Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1029 - 1030
23 апреля - 13 мая 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Старшие поколения россиян, 2024 год

Люди старше трудоспособного возраста составляют 24,5% от общей численности населения России, в 2045 году их доля может превысить 27%

Демографическая нагрузка старшими возрастами составляет 430 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, в 2045 году она может составить от 461 до 514

Доля населения старше трудоспособного возраста варьируется от 10% до 30% населения регионов-субъектов РФ

При смертности 2022 года до возраста 65 лет в России доживают 62% родившихся мальчиков и 84% девочек

На 1 января 2024 года в Социальном фонде России состояли на учете 41,1 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий составил около 21 тысячи рублей

Число получателей страховых пенсий по старости снизилось к началу 2024 года до 33,4 миллиона человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Старшие поколения россиян, 2024 год // Демоскоп Weekly. 2024. № 1029-1030. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01029/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Старшие поколения россиян, 2024 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

На 1 января 2024 года в Социальном фонде России состояли на учете 41,1 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий составил около 21 тысячи рублей

Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации[15], довольно устойчиво росло до 2019 года, увеличившись с 34,0 миллиона человек в конце 1991 года до 43,9 миллиона человек на начало 2019 года (рис. 15). Незначительное снижение отмечалось только в 1999 году (-0,1%) и более заметное в 2002-2003 годах (-0,5% и -0,7% соответственно). Особенно быстро число пенсионеров увеличивалось в 1992-1996 годах (на 1,3-3,6% в год). В 2009-2018 годах прирост числа пенсионеров составлял около 1% в год, более значительный в 2010 году (на 1,6%) и в 2015 году (3,1%) за счет пенсионеров Крыма.

В последние пять лет число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда России, сокращалось – на 0,7% за 2019 год, 1,3% за 2020 год, 2,3% за 2021 год, 0,6% за 2022 год и 1,7% за 2023 год. К началу 2024 года до 41,1 миллиона человек. За 5 лет оно сократилось почти на 2,8 миллиона человек, или 6,4% (рис. 15).

Коэффициент экономической поддержки – число занятых в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е годы, опустившись с 2,21 в 1991 году до 1,66 в 1999 году. В последующие 10 лет его значение повышалось и после некоторого снижения, связанного с кризисом 2008 года, повысилось до 1,81 в 2011 году. Затем оно вновь снижалось, опустившись до 1,61 в 2021 году. К началу 2023 года коэффициент экономической поддержки повысился до 1,70. По предварительным данным, к началу 2024 года его значение повысилось до 1,78.

Рисунок 15. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Социального фонда Российской Федерации*, и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера, на начало года, 1991-2024 годы

* до 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации; до 2002 - в органах социальной защиты населения

Источники: Российский статистический ежегодник. 2023. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; сайт Росстата: Официальная статистика/Население/Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 12 апреля 2024); https://sfr.gov.ru/opendata/pfr_opendata/ (дата обращения: 13 апреля 2024)

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Социального фонда России (СФР), и число занятых, приходящихся на одного пенсионера, заметно различаются по регионам - субъектам федерации. Так, численность пенсионеров на начало 2023 года составляла от 14 тысяч человек в Ненецком автономном округе до 3039 тысяч человек в Москве (рис. 16). Помимо Москвы, большим числом жителей-пенсионеров выделяются и другие регионы с большой численностью населения, в том числе старших возрастов, - Московская область (около 2 миллионов пенсионеров), Краснодарский край (1,6), Санкт-Петербург (1,5), Свердловская, Ростовская, Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан (1,0-1,3 миллиона пенсионеров). В то же время в 8 субъектах федерации численность пенсионеров не достигает 90 тысяч – помимо Ненецкого автономного округа в эту группу регионов входят Чукотский автономный округ (15 тысяч пенсионеров), Еврейская автономная и Магаданская области (по 42 тысячи), республики Алтай, Калмыкия, Тыва и Камчатский край (от 59 до 87 тысяч).

Число экономически занятых, приходящихся на одного пенсионера, различается почти втрое – в 2022 году оно варьировалось от 1,1 в Курганской области до 2,9 в Ямало-Ненецком автономном округе. Помимо последнего, наиболее высоким коэффициентом экономической поддержки выделяются Москва (2,8), Ханты-Мансийский, Чукотский и Ненецкий автономные округа (по 2,3), Санкт-Петербург (2,2), Магаданская область и Севастополь (2,0). Низкими значениями показателя, помимо Курганской области, отличаются Орловская, Архангельская, Брянская и Пензенская области, республики Карелия, Адыгея, Марий Эл, Коми, Чечня (1,2-1,3).

В центральной половине регионов (без 25% регионов с наиболее низкими и 25% регионов с наиболее высокими значениями показателя) значение коэффициента экономической поддержки составляло в 2022 году от 1,41 до 1,75 при медианном значении 1,53, что ниже среднего значения (1,67 в 2022 году).

Рисунок 16. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (тысяч человек на начало 2023 года), и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера (в среднем за 2022 год), по регионам - субъектам Российской Федерации

Источник: Приложение к статистическому сборнику «Социальное положение и уровень жизни населения России. 2023».

О величине пенсионного обеспечения обычно судят по среднему размеру назначенных пенсий, который получается делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров. По данным Росстата средний размер назначенных пенсий составил в 2023 году 19490 рублей, а за январь-февраль 2024 года составил 20791 рубль[16]. По данным Социального фонда России, средний размер пенсий пенсионеров, состоящих на учете в системе СФР, на 1 января 2024 года составлял 20781,84 рубля[17].

Номинальный размер назначенных пенсий неуклонно растет, но динамика его реального размера[18] не так однозначна. В результате череды экономических кризисов он неоднократно снижался, как и реальный размер заработной платы и располагаемых денежных доходов на душу населения, более высоких, прежде всего, за счет социальных трансфертов. Реальный размер назначенных пенсий только в 2010 году превысил, причем значительно – почти на 30%, - уровень 1990 года (рис. 17). Повышение продолжалось до 2014 года (142% к уровню 1990 года), после чего он несколько сократился (132% в 2016 году), а затем продолжил умеренно расти, превысив уровень 2014 года в 2021 году (почти 144% к уровню 1990 года) с учетом единовременной выплаты[19].

В 2022 году реальный размер средней назначенной пенсии вновь несколько снизился (135%), а в 2023 году, по предварительным данным, повысился (140%) примерно до уровня 2013 года.

Тенденция изменения реального размера средней начисленной заработной платы в целом была аналогичной, хотя превышение уровня 1990 года было достигнуто несколько раньше (в 2007 году), но до 2018 года было, скорее, более умеренным (до 135% в 2014 году), чем повышение реального размера назначенных пенсий. В 2018-2023 годы реальная заработная плата стала расти быстрее, превысив в 2021 году почти в 1,6 раза уровень 1990 года (157%). В 2022 году реальный размер заработной платы несколько снизился, составив 98,9% по сравнению с 2021 годом (155% к уровню 1990 года), но в 2023 году повысился на 7,8 по сравнению с 2022 годом (167% к уровню 1990 года).

Реальные располагаемые денежные доходы «проседали» в меньшей степени и росли быстрее в 1999-2013 годах, но с 2014 года начали снижаться, опустившись со 167% к уровню 1990 года в 2013 году до 153% в 2017 году и 150% в 2020 году. В 2021 году они повысились до 155%, в 2022 году составили 154%, а в 2023 году – 162% к уровню 1990 года (105,4% к 2021 году).

Рисунок 17. Реальный размер назначенных пенсий, начисленной заработной платы и располагаемых денежных доходов, 1990-2023 годы, % (1990=100)

Источники: Российский статистический ежегодник. 2023. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2023 год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 21 апреля 2024).

В среднем пенсионное обеспечение в России относительно невелико. Об этом свидетельствует соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума пенсионера. За период 1991-2023 годов оно ни разу не достигало 180% от величины прожиточного минимума пенсионера, а в отдельные годы (1999-2001, 2005-2006) было ниже 100%, то есть средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума пенсионера (рис. 18).

Наиболее высокое соотношение пенсии и прожиточного минимума было достигнуто в 2012 году – 176%, к 2015 году оно снизилось до 151%, а затем увеличилось до 166% в 2021 году (с учетом единовременной доплаты). В 2022 году оно снизилось до 149%, но в 2023 году вновь повысилось до 158%. По данным на начало 2024 года средний размер назначенных пенсий (20781,84 рубля) составлял 156% от прожиточного минимума пенсионера (13290 рублей).

Соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднего размера начисленной заработной платы (коэффициент замещения) также было невысоким, варьируясь от 23% в 2007 году до 40% в 1995 году. С 2015 года (35%) он снижается, опустившись до 26% в 2023 году. По данным на начало 2024 года оно немного увеличилось, составив около 28%.

Рисунок 18. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) и средним размером начисленной заработной платы, 1991-2024 годы, %

Источники: Российский статистический ежегодник. 2023. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2023 год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 21 апреля 2024).


[15] До 2002 года - в органах социальной защиты населения, с 2023 года – в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а затем – в системе Социального фонда Российской Федерации - https://sfr.gov.ru .
[16] Социально-экономическое положение России. Январь-февраль 2024 года. (№2). С. 195.
[17] https://sfr.gov.ru/opendata/sfr_opendata/ (Дата обращения: 13 апреля 2024).
[18] Реальный размер назначенных пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
[19] Пенсия с учетом единовременной денежной выплаты в сентябре 2021 года в размере 10 тысяч рублей, назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 486.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887