|
Мировые тенденции смертности
от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза
выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться
Риск смертности в результате дорожно-транспортных происшествий
заметно выше в странах с более низким уровнем развития. Даже в странах
с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди
лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.
Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных
травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов[14].
О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП
в странах со средним уровнем дохода свидетельствует то, что на эти
страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 76% населения мира
и лишь 59% мирового парка зарегистрированных моторизованных транспортных
средств (рис. 7).
Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом
в 11 раз ниже (7%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных
средств лишь немного меньше (40%).
В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока
невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них (9%),
и доля умерших в результате ДТП (13%) на порядок выше, чем доля
мирового парка зарегистрированных транспортных средств (1%).
Рисунок 7. Доля населения, числа умерших от
ДТП и количества зарегистрированных транспортных средств по группам
стран мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2016 год, %
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018.. P. 7.
В целом по миру смертность от ДТП составила в 2016 году,
по оценкам ВОЗ, около 19 умерших на 100 тысяч человек. Наиболее
высокое значение показателя отмечается в странах с низким уровнем
дохода – 29,4 на 100 тысяч человек, а в странах с высоким уровнем
дохода оно в 3,7 раза ниже – 8,0 на 100 тысяч человек (рис. 8).
В странах с более высоким и более низким средним доходом она практически
одинакова, немного превышая среднемировой уровень, но изменения
по сравнению с 2000 годом были разнонаправленными. В странах с более
высоким средним доходом смертность от ДТП снизилась с 21,5 до 19,7
на 100 тысяч человек, а в странах с более низким средним доходом
повысилась с 16,4 до 19,9 на 100 тысяч человек.
Наибольшее снижение смертности от ДТП произошло в странах
с более высоким доходом, где она уменьшилась на 5,5 пункта – с 13,5
на 100 тысяч человек в 2000 году до 8,0 в 2016 году.
В странах с низким доходом смертность от ДТП повысилась
на 3 пункта – с 26,3 умерших на 100 тысяч человек в 2000 году до
29,4 в 2016 году.
Рисунок 8. Смертность от ДТП по группам стран
с разным уровнем ВНД на душу населения, 2000 и 2016 годы, число
умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения
Источник: Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause,
Age, Sex, by Country and by Region, 2000-2016. Geneva, World Health
Organization; 2018.
В странах, где за последние годы удалось достичь прогресса
в снижении смертности от дорожно-транспортных травм, успехи были
обусловлены в значительной мере улучшением исполнения законов в
отношении таких ключевых факторов риска безопасности дорожного движения,
как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом
состоянии, неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов
и детских удерживающих устройств. Значительную роль сыграло также
повышение безопасности инфраструктуры (в частности, сооружение тротуаров
и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов); повышение стандартов,
предъявляемых к транспортным средствам (например, введение обязательного
требования электронной системы безопасности и антиблокировочной
тормозной системы), и улучшением медицинской помощи, предоставляемой
жертвам дорожно-транспортных происшествий.
В докладе ВОЗ отмечается, что эти меры способствовали
сокращению смертности в результате ДТП за 2013-2016 годы в 48 странах
со средним и высоким уровнем дохода (рис. 9). Однако за тот же период
число смертей в результате ДТП увеличилось в 104 странах, в основном
в странах со средним и низким доходом. Ни в одной стране с низким
уровнем дохода смертность от ДТП не снизилась, что в значительной
мере объясняется отсутствием таких мер. Это не может не вызывать
серьезной озабоченности.
Рисунок 9. Изменение числа умерших от ДТП по
странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2013-2016 годы,
число стран
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. P. 7.
Значение коэффициента смертности от ДТП, по оценкам
ВОЗ 2018 года, варьировалась в 2016 году по странам мира от 0,9
на 100 тысяч человек на Мальдивских островах до 35,9 в Либерии (рис.
10). В центральной половине стран (без 25% стран с наиболее высокими
и наиболее низкими показателями) оно составляет от 9,2 до 24,9 при
медианном значении 15,9 на 100 тысяч человек.
В целом, смертность от ДТП обратно пропорциональна уровню
национального дохода, несмотря на некоторые отклонения от тренда.
В странах с самым высоким уровнем дохода – Норвегии и Швейцарии
– она составляет 2,7 на 100 тысяч человек. Все страны с уровнем
смертности от ДТП, превышающим среднемировой уровень (18,8 на 100
тысяч человек), располагают валовым национальным доходом менее 10000
долларов США на человека в год. Исключение составляют только Саудовская
Аравия (21750 долларов США) и Венесуэла (11760).
Рисунок 10. Смертность от ДТП и уровнем ВНД
на душу населения в странах мира, 2016 год
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. Table A2.
[14] Для распределения
стран мира с населением более 30 тысяч человек по уровню развития
использовалась методика Всемирного Банка «Атлас» на основании оценок
валового национального дохода (ВНД) на душу населения за 2017 год
по следующим диапазонам:
• низкий уровень дохода - не более 1005 долларов США;
• средний уровень дохода - от 1006 до 12235 долларов США (в том
числе ниже среднего – от 1006 до 3955 долларов США, выше среднего
– от 3996 до 12235 долларов США);
• высокий уровень дохода = от 12236 долларов США и более.
World Development Indicators database, World Bank, November 2017.
-http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD/countries
|