Учеников стало на 20% меньше, а денег школе требуется на 40% больше
Опубликован доклад правительства о реализации государственной политики сфере образования
Нас до сих пор накрывают последствия случившегося 27 лет назад развала СССР, спровоцировавшего нищету, депрессии, неверие в завтрашний день. Последствия эти социологи называют демографической ямой.
Мы начали потихонечку выбираться из этой ямы лет семь-восемь назад. Отсюда и тысячные очереди в детсады, а теперь и штурм первых классов школ.
Да, волна прироста малышей, наконец, добралась до средней школы. И это, конечно, хорошо.
Но в общем ситуация в последние годы складывалась непростая. В опубликованном докладе правительства Федеральному Собранию России?скои? Федерации о реализации государственной? политики в сфере образования приводятся такие цифры.
За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. "Демографическая яма" с уровня общего образования перемещается на уровень профессионального (среднего профессионального и высшего) образования.
Так, прогнозная численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может составить около 4,3 млн. человек, снизившись более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 млн. человек).
При этом мест в детсадах не хватает.
Цитата: «Насущнои? остается задача обеспечения стопроцентной? доступности дошкольного образования, главным образом для детей? до 3 лет, включая создание в ряде регионов страны необходимых дополнительных мест в детских садах и развития альтернативных форм дошкольного образования».
Школ тоже не хватает. В 18,6% средних образовательных учреждениях дети учатся в две, а иногда и в три смены.
Цитата: «Необходимо строить новые школы и реконструировать имеющиеся, что в конечном итоге должно обеспечить проведение учебных занятии? в первую смену во всех общеобразовательных организациях».
При этом для каждого уровня образования сформировались собственные и очень серьезные проблемы. Начну «с низу».
Детские сады
Это сейчас у нас много малышей детсадовского возраста. И страна, напрягая жилы, строит детсады, реконструирует старые помещения. В некоторых наиболее продвинутых регионах развивают частные детские садики. Но все равно удалось более-менее обеспечить местами в детсадах лишь детей от 3 лет. На сегодня их очередь по стране не превышает 50-70 тысяч человек (не сравнить с тем, что было раньше). А как быть с малышами младше трёх лет? Далеко не всегда мама может сидеть дома, пока ребёнку не исполнится три года. Нужны ясли. А их практически нет – вся система дошкольного образования была перестроена на обеспечение местами от 3 лет.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
Мало того, сейчас и подходы к детям в садиках должны быть другие. Детсады признаны уровнем образования. И от того, как детей развивают в дошкольном возрасте, какие навыки и умения у них воспитают, во многом зависит то, как они будут учиться в школе, как сложится их взрослая жизнь. А это значит, что нужно готовить новых воспитателей, переучивать тех, кто сейчас работает. Платить им больше – просто потому что у них должна быть более высокая квалификация. Сейчас большинство воспитателей имеют среднее специальное образование – они окончили педагогические колледжи. В Финляндии же, например, группы ведут выпускники вузов.
Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФнедавно подсчитал: сейчас у нас в стране около 13 миллионов малышей от 1 до 6 лет. К 2030 году будет существенно меньше – около 9 миллионов (снова вернется демографическая яма). При этом потребность в воспитателях будет расти примерно на 25,2% к 2024 году. Это связано с тем, что современное развитие страны предполагает бОльший охват малышей дошкольным образованием. Ребенок должен быть подготовлен к учебе в школе.
При этом, по подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование дошкольного образования в 2017 году составило примерно 33,5%.
Школа
В 2021 году у нас будет максимальное количество школьников – около 16 миллионов. Потом их число станет снова падать. Сейчас в регионах спешно строятся новые школы. Задача - к концу нынешнего десятилетия ликвидировать третью смену, а к 2024 – вторую. Масштаб задачи я бы сравнил со строительством ДнепроГЭС в 20-х годах прошлого века. Нужно ввести в строй больше 6 миллионов новых учебных мест.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
Но строительство «коробок» не решает проблему. Нужны новые учителя.
- Если мы хотим сохранить нынешнее число учащихся на одного учителя (на уровне 14 человек), потребность в учителях возрастет на 20%, - рассказывает директор Центра Татьяна Клячко. - Причем в ближайшие три-пять лет.
А каким образом привести в школы новых педагогов? По оценкам специалистов, недавний эффект от повышения зарплат учителям и их стабильные выплаты уже не работает. Сравнение опросов молодых учителей в 2016 и в 2017 году показало: существенно меньше выпускников педвузов считают, что работа в школе привлекает их стабильностью. Зато больше стало тех, кто считает, что профессия вообще не привлекательна для молодежи.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
При этом ресурса, чтобы снова существенно поднять зарплату учителей, повысить их социальный статус, нет.
По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование общего образования в 2017 году составило примерно 39,4%.
Колледжи
Здесь ситуация стала кардинально меняться в последние три-четыре года. В колледжи повалили студенты.
Причин несколько. С одной стороны, появились средние профессиональные учебные заведения, где установлено современное оборудование, выпускники сразу же после получения диплома идут работать, причем за хорошую зарплату. С другой стороны, в колледжи стали «убегать» от ЕГЭ. Это такая лазейка, которая была заложена лет десять назад для того, чтобы привлечь учащихся в колледжи. И вот теперь она превратилась в широкие ворота. С третьей, в колледжах вводят прикладной бакалавриат, который позволяет получать диплом о высшем образовании не выходя из стен учреждения СПО.
Выпускники колледжей не сдают ЕГЭ и могут по профильной специальности поступать в вуз на второй курс. Круто! (Не случайно сейчас идут серьезные обсуждения введения ЕГЭ и для выпускников колледжей).
В общем, факт такой – если в 2013 году в колледжах на первый курс поступало около 600 тысяч человек, то в 2016 - уже почти 900 тысяч.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
И, по прогнозу, количество студентов СПО составит в 2024 году 3,2 млн человек.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
В принципе, за что боролись, то и получили. Если в 2000-х годах даже не слишком хорошо учившийся в школе народ колледжи и техникумы обходил стороной, то теперь очереди стоят. Стране нужен квалифицированный рабочий класс. Но чтобы его подготовить, нужны современные учебные лаборатории, сильные мастера. А их не хватает.
По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование среднего профессионального образования в 2017 году составило примерно 50%.
Вузы
Численность студентов вузов будет снижаться вплоть до 2024 года. По сравнению с пиком - 2008 годом - практически в 2 раза. В 2024 году в вузах будет учиться всего 4 миллиона человек (то есть не на много больше, чем в колледжах). Бюджетные места займут 1,6 миллиона человек.
Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
Пока объективно падает количество студентов, есть время что называется «перестроиться на марше» - обновить систему высшего образования, реорганизовать вузы под задачи подготовки кадров в условиях новой технологической революции. И это сегодня делается. Напомню, работает программа “5-100”, согласно которой пять ведущих университетов страны должны попасть в топ мировых рейтингов (по сути, эта задача уже выполнена). Формируются опорные вузы. Развиваются федеральные и национальные исследовательские университеты. Вообще, высшая школа у нас сегодня - наиболее динамично меняющийся уровень образования.
Но эксперты из Центра экономики непрерывного образования говорят о такой проблеме, связанной с вузами, – старение профессорско-преподавательского состава. Во многих региональных вузах средний возраст преподавателей – за 50-55 лет. Пройдет не так много времени и они уйдут из университетов. Заменить их некому. Поколения 35-45–летних практически нет. И не факт, что в стенах вузов задержатся молодые преподаватели. Несмотря на повышение зарплат. Во-первых, далеко не везде это повышение существенное. Во-вторых, вместе с повышением зарплат растет и нагрузка. Вузовские преподаватели рассказывали мне о том, что сейчас от них требуют отчитать 800-900 часов лекций и семинаров в течение учебного года. И при этом дополнительно заниматься исследовательской работой. В результате преподаватель скатывается к профанации либо учебного процесса, либо научной работы. Для сравнения: в Испании учебная нагрузка преподавателя не превышает 200 часов в год.
По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование высшего профессионального образования в 2018 году составило примерно 40%.
Решение многих из этих проблем сформулировано в майском указе Президента. И именно под них и должны быть выделены 0,8 процента ВВП.
КСТАТИ Строить, чтобы потом перестраивать
Есть еще одна проблема, о которой говорят специалисты, – из-за демографических волн наша система образования как бы «дышит» - то много первоклассников, то их мало, то много студентов, то мало. Сейчас места в детсадах берут с боем, а лет через десять группы будут стоять пустыми. Сейчас срочно строят новые школы и реконструируют старые, а к 2030 году классы могут стоят пустыми.
Поэтому задача не только ввести в строй новые здания, но и предусмотреть возможность их быстро перепрофилировать. Детсады – в группы раннего развития, во Дворцы технического творчества. Классы – в помещения для занятий робототехникой, углубленного изучения предметов и так далее.
Система должна стать гибкой и очень мобильной. Только тогда у нас есть шанс остаться среди наиболее развитых стран мира.
Александр МИЛКУС Комсомольская правда. 3 июня 2018 года
Провалились в «демографическую яму»
Правительство России подготовило доклад для Федерального Собрания о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году. Почти в 200-страничном документе, опубликованном на официальном сайте кабмина, говорится о том, что «демографическая яма» в ближайшее время переместится — сейчас основной удар приходится на уровень общего образования, а в ближайшее время переместится в сектор профессионального образования.
«Количество учащихся российских школ за 17 лет сократилось на более чем 21,7%», — сказано в докладе.
По данным правительства РФ, это может привести к тому, что число студентов в следующем учебном году — 2018/2019 — составит около 4,3 млн человек, что на 40% меньше, чем 11 лет назад, когда в вузах насчитывалось 7,4 млн студентов.
Однако прогноз у кабмина благоприятный. Там ожидают исправления ситуации в обозримом будущем.
«Одновременно устойчивый характер в последние годы приобретает тенденция повышения рождаемости и, как следствие, увеличения численности детей дошкольного и младшего школьного возраста», — говорится в документе.
В кабмине оптимистично считают, что регионы России нуждаются в большем количестве школ. Уже сейчас, даже при условии того, что учеников стало существенно меньше, их не хватает.
«18,6% школ работают в две или три смены. Необходимо строить новые и реконструировать имеющиеся, что в конечном итоге должно обеспечить проведение учебных занятий в первую смену во всех общеобразовательных организациях», — отмечают авторы документа.
Напомним, 16 мая президент РФ Владимир Путин подписал указ «О структуре органов исполнительной власти», согласно которому Минобрнауки разделилось на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Решение приветствовали в профессиональной сфере.
«В большинстве крупных стран мира "школьное" министерство отделено от "вузовского" и "научного". В нашей стране 40 тысяч школ, каждая семья связана со школьным образованием. Именно школе надо уделить больше внимания. Будем честны: в большом министерстве школы чувствовали себя на третьих ролях. Больше всего внимания было академикам, уважаемым людям, потом ректорам, а уже потом разбирались с проблемами директоров школ. А это неправильно. У нас много до сих пор не решенных проблем — надо заниматься и улучшением материально-технического оснащения школ, и качеством образования. Много слабых школ, а из-за этого страдают дети, которые не могут выстроить достойную карьеру», — сказал «Коммерсанту» ректор РУДН, завкафедрой сравнительной образовательной политики этого вуза, экс-министр образования Владимир Филиппов.
Между тем, поводов для оптимизма, с которым в правительстве России смотрят на улучшение демографической ситуации, не так уж и много. Так, по информации из доклада ООН, спад продолжится. Общая численность населения РФ в 2050 году составит около 132 млн человек (против нынешних 147 млн).
Еще в 2017 году глава Минэкономразвития Максим Орешкин говорил, что ситуация с трудоспособным населением в России в ближайшие пять-шесть лет будет тяжелой из-за демографической структуры.
«На ближайшие пять-шесть лет ситуация с точки зрения демографии одна из самых тяжелых в мире — мы будем терять ежегодно примерно 800 тысяч населения в трудоспособном возрасте из-за демографической структуры», — говорил он РИА Новости, отмечая, что это произошло из-за минимума рождаемости 1999 года.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в качестве меры по борьбе со спадом рождаемости предложил платить платить каждой семье за четвертого ребенка т.н. семейную зарплату — 100 тысяч рублей в месяц.
«Необходимо сделать приоритетом поддержку многодетных семей. То есть с рождением каждого четвертого ребенка в семье должен наступать своего рода коммунизм. Это предоставление со стороны государства просторного дома с коммунальной, социально-культурной и экологической инфраструктурой. А также выплата госпособия порядка 100 тысяч рублей. Это позволит перевести семью по статусу и возможностям в привилегированное положение», — сказал RT Крупнов.
Елена СЫЧЕВА Полит.Ру. 3 июня 2018 года
Почему в российские вузы скоро будет некому поступать
С начала XXI века численность школьников в России сократилась более чем на 21,7%, объявило по итогам учебного года Минобрнауки (называвшееся так на момент составления доклада).
Демографическая яма с уровня общего образования поэтому сейчас перемещается на уровень профессионального и высшего образования.
Численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может снизиться более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году, прогнозируют авторы доклада.
Многослойная яма
Приведенная в докладе цифра далеко не бесспорна, потому что в разных сегментах высшего образования наблюдаются различные тенденции, сомневается в данных министерства исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России Динара Асадуллина.
«С одной стороны, демографическая яма — это такая очевидная вещь, которую сложно подвергать сомнению. С другой, если брать конкретные вузы, то оказывается, что число поступающих туда абитуриентов идет против этого очевидного тренда. То есть демография демографией, но каждый конкретный вуз сам себе создает тут или иную репутацию и, соответственно, конкурс», — сказала она «Ридусу».
В качестве примера Асадуллина приводит Тюменскую область, где конкурс в некоторые вузы стабильно растет несмотря на снижение абсолютного числа поступающих.
Однако, честно признаётся Асадуллина, абитуриенты, поступающие в негосударственные вузы, куратором которых она является, это не совсем те же самые студенты, которые поступают в вузы государственные: «Это разные социальные слои».
Если отбросить политкорректность, это можно трактовать как то, что негосударственные вузы «подбирают» ту часть желающих получить дипломы о высшем образовании, которая по понятным причинам не смогла конкурировать за бюджетные (или даже за платные) места в вузах государственной системы высшего образования.
Получается, что снижается не только абсолютное число абитуриентов, но и уровень их довузовской подготовки, — и в этом приходится винить не только самих абитуриентов, которые знают, что недостаток знаний они могут компенсировать бездонным кошельком, но и систему довузовского образования, где вместо астрономии и черчения преподают основы религиозных догматов (вопреки статье 14 Конституции РФ, декларирующей Россию светским государством).
«Конечно, для негосударственных вузов есть сугубо корпоративный интерес в том, чтобы число поступающих в нашей системе росло, в то время как в системе государственной оно бы снижалось. На текущий год соотношение абитуриентов составляет примерно 16 к 84 в пользу государственных, и это соотношение все последние годы не меняется», — говорит эксперт.
Пилить вуз, на котором сидишь
Между демографической ситуацией в стране и положением дел в системе высшего образования России прямой корреляции не существует, говорит бывший ректор МПГУ академик Алексей Семенов.
«К сожалению, по большей части вузов снижение числа абитуриентов, обусловленное демографическими факторами, приводит не к росту качества образования, а тоже к его снижению», — сказал он «Ридусу».
Эта на первый взгляд парадоксальная связь на самом деле имеет под собой жесткий экономический фундамент.
Финансирование государственных вузов напрямую завязано на количество студентов бюджетных отделений, поэтому для университетов уменьшать число бюджетных мест означает добровольно сокращать свою господдержку. Следовательно, у ректоров государственных вузов просто нет иного выхода, кроме как поддерживать или увеличивать число таких мест.
Учитывая, что абсолютное количество поступающих падает с каждым годом по объективным причинам, вузы вынуждены «поддерживать необходимое давление» за счет приема таких абитуриентов, от которых в демографически более благополучные годы они предпочли бы отказаться.
«Мы видим, что число бюджетных мест снижается, но не настолько быстрыми темпами, как снижается число абитуриентов. Не надо быть великим математиком, чтобы понять, что это приводит к снижению конкурса в вузы», — говорит академик.
Это приводит в свою очередь к тому, что сами выпускники школ имеют все меньше мотивов выкладываться по полной при подготовке в вузы: если исключить горстку топовых университетов и специальностей, то на «массовые» направления (инженерные, экономические, юридические и др.) при сохранении существующей тенденции (а она неизбежно сохранится, демография — наука точная) в такие вузы через несколько лет будут зазывать на городских площадях.
«Сейчас само понятие конкурса стало очень размытым, потому что схема приема в вузы стала очень сложной. На некоторые факультеты мало иметь высокий балл по ЕГЭ; пропуском туда служат хорошие показатели на олимпиадах, и олимпиадники заполняют все бюджетные места. Но в среднем по стране, конечно, мы получаем более слабый уровень подготовки бакалавров — просто потому, что „на входе“ мы имеем менее подготовленных первокурсников», — объясняет Семенов.