… о дорожно-транспортной
смертности в России во время локдауна
Локдаун 2020 года почти не повлиял на смертность
в автоавариях
В 2020 году в авариях погибли 13 384 человека - на 181
меньше, чем в предыдущем. При этом сохраняется тенденция по снижению
числа жертв всех видов транспортных происшествий
Доля смертей среди россиян от внешних причин (ДТП, убийства, самоубийства,
смерти, вызванные алкоголем) в общем числе летальных исходов в 2020
году продолжила снижаться, следует из опубликованных Росстатом окончательных
данных за прошлый год.
Но количество жертв ДТП практически не изменилось по сравнению с
2019 годом. Тогда их было 13 565, в 2020 году - 13 384, несмотря
на вводимые властями в первой половине прошлого года коронавирусные
ограничения, которые, в том числе, приводили к сокращению автомобильного
трафика.
В 2019-м от ДТП гибли 9,2 человека на 100 тыс. населения. В 2020-м
этот показатель составил 9,5 человека на 100 тыс. населения. Как
сообщали РБК в МВД в марте, федеральный проект "Безопасность
дорожного движения" предусматривал в 2020 году смертность от
ДТП не выше 10,9 человека на 100 тыс. населения.
При этом сохраняется тенденция последних лет по снижению числа жертв
всех видов транспортных происшествий. В 2015 году таких смертей
было 25,5 тыс., в 2016 году - 21,6 тыс., в 2017 году - 20,3 тыс.,
в 2018 году - 19,1 тыс. По уточненным данным Росстата, в 2019 году
от всех типов транспортных несчастных случаев погибли 17,7 тыс.
человек, а в 2020 году - 17 тыс.
В России данные о смертности в ДТП собирают два ведомства - Росстат
и Госавтоинспекция, и они не сопоставимы. Так, по данным Госавтоинспекции,
количество ДТП в прошлом году снизилось на 11%, а смертность в них
- на 4,5% (до 15 788). У Росстата, который собирает данные на основе
медицинских свидетельств, цифра на 15% ниже.
ГИБДД в 2020 году вело учет согласно правилам правительства, установленным
еще в 1995 году (с 2021 году учет будет вестись по новым правилам).
По данным Росстата, в 2020 году смертность от ДТП сократилась на
1,3%. В 2017-2019 годах снижение составляло 4,7-5,3% ежегодно.
В ГИБДД объясняли, что после локдауна, во время которого действительно
сократились и количество ДТП, и смертность в них, ситуация с вождением
стала "нестабильной": "люди, которые снова сели за
руль, частично утратили водительские навыки, а некоторые - и чувство
опасности, поддавшись эйфории после отмененного локдауна".
В ГИБДД также сообщали, что с января по март прошлого года, еще
до введения коронавирусных ограничений, смертность от ДТП в стране
выросла. В первые три месяца 2020-го жертвами аварий стали более
3,3 тыс. человек, что на 8,2% больше, чем в тот же период 2019-го.
В ведомстве рост объясняли аномально теплой зимой в европейской
части России, отсутствием четкого перехода между сезонами. Отсутствие
снега на фоне сокращения светового дня привело к увеличению числа
погибших пешеходов. Кроме того, на треть выросло количество ДТП
с мотоциклами, что также внесло свой вклад в статистику.
Михаил КОТЛЯР, Иван ТКАЧЁВ. РБК, 13 июня
2021 года