|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Как и почему я пришла в социологию[1]
Л.М. Дробижева
В социологию я пришла из истории. После завершения аспирантуры в
Институте истории мне поручили заниматься «современными республиканскими
отношениями». Погрузившись в изучение возможных, доступных тогда
в 70-х годах источников, я поняла, что они реальную жизнь отражают
неполно или искажённо. Узнав от коллег, что В. А. Ядов читает лекции
в Академии общественных наук, я по знакомству стала проходить в
это закрытое для «простых научников» учреждение. Лекциями Ядова
я была заворожена. Стала читать литературу, вышла книга «Человек
и его работа». Я дружила с Лёней Гордоном и Эдиком Клоповым. Они
тоже пришли в социологию из истории и помогли мне советами, помогал
и Сева Шкаратан, который был другом нашей семьи.
Учебников социологии тогда не было. Лекции В. А. Ядова, Ю. А. Левады,
47 пятниц Грушина были моей изначальной школой социологии.
Важную роль в реализации моих интересов сыграл академик Ю. В. Бромлей
– директор Института этнографии. Он знал, что на Западе изучением
современных народов и межэтническими отношениями занимаются социологи
и решил в своём институте развивать это направление. Он пригласил
Ю. В. Арутюняна, И. С. Кона, О. И. Шкаратана. Тогда в Институте
этнографии была более свободная обстановка для работы, чем у социологов,
которых сильнее контролировал ЦК КПСС, и, эти учёные перешли в Бромлеевский
институт. В этом институте намечались крупные репрезентативные исследования.
Это было очень соблазнительным. Тем более, что Ю. В. Бромлей пригласил
и меня. Он меня знал, так как я с ним работала как учёный секретарь
Совета по национальным отношениям, которым он руководил от Президиума
АН СССР. Из Института истории я перешла в отдел этносоциологии,
которым руководил Ю. В. Арутюнян. Так началась моя социологическая
профессионализация – это о том, КАК.
А теперь ПОЧЕМУ. Участие в социологических исследованиях давало
познание реальной жизни. Тогда межэтнические отношения именовались
«дружбой народов», а мы знали, что отношения людей были разными.
Мы знали, что даже у нас в Академических институтах национальность
имела значение при приёме на работу, при выдвижениях. Но насколько
такая практика существует на производственных предприятиях, в сфере
вузовских учреждений в регионах никто не знал. Об этом говорили
на кухнях.
В 70-х годах при подготовке новой Конституции Татарстан заявил о
претензиях стать Союзной республикой. Аргументом было то, что по
экономическому потенциалу республика сильнее Белоруссии, да и некоторых
других союзных республик. На Украине заговорили о более широком
использовании украинского языка. Я об этом знала из обсуждений в
Совете, но в прессе об этом ничего не было. Как узнать, что о федеративных
отношениях думают люди – в этих республиках?
Всё чаще учёные приходили к выводу – социологические исследования
приоткрывают возможность узнать реальную жизненную практику. Да
и руководство в регионах стало осознавать такую необходимость. В
Татарстане нам разрешили провести репрезентативное исследование.
Это было первое репрезентативное для региона этносоциологическое
исследование в конце 60-х. Потом в 70-е стали приглашать и другие
республики. Квачахия помогал с исследованием в Грузии, Клара Халли,
Мик Титма в Эстонии – сложных республиках. Мы стали изучать проблему
использования языка, этнический фактор в доступности к разным видам
занятий и к образованию, проблемы доминирования, социального равенства
– социология открывала такие темы для познания, которые в гуманитарных
и социальных науках в то время вообще не присутствовали.
Занятие социологией было тогда рискованным. Карьеристы в неё шли
очень редко.
Возможность изучить, знать, понимать и отдавать – вот
почему приходили в социологию. И ещё был субъективный фактор. Среди
социологов было много интересных, ярких, симпатичных людей. Шли
живые, острые дискуссии, которые поддерживали надежду, что научными
исследованиями мы можем изменить жизнь людей, общества к лучшему.
|