Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России, 2017 //Демоскоп Weekly. 2018. № 769-770.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0769/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Преступность
в России,
2017 |
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число погибших в ДТП сократилось в 2017 году на 6%,
число раненых - на 3%
Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей
остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[5]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно довольно существенно снизилось
– до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько
увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается,
опустившись в 2016 году до 241 тысячи человек, что меньше на 5,1%
по сравнению с 2015 годом и на 25,8% по сравнению с 2007 годом.
По предварительным данным за 2017 год, число пострадавших в ДТП
снизилось еще на 2,9%, составив 234,5 тысячи человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 169,4 тысячи ДТП
в 2017 году, что на 27,5% меньше, чем в 2007 году, и на 2,5% меньше,
чем в 2016 году.
В связи с массовой автомобилизацией населения устойчиво
растет доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году
– 59%, в 2005 году – 67%, в 2012-2014 годах – 77%, в 2015 году –
75%.
В последние годы несколько увеличилась доля ДТП, произошедших
по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств,
находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2016 году она
составила 8,1% от общего числа ДТП против 5,9% в 2011 году.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения (41,7% в
2017 году), менее частыми – наезды на пешеходов (30,6%), опрокидывания
транспортного средства (7,4%) или наезд на препятствие (6,4%).
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 10). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета умерших по причинам смерти, умерло 43,4 тысячи
человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших
в ДТП стало сокращаться, исключение составил 2007 год. Число раненых
продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек,
а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах
вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых
в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным, а в 2015-2017
годах более быстрым сокращением.
По данным ГИБДД России, число погибших на автомобильных
дорогах и улицах составило в 2017 году 19,1 тысячи человек (-6,0%
по сравнению с 2016 годом), а число раненых в дорожно-транспортных
происшествиях – 215,4 тысячи человек (-2,6%).
По данным оперативного учета умерших по причинам смерти
(без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти), от
всех видов транспортных несчастных случаев в России за январь-декабрь
2017 года умерли 19,9 тысячи человек (-7,8% по сравнению с аналогичными
данными за январь-декабрь 2016 года), в том числе в результате ДТП
– 14,8 тысячи человек (-6,1%).
Рисунок 10. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях,
1980, 1985, 1990-2017 годы, тысяч человек
* 2015-2017 годы - по вине водителей транспортных
средств, находящихся в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 11). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем
снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014
году, - до 113 на 1000 ДТП в 2017 году.
Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением
2008 года, возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и
улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно понемногу
снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем
вновь увеличилось - до 1273 на 1000 ДТП в 2016 году и 1271 в 2017
году. В целом же можно говорить об определенной стабилизации показателя
в последние годы.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали
неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети, высока
и в последние годы быстро увеличивалась, составив 40% в 2017 году
против 21% в 2011-2012 годах.
Рисунок 11. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2017 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2016 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране
118, варьируясь от 27 в Чеченской Республике до 195 в Новгородской
области (рис. 12). Еще в 3 регионах оно превышало 180 ДТП на 100
тысяч человек - в Магаданской области (182), Республике Калмыкии
и Калужской области (по 181). Еще в 4 регионах распространенность
ДТП составляла от 171 до 178 на 100 тысяч человек (во Владимирской,
Псковской, Тюменской, без автономных округов, области и в Камчатском
крае). Только в 12 регионах-субъектах федерации она не достигала
100 на 100 тысяч человек. Помимо Чечни, в эту группу входят республики
Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Чукотский и Ненецкий автономные
округа, Свердловская, Томская, Белгородская, Московская и Новосибирская
области, город Москва.
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2016 году от 39 в Санкт-Петербурге до 401 в Республике Ингушетии.
Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в Чечне (336), Дагестане (275), Адыгее (235), Тыве
(223), Кабардино-Балкарии (209). В остальных регионах оно не достигало
200 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов
федерации это соотношение в 2016 году было ниже 119 погибших на
1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов
от 99 до 139 погибших на 1000 ДТП.
Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2016 год
Список регионов
[5] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
|