Для цитирования: Щербакова
Е.М. Продолжительность жизни и здравоохранение в странах ОЭСР //Демоскоп
Weekly. 2018. № 757-758. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0757/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Продолжительность
жизни и здравоохранение в странах ОЭСР |
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Охват услугами здравоохранения в странах ОЭСР стал практически
всеобщим
Рост расходов на здравоохранение оказывает заметное
влияние на здоровье населения и рост продолжительности жизни только
при широкой доступности медицинских товаров и услуг. Достижение
всеобщего охвата медико-санитарными услугами является одной из Целей
устойчивого развития до 2030 года (цель 3.8), выдвинутых странами-членами
ООН в 2015 году. Оно подразумевает, что все люди и сообщества должны
получать необходимые им услуги ? от укрепления здоровья до профилактики,
лечения, реабилитации и паллиативной помощи, ? не испытывая при
этом серьезных финансовых затруднений[6].
В ОЭСР под охватом населения услугами здравоохранения
понимается доля населения, получающего базовый набор товаров и услуг
здравоохранительного назначения по общественным программам или по
программам частного медицинского страхования. К общественным программам
относятся государственная система здравоохранения и социальное медицинское
страхование. Частное страхование обычно бывает добровольным, хотя
может быть обязательным по закону или необходимым для работников
как часть условий рабочего договора. Страховая премия обычно не
связана с доходом, хотя покупка добровольной страховки может субсидироваться
государством. Государственные схемы и добровольное страхование обеспечивают
финансовую безопасность в чрезвычайных ситуациях или в случаях серьезного
заболевания, но не покрывают все предлагаемые товары и услуги здравоохранительного
назначения. Как правило, к базовому набору услуг относятся консультации
врачей общей практики и специалистов, тесты и исследования, хирургические
и терапевтические процедуры, а также частично стоматологическая
помощь и получение лекарственных препаратов.
В большинстве стран ОЭСР охват населения услугами здравоохранения
стал практически всеобщим, причем в основном за счет государственных
схем ? национальной системы здравоохранения или социального медицинского
страхования (рис. 5). Только в небольшом числе стран (в Нидерландах
и Швейцарии) для этого используется обязательное частное страхование,
в других странах оно добровольное.
Доля населения, получающего базовый набор товаров и
услуг здравоохранительного назначения по общественным программам
или по программам частного медицинского страхования, ниже 95% только
в семи странах ОЭСР – Греции (86,0%), США (90,9%), Польша (91,0%),
Чили (92,0%), Мексика (92,3%), Словакия (93,8%) и Эстония (94,0%).
В Греции продолжающийся экономический кризис приводит
к сокращению числа застрахованных из-за длительной безработицы и
снижению доходов самозанятых, пытающихся сэкономить на медицинской
страховке. Несмотря на это, начиная с 2014 года, незастрахованные
лица могут бесплатно получать прописанные лекарства, неотложную
помощь в государственных больницах и некоторые другие виды госпитализации
при определенных условиях.
В США охват населения услугами здравоохранения обеспечивается
в основном частным медицинским страхованием. Общественные услуги
предоставляются в основном трем группам населения: пожилым, инвалидам
и людям с низким уровнем доходов. Благодаря мерам по обеспечению
доступности медицинской помощи, доля незастрахованного населения
снизилась с 14,4% в 2013 году до 9,1% в 2015 году, но в ближайшие
годы она вновь может возрасти из-за отмены действующей администрацией.
В Польше, по закону 2012 года, право на социальное страхование
утрачивается, если не оплачиваются взносы. Незастрахованные лица
могут воспользоваться неотложной медицинской помощью в больницах,
где их будут побуждать застраховаться.
Рисунок 5. Охват населения базовыми услугами
здравоохранения в странах-членах ОЭСР и странах-партнерах, 2015
(или близкий) год, %
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933603108.
Дата обращения - 27.01.18.
Базовые услуги здравоохранения, которые покрываются
за счет государственных программ или частного страхования, в ряде
случаев должны частично оплачиваться за счет других средств (собственных
средств населения или дополнительных видов добровольного страхования).
В девяти странах ОЭСР – Франции, Словении, Нидерландах, Израиле,
Бельгии, Канаде, Южной Корее, США и Австралии – более половины населения
пользуется частными услугами здравоохранения. 96% населения Франции
пользуется дополнительным частным медицинским страхованием, чтобы
покрывать расходы, частично оплачиваемые через систему социального
обеспечения. В Нидерландах и Израиле значительная часть населения
(соответственно, 84 и 83%) пользуется частным страхованием для оплаты
прописанных препаратов и стоматологической помощи, расходы не которые
не возмещаются через действующие общественные схемы. Частное страхование
используется и для более быстрого получения медицинских услуг, если
время их ожидания при получении через общественные схемы значительно,
– в Ирландии такими страховками пользуются 45% населения, в Австралии
56%.
За последнее десятилетие доля населения, пользующегося
частным медицинским страхованием, в некоторых странах увеличилась
(в Дании, Южной Корее, Словении, Бельгии), а в других сократилась
(особенно значительно в Греции, Ирландии, Новой Зеландии и США).
Значение частного медицинского страхования зависит от доступности
общественных услуг здравоохранения, государственного посредничества
на рынке услуг медицинского страхования и особенностей исторического
развития.
Несмотря на практически всеобщий охват населения стран
ОЭСР базовыми услугами здравоохранения, некоторые потребности в
услугах и товарах здравоохранительного назначения остаются неудовлетворенными
по тем или иным причинам. Это может происходить как из-за особенностей
функционирования системы здравоохранения (финансовой или транспортной
недоступности, необходимости длительного ожидания), так и из-за
личных особенностей пациентов (из-за страха не быть понятым врачом,
недостатка времени). Несвоевременное обращение или вовсе необращение
за медицинской помощью, когда она необходимо, может значительно
снижать статус здоровья как отдельного индивида, так и населения
в целом. Финансовая недоступность необходимых медицинских услуг
или товаров медицинского назначения значительно снижает охват населения
услугами здравоохранения.
В ходе выборочных обследований, проведенных в ряде стран
ОЭСР[7], выясняли, случалось
ли респондентам в течение последнего года, если возникала проблема
медицинского характера, не посещать врача, не проходить предписанного
обследования или лечения, или не принимать прописанных препаратов
в должной дозе из-за их высокой стоимости.
Результаты обследований показали, что в целом по ОЭСР-17
почти каждый десятый не получил необходимой медицинской консультации
из-за высокой цены (рис. 6). По мнению экспертов, это удивительно,
учитывая тот факт, что в большинстве стран ОЭСР медицинские консультации
бесплатны или требуют незначительной доплаты (хотя в Ирландии она
может составлять до 50 евро). Доля респондентов, отказавшихся от
посещения врача из-за высокой стоимости услуги, особенно высока
в Польше (33,0%), США (22,3%) и Швейцарии (20,9%). Ниже всего она
в Германии, Испании, Швеции, Великобритании, Израиле и Италии, где
она составляет менее 5%.
В среднем по 15 странам ОЭСР 7% респондентов отметили,
что не получали прописанные врачом медицинские препараты из-за высокой
цены. В США доля таких ответов достигала 18%. Довольно значительна
она также в Швейцарии (12%), Канаде и Португалии (по 10%), а ниже
всего в Великобритании (2,3%) и Германии (3,2%).
Рисунок 6. Неполученные из-за высокой цены медицинские
консультации и прописанные лекарственные препараты в некоторых странах
ОЭСР*, 2016 (или близкий) год, на 100 человек (стандартизовано по
полу и возрасту)
* Неполученные медицинские консультации – по 17 странам ОЭСР;
неполученные из прописанных препаратов – по 15 странам ОЭСР
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933603165,
http://dx.doi.org/10.1787/888933603184.
Дата обращения - 27.01.18.
В целом о неудовлетворенной потребности в медицинском
обслуживании из-за высокой цены[8]
чаще сообщают респонденты с более низкими доходами.
Если в среднем по 10 странам ОЭСР неудовлетворенную
потребность в медицинском обслуживании из высокой цены отметили
14% всех опрошенных взрослых людей, то в группе с низкими доходами
(менее 50% от медианных денежных доходов в стране) – 25% (рис. 7).
В Великобритании различия между общей выборкой и группой с низкими
доходами невелики (8% против 7%), но сама выборка мало представительна
(менее 100 человек). В остальных странах различия достаточно существенные.
Во Франции, Канаде и Швейцарии в группе с низкими доходами о неудовлетворенной
потребности в медицинском обслуживании говорили 30% респондентов,
в США - 43%.
Рисунок 7. Доля сообщивших о неудовлетворенной
потребности в медицинском обслуживании в группах с разным уровнем
доходов в некоторых странах ОЭСР, 2016 год, %
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators
http://dx.doi.org/10.1787/888933603203.
Дата обращения - 27.01.18.
В случае, если ни обязательная, ни добровольная страховка
не покрывает полностью расходы на определенные товары или услуги
здравоохранительного назначения, пациентам приходится покрывать
их за счет собственных средств. Это, наряду с неформальными платежами,
может повышать финансовое бремя услуг здравоохранения и тем самым
снижать охват ими населения. В целом по ОЭСР примерно пятая часть
всех текущих расходов на здравоохранение оплачивается за счет собственных
средств населения.
О размере собственных расходов населения на услуги здравоохранения
можно судить по их доле в конечном потреблении домохозяйств. По
последним из имеющихся данных в среднем по ОЭСР-34 (без Турции)
она составляет 3%, варьируясь от менее чем 1,5% во Франции и Люксембурге
до более чем 5% в Швейцарии и Южной Корее (рис. 8). В эти расходы
не входят затраты на долговременное лечение. В большинстве стран
за счет собственных средств оплачиваются в большем мере фармацевтические
товары, амбулаторное лечение у стоматологов и офтальмологов, в меньшей
степени – врачебные консультации и лечение в больнице.
Рисунок 8. Доля собственных расходов* населения
на медицинские услуги в странах ОЭСР**, 2015 (или близкий) год,
% конечного потребления (частных) домохозяйств
* текущие расходы без расходов на долговременный уход
** нет данных по Турции
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933603222.
Дата обращения - 27.01.18.
Охват населения услугами здравоохранения заметно различается
по территориям внутри отдельных стран. Концентрация медицинских
учреждений и медицинских работников в одних регионах и их нехватка
в других приводит к разной доступности и качеству, хотя бы по времени
ожидания, услуг здравоохранения. Неравномерное распределение кадрового
потенциала системы здравоохранения, пополнение и удерживание специалистов
в удаленных, слабозаселенных и более бедных регионах представляет
проблему для многих стран ОЭСР.
Для примера можно привести обеспеченность населения
врачами, которая среди стран ОЭСР составляет от менее 2 врачей на
1000 человек постоянного населения в Турции, Чили и Южной Корее
до 5 врачей и более в Греции и Австрии. Не меньшие различия наблюдаются
между регионами внутри стран ОЭСР. Во многих странах особенно высокая
концентрация врачей наблюдается в столичных городах, что особенно
характерно для Австрии, Чехии, Греции, Мексики, Португалии, Словакии
и США. В США региональные различия в обеспеченности населения врачами
достигают 5 раз, тогда как в Австрии, Бельгии и Южной Корее они
составляют около 20%.
Значительные различия сохраняются между преимущественно
городскими и преимущественно сельскими территориями[9]
(рис. 9). В среднем по ОЭСР-16 обеспеченность врачами населения
на преимущественно городских территориях в 1,5 раза выше, чем на
преимущественно сельских (4,2 против 2,7 на 1000 человек). Наиболее
велики различия в Канаде (в 2,6 раза), Словакии (2,5) и Венгрии
(2,4), почти одинакова обеспеченность врачами на городских и сельских
территориях в Японии и Южной Корее (чуть более 2 на 1000 тысяч человек).
Рисунок 9. Число врачей на 1000 человек постоянного
населения на преимущественно городских и сельских территориях в
некоторых странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators
http://dx.doi.org/10.1787/888933603279.
Дата обращения - 27.01.18.
Что касается других стран и мира в целом, то по оценкам
ВОЗ, по крайней мере, половина мирового населения не имеет доступа
к основным услугам здравоохранения, а 12% тратит на услуги здравоохранения
более 10% доходов домохозяйства[10].
Для оценки охвата населения медико-санитарными услугами
выделено 16 основных медико-санитарных услуг, разбитых на 4 категории:
- репродуктивное здоровье и здоровье матерей, новорожденных
и детей (планирование семьи, дородовое наблюдение и квалифицированная
медицинская помощь во время родов, полная детская иммунизация,
обращение за медицинской помощью в связи с пневмонией),
- инфекционные заболевания (лечение туберкулеза, антиретровирусная
терапия ВИЧ-инфекции, использование (охват) надкроватных сеток,
обработанных инсектицидами, для профилактики малярии, надлежащая
санитария),
- неинфекционные заболевания (профилактика и лечение
повышенного кровяного давления, профилактика и лечения повышенного
содержания глюкозы в крови, скрининг на рак шейки матки, употребление
(неупотребление) табака),
- потенциал здравоохранения и доступность его услуг
(доступность базовых госпитальных услуг, обеспеченность работниками
здравоохранения, доступность основных лекарственных средств, соблюдение
международных медико-санитарных правил).
В докладе ВОЗ 2017 года, посвященного мониторингу мирового
здравоохранения с точки зрения достижения Целей устойчивого развития[11],
среди прочих анализируются данные об обеспеченности населения квалифицированными
медицинскими кадрами (врачами и медицинскими сестрами) и индекс
выполнения 13 основных международных медико-санитарных правил (средний
процент выполнения по каждому направлению на основе оценок национальных
экспертов)[12].
В целом по миру на каждые 10 тысяч человек приходится
46 медицинских работников, в Европейском и Американском регионе
обеспеченность квалифицированными медицинскими кадрами вдвое выше,
а в Африканском регионе – втрое ниже (рис. 10). Среди стран мира
значение показателя варьируется от 1,1 в Сомали до 266 в Монако.
Более 200 медицинских работников на каждые 10 тысяч человек приходится,
помимо княжества Монако, в Швейцарии, Норвегии, Дании и Исландии,
не более 3 медицинских работников, помимо Сомали, в Нигере, Либерии,
Эфиопии и Центрально-Африканской Республике.
Индекс выполнения основных международных медико-санитарных
правил по оценкам за 2010-2016 годы составляет в целом по миру 73%.
Даже в Европейском регионе его значение лишь немногим превышает
80% за счет относительно низких значений – около 70% - в Болгарии,
Эстонии, Хорватии, Польше, Словении. В Африканском регионе значение
индекса самое низкое - 56%. Полностью выполнены международные медико-санитарные
правила (индекс равен 100%) в Японии, Канаде, Австралии, Южной Корее,
Малайзии и Южной Африке, лишь на 6% - в Сомали.
Рисунок 10. Численность медицинских работников
на 10 тысяч человек (2005- 2015 годы) и индекс выполнения 13 основных
международных медико-санитарных правил (%, 2010-2016 годы) по регионам
ВОЗ и миру в целом
Источник: World Health Statistics 2017: Annex
B, http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html.
Дата обращения - 17.01.18.
[6] Всеобщий охват медико-санитарными
услугами /Информационный бюллетень N°395. Декабрь 2016 г. - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/ru/
[7] Commonwealth Fund International
Health Policy Survey 2016, а также некоторые национальные выборочные
обследования.
[8] При положительном ответе
хотя бы на один из вопросов об отказе из-за высокой стоимости: от
посещения/консультации врача, или от медицинских тестов, обследований,
предписанного врачом лечения, или приема прописанных лекарств в
предписанных дозах.
[9] Эта типология применяется
в ОЭСР к территориальным образованиям третьего уровня и неофициальной
территориальной сетке, с учетом плотности населения и размера (численности
населения) городских поселений. Подробнее об речь шла в х предыдущих
выпусках Демографического барометра - http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/barom02.php,
[10] Universal health coverage
(UHC) /Fact sheet. Updated December 2017. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/en/
[11] World health statistics
2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals.
Geneva: World Health Organization; 2017. - http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html
[12] Согласно Рамочной программе
мониторинга основных возможностей Международных медико-санитарных
правил (ММСП 2005 года) выделено 13 направлений мониторинга:
1. Национальное законодательство, политика и финансирование
2. Координация и коммуникации по ММСП
3. Эпидемический надзор
4. Реагирование на чрезвычайные ситуации в здравоохранении
5. Готовность (к чрезвычайным ситуациям в области общественного
здравоохранения и реагированию)
6. Коммуникации по вопросам рисков (политика и процедуры информирования
населения)
7. Кадровые ресурсы
8. Лабораторные службы (возможности для лабораторной диагностики
и подтверждения; лабораторная биобезопасность и биозащищенность)
9. Пункты въезда (аэропорты, порты и наземные транспортные узлы)
– общие обязанности; основные возможности, необходимые постоянно
и в условиях чрезвычайных происшествий
10. Происшествия, связанные с зоонозами
11. Безопасность пищевых продуктов
12. Происшествия, связанные с химическими веществами
13. Чрезвычайные происшествия, связанные с радиоактивными веществами
IHR Core Capacity Monitoring Framework Questionnaire
for Monitoring Progress in the Implementation of IHR Core Capacities
in States Parties. Geneva: World Health Organization; 2017. Licence:
CC BY-NC-SA 3.0 IGO; Международные медико-санитарные правила (2005
г.) РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП: ВОПРОСНИК
ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПРОГРЕССА В ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП
В ГОСУДАРСТВАХ- УЧАСТНИКАХ Geneva: Всемирная организация здравоохранения;
2017. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
|