Миграция в России, предварительные итоги 2017 года
| | По предварительным данным за 2017 год миграционный прирост населения России снизился почти на 20% при росте миграционного оборота на 9%
|
| Наибольший миграционный прирост Россия вновь получила в обмене населением с Украиной, хотя он уменьшился в 2,5 раза - до 48 тысяч человек
|
| Объем внутрироссийской миграции практически не изменился, повысившись в 2017 году на 1,3%
|
| В 2017 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 68 регионов, а за счет обмена с другими регионами России – 15
|
| Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжает снижаться
|
| К концу 2017 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 115 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1649 тысяч человек
|
| Вся статья (в формате PDF)
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова
Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года //Демоскоп
Weekly. 2018. № 763-764. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0763/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в
России, предварительные итоги 2017 года |
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
К концу 2017 года число иностранцев, имевших действующее
разрешение на работу в России, снизилось до 115 тысяч человек, а
имеющих действующий патент возросло до 1649 тысяч человек
После распада СССР появилось значительное число иностранных
работников, легально осуществляющих трудовую деятельность в России[12].
Правила учета иностранных работников неоднократно изменялись.
До 2011 года сведения об иностранных работниках, осуществляющих
трудовую деятельность в установленном порядке (то есть легально),
разрабатывались Федеральной миграционной службой на основании[13]:
- выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран
с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении,
а с 2009 года и Грузии);
- уведомлений от работодателей, привлекающих иностранных работников
- граждан стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию (Азербайджана,
Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана,
Украины), кроме Белоруссии, образующей союзное государство с Россией;
- выданных разрешений на работу лицам без гражданства.
В середине 1990-х годов число иностранных работников
в России[14] возросло почти
до 300 тысяч человек, но к концу десятилетия в связи с финансово-экономическим
кризисом 1998 года снизилось до 211 тысяч человек. Затем рост возобновился,
особенно быстрый начиная с 2005 года (рис. 18). В 2008 году численность
иностранных работников в России достигла наибольшей величины – 2425,9
тысячи человек (в том числе 1780 тысячи человек из стран СНГ, не
считая трудовых мигрантов из Белоруссии, в отношении которых порядок
регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применяется).
В связи с развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим
кризисом и спадом экономического развития в 2009 году численность
иностранных работников в России несколько сократилась, составив
2223,6 тысячи человек (на 8,3% меньше, чем в предшествующем 2008
году). В 2010 году сокращение ускорилось - число иностранных работников,
снизилась до 1640,8 тысячи человек (на 26,2% меньше, чем в 2009
году).
Начиная с 2011 года сведения об иностранных гражданах,
осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации,
разрабатываются ФМС на основании выданных разрешений на работу
(для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в
визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов на осуществление
трудовой деятельности (для иностранных граждан и лиц без гражданства,
прибывших в порядке, не требующем получения визы)[15].
Число иностранных граждан, имеющих действующие разрешения
на работу на территории России[16],
вначале увеличивалось, составив в 2011 году 1028 тысяч человек,
а в 2012 году - 1149 тысяч человек. В 2013 году оно несколько сократилось,
снизившись к концу года до 1112 тысяч человек (-3,2%). Снижение
продолжалось и в 2014 году - до 1044 тысячи человек (-6,7%).
В 2015 году в связи с сокращением квот, изменением правил
получения разрешительных документов на работу, ухудшением возможностей
заработка в России из-за экономического спада и снижения курса рубля
число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу
в России, сократилось в разы. К концу 2015 года оно составило 182,4
тысячи человек (в 5,7 раза меньше, чем в 2014 году), год спустя
– 143,9 тысячи человек (на 21% меньше, чем в 2015 году), а к концу
2017 года – 114,9 тысячи человек (на 20% меньше, чем в 2016 году).
В четвертом квартале 2017 года получили разрешение на
работу 31,1 тысячи иностранных граждан, из них большинство (90,6%)
на работу на срок от 9 до 12 месяцев. Из общей численности иностранных
граждан, имевших действующее разрешение на работу, численность высококвалифицированных
специалистов составила 45,8 тысячи человек, или 39,8% (в конце 2016
года - 41,3 тысячи человек, или 28,7%; в конце 2015 года - 33,7
тысячи человек, или 18,5%).
Число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление
трудовой деятельности у физических лиц, напротив, устойчиво и быстро
возрастало в 2011-2014 годах. В течение 2011 года патенты получили
765 тысяч человек, в 2012 году – 1080 тысяч человек (+41,3%), в
2013 году – 1357 (+25,6%), а в 2014 году – 2134 тысячи человек (в
1,6 раза больше, чем в 2013 году). В конце 2014 года действующие
патенты имели 2079,8 тысячи иностранцев (на 86% больше, чем годом
– 1117,8 тысячи человек).
В 2015 году число иностранных граждан, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности, несмотря на существенное
расширение критериев, заметно сократилось (напомним, что одновременно
отпала необходимость получения разрешительных документов на работу
для граждан Армении, Казахстана и Киргизии). По данным ФМС, было
оформлено 1788 тысяч патентов, что на четверть меньше, чем за предыдущий
2014 год. К концу 2015 года численность иностранцев, имевших действующий
патент, снизилась до 1656,3 тысячи человек (на 20% меньше, чем в
конце 2014 года), а к концу 2016 года – до 1543,4 тысячи человек
(на 7% меньше, чем в конце 2015 года).
В 2017 году численность иностранцев с действующим патентом
на осуществление трудовой деятельности в России вновь стала расти.
К концу года она увеличилась до 1649,1 тысячи человек (на 6,8% больше,
чем годом ранее). В течение четвертого квартала 2017 года патент
получили 377,9 тысячи иностранных граждан (в четвертом квартале
2016 года – 322,1 тысячи), большинство из них (93,5%) - граждане
Узбекистана, Таджикистана, Украины.
До середины 2000-х годов доля иностранных работников,
прибывших из стран СНГ, составляла примерно половину в общей численности
иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность
в России. Затем она стала расти, поднявшись до 73,4% в 2008 году
и 76,0% в 2010 году. Таким образом, численность иностранных работников,
прибывших в Россию из стран СНГ, до 2008 года росла быстрее, чем
из других стран мира, а после кризиса 2008 года сокращалась в меньшей
степени.
В 2011-2013 годах доля иностранных работников из стран
СНГ поднялась до 84% среди всех имевших действующее разрешение на
работу. В 2014 году она составила 83%, в 2015 году сократилась до
18%, а в 2016-2017 годах – до 17%.
Что касается иностранных работников, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности, то все они являются, как
уже говорилось, гражданами стран СНГ с безвизовым въездом в Россию
или лицами без гражданства, прибывшими в Россию без получения визы.
Рисунок 18. Численность иностранных граждан,
осуществлявших трудовую деятельность в России,
тысяч человек*
* 1994-2010 годы - по данным ФМС России, включая
лиц без гражданства; за 2011-2012 годы представлено
число имевших действующее разрешение на работу на конец года (р),
а также число имевших действующее разрешение на работу на конец
года и получивших патенты на осуществление трудовой деятельности
у физических лиц в течение года (р+п); 2013-2017 годы – число
имевших действующее разрешение на работу или действующий патент
на конец года
Резкое сокращение в 2015 году числа учтенных иностранных
граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, было во
многом связано с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня
оплаты труда в валютном эквиваленте. Из-за снижения курса рубля
объемы денежных переводов мигрантов из России в страны СНГ существенно
снизились уже в 2014 году.
Для характеристики объемов трансграничных переводов
трудовых мигрантов из России в другие страны Центральный Банк России
оценивает величину личных переводов в соответствии с методикой расчета
международных переводов, используемой МВФ[17].
По оценкам за 2011-2016 годы, примерно три четверти
личных переводов из России были отправлены мигрантами в страны СНГ
(рис. 19). В 2013 году сумма личных переводов из России превысила
30 миллиардов долларов США, в том числе 24,8 в страны СНГ и 5,6
в страны дальнего зарубежья. Доля переводов, выплаченных в страны
СНГ, повысилась до 81,5% против 76,9% в 2011 году. В 2016 году объем
личных переводов из России сократился вдвое, составив 14,4 миллиарда
долларов США, в том числе 10,8 в страны СНГ и 3,6 в страны дальнего
зарубежья. Доля переводов, выплаченных в страны СНГ, снизилась до
74,9%.
Личные переводы поступают и в Россию из других стран,
но их сумма в несколько раз меньше (в 2013 в 4,8 раза, в 2016 году
в 2,3 раза). При этом в основном они поступают из стран дальнего
зарубежья, а доля личных переводов из стран СНГ составляла от 24%
в 2011 и 2016 годах до 34% в 2015 году.
Рисунок 19. Личные переводы, выплаченные (полученные)
в России в (из) страны СНГ и страны дальнего зарубежья (ДЗ), 2011-2016
годы, миллиардов долларов США*
В целом сокращение объемов личных переводов из России
в страны СНГ составило в 2014 году 14% по сравнению с 2013 годом
(21,4 против 24,8 миллиарда долларов США), в 2015 году – 42% (12,5),
в 2016 году – несколько меньше, 14% (10,8 миллиарда долларов США).
Таким образом, наиболее значительное сокращение объема личных переводов
из России произошло в 2015 году.
Если в 2014 году заметно сократился объем личных переводов
в отдельные страны СНГ (прежде всего, в Узбекистан, на Украину и
в Молдавию), а в некоторые страны он даже увеличился (в Киргизию
и Казахстан), то в 2015 году наблюдалось сокращение объемов личных
переводов из России во все страны СНГ (рис. 20). Наиболее значительно
сократился объем личных переводов в Молдавию – на 51% (915 против
1862 миллионов долларов США в 2014 году), несколько меньше - на
47% - в Узбекистан (3062 против 5828) и Туркмению (16 против 30),
на 43% в Таджикистан (2092 против 3662), на 42% на Украину (1835
против 3187) и в Белоруссию (585 против 1000). Меньше всего сократился
объем личных переводов в Казахстан – на 25% (351 против 465 миллионов
долларов США), а также в Азербайджан – на 31% (950 против 1374)
и Киргизию – на 32% (1519 против 2239).
В 2016 году объем личных переводов из России продолжал
снижаться в 8 из 10 стран СНГ, но увеличился в Казахстан – на 23%
(431 миллион долларов США), и в Киргизию – на 4% (1582). Снижение
объемов личных переводов в другие страны СНГ замедлилось.
Рисунок 20. Личные переводы из России в страны
СНГ, 2011-2016 годы, миллионов долларов США
В 2017 году тенденция снижения объемов личных переводов
из России в страны СНГ, скорее всего, будет преодолена. За первые
три квартала 2017 года объем личных переводов из России в страны
СНГ увеличился на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года
(9526 против 7806 миллионов долларов США).
Увеличились объемы личных переводов из России во все
страны СНГ, кроме Туркмении (-40%, хотя объемы невелики – 3 миллиона
долларов США за I-III кварталы 2017 года) и Украины (остались на
том же уровне, что и в 2016 году). Особенно значительно за первые
три квартала 2017 года увеличились объемы личных переводов в Казахстан
(+40%), Белоруссию (+36%) и Узбекистан (+32%), в меньшей степени
– в Таджикистан (+25%), Молдавию (+24%), Азербайджан (+19%), Киргизию
(+18%) и Армению (+15%) (рис. 21).
Наиболее крупными получателями личных переводов из России
остаются Узбекистан (2356 миллионов долларов США за первые три квартала
2017 года), Таджикистан (1753), Киргизия (1350) и Украина (1011).
Рисунок 21. Личные переводы из России в страны
СНГ, I-III кварталы 2014-2017 годов,
миллионов долларов США
В общей численности занятых в экономике России доля
иностранных работников возросла с 0,3% в 1999-2000 годах до 3,4%
в 2008 году. В 2009 году она снизилась до 3,2%, а в 2010 году до
2,4% (рис. 23).
По данным за 2011 год, доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу на конец года, составила
1,5% от общей численности экономически занятых, а доля получивших
патенты в течение 2011 года - еще 1,1%. В последующие годы доля
иностранных работников, занятых в экономике России, постепенно росла.
В 2014 году она поднялась до 4,4%, при этом доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу, снизилась до 1,4%, а доля
получивших патенты повысилась до 3% занятых.
В 2015 году доля учтенных иностранных работников, занятых
в экономике России, сократилась до 2,5%. Доля иностранцев с действующим
разрешением на работу снизилась до 0,3% экономически занятых, с
действующим патентом – до 2,3%.
В 2016 году сокращение доли учтенной иностранной рабочей
силы продолжалось – она снизилась до 2,3%, в том числе иностранцев
с действующим разрешением на работу 0,2%, иностранцев с действующим
патентом – 2,1%.
К концу 2017 года доля иностранных работников, занятых
в экономике России, немного увеличилась - до 2,4%. При этом доля
иностранцев с действующим разрешением на работу немного снизилась
(0,16% экономически занятых), а с действующим патентом увеличилась
(2,28%).
Рисунок 22. Численность иностранных работников,
осуществлявших трудовую деятельность в России, в общей численности
занятых в экономике России, 1994-2017 годы, % на конец года
* расчет по данным, представленным на рис. 18, и
данным о численности экономически занятых в экономике России в
соответствующие периоды
Свыше 40% иностранных граждан, осуществлявших трудовую
деятельность на основании действующих патентов, составляют люди
в возрасте от 18 до 29 лет, еще примерно 30% - от 30 до 39 лет,
20% - от 40 до 49 лет, около 10% - люди 50 лет и старше (рис. 23).
Возрастной состав иностранцев с действующим разрешением на работу
более равномерный. Среди них больше всего людей в возрасте 40-49
лет (32% по состоянию на конец 2017 года) и 30-39 лет (29%), заметно
ниже доля молодежи 18-29 лет (19%) и людей в возрасте 50 лет и старше
(20%, в том числе 18% в возрасте 50-59 лет).
Основными участниками внешней трудовой иммиграции являются
мужчины (82% среди работников, имевших действующее разрешение работу,
и 86% среди работников, имевших действующий патент, на конец 2017
года). Мужчины преобладают во всех возрастных группах иностранных
работников в России. Наибольший удельный вес женщин среди работников,
имевших действующий патент, приходился на возрастную группу 60 лет
и старше (22%), наименьший – на возрастную группу 18-29 лет (9%).
Среди имевших действующее разрешение на работу доля женщин была
самой высокой, напротив, в возрастной группе 18-29 лет (26%), а
самой низкой – в возрастах 50 лет и старше (14%).
Рисунок 23. Число иностранных граждан, имевших
действующее разрешение на работу в России или действующий патент
по полу и возрасту, тысяч человек на конец 2017 года
Иностранная рабочая сила привлекается на территорию
Российской Федерации из многих стран мира. Наиболее крупными поставщиками
рабочей силы в Россию являются страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан,
Украина, Киргизия, Молдавия. Если до 2006 года больше всего трудовых
мигрантов прибывало в Россию с Украины, то в последние годы наиболее
крупными поставщиками рабочей силы в Россию стали Узбекистан и Таджикистан
(рис. 24). Из стран дальнего зарубежья больше всего рабочей силы
поступает из Китая, Северной Кореи (КНДР), Вьетнама, Турции и, в
последнее время, Сербии.
В общем числе иностранцев, имевших действующее разрешение
на работу в конце 2017 года, 83% (94,9 тысячи человек) составляли
граждане стран дальнего зарубежья, в том числе Китая – 30% (34,4
тысячи человек), КНДР - 21% (24,1 тысячи человек), Вьетнама – 11%
(19,3 тысячи человек), Турции – 5% (5,4 тысячи человек), Сербии
– 4% (4,2 тысячи человек).
Среди граждан стран СНГ, имевших действующее разрешение
на работу в конце 2017 года, преобладали граждане Узбекистана (7%,
или 7,7 тысячи человек) и Таджикистана (4%, 4,4 тысячи человек).
Среди иностранцев, имевших действующий патент по состоянию
на конец 2017 года, граждане Узбекистана составляли 59% (977 тысяч
человек), Таджикистана – 26% (433 тысячи человек), Украины – 8%
(133 тысячи человек), Азербайджана и Молдавии – по 3% (54 и 52 тысячи
человек соответственно).
Поскольку в 2015 году граждане Армении, Казахстана
и Киргизии получили право осуществлять трудовую деятельность в России
без оформления разрешительных документов, их число среди имевших
патенты в 2017 году крайне незначительно или их нет вовсе (граждан
Армении и Туркмении).
В 2017 году увеличилось число иностранных работников
из числа граждан Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана (на 9-12%).
Число граждан Украины и Молдавии с действующими разрешениями на
работу в России или патентами, напротив, продолжало снижаться, уменьшившись
на 19% по сравнению с 2016 годом.
Рисунок 24. Численность граждан стран СНГ, осуществлявших
трудовую деятельность в России,
1994-2017* годы, тысяч человек
* 1994-2010 - по данным ФМС России, включая лиц
без гражданства; за 2011-2013 годы представлено
число имевших действующее разрешение на работу на конец года и
получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических
лиц за год; 2014-2017 годы - число имевших действующее разрешение
на работу или действующий патент на конец года
Более 40% трудовых мигрантов из-за рубежа привлекается
для работы в Центральном федеральном округе, прежде всего в Москве
и Московской области, хотя в последние годы доля иностранцев, работающих
в столичном регионе, сокращалась.
Наибольшее число иностранных трудовых мигрантов привлечено
в экономику Москвы (26,1% на конец 2017 года) и Московской области
(11,3%). Кроме того, значительная часть иностранных работников трудилась
в Санкт-Петербурге (12,7%) и Ленинградской области (3,4%), Свердловской
области (2,5%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (2,3%),
Краснодарском крае (2,1%), Иркутской и Самарской областях (по 1,9%).
По данным на конец III квартала 2017 года, наибольшее
число иностранных граждан с действующим разрешением на работу (с
учетом лиц без гражданства) учтено в Москве (28,5 тысячи). Значительно
число иностранцев, имеющих разрешение на работу, в Приморском крае
(12,2), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (9,4), Краснодарском
(6,5) и Хабаровском (6,4) краях, Санкт-Петербурге (5,0). В остальных
регионах оно не достигало 4 тысяч человек (рис. 25).
По сравнению с тем же периодом 2016 года численность
иностранных работников с действующим разрешением на работу в России
снизилась в 71 регионе-субъекте федерации, а в 12 регионах увеличилась,
хотя сама численность иностранцев, имеющих разрешение на работу,
как правило, невысока (до 2 тысяч человек в Тульской области). В
целом за 2014-2017 годы произошло значительное снижение иностранцев,
имеющих разрешение на работу, практически во всех российских регионах.
Отметим, что на рис. 25 не отражены значения 2014 года для Москвы
(202 тысячи иностранных граждан, имевших действующее разрешение
на работу) Санкт-Петербурга (173 тысячи человек) из-за значительного
отрыва по этому показателю от остальных регионов-субъектов федерации.
Рисунок 25. Численность иностранных граждан,
число имевших действующее разрешение на работу по состоянию на конец
III квартала, по регионам-субъектам федерации, 2014 - 2017 годы,
тысяч человек
Список регионов
Число иностранных граждан, имевших действующие патенты
на осуществление трудовой деятельности на конец третьего квартала
2017 года, наибольшим было, как и в предыдущие годы, в Москве –
более 398 тысяч человек. В других регионах оно заметно меньше: в
Санкт-Петербурге – 210 тысяч человек, в Московской области - 183
тысяча человек, в Ленинградской области – 57 тысяч человек, в остальных
регионах – менее чем по 40 тысяч человек (рис. 26). Отметим, что
значения показателя для Москвы за 2014-2015 годы (534 и 503 тысячи
человек) не показаны на рисунке из-за слишком большого отрыва от
значений показателя для других российских регионов.
В 2017 году число иностранцев с действующим патентом
увеличилось, по сравнению с тем же периодом 2016 года, в 64 из 85
регионов-субъектов федерации. Среди регионов со значительным числом
иностранных работников с действующим патентом наибольший рост отмечался
в Санкт-Петербурге (на 12%) и в Московской области (7%). В 21 регионе
число иностранцев с действующим патентом сократилось, в том числе
примерно на четверть в Краснодарском крае и Новосибирской области.
Рисунок 26. Численность иностранных граждан,
имевших действующие патенты на конец III
квартала 2015-2017 годов и получивших патенты на осуществление трудовой
деятельности у физических лиц в I-III кварталах 2014 года, по регионам-субъектам
федерации
Список регионов
Доля иностранцев, имевших действующее разрешение на
работу, не превышала 1% от общей численности экономически занятых
в конце III квартала 2017 года в 81 из 85 регионов-субъектов федерации
(рис. 27). Выше всего она в Сахалинской и Еврейской автономной области
(1,3%), Приморском крае (1,2%) и Ханты-Мансийском автономном округе
- Югре (1,1%).
Доля лиц, имевших действующие патенты, составляла в
конце III квартала 2017 года от 0,1% от общей численности экономически
занятых в республиках Марий Эл, Чечне, Чувашии, и Тыве до 7,0% в
Санкт-Петербурге. Помимо Санкт-Петербурга, высокие значения показателя
отмечались в Магаданской (6,7%) и Ленинградской (6,1%) области,
Москве (5,5%), Московской (4,6%) и Калужской (4,3%) области. В половине
регионов-субъектов федерации эта доля не превышала 1%, в центральной
половине регионов (без 25% регионов с наибольшими и 25% с наименьшими
показателями) варьировалась от 0,6% до 1,7%.
Общая доля иностранных работников среди занятых в экономике
по состоянию на конец III квартала 2017 года варьировалась от 0,1%
в республиках Марий Эл, Чечне и Чувашии до 7,3% в Магаданской области
и 7,2% в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области она составляла
6,3%, Москве – 5,9%. В остальных субъектах федерации она не достигала
5%. В половине регионов-субъектов федерации эта доля не превышала
1,2%, в центральной половине регионов варьировалась от 0,7% до 2,0%.
Рисунок 27. Численность иностранных граждан,
осуществлявших трудовую деятельность в России, по регионам-субъектам
федерации, % от численности занятых в экономике, на конец III квартала
2017 года*
* число имевших действующее разрешение на работу
или действующий патент на конец III квартала к числу занятых в
экономике в ноябре 2017-январе 2018 года (по данным выборочных
обследований по проблемам занятости)
Список регионов
Источники:
Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru
«Социально-экономическое положение России. Январь 2018
года» и предшествующие ежемесячные доклады;
«Социально-экономическое положение федеральных округов в 2017 году»
/ Ежеквартальные статистические бюллетени;
Российский статистический ежегодник. 2017 и предыдущие годы;
Демографический ежегодник России. 2017 и предыдущие годы;
Труд и занятость в России. 2017 и предыдущие годы.
[12] Иностранные
работники - иностранные граждане и лица без гражданства, временно
пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном
порядке трудовую деятельность.
[13] См., например, «Регионы
России. Социально-экономические показатели. 2010». М., Росстат,
2011. С. 144.
[14] Численность иностранных
работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, рассчитывается
как сумма численности иностранных работников на начало отчетного
периода и иностранных работников, прибывших в течение отчетного
периода (без трудящихся-мигрантов из Белоруссии).
[15] До 2015 года разрешение
на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника
на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного
в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя,
на осуществление предпринимательской деятельности.
До 2015 года патент давал право иностранному гражданину, прибывшему
в Россию в порядке, не требующем получения визы, работать только
в том регионе, где он был выдан, только по найму у физических лиц
– граждан России и только в целях их личных и домашних нужд, но
не предпринимательской деятельности.
Начиная с 2015 года численность получивших разрешение на работу
включает численность иностранных граждан, которые прибыли в Российскую
Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты; квалифицированных
специалистов; высококвалифицированных специалистов; иностранных
граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования по основной профессиональной образовательной программе,
имеющей государственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших
для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах
ВТО и получивших разрешение на работу. Кроме того, в численность
иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу (на
конец периода), в 2015 году включались данные об иностранных гражданах,
прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, и имеющих действующее разрешение на работу, выданное в 2014
году.
Число иностранных граждан, получивших патент, начиная с 2015 года
включает число иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию
в порядке, не требующем получения визы, и получивших патент, подтверждающий
право на временное осуществление на территории субъекта Российской
Федерации трудовой деятельности у физических и юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность подлежит
регистрации. В нее также включается численность иностранных граждан,
переоформивших патент.
Начиная с 2015 года граждане Армении, Казахстана и Киргизии, как
и граждане Белоруссии, могут осуществлять трудовую деятельность
в России без оформления разрешительных документов (разрешений на
работу, патентов). – См., например, «Социально-экономическое положение
России. Январь-июль 2016 года» / Ежемесячный доклад. М., Росстат,
2016. С. 292 и методические пояснения к предыдущим выпускам доклада.
[16] Включая лиц без гражданства,
но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших
разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем
на срок до 1 года.
[17]
Центральный Банк России. Личные переводы. (Дата последнего обновления:
26 января 2018 года). - http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
(Дата обращения: 11 марта 2018 года).
|