|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
СЕМЬИ С ДЕТЬМИ В РОССИИ:
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Под общей редакцией
Л. Н. Овчаровой
Доклад к XX Апрельской международной научной конференции
по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр.
2019 г.
М., Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019, 157 страниц
|
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/263487413
Распределение федеральных мер поддержки
по категориям семей с детьми и областям предоставления поддержки
(стр. 59)
Категория семей с детьми
|
Количество федеральных мер поддержки, ед.
|
Всего
|
Из них в области:
|
социального обеспечения
|
образования
|
охраны здоровья
|
обеспечения жильем
|
Многодетные семьи
|
2
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Семьи с единственным родителем
|
26
|
21
|
-
|
4
|
1
|
Семьи с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ
|
17
|
12
|
-
|
4
|
1
|
Семьи с нетрудоспособными или неработающими родителями
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
Замещающие семьи
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
Семьи с детьми в возрасте до трех лет
|
9
|
9
|
-
|
-
|
-
|
Прочие семьи с детьми
|
5
|
1
|
1
|
3
|
2
|
Итого*
|
59
|
46
|
1
|
11
|
4
|
* Итоговое значение может быть меньше суммы составляющих,
так как одна мера может быть направлена на поддержку сразу
нескольких категорий семей с детьми или относиться к нескольким
областям реализации
Размеры отдельных ежемесячных выплат семьям,
и меющим детей, установленных законодательством Российской
Федерации (стр. 97)
Наименование выплаты
|
Размер выплаты
|
руб.
|
% к величине ПМ ребенка*
|
Ежемесячная компенсационная выплата родителям (усыновителям,
опекунам), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом
до 18 лет
|
5500
|
53
|
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте
до полутора лет лицам, не подлежащим обязательному социальному
страхованию:
|
на первого ребенка
|
3142
|
30
|
на второго и последующих детей
|
6285
|
60
|
Ежемесячное пособие на ребенка до трех лет военнослужащего
по призыву
|
11374
|
109
|
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением)
первого и второго ребенка до достижения ребенком возраста
полутора лет
|
В размере ВПМ ребенка за II кв. предыдущего года
|
98
|
Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет
|
50
|
0,5
|
* 10 390 руб. во II кв. 2018 г. в целом по Российской Федерации.
Источник: Расчеты авторов по данным нормативных правовых
актов РФ и ПФР.
Меры поддержки, повлиявшие на решение
о рождении большего числа детей. Выборочное наблюдение репродуктивных
планов населения, 2017 г. (стр. 133)
№
|
Меры государственной поддержки
|
Доля респондентов*,%
|
1
|
Материнский (семейный) капитал
|
55
|
2
|
Региональный материнский (семейный) капитал
|
50
|
3
|
Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет (в размере 40% от
заработной платы для работающих женщин), ежемесячное
пособие по уходу за ребенком неработающим женщинам
|
44
|
4
|
Жилищные кредиты и субсидии на льготных условиях
|
43
|
5
|
Компенсация части затрат родителей на оплату посещения
детских дошкольных образовательных организаций
|
43
|
6
|
Родовой сертификат
|
41
|
7
|
Единовременное пособие при рождении ребенка
|
41
|
8
|
Бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального
жилищного строительства
|
41
|
9
|
Ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка в
размере прожиточного минимума ребенка до достижения
им возраста трех лет
|
40
|
10
|
Сокращение подоходного налога на каждого ребенка («стандартные
налоговые вычеты», увеличивающиеся в зависимости от
очередности рождения ребенка; «социальные налоговые
вычеты», частично компенсирующие затраты на образование
или лечение ребенка)
|
40
|
11
|
Пособие по беременности и родам
|
38
|
12
|
Ежемесячное пособие на ребенка в семьях с низкими доходами
|
36
|
13
|
Неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком от полутора
до трех лет
|
36
|
14
|
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в
ранние сроки беременности
|
33
|
* Доля рассчитана на основе суммы ответов «“повлияло”, “сильно
повлияло” и “очень сильно повлияло” на решение иметь большее
число детей».
|
Доклад посвящен анализу материального благосостояния
семей с детьми и государственной политики социальной поддержки семьи
и детства в России. Проанализированы демографические тенденции и
изменения в благосостоянии семей с детьми, особое внимание уделено
проблемам бедности. Система социальной поддержки семей с детьми
на федеральном и региональном уровнях рассмотрена с точки зрения
разнообразия мер и условий их предоставления, охвата целевой группы,
востребованности отдельных инструментов и их влияния на уровень
жизни получателей. Специальный фокус доклада - отношение населения
к сложившейся системе социальной поддержки семей с детьми. Данный
вопрос рассмотрен через призму оценок открытости и доступности для
населения информации о правах на получение государственной поддержки,
результатов анализа восприятия существующих мер поддержки и запроса
на развитие этой системы.
Содержание
Введение
1. Численность детей и семей с детьми и тенденции рождаемости
С.С. Бирюкова
2. Уровень жизни семей с детьми: монетарные и немонетарные характеристики
С.С. Бирюкова, С.А. Тер-Акопов
2.1. Материальное положение и потребление семей с детьми
2.2. Основные характеристики монетарной бедности семей с детьми
3. Обзор системы социальной поддержки семей с детьми: разнообразие,
размеры, принципы
Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова, Т.Б. Гудкова
3.1. Систематизация мер социальной поддержки семей с детьми
3.2. Охват населения отдельными мерами социальной поддержки семей
с детьми: данные статистики и выборочных обследований
3.3. Размеры мер поддержки и их достаточность для повышения уровня
жизни семей с детьми
4. Информационная открытость системы социальной поддержки семей
с детьми в регионах России
Е.С. Любушина
4.1. Методика оценки информационной открытости
4.2. Результаты оценки информационной открытости
5. Востребованность действующих государственных мер социальной
поддержки семей с детьми и запрос на дополнительные меры
Д.Е. Карева
5.1. Отношение населения к различным мерам поддержки семей с
детьми
5.2. Нуждаемость семей с детьми в дополнительных мерах государственной
поддержки: мнения населения в зеркале массовых опросов
Заключение
Приложение
|