|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
За 2017 год рынок средств барьерной контрацепции в российских
аптеках вырос на 15,3%
Средства барьерной контрацепции в 2017 году составляют
в российских аптеках 2,8% продаж парафармацевтических групп товаров.
Аптеки не основной канал продаж презервативов, но ассортимент барьерной
контрацепции представлен достаточно широко: за 2017 год в аптеках
продавалось 442 наименования презервативов, которые представляют
48 брендов 39 производителей.
По данным Ежемесячного розничного аудита DSM Group,
рынок барьерных контрацептивов вырос на 15,3% в стоимостном выражении
и на 13,1% в натуральном, в том числе и за счет возвращения бренда
Durex, который смог восстановить утраченные позиции на рынке контрацептивов.
Таким образом, в 2017 году емкость рынка презервативов составила
27,9 млн упаковок или 6,8 млрд рублей.
Производители ежегодно модернизируют технологию производства
и материалы, из которых изготавливаются презервативы, поэтому на
рынке постоянно появляются новые игроки. Так, в 2017 году на полках
появились три «новичка», ранее не представленные в аптеках: Okamоto,
Iris и «Ванька-Встанька». Помимо этого, производители выпускают
средства барьерной контрацепции в упаковках различных объемов от
«№1» до «№144». Наиболее востребованными у потребителя остаются
упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 69,1% рынка
в натуральном выражении. В рублях лидирует упаковка «№12», которая
составляет 48,3% в объеме выручки аптек в своем сегменте.
На рынке отмечена тенденция роста потребительского спроса
на пачки презервативов с большим объемом упаковки. В 2017 году появились
упаковки с объемами «№8» и «№30». Наибольшим приростом продаж отметились
упаковки «№10» (продажи выросли почти в 5 раз) и «№18» (+43,2% в
упаковках и +31,5% в рублях относительно 2016 г.). При этом спад
объемов продаж затронул только упаковки «№2» и «№4», а упаковка
«№5» вообще ушла с рынка.
На 2,0% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки
контрацептивов по итогам 2017 года и составила 243 рубля. При этом
в аптеке один презерватив в среднем обходится покупателю в 47 рублей.
При рассмотрении цен на бренды из ТОР-10 можно отметить, что у 7
марок наблюдается снижение стоимости. Максимальное падение цены
было отмечено у «Сенсекс» (один презерватив стал стоить на 13,3%
дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Masculan (+3,9%).
Самым дешевым оказался презерватив под брендом Viva (14 руб./шт.),
самый дорогой бренд – «новичок» рейтинга Softex (241 руб./шт.).
За год состав шестерки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном
выражении не перетерпел изменений. На протяжении нескольких лет
бренд Contex удерживает лидирующую позицию. Данный бренд занял 48,2%
рынка, несмотря на снижение продаж на 11,8%.
Снижение продаж в денежном выражении марок Contex, Vizit и Sico
в большей мере связано с возвращением «утраченных» в 2016 году позиций
Durex. В середине июня 2016 года Росздравнадзор запретил продажу
на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13,
так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже
на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной
власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла необходимые
документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября
2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований
Durex. Отметим, что в июле-сентябре 2017 года продажи Durex вышли
на уровень «до запрета» – то есть 1,5 млн штук презервативов в месяц.
Это позволило компании существенно нарастить оборот и занять 25%
рынка.
Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 2017 г.
Рейтинг 2016
|
Рейтинг 2017
|
Бренд
|
Доля рынка, 2017
|
Прирост, 2017 г. / 2016 г., %
|
1
|
1
|
Contex
|
48,2%
|
-11,8%
|
2
|
2
|
Durex
|
34,9%
|
126,7%
|
3
|
3
|
Vizit
|
6,7%
|
-0,9%
|
4
|
4
|
Sico
|
3,3%
|
-11,8%
|
5
|
5
|
Viva
|
1,9%
|
28,5%
|
6
|
6
|
Play Boy
|
1,6%
|
40,8%
|
8
|
7
|
Спарта
|
0,7%
|
9,4%
|
7
|
8
|
Сенсекс
|
0,5%
|
-55,9%
|
13
|
9
|
Masculan
|
0,5%
|
392,8%
|
10
|
10
|
Softex
|
0,4%
|
29,1%
|
Максимальное снижение объемов продаж коснулось китайского бренда
«Сенсекс» (-55,9% в рублях и -52,3% в упаковках), который покидает
аптечный рынок, что позволило тайской «Спарте» подняться на 1 позицию
вверх. Максимальный прирост показал бренд Masculan (+392,8% в руб.),
поднявшись на 4 строчки вверх.
За 2017 год в аптеках было продано 143,8 млн штук барьерных контрацептивов
(на 15,0% больше, чем в 2016 г.). Состав рейтинга по количеству
проданных презервативов практически повторяет стоимостной рейтинг.
Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 2017
г.
Рейтинг
2016
|
Рейтинг
2017
|
Бренд
|
Доля рынка,
2017
|
Прирост,
2017 г. / 2016 г., %
|
Цена за один презерватив,
руб.
|
1
|
1
|
Contex
|
50,0%
|
-4,4%
|
45,4
|
2
|
2
|
Durex
|
24,1%
|
136,2%
|
68,2
|
3
|
3
|
Vizit
|
8,9%
|
7,1%
|
35,5
|
4
|
4
|
Viva
|
6,4%
|
29,3%
|
13,6
|
5
|
5
|
Sico
|
3,6%
|
-11,2%
|
43,3
|
7
|
6
|
Спарта
|
1,2%
|
9,4%
|
28,8
|
9
|
7
|
Play Boy
|
1,0%
|
43,0%
|
75,9
|
6
|
8
|
Сенсекс
|
1,0%
|
-49,1%
|
22,8
|
10
|
9
|
Неваляшка
|
0,6%
|
-10,4%
|
4,8
|
15
|
10
|
Masculan
|
0,6%
|
374,2%
|
38,9
|
Источник: Маркетинговое агентство DSM Group,
15 марта 2018 г.
http://dsm.ru/news/455/
|