В 2018/2019 учебном году иностранные граждане
обучались по программам высшего образования в государственных
и частных вузах (694), и их филиалах (471)1, расположенных
во всех федеральных округах Российской Федерации.
Наибольшее число иностранных студентов обучались в вузах Центрального
федерального округа - 104713 человек, из них в Москве - 67546
человек; далее в порядке убывания: в Приволжском федеральном
округе (48504 человек), Сибирском федеральном округе (32382
человек). Наименьшее число иностранных студентов обучались
в вузах Дальневосточного Федерального округа: всего 7223 человек,
что составляет около 2% от общей численности всех иностранных
студентов, обучающихся в Российской Федерации.
Страницы 40-41
В большинстве стран, за исключением нескольких,
доля иностранных студентов, обучающихся по программам высшего
образования, увеличивается с ростом уровня образования. Так,
доля иностранных студентов, обучающихся на программах бакалавриата,
составляет в среднем 5%, в магистратуре - 13% и в докторантуре
- 22%. Хотя по отдельным странам показатели могут сильно отличаться
от средних. К примеру, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах,
Новой Зеландии, Швейцарии и Великобритании доля иностранных
докторантов составляет 40%, в Швейцарии - 56%, а в Люксембурге
- 86%.
Страница 57
В настоящее время миграционная образовательная
политика наиболее полно и системно на законодательном уровне
представлена в Европейском Союзе. Основные положения миграционной
образовательной политики стран ЕС определены в Директиве виз
№ 2016/801 Европейского парламента и Совета Европейского Союза
"Об условиях въезда и проживания граждан третьих стран
в целях научных исследований, исследований, стажировок, волонтерской
деятельности, обмена студентами или образовательных проектов,
а также работы по программе "au pair" (новая редакция)",
принятой 11.05.2016 г. (далее - Директива №2016/801). Они
предусматривают:
- облегчение и упрощение условий въезда и пребывания иностранных
студентов и исследователей;
- расширение доступа к национальным рынкам труда иностранным
студентам и исследователям в период их обучения и после его
завершения;
- устранение злоупотреблений использования студенческих виз.
Страницы 59-60
В целом, приходится констатировать, что международные
правовые нормы и принципов в сфере образования не в полной
мере отражены в образовательном праве России, не зафиксированы
организационные и экспертно-аналитические механизмы изучения
и внедрения международных норм и принципов в образовательную
деятельность. К последним ратифицированным международным документам
относятся уже упомянутые "Конвенция о признании квалификаций,
относящихся к высшему образованию в Европейском регионе"
(Лиссабонская конвенция), которая была ратифицирована Россией
4 мая 2000 г. и "Азиатско-Тихоокеанская региональная
конвенция о признании квалификаций в области высшего образования"
(Токийская конвенция), к которой Россия присоединилась 24
августа 2020 г. в соответствии с Распоряжением Правительства
РФ № 2157-р.
Страницы 109-110
|