| Для цитирования: Щербакова 
              Е.М. Продолжительность жизни и здравоохранение в странах ОЭСР //Демоскоп 
              Weekly. 2018. № 757-758. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0757/barom01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | 
               
                |  | Продолжительность 
                  жизни и здравоохранение в странах ОЭСР | 
                     
                      | Рубрику ведет |   
                      |  |   
                      | Екатерина ЩЕРБАКОВА
 |  |  Охват услугами здравоохранения в странах ОЭСР стал практически 
              всеобщим Рост расходов на здравоохранение оказывает заметное 
              влияние на здоровье населения и рост продолжительности жизни только 
              при широкой доступности медицинских товаров и услуг. Достижение 
              всеобщего охвата медико-санитарными услугами является одной из Целей 
              устойчивого развития до 2030 года (цель 3.8), выдвинутых странами-членами 
              ООН в 2015 году. Оно подразумевает, что все люди и сообщества должны 
              получать необходимые им услуги ? от укрепления здоровья до профилактики, 
              лечения, реабилитации и паллиативной помощи, ? не испытывая при 
              этом серьезных финансовых затруднений[6]. 
             В ОЭСР под охватом населения услугами здравоохранения 
              понимается доля населения, получающего базовый набор товаров и услуг 
              здравоохранительного назначения по общественным программам или по 
              программам частного медицинского страхования. К общественным программам 
              относятся государственная система здравоохранения и социальное медицинское 
              страхование. Частное страхование обычно бывает добровольным, хотя 
              может быть обязательным по закону или необходимым для работников 
              как часть условий рабочего договора. Страховая премия обычно не 
              связана с доходом, хотя покупка добровольной страховки может субсидироваться 
              государством. Государственные схемы и добровольное страхование обеспечивают 
              финансовую безопасность в чрезвычайных ситуациях или в случаях серьезного 
              заболевания, но не покрывают все предлагаемые товары и услуги здравоохранительного 
              назначения. Как правило, к базовому набору услуг относятся консультации 
              врачей общей практики и специалистов, тесты и исследования, хирургические 
              и терапевтические процедуры, а также частично стоматологическая 
              помощь и получение лекарственных препаратов. В большинстве стран ОЭСР охват населения услугами здравоохранения 
              стал практически всеобщим, причем в основном за счет государственных 
              схем ? национальной системы здравоохранения или социального медицинского 
              страхования (рис. 5). Только в небольшом числе стран (в Нидерландах 
              и Швейцарии) для этого используется обязательное частное страхование, 
              в других странах оно добровольное.  Доля населения, получающего базовый набор товаров и 
              услуг здравоохранительного назначения по общественным программам 
              или по программам частного медицинского страхования, ниже 95% только 
              в семи странах ОЭСР – Греции (86,0%), США (90,9%), Польша (91,0%), 
              Чили (92,0%), Мексика (92,3%), Словакия (93,8%) и Эстония (94,0%). В Греции продолжающийся экономический кризис приводит 
              к сокращению числа застрахованных из-за длительной безработицы и 
              снижению доходов самозанятых, пытающихся сэкономить на медицинской 
              страховке. Несмотря на это, начиная с 2014 года, незастрахованные 
              лица могут бесплатно получать прописанные лекарства, неотложную 
              помощь в государственных больницах и некоторые другие виды госпитализации 
              при определенных условиях. В США охват населения услугами здравоохранения обеспечивается 
              в основном частным медицинским страхованием. Общественные услуги 
              предоставляются в основном трем группам населения: пожилым, инвалидам 
              и людям с низким уровнем доходов. Благодаря мерам по обеспечению 
              доступности медицинской помощи, доля незастрахованного населения 
              снизилась с 14,4% в 2013 году до 9,1% в 2015 году, но в ближайшие 
              годы она вновь может возрасти из-за отмены действующей администрацией. В Польше, по закону 2012 года, право на социальное страхование 
              утрачивается, если не оплачиваются взносы. Незастрахованные лица 
              могут воспользоваться неотложной медицинской помощью в больницах, 
              где их будут побуждать застраховаться. 
 Рисунок 5. Охват населения базовыми услугами 
              здравоохранения в странах-членах ОЭСР и странах-партнерах, 2015 
              (или близкий) год, %  
              Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603108. 
                Дата обращения - 27.01.18.
 Базовые услуги здравоохранения, которые покрываются 
              за счет государственных программ или частного страхования, в ряде 
              случаев должны частично оплачиваться за счет других средств (собственных 
              средств населения или дополнительных видов добровольного страхования). 
              В девяти странах ОЭСР – Франции, Словении, Нидерландах, Израиле, 
              Бельгии, Канаде, Южной Корее, США и Австралии – более половины населения 
              пользуется частными услугами здравоохранения. 96% населения Франции 
              пользуется дополнительным частным медицинским страхованием, чтобы 
              покрывать расходы, частично оплачиваемые через систему социального 
              обеспечения. В Нидерландах и Израиле значительная часть населения 
              (соответственно, 84 и 83%) пользуется частным страхованием для оплаты 
              прописанных препаратов и стоматологической помощи, расходы не которые 
              не возмещаются через действующие общественные схемы. Частное страхование 
              используется и для более быстрого получения медицинских услуг, если 
              время их ожидания при получении через общественные схемы значительно, 
              – в Ирландии такими страховками пользуются 45% населения, в Австралии 
              56%. За последнее десятилетие доля населения, пользующегося 
              частным медицинским страхованием, в некоторых странах увеличилась 
              (в Дании, Южной Корее, Словении, Бельгии), а в других сократилась 
              (особенно значительно в Греции, Ирландии, Новой Зеландии и США). 
              Значение частного медицинского страхования зависит от доступности 
              общественных услуг здравоохранения, государственного посредничества 
              на рынке услуг медицинского страхования и особенностей исторического 
              развития. Несмотря на практически всеобщий охват населения стран 
              ОЭСР базовыми услугами здравоохранения, некоторые потребности в 
              услугах и товарах здравоохранительного назначения остаются неудовлетворенными 
              по тем или иным причинам. Это может происходить как из-за особенностей 
              функционирования системы здравоохранения (финансовой или транспортной 
              недоступности, необходимости длительного ожидания), так и из-за 
              личных особенностей пациентов (из-за страха не быть понятым врачом, 
              недостатка времени). Несвоевременное обращение или вовсе необращение 
              за медицинской помощью, когда она необходимо, может значительно 
              снижать статус здоровья как отдельного индивида, так и населения 
              в целом. Финансовая недоступность необходимых медицинских услуг 
              или товаров медицинского назначения значительно снижает охват населения 
              услугами здравоохранения. В ходе выборочных обследований, проведенных в ряде стран 
              ОЭСР[7], выясняли, случалось 
              ли респондентам в течение последнего года, если возникала проблема 
              медицинского характера, не посещать врача, не проходить предписанного 
              обследования или лечения, или не принимать прописанных препаратов 
              в должной дозе из-за их высокой стоимости. Результаты обследований показали, что в целом по ОЭСР-17 
              почти каждый десятый не получил необходимой медицинской консультации 
              из-за высокой цены (рис. 6). По мнению экспертов, это удивительно, 
              учитывая тот факт, что в большинстве стран ОЭСР медицинские консультации 
              бесплатны или требуют незначительной доплаты (хотя в Ирландии она 
              может составлять до 50 евро). Доля респондентов, отказавшихся от 
              посещения врача из-за высокой стоимости услуги, особенно высока 
              в Польше (33,0%), США (22,3%) и Швейцарии (20,9%). Ниже всего она 
              в Германии, Испании, Швеции, Великобритании, Израиле и Италии, где 
              она составляет менее 5%. В среднем по 15 странам ОЭСР 7% респондентов отметили, 
              что не получали прописанные врачом медицинские препараты из-за высокой 
              цены. В США доля таких ответов достигала 18%. Довольно значительна 
              она также в Швейцарии (12%), Канаде и Португалии (по 10%), а ниже 
              всего в Великобритании (2,3%) и Германии (3,2%). 
 Рисунок 6. Неполученные из-за высокой цены медицинские 
              консультации и прописанные лекарственные препараты в некоторых странах 
              ОЭСР*, 2016 (или близкий) год, на 100 человек (стандартизовано по 
              полу и возрасту)  
              * Неполученные медицинские консультации – по 17 странам ОЭСР; 
                неполученные из прописанных препаратов – по 15 странам ОЭСР Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603165, 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603184. 
                Дата обращения - 27.01.18. В целом о неудовлетворенной потребности в медицинском 
              обслуживании из-за высокой цены[8] 
              чаще сообщают респонденты с более низкими доходами. Если в среднем по 10 странам ОЭСР неудовлетворенную 
              потребность в медицинском обслуживании из высокой цены отметили 
              14% всех опрошенных взрослых людей, то в группе с низкими доходами 
              (менее 50% от медианных денежных доходов в стране) – 25% (рис. 7). 
              В Великобритании различия между общей выборкой и группой с низкими 
              доходами невелики (8% против 7%), но сама выборка мало представительна 
              (менее 100 человек). В остальных странах различия достаточно существенные. 
              Во Франции, Канаде и Швейцарии в группе с низкими доходами о неудовлетворенной 
              потребности в медицинском обслуживании говорили 30% респондентов, 
              в США - 43%. 
 Рисунок 7. Доля сообщивших о неудовлетворенной 
              потребности в медицинском обслуживании в группах с разным уровнем 
              доходов в некоторых странах ОЭСР, 2016 год, %  
              Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603203.Дата обращения - 27.01.18.
 В случае, если ни обязательная, ни добровольная страховка 
              не покрывает полностью расходы на определенные товары или услуги 
              здравоохранительного назначения, пациентам приходится покрывать 
              их за счет собственных средств. Это, наряду с неформальными платежами, 
              может повышать финансовое бремя услуг здравоохранения и тем самым 
              снижать охват ими населения. В целом по ОЭСР примерно пятая часть 
              всех текущих расходов на здравоохранение оплачивается за счет собственных 
              средств населения. О размере собственных расходов населения на услуги здравоохранения 
              можно судить по их доле в конечном потреблении домохозяйств. По 
              последним из имеющихся данных в среднем по ОЭСР-34 (без Турции) 
              она составляет 3%, варьируясь от менее чем 1,5% во Франции и Люксембурге 
              до более чем 5% в Швейцарии и Южной Корее (рис. 8). В эти расходы 
              не входят затраты на долговременное лечение. В большинстве стран 
              за счет собственных средств оплачиваются в большем мере фармацевтические 
              товары, амбулаторное лечение у стоматологов и офтальмологов, в меньшей 
              степени – врачебные консультации и лечение в больнице. 
 Рисунок 8. Доля собственных расходов* населения 
              на медицинские услуги в странах ОЭСР**, 2015 (или близкий) год, 
              % конечного потребления (частных) домохозяйств  
              * текущие расходы без расходов на долговременный уход** нет данных по Турции
 Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603222. 
                Дата обращения - 27.01.18.
 Охват населения услугами здравоохранения заметно различается 
              по территориям внутри отдельных стран. Концентрация медицинских 
              учреждений и медицинских работников в одних регионах и их нехватка 
              в других приводит к разной доступности и качеству, хотя бы по времени 
              ожидания, услуг здравоохранения. Неравномерное распределение кадрового 
              потенциала системы здравоохранения, пополнение и удерживание специалистов 
              в удаленных, слабозаселенных и более бедных регионах представляет 
              проблему для многих стран ОЭСР.  Для примера можно привести обеспеченность населения 
              врачами, которая среди стран ОЭСР составляет от менее 2 врачей на 
              1000 человек постоянного населения в Турции, Чили и Южной Корее 
              до 5 врачей и более в Греции и Австрии. Не меньшие различия наблюдаются 
              между регионами внутри стран ОЭСР. Во многих странах особенно высокая 
              концентрация врачей наблюдается в столичных городах, что особенно 
              характерно для Австрии, Чехии, Греции, Мексики, Португалии, Словакии 
              и США. В США региональные различия в обеспеченности населения врачами 
              достигают 5 раз, тогда как в Австрии, Бельгии и Южной Корее они 
              составляют около 20%. Значительные различия сохраняются между преимущественно 
              городскими и преимущественно сельскими территориями[9] 
              (рис. 9). В среднем по ОЭСР-16 обеспеченность врачами населения 
              на преимущественно городских территориях в 1,5 раза выше, чем на 
              преимущественно сельских (4,2 против 2,7 на 1000 человек). Наиболее 
              велики различия в Канаде (в 2,6 раза), Словакии (2,5) и Венгрии 
              (2,4), почти одинакова обеспеченность врачами на городских и сельских 
              территориях в Японии и Южной Корее (чуть более 2 на 1000 тысяч человек). 
 Рисунок 9. Число врачей на 1000 человек постоянного 
              населения на преимущественно городских и сельских территориях в 
              некоторых странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год  
              Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators 
                http://dx.doi.org/10.1787/888933603279. 
                Дата обращения - 27.01.18.
 Что касается других стран и мира в целом, то по оценкам 
              ВОЗ, по крайней мере, половина мирового населения не имеет доступа 
              к основным услугам здравоохранения, а 12% тратит на услуги здравоохранения 
              более 10% доходов домохозяйства[10]. 
             Для оценки охвата населения медико-санитарными услугами 
              выделено 16 основных медико-санитарных услуг, разбитых на 4 категории: 
               репродуктивное здоровье и здоровье матерей, новорожденных 
                и детей (планирование семьи, дородовое наблюдение и квалифицированная 
                медицинская помощь во время родов, полная детская иммунизация, 
                обращение за медицинской помощью в связи с пневмонией), инфекционные заболевания (лечение туберкулеза, антиретровирусная 
                терапия ВИЧ-инфекции, использование (охват) надкроватных сеток, 
                обработанных инсектицидами, для профилактики малярии, надлежащая 
                санитария), неинфекционные заболевания (профилактика и лечение 
                повышенного кровяного давления, профилактика и лечения повышенного 
                содержания глюкозы в крови, скрининг на рак шейки матки, употребление 
                (неупотребление) табака), потенциал здравоохранения и доступность его услуг 
                (доступность базовых госпитальных услуг, обеспеченность работниками 
                здравоохранения, доступность основных лекарственных средств, соблюдение 
                международных медико-санитарных правил). В докладе ВОЗ 2017 года, посвященного мониторингу мирового 
              здравоохранения с точки зрения достижения Целей устойчивого развития[11], 
              среди прочих анализируются данные об обеспеченности населения квалифицированными 
              медицинскими кадрами (врачами и медицинскими сестрами) и индекс 
              выполнения 13 основных международных медико-санитарных правил (средний 
              процент выполнения по каждому направлению на основе оценок национальных 
              экспертов)[12].  В целом по миру на каждые 10 тысяч человек приходится 
              46 медицинских работников, в Европейском и Американском регионе 
              обеспеченность квалифицированными медицинскими кадрами вдвое выше, 
              а в Африканском регионе – втрое ниже (рис. 10). Среди стран мира 
              значение показателя варьируется от 1,1 в Сомали до 266 в Монако. 
              Более 200 медицинских работников на каждые 10 тысяч человек приходится, 
              помимо княжества Монако, в Швейцарии, Норвегии, Дании и Исландии, 
              не более 3 медицинских работников, помимо Сомали, в Нигере, Либерии, 
              Эфиопии и Центрально-Африканской Республике. Индекс выполнения основных международных медико-санитарных 
              правил по оценкам за 2010-2016 годы составляет в целом по миру 73%. 
              Даже в Европейском регионе его значение лишь немногим превышает 
              80% за счет относительно низких значений – около 70% - в Болгарии, 
              Эстонии, Хорватии, Польше, Словении. В Африканском регионе значение 
              индекса самое низкое - 56%. Полностью выполнены международные медико-санитарные 
              правила (индекс равен 100%) в Японии, Канаде, Австралии, Южной Корее, 
              Малайзии и Южной Африке, лишь на 6% - в Сомали. 
 Рисунок 10. Численность медицинских работников 
              на 10 тысяч человек (2005- 2015 годы) и индекс выполнения 13 основных 
              международных медико-санитарных правил (%, 2010-2016 годы) по регионам 
              ВОЗ и миру в целом  
              Источник: World Health Statistics 2017: Annex 
                B, http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html. 
                Дата обращения - 17.01.18.
 
 [6] Всеобщий охват медико-санитарными 
              услугами /Информационный бюллетень N°395. Декабрь 2016 г. - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/ru/ 
              [7] Commonwealth Fund International 
              Health Policy Survey 2016, а также некоторые национальные выборочные 
              обследования.
 [8] При положительном ответе 
              хотя бы на один из вопросов об отказе из-за высокой стоимости: от 
              посещения/консультации врача, или от медицинских тестов, обследований, 
              предписанного врачом лечения, или приема прописанных лекарств в 
              предписанных дозах.
 [9] Эта типология применяется 
              в ОЭСР к территориальным образованиям третьего уровня и неофициальной 
              территориальной сетке, с учетом плотности населения и размера (численности 
              населения) городских поселений. Подробнее об речь шла в х предыдущих 
              выпусках Демографического барометра - http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/barom02.php,
 [10] Universal health coverage 
              (UHC) /Fact sheet. Updated December 2017. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/en/
 [11] World health statistics 
              2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals. 
              Geneva: World Health Organization; 2017. - http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html
 [12] Согласно Рамочной программе 
              мониторинга основных возможностей Международных медико-санитарных 
              правил (ММСП 2005 года) выделено 13 направлений мониторинга:
 1. Национальное законодательство, политика и финансирование
 2. Координация и коммуникации по ММСП
 3. Эпидемический надзор
 4. Реагирование на чрезвычайные ситуации в здравоохранении
 5. Готовность (к чрезвычайным ситуациям в области общественного 
              здравоохранения и реагированию)
 6. Коммуникации по вопросам рисков (политика и процедуры информирования 
              населения)
 7. Кадровые ресурсы
 8. Лабораторные службы (возможности для лабораторной диагностики 
              и подтверждения; лабораторная биобезопасность и биозащищенность)
 9. Пункты въезда (аэропорты, порты и наземные транспортные узлы) 
              – общие обязанности; основные возможности, необходимые постоянно 
              и в условиях чрезвычайных происшествий
 10. Происшествия, связанные с зоонозами
 11. Безопасность пищевых продуктов
 12. Происшествия, связанные с химическими веществами
 13. Чрезвычайные происшествия, связанные с радиоактивными веществами
 IHR Core Capacity Monitoring Framework Questionnaire 
              for Monitoring Progress in the Implementation of IHR Core Capacities 
              in States Parties. Geneva: World Health Organization; 2017. Licence: 
              CC BY-NC-SA 3.0 IGO; Международные медико-санитарные правила (2005 
              г.) РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП: ВОПРОСНИК 
              ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПРОГРЕССА В ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП 
              В ГОСУДАРСТВАХ- УЧАСТНИКАХ Geneva: Всемирная организация здравоохранения; 
              2017. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  
              
             |