2024 году

Road safety annual report 2023

Migration and cities

По страницам журналов «ДЕМИС» и «Анализ риска здоровью»

Содержание журнала «Studies in family planning»



Google
Web demoscope.ru

А.С. Бреславский

СУБУРБАНИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ

М., Центр гуманитарных инициатив, 2024, 170 страниц


В уточненном и усеченном виде субурбанизации в российской трактовке можно дать следующее определение: Субурбанизация - процесс роста и развития пригородной зоны города, источником которого является движение населения, мест приложения труда, капитала, экономики и пр. из центральных городских микрорайонов в пригородные. В такой формулировке без дополнительных уточнений это определение вполне соответствует общенаучному пониманию этого феномена в России.

Страница 22

На ускоренное развитие субурбанизации в мире в конце XX в. повиляло несколько причин. Во-первых, общее ускорение темпов урбанизации, сельско-городской и международной миграции, усиливающийся рост концентрации населения в крупных городах в развивающихся и густонаселенных странах. А мы помним: там, где наблюдается гиперконцентрация населения в городах, возникают "выталкивающие" факторы субурбанизации.
Во-вторых, с 1990-х гг. сильно укрепили свои позиции глобальный капитализм и связанная с ним идеология неолиберализма, способствующая активному и часто беспрепятственному освоению периферийных городских территорий частными субъектами. Немаловажную роль в этом сыграли и транснациональные финансовые структуры (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.), финансировавшие проекты городского и пригородного развития по всему миру (в основном в тех странах, которые самостоятельно не могли решить возникшие в их городах проблемы). К тому же крупный инвестиционный капитал, строительные компании развитых стран в этот период начали активно искать новые рынки в развивающихся и постсоциалистических странах, поддержав в них процессы субурбанизации.
В-третьих, глобальному развитию субурбанизации способствовал общий рост благосостояния населения в большинстве стран мира, рост автомобилизации, развитие финансовых институтов кредита и ипотеки.
Наконец, в-четвертых, нельзя не учитывать рекламное влияние идеологии западной, в частности американской субурбанизации на не-западные страны. Образ благополучных американских пригородов для среднего класса, широко растиражированный по всему миру в СМИ, кинематографе, агентствами недвижимости, строительными компаниями, долгое время считался "эталоном", к которому другие страны должны стремиться. Уверен, большинство россиян благодаря американским фильмам смогут дать общую визуальную характеристику пригородов в США. А что возникнет в сознании наших сограждан, если завести разговор о пригородах крупных городов Японии, Австралии или даже Италии?

Страница 41

Спустя 30 лет после начала масштабной субурбанизации страны американское общество стало широко осознавать отрицательные стороны пригородного образа жизни, которые оказались связаны с: колоссальным ростом затрат на строительство и поддержание транспортной, иной инженерной инфраструктуры, сохраняющей связь между городами и их безмерно разросшимися пригородами;

  • увеличением экологической нагрузки на городские агломерации, в т.ч. за счет сокращения зеленых зон, увеличения числа личных автомобилей и их выхлопов;
  • ростом временных затрат жителей пригородов на ежедневные поездки в город и обратно, когда это время могло быть использовано на общение с семьей, на физическое, интеллектуальное и духовное развитие;
  • ухудшением индивидуального здоровья жителей пригородов в связи с их низкой физической активностью в результате привязки к автотранспорту, постоянным стрессам в пробках и пр.
  • осознанием проблем женщин в пригородах, которые обычно оказываются в неравном положении по отношению к мужчинам с точки зрения личного и профессионального развития, занятости и пр.

Страница 54

Уже сегодня необходимо думать о возможной диверсификации функций "спальных" городских и пригородных районов, по возможности сохранять границы уже застроенных пригородных поселений, заниматься реконструкцией заброшенных, индустриальных участков, реформировать транспортные системы таким образом, чтобы снизить количество личных автомобилей на автодорогах (развивать комфортный общественный пассажирский транспорт, в т.ч. железнодорожное сообщение городов с пригородными территориями). Нужно продвигать такие способы жилищного и делового строительства, которые способствовали бы более экономному использованию тепловой, электрической энергии, уменьшать количество домохозяйств с твердотопливным отоплением, особенно на угле, дровах и пр. Список этих задач можно продолжать и далее.

Страница 156

Издание посвящено субурбанизации - процессу, связанному с ростом и развитием пригородных территорий, увеличением их общественного значения в результате движения в них части городского населения, капитала, экономики и пр. Оно включает в себя четыре главы, сфокусированные на определении субурбанизации и смежных понятий, особенностях развития и изучения этого противоречивого процесса в России, других странах и регионах мира.

Содержание

От автора

Глава 1. Определимся с терминами

1.1. Изменчивые смыслы понятий
1.2. Субурбанизация
1.3. Пригороды и пригородная зона
1.4. Пригородный образ жизни

Глава 2. Субурбанизация: от региональных моделей к глобальному разнообразию

2.1. Почему глобальная субурбанизация столь многообразна?
2.2. Субурбанизация в англо-американской традиции
2.3. Субурбанизация за пределами англо-американского мира
2.4. О чем нам говорит глобальный опыт периферийного городского развития?

Глава 3. Субурбанизация и пригородный рост постсоциалистических городов

3.1. Что такое постсоциалистическая пригородная революция?
3.2. Движущие силы пригородного роста
3.3. Направления пригородной застройки
3.4. Уроки городского планирования

Глава 4. Исследования российской субурбанизации

4.1. Коротко о ситуации в предметном поле
4.2. Содержание и итоги исследований
4.3. Субурбанизация и будущее российских городов: вопросы для исследований и дискуссий

Заключение

Список литературы

Об авторе

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887