Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 851 - 852
16 - 29 марта 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Опросы и ответы 

И снова о коронавирусе: что думают россияне?

Россияне все чаще считают, что рождение ребенка — не помеха для карьеры

Топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда

Великий пост и религиозность


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда

Мониторинг рынка труда поможет актуализировать подготовку выпускников в соответствии с запросами работодателей.

Коротко о главном:

  • Только на 1,6% предприятий не проводится никаких мероприятий по восполнению дефицитов знаний и умений работников
  • Такие специальности, как инженер, учитель и врач, входят в топ-10 дефицитных квалификаций, программист — в топ-20.

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Фонд ВЦИОМ представляют результаты первой фазы апробации автоматизированной системы сбора данных о существующих и перспективных квалификациях в экономике России.

В рамках исследования НАРК — ВЦИОМ была поставлена задача выявить, какие требования предъявляют работодатели к квалификации своих работников и соискателей. Данная тема актуальна в связи с необходимостью прогнозирования и обеспечения работодателей кадрами, отвечающими современным требованиям рынка труда.

По инициативе Президента РФ с 2014 года развивается национальная система квалификаций. Одним из ее важнейших элементов является мониторинг рынка труда, направленный на определение потребности экономики в квалифицированных кадрах и их подготовке в системе образования. В реестре Минтруда описаны 1977 квалификаций, однако они нуждаются в постоянном обновлении.

Для того чтобы прояснить ситуацию, был предпринят проект НАРК — ВЦИОМ. Опрошено более 13000 работодателей — руководителей предприятий, линейных руководителей и сотрудников HR-служб. От них были получены данные о 4691 квалификации.

В топ дефицитных квалификаций (поиск сотрудников с которыми затруднителен для компании) помимо представителей редких специальностей, таких как «оператор по подземному ремонту скважин», вошли также выпускники ряда «классических» направлений. Так, инженер (100% по шкале дефицитности), учитель (86%) и врач (84%) оказались в топ-10 дефицитных квалификаций, программист (41%) — в топ-20.

Думая о развитии общепрофессиональных компетенций, соискателям следует обратить внимание на работу в коллективе, самообразование, деловую коммуникацию, инициативность и применение информационно-коммуникационных технологий — данные качества набрали более четырех баллов по шкале важности для работодателей.

Работодатели заботятся о компетенциях своих сотрудников. Только на 1,6% предприятий не проводится никаких мероприятий по восполнению дефицитов знаний и умений работников. Наиболее распространены практика наставничества (26%), инструктаж работников (23%), обучение в образовательных организациях (21%) и проведение семинаров, мастер-классов и тренингов (18%).

Ключевыми проблемами при заполнении вакансий на предприятии для работодателей стали отсутствие претендентов (20%) или необходимой у них квалификации (20%), низкий уровень заработной платы относительно других работодателей (15%), недостаток выпускников с данной квалификацией (13%), завышенные ожидания претендентов (8%). У 14% работодателей подобных проблем не возникало.

Результаты мониторинга жизненного цикла квалификаций и президентский проект «развития квалификаций» могут значительно влиять на сокращение разрыва между запросами работодателей и подготовкой специалистов.

Охарактеризуйте Вашу квалификацию по параметрам: дефицитная — поиск работников с данной квалификацией затруднителен для Вашей организации, ключевая — деятельность работников с данной квалификацией имеет ключевую роль в Вашей организации, массовая — квалификация является одной из наиболее распространенных в Вашей организации (открытый вопрос, % от тех, кто указал данную квалификацию как дефицитную или ключевую по СПК)


Дефицитная

Ключевая

Массовая

Инженер-радиоэлектронщик

100

100

100

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в ракетно-космической деятельности

100

67

78

Оператор по подземному ремонту скважин

100

0

0

Составитель поездов (4-й уровень квалификации)

100

0

0

Специалист по нанесению покрытий химическим и электрохимическим способами

100

0

0

Учитель / преподаватель / воспитатель

86

94

97

Врач / медицинский работник

84

91

91

Электромонтёр

70

56

43

Печатник офсетных машин

67

80

100

Авиационный техник

67

0

0

Специалист по кадровому делопроизводству (5-й уровень квалификации)

52

45

61

Оператор службы управления движением судов

50

27

0

Мастер по приемке автотранспортных средств (АТС) на техническое обслуживание, ремонт и сдаче АТС потребителю (5-й уровень квалификации)

50

0

0

Бригадир операторов полностью механизированной сварки в среде защитных газов деталей с использованием наноструктурированных материалов (5 уровень квалификации)

50

0

0

Инженер-конструктор конструкторской и технологической документации на изделия «система в корпусе» (6 уровень квалификации)

50

0

0

Художественный (музыкальный) руководитель

43

34

18

Делопроизводитель (5 уровень квалификации)

43

15

18

Повар (4 уровень квалификации)

42

34

28

Программист

41

49

41

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике в атомной энергетике 4 разряда (3 уровень квалификации)

40

50

0

Специалист по противопожарной защите на объекте (6 уровень квалификации)

40

14

0

Слесарь-сантехник / слесарь-ремонтник

39

13

14

Тренер

39

58

39

Специалист по закупкам

38

40

23

Сварщик

33

65

70

Сборщик-клепальщик летательных аппаратов 4-го разряда (4-й уровень квалификации)

33

25

0

Машинист автомобильного крана (5-й уровень квалификации)

33

25

20

Брошюровщик

33

20

0

Секретарь руководителя (6 уровень квалификации)

29

37

24

Специалист по труду и занятости

28

37

34

Главный бухгалтер (6 уровень квалификации)

26

28

11

Автомеханик по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию автотранспортных средств (АТС) (3-й уровень квалификации)

25

40

0

Слесарь механосборочных работ в автомобилестроении (3 уровень квалификации)

25

20

100

Экономист

25

16

24

Инженеры другие

23

17

11

Токарь

23

18

19

Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией

21

22

18

Ветеринарный врач (7-й уровень квалификации)

20

29

22

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике в атомной энергетике 5 разряда (3 уровень квалификации)

20

0

0

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением в атомной промышленности 4 разряд (3 уровень квалификации)

20

0

0

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением в атомной промышленности 5 разряд (4 уровень квалификации)

20

0

0

Парикмахер (4 уровень квалификации)

19

20

25

Специалист по охране труда (6 уровень квалификации)

18

5

4

Тренер тренировочного этапа (6 уровень квалификации)

18

13

21

Повар

18

21

25

Помощник капитана

17

36

22

Токарь 4-го разряда (3-й уровень квалификации)

17

29

38

Матрос

17

9

22

Капитан

17

9

11

Машинист автогрейдера с двигателем мощностью свыше 100 кВт (4-й уровень квалификации)

17

4

0

* Респонденты оценивали те квалификации, которые называли при ответе на вопрос «Укажите квалификации работников Вашей организации, которые заняты либо необходимы ей в настоящее время».

Оцените необходимость наличия следующих общепрофессиональных компетенций у работников с квалификацией на Вашем предприятии. Оцените по шкале от 1 до 5, где 1 — нет необходимости в наличии такой компетенции, а 5 — очень высокая необходимость в наличии такой компетенции (закрытый вопрос, один ответ, средний балл по всем ответившим)


Средний балл по всем ответившим

Работа в коллективе

4,32

Самообразование

4,25

Деловая коммуникация

4,1

Инициативность

4,07

Применение информационно-коммуникационных технологий

4,06

Самоорганизация

3,87

Обучение других

3,86

Поиск и структурирование информации

3,86

Решение проблем

3,85

Мобильность

3,85

Приоритизация

3,79

Межкультурная коммуникация

3,75

Междисциплинарный подход

3,67

Лидерство

3,61

Кризис-менеджмент

3,52

Проект «Создание и апробация комплекса методических и организационно-технических решений по сбору информации в рамках мониторинга рынка труда и перспективных профессий» реализуется при поддержке гранта Президента РФ на развитие гражданского общества № 19-1-033627. В соответствии с ним Фонд ВЦИОМ провел массовый экспертный онлайн-опрос с использованием специализированного программно-аппаратного комплекса 25 октября — 26 ноября 2019 г. Опрос работодателей (руководителей предприятий, линейных руководителей и сотрудников HR-служб) проводился методом основного массива, репрезентирующего отрасли, отобранные для участия в исследовании. Объем выборки — 13 033 респондентов. Предельная ошибка выборки составляет ±0,8% (при р<0,05).

ВЦИОМ, 11 марта 2020 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10191

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.