|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ЧЕЛОВЕК СОЦИАЛЬНЫЙ КАК ЦЕЛЬ И
ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РОССИИ
Под редакцией О.А. Александровой
и В.В. Локосова
Научный доклад
М., 2018, 87 страниц
|
http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/2018_chelovek_socialniy_kak_cel_i_istochnik_razvitiya_rossii.pdf
Для преодоления негативных демографических тенденций
путем повышения рождаемости предлагаются следующие дополнительные
меры:
- преодоление избыточного неравенства, негативная корреляция
которого с коэффициентом рождаемости научно доказана;
реализация комплексной государственной политики поддержки
семьи, а не ее замещение в виде "материнского капитала";
увеличение материальной поддержки малообеспеченных (бедных)
семей с детьми возможно за счет а) "распаковки"
материнского (семейного) капитала: разрешить таким семьям
после достижения ребенком 1,5 лет использовать его на ежемесячные
выплаты в размере региональной величины прожиточного минимума
(ПМ) ребенка. К концу 2017 г. 2,9 млн. человек не использовали
материнский (семейный) капитал, из них 14% (примерно 406
тыс. человек) являются малообеспеченными. ПМ ребенка в настоящее
время составляет 10304 руб. Соответственно, годовой объем
предлагаемых ежемесячных выплат составит чуть более 120
тыс. руб. Таким образом, средств материнского капитала хватит
малообеспеченной семье на 2-4 года в зависимости от регионального
ПМ ребенка.; б) предоставления бесплатных мест в детских
дошкольных учреждениях и т.д.*
- рационального расселения населения по территории страны,
поскольку рождаемость тесно связана с типом поселения. Обеспечить
рост численности населения страны за счет естественного
движения можно только с показателем суммарного коэффициента
рождаемости более 2,1 ребенка на одну женщину. Его достижение
и должно стать целью на краткосрочную перспективу. В долгосрочной
перспективе необходимо достичь значения более 2,3 ребенка
на одну женщину, что при снижении смертности до среднеевропейских
значений даст расширенное воспроизводство населения России.
Известно, что в условиях города нуклеарная семья себя не
воспроизводит. Задачу воспроизводства в основном решает
село, где значение 2,1 превышено начиная с 2012 г., а значение
2,3 - с 2014 г. Но поскольку большинство населения России
проживает в городских населенных пунктах (в сельской местности
сегодня проживает четверть населения), общий суммарный коэффициент
рождаемости не достигает 1,8.
* Годовые расходы на эту выплату малообеспеченным семьям,
имеющим право на материнский (семейный) капитал (для 406
тыс. человек), - примерно 50,2 млрд. руб.. Для справки:
расходы федерального бюджета на материнский капитал: 2017
г. - 330,1 млрд. руб., 2018 г. - 344,6 млрд. руб., 2019
г. - 306,5 млрд. руб.
Стр. 13-14.
Сегодня Россия занимает недопустимо низкие места
в рейтингах эффективности здравоохранения (рейтинг ВОЗ - 54
место (2015 г.), рейтинг Blumberg - последнее, 55-е, место
(2016 г.)). Кардинальное улучшение ситуации в здравоохранении
требует:
- существенного увеличения объемов государственного финансирования,
которое сегодня рассчитывается "от достигнутого",
без учета реальных потребностей отрасли. Необходимо довести
государственные расходы на здравоохранение до уровня, аналогичного
среднему уровню расходов по ОЭСР (не менее 5% от ВВП). Доля
личных средств граждан, расходуемых на оплату медицинской
помощи, как это рекомендует ВОЗ, не должна превышать 20%
в общем объеме финансирования здравоохранения (сегодня в
России объем частных расходов на медицинскую помощь сравнялся
с объемом расходов государства и составляет 48%);
- помимо увеличения расходов необходимо создание эффективной
системы оказания качественной медицинской помощи, а в этом
бюджетная медицина, в рамках которой, в том числе, возможно
решение вопросов профилактики, безусловно, превосходит страховую
медицину. Кроме того, поскольку все известные системы здравоохранения
имеют свои, хорошо изученные преимущества и недостатки,
рациональнее выделить больше средств на бюджетную систему
здравоохранения, имеющую корни в российской истории, чем
настойчиво внедрять страховую, которая к тому же изначально
более затратна;
- восстановить здравоохранительный подход, направленный
на защиту здоровья и предотвращение болезни на уровне нации,
в противовес сугубо медицинскому, занимающемуся лечением
отдельных пациентов;
- установить разумный баланс в развитии первичной и высокотехнологичной
медицинской помощи с упором на развитие первичного звена;
- обеспечить получение населением медицинской помощи в
объеме стандартов вне зависимости от территории проживания.
Стр. 22-23.
|
Человеческое развитие определяет сегодня 70% национального
богатства. Поэтому социальные технологии (организационные, управленческие,
коммуникативные и др.,) имеют для общества не меньшее значение,
чем био-, нано-, инфо- и другие технологии, а социально-энергетический
комплекс, в котором формируется человеческий потенциал, имеет не
меньшее значение, чем оборонно-промышленный, агропромышленный и
другие экономические комплексы.
В докладе представлен перечень основных направлений
и предлагаемых мер социальной политики, нацеленных на реализацию
национального интереса - наращивание человеческого потенциала страны.
Содержание
Введение
I. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Повышение рождаемости
1.2. Обеспечение жильем и доступными услугами ЖКХ
1.3. Рациональное расселение и эффективное местное самоуправление
1.4. Рост продолжительности жизни, снижение смертности в трудоспособном
возрасте
1.5. Обеспечение доступного здравоохранения
1.6. Повышение уровня образования, улучшение трудового потенциала
II. ПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ
2.1. Рабочие места и оплата труда для трудоспособного населения
2.2. Реализация трудового потенциала населения
2.3. Регулирование трудовой миграции
2.4. Преодоление гендерного неравенства
2.5. Социальная поддержка нетрудоспособного населения
2.6. Обеспечение социальных гарантий на всей территории страны
2.7. Определение масштабов бедности
2.8. Финансовое поведение населения
2.9. Опасность усиления селективности социальной политики
2.10. Снижение избыточного неравенства
Приложение 1. Россия: социальная доктрина переходного периода и
концепция программы действий
(ИСЭПН РАН, 1996)
|