Миграция в России, предварительные итоги 2017 года
| | По предварительным данным за 2017 год миграционный прирост населения России снизился почти на 20% при росте миграционного оборота на 9%
|
| Наибольший миграционный прирост Россия вновь получила в обмене населением с Украиной, хотя он уменьшился в 2,5 раза - до 48 тысяч человек
|
| Объем внутрироссийской миграции практически не изменился, повысившись в 2017 году на 1,3%
|
| В 2017 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 68 регионов, а за счет обмена с другими регионами России – 15
|
| Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжает снижаться
|
| К концу 2017 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 115 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1649 тысяч человек
|
| Вся статья (в формате PDF)
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова
Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года //Демоскоп
Weekly. 2018. № 763-764. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0763/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в
России, предварительные итоги 2017 года |
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
По предварительным данным за 2017 год миграционный прирост
населения России снизился почти на 20% при росте миграционного оборота
на 9%
В 2017 году сохранялась тенденция роста населения России
за счет миграционного прироста, наблюдающаяся начиная с 1975 года.
В середине 1970-х годов потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные
республики стали меньше по объему обратных миграционных потоков,
в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения.
После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось,
достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (845,7 тысячи
человек, или 5,7‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая
тенденция быстрого снижения интенсивности международного миграционного
обмена, а в результате и миграционного прироста (рис. 1). В середине
2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая
в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более
высоком уровне и очередным снижением.
Представленные показатели характеризуют регистрируемую
долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее
объем зависит не только от социально-экономической ситуации в странах
въезда и выезда, но и от правил и практики регистрации мигрантов.
В России они неоднократно изменялись в последние годы[1].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной
службой государственной статистики (Росстатом), были дважды увеличены
ретроспективно в процессе корректировки численности населения по
итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов.
После переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции
в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с
2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства
стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок
9 месяцев и более[2].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место
жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные
(снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким
образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим
с данными предшествующих лет. Позднее данные о регистрации по месту
жительства уже не выделялись[3].
Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному
увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции
(миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений
(прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока
пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства)
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив 356,5 тысячи человек против
139,3 тысячи человек за 2010 год. В 2012 году прирост числа прибывших
в Россию составил 17%, в 2013 году - 15%, в 2014 году – 20% (без
учета Крыма[5]). В 2015 году,
в условиях экономического кризиса и значительного ослабления рубля,
число иммигрантов в Россию снизилось на 0,9%, а в 2016 году – еще
на 2,7%, составив без учета Крыма 557,9 тысячи человек против 573,1
в 2015 году и 578,5 тысячи человек в 2014 году. По данным оперативного
учета за январь-декабрь 2017 года, число прибывших в Россию из-за
рубежа вновь увеличилось - на 3,0%, до 574,6 тысячи человек без
учета Крыма. После ВПН-2010 это уступает только значению 2014 года.
С учетом Крыма число прибывших в Россию увеличилось в 2017 году
на 2,4%, до 589,0 тысячи человек против 575,2 тысячи человек в 2016
году.
Число выбывших из России на постоянное жительство или
длительное пребывание в другие страны увеличилось в 2011 году на
13%, а в 2012 году в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением
порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших
стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых по
документам закончился. В 2013 году число выбывших из России увеличилось
еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 14%. Рост числа
выбывающих из России в 2014-2015 годы определенным образом был обусловлен
ухудшением экономической ситуации в России. Сокращение числа выбытий
из России началось годом позже, чем сокращение числа прибытий. В
2016 году число выбывших из России снизилось на 11,8% без учета
Крыма, составив 311,2 тысячи человек против 353,0 в 2015 году (с
учетом Крыма – на 11,3%, 313,2 тысячи человек против 353,2 тысячи
человек). Однако в 2017 году число выбывших из России, по предварительным
данным, вновь заметно повысилось - на 20%, - составив 372,6 тысячи
человек без учета Крыма и 377,2 тысячи человек с учетом Крыма. Это
самое высокое число учтенных выбытий из России после ВПН-2010.
В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный
прирост (или, иначе, чистая или нетто-миграция) населения России
за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает
значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого
роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась
на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек). С 2014
года сокращение возобновилось. Величина миграционного прироста населения
России без учета Крыма снизилась в 2014 году на 8,7%, а в 2015 году
– на 18,5%, составив, соответственно, 270 и 220 тысяч человек без
учета Крыма. В расчете на 10 тысяч человек постоянного населения
миграционный прирост снизился в 2015 году до 15,3, что ниже значений
не только 2011-2014 годов, но и значений миграционного прироста
в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам ВПН 2002 и 2010 годов.
С учетом Крыма сокращение миграционного прироста было менее существенным
– до 245 тысяч человек, или 16,8 на 10 тысяч человек.
В 2016 году величина миграционного прироста вновь увеличилась
(на 12%), составив 262 тысячи человек, в том числе 247 тысяч человек
без учета Крыма (соответственно, 17,9 и 16,5 на 10 тысяч человек).
По данным оперативного учета за январь-декабрь 2017
года, миграционный прирост населения России снизился на 19%, составив
212 тысяч человек, или 14,4 на 10 тысяч человек (без учета Крыма
– на 18%, до 202 тысяч человек, или 13,5 на 10 тысяч человек). Снижение
коэффициента миграционного прироста составило почти 20% при росте
миграционного оборота – числа прибывших в Россию и выбывших из нее
- на 9%.
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек
населения), 1980-2017* годы
* за 2011 год приведены данные по новым (2011н)
и прежним правилам учета (2011); 2012-2017 годы – оценка по новым
правилам учета (2012-2016 годы – по данным годовой разработки; 2017
год - по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений
по Крыму); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность
чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету;
МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным
приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[6]
Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за
рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран –
бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства
в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств
(СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97%
(рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году
критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного
снизилась - до 90% в 2011-2013 годах. В 2014 году доля иммигрантов,
прибывших в Россию (с учетом Крыма) из других стран - бывших республик
СССР, составила почти 92%, в 2015-2017 годах – 91%, в том числе
не менее 89% - из стран СНГ.
Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года,
являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы
эта доля превышала 90%[7]).
Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан
снизилась вдвое, составив 39,7% в 2011 году. В последующие годы
она сокращалась, опустившись в 2014 году до 23,4%, а затем вновь
стала расти, составив 29,0% в 2015 году и 32,4% в 2016 году.
Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, напротив,
более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50,2% в 2011
году. К 2014 году она возросла до 68,3%, но затем снизилась до 62,9%
в 2015 году и 58,8% в 2016 году[8].
Доля эмигрантов из России, направляющихся на постоянное
жительство в страны СНГ, Балтии и Грузию, заметно ниже. До 2011
года она составляла от 46% (2004 год) до 67% (2007 год), а в 2011
году составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного
учета по месту жительства, и 64% среди всех эмигрантов, учтенных
по новым правилам. В 2012 году доля выбывших в страны СНГ, Балтии
и Грузии превысила 80% от общей численности эмигрантов из России
(в том числе 77,9% в страны СНГ), и, постепенно увеличиваясь, достигла
в 2015 году 86,4% (84,6%). В 2016 году она несколько снизилась –
до 84,1% (81,9%), а в 2017 году вновь возросла – до 87,2% (в том
числе 85,1% в страны СНГ)
За январь-декабрь 2017 года из стран СНГ в Россию прибыло
524,5 тысячи человек, из Грузии – 6,8 тысячи человек, Абхазии –
2,4 тысячи человек, стран Балтии – 3,2 тысячи человек. Из России
в другие страны СНГ выбыли 321,0 тысячи человек, в Грузию – 4,2
тысячи человек, Абхазию – 1,1 тысяча человек, страны Балтии – 2,6
тысячи человек.
Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали
российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году).
Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока
пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов,
выбывающих из России. Доля российских граждан среди эмигрантов из
России сократилась до 14,7% в 2015 году. Доля граждан других стран
СНГ, напротив, возросла до 73,6% против 14% в 2011 году и 2-4% в
предшествующие годы. В 2016 году доля россиян среди эмигрантов из
России поднялась до 18,8%, а доля граждан других стран СНГ снизилась
до 67%.
В миграционном приросте населения России доля граждан
России вновь стала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до
89%, а после расширения критериев миграции стала снижаться, сократившись
до 27% в 2012 году. В 2014 году она превысила 30%, а в 2015 году
составила почти половину (49,6%), лишь немного снизившись в 2016
году (48,8%).
Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России
(международная миграция) в 1997-2017* годах, тысяч человек
* за 2011 год приведены данные по новым и прежним
правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2017 годы – по правилам
учета, измененным в 2011 году; 2017 год – по данным за январь-декабрь
Следует отметить, что Главное управление по вопросам
миграции Министерства внутренних дел России также ежемесячно публикует
сведения об основных показателях деятельности министерства по миграционной
ситуации в Российской Федерации. По данным за январь-декабрь 2017
года[9] на миграционный учет
в регионах России было поставлено 15710,2 тысячи человек, в том
числе 15103,9 тысячи человек (96,1%) по месту пребывания и 606,3
тысяч человек (3,9%) по месту жительства. Из общего числа поставленных
на миграционный учет по месту пребывания первично (10630,5 тысячи
человек) 46% въехали в Россию с целью работы, 4% - с целью учебы,
23% - с целью туризма, 27% - с частными или иными целями.
Среди поставленных на учет по месту пребывания преобладают
иммигранты из Узбекистана (4010 тысяч человек), Таджикистана (2025),
Украины (1604) и Китая (1453), среди зарегистрированных по месту
жительства – прибывшие с Украины (188 тысяч человек), из Таджикистана
(81), Узбекистана (72), Казахстана (66) и Армении (51).
За январь-декабрь 2017 года снято с миграционного учета
10588,3 тысячи человек, оформлено 295,8 тысячи разрешений на временное
проживание и более 185,8 тысячи видов на жительство иностранным
гражданам и лицам без гражданства, гражданство Российской Федерации
приобрели 257,8 тысячи человек. В то же время было направлено 210,7
тысячи представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам
без гражданства въезда в Российскую Федерацию.
[1] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[2] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[3] В соответствии с методическими
пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Федеральной службы
государственной статистики (Росстата) «Социально-экономическое положение
Российской Федерации», данные о миграции получаются в результате
разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной
службы (ФМС) документов статистического учета прибытий и выбытий.
Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации
и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства
и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев
и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически
в процессе электронной обработки данных о миграции населения при
перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по
истечении срока пребывания у мигрантов независимо
от места прежнего жительства.
[4] О.С.Чудиновских. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[5] Под Крымом здесь и далее
понимаются два субъекта федерации - Республика Крым и город федерального
значения Севастополь, - образованные в соответствии с Федеральным
конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года
№ 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014
года № 168 в составе Российской Федерации. Первоначально они образовывали
Крымский федеральный округ, а с 28 июля 2016 года вошли в состав
Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации № 375.
В целях сопоставимости с данными предшествующих лет (до 2014 года)
мы используем там, где возможно и оговаривая это, оценки для населения
России без учета этих двух субъектов федерации.
[6] Рассчитано по данным, приведенным
в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2017 «Социально-экономические
показатели Российской Федерации в 1991-2016 гг.»
[7] См., например,
«Демографический ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[8] «Демографический ежегодник
России. 2017». Таблица 7.6 «Гражданство международных мигрантов».
[9] Сводка основных показателей
деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь-декабрь 2017 года. 29 Января 18:00 - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162186/
(дата обращения: 11 марта 2018 года).
|