Для цитирования: Щербакова Е.М.
Миграция в России, предварительные итоги 2021 года // Демоскоп Weekly.
2022. № 937-938. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2022/0937/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в России, предварительные
итоги 2021 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
По предварительным данным Росстата, миграционный прирост
населения России в 2021 году увеличился в 4 раза, составив 430 тысяч
человек
По данным оперативного учета за январь-декабрь 2021
года, в России усилилась тенденция роста численности населения за
счет миграции - миграционный прирост увеличился в 4 раза по сравнению
с аналогичными данными за 2020 год, составив 430 тысяч человек.
Столь значительно возросший миграционный прирост смог компенсировать
и возросшую в период пандемии COVID-19 естественную убыль населения
на 41%.
Население России увеличивается за счет миграции с середины
1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики
СССР стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном
за счет возвращения в Россию, как это принято говорить, «русскоязычного»
населения[1]. После распада
СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув
наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысячи человек,
или 5,7‰ в 1994 году[2]), после
чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате
и миграционного прироста быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х
годов отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне
0,3-0,5‰, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем
стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.
Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую
долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее
объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных
стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда
и выезда, но и в существенной степени от правил регистрации мигрантов
и практики их применения. В России эти правила неоднократно менялись[3].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной
службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно
увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения
по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов.
После переписи населения 2010 года критерии миграции были в очередной
раз расширены с целью более полного ее учета: с 2011 года в статистический
учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[4].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место
жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные
(снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким
образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим
с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации
по месту жительства уже не выделялись[5].
Изменение критериев долговременной миграции первоначально привело
к значительному увеличению числа прибывающих и чистой миграции (миграционного
прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего,
автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления
санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени
увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших
и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных
объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия
с регистрационного учета, а не самих переездов)[6],
но в целом позволили более полно, чем это было до 2011 года, учитывать
долговременную миграцию[7].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против
139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число
иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год).
Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического
кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов
в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в
2017 году – 2%. В 2016 и 2018 году число прибывших в Россию даже
сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).
В 2019 году на постоянное жительство или длительное
пребывание в Россию прибыли из-за рубежа более 701 тысячи человек,
что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем
2018 году. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя
оно уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты
Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации
территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году
форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического
учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам
не было строго регламентировано[8],
в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные
статистические службы[9].
В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы,
разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие
порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на
жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных
документов статистического учета мигрантов в органы государственной
статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается
без ограничения срока действия[10],
что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.
В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно
сократились из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной
инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное
пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем
в 2019 году, но в то же время примерно соответствует значениям показателя
2015 и 2017 годов.
По данным за январь-декабрь 2021 года, в Россию на постоянное
жительство или длительное пребывание прибыли из других стран 667,9
тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на 5% меньше,
чем в 2019 году.
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство
(длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения
критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по
сравнению с ростом числа иммигрантов. В 2011 году число выбывших
за пределы России увеличилось лишь на 13%, а в 2012 году возросло
в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной
миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать
мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным
документам. В 2013-2014 годах численность выбывших из России увеличивалась
ежегодно в 1,5-1,7 раза, в 2015 году – только на 15%.
В 2016 году число выбывших из России сократилось на
11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20%
в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча
эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч
человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти
до 488 тысяч человек (+17%). Это - самое высокое число учтенных
выбытий из России, начиная с 1993 года
По оценкам Росстата за январь-декабрь 2021 года число
выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания)
сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений
показателя за 2014-2020 годы.
В результате опережающего роста учтенных прибытий после
расширения критериев учета сальдо миграции за 2011 год составило
почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя
за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста оно сократилось
на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).
В последующие годы величина чистой миграции преимущественно
снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019
году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с
более полным предоставлением информации территориальными органами
МВД РФ, а в 2020 году вновь снизилась – в 2,7 раза, - составив 106,5
тысячи человек.
По предварительным данным за январь-декабрь 2021 года,
миграционный прирост населения России увеличился в 4 раза, составив
почти 430 тысячи человек, или 29,5 на 10 тысяч человек постоянного
населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста
в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах по
данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем
они были существенно повышены в результате корректировки по итогам
переписей населения. Необходимо отметить, что экстремально высокий
миграционный прирост в 2021 г. был обеспечен изменением учета выбывших
начиная с конца июня 2021 г. С этого времени Росстат не фиксирует
выбытия по истечении срока регистрации по месту пребывания, т.к.
сроки действия регистрации по месту пребывания приостанавливаются[11].
В результате выбытия во втором полугодии 2021 г. сократились почти
на 90%.
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения), 1980-2021* годы
* за 2011 год приведены данные по новым (2011н)
и прежним правилам учета (2011); 2012-2021 годы – оценка по новым
правилам учета (2012-2020 годы – по данным годовой разработки, 2021
год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный прирост
рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших
из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность
между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов
ВПН-2010[12]
Расширение критериев миграции со сменой постоянного
места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного
оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году
оборот международной миграции в России превысил миллион человек,
а в 2019 году составил 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем
в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек),
когда впервые были применены новые критерии миграции. В период пандемии
COVID-19 фиксируемый Росстатом оборот международной миграции в России
сокращался, составил около 1082 тысяч человек в 2020 году и 906
тысяч человек за январь-декабрь 2021 года.
Сведения об основных показателях миграционной ситуации
в Российской Федерации ежемесячно публикует и Главное управление
по вопросам миграции Министерства внутренних дел России[13].
По данным за январь-декабрь 2021 года[14],
на миграционный учет было поставлено почти 13393 тысячи иностранных
граждан и лиц без гражданства, в том числе 12891 тысяча человек
(96,3%) - по месту пребывания, 502 тысячи человек (3,7%) - по месту
жительства. Из общего числа лиц, поставленных на миграционный учет
по месту пребывания, 75% въехали в Россию с целью работы, 5% - с
целью учебы, 2% - с целью туризма, 18% - с частными или иными целями.
За тот же период снято с миграционного учета 10449 тысячи
человек.
За январь-декабрь 2021 года принято около 168 тысяч
решений о выдаче разрешений на временное проживание и 248 тысяч
решений о выдаче (первично) видов на жительство иностранным гражданам
и лицам без гражданства. По действующим разрешениям на временное
проживание в России проживало на конец 2021 года более 236 тысяч
человек, более 550 тысяч – по действительным видам на жительство.
Значительно возросло число лиц, в отношении которых
принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации
(о приеме, восстановлении, признании), - в 2021 году оно превысило
735 тысяч.
В то же время в 2021 году было направлено более 176
тысяч представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам
и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию.
[1] Ж.А. Зайончковская называла
этот процесс «репатриацией русских», т.к. подавляющее большинство
прибывших были этническими русскими. (См., например: Население России
1998. Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского
М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 144 с.) С 2007 г. данные
об этнической принадлежности мигрантов Росстат не разрабатывает.
[2] В данном случае миграционный
прирост населения рассчитан как разность между числом прибывших
в Россию и числом выбывших из нее. Принимаемые в текущих расчетах
численности населения миграционные приросты отличаются от отчетных
данных о миграции из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены
места жительства. В частности, такой скорректированный миграционный
прирост населения за 1994 год составил 997 тысяч человек, или 6,7‰.
– См.: Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб./ Росстат.
М., 2021. Приложение «Социально-экономические показатели Российской
Федерации в 1991-2020 гг.»; Демографический ежегодник России. 2019:
Стат. сб./ Росстат. М., 2019. С. 12, 16, 200-201; Демографический
ежегодник России. 2021: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. С. 12, 16,
204-205.
[3] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[4] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[5] Данные о миграции, приводимые
в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение
Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность
и миграция населения Российской Федерации», согласно сопровождающим
их методическим пояснениям, получены в результате разработки документов
статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных
органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее,
до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной
службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при
регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту
жительства и при регистрации по месту пребывания на
срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется
автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции
населения при перемещениях в пределах Российской Федерации,
а также по истечении срока пребывания у мигрантов
независимо от места прежнего жительства.
[6] Чудиновских О.С. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[7] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[8] Старостина Ю. Мигрирующая
аномалия / РБК, 23 июля 2019 г. https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b
; Пятин А. Росстат объяснил аномальный рост притока мигрантов новым
подходом к сбору статистики / Forbes, 23 июля 2019 г.
https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru
; Червонная А. В России зафиксирован скачек числа мигрантов / Ведомости,
23 июля 2019 г. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov
[9] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[10]В соответствии со статьей
3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание
и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон
вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому
бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации
в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики,
2020.
[11] В соответствии с Указом
Президента РФ от 15 июня 2021 г. «О временных мерах по урегулированию
правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации в период преодоления последствий распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» п. 3 «Приостановить с
16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного
или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков,
на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы
по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца
и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории
Российской Федерации».
[12] Рассчитано по данным,
приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику.
2021 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в
1991-2020 гг.»
[13] Министерство внутренних
дел Российской Федерации - Главное
управление по вопросам миграции (xn--b1aew.xn--p1ai)
[14] Сводка основных показателей
деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь - декабрь 2021 года. 25 Января 12:25 - https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/28104434
(дата обращения: 24 февраля 2022 года).
|