|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Топ-5 востребованных компетенций на российском рынке
труда
Мониторинг рынка труда поможет актуализировать
подготовку выпускников в соответствии с запросами работодателей.
Коротко о главном:
- Только на 1,6% предприятий не проводится никаких мероприятий
по восполнению дефицитов знаний и умений работников
- Такие специальности, как инженер, учитель и врач, входят в
топ-10 дефицитных квалификаций, программист — в топ-20.
Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)
и Фонд ВЦИОМ представляют результаты первой фазы апробации автоматизированной
системы сбора данных о существующих и перспективных квалификациях
в экономике России.
В рамках исследования НАРК — ВЦИОМ была поставлена задача
выявить, какие требования предъявляют работодатели к квалификации
своих работников и соискателей. Данная тема актуальна в связи с
необходимостью прогнозирования и обеспечения работодателей кадрами,
отвечающими современным требованиям рынка труда.
По инициативе Президента РФ с 2014 года развивается
национальная система квалификаций. Одним из ее важнейших элементов
является мониторинг рынка труда, направленный на определение потребности
экономики в квалифицированных кадрах и их подготовке в системе образования.
В реестре Минтруда описаны 1977 квалификаций, однако они нуждаются
в постоянном обновлении.
Для того чтобы прояснить ситуацию, был предпринят проект
НАРК — ВЦИОМ. Опрошено более 13000 работодателей — руководителей
предприятий, линейных руководителей и сотрудников HR-служб. От них
были получены данные о 4691 квалификации.
В топ дефицитных квалификаций (поиск сотрудников с которыми
затруднителен для компании) помимо представителей редких специальностей,
таких как «оператор по подземному ремонту скважин», вошли также
выпускники ряда «классических» направлений. Так, инженер (100% по
шкале дефицитности), учитель (86%) и врач (84%) оказались в топ-10
дефицитных квалификаций, программист (41%) — в топ-20.
Думая о развитии общепрофессиональных компетенций, соискателям
следует обратить внимание на работу в коллективе, самообразование,
деловую коммуникацию, инициативность и применение информационно-коммуникационных
технологий — данные качества набрали более четырех баллов по шкале
важности для работодателей.
Работодатели заботятся о компетенциях своих сотрудников.
Только на 1,6% предприятий не проводится никаких мероприятий по
восполнению дефицитов знаний и умений работников. Наиболее распространены
практика наставничества (26%), инструктаж работников (23%), обучение
в образовательных организациях (21%) и проведение семинаров, мастер-классов
и тренингов (18%).
Ключевыми проблемами при заполнении вакансий на предприятии
для работодателей стали отсутствие претендентов (20%) или необходимой
у них квалификации (20%), низкий уровень заработной платы относительно
других работодателей (15%), недостаток выпускников с данной квалификацией
(13%), завышенные ожидания претендентов (8%). У 14% работодателей
подобных проблем не возникало.
Результаты мониторинга жизненного цикла квалификаций
и президентский проект «развития квалификаций» могут значительно
влиять на сокращение разрыва между запросами работодателей и подготовкой
специалистов.
Охарактеризуйте Вашу квалификацию по параметрам: дефицитная
— поиск работников с данной квалификацией затруднителен для Вашей
организации, ключевая — деятельность работников с данной квалификацией
имеет ключевую роль в Вашей организации, массовая — квалификация
является одной из наиболее распространенных в Вашей организации
(открытый вопрос, % от тех, кто указал данную квалификацию как
дефицитную или ключевую по СПК)
|
Дефицитная
|
Ключевая
|
Массовая
|
Инженер-радиоэлектронщик
|
100
|
100
|
100
|
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в ракетно-космической
деятельности
|
100
|
67
|
78
|
Оператор по подземному ремонту скважин
|
100
|
0
|
0
|
Составитель поездов (4-й уровень квалификации)
|
100
|
0
|
0
|
Специалист по нанесению покрытий химическим и электрохимическим
способами
|
100
|
0
|
0
|
Учитель / преподаватель / воспитатель
|
86
|
94
|
97
|
Врач / медицинский работник
|
84
|
91
|
91
|
Электромонтёр
|
70
|
56
|
43
|
Печатник офсетных машин
|
67
|
80
|
100
|
Авиационный техник
|
67
|
0
|
0
|
Специалист по кадровому делопроизводству (5-й уровень квалификации)
|
52
|
45
|
61
|
Оператор службы управления движением судов
|
50
|
27
|
0
|
Мастер по приемке автотранспортных средств (АТС) на техническое
обслуживание, ремонт и сдаче АТС потребителю (5-й уровень
квалификации)
|
50
|
0
|
0
|
Бригадир операторов полностью механизированной сварки в среде
защитных газов деталей с использованием наноструктурированных
материалов (5 уровень квалификации)
|
50
|
0
|
0
|
Инженер-конструктор конструкторской и технологической документации
на изделия «система в корпусе» (6 уровень квалификации)
|
50
|
0
|
0
|
Художественный (музыкальный) руководитель
|
43
|
34
|
18
|
Делопроизводитель (5 уровень квалификации)
|
43
|
15
|
18
|
Повар (4 уровень квалификации)
|
42
|
34
|
28
|
Программист
|
41
|
49
|
41
|
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
в атомной энергетике 4 разряда (3 уровень квалификации)
|
40
|
50
|
0
|
Специалист по противопожарной защите на объекте (6 уровень
квалификации)
|
40
|
14
|
0
|
Слесарь-сантехник / слесарь-ремонтник
|
39
|
13
|
14
|
Тренер
|
39
|
58
|
39
|
Специалист по закупкам
|
38
|
40
|
23
|
Сварщик
|
33
|
65
|
70
|
Сборщик-клепальщик летательных аппаратов 4-го разряда (4-й
уровень квалификации)
|
33
|
25
|
0
|
Машинист автомобильного крана (5-й уровень квалификации)
|
33
|
25
|
20
|
Брошюровщик
|
33
|
20
|
0
|
Секретарь руководителя (6 уровень квалификации)
|
29
|
37
|
24
|
Специалист по труду и занятости
|
28
|
37
|
34
|
Главный бухгалтер (6 уровень квалификации)
|
26
|
28
|
11
|
Автомеханик по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию
автотранспортных средств (АТС) (3-й уровень квалификации)
|
25
|
40
|
0
|
Слесарь механосборочных работ в автомобилестроении (3 уровень
квалификации)
|
25
|
20
|
100
|
Экономист
|
25
|
16
|
24
|
Инженеры другие
|
23
|
17
|
11
|
Токарь
|
23
|
18
|
19
|
Специалист по организационному и документационному обеспечению
управления организацией
|
21
|
22
|
18
|
Ветеринарный врач (7-й уровень квалификации)
|
20
|
29
|
22
|
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
в атомной энергетике 5 разряда (3 уровень квалификации)
|
20
|
0
|
0
|
Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением
в атомной промышленности 4 разряд (3 уровень квалификации)
|
20
|
0
|
0
|
Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением
в атомной промышленности 5 разряд (4 уровень квалификации)
|
20
|
0
|
0
|
Парикмахер (4 уровень квалификации)
|
19
|
20
|
25
|
Специалист по охране труда (6 уровень квалификации)
|
18
|
5
|
4
|
Тренер тренировочного этапа (6 уровень квалификации)
|
18
|
13
|
21
|
Повар
|
18
|
21
|
25
|
Помощник капитана
|
17
|
36
|
22
|
Токарь 4-го разряда (3-й уровень квалификации)
|
17
|
29
|
38
|
Матрос
|
17
|
9
|
22
|
Капитан
|
17
|
9
|
11
|
Машинист автогрейдера с двигателем мощностью свыше 100 кВт
(4-й уровень квалификации)
|
17
|
4
|
0
|
* Респонденты оценивали те квалификации, которые называли
при ответе на вопрос «Укажите квалификации работников Вашей организации,
которые заняты либо необходимы ей в настоящее время».
Оцените необходимость наличия следующих общепрофессиональных
компетенций у работников с квалификацией на Вашем предприятии. Оцените
по шкале от 1 до 5, где 1 — нет необходимости в наличии такой компетенции,
а 5 — очень высокая необходимость в наличии такой компетенции
(закрытый вопрос, один ответ, средний балл по всем ответившим)
|
Средний балл по всем ответившим
|
Работа в коллективе
|
4,32
|
Самообразование
|
4,25
|
Деловая коммуникация
|
4,1
|
Инициативность
|
4,07
|
Применение информационно-коммуникационных технологий
|
4,06
|
Самоорганизация
|
3,87
|
Обучение других
|
3,86
|
Поиск и структурирование информации
|
3,86
|
Решение проблем
|
3,85
|
Мобильность
|
3,85
|
Приоритизация
|
3,79
|
Межкультурная коммуникация
|
3,75
|
Междисциплинарный подход
|
3,67
|
Лидерство
|
3,61
|
Кризис-менеджмент
|
3,52
|
Проект «Создание и апробация комплекса методических
и организационно-технических решений по сбору информации в рамках
мониторинга рынка труда и перспективных профессий» реализуется при
поддержке гранта Президента РФ на развитие гражданского общества
№ 19-1-033627. В соответствии с ним Фонд ВЦИОМ провел массовый экспертный
онлайн-опрос с использованием специализированного программно-аппаратного
комплекса 25 октября — 26 ноября 2019 г. Опрос работодателей (руководителей
предприятий, линейных руководителей и сотрудников HR-служб) проводился
методом основного массива, репрезентирующего отрасли, отобранные
для участия в исследовании. Объем выборки — 13 033 респондентов.
Предельная ошибка выборки составляет ±0,8% (при р<0,05).
ВЦИОМ, 11 марта 2020 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10191
|