Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2023 год. Часть I // Демоскоп Weekly. 2024.
№ 1031-1032. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01031/barom01.php
|
|
Преступность в России,
2023 год
Часть I
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число пострадавших в ДТП увеличилось в 2023 году: погибших
- на 2,3%, раненых - на 4,3%
Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей преимущественно снижается с 2000-х годов, но, тем не
менее, остается одной из серьезных социально-экономических и демографических
проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[12]
резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись
со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1991 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось (277 тысяч
человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось
(287 тысяч человек в 2012 году). С 2013 года число пострадавших
в ДТП устойчиво снижалось, опустившись в 2022 году ниже 174 тысяч
человек. Это на 4,9% меньше, чем в 2021 году, и на 47% меньше, чем
в 2007 году. В 2023 году число пострадавших в ДТП увеличилось на
4,1% по сравнению с 2022 годом, превысив 181 тысячу человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращалось
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 126,7 тысячи ДТП
в 2022 году, что на 5,0% меньше, чем в 2021 году, и на 46% меньше,
чем в 2007 году. В 2023 году число зарегистрированных ДТП увеличилось
на 4,6% по сравнению с 2022 годом – до 132,5 тысяч.
Автомобилизация населения, резко ускорившаяся в 1990-е
годы, сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей
- владельцев индивидуальных транспортных средств[13]:
в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005
году – 67%, а в 2016-2022 годы составляла порядка 76%, в 2023 году
– 74%.
В 2020-е годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших
по вине водителей транспортных средств - физических лиц, находившихся
в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она составила 9,6%
от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021 году она снизилась
до 8,4%, в 2022-2023 годах –7,6%.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных
средств (44,3% в 2023 году), менее частыми – с наездом на пешеходов
(26,4%), на препятствие (4,8%), велосипедиста (4,0%), стоящее транспортное
средство (3,0%), при опрокидывании транспортных средств (3,0%) или
съездах с дорог (10,5%)[14].
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 8). По данным учета умерших по причинам
смерти (демографической статистики), в том же 2003 году от всех
видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч
человек). Начиная с 2004 года число погибших в ДТП сокращалось,
исключение составили 2007, 2011-2012 и 2023 годы.
Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007
году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года, преобладает
тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 и 2023 годы.
По данным Госавтоинспекции России[15],
на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2023 года погибли
14,5 тысячи человек (на 2,3% больше, чем аналогичным данным за январь-декабрь
2022 года), 166,5 тысячи человек (+4,3%) ранены в дорожно-транспортных
происшествиях. Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц, составила в 2023 году 74%, раненых
– 77%.
Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе
от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, за 2023 год
пока не опубликованы Росстатом.
Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях,
1980, 1985, 1990-2023 годы, тысяч человек
* 2015-2023 годы - по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 9). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось (до
140 на 1000 ДТП), а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями
от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В последние
четыре года оно вновь немного повысилось, составив 111 погибших
на 1000 ДТП в 2020 году, 112 в 2021-2022 годах и 110 в 2023 году.
Число раненых в ДТП устойчиво возрастало до 2013 года
(исключение составил только 2008 год), увеличившись с 1099 на 1000
зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем
оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015
году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП
в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 раненых на 1000 ДТП,
в 2021 году – 1259 на 1000 ДТП. После незначительного повышения
в 2022 году (1260 на 1000 ДТП) число раненых в ДТП снизилось до
1256 на 1000 ДТП в 2023 году. В целом, можно говорить об относительной
стабилизации на уровне около 1260 раненых в расчете на 1000 ДТП.
Тенденция к снижению «летальности» ДТП и стабилизации
числа раненых в ДТП в определенной степени связана с обновлением
и изменением парка автомобилей, среди которых до введения санкций
росла доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет
и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля
ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия
содержания улично-дорожной сети[16],
высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году
и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля
таких ДТП сократилась до 33%, а после небольшого повышения в 2020-2021
годах (до 34%) - до 30,5% в 2022 году и 29,9% в 2023 году.
Рисунок 9. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2023 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2023 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения[17]
составило в целом по стране 91, варьируясь от 11 в Чеченской Республике
до 201 в Республике Калмыкии (рис. 10). Еще в 5 регионах оно превышало
150 ДТП на 100 тысяч человек – Тюменской области без автономных
округов (177), Республике Алтай (159), Амурской, Нижегородской и
Омской областях (151-153). Только в 6 регионах - субъектах федерации
число ДТП не достигало 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в
Чукотском и Ненецком автономных округах, Ингушетии, Томской и Московской
областях).
При низком относительном числе зарегистрированных ДТП
их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2023 году от 32 в Санкт-Петербурге, 38 в Москве и 46 в Севастополе
до 354 в Республике Ингушетии. Несколько ниже соотношение числа
погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках
Чечня (268), Калмыкия (231), Тыва (221), Дагестан и Мордовия (по
207), Забайкальском крае (211). В остальных регионах оно не превышало
180 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов -
субъектов федерации это соотношение в 2023 году превышало 111 погибших
на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов
от 95 до 141 погибшего на 1000 ДТП.
Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2023 год
Список регионов
Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
-
https://rosstat.gov.ru/
Российский статистический ежегодник. 2023 и предыдущие
выпуски ежегодника -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
;
Социально положение и уровень жизни населения России.
2023. -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212;
Женщины и мужчины России. 2022 и предшествующие выпуски
статистического сборника - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215,.
Демографический ежегодник России. 2023 и предыдущие
выпуски ежегодника -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13207;
Оценка численности постоянного населения на 1 января
2024 г. и в среднем за 2023 г. и компоненты ее изменения - (Размещено
22.03.2024) – https://rosstat.gov.ru/folder/12781;
Численность населения Российской Федерации по полу и
возрасту на 1 января 2023 года /
Статистический бюллетень. М., 2023 - https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13284
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Состояние преступности в России за январь-декабрь 2023
года. –
https://мвд.рф/reports/item/47055751/;
Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности
дорожного движения -
http://stat.gibdd.ru/;
[12] Дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых
погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[13] С 2015 года - по вине
водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических
лиц.
[14] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения. Раздел 5. Дорожно-транспортные
происшествия и пострадавшие по видам ДТП, январь - декабрь 2023.
- http://stat.gibdd.ru/ (Дата
обращения: 7 мая 2024).
[15] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные
происшествия, январь - декабрь 2023. - http://stat.gibdd.ru/
(Дата обращения: 7 мая 2024).
[16] На месте ДТП зафиксированы
нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию
автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения.
[17] Для расчета использовались
данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в
среднем за 2022 год с учетом итогов ВПН-2020.
|