Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 819 - 820
17 июня - 31 июля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Дорожно-транспортные происшествия лидируют среди основных причин смерти населения в возрасте от 5 до 29 лет

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Риск смертности в результате дорожно-транспортных происшествий заметно выше в странах с более низким уровнем развития. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов[14].

О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП в странах со средним уровнем дохода свидетельствует то, что на эти страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 76% населения мира и лишь 59% мирового парка зарегистрированных моторизованных транспортных средств (рис. 7).

Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом в 11 раз ниже (7%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств лишь немного меньше (40%).

В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них (9%), и доля умерших в результате ДТП (13%) на порядок выше, чем доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств (1%).

Рисунок 7. Доля населения, числа умерших от ДТП и количества зарегистрированных транспортных средств по группам стран мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2016 год, %

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018.. P. 7.

В целом по миру смертность от ДТП составила в 2016 году, по оценкам ВОЗ, около 19 умерших на 100 тысяч человек. Наиболее высокое значение показателя отмечается в странах с низким уровнем дохода – 29,4 на 100 тысяч человек, а в странах с высоким уровнем дохода оно в 3,7 раза ниже – 8,0 на 100 тысяч человек (рис. 8). В странах с более высоким и более низким средним доходом она практически одинакова, немного превышая среднемировой уровень, но изменения по сравнению с 2000 годом были разнонаправленными. В странах с более высоким средним доходом смертность от ДТП снизилась с 21,5 до 19,7 на 100 тысяч человек, а в странах с более низким средним доходом повысилась с 16,4 до 19,9 на 100 тысяч человек.

Наибольшее снижение смертности от ДТП произошло в странах с более высоким доходом, где она уменьшилась на 5,5 пункта – с 13,5 на 100 тысяч человек в 2000 году до 8,0 в 2016 году.

В странах с низким доходом смертность от ДТП повысилась на 3 пункта – с 26,3 умерших на 100 тысяч человек в 2000 году до 29,4 в 2016 году.

Рисунок 8. Смертность от ДТП по группам стран с разным уровнем ВНД на душу населения, 2000 и 2016 годы, число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения

Источник: Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause, Age, Sex, by Country and by Region, 2000-2016. Geneva, World Health Organization; 2018.

В странах, где за последние годы удалось достичь прогресса в снижении смертности от дорожно-транспортных травм, успехи были обусловлены в значительной мере улучшением исполнения законов в отношении таких ключевых факторов риска безопасности дорожного движения, как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств. Значительную роль сыграло также повышение безопасности инфраструктуры (в частности, сооружение тротуаров и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов); повышение стандартов, предъявляемых к транспортным средствам (например, введение обязательного требования электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы), и улучшением медицинской помощи, предоставляемой жертвам дорожно-транспортных происшествий.

В докладе ВОЗ отмечается, что эти меры способствовали сокращению смертности в результате ДТП за 2013-2016 годы в 48 странах со средним и высоким уровнем дохода (рис. 9). Однако за тот же период число смертей в результате ДТП увеличилось в 104 странах, в основном в странах со средним и низким доходом. Ни в одной стране с низким уровнем дохода смертность от ДТП не снизилась, что в значительной мере объясняется отсутствием таких мер. Это не может не вызывать серьезной озабоченности.

Рисунок 9. Изменение числа умерших от ДТП по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2013-2016 годы, число стран

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. P. 7.

Значение коэффициента смертности от ДТП, по оценкам ВОЗ 2018 года, варьировалась в 2016 году по странам мира от 0,9 на 100 тысяч человек на Мальдивских островах до 35,9 в Либерии (рис. 10). В центральной половине стран (без 25% стран с наиболее высокими и наиболее низкими показателями) оно составляет от 9,2 до 24,9 при медианном значении 15,9 на 100 тысяч человек.

В целом, смертность от ДТП обратно пропорциональна уровню национального дохода, несмотря на некоторые отклонения от тренда. В странах с самым высоким уровнем дохода – Норвегии и Швейцарии – она составляет 2,7 на 100 тысяч человек. Все страны с уровнем смертности от ДТП, превышающим среднемировой уровень (18,8 на 100 тысяч человек), располагают валовым национальным доходом менее 10000 долларов США на человека в год. Исключение составляют только Саудовская Аравия (21750 долларов США) и Венесуэла (11760).

Рисунок 10. Смертность от ДТП и уровнем ВНД на душу населения в странах мира, 2016 год

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Table A2.


[14] Для распределения стран мира с населением более 30 тысяч человек по уровню развития использовалась методика Всемирного Банка «Атлас» на основании оценок валового национального дохода (ВНД) на душу населения за 2017 год по следующим диапазонам:
• низкий уровень дохода - не более 1005 долларов США;
• средний уровень дохода - от 1006 до 12235 долларов США (в том числе ниже среднего – от 1006 до 3955 долларов США, выше среднего – от 3996 до 12235 долларов США);
• высокий уровень дохода = от 12236 долларов США и более.
World Development Indicators database, World Bank, November 2017. -http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD/countries

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.