Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 819 - 820
17 июня - 31 июля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Дорожно-транспортные происшествия лидируют среди основных причин смерти населения в возрасте от 5 до 29 лет

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Показатели смертности от ДТП существенно различаются по регионам ВОЗ. Выше всего значения коэффициента смертности от ДТП в Африканском регионе (27,8 случая на 100 000 человек), втрое меньше самые низкие - в Европейском регионе (9,3 случая на 100 000 человек).

По сравнению с 2000 годом коэффициенты смертности в результате ДТП снизились в трех регионах ВОЗ: на 5,2 пункта в Европейском регионе, на 3,3 пункта в Западно-Тихоокеанском регионе и всего на 0,3 пункта в Восточно-Средиземноморском регионе (рис. 11). В остальных трех регионах ВОЗ смертность от ДТП увеличилась, особенно значительно – на 5,4 пункта – в регионе Юго-Восточной Азии (с 15,6 до 21,0 на 100 тысяч человек). В американском регионе она увеличилась незначительно, оставаясь практически на том же уровне, что и в начале века (15,9 на 100 тысяч человек в 2016 году против 15,8 в 2000 году).

Рисунок 11. Смертность от ДТП по регионам ВОЗ, 2000 и 2016 годы, умерших о ДТП на 100 тысяч человек

Источник: Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause, Age, Sex, by Country and by Region, 2000-2016. Geneva, World Health Organization; 2018.

Значительные различия по показателям смертности от ДТП наблюдаются и между странами одного и того же региона. Содержащиеся в базе данных Глобальной обсерватории здоровья оценки числа умерших от ДТП и числа зарегистрированных транспортных средств позволяют оценить число умерших от ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств. Четко выраженной зависимости между этими показателями нет, поскольку многое зависит от технических характеристик транспортных средств, качества дорожно-транспортной инфраструктуры, соблюдения правил безопасности дорожного движения и ряда других факторов. Тем не менее, соотнесение этих двух показателей дает дополнительные штрихи к картине состояния безопасности дорожного движения.

В Африканском регионе ВОЗ смертность в результате ДТП составляет от 13,7 в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения на острове Маврикии до 35,9 в Либерии, отличающейся, как уже говорилось, самым высоким значением показателя (рис. 12). В центральной половине стран (без 25% стран с самыми низкими и 25% с самыми высокими показателями) значение показателя варьируется от 24,9 до 30,0 на 100 тысяч человек при медианном значении 27,6. Помимо Маврикия смертностью ниже среднемирового уровня отличаются Сейшельские острова (15,9 на 100 тысяч человек), которые – единственные в этой группе стран – имеют высокий уровень национального дохода.

Число умерших в результате ДТП на 1000 зарегистрированных транспортных средств составляет от 0,3 на Маврикии до 53 в Южном Судане при медианном значении около 7, хотя данные представлены не по всем странам региона. Помимо Южного Судана высоким числом погибших от ДТП в расчете на 1000 автотранспортных средств отличаются также Центрально-Африканская Республика (ЦАР), Эфиопия, Того, Бурунди и Мадагаскар (от 30 до 41 погибших от ДТП на 1000 автотранспортных средств).

Рисунок 12. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 1000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам Африканского региона ВОЗ, 2016 год

Источники к рис. 12-17: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Table A2, Table A11.

Среди стран Американского региона ВОЗ значение показателя смертности от ДТП варьируется от 5,6 на 100 тысяч человек на Барбадосе до 35,4 в Сент-Люсии (рис. 13). Однако в большинстве стран региона оно располагается в более узком диапазоне, в центральной половине стран – от 12,4 до 20,9 на 100 тысяч человек при медианном значении 14,4 на 100 тысяч человек. В наиболее моторизованных странах региона смертность от ДТП сравнительно невысока – 12,4 на 100 тысяч человек в США, 5,8 на 100 тысяч человек в Канаде.

Число умерших от ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств составляет от 0,1 в Канаде, США и на Барбадосе до 12 в Гайане. Если исключить Гайану, в странах Американского региона число умерших от ДТП не достигает 2 в расчете на 1000 автотранспортных средств.

Рисунок 13. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 1000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам Американского региона ВОЗ, 2016 год

Европейский регион ВОЗ характеризуется наибольшими различиями в коэффициентах смертности от ДТП, причем в странах с низким уровнем дохода она почти втрое выше, чем в странах с высоким уровнем дохода (соответственно, 18,6 и 6,3 на 100 тысяч человек), и близка к показателям регионов Юго-Восточной Азии и Западной части Тихого океана.

Число умерших в результате ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составляет от 2,7 в Норвегии и Швейцарии до 18,1 в Таджикистане (рис. 14). В центральной половине стран оно варьируется от 5,3 до 10,6 при медианном значении 7,4 умерших на 100 тысяч человек.

Россия входит в группу четырех стран с самыми высокими показателями смертности от ДТП в регионе - более 17 умерших на 100 тысяч человек. По оценке ВОЗ, она составила в 2016 году 18 на 100 тысяч человек, по данным Росстата - 10,8 (V01-V89 по кодам МКБ-10)[15].

Помимо недоучета умерших в результате ДТП[16] (специалисты ВОЗ указывают на отсутствие разбивки по кодам ICD-10 как причину отказа от использования национальных данных[17]), расхождения связаны и с разной численностью населения, к которой относятся эти смерти (без учета Крыма в оценках ВОЗ).

Число умерших от ДТП в расчете на 10000 зарегистрированных транспортных средств (в расчете на 1000 оно крайне невысоко) составляет в регионе от 0,04 в тех же Норвегии и Швейцарии до 35,8 в Таджикистане, заметно отличающемуся по этому показателю от других стран региона.

Рисунок 14. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 10000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам Европейского региона ВОЗ, 2016 год

Среди сравнительно небольшого числа стран Восточно-Средиземноморского региона ВОЗ смертность от ДТП составляет от 9,3 умерших на 100 тысяч человек в Катаре до 28,8 в Саудовской Аравии (рис. 15). В центральной половине стран региона показатель принимает значения от 16,5 до 25,4 на 100 тысяч человек при медианном значении 20,1 на 100 тысяч человек.

Число умерших в результате ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств составляет от 0,2 в Катаре до 65 в Сомали. Помимо Сомали, Афганистана и Судана, где значение показателя составляет около 8 умерших от ДТП на 1000 автотранспортных средств, остальные страны региона отличаются низкими значениями показателя, которые не превышают 2 умерших от ДТП на 1000 автотранспортных средств.

Рисунок 15. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 1000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам Восточно-Средиземноморского региона ВОЗ, 2016 год

Среди стран региона Юго-Восточной Азии крайними значениями выделяются Таиланд (32,7 умерших от ДТП на 100 тысяч человек) и Мальдивские острова (0,9). В остальных странах региона значение показателя составляет от 12,2 на 100 тысяч человек в Индонезии до 22,6 в крупнейшей по численности населения стране региона – Индии (рис. 16).

Число умерших от ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств варьируется от нуля на Мальдивских островах до 8,7 в Бангладеш.

Рисунок 16. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 1000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам региона ВОЗ «Юго-Восточная Азия», 2016 год

Среди стран Западно-Тихоокеанского региона ВОЗ крайними значениями смертности от ДТП также выделяются две страны – островное государство Микронезия (1,8 на 100 тысяч человек) и Вьетнам (26,4), в остальных странах региона она составляет от 2,8 в Сингапуре до 23,6 в Малайзии (рис. 17). В 8 странах региона смертность от ДТП ниже 10 умерших на 100 тысяч человек (в том числе в Австралии, Новой Зеландии, Японии и Южной Корее), в остальных тринадцати странах она превышает 11 умерших на 100 тысяч человек. В крупнейшей стране региона и мира – Китае – она составляет 18,2 на 100 тысяч человек, что, по оценкам ВОЗ, близко к значению показателя в России.

Число умерших от ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств варьируется среди стран региона от 0,1 в Австралии, Новой Зеландии и Японии до 11,3 в Папуа-Новой Гвинее, заметно отличающейся по этому показателю от других стран региона.

Рисунок 17. Число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения (ось слева) и на 1000 зарегистрированных транспортных средств (ось справа) по странам Западно-Тихоокеанского региона ВОЗ, 2016 год


[15] Демографический ежегодник России. 2017. М., Росстат, 2017. С. 149.
[16] Эта проблема подробно рассматривается, например, в статье А. Пьянковой, Т. Фаттахова, К. Баканова, Е. Юрасова «Смертность от дорожно-транспортных происшествий в Москве: анализ связанных данных полиции и государственного статистического учета умерших» /Демографическое обозрение, 2019. Том 6, №1, с. 151-176. - www.demreview.hse.ru
[17] WHO methods and data sources for country-level causes of death 2000-2016. P. 12.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.