Российские власти сначала не воспринимали исследователей
гендера всерьез, а потом начали их преследовать. И, конечно
же, объявлять "иностранными агентами"
Вот как это устроено
Данное сообщение (материал) создано
и (или) распространено иностранным средством массовой информации,
выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим
лицом, выполняющим функции иностранного агента.
В конце сентября российские власти объявили "иностранным
агентом" Ивановский центр гендерных исследований. Это не случайность,
а часть политики российских властей по борьбе с этой - относительно
новой - областью научных исследований. По просьбе "Медузы"
о том, как гендерные исследования появились в СССР и вынуждены бороться
за выживание в России, рассказывает гендерный историк из Университетского
колледжа Лондона Элла Россман.
Гендерные исследования появились еще в Советском Союзе - как ответ
на нерешенный "женский вопрос"
Во многих странах гендерные исследования стали развиваться
еще в 1970-е, но в СССР они пришли позже из-за "железного занавеса"
и цензурирования науки. Первые дискуссии о гендере начались только
во времена гласности во второй половине 1980-х.
Своего рода "программным документом" нового
направления стал текст экономистов Анастасии Посадской, Натальи
Римашевской и Наталии Захаровой "Как мы решаем женский вопрос",
который вышел в 1989 году в журнале "Коммунист". В этой
статье авторы еще не использовали понятия "гендер" и "гендерные
исследования" - вместо этого они предлагали термин "феменология".
Но суть от этого не менялась: авторы подчеркивали, что именно междисциплинарные
исследования могут по-настоящему решить "женский вопрос"
- то есть разработать эффективную семейную политику и разобраться
с социальными проблемами, с которыми сталкиваются женщины. На разных
данных они показали, что советское общество далеко от гендерного
равенства, что бы ни провозглашали на официальном уровне.
Первая лаборатория со словом "гендер" в названии
тоже появилась еще в советское время - в 1990 году в Институте социально-экономических
проблем народонаселения Академии наук СССР. Она называется "Лаборатория
гендерных проблем" и работает до сих пор. Именно в этом институте
и работали авторы статьи в "Коммунисте".
Первый независимый центр гендерных исследований открыли
тоже в 1990-м - это был Московский центр гендерных исследований
(МЦГИ, на сегодняшний день закрыт).
Девяностые годы в целом стали временем активного развития
гендерных исследований. Центры и программы появлялись на всем постсоветском
пространстве, вокруг них формировались локальные научные школы.
Причем открывались они не только в столицах вроде Москвы, Санкт-Петербурга
или Минска, но и, например, в Иванове, Харькове и Барнауле.
В начале 1990-х в Москве прошла и первая международная
конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. Тогда
же литературу по гендеру начали активно переводить на русский язык.
Выходили и оригинальные исследования, как в виде книг, так и в первых
научных журналах по гендерным исследованиям на русском - это, например,
"Женщина и российское общество", "Гендерные исследования"
и альманах "Адам и Ева".
Российские власти в те годы мало интересовались проблемами
женщин и гендерными вопросами. И это притом что в Госдуме первого
созыва была целая фракция, посвященная этим вопросам, - "Женщины
России" (впрочем, ее участники занимались и другими социальными
проблемами). У многих и во власти, и в обществе гендерная проблематика
ассоциировались с советским официозом, о котором многим хотелось
поскорее забыть - ведь равенство мужчин и женщин было важной частью
советской официальной повестки. Открытого противодействия со стороны
государства гендерным исследованиям в 1990-е, впрочем, не было -
позже оказалось, что это уже неплохо.
Зато много предубеждений о них было у научного сообщества.
Развитие дискуссий о гендере шло в разных дисциплинах неравномерно,
все зависело от степени консервативности той или иной дисциплины.
Наиболее открытой к дискуссиям о гендере оказалась социология: возможно,
потому что социологические исследования семьи, брака и даже сексуальных
отношений появились в СССР еще в 1970-е. Тогда на фоне партийных
тревог из-за падения рождаемости в СССР исследования о семье получили
пространство для развития, и в Советах появился прототип собственной
школы исследований гендера и сексуальности.
Центры гендерных исследований выживали благодаря иностранным
грантам. Но потом их стали признавать "иноагентами"
В 2000-е в регионах России стали открываться научные
центры и организации, посвященные гендерным исследованиям. В 2002
году - Самарский центр гендерных исследований, в 2003-м - Центр
социальной политики и гендерных исследований в Саратове, в 2008-м
- Кабинет гендерных исследований в Новосибирском государственном
университете.
Тогда же в России наметился так называемый "консервативный
поворот" во внутренней и внешней политике, набравший силу в
2010-е - особенно после обращения Владимира Путина в 2012 году к
Федеральному собранию, в котором президент призвал возрождать "духовные
скрепы". В гендерной политике все это проявилось в том, что
власти при поддержке религиозных и ультраконсервативных организаций
начали активно продвигать "традиционные ценности". Их
центром стал идеал гетеросексуальной полной семьи с жестко разграниченными
ролями мужа и жены (и иерархией между ними) и детьми (желательно
тремя или более). Интересно, что ко всему этому добавилась идея,
что "традиционная семья" должна быть еще и "многопоколенной",
то есть такой, в которой бабушки-дедушки, их дети и внуки живут
вместе. Исторически такой вид семьи был распространен еще в доиндустриальном
обществе.
Этим "правильным", по мнению государственных
деятелей, ценностям противопоставлялись "неправильные":
права ЛГБТ, аборты, ювенальная юстиция, феминизм и все связанные
с ним явления, среди которых оказались и гендерные исследования.
Разговор о традиционных ценностях шел на фоне эмоциональных призывов
защищать суверенитет России от вмешательства Запада в ее внутренние
дела, законы и семьи. "Традиционная семья" стала главным
символом "национальных ценностей", которые, как оказалось,
нужно защищать от внешних посягательств не меньше, чем государственные
границы. Ко второй половине 2010-х национальный, семейный и демографический
вопросы окончательно срослись, став основой новой российской государственной
идеологии. И в этой идеологии не было места не то что гендерным
исследованиям, но даже просто слову "гендер" как таковому.
В 2011 году именно слово "гендер" в тексте
Стамбульской конвенции стало одной из официальных причин того, что
Россия отказалась ее принять - российской стороне оно показалось
размытым и не соответствующим российскому праву. Уже в 2018 году
представители России объясняли Совету по правам человека при ООН,
что Конвенция не соответствует российским "принципиальным подходам
к защите и продвижению традиционных нравственных и семейных ценностей
и Концепции государственной семейной политики".
Выводы современных гендерных исследований вообще идут
вразрез с базовыми идеями российских чиновников. Например, они доказывают,
что методы стимулирования рождаемости, которые много лет практикуют
в России, не работают и не будут работать. Или что "традиционной
семьи", которую рисует воображение государственных деятелей
и пропагандистов, на деле не существовало нигде в мире - кроме,
может быть, рекламных постеров в США 1950-х.
Но самым мощным ударом по гендерным исследованиям в России стал
закон об НКО - "иноагентах" 2012 года. Исторически многие
центры гендерных исследований работали благодаря поддержке иностранных
фондов: девяностые и двухтысячные годы были не лучшим временем для
российской науки, особенно для новых направлений. Однако именно
эта стратегия, которая раньше позволяла выживать, в итоге сделала
их более уязвимыми.
Уже в 2013-м в реестр НКО - "иноагентов" попал
саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦПСГИ).
Прокуратура увидела "политическую деятельность" в одном
из его исследовательских проектов и в выпущенной по его мотивам
книге "Критический анализ социальной политики на постсоветском
пространстве". Она предлагает примеры потенциальных программ
университетских курсов по российской социальной политике, социологии
здоровья и гендерным исследованиям.
Саратовский центр подавал апелляцию на решение о признании
"иноагентом", но суд оставил его в силе. В декабре 2014
года центр был ликвидирован.
Спустя два года Самарский центр гендерных исследований
тоже оказался в реестре "иноагентов", спустя пять лет
его создатели ликвидировали юрлицо. За ним в реестр включили и Центр
независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, в котором,
помимо других тем, тоже занимались гендерными исследованиями.
Статус "иноагента" получили и ряд женских
общественных организаций и НКО, которые борются с насилием и гендерной
дискриминацией. Например, это центр "Насилию.нет" в Москве,
Калининградская региональная общественная организация содействия
развитию женского сообщества "Мир женщины", региональное
движение "Новгородский Женский Парламент" и другие.
29 сентября 2021 года "иностранным агентом"
был объявлен Ивановский центр гендерных исследований. Он работает
с 1996 года. Уже 25 лет его возглавляет историк Ольга Шнырова -
специалистка по истории британского суфражизма.
В первое десятилетие своего существования центр не испытывал
давления со стороны государства - даже сотрудничал с государственными
организациями (например, с Ивановским государственным университетом)
и получал государственные гранты. До 2015 года мероприятия центра
проходили на базе Ивановского государственного университета, но
затем центр выселили, а Ольгу Шнырову уволили из ИвГУ. Официальной
формулировкой стало "нарушение дисциплины" - оно проявлялось
в том, что исследовательница "самовольно занимала помещения
университета".
Позже исследовательнице удалось дважды добиться восстановления
на работе в университете. Свое увольнение Шнырова связывает не только
с деятельностью центра, но и со своей профсоюзной работой: она состоит
в профсоюзе "Университетская солидарность" с момента его
создания в ИвГУ. Перед своим увольнением Шнырова и коллеги пытались
оспорить невыгодные условия коллективного трудового договора, который
им навязывала администрация.
В последние годы Ивановcкий центр гендерных исследований
занимался образовательными и просветительскими проектами, проводил
экспертные опросы. Например, сотрудники проводили опрос экспертов
о том, как изменилось положение женщин на рынке труда за время пандемии,
и исследовали особенности представлений о маскулинности среди молодежи
в разных регионах.
За 25 лет работы центр стал одной из ведущих исследовательских
организаций по гендеру в России. Он представляет Россию в Международной
исследовательской ассоциации институтов перспективных гендерных
исследований (RINGS) и сотрудничает с Ассоциацией женщин в развитии
(AWID).
Сама Ольга Шнырова рассказала "Медузе", что
еще в 2012 году прокуратура предупреждала центр, что он может быть
признан "иноагентом" из-за иностранных грантов. Но исследователи
продолжали получать их и сотрудничать с учеными из-за рубежа.
Проблемы стали серьезнее весной 2021-го. На центр написали
анонимную жалобу в областное министерство юстиции - в ней было сказано,
что исследователи получают иностранное финансирование и "ведут
политическую деятельность". После жалобы пришла внеплановая
проверка министерства. "Политической деятельностью", несовместимой
с иностранным финансированием, чиновники посчитали участие Ольги
Шныровой в выборах депутатов Ивановской городской думы (мандат она
не получила). А также то, что она на своей странице в фейсбуке призывала
подписать петицию в защиту чеченки Лианы Сосуркаевой, у которой
родственники покойного мужа насильно отобрали детей.
Сейчас Ивановский центр намерен оспорить статус "иностранного
агента". По словам Ольги Шныровой, центр намерен продолжать
свою работу, несмотря на возможные штрафы.
* * *
Положение гендерных исследователей в России остается
сложным. Они зажаты между нехваткой финансирования, пренебрежением
и предрассудками коллег - и страхом усиления цензуры со стороны
властей и испуганных университетских администраторов. При этом интерес
к гендерным исследованиям со стороны студентов и молодых специалистов
растет. В России с начала 2010-х идет подъем новой волны феминистского
движения, о гендере пишут медиа и рассказывают популярные блогеры,
говорят в галереях, библиотеках, культурных центрах и барах.
Однако возможностей для молодых специалистов серьезно
изучать гендерную проблематику и вести исследования в России все
меньше. Часто речь идет о самообучении за пределами официальных
вузов (специалитетов при российских вузах очень немного). Студенты
и молодые исследователи сами организуют семинары, дискуссии, ходят
на курсы независимых образовательных платформ, занимаются научными
проектами в свободное время. Многие из них довольно быстро утыкаются
в карьерный потолок и уезжают учиться (а потом и работать) за рубеж.