Для цитирования: Щербакова Е.М.
Старшие поколения россиян, 2024 год // Демоскоп Weekly. 2024. № 1029-1030.
URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01029/barom01.php
|
|
Старшие поколения россиян,
2024 год
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
На 1 января 2024 года в Социальном фонде России состояли
на учете 41,1 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий
составил около 21 тысячи рублей
Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного
фонда Российской Федерации[15],
довольно устойчиво росло до 2019 года, увеличившись с 34,0 миллиона
человек в конце 1991 года до 43,9 миллиона человек на начало 2019
года (рис. 15). Незначительное снижение отмечалось только в 1999
году (-0,1%) и более заметное в 2002-2003 годах (-0,5% и -0,7% соответственно).
Особенно быстро число пенсионеров увеличивалось в 1992-1996 годах
(на 1,3-3,6% в год). В 2009-2018 годах прирост числа пенсионеров
составлял около 1% в год, более значительный в 2010 году (на 1,6%)
и в 2015 году (3,1%) за счет пенсионеров Крыма.
В последние пять лет число пенсионеров, состоящих на
учете в системе Пенсионного фонда России, сокращалось – на 0,7%
за 2019 год, 1,3% за 2020 год, 2,3% за 2021 год, 0,6% за 2022 год
и 1,7% за 2023 год. К началу 2024 года до 41,1 миллиона человек.
За 5 лет оно сократилось почти на 2,8 миллиона человек, или 6,4%
(рис. 15).
Коэффициент экономической поддержки – число занятых
в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е
годы, опустившись с 2,21 в 1991 году до 1,66 в 1999 году. В последующие
10 лет его значение повышалось и после некоторого снижения, связанного
с кризисом 2008 года, повысилось до 1,81 в 2011 году. Затем оно
вновь снижалось, опустившись до 1,61 в 2021 году. К началу 2023
года коэффициент экономической поддержки повысился до 1,70. По предварительным
данным, к началу 2024 года его значение повысилось до 1,78.
Рисунок 15. Численность пенсионеров, состоящих
на учете в системе Социального фонда Российской Федерации*, и число
экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера, на начало года,
1991-2024 годы
* до 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации;
до 2002 - в органах социальной защиты населения
Источники: Российский статистический ежегодник. 2023.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2022 гг.»; сайт Росстата: Официальная статистика/Население/Старшее
поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 12 апреля 2024); https://sfr.gov.ru/opendata/pfr_opendata/
(дата обращения: 13 апреля 2024)
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе
Социального фонда России (СФР), и число занятых, приходящихся на
одного пенсионера, заметно различаются по регионам - субъектам федерации.
Так, численность пенсионеров на начало 2023 года составляла от 14
тысяч человек в Ненецком автономном округе до 3039 тысяч человек
в Москве (рис. 16). Помимо Москвы, большим числом жителей-пенсионеров
выделяются и другие регионы с большой численностью населения, в
том числе старших возрастов, - Московская область (около 2 миллионов
пенсионеров), Краснодарский край (1,6), Санкт-Петербург (1,5), Свердловская,
Ростовская, Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан
(1,0-1,3 миллиона пенсионеров). В то же время в 8 субъектах федерации
численность пенсионеров не достигает 90 тысяч – помимо Ненецкого
автономного округа в эту группу регионов входят Чукотский автономный
округ (15 тысяч пенсионеров), Еврейская автономная и Магаданская
области (по 42 тысячи), республики Алтай, Калмыкия, Тыва и Камчатский
край (от 59 до 87 тысяч).
Число экономически занятых, приходящихся на одного пенсионера,
различается почти втрое – в 2022 году оно варьировалось от 1,1 в
Курганской области до 2,9 в Ямало-Ненецком автономном округе. Помимо
последнего, наиболее высоким коэффициентом экономической поддержки
выделяются Москва (2,8), Ханты-Мансийский, Чукотский и Ненецкий
автономные округа (по 2,3), Санкт-Петербург (2,2), Магаданская область
и Севастополь (2,0). Низкими значениями показателя, помимо Курганской
области, отличаются Орловская, Архангельская, Брянская и Пензенская
области, республики Карелия, Адыгея, Марий Эл, Коми, Чечня (1,2-1,3).
В центральной половине регионов (без 25% регионов с
наиболее низкими и 25% регионов с наиболее высокими значениями показателя)
значение коэффициента экономической поддержки составляло в 2022
году от 1,41 до 1,75 при медианном значении 1,53, что ниже среднего
значения (1,67 в 2022 году).
Рисунок 16. Численность пенсионеров, состоящих
на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации (тысяч человек на начало 2023 года), и число экономически
занятых, приходящихся на 1 пенсионера (в среднем за 2022 год), по
регионам - субъектам Российской Федерации
Источник: Приложение к статистическому сборнику «Социальное
положение и уровень жизни населения России. 2023».
О величине пенсионного обеспечения обычно судят по среднему
размеру назначенных пенсий, который получается делением общей суммы
назначенных пенсий на численность пенсионеров. По данным Росстата
средний размер назначенных пенсий составил в 2023 году 19490 рублей,
а за январь-февраль 2024 года составил 20791 рубль[16].
По данным Социального фонда России, средний размер пенсий пенсионеров,
состоящих на учете в системе СФР, на 1 января 2024 года составлял
20781,84 рубля[17].
Номинальный размер назначенных пенсий неуклонно растет,
но динамика его реального размера[18]
не так однозначна. В результате череды экономических кризисов он
неоднократно снижался, как и реальный размер заработной платы и
располагаемых денежных доходов на душу населения, более высоких,
прежде всего, за счет социальных трансфертов. Реальный размер назначенных
пенсий только в 2010 году превысил, причем значительно – почти на
30%, - уровень 1990 года (рис. 17). Повышение продолжалось до 2014
года (142% к уровню 1990 года), после чего он несколько сократился
(132% в 2016 году), а затем продолжил умеренно расти, превысив уровень
2014 года в 2021 году (почти 144% к уровню 1990 года) с учетом единовременной
выплаты[19].
В 2022 году реальный размер средней назначенной пенсии
вновь несколько снизился (135%), а в 2023 году, по предварительным
данным, повысился (140%) примерно до уровня 2013 года.
Тенденция изменения реального размера средней начисленной
заработной платы в целом была аналогичной, хотя превышение уровня
1990 года было достигнуто несколько раньше (в 2007 году), но до
2018 года было, скорее, более умеренным (до 135% в 2014 году), чем
повышение реального размера назначенных пенсий. В 2018-2023 годы
реальная заработная плата стала расти быстрее, превысив в 2021 году
почти в 1,6 раза уровень 1990 года (157%). В 2022 году реальный
размер заработной платы несколько снизился, составив 98,9% по сравнению
с 2021 годом (155% к уровню 1990 года), но в 2023 году повысился
на 7,8 по сравнению с 2022 годом (167% к уровню 1990 года).
Реальные располагаемые денежные доходы «проседали» в
меньшей степени и росли быстрее в 1999-2013 годах, но с 2014 года
начали снижаться, опустившись со 167% к уровню 1990 года в 2013
году до 153% в 2017 году и 150% в 2020 году. В 2021 году они повысились
до 155%, в 2022 году составили 154%, а в 2023 году – 162% к уровню
1990 года (105,4% к 2021 году).
Рисунок 17. Реальный размер назначенных пенсий,
начисленной заработной платы и располагаемых денежных доходов, 1990-2023
годы, % (1990=100)
Источники: Российский статистический ежегодник. 2023.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2022 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2023
год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 21 апреля 2024).
В среднем пенсионное обеспечение в России относительно
невелико. Об этом свидетельствует соотношение среднего размера назначенных
пенсий и прожиточного минимума пенсионера. За период 1991-2023 годов
оно ни разу не достигало 180% от величины прожиточного минимума
пенсионера, а в отдельные годы (1999-2001, 2005-2006) было ниже
100%, то есть средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума
пенсионера (рис. 18).
Наиболее высокое соотношение пенсии и прожиточного минимума
было достигнуто в 2012 году – 176%, к 2015 году оно снизилось до
151%, а затем увеличилось до 166% в 2021 году (с учетом единовременной
доплаты). В 2022 году оно снизилось до 149%, но в 2023 году вновь
повысилось до 158%. По данным на начало 2024 года средний размер
назначенных пенсий (20781,84 рубля) составлял 156% от прожиточного
минимума пенсионера (13290 рублей).
Соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднего
размера начисленной заработной платы (коэффициент замещения) также
было невысоким, варьируясь от 23% в 2007 году до 40% в 1995 году.
С 2015 года (35%) он снижается, опустившись до 26% в 2023 году.
По данным на начало 2024 года оно немного увеличилось, составив
около 28%.
Рисунок 18. Соотношение среднего размера назначенных
пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) и средним размером
начисленной заработной платы, 1991-2024 годы, %
Источники: Российский статистический ежегодник. 2023.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2022 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2023
год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 21 апреля 2024).
[15] До 2002 года - в органах
социальной защиты населения, с 2023 года – в системе Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации, а затем – в системе
Социального фонда Российской Федерации - https://sfr.gov.ru
.
[16] Социально-экономическое
положение России. Январь-февраль 2024 года. (№2). С. 195.
[17] https://sfr.gov.ru/opendata/sfr_opendata/
(Дата обращения: 13 апреля 2024).
[18] Реальный размер назначенных
пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса
номинального размера (фактически сложившегося в отчетном периоде)
пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной
период.
[19] Пенсия с учетом единовременной
денежной выплаты в сентябре 2021 года в размере 10 тысяч рублей,
назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 24 августа 2021 г. № 486.
|