Глава "Федерации мигрантов России" Вадим
Коженов в интервью "РГ" - о грядущих правовых изменениях
в миграционной сфере и создании приложения для регистрации
мигрантов
Регистрацию мигрантов, выбор ими налогового режима и
уплату налогов планируется перевести в электронный вид. Новации
должны поспособствовать сокращению числа нелегалов, которых сейчас
насчитывается в России до 1,5 миллиона человек. Об этом рассказал
в интервью "Российской газете" президент Общероссийской
общественной организации "Федерация мигрантов России"
Вадим Коженов. Новый закон о регулировании миграционного учета,
въезда и пребывания иностранцев в России почти готов и в ближайшие
недели должен поступить в Госдуму. Он заменит действующие сейчас
законы.
С начала пандемии мы то и дело слышали новости о большом количестве
мигрантов, покинувших Россию. Трудовых мигрантов в нашей стране
действительно стало меньше?
Вадим Коженов: Сейчас в стране легально находятся около 7 млн мигрантов,
это те, кого мы видим в базах данных. Еще примерно 1,5 млн человек
находятся здесь нелегально. Такая ситуация сохраняется с 2016 года.
В последние годы количество пребывающих в стране мигрантов существенно
не менялось. Краткосрочные панические настроения наблюдались весной
2022 года, связанные со скачком курса рубля. Люди приезжают сюда,
зарабатывают рубли и отправляют в свои страны, поэтому курс рубля
для них имеет большое значение.
Но весной ситуация урегулировалась буквально в течение нескольких
недель. Те, кто выехал, достаточно быстро вернулись, можно сказать,
что они просто очень дорого съездили на родину и обратно.
Полтора миллиона мигрантов, которые находятся в стране нелегально,
это много. Как вывести их из "тени"?
Вадим Коженов: В 2021 году из "тени" было выведено около
миллиона мигрантов в ходе миграционной амнистии. Любой гражданин
иностранного государства, находящийся на территории России нелегально,
мог прийти и встать на учет без каких-либо санкций. Конечно, первое
время были истории, когда люди приходили в рамках амнистии, а их
оформляли как нарушителей, иногда доходило до выдворения. Но мы
много работали с такими случаями, и постепенно они сошли на нет.
И получился великолепный результат. Вот вы говорите 1,5 миллиона
нелегалов - это много. Но еще одна такая амнистия - и проблема с
нелегалами будет практически решена.
Вы считаете, что и дальше необходимо действовать с помощью такого
механизма - миграционной амнистии? Может быть, нужно что-то менять
кардинально?
Вадим Коженов: Мы надеемся, что в скором времени изменения действительно
произойдут. Соответствующий перечень поручений утвержден президентом
Российской Федерации еще 6 марта 2020 года. И активная работа велась
все эти 2,5 года, а сейчас она выходит на финишную прямую. В ближайшие
недели в Госдуму должны внести законопроект. Сейчас обсуждаются
последние детали.
Он заменит основные законы, которые регулируют миграционную сферу:
Закон № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации", № 109-ФЗ "О миграционном учете
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации",
№ 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию". Без изменений пока останется только
Закон "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ, в
рамках этой реформы его менять не планируется.
Какие существенные изменения будут введены этим законом?
Вадим Коженов: В первую очередь это введение единого документа,
удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской
Федерации, с электронным носителем информации (ID-карта). Данный
документ будет выдаваться на 10 лет, что очень удобно. Оформить
его можно будет в любом регионе Российской Федерации, в Москве в
Многофункциональном миграционном центре (ММЦ), в других регионах
действует ФГУП "ПВС" МВД России и другие уполномоченные
организации. Процедура получения схожа с оформлением патента, нужно
сдать отпечатки пальцев, пройти анкетирование и медосвидетельствование.
В законопроекте также прописано, что филиалы ММЦ и ПВС будут созданы
в странах массового исхода - то есть в тех странах, откуда к нам
приезжает больше всего трудовых мигрантов. Это позволит иностранным
гражданам оформить ID-карты еще до выезда из страны. В Узбекистане,
к примеру, уже работает филиал ММЦ.
Самая актуальная проблема сейчас - это проблема миграционного учета.
Сейчас он устроен так, что соблюсти требования законодательства
сложно, а их нарушение делает человека нелегалом и ставит под угрозу
выдворения из России.
Эту систему предполагается поменять?
Вадим Коженов: Как был у нас устроен миграционный учет до распада
Советского Союза? У каждого пребывающего иностранца была принимающая
сторона - человек, который оформлял приглашение на въезд в СССР,
встречал его и регистрировал по месту жительства. Сегодня иностранцы
берут билет на самолет, прилетают работать в Россию. У них нет принимающей
стороны. Они ищут квартиру, заселяются в нее, но не могут с договором
на квартиру прийти в МФЦ и встать на учет. Должна прийти хозяйка
квартиры - принимающая сторона, подтвердить право владения имуществом
и поставить иностранного гражданина на миграционный учет. Но владельцы
квартир зачастую не хотят этого делать, они видят для себя в этом
какие-то несуществующие риски или просто не хотят и все.
В итоге мигранты покупают "липовые" регистрации. Несколько
раз в год участковые обходят свои участки и проверяют, живут ли
мигранты по тем адресам, которые указаны в их регистрации. Если
не живут - это повод для выдворения мигранта из России и запрета
на въезд на 5 лет.
Мы живем в XXI веке, сегодня есть возможность существенно автоматизировать
эту работу. Создать приложение, в котором иностранный гражданин
сможет указать адрес своего фактического проживания. И по геолокации
будет видно, бывает он по этому адресу или нет. Не придется проводить
поквартирные обходы. Да, останется до 10% случаев, которые даже
с такой системой будут вызывать вопросы. Вот в таких ситуациях участковые
могут выйти и проверить проживание людей в тех квартирах, которые
они указали. Но остальные 90% регистраций будут контролироваться
в автоматическом режиме.
Какие еще будут функции у этого приложения?
Вадим Коженов: В приложении мигранты смогут выбирать налоговый режим,
узнавать сумму налогов к оплате, оплачивать их. Также мы рассчитываем,
что в приложении можно будет сменить налоговый режим, к примеру,
если самозанятый трудоустроился у работодателя.
Также в законопроекте прописано, что смена цели въезда станет госуслугой.
Людям больше не придется для этого выезжать из страны. Если трудовой
мигрант поступил в учебное заведение, то он сможет сменить цель
въезда без пересечения границы. Но я не знаю, будут ли эти изменения
реализованы через приложение. В законопроекте говорится, что уполномоченный
федеральный орган по заявлению иностранного гражданина обязан изменить
цель въезда. И только после принятия закона будет определен регламент,
кто и как это будет реализовывать. Но в любом случае эти изменения
упростят жизнь мигрантам и повысят эффективность миграционного учета
и безопасность государства.
Приложение будет также использоваться для рассылки уведомлений,
в том числе о выдворении и требовании покинуть страну в установленный
срок. Сейчас это большая проблема, многие нелегалы даже не знают,
что им вынесен запрет и они должны покинуть Российскую Федерацию.
Какие категории мигрантов смогут пользоваться этим приложением?
И как иностранцы смогут получить доступ к нему?
Вадим Коженов: Предполагается, что воспользоваться приложением смогут
те иностранцы, кто оформил ID-карту. Установка такого приложения
будет добровольной. Сейчас никаких санкций для тех, кто решит им
не пользоваться, не предусмотрено. Но мы считаем, что им воспользуются
очень многие, потому что оно создано для удобства мигрантов и существенно
облегчает им жизнь.
Как много времени уйдет на создание такой системы?
Вадим Коженов: В этом году закон должны принять, весь следующий
год дается на то, чтобы ввести новую систему и разъяснить правила
работы с ней. И с 1 января 2024 года она начнет работать. Это будет
действительно прогрессивная реформа.
Уже определен подрядчик - структура, которая способна создать такую
систему. И на это отводится 2023 год. Сейчас самое главное, чтобы
нормативная база была утверждена как можно быстрее.
Это приложение будет работать на уже знакомых нам площадках, например,
станет частью госуслуг?
Вадим Коженов: Это было бы логично, так как часть услуг пересекаются.
Но сейчас точно нельзя сказать, будут ли это госуслуги, так как
закон определяет только функционал приложения
В каких сферах работает больше всего мигрантов? И где наблюдается
наибольший их дефицит?
Вадим Коженов: Самое большое количество мигрантов трудится в сфере
услуг. Иностранцы работают курьерами, таксистами, официантами, занимаются
уборкой. На эту сферу приходится треть всех трудовых мигрантов.
Среди женщин эта доля еще больше, 52% из них заняты именно в сфере
услуг. В строительстве и ремонте работают 25,4% от общего числа
мигрантов. И здесь ситуация обратная: 43,1% от общего числа мигрантов,
задействованных в этой сфере, - мужчины, а женщин лишь 3,1%.
В остальных сферах работают существенно меньше иностранных работников:
11,7% в торговле, 11,2% в производстве и промышленности, 8,8% приходится
на транспорт, логистику и склады, в сфере ЖКХ работают 7% мигрантов.
В основном мигранты идут работать на профессии, где предусмотрена
сдельная оплата. Если в той же службе доставки доход зависит от
количества доставленных заказов и можно заработать и 50 и 60 и 70
тысяч рублей, то мигрант выберет этот вариант, а вакансия с небольшим
окладом, где, может, и работать особо не надо, но и нет возможности
увеличить свой доход, - ему неинтересна. Иногда мы слышим от людей,
далеких от миграционной сферы, фразы типа "да мигранты работают
за копейки, это всем известно", но это говорит лишь об отсутствии
понимания у таких людей реальной ситуации. По данным нашего опроса,
проведенного в 2021 году, средний размер зарплаты трудового мигранта
в Российской Федерации превышает 47 тысяч рублей.
Дефицит мигрантов, конечно, есть. Не скажу по сферам деятельности
в цифрах. Но чем тяжелее работа и меньше зарплата, тем ощутимее
дефицит.
Работодатели хотят иметь больше квалифицированных рабочих. Последнее
время ситуация с квалификацией мигрантов изменилась к лучшему?
Вадим Коженов: На данный момент есть только один уникальный пример
- опыт Узбекистана, который построил несколько моноцентров на своей
территории, в которых предоставляется проживание, небольшая стипендия.
В нем за 2-4 месяца можно получить новую специальность. Узбекистан
принял это решение самостоятельно, руководство государства рассуждает
следующим образом: наши граждане уезжают за границу работать, и
если они будут более квалифицированными, то больше заработают и
больше денег пришлют на родину, это хорошо и надо этому способствовать.
Подводя итог, я думаю, что было бы правильно создать подобные центры
в основных странах исхода трудовых мигрантов. И жители этих стран
без спешки, без оглядки на срок оплаты за квартиру и патент могли
бы учиться в этих центрах необходимым нам профессиям и русскому
языку. Но все упирается в вопрос: "А кто будет за это платить?",
и пока мы его не решим - результата не будет. Но если все-таки получится
его решить, то встанет другой вопрос, нужна команда, которой по
силам реализовать подобное, этот вопрос тоже очень непростой.
Ирина ЖАНДАРОВА. Российская газета, 1 ноября
2022 года
МВД предлагает меры по ужесточению миграционного
законодательства
Появилась свежая статистика МВД: количество преступлений,
совершенных мигрантами, заметно возросло. С чем это связано и что
делать? Отвечает генерал-лейтенант полиции, доктор юридических наук,
заслуженный юрист России Юрий Жданов.
Юрий Николаевич, что насторожило правоохранителей в вышедших цифрах?
Юрий Жданов: Показатели преступности среди мигрантов в России за
девять месяцев 2022 года стали самыми высокими за пять лет. За три
квартала этого года иностранными гражданами и лицами без гражданства
на территории РФ совершено 30,9 тыс. преступлений, что на 10,8%
больше, чем за январь - сентябрь 2021 года. В том числе гражданами
государств - участников СНГ - 25,4 тыс. преступлений (на 17% больше).
При этом основной всплеск криминальной активности мигрантов пришелся
на третий квартал - почти 14 тыс. преступлений. И нет оснований
предполагать, что в четвертом квартале ситуация изменится к лучшему.
Какие преступления совершают приезжие?
Юрий Жданов: Представлен весь криминальный "букет" - от
мелких краж и мошенничества до разбоя, убийств и изнасилований.
Жертвами становятся и граждане России, и свои же соплеменники. 80%
прироста "мигрантской" преступности дали преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков. Председатель Следственного
комитета Александр Бастрыкин обратил внимание и на то, что в 2022
году иностранные граждане стали совершать больше экстремистских,
тяжких и особо тяжких преступлений, участились случаи оказания ими
сопротивления законным требованиям сотрудников правоохранительных
органов и нападений на полицейских.
Мигранты образуют этнические организованные преступные группировки.
Выступая в октябре в Госдуме, министр внутренних дел Владимир Колокольцев
сообщил, что в этом году пресечена противоправная деятельность 130
групп, созданных по национальному признаку. Доказана их причастность
к вымогательствам, грабежам, разбоям, нелегальной миграции. Пресечено
500 тыс. административных правонарушений, связанных с пребыванием,
проживанием и трудовой занятостью в России.
Выдворено 40 тыс. человек. (Кстати, можно констатировать, что граждане
России практически не совершают преступлений в отношении приезжих.)
И это при том, что каждый год сотни тысяч гастарбайтеров получают
паспорта РФ, и их преступления не учитываются в статистике преступлений
мигрантов. Ведь они уже автоматически считаются россиянами. К тому
же статистика в целом по стране - это "средняя температура
по больнице". И если, например, в Тыве высокая преступность
(26 преступлений на 1000 жителей), но нет мигрантов, то там показатель
стремится к нулю. А в других регионах, где их много, он нередко
заметно выше среднего.
А что в Москве?
Юрий Жданов: Согласно данным Генпрокуратуры, из 31 тыс. иностранных
граждан, совершивших преступления на территории РФ в 2021 году,
почти половина проявляла криминальную активность в Центральном федеральном
округе, причем большая часть - в Московском регионе. В Москве на
сегодня зарегистрировано 800 тыс. иностранных граждан и лиц без
гражданства, занимающихся трудовой деятельностью. По нашим оценкам,
еще столько же трудится нелегально.
За 9 месяцев этого года в Москве иностранцами и лицами без гражданства
совершено 6012 преступлений, из них 5339 - гражданами из СНГ. Выходит,
в Москве на 1000 мигрантов приходится 6,75 преступников, что почти
в 4,5 раза больше, чем среди россиян.
В чем причина такой ситуации?
Юрий Жданов: На мой взгляд, в основе происходящего - экономический
фактор. Действие антироссийских санкций серьезно осложнило жизнь
миллионов приезжих, устремившихся в Москву не только в поисках работы,
но и промышляющих полулегальными видами деятельности в сфере строительства,
транспортных услуг, импортозамещения и логистики, производства и
доставки товаров. Часть из них, в первую очередь нелегалы, организуют
криминальный "бизнес" - наркотрафик, незаконный оборот
оружия, мошенническое оформление документов и "сопровождение"
деловой активности, предпринимательской деятельности сограждан и
россиян.
Ведь абсолютный рекорд - 58 тыс. преступлений, совершенных гастарбайтерами
на территории России, - был зафиксирован в 2009 году, сразу после
глобального финансово-экономического кризиса. Что подтверждает наблюдение
аналитиков, считающих, что мигранты - это своеобразный социальный
"барометр", который первым откликается на любые значимые
события в социальной и экономической сферах, а в условиях кризисных
явлений нагревается и взрывается первым.
Какие же меры, на ваш взгляд, можно предпринять?
Юрий Жданов: С 2019 года в России ведется работа по упрощенной процедуре
приема в российское гражданство, инициированная президентскими указами.
По данным МВД России, за этот период оно предоставлено более чем
1 млн человек. Большой резонанс вызвало принятие в прошлом году
федерального закона от 1 июля 2021 г. N 274-ФЗ, в соответствии с
которым иностранные граждане, въехавшие в Россию после 29 декабря
2021 года, подлежат обязательной дактилоскопической регистрации,
фотографированию, а также медосвидетельствованию и для законного
нахождения на территории РФ обязаны иметь об этом подтверждающие
документы. Это существенно облегчило контроль над прибывающими и
перекрыло каналы легализации для недобросовестных и нелегальных
мигрантов.
Но в условиях упрощенной процедуры получения гражданства РФ и вида
на жительство необходимо учитывать неоднозначную ситуацию в приграничных
с Россией странах, подходить строго дифференцированно к различным
категориям мигрантов - беженцам, трудовым мигрантам, нелегалам.
Тем более принадлежность к той или иной категории не всегда очевидна.
Потому нынешняя миграционная политика "открытых дверей"
нуждается в коррекции. Имею в виду прежде всего законопроект, который
МВД инициировало еще 1 марта 2021 года - "Об условиях въезда
(выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц
без гражданства". Там много вполне демократических, скажем
так, общеевропейских требований. Таких, как оформление единого документа
электронной ID-карты личности мигранта, электронных въездных виз,
дактилоскопия отпечатков пальцев иностранных граждан, регистрация
на портале госуслуг, даже подписание "соглашения о лояльности",
которое предполагает отказ от участия в несанкционированных собраниях,
митингах и пикетах, и т.д. Как это принято, кстати, в США.
Но я бы обратил внимание на один момент. В законопроекте вместо
двух самостоятельных понятий "административное выдворение"
и "депортация" вводится важное обобщающее понятие - "высылка",
серьезно облегчающее избавление от нежеланных гостей. Это система
мер государственного принудительного воздействия, заключающегося
в удалении иностранного гражданина за пределы РФ.
Кто же будет определять, кого высылать?
Юрий Жданов: Предполагается, что высылку будет назначать суд как
вид административного наказания. Но иностранца могут выслать и уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти во внесудебном порядке
в иных установленных проектом федерального закона случаях. Как сообщил
глава МВД в Госдуме, документом также планируется создание института
административного надзора, в рамках которого предусматривается специальный
правоохранительный режим - "контролируемое пребывание".
Когда ждать принятия закона?
Юрий Жданов: Это зависит не только от нас. Сейчас документ проходит
антикоррупционную экспертизу и в течение ближайших месяцев планируется
закончить его разработку.
Михаил ФАЛАЛЕЕВ. Российская газета, 16 ноября
2022 года